введенский женский монастырь неупиваемая чаша
Чудотворные иконы
Мироточивые иконы Владычнего монастыря
Чудотворные иконы
14 сентября 1999 г. начал мироточить Крест-Голгофа, 28 апреля 2000 г. – икона Божией Матери «Всецарица», а с 19 августа 2000 г. началось массовое мироточение многих храмовых икон. Мироточение чаще всего можно наблюдать к концу всенощного бдения, перед двунадесятыми и престольными праздниками, в субботу после полиелея. Обычно мироточат сразу несколько икон одновременно.
Список всех мироточивых икон нашего монастыря (на 02.11.2001), мироточение которых можно регулярно наблюдать:
Иконы Спасителя и Кресты
1. Икона Спасителя (алтарная)
2. Икона Преображение (аналойная)
3. Икона Спаситель с предстоящими
5. Латунный крест на кануне
Иконы Пресвятой Богородицы
6. Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых
7. Неупиваемая Чаша
8. Взыскание погибших
13. Споручница грешных
15. Плащаница успения Божией Матери
16. Икона Архангела Михаила
Иконы святых
17. Георгия Победоносца (аналойная)
18. Георгия Победоносца (храмовая)
19. св. Филарета Милостивого
20. св. страстотерпец царь Николай
21. св. блж. Матроны Московской
22. Царевича Димитрия (Углического)
23. св. Николая Чудотв.
25. прп. Варлаама Серпуховского
26. прп. Сергия Радонежского
27. прп. Серафима Саровского
28. св. вмч. Пантелеимона
29. св. Онуфрия Великого
30. муч. Иоанна Воина
31. икона Всех Святых
ТАБЛИЦА МИРОТОЧЕНИЯ ИКОН
(в порядке дат начала мироточения).
Неупиваемая Чаша: там, где мужчины плачут
Наш путь по московским меркам совсем не долгий, километров 70 от МКАД. Машина глухо ворчит, пыхтит и почти обреченно останавливается, капитулируя перед очередным затором. Я признаюсь себе, что удивительно спокойно реагирую на препятствия пути — пробки. Но сейчас совсем не до них: мои мысли там, где я буду в первый раз через эти несколько десятков километров и где до меня побывали тысячи людей. Почему впервые? Потому что просто не было нужды. Едем мы в Серпухов, в Высоцкий монастырь, приложиться к чудотворному образу Богородицы «Неупиваемая чаша». Место, куда люди, страдающие разными видами зависимостей, притекают как к последней надежде. Я не могла не приехать сюда, услышав столько отзывов и жизненных историй, которые, собственно, могли закончиться весьма плачевно, а может быть, и вовсе прерваться задолго до того, как «герои сюжетов» поделились со мной своими воспоминаниями. Теперь пришла очередь делиться мне.
Кажется, совсем недавно я одной рукой нервно теребила справочник расписания поездов, изучая направление на Серпухов, другой — «прыгала» мышкой компьютера по сайтам в поисках нужной информации, зажимая плечом трубку телефона, говоря в нее, в общем-то не очень умные слова: «Ты только не волнуйся, все будет хорошо». Просто моей старшей подруге было совсем худо. Беда случилась с ее сыном. Симпатичным восемнадцатилетним парнем, полным сил и здоровья. Полно у этого юноши было не только сил, здоровья, но и друзей, подружек, свободного времени и желания жить, как он говорил «на всю катушку, как в рекламе». Мысленно возвращаюсь еще буквально на пару лет назад. «Познакомься, это мой сын, ему шестнадцать», — сказала мне тогда Валентина, и я увидела милого мальчика с детской улыбкой. «Надо же, — подумала я, — совсем не похож на проблемного тинейджера, добрый чистый ребенок». И не ошиблась. Мне нравилось быть у них в гостях, общий язык нашелся с обоими, может, возраст помог, я оказалась как раз посередине: на 10 лет старше сына, и чуть более десяти лет младше матери. Но было видно, что и вдвоем им хорошо. «Как мужа похоронила — вся жизнь только в сыне», — делилась подруга. А сын без видимого неудовольствия мыл посуду, покупал продукты, помогал матери с генеральной уборкой и походами на рынок. Но год спустя откровенно загулял. Чем больше времени проходило, тем он больше менялся, это уже был совсем не угловатый мальчишка, а красивый высокий голубоглазый, «знающий себе цену» юноша. Начались звонки от влюбленных девушек, которые ему стали надоедать все быстрее, все его существо подтверждало, что он из разряда «крутых», а крутым совсем не положено ходить с авоськами и мамой, одетой в пальто позапрошлого сезона на оптовку, драить полы и мучительно зубрить непонятные лекции. Учеба заброшена, мама — в отставке, а что вместо этого? Пустота. На жизнь, соответствующую представленному образу и заявленному желанию, нужны большие деньги. У такого потрясающего парня, конечно, должна быть красивая дорогая машина, он не должен экономить на своих желаниях и марках одежды, и уж, конечно, он не обязан отчитываться перед мамой, почему пришел поздно. Но мать отчаянно требовала послушания, с криками, угрозами — просто ей очень хотелось вернуть того сына, который совсем недавно был с ней рядом: теплого, отзывчивого, любящего. И у парня получился такой максималисткий диссонанс, то есть маленькая внутренняя революция, когда не хочется жить по-старому, а нового, желаемого ничего не предоставляется. Жизни, которой он был так достоин — совсем не было, а другой ему не хотелось. Он честно пытался с этим бороться, периодически устраивался на работы, не требующие специальной квалификации, для того, чтобы у него были хотя бы карманные деньги «на маленькую красивую жизнь».
И тут — сплошные провалы: начальники требуют четкого исполнения указаний, и конечно, к курьеру не относятся так, как к высокому начальству, то есть бывает как-то совсем без уважения. А после заветного дня зарплаты мать вполне обоснованно спрашивала: «Ты получил деньги? Давай скинемся на продукты и коммунальные услуги». Вот и все, прощай, красивая жизнь. Ах, ну почему такая несправедливость, почему он такой несчастный? И наступил период, когда ему просто захотелось забыться. Это был не голодный оборванец, которого выгнали из дома, это был довольно благополучный красивый молодой москвич, сытый, одетый и ужасно несчастный, которого каждый вечер в окне ждала любящая мама. И всю меру красивой жизни, о которой он так мечтал, оказывается, можно почувствовать, вдохнув в себя немного белого порошка. И становится все равно, в подъезде ты или в подвале, появляются ощущения, что ты герой той самой рекламы с заветными шикарными авто, взмывающими по манящим бескрайним дорогам. Так вот какой может быть жизнь, аж дух захватывает! Захватило не только дух, но и душу. Теперь Андрею было совершенно все равно, во что он одет, на чем он спит. Даже еще не будучи зависимым, он все чаще думал о том, где бы добыть тот самый порошок, превращающий постылую реальность в фейерверк. Из дома пропали все ценные вещи, бытовые приборы, мониторы и ноутбуки, стильные мобильники и даже новые джинсы, на которые он совсем недавно канючил у матери денег, в надежде, что хоть таким образом приблизится к идеалу достойной жизни. Теперь не надо ни-че-го, только белый порошочек. Прошло несколько месяцев, и парня стало не узнать. Худой, агрессивный, озлобленный, с синими кругами под глазами и постоянной фразой, обращенной к матери: «Дай денег, или убью». В доме — поломанная мебель, раскуроченные двери, следы драк, постоянно заходящие незнакомые люди со следами былого интеллекта на лице. Особенно страшными были ночи: в одной комнате ярко горел свет, играла музыка и стены сотрясались от танцев и смеха, в другой— в полной темноте, обняв подушку, присев на край кровати рыдала беспомощная женщина. И однажды эта женщина взвыла, дрожащими руками достала иконы и всю свою материнскую боль разделила с печальными смиренными вечными глазами, все знающими, все понимающими, все прощающими. А с утра она уже беседовала с приходским батюшкой, который сказал однозначно: «Езжай в Серпухов». «Так ведь надо, чтобы он сам захотел, чтобы верил, а нет этого, он слышать не хочет!». «Ты мать?! Так дерзай!» — услышала она.
И вот, собственно, я у трубки телефона. Координаты уточнены, расписание изучено, подруга уехала. По приезду сначала мало что изменилось. Сын все так же гулял, хамил и нюхал порошочек, но мать стала более уравновешенной, если таковой, конечно, можно было быть при сложившихся обстоятельствах. Она перестала терзать себя, немного отгородилась от «созависимости», наблюдала за всем как бы со стороны, хотя с трудом это все ей давалось. Через несколько дней Валентина дала объявление в журнале о недвижимости: «Продаю трехкомнатную квартиру улучшенной планировки, срочно, недорого». «Нет! — уговаривала я ее. — Не вздумай, куда ты поедешь?». «В деревню, — спокойно сказала она». Я не поверила своим ушам, но она стала объяснять: «Сестра у меня под Казанью в деревне, дом сгорел, а у них с мужем трое детей, жить негде. Помогу им, куплю дом, вместе жить будем, а отсюда хочу выбраться, не до столичной мне сейчас цивилизации». «Но ведь сын с рождения в Москве, как ему привыкнуть к глуши?». Валентина молча подошла к шатающемуся сыну, крепко схватила его за голову, посмотрела в глаза и сказала: «Сынок, давай уедем отсюда». А в ответ высокорослый хулиган уткнулся в плечо матери и сказал: «Мама, побыстрее, забери меня куда угодно!». Бывшая москвичка уехала налегке, мебель раздала, своих координат мне сначала не оставила, а через полгода поздравила меня с Новым годом своим долгожданным звонком. «Как ты, где ты?», — сыпались мои вопросы. И первое, что я услышала: «Андрей женился, влюбился по уши в деревенскую — и женился». Ему после свадьбы она купила в райцентре двухкомнатную квартиру, а сама осталась жить с семьей сестры в купленном в деревне доме. Оставшихся денег хватило на дом далеко не новый, без удобств и канализации. Стирает она руками, иногда вспоминая автомат «Индезит», мечтает о горячей воде, но голос… это был голос совсем другой, счастливой женщины. «Как Андрей?». «Все позади, — слышу я, — ты слышишь? Все позади! Он работает, жену любит, а еще… у меня скоро будет внук!». «Все позади,» — шепотом повторяю я, вспоминая события тех лет. Сейчас, когда мы с Валентиной регулярно перезваниваемся, она даже с трудом вспоминает, что всего несколько лет назад ее родным городом была Москва, а ее родной сын приносил ей столько горя. …Бесконечный МКАД закончился, мы вырвались на почти беспрепятственную полосу. Водитель ободряюще подмигнул в зеркале салона: «Теперь домчим на одном дыхании!». И чтобы дорога не показалась скучной, он стал рассказывать о себе. С Кириллом я знакома не так давно. Знаю, что он доброволец службы помощи бездомным и у него свой путь, приведший когда-то в Высоцкий Серпуховской монастырь. Более пяти лет назад молодой человек приехал в Москву, причем приехал не на птичьих правах, а с намерением реализоваться в этом городе по полной программе. Кириллу было что предложить столице: небольшой капитал и врожденная эрудиция. Через два года парень был на коне, бизнес шел в гору, он мог себе позволить многое из того, о чем могли только мечтать юноши в его возрасте. Кирилл же не только мечтал, но и активно воплощал свои мечты в жизнь. Они были разные, желания становились все более рискованными. Вдруг появилось очень много «самых преданных» друзей и подруг, которые всегда были рядом, кроме тех моментов, когда, к примеру, нужно было оплатить счет в дорогом ресторане. Парню было тогда 26 лет, он многое умел, но много в силу возраста не мог знать, например, о том, что в бизнесе мало умной головы и денег, нужен опыт и честные партнеры. Ни того, ни другого не оказалось. Аферисты быстро сделали свое дело, Кирилл был разорен в считанные месяцы. Ему пришлось продать все активы, квартиру, машину, но и после всего, с чем пришлось расстаться — долг оставался непомерным. Кредиторы требовали постоянно денег, а Кириллу в один момент стало некуда идти. Он не мог даже снять комнату, чтобы где-то переночевать. Пришлось познакомиться с ранее неведомыми ощущениями, когда хочется есть, когда очень холодно и негде поспать. Все друзья разбежались, как будто бы их и вовсе не было. Рядом оказался грязный бомж, который сочувственно протянул дрожащему от холода парню бутылку водки. А дальше — смутные перемены мест: вокзалы, лестничные площадки, подвалы и всегда чьи-то грязные руки протягивали стакан водки. С водкой стало как-то легче, не так холодно и не так больно от осознания, во что превратилась жизнь. Трезветь и не хотелось. Ведь опять начнутся проблемы, где жить, что делать с долгами… Прошло несколько месяцев, и в худом, бородатом, постоянно пьяном мужчине трудно было узнать совсем молодого парня. А еще через год ему стало противно, захотелось вырваться — но, оказалось, все это не так просто осуществить. Бездомная жизнь затягивает.
Куда бы Кирилл ни приходил с просьбой дать ему любую работу — все отказывали, опасливо глядя на рваную одежду не по сезону, запах перегара и синие круги под глазами. И он возвращался в свои притоны, напивался с еще большим рвением и с одной только мыслью: «Нужно все забыть». Забывал усердно, увеличивая постоянно дозу «амнезийного средства», удивляя масштабами даже прожженных алкоголиков. Дальнейшие события мелькали, словно сон: скорая, больничная палата, капельница, строгий врач, даже несколько врачей, но фраза одного из них вдруг совершенно ясно была услышана: «Печень разрушается, острый гепатит. Этот парень скоро умрет, даже если мы его сейчас поставим на ноги». «Ну вот и все, отмучился», — примерно такие ожидались собственные мысли Кириллу, но внутри сознание подсказывало совсем другое: «Жить! Как хочется жить! Кто-нибудь, помогите!». Но все, к кому он обращался, грустно отводили глаза: «Где ж ты раньше был?» или: «Как же ты дошел до жизни такой?». А еще очень хотелось выпить. Даже не с горя, не для того, чтобы опять все забыть, а просто потому, что этого очень требовала больная плоть. Алкоголь чувствовал себя в молодом организме полноправным хозяином и уже давно превратился в зависимость. Выйдя из больницы, Кирилл первым делом отправился в винно-водочный магазин. Выпил — и снова беспамятство, и сквозь пелену больного сознания он слышал собственные слова: «Помогите, я не хочу больше пить, я не хочу умирать, кто-нибудь, помогите!». «Его в Серпухов надо, к Богородице, давайте его отвезем, ничего, что пьяный, поехали,» — услышал он. Его привезли и оставили посреди храма. Людей почти не было. Кирилл посмотрел на икону Богородицы, о которой раньше мало что слышал. Он просто понял, что это место — единственное, где ему могут помочь. Он не знал молитв, не знал, как молить Матерь Божью, он стал повторять шепотом одну фразу: «Господи, если Ты есть — помоги». Было стыдно вот так пьяным буквально валяться у святыни. Как мог подсобрался, неумело наклонил голову.
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Когда Кирилл выходил за ворота монастыря, он со страхом к себе прислушивался: «Вот сейчас начнется эта ужасная тяга к выпивке или потеряю сознание, потому что нет сил, а потом — умру. Как бы хоть до автобуса дойти, чтобы не упасть». Но он дошел до одного поворота, другого, дождался автобуса — и не упал. Из притона, где ему участливо наливали по рюмочке — вылетел при первой же возможности. Неожиданно появилась работа, потом — другая. Пришлось приложить немалые силы в борьбе с зависимостью. Тянуло очень, и каждый раз, когда, казалось, сил на борьбу уже нет, да и что, в конце концов, будет страшного от одной рюмочки, он вспоминал глаза Богородицы, Которая первая поверила ему, что он действительно хочет жить по-другому. И парень не мог этого забыть, он почти со стоном отворачивался от витрин с манящими этикетками. А потом был визит в поликлинику и недоумение лечащего врача, держащего результаты его анализов: «Ничего не понимаю, гепатита нет, причем настолько нет, как будто его и не было». Это значило, что жизнь продолжается, и даже не продолжается, а начинается новая. Сейчас мобильный телефон Кирилла разрывается, потому что он нужен многим. Он работает волонтером в центре помощи бездомным, регулярно ездит на «точки», раздает питание и одежду, которых так не хватало когда-то ему. Он ведет курсы трезвости, работает над созданием православных сайтов, один из которых — неупиваемая.ру. Всем этим Кириллу заниматься нравится намного больше, чем когда-то тем же бизнесом. Его интеллектуальные данные нашли применение намного в большей мере, чем когда-то, когда он только приехал в Москву. На этом поприще еще и радовалась душа. И каждый год Кирилл при любой занятости приезжает в Серпухов для того, чтобы поблагодарить Ту, Которая когда-то поверила в него раньше, чем он поверил Ей. Мы приехали. Людей в монастыре совсем немного — будний день. Но те, кто были — разительно отличались от прихожан других храмов. С испитыми лицами в неопрятной одежде они один за другим подходили к иконе, а в глазах у многих — боль и надежда. Начался молебен с акафистом. И люди, сомкнувшись в маленький серый печальный круг, повторяли с усердием, крестясь: «Радуйся, Благодатная». После молебна священник подошел к каждому, окропляя святой водой со словами: «Помоги, Пречистая, избави от пагубы». Некоторые беззвучно роняли слезы на свои руки, на крест, преподнесенный священнослужителем. И стало легче даже мне, не страдающей зависимостью. Нет непосильной ноши, нет того, что не в меру, не одолеть, есть помощь. А еще было видно, с каким неподдельным состраданием к оборванным алкоголикам относится служивший иеромонах, как всеми силами пытается помочь им. Нет отвращения и осторожной дистанции к весьма сомнительному контингенту. Потому что люди эти — особые, они хотят изменить себя, они поняли, что с ними делает зависимость, и все, что им нужно — это поддержка и понимание. — Нам часто говорят: «Как это так, без методики, без глубокой работы с человеком болящий приезжает к Неупиваемой Чаше, читает акафист — и исцеляется?». Но это действительно так, потому что это действительно чудо, — говорит отец Алексий, благочинный Высоцкого монастыря. — То, что здесь происходит — не помещается в рамки логики. Еще раз подтверждаю: никаких методик, человек пришел, бывает, даже просто проспал на лавке всю службу, вышел — перестал пить. Некоторых привозят жены и матери силком, а они стоят угрюмо, их просто трясет от желания выпить. У всех, конечно, разный путь. В большинстве случаев все-таки воля человека должна встретиться с волей Божьей, то есть в идеале должно присутствовать горение, желание человека перестать пить. Господь всегда хочет нам благого, и если мы тоже хотим этого — тогда рождается чудо. Но здесь происходят и другие свидетельства. Жены, матери, дети отмаливают мужей, сыновей, отцов. Как-то я сказал паломнице, со слезами рассказывающей об ужасах жизни с пьяным мужем: «Вы ему воды предложите святой воды выпить, расскажите про икону, про Богородицу, предложите приехать сюда», — прихожанка качает головой: «Что Вы, батюшка, да он об мою голову иконы ломает, он меня не слышит, убьет просто!». — «Скажите ему и все, — отвечаю я, — пусть просто знает эту информацию». Со времени этого разговора прошло три года. Три года эта женщина приезжала в монастырь и молилась. И недавно я увидел, что они приехали вместе. Муж со знанием дела крестится, причащается, и, надо сказать, не пьет. Здесь плачут крепкие, непробиваемые, как говорят в миру, «толстокожие» мужики, которые со времен раннего детства забыли, что это такое. Вспоминаю еще один случай: шел братский молебен, на скамейке я увидел, скажем так, малоадекватного мужчину, которого привезла жена. Мужичок в тельняшке, с синяками на небритом лице и теле, со следами алкогольного опьянения. Неприятно кольнула его наглая, вызывающая ухмылка на лице. Ему было совершенно не интересно в месте, куда его привезли. Я посмотрел на него и подумал: «Этот — бесперспективный, вряд ли здесь можно чем-то помочь».
Начался молебен, я о нем позабыл. Под конец молебна случайно на него взглянул — а мужчина стоит и плачет. Ведь прошло полчаса. Как это происходит? Человеку не дано это понять и научно объяснить, но это факт, неоспоримый. Разные случаи, у каждого своя история, но настолько велика милость Царицы Небесной, что ко многому просто невозможно привыкнуть». «Наш монастырь древний, он основан в 1373 году преподобным Сергием по просьбе князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго, — говорит насельник Высоцкого монастыря игумен Тихон. — Икона Матери Божией «Неупиваемая чаша» — главная святыня нашей обители, по благословению святейшего Патриарха Алексия она отнесена к числу чудотворных. Свидетельств о Ее помощи очень много. Часто, прежде, чем попасть сюда, люди прибегали к разным методам избавления от зависимости, в том числе и оккультным. Здесь у человека появляются силы бороться со своим недугом. Даже если страждущий пока далек от веры, нам дано благословение святых отцов: «Молитесь друг за друга». Святитель Филарет Московский сказал: «Если сердце человека открыто — туда можно войти советом, если сердце закрыто — туда нужно стучать молитвой». Поэтому часто родные болящих молятся здесь. Происходят и такие случаи, когда сами родственники, будучи невоцерковленными и маловерующими, но желающие помочь своим погибающим детям, мужьям, отцам, начинают молиться, воцерковляться и уже осознанно, искренне приходят к Богу. Они не только помогают своим близким, но и сами встают на путь православной жизни. Некоторые остаются здесь на несколько дней, чтобы полностью погрузиться в духовную жизнь. С молитвой человек духовно исцеляется, а стены монастыря ограждают от мирских искушений. Это, конечно, тяжелая борьба, кто-то получает быстрое исцеление и воодушевляется, видя такую явную помощь Божью, а кому-то Господь дает потрудиться, чтобы бережнее хранить то, что досталось с великим усердием. Мы все знаем Евангельскую историю, когда Господь смотрел на людей, дающих свои лепты в жертвенник и указал на вдовицу, которая положила две самых мелких монеты. И Он сказал, что она положила больше всех в своей мере. В духовной жизни тоже так бывает. Кому-то дано больше, и он может с легкостью отстоять службу, помолиться, а кому-то все это дается очень тяжело, и Господь принимает у таких людей даже малое понуждение, как те две лепты». Обратная дорога показалась короче и даже веселей, хорошо ехать, когда уже знаешь путь, и людям, спрашивающим дорогу, можно уверенно махнуть рукой: «Вам туда, только не сверните».
Читайте также:
Чаша не страдания, но благодати
Владычний Введенский монастырь подмосковного Серпухова известен прежде всего почитанием чудотворного образа «Неупиваемая Чаша», празднование которого совершается 18 мая. Сюда ежедневно со всей России приезжают автобусы паломников — помолиться об исцелении страждущих от алкоголизма. Здесь помогают вернуться к здоровому образу жизни наркозависимым женщинам. Игумения Алексия (Петрова) руководит этим древним монастырем с момента его возрождения в 1995 году.
— Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» даже у верующих людей в первую очередь ассоциируется с лечением от алкоголизма и наркомании. Только ли за этим едут молиться перед образом?
— Конечно, нет. Богородица помогает всем, кто к ней обращается с разными просьбами. У нас даже были случаи помощи в разрешении квартирных вопросов. Но все-таки главная просьба всех паломников — это исцеление от пьянства, а также от наркомании, табакокурения и игромании.
— Не умаляет ли такое отношение к иконе почитания изображенной на ней Чаши причастия, основы образа?
— Очень интересно, что листовка 1912 года «Сказание о явлении иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»» начинается не с самого сказания, а с объяснения иконографии этого образа. Это было сделано потому, что и до революции в народе ходило неправильное толкование. Говорили, к примеру, о «Чаше страдания». Однако Чаша, изображенная пред Богородицей, — это не «чаша страдания», а Чаша Божией благодати, Чаша причастия.
Лично меня коробит нынешнее утилитарное отношение к иконам как к таблеткам — эта икона «от пьянства», та — «от желудка», третья — «от ног», «от головы».
Некоторые паломники считают, что поставил свечку, приложился к иконе, заказал поминовение и этого достаточно. Этакое обрядоверие или даже «шаманство» в православии. Мы наблюдаем развитие духовной лености, нежелание молиться и прикладывать духовные усилия самостоятельно.
— В лавках некоторых монастырей и храмов иногда можно встретить объявления, что «алкоголиков не записываем» на церковное поминовение. Мол, если они пьют, значит, нарушают заповедь, а значит, они вообще не верующие и не христиане вовсе.
— Заповеди, к сожалению, нарушает любой человек. Ибо нет человека, который жив будет день един, и не согрешил бы (2 Пар. 6, 36). Когда человек пьет — это заметно другим, а другой грешит блудом, но об этом никто не знает. Мы молимся об исцелении конкретной страсти, поэтому знаем, с чем человек к нам пришел.
— Бывает, верующие боятся искушений после молитвы за страждущего. Это малодушие? Что им можно посоветовать?
— Есть, конечно, такая фраза: «На тех, кто молится за алкоголиков, весь ад восстает». Но любая молитва за другого человека — это подвиг. Есть мнение среди воцерковленных людей: сделаешь доброе дело — будет искушение. Это суеверие. Человек привык так думать не потому, что он узко мыслит, а потому, что слышал это с детства, не задумываясь над духовным смыслом фразы.
Я не думаю, что это от маловерия. Может быть, кто-то действительно боится искушений, малодушничает, но чаще это всё же просто суеверие, ставшее частью околоцерковной традиции.
— А было такое, чтобы уходили из монастыря по этой причине?
— Нет, не было. Матерь Божия благоволила в нашей обители явить Свою икону. Каждая из сестер, принимая решение остаться в этом монастыре, сразу была настроена, что придется молиться о страждущих. Можно предположить, что человек, который боится этой проблемы, просто не придет к нам в обитель.
У нас, слава Богу, было очень мало сестер, которые уходили. Второй и последний случай был в 2008 году.
— Когда в человеке появляется готовность понести подвиг за незнакомого, но нуждающегося в духовной поддержке, страждущего человека? Тысячи православных едут к известным духовникам, и те всех принимают, каждому незнакомцу жертвуют частичку своего сердца. Ваш монастырь молится за многих из тех, кто по причине страсти принес горе ближним и, казалось бы, достоин осуждения.
— Мы молимся за страждущих в силу того, что чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» явлен и находится в нашем монастыре. Если же говорить о духовниках или христианах, которые идут на путь духовного служения именно людям, то это делается только по благословению. Благословляющий на это служение видит, что у человека хватит духовных сил. Только с Божией помощью, по благодати можно нести подобное служение. Духовные силы, чтобы нести немощи других людей, могут появиться только после того, как человек пожил внимательной духовной жизнью, нес подвиги, приносил покаяние.
— Господь призвал каждого возлюбить ближнего, как самого себя, и привел в пример притчу о добром самарянине. Должны ли мы помогать каждому, кто нуждается в помощи?
— Да. Но кому может помочь просто верующий? Соседу, духовной сестре, брату по приходу. Жена помогает мужу — они родственники. К духовнику же идут тысячи людей. Если человек без благословения возьмется молиться за всех подряд, взвалит на себя больше, чем может понести, то у него будет духовный упадок, вплоть до отвращения от веры. Человек выдохнется. Сейчас есть такой термин: «выгорание». Не хватило сил, всё растратил, и самому не хочется ни молиться, ни в храм ходить. Кто-то скажет: это искушение, но это всё же духовно-психологическая проблема.
— Как молиться за пьющего до того, как получишь благословение на молитву о нем?
— Пока ждешь благословения на личную молитву, можно подавать поминовение в храмах, в монастырях. Когда ты подаешь записку, то молитва за человека уже идет.
— В монастыре много лет ведется реабилитация наркозависимых женщин. Успешно?
— Да, с Божией помощью наши реабилитантки возвращаются постепенно к здоровому образу жизни.
Так, несколько лет назад к нам приехала на реабилитацию девушка. Жила у нас два года, затем уехала домой, там у нее были кратковременные срывы. После этого она лечилась в других реабилитационных центрах. Получила высшее образование и вернулась в монастырь. Сегодня она работает у нас штатным социальным работником — курирует других реабилитанток. Ее опыт употребления и лечения помогает ей понять тех, кто только приехал к нам на исправление. Ее не обмануть, она прошла этот тяжелый путь. И я прислушиваюсь к ее советам: в чем реабилитантке дать послабление, а где, наоборот, «закрутить гайки».
Приведу вам пример чуда исцеления и ресоциализации, и даже медицинского чуда! У нас была на реабилитации девушка-москвичка, трудилась, помогала при монастыре, мы ставили ее на хозяйственные послушания, за время реабилитации она воцерковилась. Со временем она вышла замуж за сотрудника монастыря. Несмотря на неблагоприятные прогнозы (у нее, как и у многих наркоманов, был гепатит «С»), она забеременела. В период беременности еженедельно приходила в монастырский храм на исповедь, причащалась. Благодаря ее вере и помощи Божией у нее полностью пропал гепатит «С». Просто исчез! Теперь она абсолютно здоровый человек. У нее семья и здоровый ребенок.
— К вам в монастырь приезжает очень много паломников. Это тоже жертва — монастыря миру. Но не мешает ли это духовному деланию?
— Конечно, большое количество паломников привности свои особенности. С одной стороны, вроде бы это хорошо, когда пришли люди, оставили копеечку-пожертвование, но когда много людей — много и суеты.
Вопрос организации паломников на территории монастыря сложный. Толпа паломников может буквально оставить за собой вытоптанное поле, как это бывает, к примеру, у источника Тихона Калужского после дня памяти святого. Вытоптана каждая травинка на территории источника.
Чем лучше сестра помолится, тем легче ей справиться с потоком паломников. Поэтому, я считаю, в монастырях, где много паломников, должны быть скиты, куда сестры могли бы периодически уезжать для молитвы. Мы стараемся чередовать различные суетные послушания с храмовыми — это дает возможность сестрам духовно и душевно восстанавливаться.
— Выходит, монах все-таки живет в первую очередь уединением и лишь потом — жертвенным служением ближним?
— В моем представлении, жертвенное служение возможно только после того, как монах пожил настоящей монашеской жизнью. Я не говорю, что совсем уединенной — мы не такие уж скитские монахи, как в древности. Но уставная монастырская жизнь дает возможность с меньшим уроном для духовной жизни общаться с мирскими людьми. А если человек сначала наобщался с мирскими людьми, то после его уже не загнать в рамки монашеского устава. Поэтому надо сначала научиться молиться, а потом уже выходить на служение людям.
— В России есть монастыри, которые полностью закрылись от мира, открывают двери храма только на время богослужения. Это новое явление кого-то смущает, кого-то удивляет. Владычний монастырь всегда открыт для посещения?
— Наш монастырь открыт всегда. Большинству монахов хочется служить Богу именно в древнем представлении о монашеской жизни. Может быть, и нам хотелось бы закрыться от мира, но не мы себе выбрали икону «Неупиваемая Чаша» и позвали паломников. Матерь Божия Сама благоволила, и поэтому мы не закрываем ворота. Как мы можем закрыть святыню?!
— Насколько подготовлены сестры к приему паломников и туристов? Если вдруг какую-нибудь сестру за свечным ящиком спросят, например, про историю «Неупиваемой Чаши», сможет рассказать?
— Да. И не только сестры за свечным ящиком, но и мирские сотрудники в иконной лавке. Нами был собран простенький «вопросник» по темам, которые чаще всего тревожат наших паломников, и разработаны правильные церковные ответы. Все наши сотрудники с ним ознакомлены и сдают по нему экзамен. Кроме того, миряне, работающие у нас с людьми, сдают экзамен на знание истории и святынь монастыря. Они также должны уметь дать совет о молитве. А для серьезных духовных вопросов в храме есть священник.
— Сестре могут задать вопрос, требующий богословского ответа. Возьмется?
— Задать могут любой вопрос. Если он сложный, сестры отправляют вопрошающего к священнику. Как раз на днях сотрудники лавки будут сдавать экзамен на знание катехизиса. Нами разработаны вопросы, требующие от сотрудника монастыря обязательного знания о проскомидии, Псалтири и некоторых других вопросах.
— Говорят, что та самая чудотворная икона, обретенная на колокольне Георгиевского храма Владычнего монастыря в 1878 году, находится ныне в частной коллекции. Имеет ли смысл ее искать и бороться за возвращение?
— Думаю, на данном этапе смысла в этом нет, потому что очень много чудотворений от ее чтимых списков. Прошло достаточно времени с момента открытия монастыря, с момента написания копии. Проблема остро не стоит. Но, конечно, хочется знать, где подлинник, утерян он или нет.
— Матушка, во многих монастырях и храмах, где есть чтимые иконы, запрещена фотосъемка, в том числе и в вашем монастыре. С чем это связано?
— Чаще всего такой запрет введен в целях безопасности. Ведь под ударом не только главная святыня обители, но и остальные иконы. Обычно опасаются сбора сведений для грабителей.
Возможно, в некоторых местах не хотят, чтобы тиражировалось изображение иконы. Но это уже маловероятно, потому что любительская съемка не дает хорошего качества.
— Если вдруг зевака не увидел объявления о запрете и стал фотографировать в вашем храме, у сестер хватит терпения сделать вежливое замечание?
— У наших сестер нет благословения делать кому бы то ни было замечания. Это, конечно, не касается хулиганского поведения. Простое незнание основ поведения в храме не должно повлечь за собой замечаний или осуждающих тирад.
Но люди разные, всякие бывают искушения. Чем старше человек, тем больше у него желания поучать. Недавно у нас был случай: пожилая монахиня, которой уже 74 года, сделала замечание женщине за громкий стук каблуков. Прихожанка обиделась, но мы с ней поговорили, успокоили, конечно. А монахиня удивилась потом: «Да я просто тихонько сказала».
— Матушка, приезжают ли паломники к другим святыням монастыря, кроме образа «Неупиваемой Чаши»?
— Люди приезжают и к иконе «Введение Богородицы во Святая Святых». Есть те, кто целенаправленно едут к преподобному Варлааму Серпуховскому, который был келейником и сотаинником митрополита Алексия, святителя Московского. Преподобный Варлаам основал обитель в 1361 году и стал первым ее игуменом. Его мощи находятся под спудом у Введенского собора.
Встречаем и туристов, которых интересует архитектурный ансамбль монастыря — он уже вполне восстановлен и является памятником архитектуры годуновского времени. Нередко бывают у нас группы архитекторов, художников. Сотрудники областного министерства культуры привозят сюда своих друзей архитекторов из других областей, из других министерств, чтобы показать ансамбль монастыря.
Кажется, в 2002 году мы получили благодарственное письмо от российского Министерства культуры за «бережное отношение к памятнику и за проведение научной реставрации». Не просто реставрации, когда замазал трещины и переделал всё, как тебе надо, а именно «за проведение научной реставрации».
— Известно ли вам, как много паломников приезжало во Владычний монастырь до революции?
— Нам неизвестно о количестве паломников, которые приезжали к иконе «Неупиваемая Чаша», мы не видели этих документальных сведений. У нас есть свидетельства о посещении монастыря для поклонения преподобному Варлааму.
Кстати, с уверенностью можно сказать, что преподобный Варлаам был знаком и с Преподобным Сергием Радонежским. Митрополит Алексий часто встречался с Преподобным Сергием и наверняка брал с собой келейника — монаха Варлаама.
Преподобный Сергий приходил и в Серпухов к серпуховскому князю, чтобы выбрать место для Высоцкого монастыря. Можно предположить, что он посетил монастырь, основанный его духовным другом святителем Алексием, в котором настоятелем был преподобный Варлаам.
В середине XIX столетия имя преподобного Варлаама стало известно по всей России. Случилось это благодаря игумении Митрофании (в миру — баронесса Прасковья Григорьевна Розен), руководившей Владычним монастырем с 1861 по 1874 год. По донесению игумении в Синод, только в мае 1869 года в монастырской гостинице остановилось 4248 богомольцев, пришедших на поклонение именно преподобному.
— Игумению Митрофанию обвинили и судили за подделку векселей. Так ли всё просто было в той истории?
— Мы пытались разобраться, но в этой истории важны документальные свидетельства 150-летней давности. Нам не удалось найти ни подтверждающих, ни опровергающих эти события документов.
Консультации с юристами привели к предположению, что игумению подвели под суд наследники купца Солодовникова. Сейчас трудно уже сказать, как это было на самом деле. Личного интереса игумении следствие не нашло: похищенное предназначалось монастырю.
Мы верим в невиновность игумении Митрофании. На то есть косвенные признаки. Во-первых, она не нанимала себе дорогих адвокатов. Ее дело вел сын институтской подруги, и этот выбор она объяснила так: «Пусть хотя бы кому-то это дело принесет пользу». Молодой адвокат, участвуя в этом деле, мог приобрести известность. Во-вторых, по благословению святителя московского Иннокентия (Вениаминова) во всех храмах служились молебны «о невинно осужденной игумении Митрофании». Конечно, это не прямое доказательство невиновности, но всё же косвенно свидетельствует в ее пользу.
Кроме дела о подложных векселях купца Солодовникова было дело, связанное с купчихой Медынцевой, которая была пьющей. Игумения Митрофания держала ее рядом с собой, собственно, так же как сегодня в монастыре проходят реабилитацию страждущие. Родственники купчихи обвинили игумению в том, что она держала Медынцеву в монастыре, чтобы использовать ее деньги. Но я-то знаю, что, пока человек не исцелился, его отпускать нельзя. Слава Богу, нас так еще ни разу не обвиняли. Пребывание страждущих девушек у нас бесплатное.
— Матушка, явление «Неупиваемой Чаши» произошло сразу после ссылки игумении Митрофании. Можно ли как-то связать эти два события?
— Я обычно говорю, что явление «Неупиваемой Чаши» — это реабилитация всего монастыря и реабилитация преподобного Варлаама.
Игумения Митрофания занималась восстановлением почитания преподобного Варлаама. Есть сведения, что в XVI–XVII веках он почитался как святой. Она собирала свидетельства, чудеса, которые происходили на гробнице преподобного. Раньше всё было строго, все донесения отправлялись в Синод. Из консистории прислали человека, который проверял чудеса. Процент неподтвержденных чудес невероятно мал — только одно на 20 чудес. У 70% просивших о помощи было явное исцеление, у остальных — очевидное улучшение здоровья. Я работала в Центральном государственном историческом архиве (ЦГИА) города Москвы и лично видела эти документальные свидетельства.
После суда над игуменией Митрофанией сократилось число паломников в монастырь. Сестры перестали записывать свидетельства о чудесах — им уже было не до этого. Так в консисторию перестали поступать чудеса, и поэтому в 1877 году было издано постановление прекратить дело о канонизации преподобного Варлаама.
В 1878 году предстательством преподобного Варлаама на колокольне Георгиевского храма Владычнего монастыря явилась икона «Неупиваемая Чаша». Это явная реабилитация и монастыря, и преподобного Варлаама. Это явное чудо, связанное со святым.
В связи с судом над игуменией Митрофанией у монастыря было описано имущество. С появлением иконы приток паломников вновь увеличился, и материальное состояние монастыря стало улучшаться.
— Празднование дня «Неупиваемой Чаши» всегда в Серпухове было особым — много паломников, два крестных хода из монастырей с чтимыми списками этой чудотворной иконы. В прошлом году формат праздника был изменен — теперь это праздник всего Серпухова. Расскажите подробнее.
— Первый большой крестный ход был в 2003 году в честь 125-летия явления иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В тот день крестный ход направился из Высоцкого монастыря во Владычний, объединив тем самым два монастыря — Высоцкий, в котором было восстановлено почитание чудотворного образа, и Владычний, в котором икона «Неупиваемая Чаша» была явлена. На протяжении многих лет торжества так и проходили: верующие служили молебен в Высоцком монастыре, затем шли крестным ходом через город во Владычний, и здесь молебен заканчивался. Так праздник захватывал часть города, в нем принимали участие только верующие. В прошлом году формат праздника изменили: празднование вывели за пределы церковной ограды в город. Теперь молебны начинаются в двух монастырях одновременно, затем два крестных хода встречаются на центральной городской площади, и там служится завершение молебна, после чего горожане и паломники прикладываются к иконе «Неупиваемая Чаша». Завершение молебна на центральной площади города сделано для широкого привлечения серпуховичей, которые, быть может, еще не воцерковлены, но уже хотят поучаствовать в церковной молитве. Закончивается праздник концертом духовной музыки. В этом году празднование пройдет по такой же схеме.
— Что готовит ваш монастырь для паломников и горожан, которые приедут на торжества?
— Наш монастырь подготавливает листки с историей явления и почитания чудотворного образа «Неупиваемой Чаши» и преподобного Варлаама Серпуховского.
В газетах Серпухова заранее печатаются тематические статьи, на телевидении записывают передачи, посвященные событию.
Но главным для нашего монастыря станет закладка памятника преподобному Варлааму на площади перед монастырскими воротами. Первый игумен и строитель монастыря будет встречать верующих образом Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша».