второй этап обучения ритмике характеризуется
Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям
5185
Традиционно методика обучения детей ритмике включает три этапа.
На первом этапе детей знакомят с новой ритмической композицией, создают у них целостное представление о музыке и используемых для передачи ее эмоционально-образного содержания движениях.
На этом этапе целесообразно применять «вовлекающий показ» (Г. А. Праслова, С. Д. Руднева), помогающий детям при разучивании ритмической композиции освоить движения, и «опережающий показ» (А. И. Буренина), позволяющий своевременно переводить зрительное восприятие движений в двигательную реакцию, в результате чего движения детей точно совпадают с музыкой.
Рекомендуется также использовать метод создания композиций, привлекая литературные тексты для активизации образного мышления детей, наглядный показ: игрушки, различные предметы, позволяющие полнее раскрыть содержание произведения и характер движений. При этом отмечается, что это не должно отвлекать внимание ребенка и побуждать его не к исполнению, а к игре, т.е. использование предметной наглядности должно быть педагогически продуманным.
На втором этапе обучения ритмике осуществляется разучивание музыкально-ритмической композиции, способствующее созданию целостного образа, настроения музыкального произведения. На этом этапе предполагается:
■ уточнение и отработка движений;
■ работа над их выразительностью и соответствием характеру музыки;
■ развитие самостоятельности детей, осознанности в выполнении движений.
При этом предпочтительно, чтобы разучивание движений осуществлялось под музыку, а не под сухой арифметический счет.
На этом этапе предлагается использовать следующие приемы:
■ наглядный показ движений педагогом (с пояснениями);
■ показ исполнения музыкально-двигательных композиций самими детьми, овладевшими способами их исполнения;
■ показ-подсказка педагогом движений условными жестами, мимикой;
■ словесные указания педагога и др. (Г. Л.
На третьем этапе закрепляются и совершенствуются музыкально-двигательные навыки. Детям предлагаются творческие задания, развивающие способность к импровизации, умения самостоятельно комбинировать знакомые и придумывать собственные движения. Это:
■ инсценирование детьми песен, сказок; передача своих чувств, образов музыки в рисунке;
■ сочинение детьми музыкально-двигательных иллюстраций к рассказам;
■ самостоятельный выбор движений, отвечающих характеру музыки (из предложенных вариантов);
■ самостоятельные пластические импровизации детей (Г. А. Праслова и др.).
Предлагается также использовать метод создания художественного контекста. При этом интерпретации музыкального образа способствует подбор ребенком и педагогом стихов, сказок, произведений живописи, помогающих ребенку осознать содержание музыки и адекватно передать его в движении.
О сформированности двигательных навыков и уровне развития психических процессов ребенка — воли, внимания, музыкальной и двигательной памяти — можно судить по степени самостоятельности исполнения детьми музыкальной композиции и использовании ее в самостоятельной деятельности. О степени же осмысления содержания музыки свидетельствует соответствие движений характеру музыки.
В заключение следует отметить, что на всех этапах работы важно создавать условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений, поддерживать положительный эмоциональный тонус занятий.
Роль воспитателя в ритмике, как и в других видах деятельности, меняется в зависимости от этапа и формы работы (А. Н. Зимина). Так, например, в несюжетных играх воспитатель дает разъяснения по ходу
игры, может включиться в игру при первом ее исполнении. С малышами играет на всех этапах разучивания игры.
В сюжетных играх он является или только наблюдателем, дает указания, или (в сложной игре, а также в группах младшего возраста) берет на себя одну из ролей.
Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом: подсказывает, что еще не получается, какие движения следует разучить в упражнениях для дальнейшего ее совершенствования, так как внимание музыкального руководителя, сидящего за роялем, сосредоточено на музицировании.
Так же воспитатель действует и во время исполнения детьми плясок. В плясках-импровизациях, проводимых с детьми старших возрастов, он не участвует, поскольку эти пляски проводятся в целях развития творческой инициативы детей. Только в конце пляски он может одобрить их или предложить вспомнить более интересные движения.
В плясках с участием взрослого, где его действия зафиксированы автором движений, воспитатель всегда, во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.
Этапы разучивания музыкально-ритмических движения
Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям
I этап – начальное обучение новым музыкальным движениям;
II этап – углубленное разучивание;
III этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений.
Обучение на первом этапе направлено на создание у детей общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Дети получают первичные сведения о характере музыки, о форме движений, соответствующих данной музыке, прослушивают музыку.
Основные действия педагога на первом этапе обучения включают в себя:
Показ нового танцевального движения воспитателем, соответствующего содержанию музыки.
На втором этапе обучения дети овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Педагог должен постоянно наблюдать за выполнением детьми движений в соответствии с темпом, ритмом, динамическими оттенками музыки, исправлять ошибки. В результате активной работы педагога и детей на втором этапе обучения происходит овладение основными движениями во взаимосвязи с музыкой. Главными признаками сформированного музыкально-двигательного навыка является сознательное выполнение движений в соответствии с характером музыки, качества выполнения (точность, ритмичность, выразительность).
Третий этап обучения направлен на стабилизацию и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой. Это достигается путем самостоятельного выполнения движений, проведения движений под различную музыку. Степень овладения движением под музыку должна быть доведена до прочного навыка.
Музыкально — ритмическое воспитание детей дошкольного возраста.
Тамара Николаева
Музыкально — ритмическое воспитание детей дошкольного возраста.
Процесс развития детей и становление всех его физических функций неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором физического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка (И. А. Аршавский).
Музыка в общем, и музыкально-ритмические движения в частности вызывают интерес, заставляют переживать музыкальные образы, сопереживать музыке и выражать свои чувства в движениях, что ненавязчивым образом ведет к развитию физических качеств и повышению двигательной активности, а это, в свою очередь, обеспечивает нормальное развитие физических и психических функций и крепкое здоровье, что так необходимо современному ребенку.
В процессе музыкально-ритмических занятий наряду с задачами общего физического развития, оздоровления, решаются задачи эстетического воспитания. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично красиво. Овладевая новыми, все более сложными музыкальными движениями, занимающиеся стремятся соразмерять их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и внешней выразительности.
Дети под руководством педагога получают знания о музыке, приобретают умения и навыки выполнения движений в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, ознакомлению с художественными движениями. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, тем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательные анализаторы.
Занятия ритмикой имеют большое оздоровительное и гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движение, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергично, что усиливает их воздействие на организм, повышают работоспособность, а также обеспечивают оздоровление. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с движениями других детей, учат пространственной ориентации, закрепляют основные виды движений.
Музыка и движение неразрывно связаны друг с другом. Тесно переплетаясь, они как бы рассказывают о чем то, выражая торжество, ощущение радости, восхищение природой или сочувствия несчастью и т. д., оказывая общее влияние на становление юной личности.
Таким образом, музыка в целом и ритмика в частности осуществляют гармоническое сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству, что является необходимым условием формирования целостной личности.
Виды музыкально– ритмических движений.
Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, физических упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям. Источниками движения для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.
Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег и другие, общеразвивающие упражнения и строевые упражнения. Также используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев. Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижение разнообразного транспорта, действий, характерных для каких либо профессий.
На основе источников движений принято выделять следующие виды музыкально-ритмических движений:
• Игроритмика
• Танцевально-ритмическая гимнастика
• Музыкально-подвижные игры
• Игры-путешествия (или сюжетные занятия)
• Танцы, пляски, хороводы.
В основу музыкально-ритмических упражнений, одного из видов музыкально-ритмических движений, входят основные виды движения,такие как:
•Различные виды ходьбы: бодрый шаг, спортивно-торжественная ходьба, спокойный шаг, высокий шаг, шаг на носках, пружинистый шаг и т. д.
•Виды бега: легкий бег, неторопливый бег, танцевальный или пружинистый бег, широкий бег, высокий бег, бег с замахом голени назад, бег с высоким подниманием бедра, подскоки и т. д.
Упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений относят к группе подготовительных. Дети учатся ритмичновыполнять движения такие как: «пружинка», поскоки, прямой галоп и т. д. В дальнейшем, эти движения включаются в музыкальные игры, элементы танцев, в образные упражнения, сюжетные композиции и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов.
Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного. Данный тип
упражнений по сравнению с предыдущим имеет более законченную форму.
Современные танцы развивают свободную пластику, эмоциональность, живость, раскрепощенность движений. Они отличаются импровизационным характером, оригинальностью подбора разнообразных современных танцевальных ритмов и стилей.
В дошкольных учреждениях используются только простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста.
Видом музыкальных движений является музыкальная игра. Это важнейший метод музыкального развития. Игра – наиболее активная и творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.
Все виды музыкально-ритмической деятельности описанные выше, имея яркую эмоциональную окраску, разнообразность, доступность и форму интересную детям, положительно влияют на формирование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
1.словесный:- универсальный метод обучения.С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и т. д.Это определяет разнообразие словесных методических приемов в обучении: рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, словесное сопровождение движений под музыку.
2. наглядного восприятия :
В основе лежит подражание детей образцу исполнения движений в процессе совместной деятельности. «Вовлекающий показ»(по С. Д. Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Метод расчленения может широко использоваться для освоения самых разных упражнений. Практически каждое упражнение курса музыкально-ритмического воспитания можно приостановить в любой фазе для уточнения двигательного действия, улучшения выразительности движений и т. п. Кроме того, этот метод может применяться при изучении сложных движений.
Названные методы обучения на практике, могут быть дополнены различными приемами педагогического воздействия на детей.
Методические приемы наглядного восприятия способствует более быстрому, глубокому и прочному усвоению программы музыкально-ритмического воспитания, повышению интереса к изучаемым упражнениям.К ним можно отнести также: показ упражнений, иллюстраций, фотографий, слайдов, прослушивание ритма и темпа движений, музыки.
Основан на активной деятельности занимающихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения посредством расчленения упражнений. Метод расчленения может широко использоваться для освоения самых разных упражнений. Практически каждое упражнение курса музыкально-ритмического воспитания можно приостановить в любой фазе для уточнения двигательного действия, улучшения выразительности движений и т. п. Кроме того, этот метод может применяться при изучении сложных движений.
С помощью музыкальных игр решаются задачи на согласование движений с музыкой и усложняется внесением элемента соревновательности, который способствует совершенствованию и закреплению полученных умений и навыков.
К игровому методу обучения обращаются при проведении музыкально-ритмических игр.
Существует много способов первоначального ознакомления с игрой. Н. А.Ветлугина считает наиболее целесообразным следующий: сначала исполняется вся музыка, затем дается краткое изложение игры и в заключении повторно звучит музыкальное произведение. Прослушивание музыки должно сопровождаться показом. Здесь предлагается использовать наглядно-слуховой и наглядно-зрительный приёмы. Эти приёмы сочетаются в наглядном методе.
Музыкальные произведения при обучении музыкально-ритмическим движениям требуют полного целостного восприятия. И хотя они ярки по характеру, невелики по объему, в обучении ритмике имеют определенное содержание и всегда связаны с движением, определенным действием, иногда со словами. Поэтому восприятие музыкальной игры целостное – восприятие единства музыки и движения.
Можно применять показ характерного игрового движения. Показ движения нужно заранее хорошо продумать. Необходимо хотя бы иногда обращаться за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным действиям.Также может использоваться тактильно-мышечная наглядность: прикосновения к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, поправить осанку. Такое сочетание различных приемов очень действенно в обучении, но необходимо, чтобы дети как можно чаще самостоятельно находили какие-либо движения. Целостное восприятие приобретает особый смысл,если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, необходимо выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почувствовать богатство «языка музыки», разовьет его умение передавать его в движении, приведут к самостоятельности. Знакомя детей с музыкальным произведением впервые, педагог должен побуждать их к самостоятельным высказываниям о характере музыки, о движениях, которые могут соответствовать этой музыке. На последующих занятиях стимулировать к самостоятельности даже при усвоении показанных им движений. Дети в состоянии высказаться о том, как лучше исполнить движение под соответствующую музыку, перечисляют последовательность построения музыкально-ритмических движений комплекса и без помощи взрослого выполняют какие-либо движения. Движения, придуманные детьми затем уточняются и оцениваются педагогом.
Важно заинтересовать детей, увлечь их первыми впечатлениями о комплексе, прослушивая музыку и образно рассказывая о ней. Здесь можно использовать словесный метод. Это может быть беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснения, рассказ о предполагаемых движениях, которые будут использоваться в комплексе. Данный метод широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Также при обучении детей музыкально-ритмическим движениям необходимо использование практического метода. Разучивание проходит последовательно, и для усвоения наиболее сложных элементов движений используют предварительные упражнения. Особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, подскоков, подпрыгиваний, сгибания и разгибания рук в исходном положении лежа на груди., и т. д., а затем уже включать в связки, игры, танцы. Такое построение занятий облегчает освоение навыка. Подготовительные упражнения следует облекать в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный метод. Также важен правильный, грамотный, выразительный показ взрослого, который в большой мере определяет качество детского исполнения.
Методика на данном этапе следующая: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его.
2. Второй этап–основной, задачей которого,является углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнения его элементов и создание целостного образа, настроения.
Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Если появляются трудности, педагогу следует вновь обратится к музыке, её выразительным средствам, наглядному показу движений.
3. На третьем, закрепляющем этапе обучения задача заключается в том, чтобы закрепить представление о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем иметь их в повседневной жизни.
Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения направлена на работу над его качествами. Используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создаются условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.
Особое значение имеет творческое развитие детей: умение самостоятельно действовать (построится в круг без помощи взрослого, вставать парами, изменить построение, запомнить последовательность комплекса, придумать выразительные движения). Важно развивать навыки комбинирования отдельных движений, не подражая другому ребенку. Сочетание самостоятельных действий по показу, выполнению учебных и творческих заданий, разнообразить методику, активирует исполнительскую деятельность детей.
Доминантное музыкально-ритмическое занятие для детей старшего возраста «Танцевальное путешествие» Задачи: 1. Образовательный аспект: формировать основы музыкальной культуры; закреплять умение исполнять ранее усвоенные элементы танцевальных.
Интегрированное лого-ритмическое занятие для детей младшего возраста. Лексическая тема «Части тела» Цель: Уточнение представлений о лице и его частях, о теле и его частях. • Активизация в речи детей названий частей лица, тела. • Развивать.
Конспект музыкально-дидактической игры для детей среднего дошкольного возраста «Где мои детки?» Дата проведения 3 декабря 2015 года Возрастная группа Средняя группа Тема игры «Где мои детки» Цель (задачи) игры Развивать у детей звуковысотный.
Музыкально-цирковая программа для детей старшего дошкольного возраста Ц И Р К Под весёлую музыку входят Флопси и Мопси, у Мопси кот – Ватный хвост. Мопси и Флопмси (вместе).Здравствуйте, ребятишки. Девчонки.
Музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (часть 1) Музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (часть 1) В музыкальном развитии детей дошкольного возраста очень.
Музыкально-литературная композиция к 9 Мая для детей старшего дошкольного возраста Сценарий музыкально-литературной композиции, посвященной 9 мая Дню Победы Цель: Донести до детей значение праздника «День Победы», воспитывать.
Музыкально-спортивный досуг ко Дню России для детей старшего дошкольного возраста Задачи: Создавать условия для сопричастности детей к важнейшим событиям в современной России, воспитывать чувство патриотизма; Совершенствовать.
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности Актуальность Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодёжи.
Танцевально-ритмическое развитие детей в рамках муниципальной подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования» МАСТЕР КЛАСС Танцевально-ритмическое развитие детей в рамках реализации муниципальной подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования».
Статья » Особенности проведения ритмики в детском саду»
Дошкольный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. В этом возрасте развивается двигательный опыт, так как движения являются потребностью ребенка. В период от 5 до 7 лет наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, скоростно-силовых способностей, частоты движений, прыгучести, гибкости, функции равновесия.
Правильная организация проведения занятий по ритмической гимнастике ставит целью обеспечение ребенка общей физической подготовкой с преимущественной направленностью на развитие двигательных способностей и является адекватной возрастным особенностям развития физического потенциала человека в этот период [7, с. 84].
Однако при дозировании физических нагрузок дошкольника необходимо проявлять определенную осторожность. Следует четко знать, какие упражнения должны входить в комплексы ритмической гимнастики, так как от этого в значительной мере зависит нагрузка на занятии. В первую очередь необходимо ориентироваться на возрастные особенности. Часто у начинающих хореографов или музыкальных руководителей детского сада возникают трудности в этом отношении. Учебные пособия, видео-уроки, интернет-источники несут в себе огромное количество упражнений, танцевальных композиций и музыкально-ритмических игр для детей дошкольного возраста. Но как определиться, на каком этапе обучения использовать тот или иной материал?
Цель данного учебно-практического пособия заключается в том, чтобы систематизировать теоретические и практические знания по ритмике и музыкальному воспитанию, провести четкую грань между допустимыми нагрузками для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, определить приоритетные задачи педагога на каждом этапе обучения дошкольника.
1. Основные принципы построения занятия по ритмике для детей младшего дошкольного возраста в детском саду
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
1.2 Основные виды деятельности на занятии по ритмике для детей младшего дошкольного возраста
Считается, что начинать заниматься ритмикой оптимально в 3-4 года. К этому возрасту уже достаточно развита координация движений. Ритмика в детском саду обычно проводится, начиная со 2-й младшей группы. В этом возрасте дети уже способны запоминать элементарные движения и выполнять их под музыку. Многому ребенок не научится, но приобретёт полезные навыки, которые значительно облегчат ему дальнейшее, как общее, так и музыкальное развитие и обучение. На занятиях дети выполняют подвижные упражнения, требующие достаточного пространства. Ритмика в детском саду проводится в физкультурном или музыкальном зале, обычно под сопровождение фортепиано (использование фонограмм детских песен и современных танцевальных мелодий тоже пойдет на пользу и разнообразит занятие). Дети быстро устают от однообразной деятельности, поэтому занятие строится на чередовании небольших 5-10 минутных блоков. Сначала обязательна физическая разминка (варианты ходьбы и бега, несложные упражнения). Затем следует «основная» активная часть, требующая максимального напряжения (как физического, так и интеллектуального). После чего детям требуется отдых – спокойные упражнения, лучше сидя на стульях. Можно организовать полный «релакс» под успокаивающую музыку. Далее — вновь активная часть, но уже на знакомом материале. В конце занятия хорошо провести подвижную игру или мини-дискотеку.
На занятиях ритмикой ребёнок младшего дошкольного возраста путем выполнения определенных упражнений приобретает ряд навыков и умений:
улучшается физическая форма ребёнка,
вырабатывается координация движений
ребёнок обучается простейшим танцевальным движениям,
малыш учится адекватно выражать и контролировать свои эмоции,
развивается творческая активность
готовится к дальнейшим занятиям музыкой, танцами, спортом
. Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка, укреплению здоровья, умению контролировать своё тело, правильно дышать, двигаться, отдыхать от нагрузки. У ребенка формируется правильная походка, развивается координация и пластика тела! Ритмика положительно влияет не только на физическую подготовку ребенка, но и развивает у него восприятие музыки и воображение. В дальнейшем он может успешно осваивать и другие виды художественно- творческих и спортивных видов деятельности: хореография, гимнастика, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.
Для детей 3-4 лет наиболее доступно и эффективно занятие игровой ритмикой. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях, танцах и играх. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Преобладает игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт занятию привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка [2, с. 35].
Приоритетные задачи педагога на данном этапе: воспитание интереса, потребности движения под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки; обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом [9].
1.3. Примерный план занятия по ритмике для детей младшего дошкольного возраста в детском саду
Тема занятия : Экскурсия в зоопарк (раскрытие образов через танцевально-игровые движения).
-развивать умение выразительно передавать в движениях образы зверей в соответствии с музыкальным сопровождением.
— развивать умение координировать движения с речью, с музыкой;
— развивать творческую самостоятельность в подборе подражательных движений на заданную тему;
— воспитывать сплоченность, организованность.
Оборудование: магнитофон, диски с музыкой, картинки с животными, маски, шары, коврики.
— Вход детей в зал, построение в «квадрат», поклон.
— Сообщение специфики занятия (“сегодня у нас необычное занятие – мы сегодня отправимся в гости к жителям зоопарка”).
— ОРУ под музыку (для головы, плеч, корпуса, ног) на ковриках
— Ритмико-гимнастические упражнения на различные виды ходьбы и бега по кругу.
1)Девчонки, мальчишки, приглашаю вас на экскурсию в зоопарк
— Игра «Утро в зоопарке»
Рано- рано по утру (дети просыпаются, потягиваются на ковриках)
Петух запел : «Ку-ка-ре-ку» (изображают махающего крыльями петуха)
Ква-ква-ква (прыгают на четвереньках)
Му-му-му (изображают рогатую корову)
Прискакала кенгуру (прыжки)
Зарычали волки (имитируют волков, рычат)
И упали книжки с полки (падают на коврики)
2)Дети с помощью педагога строятся паровозиком и отправляются в зоопарк:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду, в зоопарк я иду.
Ам-ам-ам, ам-ам-ам, ведь живут зверюшки там.
3)В кругу педагог показывает картинку с изображением животного, а дети изображают его действия под музыку
Это лев. Он царь зверей. В мире нет его сильней
Идут медленно по кругу, подняв голову
А смешные обезьяны, раскачали все лианы
Ноги на ширине плеч, пружинка ножками
А вот умный, добрый слон. Посылает всем поклон
Ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперед-вправо, вперед-влево
Леопард так ловко скачет, словно наш любимый мячик
Пони бегает, резвится. Хочет с нами подружиться
Зебра головой качает. К себе в гости приглашает
Руки на поясе, наклоны головы вправо-влево
4)Дети дарят зверюшкам танец «Мышата» (надевают маски и хвостики)
5) «Мышата» садятся на «ковры-самолеты», отправляются домой
— Релаксационные упражнения на восстановление дыхания. (колыбельная музыка)
Мы подуем далеко, мы подуем близко.
Мы подуем высоко, мы подуем низко
-Подведение итогов занятия.
— Построение в «квадрат», поклон, выход из зала [5, с. 49].
1.4. Примеры танцевальных элементов, гимнастических упражнений и игр для детей младшего дошкольного возраста
Важно знать, что на данном этапе ребенок не сможет запоминать последовательность упражнений и танцевальных элементов. Его исполнительские навыки носят исключительно подражательный характер. Основной принцип проведения занятия: «Педагог исполняет элемент, дети тут же повторяют за ним».
Основные упражнения и танцевальные элементы:
на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружина), которые даются, как правило, на основе игрового образа;
Танцевально-гимнастическая композиция «ЧЕБУРАШКА» (разминка)
Вступление стойка: ноги врозь, руки в стороны-вниз, ладонями вперед, наклоны головы в стороны; наклоны головы вперед-назад.
Припев. Подъемы на носки, руки вверх, потянуться с последующими приседаниями.
Куплет 1 повторить.
Танцевальная композиция «Голубой вагон»
1) Махи руками над головой, построение «паровозиком» (друг за другом, держась за талию впереди стоящего).
2) Ходьба по кругу и «змейкой».
3) Разорвав паровозик, бег по кругу, меняя направление по команде преподавателя.
4) Остановка лицом в круг, танцевальные движения на месте [3, с. 659].
2. Основные принципы построения занятия по ритмике для детей среднего дошкольного возраста в детском саду
2.1 Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста
Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.
Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что ему более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.
Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т.п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения).
Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой.
Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы
Дети стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты.
Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, занятия, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его кругозор расширяется
Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности [2, с. 123].
Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно готов заниматься творчеством в игре. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки [10].
2.2 Основные виды деятельности на занятии по ритмике для детей среднего дошкольного возраста
Важно помнить, что занятия, сами по себе, не являются ни ведущей, ни основной деятельностью для детей 4-5 лет. Поэтому, чтобы учебный процесс был эффективным, необходимо максимально использовать в нем игру – ведущий вид деятельности ребенка среднего дошкольного возраста. Насыщение занятия игровыми упражнениями, имитационными движениями, сюжетно-творческими зарисовками усилит эмоциональное восприятие музыки детьми, а, соответственно, поможет полнее и всестороннее решить поставленные задачи.
Отдельные игровые элементы могут быть использованы на занятиях в качестве координационных упражнений, физкультминуток; ритмических рисунков или же наоборот, для отдыха, если все занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений.
Комплексы игровых упражнений могут включаться в различные части занятия: могут составлять разминку или даже все занятие целиком. Для детей дошкольного возраста такие комплексы целесообразно объединять сюжетом, темой или предметом – атрибутом, с которым выполняются движения. Хорошо использовать на занятии комплексы, в которые входят различные вариации одного движения: ходьбы, наклонов, поворотов, прыжков; а также комплексы, содержащие чередование двух движений: например, прыжки и ходьба и т.п.
Для детей среднего дошкольного возраста очень ценными являются имитационные движения, включение которых в занятие помогает работе над выразительностью движения, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа.
Музыкально-ритмические игры используются на занятиях по ритмике для решения самых разных задач: развития чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, части музыки, для знакомства с какими-либо движениями и их комбинациями и т.д.
Для детей среднего дошкольного возраста иногда целесообразно проводить сюжетные занятия. Эти занятия позволяют создать у детей более полное представление о той или иной стороне действительности (например, о лесе или об осени), разнообразить слуховые и двигательные впечатления, а также систематизировать знания детей на заданную тему. В такие занятия полезно включать литературные произведения (стихи, короткие прозаические зарисовки), рассматривание иллюстраций, изобразительное творчество и т.п. Сюжетная линия, связывающая отдельно взятые упражнения, помогает целостному восприятию детьми темы, увеличивает интерес детей к деятельности, и, следовательно, повышает эффективность проводимого занятия в целом.
Первостепенную роль на занятиях по ритмике играет музыкальное сопровождение, а соответственно, требования, предъявляемые к нему, достаточно высоки. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия должны быть очень разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения должны быть доступны пониманию детей. Кроме того, рекомендуется использование не только “живого” аккомпанемента на фортепиано или аккордеоне, но и фонограммных записей в различной аранжировке. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса [2, с. 134].
Приоритетные задачи педагога на данном этапе: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству [9].
2.3 Примерный план занятия по ритмике для детей среднего дошкольного возраста в детском саду
формировать представление о различных темпах музыки (“музыка бывает быстрая и медленная”);
развивать чувство ритма: учить прохлопывать простой ритмический рисунок;
учить передавать характер музыки в движении;