введенский монастырь в богушах
Свято-Введенский cтавропигиальный женский монастырь, д. Богуши
В веденский женский монастырь основан настоятельницей монахиней Елисаветой (Сысун) из минского Свято-Елисаветинского монастыря по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева; 1935-2021) в 2000 году. Обитель расположена недалеко от того места, где во время Первой мировой войны погибли 90 девушек женского батальона во время газовой атаки кайзеровских солдат.
В сё началось с меленького домика в деревне Богуши. Сначала предполагали создание небольшого уединённого скита, но за семь лет на пустой низине около леса поднялись монастырские стены, храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (криптовый храм во имя святых праведных Иоакима и Анны), колокольня, жилой корпус, котельная, хозблок, швейная мастерская, здание трапезной, сад.
П о словам настоятельницы, монастырь появился в этом месте неслучайно. Здесь во время Первой мировой войны проходила линия фронта, наши войска держали осаду. Окраина Богушинского леса — места кровопролитных боев в ходе российского наступления в июле 1917 года. Лес в округе буквально изранен снарядами, ископан траншеями, сохранились немецкие дзоты. В самой деревне сохранился фрагмент старого мощеного тракта, дороги на Сморгонь, вдоль которой и проходила линия фронта.
И меются исторические свидетельства о том, что здесь погибло около 70 тысяч воинов. Начиная строительство, сестры очень часто находили осколки боеприпасов. В обители молятся о погибших здесь воинах – после каждой литургии совершают литию об усопших.
В обители проживает 7 насельниц (2021 г.).
231020, Республика Беларусь, Гродненская обл., Сморгонский р-н, д.Богуши, д.12
Введенский женский монастырь (Богуши)
Введенский женский монастырь – молодая обитель, которая начала своё существование в 2000-м году, когда монахиня Елисавета, будущая настоятельница, приехала одна на заброшенный хутор в деревню Богуши с благословением строить небольшой скит. При монастыре есть гостиница для паломников.
Содержание
История [ править ]
Введенский женский монастырь – молодая обитель, которая начала своё существование в 2000-м году, когда монахиня Елисавета, будущая настоятельница, приехала одна на заброшенный хутор в деревню Богуши недалеко от Сморгони с благословением строить небольшой скит. Само место, удаленное от городов, затерянное в тиши полей и лесов, ей очень понравилось, «легло на сердце». И вот уже 12 июля 2000 года, на праздник Св. Апостолов Петра и Павла, стали рыть котлован под фундамент храма. А в 2005 году митрополит Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, освятил оба монастырских храма – верхний в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, и нижний, в честь Её родителей, Свв. праведных Богоотцов Иоакима и Анны.
Место, на котором построился монастырь, оказалось непростое, историческое, судьбой своей связанное с событиями Первой мировой войны. Здесь, на Сморгонщине, в 1915-1917 годах проходила линия фронта, два с лишним года длилось противостояние между немецкими и русскими войсками. Здесь лежат в земле десятки тысяч солдат, большинство из которых сегодня безвестны…
В ходе летнего наступления 1917 года для прорыва немецкой обороны был выбран участок Сморгонь — Крево. Здесь позиции противника были сильно укреплены. « Богушинский лес являлся серьёзным узлом сопротивления протяжением с востока на запад до пяти и с севера на юг до двух км». До сих пор сохранились железобетонные доты, блиндажи, бетонные укрытия.
Лес в округе монастыря изранен снарядами, видна целая система окопов и траншей на немецкой территории. Мощеная камнем дорога, ведущая к монастырю, была разделительной линией фронта. Именно под Сморгонь летом 1917 года был отправлен первый женский батальон смерти прапорщика Марии Бочкаревой. «Согласно исследованиям российского историка А.С.Сенина на основе документов РГВИА у м.Крево в боях 22-23 июля участвовали 170 женщин- добровольцев, прикомандированных к 525-му пехотному Кюрюк-Даринскому полку». В начале июля батальон прибыл в расположение I Сибирского армейского корпуса у д. Цари — Селец. 7 июля полку, в состав которого входил женский батальон, поступил приказ занять позиции у д. Крево (в 5 км от Богушей) и атаковать участок от с. Новоспасское до северной окраины Крево с целью овладения Новоспасским и Богушинским лесами.
Когда монастырь только начинал строиться, мы ничего этого не знали. Лишь спустя несколько лет местные краеведы рассказали нам о событиях, происходивших тут без малого сто лет назад… Заинтересовались мы и той литературой, которая освещает эти события на нашей земле, особенно, конечно, нам была интересна информация о женском батальоне и его командире Марии Леонтьевне Бочкаревой. Подобного воинского соединения на тот момент не было ни в одной действующей армии мира.
Революционные события февраля 1917 года в Москве и Петрограде быстро докатились до Западного фронта, где продолжала служить Мария Бочкарева. Видя плачевную ситуацию в войсках, затронутых революционным брожением, проникнутых идеями пораженчества, не хотящих воевать и выполнять приказы своих командиров, Бочкарева выдвинула идею создания «Ударного женского батальона смерти». Выступая в Петрограде, куда её пригласил председатель IV Государственной думы М.Родзянко, Мария Бочкарева призывала: «Граждане и гражданки! Наша мать, наша матушка Россия гибнет. Я хочу помочь спасти её. Я зову с собой женщин, чьи сердца и души кристально чисты, а помыслы высоки. Покажем же мужчинам в этот тяжкий час пример самопожертвования, чтобы они заново сознали свой долг перед Родиной!».
21 июня 1917 года на площади у Исаакиевского собора состоялась торжественная церемония присяги батальона Временному правительству. Петроградский архиепископ Вениамин и Уфимский архиепископ напутствовали батальон смерти Тихвинской иконой Божией Матери.
В отличие от многих мужчин, женщины проявили себя в бою геройски. Полковник В.И.Закржевский, в подчинении которого находились женщины-солдаты, сообщал : « Отряд Бочкаревой вел себя в бою геройски, все время в передовой линии, неся службу наравне с солдатами. При атаке немцев по своему почину бросился как один в контратаку; подносили патроны, ходили в секреты, а некоторые в разведку; своей работой команда смерти подавала пример храбрости, мужества и спокойствия, поднимала дух солдат и доказала, что каждая из этих женщин-героев достойна звания воина русской революционной армии». Однако героизм женщин в погонах не вдохновил основную солдатскую массу. Не поддержанные другими подразделениями под артиллерийским обстрелом они вынуждены были отступить.
Официальные потери Первого женского батальона составили 2 убитых, 33 раненых,2 пропавших без вести. «Эти данные представляются нам несколько приукрашенными,- пишет историк В.Бондаренко.- Дело в том, что действия батальона были под контролем Военного министерства, а большие потери в статистике всегда смотрятся некрасиво. Более вероятны цифры в 30 убитых и 70 раненых, которые встречаются в литературе.»
В результате Сольского перемирия, заключенного 4 декабря 1917 года с германской армией, боевые действия на Западном фронте были приостановлены на два месяца. По окончании срока перемирия,18 февраля 1918 года, немецкие части начали наступление по всему фронту и, не встречая сопротивления деморализованной революцией армии, за несколько дней дошли до Орши. Большевики были вынуждены срочно подписать соглашение, известное как Брестский мир, по которому почти вся территория нынешней Беларуси попала в зону немецкой оккупации. Впоследствии в России всего было сформировано около полутора десятков женских армейских подразделений. Все они были расформированы после Октябрьской революции.
Мария Бочкарева, которую называли «русской Жанной д”Арк», 1920 году была арестована ЧК и расстреляна. Ей шел 31-й год. В наши дни подвиг этих женщин не должен быть забыт. На территории монастыря планируется обустроить часовню в память женского батальона, в которой будут возноситься молитвы за тех, кто отдал свою жизнь за Отечество.
Неслучайно на этой земле возник монастырь. Существует некая духовная связь между женщинами — солдатами и женщинами — воинами Христовыми, подвизающимися на поле духовной брани…
Свято-Введенский ставропигиальный женский монастырь дер. Богуши Монастыри Белорусской Православной Церкви
История
Свято-Введенский женский монастырь основан настоятельницей монахиней Елисаветой (Сысун) из минского Свято-Елизаветинского монастыря по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета в 2000 году. Обитель расположена недалеко от того места, где во время Первой мировой войны погибли 90 девушек женского батальона во время газовой атаки кайзеровских солдат.
Всё началось с маленького домика в деревне Богуши. Сначала предполагали создание небольшого уединённого скита, но за семь лет на пустой низине около леса поднялись монастырские стены, храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (криптовый храм во имя святых праведных Иоакима и Анны), колокольня, жилой корпус, котельная, хозблок, швейная мастерская, здание трапезной, сад.
По словам настоятельницы, монастырь появился в этом месте неслучайно. Здесь во время Первой мировой войны проходила линия фронта, наши войска держали осаду, лес вокруг весь изранен разрывами от снарядов. Окраина Богушинского леса — места кровопролитных боев в ходе российского наступления в июле 1917 года. Лес в округе буквально изранен снарядами, ископан траншеями, сохранились немецкие дзоты. В самой деревне сохранился фрагмент старого мощеного тракта, дороги на Сморгонь, вдоль которой и проходила линия фронта.
Имеются исторические свидетельства о том, что здесь погибло около 70 тысяч воинов. Начиная строительство, сестры очень часто находили осколки боеприпасов. В обители молятся о погибших здесь воинах – после каждой литургии совершают литию об усопших.
Введенский монастырь в богушах
7.55-общая исповедь
8.00- Божественная Литургия,
Молитва о белорусском народе
Владыко небеси и земли, Предвечный Боже! Ты весь мир сотворил премудростию Твоею и Духом Святым всех просвещаеши, оживотворяеши и укрепляеши. Ты людской род тако возлюбил, что и Сына Своего Единороднаго на землю послал, дабы все, кто уверовал в Него, стали чадами Твоими и наследниками Небеснаго Твоего Царствия.
Смиренно молимся Тебе, Владыко Вседержителю, защити землю нашу Белорусскую и народ наш, и, простив вся наша прегрешения вольная и невольная, сохрани нас от находящих бед, скорбей и искушений. Даруй нам, Господи, Духа премудрости и страха Божия, Духа крепости и благочестия, дара смирения и рассуждения.
Низпосли, Господи, мир Твой на предержащие власти страны нашея и на всех, живущих в ней. Не предаждь нас служити суете и неправде мира сего лукавого, но, да утвердишася в вере и надежде на Тя, научимся творити волю Твою и вся заповеди Твоя потщимся исполнити, яко у Тебе источник жизни и во свете Твоем узрим свет.
Даруй нам, Господи, благодать и ревность о имени Твоем и о правде Твоей и вся ко временному житию потребная, предстательством и покровом Пречистыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, молитвами всех святых в земле Белорусской просиявших и всех святых Твоих, с ними же Тебе славу, благодарение и поклонение возсылаем, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Дорогие братья и сестры!
В виду эпидемиологических норм во время богослужения будет соблюдаться обязательный масочный режим.
Очень просим вас брать с собой маски и в случае наличия простудных симптомов воздержаться от посещения храма.
Будем рады вас видеть!
Дорогие братья и сестры!
В связи с эпидемиологической ситуацией записки принимаются только по телефону и по воскресным дням перед началом Божественной Литургии.
80447780198
8-01592-45925
или на сайте: Bogushi.by
в разделе «Обратная связь».
Слово протоиерея Тихона Пелых (+1983г.) в день празднование в честь Казанской иконы Божией Матери
«Радуйся, Заступнице усердная рода христианского» — такими словами Святая Церковь сегодня ублажает Матерь Божию. Мы с вами, русские люди, собравшиеся в этом святом храме, должны от себя и от наших давно усопших предков еще добавить слова сердечной благодарности Пресвятой Богородице: «Радуйся, Спасительница земли Российской!»
Слово священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского (+1937) в день Покрова Пресвятыя Богородицы
Люблю я, други мои, когда в храме возжено много лампад, люблю их тихие огоньки!
Обращение Патриаршего Экзарха всея Беларуси в связи с осложнением эпидемиологической ситуации
Обратиться ко всем вам меня побуждают непростая эпидемическая ситуация, тревожные новости о значительном числе случаев заболевания коронавирусом, смертельных исходов болезни.
Слово протоиерея Димитрия Боголюбова (+1953г.) на Воздвижение честного и животворящего Креста Господня
«Приидите, вернии, животворящему, древу поклонимся: на немже Христос, Царь славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство…»
Слово святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского (+1867г.) в день Рождества Пресвятыя Богородицы
От чего праведная Елисавета, как скоро увидела пришедшую к ней Деву Марию, и услышала из уст Ея обыкновенное приветствие посещающих, тотчас исполнилась такою радостию, что радость сия сообщилась и младенцу во чреве ея, и он взыгрался, и матерь воскликнула и начала благословлять Деву! От того, как объясняет сама Елисавета, что в Марии узнала она Матерь Господа. Откуду, говорит, мне сие да приидет Мати Господа моего ко мне?
Вопросы-ответы
Меня ничто не испугало: ни полуразрушенный дом, в котором нельзя было жить, ни отсутствие денег, ни мое одиночество. Я шла по пояс в траве, к этому заброшенному хутору, и сердце мое выстукивало: « Я остаюсь. Я здесь остаюсь». И я осталась. Не было ни сомнений, ни долгих размышлений. Был июль, под солнцем пряно пахли травы и меня приехавшую из шумного, задыхающегося в раскаленном асфальте города, этот пронзительный запах покорил, он не дал мне опомниться, не дал взвесить все «за» и «против». Я просто была убаюкана так сладко пахнущей, окружившей меня, тишиной.
Думала ли я тогда о строительстве монастыря? Нет, совсем нет. В этой тишине мне хотелось начинать очень тихо жить. Мне виделась неспешная жизнь с одной- двумя сестрами. Хотелось подправить дом, чтобы в нем можно было жить, ну и, может быть, построить маленькую часовню для молитвы.
Мы очень часто желаем, ищем чего-то, но не всегда знаем, совпадают ли наши желания с «желаниями» Бога. Это один из важных моментов духовной жизни: понять, находишься ли ты в струе воли Божьей, или ты влеком собственным произволом. Второе бывает чаще. Мы даже обижаемся на Бога, если вдруг встречаем на пути наших стремлений, порывов преграды. Нам кажется таким замечательным то, что мы придумали, и мы удивляемся, почему Господь не разделяет с нами наш восторг, а тормозит нас, усложняя выбранное нами направление проблемами, нестроениями, скорбями.
Здесь, в Богушах, все развивалось по этой схеме. Мне хотелось «очень монашеской» жизни «вдали от шума городского», а Господь окунул меня на семь лет в активное строительство не очень маленького монастырского комплекса. Мне представлялся скит, пустынь, а оказался ставропигиальный монастырь. Я хотела тишины и немноголюдства, а вынуждена была общаться со строителями, спонсорами, представителями госструктур.
Любящий Господь рушит наши планы, не потому, что они так плохи, а затем, чтобы научить нас отвержению своей воли, и потому, что многого мы ищем не ко времени. Мы почти всегда ищем сейчас того, что нам, если и можно будет дать, то очень-очень нескоро. Через трудности и преодоления надо дорастать до того, чтобы наши планы стали реальностью.
Так начались строительные будни монахини. Приходилось совмещать настоятельскую должность с работой прораба, снабженца, чернорабочего.
Господь поставил меня в такие условия, со всех сторон обложил такими неурядицами, что моей непрестанной молитвой стали слова: «прости, Господи, я в ошибке, но помоги мне».
Первые пару лет я жила с постоянным ощущением, что Господь не благословляет это начинание, что все это мое самочиние. Только сейчас, анализируя весь пройденный путь, понимаю, что Господь испытывал мое намерение. Через все трудности, Он давал возможность мне самой утвердиться в выбранном решении. «Ты ищешь тишины, молитвы так докажи серьезность своего желания, убедись сама, что это не просто увлечение, порыв. Выстрадай уверенность в правильности выбора». Хоть было много выплакано (это буквально, вспоминая тот период, мне кажется, что слезами был полит каждый уголок будущего монастыря), где-то глубоко внутри была твердая уверенность, что это мое место, и я не оставлена Богом. И Он иногда давал такие подтверждения своего участия, соприсутствия, что иначе, как чудом эти события не назовешь.
То ли это ветер в лицо?
То ли это капли дождя?
Может, это плачет душа?
Слезным комом сдавили мне горло слова
И от боли сжимает в груди.
Господи, прости, но я так слаба.
Боже мой, я Тобой лишь живу.
Радость разрывает серого неба тоску,
Я смотрю на сияющие купола…
Господи, это то, чем живится душа моя.
Боже мой – это Церковь Твоя!
Благодарность застилает мне влагой глаза,
И невзначай постигается радости смысл:
Я пустая, но становлюсь до краев полна,
Этой приобщенностию к Полноте.
Как-то в январе, перед Рождеством, мне удалось никуда не выезжать недели этак с две, что при той активно-строительной суете казалось немыслимым. Это просто был подарок: я сидела в келье одна, немножко молилась, немножко читала, а главное, молчала. Мне казалось, что все мое существо пропитывается тишиной, я целовала страницы книги (помню, я читала тогда Нила Синайского), такими сладкими и упоительными казались мне эти слова. За окном искрился снег, в келье было тепло и пахло только что протопленной печью, и я подумала тогда Богу, не молилась, не просила, а именно подумала: «Господи, разве плохо монахине так жить, вот если б у меня было, ну, например, тысяч десять долларов, я бы смогла не так часто выезжать в поисках денег для стройки». Ну, подумала и подумала, мало ли разных мыслей приходит в голову. Только точно помню, я не просила. Мне всегда кажется неловким сводить свои обращения к Богу к такой конкретике. Я подсчитала грубо, сколько мне может понадобиться денег для начала нового строительного сезона, вот эта цифра и крутилась в голове.
Прошло Рождество, и одна наша знакомая предложила мне поездку в Москву, за неделю до Крещения. Я согласилась, потому что хотела кое-что купить в Софрино из церковной утвари, в том числе и водосвятную чашу. Приехав в Москву, мы первым делом отправились в Троице-Сергиеву Лавру, поклониться Преподобному. Ведь прп. Сергий в моей жизни занял очень важное место, и по его молитвам я оказалась в Богушах. Испросив его благословения, мы, намериваясь уже ехать в Софрино, зашли в лавку церковной утвари в самой Лавре, зашли просто по пути. И, выходя из нее, я вдруг увидела небольшую водосвятную чашу, а главное, совсем не дорогую (ее продавали по какой-то «старой» цене). Увидев в этом помощь Преподобного, мы решили купить ее.
Я стояла у прилавка и радовалась, глядя, как упаковывают такую удачную покупку. На моих глазах чашу обернули в бумагу и поставили в картонную коробку, затем тщательно оклеили эту коробку со всех сторон скотчем и несколько раз перевязали шпагатом. Внимательно наблюдая этот процесс (ведь мне необходимо было это в целости и сохранности доставить в Богуши), я мысленно благодарила Бога и Преподобного.
Пытаясь честно рассказать тогдашнее мое состояние, я нисколько не хочу умалить необычность происшедшего. Уже значительно позже появилось много переживаний по этому поводу, и очень разных переживаний: от радости до смущения; а тогда я положила эти деньги на полку и не прикасалась к ним около двух недель.
Промысел Божий в создании обители был поистине удивителен: так, дорогой титановый крест для купола храма, приобрести который не позволяли средства, был чудным образом ещё десять лет назад, (когда о строительстве обители никто даже не помышлял), заказан греками для своего православного храма, но запрещён к перевозке, как содержащий ценный стратегический металл…Вот так и лежал, разобранный на части в заводском подвале, дожидаясь, пока его не воздвигнут над куполом храма женской обители.
Перед нами всегда стоит проблема: понять, чего ждет от нас Господь в каждой конкретной ситуации? Как применить заповедь Божью в житейских перипетиях? Чтобы искать ответа на эти вопросы, нужно постараться честно ответить еще на один вопрос: а готов ли я исполнить то, что будет мне открыто, готов ли смиренно подклониться под крепкую руку Божью?
И если не лукавить перед собой, то мы должны будем признаться, что к этому мы не готовы. И даже больше того: мы страшимся этого знания, нас пугает возможность столкнуться с явным откровением воли Божьей и с необходимостью эту волю исполнить.
Мы выстраиваем свои планы, разрабатываем сложные композиции той или иной ситуации, уговаривая себя и пытаясь «уговорить» Бога, что мы ищем Его волю. Мы даже, вроде искренне, просим вразумлений, но когда они приходят, мы стараемся их не заметить, обманывая себя, мы списываем все на случай, на стечение обстоятельств. Как будто наша жизнь- это какие то разрозненные факты, обрывки, а не последовательная цепочка, где каждое событие непременно завязано на предыдущих.
Если бы нам, хотя бы по прошествии всех этих печальных событий, понять, что мы были неправы, увидеть свою ошибку, осознать ее и сделать правильный вывод! Потому что до тех пор, пока нами не усвоен урок, Господь, как заботливый родитель, вынужден будет его повторять до полного усвоения. А если мы не очень хотим усваивать, для того, чтобы нам помочь, может быть использован ремень, розги и прочие вспомогательные средства. Как это не грустно осознавать, но только то, что сопряжено с болью и скорбью, надолго откладывается в нашем уме и сердце.
Пишу это в первую очередь себе как напоминание. Нам не на кого обижаться, кроме как на самих себя, да даже и на себя мы не можем обижаться, потому что мы не то что не хотим исполнить волю Божью, а скорее не можем. Вся жизнь должна будет уйти на то, чтобы хоть в некоторой мере приблизится к тому, что говорит нам Евангелие и чего ждет от нас Господь.
Мы любимы Богом, и мы знаем об этом, и мы надеемся на эту Любовь. Мы любимы Им так, что, порой ощутив глубину этой Любви, нам становится больно, оттого, что мы хуже, чем можем быть, и оттого, что нам нечем ответить на эту Любовь. Мы безответны не перед Богом-судией, мы безответны перед Любовью Отца.
В нашей жизни много пустого, ненужного, что должен развеять Небесный ветер, ветер Вечности. С нами навечно пребудет лишь то, на чем остался отпечаток Господней Любви, к чему смогла прикоснуться Божья рука.
А как часто мы закрываем себя от этих прикосновений, закрываем явным грехом, а чаще пустяками, с которыми мы не хотим расстаться, боясь опустошить нашу жизнь. Мы боимся освободить место, которое сможет занять Господь. Нам страшно отдать себя Богу до конца, доверить Ему нашу жизнь, всю без остатка.
А Он верит нам, верит даже тогда, когда нам самим трудно поверить, что нам можно доверять. Он верит нам сквозь толщу ничтожного.
Вечность вверяет себя нам, несмотря на то, что наше сердце еще так отягощено легковесностью временного.
Но бывают в нашей жизни периоды, когда нам трудно перешагнуть барьер отчаяния от того, какие мы есть, нам кажется невозможным, чтобы нами, через нас действовал Бог.
И на таких отрезках жизни очень важна вера людей, которые тебя окружают. Эта вера дает надежду и силы.
В первый приезд Владыки к нам на один из его вопросов о стройке я ответила: « Не хватало денег», и он тогда очень точно сказал: «Мать, не хватало не денег, а веры». Это правда, ее и сейчас не хватает, и вот эту нехватку, неполноту восполняют все те, кто помнит о нас, верит нам. Благодаря этой вере здесь смогла затеплиться жизнь.
Все, что мы здесь видим, это плод нашей совместной веры, я бы даже сказала – это плод подвига веры. Веры Бога в человека, веры человека человеку и доверия человека Богу.