второе обретение державной иконы божией матери

Второе обретение державной иконы божией матери

14 (27) июля 1990 года духовенство и при­хожане храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском торжественно встретили Державную икону Божией Матери, переданную в церковь по ходатайству Свя­тейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II из Государственного Историче­ского музея. Икона была установлена у пра­вого клироса храма. Перед ней происходит чтение Акафиста, составленного по благосло­вению Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона.

В течение нескольких десятилетий с 1917 года у В. В. Филатова, ныне преподавателя Свято-Тихоновского Православного Богословского института, хранилась фотография с изображением иконы Пресвятой Богородицы на престоле с Предвечным Младенцем, полученная из иконописной мастерской Свято-Алексеевского монастыря в Москве [1] от руководительницы мастерской монахини Ан­гелины (Обуховой). Сличение этой фотогра­фии, сделанной еще перед реставрацией ико­ны в 1917 году, с тремя иконами, находящи­мися в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском, убедило в том, что на фотографии запечатлена Держав­ная икона Божией Матери.

Выяснению того, какая именно из трех икон Явленная, способствовало сравнение фотографии 1917 года с фотографиями, спе­циально сделанными Ю. М. Простяковым с каждой иконы Коломенского храма, и сканирование, проведенное на современном элек­тронном оборудовании К. А. Мееровым. В результате установлено, что икона, передан­ная Государственным Историческим музеем в Коломенское, и есть тот самый образ Божией Матери, именуемый Державным, который до того времени считался утраченным. Теперь наконец развеяны легенды о якобы исчезнувшем чудотворном образе.

Документально установлено, что после за­прещения богослужений в храме Вознесения в селе Коломенском икона вместе со всеми другими иконами храма была помещена в храни­лище филиала Государственного Исторического музея «Село Коломенское» (в обезглав­ленную в те годы церковь во имя вмч. Геор­гия Победоносца [2]). Затем икону передали в основное хранилище музея, в здание на Крас­ной площади. Ее перемещение отражено в Книге поступлений в Государственный Исто­рический музей (регистрационный № 67494). Затем икону поместили в хранилище экспона­тов Отдела изобразительного искусства и со­ответственно вписали в инвентарную книгу Отдела (регистрационный № 1399).

В 1988 году икону временно передали на выставку в Издательский Отдел Московского Патриархата, где святыня пребывала в тече­ние двух лет в алтаре домового храма во имя Преподобного Иосифа Волоцкого [3].

По материалам сборника «Державная Правительница Земли Русской» М.; «Паломникъ», 1999. (С. 86-89) со ссылкой на «Журнал Московской Патриархии» 1996 г. № 3. С. 38-39.

Источник

Второе обретение державной иконы божией матери

второе обретение державной иконы божией матери второе обретение державной иконы божией матери второе обретение державной иконы божией матери второе обретение державной иконы божией матери второе обретение державной иконы божией матери второе обретение державной иконы божией матери

Нужна помощь

Новости строительства школы и Дома Причта на 12 ноября

Началась работа по благоустройству вокруг восточной части храма. Закончили укладку плитки. За ноябрь на 14.11.21 собрано 39 700 руб. (+31 500 руб. за неделю). Сердечно благодарим!

второе обретение державной иконы божией матери

Поддержка сайта DOMMIL.COM и интернет-проектов Дома милосердия

На поддержку сайта и интернет-проектов Дома милосердия за ноябрь на 14.11.21 собрано 2 467 руб. (+1370 руб. за неделю). Спасибо!

Новости

Подать записки через интернет

Дорогие друзья, если вы не можете быть в храме, подайте записки через интернет. Записки на следующий день принимаются до 19.00 накануне.

второе обретение державной иконы божией матери

Началась регистрация на конференцию «Актуальные вопросы реабилитации переболевших COVID-19»

Листая православный календарь

Икона Божией Матери «Державная». Окончание.

Окончание материала к 100-летию обретения великой святыни – иконы Божией Матери «Державная», в честь которой освящен храм Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры Санкт-Петербурга. Начало (обретение, описание и происхождение, Царская семья и «Державная» читайте здесь.

Второе обретение иконы

В годы гонений «Державная» икона Божией Матери не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Затем икона исчезла на несколько десятков лет. Промыслом Божиим она не была уничтожена и вновь явила себя народу в наши дни.

27 июля (по новому стилю) 1990 года духовенство и прихожане храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском торжественно встретили Державную икону Божией Матери, переданную в церковь по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II из Государственного Исторического музея.

второе обретение державной иконы божией матери

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Фото: pravoslavie.ru

Оказалось, что эта икона и есть тот самый образ Божией Матери, именуемый Державным, который до того времени считался утраченным. Подлинность его была установлена следующим образом.

С 1917 года у В. В. Филатова, ныне преподавателя Свято-Тихоновского православного богословского института, хранилась фотография с изображением иконы, полученная от монахини Ангелины (Обуховой), руководительницы иконописной мастерской Свято-Алексеевского монастыря в Москве, где в 1917 году реставрировалась «Державная». Эта фотография была сделана еще перед реставрацией иконы. Ее сличили с тремя иконами «Державная», находящимися ныне в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.

Окончательному же выяснению того, какая именно из трех икон — явленная, способствовало сканирование, проведенное на современном электронном оборудовании. В результате установлено, что икона, переданная Государственным Историческим музеем, и есть тот самый образ Божией Матери, который до того времени считался утраченным. Так была развеяна легенда о якобы исчезнувшем чудотворном образе.

Судьба чудотворной иконы прослеживается документально шаг за шагом. После запрещения богослужений в храме Вознесения в селе Коломенском вместе со всеми другими иконами храма она была помещена в хранилище филиала Государственного Исторического музея «Село Коломенское», в обезглавленную в те годы церковь во имя великомученика Георгия Победоносца.

Затем икону передали в основное хранилище музея, в здание на Красной площади. Ее перемещение отражено в Книге поступлений в Государственный Исторический музей (регистрационный № 67494). Позже святой образ поместили в хранилище экспонатов Отдела изобразительного искусства и соответственно вписали в инвентарную книгу Отдела (регистрационный № 1399).

В 1988 году икону временно передали на выставку в Издательский отдел Московского Патриархата, где святыня пребывала в течение двух лет в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого

В соответствии с постановлением правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону было решено перенести в Коломенское. Согласно акту Государственного Исторического музея от 23 июля 1990 года и приказу Министерства культуры Российской Федерации, образ был передан в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

второе обретение державной иконы божией матери

В день 90-летия со дня обретения иконы Божией Матери «Державная» святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божей Матери в Коломенском. 15 марта 2007 г. Фото patriarchia.ru.

Такова история второго обретения Державной иконы Божией Матери.

Местное церковное предание связывает возвращение чудотворной иконы с началом освобождения Русской Церкви от богоборческого ига. «Как станет Царица Небесная на свое место — так и бедам конец», — говорили старожилы.[1]

Однако не следует забывать, что, строго говоря, «Державная» еще не вернулась на место своего обретения — на «свое» место, — поскольку находится, хотя и в Коломенском, но пока в Казанском храме, а не в церкви Вознесения Христова, которая до сих пор закрыта.

Празднование Пресвятой Богородице в честь иконы Ее, нарицаемой «Державная», бывает 2 (15) марта и 14 (27) июля.

Икона установлена у правого клироса храма во имя Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Службы с чтением акафиста совершаются весь год, кроме дней Великого поста и Святой Пасхи, по воскресным дням (через воскресение), в летний период с 18 часов, в зимний — с 17 часов.

Чудесное обретение одного из списков «Державной»

В настоящее время «Державных» икон того времени сохранилось совсем немного. Один образ — в Пюхтицкой обители, другой — в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове под Москвой. Принадлежал он некогда старцу, иеромонаху Серафиму (протоиерею Сергию Орлову). Еще один поклоняемый образ послереволюцонных времен пребывает в храме святого Николая в Николо-Перервинской обители Москвы

«Весной 1991 года в Москве произошло чудесное событие. Его свидетелями стали клир и прихожане недавно возвращенного Православной Церкви храма Святителя Николая (первая служба состоялась на Страстной, в субботу). Храм этот принадлежит Николо-Перервенской обители, территория которой до сих пор находится в ведении одного из московских заводов. В 1991 году (в среду или четверг Светлой седмицы) настоятелю Никольского храма протоиерею Владимиру Чувикину принесли икону Божией Матери «Державная». Икона благоухала и источала миро, и очевидцами этого чуда, наблюдавшегося не менее полумесяца, были все, кто приходил в Николо-Перервенскую обитель. Икона была настолько благодатна и столь отличалась от «общепризнанного списка» (где преобладают черные, принципиально неприемлемые в иконописи тона и резкие очертания), что, наверное, необходимо дать краткое описание этого образа.

На небесно-лазоревом фоне писан благостный лик Пресвятой Богородицы. Глаза у Пречистой Девы настолько умилительные и исполненные любви ко всем, кто приходит к ней с молитвой, что просто невозможно оторвать взор от Ее любвеобильного лика. На короне Богородицы — крест, держава в ее руках тоже имеет наверху крест и сама перекрещена крестом, как лентой. У Богомладенца и у Господа Вседержителя именословное благословение.

второе обретение державной иконы божией матери

Икона Божией Матери «Державная» в Николо-Перервинской обители. Фото перервинский-монастырь.рф

Светлые, чистые тона преобладают в иконе. Смотришь на излучающий безграничную любовь лик Божией Матери и веришь — Пресвятая Богородица по великой Своей милости и милосердию приняла под Свой Покров многострадальную землю Русскую, восприняв и трон, и скипетр, и державу.

Вскоре после того, как в Никольский храм пришла мироточивая икона, произошло следующее. Две женщины, с трудом разыскавшие на окраине Москвы Николо-Перервенскую обитель, рассказали, что несколько дней назад одной из них во сне явилась Божия Матерь и, показав Свою икону, сказала, что Она послала сию икону в Николо-Перевенскую обитель. Женщина поделилась о том, что произошло, со своей подругой, и они стали искать. Никогда они не слышали ни о таком монастыре, ни иконы такой никогда не видели. И вот, потратив не один день на розыски обители, они, наконец, добрались до ее соборного Никольского храма и, придя к настоятелю, попросили его показать им храмовые Богородичные иконы. И среди них женщина, которой было видение, сразу же безошибочно узнала ту икону, о которой Свою волю явила Пресвятая Богородица — выказав благоволение в том, чтобы этот образ был именно на сем месте.

Рассказав эту чудесную историю, молодые звонари Никольского храма поднялись на колокольню, и по всей округе полился благодатный звон. Внизу открывалась картина, радующая сердце — небольшая река Перерва с зеленеющими свежей травой берегами, а за ней, как на ладони, раскинувшееся Коломенское — место явления в 1917 году иконы «Державной». Известно, что после явления образа Божией Матери «Державная» во все концы России по церквам разослали списки этой иконы, но вскорости они были утеряны, спрятаны или уничтожены. По прошествии стольких лет богоотступничества и богохульства Пресвятая Богородица по неизреченной Своей любви к чадам Отца небесного и особому попечительству о Русской земле вернула Свою икону, вновь явив ее православным».[2]

Русская держава и «Державная» икона

В отсутствие царя Россия неизбежно сошла с пути, предуказанного Богом. И это понятно, ибо задачи русского царя, промыслом Божиим на него возложенные, выходят далеко за пределы задач верховного носителя государственной власти. Он не был главой государства, избираемым и угождающим поэтому своим избирателям и тем, от кого зависит. Делом царя было — творить дела Божии, быть выразителем воли Божией, носителем и хранителем общехристианского идеала земной жизни.

Соответственно и задачи русского царя, выходя далеко за пределы России, обнимали собою весь мир. Он был защитником слабых и угнетенных, объединял своим верховным авторитетом разноплеменные народы, стоял на страже христианской цивилизации и культуры, был тем «держащим», на которого указывал апостол Павел: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят из среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2,7).

До тех пор, пока русские люди не уразумеют задач самодержавия, благодать Божия не вернется в Россию.

Сын Божий смиренно предал Себя в руки палачей ради спасения рода человеческого через победу над смертью в Своем Воскресении. Он молча стоял перед Пилатом и беснующейся толпой. Так же молча взошел на свою Голгофу и помазанник Божий Николай II, полагаясь на волю Божию с полным доверием к ней и чувствуя, что Господь не оставит Россию, с надеждой, что его самопожертвование послужит к вразумлению потомков.

Именно в этом состоит смысл святости царя-мученика. Таким образом, его вынужденное отречение было последним актом царского служения воле Божией.

И это подтвердилось чудесным явлением иконы Державной Божией Матери в Коломенском в день отречения, а затем было открыто митрополиту Московскому Макарию (отправленному в ссылку Временным правительством за его «неисправимый монархизм») в примечательном сне: он увидел, что царь вымолил у Господа горькую чашу для себя и манну для своего народа, после чего незримый голос сказал: «Государь взял вину русского народа на себя, и русский народ прощен».

Царица земная

Икона не случайно была явлена на третьей неделе Великого поста 1917 года, — неделе поклонения Святому Кресту — которая ободряет дух верующих зрением близящегося Воскресения Христова.

Царские регалии на иконе — корона, скипетр и держава — знак того, что они отъяты от земных властей и символизируют начало прикровенного царствования.

«Что же касается самодержавия, то у нас не только никто не отменял его, но оно у нас есть. «Удерживающий» не отъят постольку, поскольку Державная икона Божией Матери, явленная в день отречения, показывает Царицу Небесную, увенчанную царским венцом, облаченную в царскую порфиру, держащую в руках скипетр и державу. У нас нет Царя, но есть Царица». [4]

Покров над Россией и миром

И теперь в России — живо Царство, в мире сем, но не от мира сего, теперь вместо царя правит страной Матерь Божия. И мы ощущаем на себе Ее державный покров и заботу. Она всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала Свою любовь людям, прошедших ради грехов своих страдания, покаянием и страданием очистившим свои сердца.

второе обретение державной иконы божией матери

Икона Божией Матери «Державная». Фото patriarchia.ru.

«Но в нынешнее тяжкое время, когда земля состарилась, отягчилась неверием, беззаконием и невежеством в познании повелений Божиих, не отступила ли от нас Заступница наша усердная, ревнуя о славе Сына Своего и Бога? Нет, дорогие мои, быть этого не может. Для матери бедствующее чадо еще дороже. И пока на Руси хоть «малое стадо» несет и сохраняет верность заветам Христа, надежду на заступление Матери Божией — мы не погибнем». [5]

Явлением Своей иконы — и первым и повторным, — Богородица показала, что Россия по-прежнему остается под Ее сугубым покровительством.

Воистину, спасена Россия. Но зачем? Не для себя самой.

Как богоизбранный народ не для себя самого нес свое избранничество и был ведом Богом, но для того, чтобы Христос воплотился ради всего мира, ради спасения всех, ради искупления первородного греха. Так и Богоматерь державным Своим покровом спасает Россию не для нее лишь одной, но для спасения всего живого и всех живых в нем, чтобы Крест Ее Сына процвел для мира, погрязшего в идолопоклонстве и оккультном служении князю мира сего.

Она взяла под Свой покров нашу землю в лютое время поголовного вероотступничества и предательства Бога, — и когда Ее Сына распинали здесь заново, Она защищала тех, кто заслуживал истребления от лица Божия. И Он умилосердился над обезумевшими ими по молитвам Матери, ибо сам соделал Ее — Матерью всех, кому дал жизнь, — своих заблудших детей — злых, ожесточенных, обезумевших.

Она умолила Его за Свой удел, явила Державу Свою Непобедимую.

И вслед за Ней, по Ее любви за Россию встал целый сонм молитвенников — новомученики и исповедники, и прежде всего император Николай с семьей, и святитель Тихон, и многие русские люди, так и оставшиеся неизвестными. И Господь принял их жертву, их молитвы. Ибо увидел, что много в погибающей стране праведников и истинно любящих Его. И помиловал страну по слову Своему: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие» (Быт. 18, 26)

Народ не посрамил доверия Господня, не отступил от Него, как ни выкорчевывали веру, как ни убивали, ни мучили, ни запугивали, — но в глубине народной души, под толстым слоем коммунистической морали и безбожного бытия сохранилась вера непостыдная и любовь ко Господу нелицемерная. Сохранились и иконы. И в их числе — «Державная».

15 марта 1917 году начался отсчет времени крестоношения России. Явление в этот день иконы «Державной» указывает нам, что на своем крестном пути — с начала и до его конца — наша страна покрываема и охраняема Царицей Небесной. Она стала царицей Российской державы, и как ее владычица, мудро, любовно и заботливо отводит от подданных чрезмерные скорби и ниспосылает им времена отдохновения и радости.

В подклети храма по слову простой крестьянки священник нашел запыленную, почти черную икону — и это оказалось главным событием двадцатого века.

Да принесет век начавшийся нашей стране, управляемой Небесной Владычицей — реализацию своего богоизбранничества во служение всему погибающему миру и во славу Христову!

второе обретение державной иконы божией матери

Крестный ход в престольный праздник храма Державной иконы Божией Матери, 15 марта 2005 года. Нажмите фото для увеличения.

второе обретение державной иконы божией матери

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия — первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

[1] С. Фомин. Державная икона Божией Матери. Русская цивилизация. http://www.rustrana.ru/article.php?nid=4934

[3] Проф. И.М. Андреев. Православная жизнь, 1951

[4] Карпец Владимир. Российское Самодержавие и русское будущее. На путях к православному государствоведению // Выбор. Литературно-философский альманах русской христианской культуры. 1990, № 8-9.

[5] Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Под державным покровом. // По материалам сборника «Державная Правительница земли Русской. М.; «Паломникъ.1999

Похожие материалы:

Мученик римский архидиакон Лаврентий

23 августа — день памяти святых мучеников архидиакона Лаврентия, Мученики архидиакон Лаврентий, Папы Сикста, диаконов Феликиссима и Агапита, воина Романа, пострадавших в Риме в 258 г. при императоре Валериане.

10 сентября — память преподобного Саввы Крыпецкого

Преподобный Савва Крыпецкий — основатель Иоанно-Богословского монастыря на Псковщине. Монастырь и ныне принимает паломников, стремящихся приложиться к честным мощам святого.

Священномученик Никита (Прибытков) Белевский, епископ

Епископ Никита Прибытков был арестован 16 декабря 1937 года. 20 арестованных перенесли 14 суток допроса, причем им не давали, не только спать, но и садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой. Епископу Никите в то время было 78 лет!

Источник

8 фактов из истории Державной иконы Богоматери

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Державная икона Богоматери была обретена более 100 лет назад в день отречения от престола царя Николая II 2(15) марта 1917 года. Как и при каких обстоятельствах это произошло и почему этот образ стал столь почитаем в материале «Фомы».

Икона была найдена в подвале Вознесенского храма в усадьбе Коломенское в день отречения от престола царя Николая II 2(15) марта 1917 года. Жительница слободы Перерва крестьянка Евдокии Андриановой во сне услышала голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». В следующий раз ей приснился белый храм, в котором величественно восседала Царица Небесная. Когда Евдокия пришла в Коломенское, сразу узнала явленную во сне Вознесенскую церковь. Настоятель священник Николай Лихачев с вниманием выслушал ее рассказ и через некоторое время икона была найдена заброшенной в подвале храма. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем.

Вскоре после явления иконы, в Коломенское толпами начали стекаться богомольцы. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить не только по окрестным храмам, но также по заводам и фабрикам. В Вознесенской церкви икона пребывала только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала в Марфо-Мариинской обители милосердия в Замоскворечье, где ее торжественно встречала игуменья монастыря – великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами обители.

Служба и акафист “Державной” иконе составлены с участием святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Патриарх Тихон призывал православных христиан молиться перед образом Державной и просить благословения Богородицы на все начинания. Он особо вверял Россию Матери Божьей, как истинной Правительнице. Любовь и почитание выразились в акафисте явлению иконы Божией Матери Державной.

Икона в многочисленных списках вошла в православные храмы России. Повсюду читали акафист и канон, верующие в храмах, домах и монашеских кельях читали перед ней молитву Патриарха Тихона о спасении державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений.

Священник Сергий Булгаков, высланный за границу в 1922 году вспоминал народный духовный подъем, произошедший в душе людей после обретения образа «Державной»: «Перед самым октябрьским переворотом мне пришлось слышать признание одного близкого мне человека. Он рассказывал с величайшим волнением и умилением, как у него во время горячей молитвы перед явленным образом Богоматери на сердце вдруг совершенно явственно прозвучало: Россия спасена. Как, что, почему? Он не знает, но изменить этой минуте, усомниться в ней, значило бы для него позабыть самое заветное и достоверное. Вот и выходит… что бояться за Россию в последнем и единственно верном окончательном смысле нам не следует, ибо Россия спасена Богородичною силою. И об этом, поверьте, твердо знает вся православная Россия».

После начала гонений советской власти на Церковь икона была изъята и находилась в запасниках Исторического музея. В 1990 году образ был передан домовому храму Издательского отдела Патриархии, где хранился год. 27 июля 1990, в канун памяти равноапостольного князя Владимира, “Державная” обрела “дом” в Казанской церкви в Коломенском.

Восстановление Храма Христа Спасителя в 1995 году начиналось с установки закладного камня с высеченной «Державной» икона. Пока шло строительство, совершались богослужения в специально выстроенном деревянном храме-часовне в честь «Державной» иконы. Именно эта икона была установлена в Храме Христа Спасителя в момент подписания Акта об объединении Русской Православной и Зарубежной Церквей. Позже этот образ специально провезли по Русскому Зарубежью как явный символ духовного единства.

У иконы есть множество списков. Самые почитаемые из них находятся в храме Вознесения Господня (г. Москва, улица Радио, дом 2) и в храме Илии Пророка (г. Москва, 2-й Обыденский переулок). Последний был написан в 1920-хх годах православным художником Николаем Чернышевым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *