вутиванская икона божией матери

ВУТИВАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

вутиванская икона божией матери

Вутиванская икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII — нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва)

Вутиванская икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII — нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва)

(празд. 2 мая), чудотворная; сведений о месте и времени ее явления не сохранилось. Изображение в основном известно по гравюрам и иконам XVIII-XIX вв.: Богоматерь сидит на троне, Младенец в короне с левой стороны; 2 ангела (иногда без крыльев), указывающие на Них, предстоят по сторонам престола. Существуют варианты изображения Младенца: с прижатой к груди ладонью правой руки и благословляющей именословно правой рукой или со свитком в левой руке.

В. и. восходит к иконографическому типу сидящей Одигитрии с Младенцем на левом колене, выделившемуся из сцены «Поклонение волхвов» и первоначально распространенному в Египте и Сирии (напр., изображения Богоматери на копт. тканях V-VI вв.). Близкими к В. и. являются чудотворные иконы Божией Матери «Испанская», «Кипяжская», «Свенская-Печерская», «Псково-Печерская» и др.

Лит.: Описание явлений чудотворных икон Пресв. Богородицы, с показанием времени, когда оныя случились, и мест, где сии Св. иконы находятся, в какие числа бывают празднества им, и по какому случаю оныя установлены, собр. из разных ист. книг. М., 1846. № 32; Изображение икон Пресв. Богородицы, в Правосл. Церкви прославляемых, с краткими о них сказаниями. М., 1848 (ил. на с. 9), 18532; Поселянин. Богоматерь. С. 261; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 212, 213.

Источник

Икона Божией Матери «Вутиванская»

вутиванская икона божией матери

Све­де­ний о ме­сте и вре­ме­ни яв­ле­ния чу­до­твор­ной Ву­ти­ван­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри не со­хра­ни­лось. Изо­бра­же­ние в ос­нов­ном из­вест­но по гра­вю­рам и ико­нам XVIII–XIX вв.: Бо­го­ма­терь си­дит на троне, Мла­де­нец в ко­роне с ле­вой сто­ро­ны; 2 ан­ге­ла (ино­гда без кры­льев), ука­зы­ва­ю­щие на Них, пред­сто­ят по сто­ро­нам пре­сто­ла. Су­ще­ству­ют ва­ри­ан­ты изо­бра­же­ния Мла­ден­ца: с при­жа­той к гру­ди ла­до­нью пра­вой ру­ки и бла­го­слов­ля­ю­щей име­но­слов­но пра­вой ру­кой или со свит­ком в ле­вой ру­ке.

Ву­ти­ван­ская ико­на вос­хо­дит к ико­но­гра­фи­че­ско­му ти­пу си­дя­щей Оди­гит­рии с Мла­ден­цем на ле­вом ко­лене, вы­де­лив­ше­му­ся из сце­ны «По­кло­не­ние волх­вов» и пер­во­на­чаль­но рас­про­стра­нен­но­му в Егип­те и Си­рии (напр., изо­бра­же­ния Бо­го­ма­те­ри на копт. тка­нях V–VI вв.). Близ­ки­ми к Ву­ти­ван­ской иконе яв­ля­ют­ся чу­до­твор­ные ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ис­пан­ская», «Ки­пяж­ская», «Свен­ская-Пе­чер­ская», «Пско­во-Пе­чер­ская» и др.

До настоящего вре­ме­ни изо­бра­же­ния Ву­ти­ван­ской ико­ны со­хра­ни­лись на ико­нах «Рас­пя­тие и Стра­сти Гос­под­ни» со 142 чу­до­твор­ны­ми об­ра­за­ми Пре­святой Бо­го­ро­ди­цы (кон. XVIII – нач. XIX в.) из Бо­го­яв­лен­ско­го при­де­ла Бо­го­яв­лен­ско­го со­бо­ра в Москве и «Бо­жия Ма­терь «Неопа­ли­мая Ку­пи­на», дву­на­де­ся­тые празд­ни­ки и чу­до­твор­ные ико­ны Бо­го­ро­ди­цы» (XIX в., ЦАК МДА); на гра­вю­ре В. Т. Ге­ор­ги­ев­ско­го «Изо­бра­же­ние дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков и 132 яв­ле­ний чу­до­твор­ных икон Бо­го­ро­ди­цы с Неопа­ли­мой Ку­пи­ной в цен­тре», по­жерт­во­ван­ной в древ­ле­хра­ни­ли­ще брат­ства бл­гв. кн. Алек­сандра Нев­ско­го во Вла­ди­ми­ре (вос­про­из­ве­де­ние в кн.: Сер­гий (Спас­ский), ар­хи­еп. Рус. лит. об ико­нах Пре­св. Бо­го­ро­ди­цы в XIX в. СПб., 1900. С. 51, 53), и др.

Источник

Вутиванская икона божией матери

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа, aллилуиа, aллилуиа.

День празднования:

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа, aллилуиа, aллилуиа.

Вутиванская икона восходит к иконографическому типу сидящей Одигитрии с Младенцем на левом колене, выделившемуся из сцены «Поклонение волхвов» и первоначально распространенному в Египте и Сирии (например, изображения Богоматери на коптских тканях V-VI вв.). Близкими к Вутиванской иконе являются чудотворные иконы Божией Матери «Испанская», «Кипяжская», «Свенская-Печерская», «Псково-Печерская».

«Божия Матерь «Неопалимая Купина», двунадесятые праздники и чудотворные иконы Богородицы» (XIX в., ЦАК МДА).

На гравюре В. Т. Георгиевского «Изображение двунадесятых праздников и 132 явлений чудотворных икон Богородицы с Неопалимой Купиной в центре», пожертвованной в древлехранилище братства блгв.кн.Александра Невского во Владимире.

Предание не сохранило сведений о месте и времени явления сей чудотворной иконы. Посему она известна только по изображению. Божия Матерь изображена на ней сидящей на троне с Предвечным Младенцем в руках. По бокам трона стоят два ангела. Изображение в основном известно по гравюрам и иконам XVIII-XIX вв.: Богоматерь сидит на троне, Младенец в короне с левой стороны; два ангела (иногда могут быть представлены без крыльев), указывающие на Них, предстоят по сторонам престола. Существуют варианты изображения Младенца: правая рука может быть прижата к груди или благословлять именословно, в левую может быть помещён свиток.

Именословное перстосложение — особое сложение перстов, которое употребляется только архиереем или священником для благословения. Каждый палец при этом изображает букву греческого алфавита, что и составляет монограмму имени Иисуса Христа — IC ХС (указательный палец вытянутый, что составляет литеру I, средний слегка согнут и похож на литеру C, большой палец скрещивается с безымянным и получается литера X, мизинец приподнят и похож на литеру C. IC XC — Иисус Христос). С таким жестом часто изображают на иконах Иисуса Христа.

В русской церкви до Раскола в XVII веке именословное перстосложение не практиковалось: архиереи и священники благословляли только двуперстно. На иконах преобладало также двуперстие, хотя так называемое именословное перстосложение встречалось. На Стоглавом соборе 1551 года было запрещено практиковать и изображать иное перстосложение, кроме как двуперстное:

«Аще кто двема персты не благословляет, якоже Христос, или не воображает двема персты крестного знамения, да будет проклят».

После церковных реформ патриарха Никона в среде новообрядцев именословное перстосложение стало преобладающим; двуперстие же было запрещено Собором 1666—1667 г. и впредь считалось не каноническим.

В старообрядческих кругах именословное перстосложение интерпретируется как ораторский знак, обозначающий призыв ко вниманию.

Неусыпно молится у Престола Господня Матерь Божия, Ходатаица о нашем спасении.

Если много может усиленная молитва праведного, то тем более сильна молитва Пресвятой Богородицы. Она еще во время Своей земной жизни обрела благодать у Господа и обращалась к Нему с ходатайством за тех, кто просил Ее помощи и заступления.

Пресвятая Дева, живя на земле, сама испытала те же лишения, нужду, беды и напасти, которые испытываем и мы. Она пережила скорбь крестных страданий и смерти Своего возлюбленного Сына. Она знает наши немощи, нужды и скорби. Каждый наш грех причиняет Ей страдание, и в то же время каждая наша беда находит у Нее сочувствие. Какая мать не заботится о своих детях и не болеет сердцем от их несчастий? Какая мать оставляет их без своей помощи и внимания? Матерь Божия всегда готова подать нам благовременную помощь.

Матерь Божия подобно солнцу светит и согревает нас лучами Своей любви и оживотворяет наши души данною Ей от Бога благодатью. Духом Своим Она всегда пребывает на земле. Когда блаженный Андрей юродивый подобно апостолу Павлу был восхищен духом в Небесные обители и узрел там Господа, он стал скорбеть, не видя Пречистой Богородицы. Но Ангел сказал ему, что Она удалилась в мир помогать людям.

Все мы обременены скорбями, жизненными невзгодами, болезнями и напастями, ибо все согрешаем. Слово Божие говорит, что нет человека, который бы пожил на земле и не согрешил. Но Бог есть высшая Любовь, и по любви к Своей Матери и к нам Он принимает Ее молитвы. Мы веруем в Ее постоянное предстательство и ходатайство за нас, грешных, пред Милостивым и Человеколюбивым Богом и в силу Ее молитв. Будем прибегать к Ней как к тихому и доброму пристанищу и усердно призывать Ее всесвятое и всепетое имя. И Она не оставит нас нечаянной радостью спасения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *