вся правда о крещении детей

Стоит ли торопиться крестить детей?

Юрий Бела­нов­ский
заме­сти­тель руко­во­ди­теля Пат­ри­ар­шего центра духов­ного раз­ви­тия детей и моло­дежи при Дани­ло­вом мона­стыре в Москве

О мас­со­вом кре­ще­нии мла­ден­цев

Одним из самых пара­док­саль­ных явле­ний нашего вре­мени стало мас­со­вое, почти пого­лов­ное и даже насиль­ное кре­ще­ние мла­ден­цев. Ситу­а­ция очень напо­ми­нает при­вивки. Мало кто пони­мает, как они дей­ствуют и что пред­став­ляют собой болезни, от кото­рых вак­цина защи­щает, но так или иначе детей обычно при­ви­вают, не спра­ши­вая на то их одоб­ре­ния.

Пого­лов­ность и даже насиль­ность при­ви­вок оправ­дана убеж­ден­но­стью в защит­ном и поло­жи­тель­ном дей­ствии вак­ци­на­ции. Жизнь пока­зала, что она оста­но­вила эпи­де­мии и вместе с анти­био­ти­ками сни­зила дет­скую смерт­ность в сотни раз. В данном случае понятно, что своего рода наси­лие над детьми оправ­дано реаль­ной опас­но­стью забо­леть и реаль­ной защи­той от болезни.

Хоте­лось бы сфор­му­ли­ро­вать своего рода закон семей­ной жизни. Чем менее дее­спо­со­бен ребе­нок и чем менее он может осо­знанно про­яв­лять свою волю, тем боль­шую ответ­ствен­ность несут роди­тели. Сразу после рож­де­ния ответ­ствен­ность роди­те­лей абсо­лютна, сте­пень сво­боды ребенка близка к нулю. Пока он не начи­нает само­сто­я­тель­ную жизнь. Тут уже сте­пень ответ­ствен­но­сти роди­те­лей стре­мится к нулю.

Пони­ма­ние этого закона важно, чтобы не впасть в край­ность осуж­де­ния любого при­нуж­де­ния детей со сто­роны роди­те­лей. Чем меньше ребе­нок, тем больше прав у роди­те­лей обес­пе­чить жизнь ребенка и вос­пи­ты­вать его так, как они счи­тают нужным. Ого­во­рюсь, что мы тут не рас­смат­ри­ваем случаи наси­лия над детьми.

Можно ли ска­зан­ное о при­вив­ках и допу­сти­мой мере при­нуж­де­ния при­ме­нить к кре­ще­нию? Думаю, нет. Пара­док­саль­ность повсе­мест­ных кре­ще­ний заклю­ча­ется в том, что пого­лов­ность и своего рода наси­лие тут высту­пают атри­бу­тами хри­сти­ан­ства. Но ведь оно может быть при­нято только сво­бодно и ответ­ственно. При­ба­вим к этому, что кре­ще­ние не может быть гаран­том без­об­лач­ного дет­ства, да и роди­тели не знают реаль­ных духов­ных опас­но­стей, от кото­рых стоило бы защи­тить детей через это таин­ство.

Понятно, что глав­ную роль тут играет народ­ная тра­ди­ция, заме­шан­ная на суе­ве­рии. Часто рас­суж­дают так: наши предки детей кре­стили, вроде как народ у нас пра­во­слав­ный, крещу и я своего ребенка, авось хуже не станет или помо­жет от чего-нибудь. Самый рас­про­стра­нен­ный мотив кре­ще­ния — улуч­ше­ние здо­ро­вья. По моему мнению, ука­зан­ные при­чины недо­ста­точны для оправ­да­ния наси­лия над детьми. Полу­ча­ется, что право на при­нуж­де­ние у роди­те­лей есть, но смысла в пого­лов­ном кре­ще­нии нет, вернее, те смыслы, кото­рыми руко­вод­ству­ются роди­тели, не имеют к хри­сти­ан­ству ника­кого отно­ше­ния.

О смысле и цели кре­ще­ния

Самый про­стой и самый оче­вид­ный смысл кре­ще­ния в том, что оно явля­ется вступ­ле­нием в цер­ковь. К купели при­хо­дит просто чело­век — уходит, кре­стив­шись, новый член церкви. Цер­ковь в данном случае рас­смат­ри­ва­ется как вино­град­ная лоза, а чело­век — как веточка, кото­рая в кре­ще­нии при­ви­ва­ется к корню, начи­нает питаться бла­го­дат­ными соками, расти и пло­до­но­сить. В кре­ще­нии не кон­ста­ти­ру­ется член­ство, и тем более не поку­па­ется, а совер­ша­ется таин­ствен­ный мисти­че­ский рели­ги­оз­ный акт при­ра­ще­ния чело­века к хри­сти­ан­ству.

Кре­ще­ние также можно упо­до­бить усы­нов­ле­нию, но не юри­ди­че­скому, а как бы при­род­ному.

Еван­ге­лие пере­дает нам слова Христа: «Кто будет веро­вать и кре­ститься, спасен будет». Тут опре­де­лена и цель и усло­вие. Сна­чала вера во Христа Спа­си­теля, при­зна­ние необ­хо­ди­мо­сти спа­се­ния от греха, потом кре­ще­ние, как сви­де­тель­ство об этом, потом обре­те­ние спа­се­ния. Без уве­рен­но­сти в суще­ство­ва­нии Бога, без лич­ного дове­рия Христу — Сыну Божьему, без стрем­ле­ния всту­пить с Ним в обще­ние и быть верным Ему нет хри­сти­ан­ской веры. Иными сло­вами, не при­зна­вая своих грехов, не осо­зна­вая себя поги­ба­ю­щим без Христа, не желая спа­стись, невоз­можно при­сту­пить к кре­ще­нию. Кре­ще­ние — это акт личной веры, оно не может веру заме­нить или поро­дить. Невоз­можно кре­ститься по вере кого-то.

Осо­зна­ние этого было настолько важно для первых хри­стиан, что к кре­ще­нию ново­об­ра­щен­ных гото­вили по многу меся­цев, иногда до несколь­ких лет. Эта под­го­товка была осно­вана на испы­та­нии веры чело­века и сви­де­тель­стве пору­чи­те­лей о серьез­но­сти наме­ре­ния всту­пить в цер­ковь. Целью под­го­товки было обу­че­ние осно­вам веро­уче­ния и прак­ти­че­ским навы­кам хри­сти­ан­ской жизни, как то: молитва, испол­не­ние нрав­ствен­ных запо­ве­дей, уча­стие в общин­ной жизни через то или иное слу­же­ние.

О кре­ще­нии детей и крест­ных роди­те­лях

Понятно, что мла­денцы, кото­рых при­но­сят кре­стить, личной веры не имеют. Они не в состо­я­нии пройти ника­кую под­го­товку, никоим обра­зом не могут не только испол­нять запо­веди Божьи, но даже понять их. Не полу­ча­ется ли, что допус­кая кре­ще­ние малень­ких детей, Пра­во­слав­ная цер­ковь игно­ри­рует соб­ствен­ное учение о смысле и цели кре­ще­ния? Почему детей вообще кре­стят, не чест­нее было бы подо­ждать взрос­ле­ния и дать воз­мож­ность выбрать веру сво­бодно и ответ­ственно?

Если речь идет о семье нехри­сти­ан­ской, то все ска­зан­ное верно и кре­ще­ние детей невоз­можно. В случае совер­ше­ния оно явля­ется про­фа­на­цией и наси­лием над детьми.

Мла­ден­цев кре­стят не без­условно. Усло­вий два. Первое — роди­тели должны быть прак­ти­ку­ю­щими хри­сти­а­нами; второе — они должны иметь твер­дое наме­ре­ние вос­пи­тать своих детей в хри­сти­ан­ской вере. В данном случае исклю­ча­ется эле­мент наси­лия над детьми, поскольку ребе­нок вос­при­ни­мает то, чем по-насто­я­щему живет семья, вос­при­ни­мает то, что дается ему без выбора. Сюда, кстати, кроме веры отно­сятся и язык, и куль­тура, и наци­о­наль­ность, и раз­лич­ные мест­ные тра­ди­ции.

В данном случае все понятно и просто. Семья — это един­ство. Если роди­тели живут хри­сти­ан­ской жизнью, ходят в храм, молятся, при­ча­ща­ются, то трудно себе пред­ста­вить их соб­ствен­ного ребенка, выпав­шего из этой жизни. Дети живут тем, чем и их семья. Но если мы гово­рим о людях, лишь дове­ря­ю­щих Церкви, но не име­ю­щих к ней отно­ше­ния, то эта же логика гово­рит против кре­ще­ния детей. Мла­ден­цев при­об­щают, вернее как бы «вбра­сы­вают» в хри­сти­ан­ство, кото­рое не имеет к семье ника­кого отно­ше­ния. А это есть самое насто­я­щее наси­лие и про­фа­на­ция.

Итак, если мы гово­рим о хри­сти­а­нах, то если семья решит кре­стить ребенка — имеет право это сде­лать. Более того, цер­ков­ная тра­ди­ция при­вет­ствует такое реше­ние. Если решено будет подо­ждать до совер­шен­но­ле­тия, то и такое воз­можно.

Глав­ное усло­вие кре­ще­ния детей — это вос­пи­та­ние их в хри­сти­ан­ской вере. Всем понятно, что веру нельзя насильно дать, ее можно лично и сво­бодно взять. Веру и добро нельзя «вло­жить», ника­кие при­вычки, заучен­ные пра­вила, устра­ше­ния не могут пре­вра­тить веру и добро в под­лин­ную цель жизни. Цель хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния состоит в том, чтобы повзрос­лев­ший ребе­нок, когда перед ним вста­нет вопрос о смысле и необ­хо­ди­мо­сти веры, о добре и зле, смог подойти к реше­нию осо­знанно, имея опыт хри­сти­ан­ской жизни, имея опыт обще­ния с Богом. Вера и добро, по мнению хри­стиан, должны стать соб­ствен­ной, внут­ренне доро­гой, сво­бодно воз­люб­лен­ной темой жизни для ребенка.

В столь ответ­ствен­ном вопросе цер­ковь ввела инсти­тут крест­ных роди­те­лей (вос­при­ем­ни­ков), как бы пору­чи­те­лей за ново­кре­ще­ного мла­денца. Смысл в том, чтобы кто-то стал допол­ни­тель­ным гаран­том вос­пи­та­ния детей в хри­сти­ан­стве. Понятно, что никто не может заме­нить семью, и при хоро­ших обсто­я­тель­ствах семье не нужна помощь. Но нужно быть гото­вым сде­лать все от взрос­лых зави­ся­щее, чтобы хри­сти­ан­ская жизнь ребенка не постра­дала. Крест­ные — не просто друзья или родные, они, в идеале, те, кто готов заме­нить роди­те­лей, стать духов­ной опорой в жизни детей. Очень важно пони­мать, что вера и цер­ков­ная жизнь вос­при­ем­ни­ков (если она есть) никак не может заме­нить отсут­ствие веры у ребенка и его роди­те­лей. Не стоит обо­льщаться и думать, что при общей ато­ми­за­ции и раз­роз­нен­но­сти жизни кто-то может более или менее серьезно влиять на вос­пи­та­ние детей.

Серьез­ность цер­ков­ного отно­ше­ния к крест­ным отра­жена в извест­ном пра­виле, что вос­при­ем­ники не могут всту­пать в брак с крест­ни­ками или их роди­те­лями. Суть этого закона в том, что кре­ще­ние, вступ­ле­ние в цер­ковь не моут стать пово­дом для выстра­и­ва­ния личных отно­ше­ний. Правды ради надо уточ­нить, что этим цер­ков­ное пра­вило огра­ни­чи­ва­ется и не имеет ника­кого отно­ше­ния к вза­и­мо­от­но­ше­нию между крест­ными роди­те­лями, муж­чи­ной и жен­щи­ной, став­шими вос­при­ем­ни­ками одного ребенка.

Источник

Крещение ребенка: правила, советы и практические вопросы

вся правда о крещении детей

Как крестить ребенка? Какие существуют правила обряда крещения? Сколько это стоит? На эти и другие вопросы Вам ответит редакция портала «Православие и мир».

Крещение ребенка

Если жизнь ребенка в опасности

Крестить ли зимой

Сколько платить? И зачем платить?

Обязательно ли называть по святцам

Где крестить?

Фотографирование на крещение

Если Вы решите нанять на крестины фотографа, обязательно узнайте заранее разрешат ли ему снимать, использовать вспышку. Некоторые батюшки очень негативно относятся к съемкам Таинств и вас может ждать неприятный сюрприз.
Как правило, нигде фото и видео-съемку не запрещают. Фотографии с крещения — большая радость на долгие годы для всей семьи, так что если в храме снимать нельзя, то надо поискать храм, где снимать можно (но даже в старообрядческих храмах разрешают снимать на крестинах)
В некоторых случаях ребенка можно крестить и дома. Главное договориться об этом с батюшкой.

Крестные

Кто может и не может быть крестным — это самый частый вопрос. Можно ли беременной/незамужней/неверующей/бездетной крестить девочку и т.д. — количество вариаций бесконечно.

Ответ простой: крестный должны быть человеком

— православным и церковным (ОН отвечает за воспитание ребенка в вере);

— не родителем ребенка (крестные должны в случае чего родителей заменить);

— нельзя быть мужу и жене крестными одного малыша (или тем, кто собирается пожениться);

— крестным не может быть монашествующий.

Вопреки распространенному мнению, совсем не обязательно, чтоб крестных было двое. Достаточно и одного: женщины — для девочек и мужчины — для мальчиков. Подробнее про крестных, их права-обязанности итд можно прочитать тут.

Беседа перед крещением

На беседу прийти надо, это не экзамен. обычно священник рассказывает о Христе, Евангелии, напоминает, что Евангелие надо прочитать самостоятельно Выглядит это как-то вот так.

Зачастую необходимость беседы вызывает негодование у родственников и многие пытаются их «обойти». Кто-то, жалуясь на недостаток времени, а то и просто желания, ищет священников, которые могут пренебречь этим правилом. Но в первую очередь эта информация нужна самим крестным, ведь предлагая им стать крестными своего ребенка вы налагаете на них большую ответственность и неплохо бы было им об этом узнать. Если крестные не хотят тратить на это время, то это повод для вас задуматься, а нужны ли ребенку восприемники, которое не могут пожертвовать ради него всего парой своих вечеров.

Если крестные живут в другом городе и могут приехать только в день таинства, то беседы они могут пройти в любом храме, в котором удобно. По окончании им дадут справку с которой они смогут участвовать в таинстве где угодно.

Очень хорошо крестным, если они еще не знают, выучить Символ Веры — эта молитва трижды читается во время крещения и, вполне вероятно, что и крестных попросят ее прочитать.

Что купить?

Для крещения ребенку нужна новая крестильная рубашка, крестик и полотенце. Все это можно купить в любой церковной лавке и, как правило, это задача крестных. Крестильная рубашечка потом хранится вместе с другими памятными вещами малыша. В зарубежных магазинах есть целая линия потрясающе красивой одежды для крещения, можно использовать и какой-то красивый комплект на выписку.

Имя при крещении

Мы приехали в храм, что дальше?

В церковной лавке Вас попросят оплатить пожертвование за крещение. Перед таинством ребеночка лучше покормить, чтоб ему было комфортнее и спокойнее.

Кормить в храме МОЖНО, хорошо для этого быть в кормительной одежде или иметь с собой фартук. Если нужно уединение — можно попросить кого-то из сотрудниц храма подыскать укромное место.
Единственное — если малыш кормится долго, лучше иметь с собой бутылочку-поильник-шприц с едой, чтобы не получилось так, что малыш проголодался в середине службы и надо или ждать полчаса, пока он поест или он будет плакать от голода.

Во время таинства ребенка держат на руках крестные, родители могут только наблюдать. Продолжительность Крещения обычно около часа.

Полезно заранее ознакомиться с тем, что будет происходить на службе, чтобы понимать смысл происходящего. Вот схема богослужения святого Крещения.

А вот мам на крещение пускают не везде — лучше тогда этот вопрос заранее уточнить.

Холодная вода?

В купели вода ТЕПЛАЯ. Сначала туда обычно заливается горячая вода, перед Таинством ее разбавляют холодной. Но вода в купели теплая 🙂

Должен ли ребенок носить крестик постоянно?

Часто родителей волнует вопрос безопасности ношения ребенком крестика. Кто-то боится что ребенок может пострадать от верёвки или ленточки, на которой крестик висит. Многие волнуются, что ребенок крестик может потерять или его могут украсть, например, в саду. Как правило крестик носят на недлинной тесемочке, которая нигде не может запутаться. А для детского сада можно заготовить специальной недорогой крестик.

А говорят, что….

Крещение, как и многое другое в нашей жизни окружено множеством глупых суеверий и предрассудков. Старшие родственники могут добавить забот и волнений рассказами о плохих приметах и запретах. Любые сомнительные вопросы лучше прояснять со священником, не доверяя, пусть даже очень опытным, бабушкам.

Можно ли отмечать крещение?

Вполне логично, что родственникам, которые соберутся на Крещение, захочется продолжить праздник дома или в ресторане. Главное, чтоб во время праздника не забыли повод из-за которого все собрались.

Источник

Крещение — не защита, а крест

О том, что должны знать крёстные

Приблизительное время чтения: 14 мин.

Многие из нас крещены во младенчестве. У всех есть крестные, хотя мы можем даже не знать, кто они. «Крестный» часто превращается в современном сознании в некое почетное звание, культурный рудимент. И все же как быть, если вас зовут стать им? Кто может быть крестным, а кто — не может ни при каких обстоятельствах? Ограничивается ли его роль участием в Таинстве, и что он должен делать после? Обычай крестить младенцев — какой в нем смысл? И должен ли быть крестный у взрослого? Своим взглядом на тему Крещения и крестных родителей делится протоиерей Алексей Уминский.

вся правда о крещении детей

Отжившая традиция или необходимость?

— Отец Алексей, верующие родители, посещающие храм, в принципе ведь сами могут воспитать детей в вере. Зачем нужны крестные?

— Сегодня необходимость института крестных родителей не очевидна.

Действительно, с одной стороны, мы просто лишились существовавшей раньше традиции, когда крестные родители были продолжением семьи и подспорьем в воспитании детей. Не знаю, сможем ли мы переосмыслить и заново сформировать сегодня этот институт. А пока действительно бывает так, что родители должны быть способны воспитать своих детей в вере без помощи крестных.
С другой стороны, если крестные все же есть, родители иногда и сами не знают, как правильным образом выстраивать отношения с ними! Это проблема и, мне кажется, довольно серьезная.

— А что это была за традиция и откуда она пошла?

— Я не могу вам сказать со всей очевидностью, как это было, потому что живу, как и вы, в XXI веке. Но известно, что традиция восприемников шла из древней Церкви и касалась прежде всего взрослых людей, приходящих ко крещению — тех людей, которых надо было катехизировать, готовить к таинству Святого Крещения. Соответственно, слово восприемников было свидетельством перед христианской общиной о готовности, об искренности намерений новых членов Церкви.

Когда Церковь пришла к практике крещения с младенческого возраста, институт крестных стал претерпевать изменения — свидетельство превратилось в обещание будущей верности младенца Христу.

— В чем состояла главная функция восприемников первоначально?

— Главная функция крестных — быть живым примером христианской веры для своих крестников. Потому что то, что ребенок видит в своих родителях, — это одно, а то, что он видит вне своей семьи, это немножечко другое: ему нужен авторитет вне родительского дома, особенно в подростковом возрасте.

— Неужели на крестных больше ответственности за воспитание детей в вере, чем у родителей?

— Ответственность — в первую очередь на родителях. И всегда так было. Восприемники — нечто дополнительное, они не могут полностью нести ответ за духовное становление чужих детей. Но определенная ответственность, без сомнения, есть. Она заключается прежде всего в том, что крестный должен молиться за своих подопечных и, как я уже сказал, быть им примером.

Но отношения крестных и крестников складываются по-разному, потому что не всегда это бывают близкие люди, не всегда — единомысленные. Чаще всего в современном мире крестные, к сожалению, отдалены от своих крестников. И сами не понимают, что они должны делать.

— Если все же к этому относиться со всей серьезностью, какие требования должны предъявляться к крестным?

— Только одно требование: они должны быть настоящими православными христианами. И, естественно, любить своих крестников. Больше ничего.

— Говорят, что муж и жена не могут быть крестными или что крестные, соответственно, не могут вступать между собой в брак.

— В Русской Церкви у одного ребенка обычно бывает двое крестных — мужчина и женщина. Так сложилось, хотя в православном мире существуют и другие традиции. Канонически допускается, что крестный может быть и только один — одного пола с ребенком. Крестных может вообще не быть. И на самом деле нет никаких церковных канонов, запрещающих мужу и жене быть крестными родителями. И нет никаких канонов, воспрещающих крестному и крестной вступать в брак. Но так как в русской традиции это достаточно жестко закрепилось, в XIX веке были специальные постановления, согласно которым подобные браки совершаются только с благословения епископа.

Вера — единственное условие

вся правда о крещении детей

— К слову, сколько у человека может быть крестников? Вот он наберет себе десяток.

— Ну вот как я. И ничего с ними сделать не может. И в конечном итоге у него внимания хватает на двух-трех. Но он может за них всех каждый день молиться, как за своих собственных детей.

— Может ли человек отказаться быть крестным из страха, что на него ляжет слишком большая ответственность?
— Знаете, мне кажется, если человек не чувствует сил, желания или любви — лучше пусть откажется. И если он думает только о себе, а не о другом человеке — лучше от таких крестных держаться подальше: хорошим восприемником он точно не будет. Восприемник все-таки должен любить своего крестника прежде всего, и стараться показать свою любовь к нему, а через свою любовь к нему — показать любовь ко Христу. Самое главное, мне кажется, это.

— Если вопрос стоит так: я откажусь, а крестным станет человек неверующий, что станет просто формальностью.

— Неверующий человек не может быть крестным. Даже если его позовут. Он может так называться, но восприемником он не будет. Это нонсенс. Это и надо постараться объяснить родителям, а еще лучше привести их с этими вопросами к священнику.

— Если священник знает, что пришедший человек, будущий крестный, не исповедует Христа, он должен отказать в крещении?

— Священник должен объяснить, что это невозможно, пока родители и крестные не станут Евангелие читать, к Богу обращаться, как-то жизнь свою хотя бы немножечко исправлять, делать ее христианской. Иначе какой смысл крестить детей, если они не будут воспитываться в христианской вере?

— Давайте разберемся, почему же вообще стало возможным крещение младенцев?

— Церковь крестит детей не как правило, а как исключение, ставшее правилом. Крещение — это Таинство, которое должно приниматься как шаг личной веры во Христа. Так что по простой логике крестить ребенка не должно — у него еще нет сознательной веры. Но если у него есть родители и крестные, способные воспитать его в Православии — Церковь, доверяя их вере, совершает это Таинство.

— Но по какой причине это исключение стало правилом?

— По той причине, что со временем появлялись христианские семьи, где вера передавалась из поколения в поколение, и родители брали на себя ответственность за воспитание своих детей по Евангелию. Надо сказать, что такая трансформация произошла в Церкви далеко не сразу: к примеру, святые IV века Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст были крещены в возрасте около тридцати лет, хотя воспитывались в христианских семьях.

Кстати, жесткого установления крестить только взрослых в Церкви не было никогда. Детей Церковь крестила всегда, просто постепенно эта практика закрепилась как преобладающая. Но и то, и другое — традиция.

Сегодня принципиально важно помнить, откуда пошли эти традиции, помнить, что крещение младенцев — это именно акт доверия родителям и крестному. А если те о Церкви, о Христе и знать не хотят, как же можно им доверить наставление детей в вере? Какое это таинство будет, если никто не верит? Кому это таинство преподается? Кто будет за слова присяги Богу отвечать, если с самого начала в ответ на вопрос священника к крестным и к родителям «И веруешь ли Ему?» они будут врать? И говорить «верую Ему как Царю и Богу», а при этом не верить. Что это за таинство, в котором заложена ложь?

— То есть такое таинство считается недействительным?

— Надо понимать, что Крещение — это не какой-то магический обряд. Это встреча человека с Богом и ответ Бога на веру человека, на его открытое сердце. Это действие Духа Святого, преображающего этого человека в его личном стремлении к Богу.

Крестить ребенка, когда нет никакой надежды на его христианское воспитание, — это все равно, что исповедоваться без малейшего желания покаяния и исправления. Кому нужна такая исповедь? Что мы получим в результате? За 20 лет религиозной свободы мы покрестили большую часть нашего российского населения, которое благополучно сейчас может пинать Матерь-Церковь и плевать на Нее со своей колокольни.

Караул! Позвали быть крестным.

— Если случилось, что ты уже крестный и только постфактум осознал всю серьезность этого. Как поступать? Скажем, «воевать» с родителями, которые ни в какую не хотят причащать своего ребенка — твоего восприемника.

— Один раз «повоюешь», а потом родители просто тебя не подпустят к ребенку. И останется за него только молиться в течение всей своей жизни. Впрочем, так часто и бывает.

На самом деле, инициатива эта должна исходить не от крестных, а от родителей: родители должны приглашать крестных к себе домой, давать им возможность общаться с детьми, водить их в храм. Иначе это будет навязывание себя, что некрасиво и нехорошо: как крестник будет верить своему крестному, если родители того не пускают на порог?

— Другими словами, с самого начала это необходимо оговаривать?

— С самого начала родители должны понимать, что, когда они просят кого-то быть крестным, они приглашают его в свою семью, завязывают родственные отношения. В большинстве случаев, к сожалению, ни родители, ни крестные этого не понимают. Потому я и говорю, что институт восприемников сейчас фактически лишен смысла.

— Если все же есть, из кого выбирать, каков критерий?

— Критерий тот же: православный, верующий человек, духовно близкий к этой семье — родной, друг, родственник, человек, разделяющий ваши взгляды, для которого ваш дом открыт.

Для взрослого тут проще: взрослый может сам себе выбрать крестного. Вот приходит человек в Церковь, начинает готовиться к крещению, проходит долгий путь катехизации — несколько месяцев. За это время он может познакомиться с кем-то из прихода, между ними налаживаются отношения, и один ведет другого, передает ему часть своей веры, своего опыта. Ты можешь позвонить ему и спросить: «А как мне к Причастию готовиться? А что мне сейчас делать?»

Сейчас считается, что взрослому крестный не нужен — дескать, сам не дурак. Это не так. Потому что сегодня человеку со стороны войти в Церковь очень тяжело. Церковь, к величайшему сожалению, сейчас настолько закрыта для мира, такие преграды ставит людям внешним. Люди очень напуганы: им страшно, что в храме их отругают, что они не так себя поведут, что на них возложат «бремена неудобоносимые», что вообще они там ничего не поймут и окажутся чужими. Им нужен посредник, который бы их провел в Церковь — хороший, настоящий христианин, который будет с ними по-доброму разговаривать, спокойно им объяснять какие-то вещи, поддержит их в трудную минуту, защитит от какой-нибудь злой старушки. Он свой, он рядом, — понимаете?

А младенцев надо крестить только у верующих родителей или у тех, которые хотя бы готовы на этот путь становиться, тогда и у них появится возможность выбрать хороших крестных.

вся правда о крещении детей

Родные Богу

— Как бы Вы объяснили людям, пока далеким от Церкви, смысл Таинства Крещения простыми словами?

— В Крещении человек рождается в Боге, как Его дитя. Он непостижимым образом становится родным Богу. А родным — это значит родным до конца. Вот от своих родителей мы воспринимает их плоть и кровь, а также их мировосприятие, язык, на котором они говорят, — так и здесь: когда человек рождается в Боге, он воспринимает от своего Отца все самое главное. И взгляд на мир, и жизнь — такую, какую заповедал Бог.

Так что крещение — это не какой-то особый статус человека, вдруг наделенного некими особенными преференциями. Совершенно нет! Это крест, который дает Христос. И, прежде всего, это готовность жить по Евангелию.

— Можно ли крестить ребенка по тем соображениям, что он с младенческих лет получит возможность причащаться?

— Причастие — это не таблетка, не магический акт, оно не является чем-то таким, что можно впихнуть, всунуть человеку, как соску. Я много раз видел эту неутешительную картину: когда родители в храм не ходят, живут совершенно безобразной жизнью, а бедные бабушки и крестные пытаются отбивающегося ребеночка причащать. Он воспитывается своими родителями в совершенно ином ключе, и, хотят они того или нет, их собственное бытие, мировосприятие в него вливается. и вдруг его приносят в Церковь, чтобы причастить! Этот мир ему уже чужд, он уже отбивается от него. Поэтому причащаться ребенку лучше вместе с родителями.

— Страх смерти может быть аргументом, чтобы крестить и причащать ребенка из неверующей или невоцерковленной семьи?

— Человек в состоянии болезни, опасности должен быть крещен немедленно.

— Но если крещение — не магический обряд, то в чем смысл такого экстремального крещения — ради страха смерти?

— В уповании на милость Божью. В житии Амвросия Медиоланского упоминается такой эпизод: его еще не крещенный брат Сатир попал в шторм, и, терпя кораблекрушение, из страха привязал себе к шее Святые Дары и бросился в море, надеясь на Бога. Он спасся. Его спасла его вера, хотя для ее проявления понадобилась вот такая экстремальная ситуация.

Понимаете, какая штука: если родители о смерти думают, если они понимают, что и их дети, и сами-то могут умереть в любой момент и предстать на суд Божий. значит они уже недалеко от Церкви. А самое малое упование на Бога — пусть с горчичное зерно — это уже определенное исповедание веры. То же касается бабушек, тайно крестивших своих внуков, хотя те воспитывались у родителей-атеистов: это надежда на бесконечную милость Божью. А вот когда такие внуки вырастают и уже сознательно приходят ко Христу, Таинство наполняется содержанием, исполняется, считается завершенным, я считаю.

Имя, «раскрещение» и Ангел-хранитель

— Обычно принято считать, что лучше всего крестить младенцев на 40-й день. Это жесткое правило?

— Это только традиция. Христа на 40-й день по иудейскому обычаю принесли в храм посвятить Богу. В ветхозаветные времена ребенка приносили в храм именно через 40 дней после рождения, когда проходили дни очищения женщины после родов.

— Иногда крестят в 3-4 года — чтобы ребенок не капризничал, не дрыгал ногами-руками, хоть что-то уже понимал. В этом есть смысл?

— Во-первых, как раз в этом-то возрасте дети капризничают больше всего, а объяснить им еще ничего нельзя. Во-вторых, при такой логике зачем ждать 3-4 года? Надо подождать, пока ребенку исполнится 18 лет и он сам решит, идти ему в Церковь или не идти! Я думаю, если семья верующая, родители — воцерковленные люди, они вряд ли таким аргументом будут пользоваться. Что же — самим причащаться, а ребенка дома оставлять?

— А в 18 лет случается, у крещенного во младенчестве возникает желание «раскреститься». Мол, выбор тогда сделали за меня, а я с этим выбором не согласен.

— Раскреститься невозможно. Таинство — это не игрушки.
Зачастую такие протестные настроения бывают у детей, которые воспитывались в «новоцерковных» семьях. Вот есть «новые русские», а есть категория «новоцерковных» людей. Это все мы — люди, которые стали христианами за последние 20 лет и попытались «оттянуться» на своих собственных детях. Переборщили с «воспитанием в вере».

— Другой протест: человеку категорически не нравится имя, с которым его крестили. Он может его сменить?

— У человека, как вы знаете, может быть много разных имен. Вот нашего Патриарха зовут Кирилл — это его монашеское имя, а в крещении он Владимир. Человек может в крещении иметь одно имя, в иночестве — другое, в мантийном монашестве — третье, в схиме — четвертое.

Сейчас довольно часто бывает, что человека в детстве крестили под одним именем, а живет он совершенно под другим. По паспорту — одно, в Церкви — другое. В этом нет ничего дурного.

— Допустим, мы заглядываем в святцы, смотрим на день, в который родился ребенок, а там — Дормидонт, Мамант, Гервасий, Протасий. Ничего нам не нравится! Обязательно ли строго привязывать имя ребенка к святцам?

— По святцам крестили, в основном, только в Русской Православной Церкви. Я не видел, чтоб так серьезно относились к святцам в другим поместных церквах. В Греции, Сербии, Болгарии каких только имен не услышишь! А в Сербии святой покровитель — не тот, чье имя ты носишь, а покровитель рода: человек может называться Милорадом, а праздновать именины на день памяти святого Николая.

У нас же во многих храмах бабушки ни за что не примут записку с именем не из святцев, поэтому, например, бедные грузины или болгары очень могут «пострадать».

Все это — из разряда традиций: такие правила не являются обязательными и жесткими, это не каноны.

— Святой, в честь которого крестят человека, какое отношение имеет к крещаемому?

— Считается, что это его небесный покровитель, к которому человек обращается в молитве; особенно близкий ему святой. И мне кажется, что жизнь этого святого каким-то образом может являться примером, каким-то указанием человеку в пути.

— Почему же именины называются Днем ангела, а не Днем святого?

— Потому что мы считаем наших небесных покровителей земными ангелами и небесными человеками. Они уже в Царствии Небесном пребывают, как ангелы, и служение их подобно ангельскому. Так что с ангелом-хранителем именины не связаны.

— Кстати, вспомнился еще один аргумент в пользу крещения детей в неверующих семьях: говорят, ангел-хранитель появляется у человека в момент этого Таинства, а, значит, будет его охранять всю жизнь.

— А бес будет его искушать. Евангелие говорит, что у каждого человека в мире есть ангел-хранитель — каждый человек в этом мире храним Богом, храним ангелами. Просто, я думаю, Крещение дает возможность особенно глубокого и серьезного общения человека и ангела; возможность ангелу вести человека ко спасению, оберегать его и наставлять. Человек становится способен к некоему духовному слышанию, духовному разговору со своим небесным покровителем. И заметьте, опять же, это не оберег, не заговор какой-то: «я крестился — теперь давай-ка охраняй меня». Это живые отношения. Человека и его ангела, человека и святого. Человека и Бога.

Фото: Юлии Маковейчук, Владимира Осинцева

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *