встреча марии и елизаветы реймский собор
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Композиция «Встреча Марии и Елизаветы», входящая в группу скульптур центрального портала Западного фасада Реймсского собора, изображает Библейскую сцену встречи Девы Марии и её двоюродной сестры Елизаветы. Обе они ожидают рождения младенцев, одна – будущего Иоанна Крестителя, другая – Спасителя.
Обе женские фигуры стоят на отдельных постаментах-консолях, и их взгляды не встречаются, но слегка склонённые друг к другу головы, поворот корпуса и жесты рук связывают статуи в единую композицию. Обе скульптуры строги и величавы, их объединяет и взгляд, направленный скорее в себя, чем на окружающий мир. Они как бы прислушиваются к новой, уже зарождённой в них жизни.
Юное лицо Марии светло, его черты гармоничны, овал мягок. Елизавета же несёт на лице печать прожитых лет, его черты заострены и отмечены печалью. Скульптор мастерски оживляет камень, наделяя его человеческими эмоциями. Динамика композиции подчёркивается вниманием к мелким скульптурным деталям – тонкой пластической проработкой ликов, жестов рук, плотных, окутывающих женские фигуры, драпировок с множеством складок.
Мастер гениально совместил в образах Марии и Елизаветы божественное начало и человеческую эмоциональность, высший промысел и его земное воплощение. Вся скульптурная композиция выполнена средневековым художником в эллинском стиле, с его подчёркнутым изяществом и даже рафинированностью, духовная красота здесь гармонично сочетается с телесной.
История создания.
Средневековый период в культуре Западной Европы был отмечен конфликтами реальной действительности и духовной жизни. Основополагающий тезис христианского аскетизма «Дух – всё, плоть – ничто» прекрасно выражаётся архитектоникой готических соборов с их устремлёнными ввысь формами.
В 1210 году пожар уничтожил Реймсский собор вместе с большей частью города, но уже в следующем году было заложено здание нового храма, которое существует и сейчас. Как и его предшественник, новый собор был посвящён Богоматери. Строительство здания продолжалось до 1285 года, работами руководили четыре архитектора – Жан д’Орбе, Жан-ле-Лу, Гоше Реймсский и Бернар Суассонский, имена которых были выложены цветным камнем на полу нефа.
Творческая мысль зодчих и скульпторов Нотр Дам де Реймс легла на напряженные, стремительные формы готического собора, высокий дух эпохи застыл в его скульптурах. Собор украшен священными и возвышенными образами, но средневековые мастера, в своём стремлении показать силу человеческого духа, сквозь строгие церковные каноны сумели пробиться к живому ощущению натуры. В строгих, ритмичных рядах статуй праведников, украшающих собор, как бы рождаются динамические импульсы, появляется высокое напряжение духовности. Тонкая игра света на тщательно проработанных деталях драпировок, лицах святых, крыльях ангелов оживляет камень, делает его тёплым, а Библейские сюжеты – близкими и понятными.
Автор текста: Марина Румянцева.
Встреча марии и елизаветы реймский собор
Ð Created using Figma
Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma
Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma
Group Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma
Rectangle Created using Figma
Rectangle Created using Figma
На полный экран Created using Figma
google Created using Figma
И Created using Figma Ð˜Ð´ÐµÑ Created using Figma Vector Created using Figma
Стрелка Created using Figma Group Created using Figma
Login Created using Figma logo_black Created using Figma
Logout Created using Figma
Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma
Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma
Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma
Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma
Доп эпизоды Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma
rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma ШÑринг Created using Figma
Громкость Created using Figma
СкороÑть Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð³Ñ€Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Created using Figma
telegram Created using Figma
twitter Created using Figma
Created using Figma
И Created using Figma
vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma
Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma
Встреча марии и елизаветы реймский собор
© М. А. Чернышева, 2014
Понятие «мимесис» рождается в древней Греции. В V в. до н. э. оно уже встречается в различных греческих текстах. И в античности, и позже в Европе содержание понятия «мимесис» варьировалось, его трактовали шире или уже, с теми или иными смысловыми акцентами.
На латыни, вытеснившей греческий язык в ученом мире западного Средневековья, «μίμησις» обозначался как «imitatio». Со времен Ренессанса теоретики искусства прибегают к образованным от латинского корня словам новоевропейских языков – «imitazione», «imitation». Это определило господствующий до сих пор перевод «мимесиса» как «имитации», «подражания». Однако греческий термин вбирал в себя также значения «представление», «выражение», «воплощение», «воссоздание», «изображение».[1] В философии от античности до наших дней понятие мимесиса никогда не ограничивалось областью искусств и распространялось на широкую сферу человеческих действий и механизмов бытия.
В IV в. до н. э. Платон и Аристотель развили это понятие применительно к искусствам (и не только к ним). Они создали классические концепции мимесиса, ставшие фундаментом теории изобразительного искусства, которая в чистом виде, отделившись от философии и теологии, возникла в эпоху итальянского Возрождения. Именно тогда концепция художественного мимесиса переживает свой расцвет и триумф, никогда больше не повторившиеся. По этой причине ренессансную концепцию мимесиса мы принимаем за ориентир в рассмотрении не только позднейших представлений о мимесисе, но и более ранних, средневековых и античных.
Смирившись с закрепившимся переводом «мимесиса» как «подражания» (ибо греческому «мимесис» не найти точного и краткого эквивалента в современных языках и неудобно каждый раз приводить значение термина в вариациях), мы должны договориться, что подразумеваемое подражание не сводится к простому, внешнему копированию природы, хотя и не исключает такового.
Мимесис в искусстве многогранен, и наши задачи включают в себя выявление этой многогранности. Но в целом классический мимесис – это сложный интеллектуальный и эмпирический процесс художественного изучения и воспроизведения природы, который находится в родственном союзе, во-первых, с устремлением к идеальному, духовному, а во-вторых – с тем, что древние греки назвали пойэсисом, т. е. с образотворчеством, воображением и изображением / созданием нового. Мимесис предполагает не только передачу поверхностного явления вещей, но раскрытие их глубинной, невидимой сути, а также изображение того, чего в природе и вовсе не существует.
С классическим мимесисом пересекаются, но не совпадают натурализм и реализм. С одной стороны, мимесис вбирает в себя натурализм и реализм как частные и побочные свои случаи. С другой стороны, понятия «натурализм» и «реализм» складываются гораздо позднее понятия «подражание», и сам факт их выделения указывает на их дополнительность по отношению к укоренившемуся представлению о подражании, а также на изменение этого последнего.
Натурализм и реализм тоже не безусловно совпадают друг с другом, хотя эти термины часто используют как синонимы. Слово «натуралисты» входит в художественную теорию в XVII в. в Италии. Термины «реализм», «реалисты» утверждаются в художественной теории только в середине XIX в. во Франции. В отличие от натуралистов XVII в. реалисты XIX в. – это художники, которые не только изображают как можно более точно то, что они видят в обыденной действительности, но и откликаются на социальные проблемы современности, а также отстаивают свою художественную позицию как наиболее правильную.
В наши дни термин «реализм» более распространен, чем термин «натурализм». Но мы предпочитаем к искусству до XIX в. применять термин «натурализм» как исторически более корректный. Поскольку сейчас под натурализмом часто понимают своего рода суженный и измельченный реализм, подчеркнем, что мы используем термин «натурализм» совсем не в таком значении, а наоборот, как более нейтральный, свободный от исконного социально ангажированного смысла термина «реализм», как подразумевающий искусство, просто близкое к конкретной зримой действительности.
Хотя слово «мимесис» возникает в связи с культом, ритуальным дионисийским танцем, уже Аристотель создает предпосылки для того, чтобы понятие «мимесис» стало инструментом объяснения сущности и самостоятельной ценности искусства. Важным основанием здесь выступает различение подражаемого и подражающего, изображаемого и изображающего, предмета и его художественного образа, причем различение не иерархическое, когда, как мыслил Платон, образ был бы производным от предмета и неизбежно второстепенным по отношению к нему, а такое, когда образ мог бы даже превосходить предмет, будучи обязан своим достоинством не ему, а художественным средствам и приемам своего исполнения.
Осознание такой (по Аристотелю) дистанции между изображающим и изображаемым необходимо для созерцания образа в его собственно художественных качествах. Это осознание высвободило образ в особую художественно-эстетическую сферу из области религиозного культа, в которой образ зародился, отделило его прежде всего от магического объекта.
В магических объектах изображающее сближается с изображаемым трансцендентным, прямо соприкасается с ним, и ценится именно по степени своей причастности к изображаемому. Для верующего чудотворные иконы суть не произведения художника, а образы, в которых божественный дух сам являет себя, магические образы, отмеченные божественной волей и присутствием.
Когда мы говорим, что искусство подражает природе, мы имеем в виду, что между ними сохраняется непреодолимая дистанция, что изображающее не равно изображаемому и не подчинено ему, сколь бы полной ни была иллюзия. Художественный мимесис устанавливает между искусством и природой, скорее, соответствия, чем сходства.[2] И установление этих соответствий есть одновременно установление различий.[3] Соответствия между художественным образом и природой не только не заслоняют различий между ними, но по-своему актуализируют вопрос об этих различиях. Разговор о мимесисе в искусстве не исчерпывается описанием природы, реальности такой, какой она является предметом искусства. Это разговор в первую очередь о самом искусстве, о тех средствах и приемах, которые составляют его собственный, внутренний потенциал и которые оно использует для того, чтобы не столько достичь сходства с природой, сколько убедить зрителей в этом сходстве.
В художественной культуре мимесис до тех пор остается в центре определения сущности и ценности искусства, пока подражанию не отказывают в родственном союзе с пойэсисом и со способностью воплощать идеальное. Сомнения в пойэтических и духовных возможностях подражания постепенно развиваются с постренессансного времени. Отметим основные факторы и вехи этого развития, на которых остановимся подробнее в основной части книги.
• В художественной теории XVII в., позже названной теорией классицизма, идея красоты отрывается от эмпирической природы. Подражание натурной модели начинает восприниматься не как сопутствующее подражанию художественным образцам и стремлению к прекрасному (так это было в ренессансной теории), но как сдерживающее это стремление.[4] Еще очень далеко до разуверения в необходимости мимесиса, но уже намечается как никогда четкое разделение подражания на высокое и низкое, идеальное и конкретное. В классицистической теории сама природа превращается в отвлеченное культурное понятие, ассоциируется с образцами античного искусства, воплотившими в себе идею красоты. Подражание такой природе считается достойным, но оно вслед за ней становится отвлеченным понятием.
Одно из наиболее авторитетных до сих пор исследований о смысловом диапазоне и эволюции понятия «мимесис» в античности: Koller H. Die Mimesis in der Antike. Bern, 1954. См. также: Вейдле В. О смысле мимесиса // Вейдле В. Эмбриология поэзии. Статьи по поэтике и теории искусства. М., 2002; Gebauer G., Wulf C. Mimésis. Culture – Art – Société. Paris, 2005. P. 51–55.
Gombrich E. H. Art and Illusion. A study in the psychology of pictorial representation. New York, 2002. P. 292.
Лотман Ю. М. Проблема сходства искусства и жизни в свете структурального подхода // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 380.
Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. СПб., 1999. С. 86.
Адрес: Франция, Реймс, улица Кардиналь де Лоррэн (Place du Cardinal Luçon)
Начало строительства: 1211 год
Окончание строительства: 1275 год
Архитекторs: Жан д’Орбэ, Жан де Лу, Гоше де Ремс, Бернар де Суассон, Робер де Куси
Координаты: 49°15′13″N,4°2′3″E
Высота башен: 80 м.
Основные достопримечательности: витражи
В 150 км от Парижа, в сердце региона Шампань находится Реймс — город с 2500-летней историей. Он знаменит своими виноградниками, используемыми в производстве шампанского, и великолепными архитектурными памятниками, начиная с галло-римского периода и до XIX века.
Но главную гордость города составляет Реймсский собор (Нотр-Дам-де-Реймс) — величайший образец сакральной готической архитектуры. Собор в Реймсе известен тем, что в его стенах венчались на царство почти все французские монархи, а Жанна д’Арк привела сюда короноваться Карла VII. Эта коронация означала, что Франция, не признающая власть английских оккупантов, провозглашает собственную независимость.
Вид на западный фасад собора
История Реймсского собора
История храма восходит к V веку, когда епископ Никасий заложил первый городской собор в честь Пресвятой Богородицы. Именно в этом храме в 498 году крестился Хлодвиг — первый король франков из династии Меровингов. Первым в Реймсской церкви в 816 году короновался сын Карла Великого — Людовик Благочестивый, а последним — Карл X в 1825 году.
Однако статус официального места коронации монархов Реймсский собор получил только в 1013 году. Предание гласит, что в 1027 году, когда французский король Генрих I венчался на царство, то посланный с небес голубь принёс в клюве сосуд с благоуханным маслом миро, необходимым для помазания короля. Случившееся чудо положило начало традиции коронования французских правителей в Реймсе.
Реймсский собор ночью
В 1210 году роковой пожар уничтожил большую часть города, погибли и религиозные сооружения. Строительство нового храма Божьей Матери, начатое в 1211 году архиепископом Обри де Умбером, завершилось более века спустя. Этот собор существует и поныне, а в 2011 году он отметил свой 800-летний юбилей. Ко «дню рождения» Нотр-Дам-де-Реймса французы подготовили разнообразные мероприятия, в том числе светомузыкальное шоу.
Реймсский собор в истории России
Любопытно, что в истории собора есть страница, значимая и для России. Здесь, в Реймсском храме 19 мая 1051 года Генрих I обвенчался с Анной Ярославной — дочерью киевского князя Ярослава Мудрого. Так русская княжна стала французской королевой.
Вид на южный фасад собора
Реймсский собор — шедевр зрелой готики
Наряду с соборами Амьена и Шартра Реймсский храм по праву считается одним из лучших образцов французской готики в период её наивысшего расцвета. Собор в Реймсе больше (длина 138 метров) и торжественнее Шартрского; он перекрыт более массивными сводами, достигающими в вершине 38 метров. Согласно первоначальному проекту, Реймсский храм должны были венчать 6 башен со шпилями. Но удалось возвести лишь две башни западного фасада, устремившиеся в небо на высоту 80 метров. Эта часть здания декорирована изящным скульптурным фризом. Большинство скульптур выполнено в 1241 — 1290 годах. Среди 2000 фигур можно увидеть епископов, святых и дьявола, монархов, рыцарей и ремесленников.
Вид на башни собора
Также на западном портале размещена известная скульптурная композиция «Встреча Марии и Елизаветы», сюжет которой взят из «Нового Завета». Эта встреча наполнена обоюдной радостью: Дева Мария ожидает ребёнка (её сыном будет И. Христос), и её бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то забеременела и вскоре даст рождение Иоанну Крестителю. На портале Реймсского собора Елизавета изображена немолодой матерью по контрасту с юной, женственной Марией. Есть в Реймсском соборе ещё одна знаменитая статуя — «Улыбающийся ангел», или как её иногда называют — «Улыбка Реймса».
Внутренний интерьер Реймского собора
Витражи Реймсского собора
Особое место в интерьере Реймсского собора занимают витражи, изготовленные по эскизам российского живописца Марка Шагала. На центральном витраже запечатлены два библейских сюжета: на левом окне — жертвоприношение Исаака, а на правом — казнь Иисуса Христа через распятие. На других витражах представлены эпизоды из истории королей Франции, в том числе одно из главных событий Реймсского собора — крещение Холдвига I.
Память сретения Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы
Встреча Марии и Елизаветы, Посещение Марии – встреча Девы Марии и праведной Елизаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки – Лк. 1:39-56.
Встреча Марии и Елизаветы. Статуи западного фасада собора в Реймсе. 1225—1240
Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк. 1:39).
Евангелие описывает встречу так: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. (Лк. 1:41-45)
Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее. Cлова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородицы, а в католицизме Радуйся, Мария.
В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1:46-55).
Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.
Встреча Девы Марии и св. Елизаветы
Согласно православному и католическому преданию местом встречи был дом Захарии и Елизаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем и является западным пригородом Иерусалима.
На месте этого дома построена католическая Церковь Посещения и основан францисканский монастырь. Чуть выше по склону, примерно в двадцати метрах от Церкви Посещения, за оградой, располагается подземный храм в честь Иоанна Крестителя русского Горненского монастыря.
Недалеко от Иерусалима, примерно в семи километрах к юго-западу, находится небольшая деревушка. Именно в этом поселении жил Захария, отец Иоанна Крестителя, и Дева Мария посещала свою сестру Елизавету. На месте е1 жилища возвели церковь Посещения или же Встречи Девы Марии и святой Елизаветы.
Сначала это был обычный византийский храм, который датировался четвертым веком, но от него остался лишь остов, так как основное помещение было разрушено.
Сохранились малые части фрагментов более поздних построек церквей двенадцатого и четырнадцатого веков. Современный же храм был основан и построен в 1935 году. Интерьер храма щедро украшен фресками, иконами и мозаиками.
Встреча Марии и Елизаветы, Посещение Марии
Этот сюжет, достаточно простой по иконографии, встречается как в католическом, так и в православном искусстве. Известен с V века (равеннский саркофаг) – женщины просто разговаривают.
Позже сцена чуть усложняется и наполняется знаками: женщины могут обниматься, усложняются интерьеры, вводятся служанки, святой Захарий или Иосиф.
В миниатюрах православных рукописей младенцы Иоанн и Иисус могут быть изображены в чревах матерей в медальонах. Иконография этого сюжета необычайно устойчива: сложившись в основных чертах в VI веке, она сохранилась в России до XIX века.
Эпизод встречи Марии и Елизаветы – сюжет обязательный для богородичных циклов и потому частый в стенных росписях.
По просьбе архимандрита Антонина (Капустина) Cвятейший Синод Русской православной церкви указом от 5 августа 1883 года благословил совершать в Горненском монастыре праздник – «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов».
Он празднуется через пять дней после Благовещения – 30 марта (12 апреля), если только этот день не попадает на Страстную неделю, тогда он переносится на четверг Светлой седмицы.
В общецерковном календаре Русской православной церкви такое отдельное от Благовещения празднование отсутствует.
Горненский женский монастырь Иерусалим, Израиль
Горненский женский монастырь Русской Духовной Миссии в Иерусалиме находится в районе Эйн Карем на западной окраине Иерусалима.
Сюда вскоре после Благовещения пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария, чтобы поделиться радостью со своей родственницей, праведной Елисаветой, матерью святого Иоанна Предтечи (Лк., 1, 39–45). До сих пор в центре селения Эйн Карем сохранился источник, из которого Пресвятая Богородица брала воду.
Встреча Девы Марии и Праведной Елисаветы
От этого источника дорога ведет к русскому Горненскому женскому монастырю. В 1871 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустину) купил здесь два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем смежные земли и построил приют для русских паломников. Средства на покупку были собраны в России по инициативе члена Государственного Совета Петра Мельникова.
Вскоре здесь начали селиться русские инокини, и приют стал монастырем. По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители нет корпусов с монашескими кельями, вместо них по склону горы разбросаны маленькие домики, в которых живут насельницы.
Отцом Антонином составлена и служба праздника «Целования» на основании службы Благовещению. Архимандрит Антонин сам написал к этому празднику песнопения.
В 1911 года на территории монастыря началось строительство большого соборного храма, прерванное в 1914 году в связи с Первой мировой войной. Лишь в конце 2003 года при начальнике Миссии архимандрите Елисее (Ганабе) возобновились строительные работы.
Архимандрит Антонин (Капустин). Худ. Н.А.Кошелев.jpg
К 160-летнему юбилею Миссии при начальнике Миссии архимандрите Тихоне (Зайцеве) строительство было завершено. 28 октября 2007 митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне — Святейший Патриарх, освятил собор малым чином в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.
Молебен на освящении собора возглавил Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III. В своем приветственном слове по окончании молебна он: «Мы прославляем Триединого Бога, сподобившего нас войти сегодня в новопостроенный храм, посвященный просиявшим в России святым.
Сей день радостный и праздничный, поскольку завершены работы по возведению здесь, во Святой Земле, нового храма, в котором будет возвещаться свидетельство веры».
Напомнив о гонениях, которым подвергалась Русская Церковь 70 лет, предстоятель Иерусалимской Церкви заявил: «Нисколько от этого не уменьшилась Её слава, Церковь ещё более укрепилась кровью мучеников, кровью, которая соединилась с Кровью Господа нашего Иисуса Христа. И сегодня мы пожинаем плоды, которые принесла Русская Православная Церковь».
«Я хотел бы поблагодарить братскую Русскую Церковь, Его Высокопреосвященство митрополита Кирилла, который не жалел трудов, чтобы строительство этого храма было завершено. На богослужениях, которые совершаются в храме Гроба Господня, мы молимся о всех православных христианах. Надеемся, что Господь будет поспешествовать Святой Русской Церкви. Сегодня её радость является также и нашей радостью», — сказал в заключение Патриарх Феофил.
На территории находится также пещерный храм в честь святого Иоанна Крестителя, освященный в 1987 году.
Вид на Иерусалим со стороны Горненского женского монастыря