введенский храм волоколамский район
Свято-Введенский храм (Спирово)
Свято-Введенский храм в Спирово — православный храм Волоколамского благочиния Московской епархии Русской православной церкви. Памятник архитектуры федерального значения.
Содержание
История [ править ]
Село Спирово на реке Струге — родовое имение преподобного Иосифа Волоцкого, пожалованное его прадеду святым благоверным князем Димитрием Донским. Позднее оно перешло во владение Волоцких князей.
Князь Борис Васильевич в 1479 г. пожаловал село Иосифо-Волоцкому монастырю. В начале ХVI в. преподобным Иосифом здесь был устроен Богородичный монастырь с деревянной Введенской церковью и воздвигнут храм под названием «Дом Божий». В нем, по благословению настоятеля монастыря и соборных старцев, отпевали и хоронили безродных людей. После голода 1570 г. Божедомный монастырь прекратил свое существование, и храм стал приходским.
Ныне существующая каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы построена в 1825 г. В 1848 г. к ней были пристроены два придела — во имя святителя Николая Чудотворца и святителя Димитрия Ростовского, а годом позже, в 1849 г., пристроена колокольня. Благотворителями церкви являлись Пушкины, Воронцовы, Телегины.
Храм никогда не закрывался. Настоятель храма протоиерей Дмитрий Лебедев был репрессирован и расстрелян в 1937 г. Юбилейным архиерейским собором 2000 г. он прославлен как священномученик. В храме особенно почитается древний чудотворный резной образ святителя Николая, который ранее находился в Воскресенском соборе Волоколамска, а также большая икона преподобного Иосифа Волоцкого из Иосифо-Волоцкого монастыря. С 1990 г. в 6-е воскресенье после Пасхи совершается крестный ход с этими святынями из Спирово в монастырь.
Святыни [ править ]
Сейчас Спирово славится своим торжественным крестным ходом, который совершается в шестое воскресенье после Пасхи. Из окрестных сел и деревень, из Волоколамска, Москвы и других городов сюда съезжаются почитатели Святителя Николая и преподобного Иосифа.
После Божественной литургии начинается торжественный крестный ход. Древний резной образ Святителя Николая Можайского, и икона преподобного Иосифа, с пением обносится вокруг церкви, а потом бесконечный поток верующих проходит под чтимой иконой Святителя Николая.
Крестный ход установлен в память избавления Волоколамска от чумы в XVIII веке по молитвам преподобного Иосифа и предстательству Божией Матери и Святителя Николая. Ранее он совершался из Волоколамска с чтимым образом Николы Можайского. Навстречу ему выходил крестный ход из Иосифо-Волоцкого монастыря с образом преподобного Иосифа. Впервые этот крестный ход при огромном стечении народа состоялся 20 октября 1771 года, а затем стал совершаться в шестое воскресенье после Пасхи.
После закрытия монастыря крестный ход стал совершаться в Спирово. В 1990 году эта традиция была возобновлена. 27 мая, в шестое воскресенье по Пасхе, после почти 70-летнего перерыва образ Святителя Николая был с крестным ходом перенесен в монастырь и обнесен вокруг Успенского собора. Более подробно здесь.
В начале 2017 года в храм к чтимому древнему образу была передана частица Его святых мощей.
У южных церковных врат помещается древняя плащаница с живописным изображением Спасителя на малиновом бархате с вызолоченною бахрамою.
Примерно в двух километрах от монастыря, в селе Спирово находится Богородичный источник. В этом месте с несколькими сподвижниками первоначально и поселился преподобный Иосиф, и каждый день именно отсюда отправлялись они на строительство монастыря.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская обл., Волоколамский р-н, с. Спирово.
Паломнику [ править ]
Храм открыт ежедневно.
Богослужения в храме совершаются в субботу, воскресенье и праздничные дни.
8-30 — Утреня, часы, исповедь.
9-30 — Божественная Литургия.
Всенощное бдение совершается накануне праздничных дней в 18-00.
Молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу совершается в воскресенье в 8-00.
Крещения совершаются после огласительных бесед в субботу, в воскресенье и в другие дни по договоренности.
Исповедь совершается по окончании всенощного бдения и до начала Божественной литургии.
Венчания совершаются по договоренности.
Панихида совершается по окончании Божественной литургии в субботу и воскресенье.
Отпевание усопших по договоренности.
Освящение автомобилей, домов по договоренности.
Путешествие в Спирово. Храм Введения Пресвятой Богородицы. Богородичный источник
Путешествие в Спирово к храму Введения Пресвятой Богородицы и Богородичному святому источнику с купальней.
Поездка в пос.Спирово Волоколамского района Московской обл. была также связана с путешествием в пос.Теряево в Иосифо-Волоцкий мужской монастырь, в г.Волоколамск, с посещением мемориального комплекса в Дубосеково и со вторым посещением Воскресенского Новоиерусалимского мужского монастыря в г.Истре.
В Спирово находится храм Введения Пресвятой Богородицы и Богородичный святой источник с купальней.
Ныне существующая Введенская приходская церковь никогда не закрывалась.
От церкви Введения Богородицы в Спирово до Иосифо-Волоцкого монастыря не более трех километров, и это расстояние вполне можно проехать на велосипеде.
О храме в Спирово.
После Саниных Спирово перешло в ведение Волоцких князей. Когда преподобный Иосиф с братией в 1479 году пришел на землю Волоцкого князя Бориса Васильевича и с его согласия основал здесь монастырь, то первым пожертвованием Бориса Васильевича монастырю в октябре 1479 года было село Спирово. В жалованной грамоте говорится: «Се аз князь Борис Васильевич пожаловал есми игумена Иосифа или кто по нем иной будет, дал есми Пречистой в дом деревню Спировскою со всем с тем, что к оной деревни потягло из старины…» Деревня Спирово освобождается князем от податей, и «ведает и судит игумен Иосиф свои люди сам.»
В конце XV – начале XVI века преподобным Иосифом в Спирово был устроен Божедомный богорадный монастырь на 12 человек с деревянной церковью в честь Ведения во храм Пресвятой Богородицы. Введенский монастырь получил право содержания от большого Успенского монастыря.
Во время голода 1570 года в монастыре из 12 иноков остался один (в Большом Успенском монастыре за три года умерло около 300 монахов). Некому было отпевать и хоронить. В это время, очевидно, монастырь перестал существовать, а Введенский храм стал приходским.
Здание в стиле классицизма чрезвычайно своеобразно благодаря необычайной форме ярусной храмовой части. В ее основе лежит двусветный, поперечно ориентированный овальный зал с прямоугольными выступами по оси восток-запад, один из которых занят хорами. Массивный световой барабан над средокрестием опирается на систему ступенчатых подпружных арок. Деревянный резной 6-ярусный иконостас устроен в 1896-1899 годах.
На колокольне было шесть колоколов, из которых, как свидетельствует надпись, древнейший – весом в семь пудов был отлит в 1695 году, «вседневный» весом в 24 пуда – в 1776 году, большой колокол весом в 208 пудов – в 1850 году, остальные колокола без надписи.
Вкладчиками Введенской церкви были Пушкины, Воронцовы, Телегины.
По данным 1877 года, при церкви существовала церковно-приходская школа, а по сведениям 1914 года – была уже и земская школа.
Ежегодно в престольный праздник 21 ноября в Спирово устраивалась ярмарка.
Сейчас Спирово славится своим торжественным крестным ходом, который совершается в шестое воскресенье после Пасхи. Из окрестных сел и деревень, из Волоколамска, Москвы и других городов сюда съезжаются почитатели Святителя Николая и преподобного Иосифа.
После Божественной литургии начинается торжественный крестный ход. Древний резной образ Святителя Николая Можайского, находившийся прежде в Воскресенском соборе Волоколамска, и икона преподобного Иосифа, ранее бывшая в монастыре, а теперь пребывающая в спировском храме, с пением обносится вокруг церкви, а затем бесконечный поток верующих проходит под чтимой иконой Святителя Николая.
Крестный ход установлен в память избавления Волоколамска от чумы в XVIII веке по молитвам преподобного Иосифа и предстательству Божией Матери и Святителя Николая. Ранее он совершался из Волоколамска с чтимым образом Николы Можайского. Навстречу ему выходил крестный ход из Иосифо-Волоколамского монастыря с образом преподобного Иосифа. Впервые этот крестный ход при огромном стечении народа состоялся 20 октября 1771 года, а затем стал совершаться в шестое воскресенье после Пасхи. Но в 1813 году по просьбе горожан Волоколамска архиепископ Московский Августин (Виноградский) совершил его осенью – в память избавления города от войск Наполеона.
Храм никогда не закрывался. После закрытия монастыря крестный ход стал совершаться в Спирово.
В 1990 году эта традиция была возобновлена. 27 мая, в шестое воскресенье по Пасхе, после почти 70-летнего перерыва образ Святителя Николая был с крестным ходом перенесен в монастырь и обнесен вокруг Успенского собора.
Введенский храм села Спирово стал хранителем великих святынь Волоколамской земли. Отсюда в возрожденный к жизни Иосифо-Волоколамский монастырь для его освящения были принесены мощи святых, здесь долгие годы пребывает глубокочтимый в Волоколамской земле образ Святителя Николая. Здесь сохранялась и монастырская икона преподобного Иосифа. От этой святыни «зажглась» неугасимая лампада монастыря – вновь вернулась в Волоколамский монастырь непрестанная молитва, неустанный спасительный монашеский труд.
Места, связанные с путешествием в Спирово.
В родовом имении преподобного
Спирово, расположенное недалеко от Москвы, связано сразу с несколькими святыми именами – Приснодевы Марии, Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Иосифа Волоцкого.
В честь Божией Матери назван здешний храм, во имя Святителя Спиридона – само место. Никола Можайский пребывает в доме Пречистой собственной персоной в виде деревянного резного образа в полный рост. На нем и облачение настоящее – архиерейское. Рядом ящичек для записок с просьбами. Все, кто впервые переступает порог этой церкви, задают один и тот же вопрос: «Это храм Николая Чудотворца?» – так много здесь икон Святителя: и написанных красками, и из металла, и в окладах, и в простых рамах. Но нет, церковь названа в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. А само село Спирово является родовым имением преподобного Иосифа Волоцкого, пожалованное его прадеду Дмитрием Донским. Позже оно перешло в ведение Волоцких князей. В 1479 году преподобный Иосиф с братией пришел на родину и с согласия князя Бориса Васильевича основал здесь Успенский монастырь. Первым пожертвованием для новой обители со стороны князя и было село Спирово. «Се аз князь Борис Васильевич пожаловал есми игумена Иосифа…, дал есми Пречистой в дом деревню Спировскою». Князь не только подарил село, но и освободил его от податей и передал в руки Иосифа полное управление им: «…ведает и судит игумен Иосиф свои люди сам».
Божедомный Богорадный
Икона преподобного Иосифа ранее находилась в Волоцкой обители. После закрытия монастыря ее перенесли в Введенский храм в Спирово, где она хранится и поныне. Эта икона участвует в крестном ходе вместе с резным образом Николая Чудотворца
Пока строилась Успенская обитель, преподобный Иосиф жил с братией в Спирове. Позднее тут тоже был устроен небольшой монастырь, всего на двенадцать человек, который назывался Божедомный Богорадный. Тогда-то здесь и появилась деревянная Введенская церковь. Был построен еще один, особый храм, под названием «Дом Божий», где отпевали и хоронили Бога ради бездомных людей, скончавшихся от несчастных случаев и голода. Здесьмолились и за души «сирых и убогих и младенцев некрещенных, небрежением отца и матери умерших, и в скудельницах лежащих братий наших». Если кто-то находил мертвое тело, то докладывал об этом настоятелю и старцам Успенского монастыря, они приказывали «взять Бога ради тело умершего и положить в Божий дом и Спировскому игумену над ним отпев обычные молитвы погребальные положить в тот же молитвенный храм и …на всяк год понахиды пети и обедни служить по всех православных християнех иж и тамо в Божем доме лежащих поминати». Зачастую монахи не знали даже имен этих людей, но верили, что Господь знает и молитва их не напрасна.
В Богорадный монастырь стекались нищие, голодные и убогие. Ежедневно тут и в прилегающем скиту кормились до 700 неимущих, одинокие старики и сироты находили здесь приют. Во время голода 1570 года все имеющиеся в Успенском монастыре хлебные запасы были отданы местным жителям. Кроме того были истрачены значительные суммы на закупку дополнительного зерна. Божедомный монастырь, полностью зависевший от Успенского, разделил его участь – в тот год в Спировской обители от голода умерли почти все монахи, остался только один, а в Волоцкой жертв было еще больше – 300 насельников. Так, отдавая жизнь за други своя, монахи уходили в жизнь вечную.
Когда в Божедомном монастыре остался один монах, отпевать и хоронить стало некому, и обитель прекратила свое существование. Однако Введенский храм продолжил жить, став приходским.
Вторая жизнь
К началу XIX века население спировского прихода значительно увеличилось, согласно документам, при Введенской церкви в это время состояло более 250 дворов, в них жили около двух тысяч человек. Небольшой деревянный храм уже не мог вместить такого количества верующих, и прихожане обратились с прошением к властям разрешить построить каменную церковь с двумя приделами – во имя Святителя Николая и святителя Димитрия Ростовского. Епископ Дмитровский Августин (Виноградский) благословил возвести новый храм и сам заказал проект здания с трапезной и колокольней.
В 1825 году каменная Введенская церковь была построена. А спустя 24 года рядом с ней появилась стройная, уносящаяся в небо колокольня. На ней разместили шесть колоколов. Самый древний, весом в 114,5 кг, был отлит в 1695 году. Еще один, 1776 года изготовления, весил 398 кг. Самый же большой колокол в 3,4 тонны был изготовлен сразу после постройки колокольни, в 1850 году.
Жертвователями Введенской были Пушкины, Воронцовы, Телегины
В 1896–1899 годах был устроен шестиярусный резной иконостас. Храм украсили стенной живописью, опись которой имеется в архивных документах: «Внизу изображены: Святители Московские Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобные Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский, Савва Сторожевский и Пафнутий Боровский; над окнами поясные: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец, Димитрий Ростовский, Митрофан Воронежский, по сторонам их четыре Евангелиста с символическими изображениями; в арках на обеих сторонах картины: “Поклонение волхвов” и “Бегство в Египет”; над дверьми Нерукотворенный образ Спасителя, поддерживаемый двумя ангелами; по своду пять картин из новозаветной истории, шестая в середине – Святой Троицы; ближе к иконостасу: Господь Сав аоф, Споручница Грешных и Иисус Христос; под аркою в проходе в настоящую церковь по сторонам Апостолы Петр и Павел; на своде выражена песнь “Величит душа моя Господа”».
Заслон чуме
В конце 1770 года Москву поразила моровая язва, которая распространялась с такой быстротой, что летом следующего года в день умирали до 500 человек. Пик эпидемии пришелся на сентябрь 1771-го, именно в этом месяце в Москве вспыхнул чумной бунт, во время которого был убит один из выдающихся церковных иерархов XVIII века архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский).
Молитвами преподобного Иосифа Волоцкого, предстательством Божией Матери и Святителя Николая страшная беда миновала Волоколамск и его окрестности. В память об этом чудесном избавлении был учрежден крестный ход из Волоколамска в Иосифов монастырь с чтимым резным образом Николая Можайского, который издревле пребывал в Воскресенском соборе. Навстречу ему из монастыря выносили икону преподобного Иосифа. В каждом селении, встречавшемся на пути, служились водосвятные молебны Святителю Николаю.
Первый такой крестный ход при огромном стечении верующих состоялся 20 октября 1771 года. Позднее он был перенесен на шестое воскресенье по Пасхе.
Село уничтожили, а храм стоит
Введенский храм в Спирове никогда не закрывался. Даже во время немецкой оккупации и в годы хрущевских гонений в нем не прекращались богослужения. Соседний Иосифо-Волоцкий монастырь постигла иная участь, его закрыли в 1922 году. Вслед за ним и Воскресенский собор Волоколамска. Резной образ Святителя Николая из собора перенесли во Введенскую церковь.
Митрополит Питирим (Нечаев) подарил свое архиерейское облачение для резного образа Святителя Николая
Около 1960 года село Спирово было уничтожено как малоперспективное. Однако храм и один дом не тронули. Дом этот приобрел митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). Владыка очень любил Введенский храм, часто посещал его и даже подарил свое архиерейское облачение для резного образа Николая Чудотворца. Позднее митрополит Питирим добился открытия Иосифо-Волоцкого монастыря, в 1989 году был назначен его настоятелем и до самой смерти оставался в этой должности.
А в 1990 году возобновился и крестный ход. Если вы приедете сюда в шестое воскресенье по Пасхе, то станете свидетелями и участниками незабываемого действа. Со всех окрестных сел и деревень стекаются в Спирово верующие. Приезжают из Волоколамска и Москвы. После Божественной литургии на улицу выносят резной образ Николая Можайского и икону преподобного Иосифа, перенесенную в Спировскую церковь из Волоцкого монастыря. Две святыни с торжественными песнопениями обносят вокруг церкви, а потом все верующие проходят под образом Николая Чудотворца.
«Неугасимая свеча»
По свидетельствам очевидцев, в 1986 году на Пасху в Спировской церкви произошло чудо. После завершения крестного хода в притворе храма люди заметили незнакомую прихожанку необычайной красоты. Когда ее пригласили в храм, женщина таинственно исчезла. Люди, видевшие незнакомку, уверены, что это была Божия Матерь. После этого явления для храма была написана икона «Неугасимая свеча», на которой Богородица изображена в виде монахини с жезлом и четками в левой руке и свечой в правой. Прихожане глубоко почитают этот образ.
В храме также имеются иконы со Святой Горы Афон – великомученика Пантелеимона и Божией Матери «Скоропослушница», образ преподобного Серафима Саровского, освященный в 1903 году на его мощах, почитаемая икона святителя Спиридона Тримифунтского.
Еще люди едут в Спирово, чтобы окунуться в святом Богородичном источнике, который расположен недалеко от храма, и набрать с собой целебной воды. Здесь очень уютно – цветы, деревянный колодец, словно теремок, вместо ведра черпак, напоминающий огромный половник, две оборудованные купальни – мужская и женская. И, конечно же, иконы. По молитвам к Пресвятой Богородице и преподобному Иосифу Волоцкому люди получают исцеления – и тела, и души. И потом еще долго дома вспоминают это удивительное место, наполненное благодатью Божией.
Священномученик Дмитрий Лебедев
Настоятель Введенской церкви протоиерей Дмитрий Лебедев был расстрелян 27 ноября 1937 года на Бутовском полигоне.
Отец Дмитрий родился 28 сентября 1871 года в селе Спирове в семье священника Введенской церкви Александра Ивановича Лебедева.
В 1892 году окончил Вифанскую Духовную Семинарию. Через два года поступил волонтером в Московскую Духовную Академию, окончив ее в 1898 году. Через шесть лет получил звание кандидата богословия.
В 1905 году был рукоположен в священника. Служил в Никольском соборе Можайска, став впоследствии его настоятелем. С 1911 года – благочинный 1-го округа Можайского уезда.
С 1916 года экстраординарный профессор Московской Духовной Академии по кафедре Истории Древней Церкви.
В 1930 году осужден за «хождение с иконами», за что заплатил штраф 150 рублей. Через два года за неуплату непомерных налогов его выселили из дома и конфисковали все имущество.
В 1933 году был осужден за «антисоветскую агитацию». Приговор – три года ссылки в Казахстане. После ссылки служил в родном селе Спирово, в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В ноябре 1937 года отец Дмитрий был арестован и по приговору тройки НКВД расстрелян за «контрреволюционную агитацию».
В августе 2000 года протоиерей Дмитрий Лебедев был причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
День памяти – 27 ноября
Полезная информация:
Адрес: 143615, Московская обл., Волоколамский р-н, с. Спирово, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Настоятель: протоиерей Константин Николаевич Попов
Тел.: 8-906-763-46-67 (храм)
E-mail: volok-lama@yandex.ru
Сайт храма: http://spirovo.ortox.ru/
В Спирово вы можете отправиться с Паломнической службой Московского Патриархата
Телефон: +7-495-363-35-84
Сайт: www.poklonnik.ru
Галина Дигтяренко, фото Олега Серебрянского