Ввоз на машину южная осетия
Автовладельцам из Южной Осетии с двойным гражданством отказывают во временном ввозе иномарок в Россию
Недовольны, кажется, абсолютно все, но изменить что-то прямо сейчас будет довольно сложно
Вот уже второй месяц южноосетинские автовладельцы со вторым российским гражданством стараются пересекать пункт пропуска «Нижний Зарамаг» в выходные или после окончания рабочего дня, когда закрыта североосетинская адресная служба.
Причина такого странного на первый взгляд поведения в том, что им отказывают во временном ввозе транспортного средства на основании подтверждения североосетинской прописки владельца.
На «Нижнем Зарамаге» таможенники не пропускают на территорию России южноосетинских автовладельцев с двойным гражданством и российской пропиской. Им отказывают во временном ввозе иномарок и требуют оплатить таможенные платежи – это сумма, равная растаможке. В зависимости от марки авто она может составлять и сто тысяч рублей, и миллион, говорит южноосетинский юрист Тимур Кокойты:
— Даже если эти средства у автовладельца будут при себе, то эти условия он все равно выполнить не сможет, потому что ему придется обратиться в банк, внести деньги на счет таможни, получить таможенную расписку и так предоставлять к оформлению временный ввоз.
– Получается, таможня не признает в них иностранцев?
– По факту получается так. Они апеллируют к тому, что у человека постоянная прописка на территории Северной Осетии. Они принимают его за жителя Северной Осетии и на этом основании отказывают в оформлении временного ввоза, хотя с таким статусом, с такими прописками у нас 90% жителей, потому что вся социалка оформляется через прописку: детские пособия, пенсии, страховки и т.п.
Южноосетинский юрист Тимур Кокойты так объясняет жесткую позицию российских таможенников. Многие жители Северной Осетии, россияне принимают южноосетинское гражданство только ради того, чтобы обойти драконовские таможенные тарифы. Они ездят на иномарках с южноосетинскими номерами по разрешению на временный ввоз, а североосетинская таможня недополучает миллионы. Видимо, поэтому периодически она устраивает такие обструкции на границе, которые потом улаживаются на уровне руководства республики и российских ведомств.
Руководитель логистического центра ТИС Вахтанг Джигкаев говорит, что на его памяти это уже третье таможенное обострение на «Нижнем Зарамаге»:
— Нужна межгосударственная договоренность, чтобы снять это временное разрешение или разрешить свободный ввоз на ограниченную территорию – Северной Осетии или Северного Кавказа. Есть такая форма взаимоотношений между государствами. Например, машины из Армении могут ездить по всей России без всяких разрешений.
Тимур Кокойты, напротив, считает, что никакие дополнительные соглашения или договоры с Россией не нужны. Того, что уже существует, вполне достаточно. Надо, чтобы таможенники соблюдали букву закона, говорит он:
— В законодательстве Евразийского союза существует понятие «лицо гражданина государства Евразийского союза и иностранное лицо». То есть ни гражданство, ни что иное во внимание не берется. Во внимание принимается именно факт места жительства. Например, если российский гражданин проживает преимущественно за рубежом, значит, он признается иностранцем.
Накануне на своей странице в Facebook Тимур Кокойты предложил жителям Южной Осетии бесплатную юридическую помощь:
— Если вы являетесь по факту жителем Южной Осетии, то я готов потратить немало своего времени, нервов (знаю наперед, с какими трудностями это будет сопряжено) и помочь каждому в положительном решении возникшей проблемы… Все этапы и инстанции готов пройти вместе с вами.
На наш вопрос о цели этой затеи Тимур ответил:
— Цель такова, чтобы жители Южной Осетии, которые на самом деле проживают в Южной Осетии, не сталкивались бы с этой проблемой и не были бы жертвами этих обстоятельств.
– Как вы собираетесь это сделать?
– Нужно просто доказать вышестоящему таможенному органу, что конкретный человек постоянно или преимущественно проживает в Южной Осетии и имеет право на эту льготу. Это не моя задумка. Есть определенный порядок обжалования действий должностных лиц. Этот порядок предусматривает обжалование в вышестоящий орган – это североосетинская таможня.
Если там нет успеха, то в территориальное управление по CКФО или далее – в Москву. Если и там нет положительного решения, но я по-прежнему уверен в неправомерности действий таможенников, то можно обжаловать их в суде. Можно параллельно даже обжаловать – и в суд, и в вышестоящую инстанцию.
– Не растянется это выяснение истины на месяцы или годы?
– Не так уж, потому что обговариваются конкретные сроки реагирования на эти жалобы.
– Кто и как будет определять постоянное проживание? Как на выборах – по отметкам на пограничном посту?
– К этим данным нас никто не допустит. Но человек может, например, предоставить справку с места работы или с места жительства о том, что он постоянно проживает в Южной Осетии, ходит каждый день на работу и так далее.
Южное таможенное управление
Профилактика правонарушений, связанных с нарушением иностранными физическими лицами условий временного ввоза транспортных средств для личного пользования и транспортных средств международной перевозки. Информирование о незаконности приобретения таких транспортных средств лицами, зарегистрированными на территории ЕАЭС
Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Такие временно ввезенные транспортные средства не находятся в свободном обращении на территории ЕАЭС, так как в отношении них не уплачены таможенные пошлины, налоги. В соответствии с таможенным законодательством до истечения срока временного ввоза такие транспортные средства должны быть вывезены с территории ЕАЭС либо выпущены в свободное обращение (они должны быть задекларированы, и в отношении них должны быть уплачены таможенные пошлины, налоги). В случае если установленный таможенным органом срок временного ввоза транспортного средства нарушен, виновное иностранное лицо подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 16.18 КоАП РФ. В качестве основной меры наказания за данное правонарушение предусмотрен административный штраф, а дополнительной – конфискация товара.
Нередки случаи, когда иностранные граждане осуществляют временный ввоз автомобилей в целях их продажи, такие объявления можно встретить на общеизвестных сайтах в сети Интернет. Чаще всего продаются автомобили, зарегистрированные на территории Украины, Грузии. Цена на автомобиль при этом предлагается значительно ниже среднерыночной, а собственник заверяет, что проблем с законодательством никаких не будет, необходимо только периодически продлять срок ввоза автомобиля.
Одним из условий освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов является обязательность использования транспортного средства только иностранным гражданином. Передача права пользования возможна только иным иностранным гражданам, но также с рядом условий и ограничений. Таким образом, купля-продажа иностранного транспортного средства противозаконна, виновное иностранное лицо при этом будет нести ответственность по части 2 статьи 16.24 КоАП РФ, в качестве мер наказаний предусмотрены административный штраф, а также конфискация предмета правонарушения как дополнительная мера. Покупатель не сможет пользоваться автомобилем, не имеет право ни продлить срок временного ввоза автомобиля, ни поставить на учет в МРЭО. По решению суда товар может быть конфискован в соответствии с КоАП РФ. Также транспортное средство становится объектом уплаты таможенных пошлин, налогов, а обязанность по их уплате, помимо иностранного гражданина, возникает солидарно у лица, которое приобрело его в собственность или во владение.
За 11 месяцев 2019 года таможенными органами Южного таможенного управления возбуждено 680 дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 16.18 КоАП РФ, назначено 486 наказаний в виде административного штрафа на сумму 982,7 тыс. рублей, а в 25 случаях транспортные средства были конфискованы судами.
В практике правоохранительных подразделений таможен региона также нередки случаи выявления правонарушений, связанных с незаконной передачей (продажей) транспортных средств международной перевозки, которые могут быть ввезены на таможенную территорию ЕАЭС также с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. Данный порядок ввоза может быть использован только юридическими лицами в целях осуществления международной перевозки товаров и пассажиров.
По факту физические лица, представляя таможенному органу документы (нередко поддельные) о том, что они являются работниками иностранных организаций (преимущественно зарегистрированных на территории Абхазии), осуществляют ввоз легкового автомобиля и его последующую передачу/продажу.
В качестве работников могут даже выступать граждане РФ, а в качестве предмета сделки – автомобили премиум класса. Как и при указанных выше обстоятельствах, лицо, осуществляя продажу автомобиля, совершает противозаконное действие, а покупатель также не имеет права им пользоваться.
Следует отметить, что таможенные операции не совершаются в отношении транспортных средств, которые зарегистрированы в государстве, являющемся членом ЕАЭС. Так, например, пунктом 37 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. установлено, что автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения до подписания Договора, считаются товарами Евразийского экономического союза.
Таким образом, лицам, осуществляющим ввоз транспортных средств на таможенную территорию ЕАЭС, необходимо обеспечить их использование в строгом соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС.
Югоосетинских автовладельцев отрешили от льготы
Владельцы транспортных средств, которым невозможно было завершить процедуру временного ввоза на территорию ЕАЭС в связи с пандемией коронавируса, смогут исполнить обязательства до 30 сентября 2021 года. Официально таможенный союз пока не принял решения о продлении льготного периода, но проект документа уже составлен Коллегией евразийской экономической комиссии и опубликован на ее официальном сайте. Единственные, кто не смогут воспользоваться этой льготой – югоосетинские автовладельцы.
Срок временного ввоза автомобилей для личного пользования в Россию будет продлен на полгода, до 30 сентября 2021 года. Проект решения Евразийской экономической комиссии уже опубликован, осталось только проставить номер и дату. Пролонгация льготного периода связана с тем, что продлеваются меры противодействия пандемии – на границах действуют ограничения, люди не могу свободно передвигаться, соответственно, не могут выполнить свои обязательства по временному ввозу.
Эта льготная мера распространяется на всех иностранцев, в том числе и на граждан РЮО и Абхазии, несмотря на то, что границы с республиками открыты.
Югоосетинских автовладельцев отрешили от льготы
No media source currently available
Многие автовладельцы из Южной Осетии поспешили вывезти свои авто с территории России, но обратно в Россию их уже не впускают по правилам временного ввоза. Североосетинская таможня требует внушительные авансы в счет предстоящих таможенных платежей за автомобиль.
Говорит юрист таможенного дела Тимур Кокойты:
«На «Нижнем Зарамаге» автовладельцы не могут оформить повторный временный ввоз. Им отказывают, потому что, по мнению таможни, они пребывали за истекший год более шести месяцев на территории России. На этом основании их рассматривают как жителей Таможенного союза, а не иностранцев и не разрешают ввоз автотранспортного средства без авансового платежа. В отличие от прочих таможенных постов на «Нижнем Зарамаге», как правило, оформляют временный ввоз на полгода. На год отказываются оформлять, потому что, по их логике, в этом случае получается, что ты проживаешь преимущественно в России. Это не нормальная практика, потому что само законодательство ЕврАзЭс, а именно Таможенный кодекс ЕврАзЭс, допускает временный ввоз транспортного средства до одного года беспрерывно».
Мотивы таможенников поняты. Они видят, что многие жители Северной Осетии приобретают югоосетинское гражданство, чтобы уклониться от уплаты непомерно высоких российских таможенных платежей (югоосетинские в разы меньше). Единственное обременение, которое при этом возникает, – один раз в год необходимо выехать и въехать, чтобы переоформить новый временный ввоз. Из-за этого североосетинская таможня теряет немалые деньги. На уклонистов идет настоящая охота, но при этом, во-первых, таможня нарушает закон, а во-вторых, притесняют и автовладельцев, которые на самом деле живут в Южной Осетии.
Ввоз и ныне там
13 марта представляющая интересы автовладельцев инициативная группа, в которую входит и Тимур Кокойты. встретилась с североосетинскими таможенниками. В ходе беседы Кокойты выяснил, как таможенники определяют, кто перед ними – житель Таможенного союза или иностранец. Оказалось, они ориентируется на преимущественное проживание, а последнее определяют по датам пересечения границы автотранспортным средством. Этот метод насколько не корректен, настолько и незаконен, говорит Тимур Кокойты:
«Законодательство для определения иностранца или лица ЕврАзЭс не предусматривает ориентацию на перемещение транспортного средства. Например, я могу заехать в Россию, оставить там автомобиль и выехать в третьи страны, а моя машина все это время будет находиться в России. Но это же не значит, что я лицо ЕврАзЭс? Получается, что и сведения, которыми они обладают, необъективны, потому что сведения по передвижению конкретного лица они не могут получить – у них нет таких функций по отслеживанию передвижений лиц через границу.
– Но на какие-то нормы законодательства они ссылались? Они как-то обосновывают свои действия?
– У меня были к ним такие же вопросы на этой встрече с североосетинской таможней. Четыре раза я спросил: «Дайте ссылку на конкретную норму, которой вы пользуетесь или которую вы интерпретируете». Они не привели ни прямых, ни косвенных ссылок на то, что законодательство ЕврАзЭс позволяет им так действовать. Совершенно точно могу сказать, что таких норм не существует».
По мнению Тимура Кокойты есть только одна возможность решить эту проблему. Необходимо, чтобы руководство республики озаботилось ситуацией на границе и дало себе труд разрешить ее:
«Этот вопрос требует решения уже давно. При этом я не вижу попыток решить проблему в рамках действующего законодательства ЕврАзЭс. Таможенники предлагали, чтобы наши власти обратились к российскому правительству (с предложением) внести какие-то изменения… Я на это ответил, что никаких изменений не требуется, нас вполне устраивает действующее законодательство. Единственная просьба: чтобы вы его исполняли, и чтобы автолюбители выполняли законные требования таможни».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мурат Гукемухов
В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
инженер-строитель.
В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и Institute for War and Peace Reporting (IWPR).
Северо-Кавказское таможенное управление
Информация для владельцев иностранных транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС
Северо-Осетинская таможня информирует о необходимости до 30 сентября 2021 г. вывезти с таможенной территории ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства либо обеспечить совершение действий по их выпуску в свободное обращение (в соответствии с письмом Евразийской экономической комиссии от 24.06.2021 г.).
Сроки нахождения на таможенной территории ЕАЭС транспортных средств, временно ввезенных из иностранных государств физическими лицами для личных нужд, были продлены до 30 сентября 2021 года Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 25 от 5 апреля 2021 г.
Решение распространяется на случаи, которые возникли или возникнут с 1 марта по 30 сентября 2021 г.
Напомним, невывоз в установленные сроки физическими лицами транспортных средств временно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, влечет наложение на граждан административного штрафа в размере от полутора до двух с половиной тысяч рублей с возможной конфискацией транспортного средства (ст. 16.18 КоАП РФ).
Кроме того, в адрес нарушителей условий временного ввоза транспортного средства будет выставлено требование об уплате таможенных платежей, сумма которых составляет размер таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате при так называемой «растаможке» машины. В случае неуплаты таможенных платежей в добровольном порядке, таможенный орган обращается в суд с соответствующим иском. Впоследствии по исполнительному листу о взыскании платежей судебными приставами возбуждаются исполнительные производства, в рамках которых они производят розыск имущества и денежных средств. Следует отметить, что в настоящее время таможенные органы могут установить ограничение на въезд (выезд) физического лица в (из) Российской Федерации при наличии у него задолженности перед таможенными органами. Если сумма подлежащих уплате таможенных платежей превышает два миллиона рублей, физическое лицо привлекается к уголовной ответственности по ст. 194 УК РФ.
Ужесточение для ввоза машин: с Абхазией и Южной Осетией нужно по-другому
В России последовательно ужесточают условия временного ввоза автомобилей из Армении, Южной Осетии и Абхазии. За последние годы сложился нелегальный рынок автомобилей, в основном из стран Восточной Азии. Благодаря разнице в стоимости машин в этих странах и России за счет условий растаможивания. Но сейчас проблема шире, так как последствия ужесточения временного ввоза автомобилей ощущают рядовые автовладельцы, передвигающиеся через границы на своем транспорте и не планирующие его перепродавать. Особенно остро стоит эта проблема в Южной Осетии.
Достаточно беглого осмотра популярных российских досок объявлений, чтобы найти, в основном в южных регионах, предложения о приобретении японских автомобилей прошлого и начала нынешнего десятилетий по очень привлекательным ценам — процентов на 30−40, а то и вполовину дешевле средних по рынку. Иногда владелец сообщает, а иногда нет об одной проблеме таких машин — на них регистрационные знаки, как правило, одной из трех кавказских стран — Абхазии, Южной Осетии или Армении.
Но товар интересный. Приобретенные на аукционах на Дальнем Востоке автомобили, несмотря на возраст, как правило, в отличном состоянии, у них «неубиваемая» электроника и прекрасный салон. В основном продаются машины 2005−2012 годов выпуска. Цены начинаются от 200 тысяч, примерно столько будет стоить, например, Honda Fit второй половины прошлого десятилетия. В Сухуме или Цхинвале купить ее можно еще дешевле — за 130−170 тысяч рублей. На российском рынке в сопоставимой ценовой категории только потрепанные довольно-таки «Нивы Шевроле» и прочий российский автопром либо же немецкая классика 90-х и начала нулевых — автомобили, которые часто старше их владельцев.
В любой из трех кавказских стран цена растаможки такого автомобиля в рублях будет варьироваться в пределах 15−20 тысяч рублей. Соответственно, конечно же, эти машины заполонили абхазские, армянские и осетинские дороги. Нередко туристы отмечают приличный уровень машин, которые катаются, скажем, по абхазским дорогам. Связано это не с высоким уровнем жизни населения, а с доступностью качественного автопрома.
И, конечно, ценовая разница не могла не стать причиной формирования нелегального рынка поддержанных японских, реже европейских машин в России, в основном в южных регионах. Надо сказать, рынок этот вполне так и не сформировался, но по данным Федеральной таможенной службы России, до семи тысяч автомобилей «испарились» на российских просторах, так и не вернувшись туда, откуда приехали.
Но мы знаем, однако, что на протяжении последних десятилетий, российские власти исповедуют весьма нелиберальную политику поддержки отечественного автомобилестроения. Выражается она в том числе в очень высоких ставках таможенных пошлин на ввоз иномарок. Цена растаможки может достигать стоимости автомобиля.
Таким образом возникло «окно возможностей» для ввоза и продажи зарегистрированных в Абхазии, Южной Осетии и Армении иномарок в Россию. Но это же «окно возможностей» оказалось большой проблемой для автовладельцев из этих республик, каждого из которых российская таможня подозревает в готовности продать свой автомобиль на российских авторынках.
Сейчас самые большие проблемы у жителей Южной Осетии. И на их проблемах мы чуть ниже остановимся детально.
Пока в целом о том, как устроен был этот рынок продажи машин с абхазскими, осетинскими и армянскими номерами.
Разумеется, любое иностранное транспортное средство может въехать на территорию России. Автомобили из стран ЕврАзЭС получают временный ввоз сроком на один год, после которого должны покинуть территорию России. В течение этого срока владельцам таких машин было необходимо еще зарегистрироваться в региональном управлении ФТС России в том регионе, где автомобиль пребывает большую часть времени в период нахождения в РФ.
Никаких действий по продаже машины с иностранными регистрационными знаками предпринять нельзя, пока она не растаможена. Невозможно дать доверенность на управление автомобилем другому лицу, ездить на ней по России имеет право только владелец.
Но есть пара лазеек. Основная форма скрытой продажи такой машины, это оформление автомобиля на юридическое лицо в стране, где он зарегистрирован. Создается юридическое лицо, либо фактический покупатель машины оформляется на работу в существующую организацию. И получает доверенность на управление автомобилем для рабочих поездок по территории России. Достаточно было раз в год пересечь границу, причем не обязательно с той страной, откуда машина — доехать можно до границы с ДНР либо ЛНР, где выехать и тут же въехать назад в Россию.
Но несмотря даже на такие довольно либеральные условия временного ввоза автотранспорта, тысячи машин, въехав в РФ, спустя год временный ввоз не обновили. Долги по уплате таможенной пошлины и налогов от нерастаможенных транспортных средств превысили миллиард рублей.
ФТС решила бороться. Правовая база основывается на законодательстве Евразийского союза, которым руководствуются таможенники. Но у них есть много возможностей вносить изменения в практику таможенного оформления транспортных средств. Причем, как мы сейчас видим, эти практики на российско-абхазской и российско-югоосетинской границах разнятся.
На границе России и Абхазии распоряжением начальника таможенного поста в этом году сократили сроки временного ввоза с одного года до трех месяцев. Кстати, ранее, несколько лет назад, напротив — сроки временного ввоза были увеличены с полугода до года.
Сокращение сроков временного ввоза уже радикально повлияло на растущий было рынок продаж машин с абхазской регистрацией в России. С таким коротким сроком временного ввоза дешевый, но хороший автомобиль из Японии доступен разве что сочинцам и краснодарцам.
Но это не все. Таможенники принялись детально изучать историю передвижений каждого автомобиля с абхазскими регистрационными знаками, в основном тех, которые подолгу находятся в России. Эта практика действительно помогла выявить некоторые злоупотребления. Например, была практика, когда новые владельцы даже не утруждали себя выездами к границе. Достаточно было привезти документы, показать их таможенникам — практики осмотра каждой машины не было. Машина получала таким образом новый временный ввоз «заочно». Сейчас есть уголовные дела, возбужденные в связи с подобными фактами.
Но как это всегда и бывает, пострадали от ужесточения условий рядовые автовладельцы, на российско-абхазской границе теперь постоянные очереди перед окнами, где оформляют временный ввоз.
Но реальный общественный протест против ужесточения режима ввоза машин в Россию сложился в Северной Осетии. И ситуация там более сложная, но которая, кстати, показывает разность ограничительных практик на разных участках государственной границы РФ.
«Согласно правилам Таможенной службы России, лица с двойным гражданством для оформления вывоза машин в Россию должны внести залог, равный растаможке», — сообщали накануне СМИ.
Это значит, что те, у кого есть гражданство России и Южной Осетии, а это почти все население республики, должны при въезде на территорию РФ на своей машине оставить на границе залог в суммах, исчисляющихся сотнями тысяч рублей.
На год из Южной Осетии в Россию машину могут ввозить только те, у кого нет российского гражданства. Здесь так же, как и на границе с Абхазией, сотрудники таможни детально интересуются машинами, которые подолгу находятся в России. Но есть и совсем странные практики. Например, «в случае, если физическое лицо преимущественно проживает на территории иностранного государства, временный ввоз транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, возможен без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов», говорится в сообщении пресс-службы Северо-Кавказского таможенного управления ФТС РФ. На практике это поле для злоупотреблений и самоуправства таможни.
15 и 16 сентября автовладельцы пикетировали во Владикавказе Северо-Осетинскую таможню, представители которой утверждают, что все их действия находятся в рамках законодательства. Это подчеркивают и эксперты. Действия таможни находятся в рамках законодательства Евразийского Союза, в состав которого входят, помимо России, еще четыре страны, что делает очень сложной перспективу изменения существующей правовой базы. В рамках которой можно проводить любую политику — как лояльную к автомобилям с регистрационными номерными знаками соседних стран, так и наоборот.
Дело в том, что норма об обеспечительном залоге для транспортных средств, ввозимых на территорию Евразийского союза, есть в главе 37 Таможенного кодекса (ТК) ЕАЭС. Но фактически она не применялась до последнего времени.
Сейчас, очевидно, таможня «прессует» владельцев машин с осетинскими, абхазскими и армянскими номерами вполне целенаправленно. Например, в Северной Осетии дополнительно ко всем мерам давления, введены минимальные сроки нахождения автомобиля за пределами России после выезда из страны. То есть для того, чтобы машина тут же не вернулась в РФ, она должна находиться за границей 20 дней. Причем в отдельных случаях этот срок увеличивается.
Сотни автовладельцев за последнее время получили отказ во ввозе их транспортных средств в Россию.
В этой ситуации выигрывают те автовладельцы, которые не являются гражданами России. Поэтому проблема менее остро стоит для армянских автовладельцев, у них есть возможность годового въезда в РФ. Проблемы у них начнутся чуть позже, когда массе выехавших из страны автомобилей не дадут вернуться назад. И самые острые проблемы у осетин, где почти все граждане России, теперь вынужденные платить залог, равный подчас стоимости машины.
Проблема сейчас по сути в том, что российская таможня пытается на границе и за счет законопослушных автолюбителей решить задачу пресечь нелегальный авторынок машин с номерами соседних стран. Но практика должна быть иной. Существуют возможности оперативной деятельности в координации с другими правоохранительными органами для пресечения незаконной перепродажи машин в России. Тяготы, связанные с этим, не должны ложиться на плечи людей, едущих на своих автомобилях по своим делам в Россию.
Комплексным решением проблемы для Абхазии и Южной Осетии сейчас видятся возможности, вытекающие из межгосударственных договоров, которые были заключены Россией с Абхазией и Южной Осетией в 2015 году. В этих договорах предусмотрен «порядок интеграции таможенных органов Республики Южная Осетия с таможенными органами Российской Федерации». Определяется он «отдельным соглашением, которое договаривающиеся стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего договора». Но до сих пор этого отдельного соглашения нет.
Антон Кривенюк, специально для EADaily