вятский преображенский женский монастырь
Преображенский Вятский женский монастырь
Мiръ Россия Кировская область Киров Преображенский Вятский женский монастырь
Содержание
История [ править ]
Монастырь был учрежден в 1624 году. Он расположен в черте города к северу от бывшей крепости. Основание обители было положено при помощи и покровительстве царя Михаила Федоровича Романова. В первой половине XVII века им была подарена монастырю икона преподобного Михаила Малеина. В часовне монастыря также находились местночтимые иконы свв. Гурия, Самона и Авива и вмч. Пантелеимона.
В обители находились два храма: Спасо-Преображенский (построен в 1624 г.) и Благовещенский. Обитель была обнесена каменной оградой. При монастыре действовал странноприимный дом. В 1891 г. при монастыре открыто женское отделение миссионерской школы Вятского братства Николая чудотворца. Действовали мастерские: живописная, позолотная и рукодельная.
В 2001 году усилиями митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа и игуменьи Софии в монастыре возобновились богослужения. С июня 2005 г. в обители почивают мощи священноисповедника Виктора, епископа Вятского и Глазовского.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
2 мая — День памяти святителя Виктора (Островидов)
1 июля — День обретения мощей святителя Виктора (Островидов)
Как добраться [ править ]
Адрес: г. Киров, Динамовский пр., 6
Паломнику [ править ]
Литургия в 7.00, вечерняя служба в 17.00, молебен святителю Виктору по четвергам в 13.00.
Таинство Крещения и отпевание усопших совершаются ежедневно, и в положенные дни — Таинство Венчания.
При Храме действует церковная лавка с обширным выбором православной литературы.
Спасо-Преображенский женский монастырь в Кирове, заказать требу
Заказать молитву в Спасо-Преображенском женском монастыре в Кирове
Согласно истории годом основания православного женского монастыря в городе Кирове принято считать 1624 год. Строительство проходило по инициативе и под чутким руководством царя Михаила Федоровича Романова. В архитектурный ансамбль Вятского Спасо-Преображенского Новодевичьего монастыря были включены два корпуса, а также Преображенская церковь. Постройки были выполнены в русском стиле «узорья». Нарядные кокошники, широкие ленты и резные наличники придавали зданиям праздничный, фольклорный вид.
Строительство каменного комплекса шло на протяжении нескольких столетий. Во время этого церковь сильно пострадала при пожаре. После чего на деньги известного купца Гостева И.А. была основана новая церковь, получившая название Спасо-Преображенской.
В девятнадцатом веке произошло заметное расширение монастырской территории. На ней образовались новые постройки. Был построен теплый храм и колокольня. Она состояла из двенадцати колоколов. Также добавились храм Тихонской Божией Матери и храм в честь иконы «Утоление Скорби и Печали». В те времена при монастыре действовали мастерские по рукоделию, золочению и живописи.
Однако в 1918 году монастырь был закрыт и превращен в жилой комплекс. Почти все помещения для молитв были разрушены, сильно пострадала колокольня.
Прошло много времени до того, как работа монастыря продолжилась. Только в 1990 годы территория была возвращена Православной Церкви. В 2001 году было проведено первое после огромного перерыва богослужение.
В наши дни монастырская жизнь полностью восстановлена. Церковь открыта для богослужений. Колокольня при монастыре восстановлена и отреставрирована. При монастыре работает церковная лавка, отличающаяся широким ассортиментом православной утвари.
Сюда православные приходят помолиться у мощей священноисповедника Виктора, причисленного к лику святых Новомучеников и Исповедников. Мощи его источают благоухание и даруют благо исцеления.
Вятский Спасо-Преображенский Новодевичий монастырь является одним из основных строений православного мира в городе Кирове. Он носит статус архитектурного памятника. Является неотъемлемой частью городской пейзажной композиции.
Спасо-Преображенский женский монастырь в Кирове открыт ежедневно. В церкви проводятся богослужения каждый день. В любой из дней здесь можно совершить Таинство крещения. Прихожане могут заказать панихиду. В определенные дни, согласно православному календарю, здесь проводят Таинство венчания.
Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве! Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др.), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения. Храни вас Бог!
Преображенский женский монастырь г.Вятка
По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка
История
На высоком крутом берегу реки Вятки к северу от древнего Хлыновского кремля расположился Преображенский девичий монастырь. До настоящего времени дошло немного письменных источников XVII века, из которых можно почерпнуть лишь скудные сведения о жизни обители того периода.
В начале столетия Хлынов был небольшим деревянным городом, не имевшим ни одной каменной постройки. Он стоял на горе над рекой Вяткой. Сама природа придавала ему вид крепости. Вокруг города со всех сторон тянулись дремучие леса, а так как Хлынов был небольшим, местности, прилегающие к кремлю, оставались незаселенными. Пространство от кремля до Раздерихинского оврага долгое время считалось уединенным. На этом месте, вдали от городских построек, и была обустроена девичья обитель.
Путь устройства монастыря считался «чинопоследовательным». Основание монашеской обители происходило по разрешению высших иерархов. Местным властям направлялась царская грамота. Затем отводился земельный участок, строился монастырский храм, происходило его освящение и возложение антиминса на престол.
Письменные источники указывают разные даты основания девичьего монастыря. Более часты упоминания о нем в документах второй половины столетия. Письменные источники указывают разные даты основания монастыря (1623, 1624, 1635), но можно с уверенностью сказать, что он появился в конце первой четверти ХVII века. По «Истории российской иерархии» (ч.III) он основан в 1624 году, по списку с грамоты Михаила Федоровича Романова — 1635 г. В первой половине XVII века им была подарена монастырю икона преподобного Михаила Малеина. На сегодняшний день официально признана дата основания обители — 1624 год.
Основательницей обители, как известно, была игуменья Евфимия. Она родилась около 1587 г. Достигнув совершеннолетия, вышла замуж за Савву Толмачева, и вскоре в семье появился сын Иван, который позднее служил дьячком в Ильинской церкви монастыря и жил за обителью на посаде. Евфимия имела троих внуков: Данилу, который исполнял должность пономаря в той же церкви, Степана и Дмитрия.
Вероятно, овдовев и, будучи набожным человеком, Евфимия собрала 75 сестёр и начала строить церковь и кельи. Все постройки были деревянными. ХVII век был нелёгким периодом в жизни обители. Её часто опустошали пожары, и на протяжении всего столетия в монастыре не прекращались строительные работы. Он неоднократно перестраивался и каждый раз возводился на том же месте. Только в конце ХVII века по благословению архиепископа Ионы началось строительство каменного храма.
Первая каменная церковь в обители, которая до сих пор стоит на том же месте, была окончена и освящена в 1695 г. Эту дату называл автор «Временника…», где об этом событии писал так: «Лета 7204 (1695) сентября в 12 день освящена каменная церковь в девиче монастыре, строение гостиной сотни Андреева сына Гостева».
В первой четверти ХVIII столетия в Вятской епархии существовало 22 монастыря, из них четыре женских (Хлыновский, Преображенский, Слободской Спасский, Котельничский Введенский, Чердынский Успенский). 3
В 1717 г. за высокой деревянной оградой Преображенской обители находились две церкви (каменная Ильинская и деревянная Преображенская), звонница, деревянные кельи и хозяйственные постройки. В обители проживало 75 сестёр в возрасте от 35 до 102 лет с игуменьей Варварой. У монастыря не было ни пашни, ни сенных покосов и угодий. Он существовал за счёт государственной дотации (денежной руги). Духовная жизнь монастыря в ХVIII в. была весьма непростой в связи с противоречивой государственной политикой. Церковная реформа Петра I (устранение патриаршества, введение Духовного регламента, распределение контрольных функций государственным органам) пошатнула духовные основы православия.
В 1721 г. был создан высший государственный орган – Святейший Синод, который ведал делами Православной Церкви. С этого времени увеличилось количество официальной документации, составлявшей объёмные тома в монастырском архиве.
Указ от 24 мая 1722 г. определял штаты монахов в каждом монастыре и их жалованье. Годовое содержание одного монаха составляло «денег пять рублев и хлеба пять четвертей». В этом указе предписывалось уменьшить в монастырях, находящихся на государственном содержании, треть или половину штатных монахов и монахинь и перевести их в те обители, в которых они питались трудами и рукоделием.
Указом от 7 января 1723 г. объявлялось «впредь монахов и монахинь не постригать». В 1727 г. в Преображенской обители проживало 60 монахинь во главе с игуменьей Феодосией. В монастырских храмах служили два священника, один дьячок, два пономаря.
Каждый год игуменье с сестрами выделялось «на пропитание хлеба ржи и ярового 183 четверти, на братскую пищу, на покупку соли и протчих припасов и на всякую одежду и на обувь денег 183 руб., на церковные потребы и починки постройки и прочее монастырское строение 30 руб., попам и причетники на пропитание денег 20 руб., хлеба ржи и ярового 213 четвертей.
Всего в расход впредь быть надлежит повсягодно денег 233 руб., хлеба ржи и ярового 213 четвертей». Монастырь был небогатым, и обеспечивал сёстрам лишь прожиточный минимум.
В первой половине ХVIII столетия в обители проживало: 1717 г. — 76 монахинь, 1735 г. — 85 монахинь, 1739 г. — 50 монахинь, 1745 г. — 39 монахинь, 1747 г. — 28 монахинь.
В ГАКО удалось обнаружить уникальный документ – подробный список монахинь монастыря 1735 г. В нем указаны 84 монахини во главе с игуменьей Феодосией. По этому документу можно получить представление о социальном происхождении и возрасте обитательниц монастыря (от 30 до 120 лет).
Среди сестёр обители преобладали вышедшие из крестьянского сословия, таковых было 41 чел. Из посадского населения вышло 24 монахини. Сама игуменья Феодосия Стефановна Оревкова – тоже дочь посадского жителя г. Хлынова. К духовному сословию принадлежало 7 монахинь, 6 вышло из солдатских семей. Из 85 монахинь в обители проживало 16 девиц и 69 вдов.
В 1735 г. в монастыре числилось 80 вятчанок. Среди них из г. Хлынова — 25 чел., из г. Слободского — 3 чел., из г. Котельнича — 2 чел., из г. Орлова — 1 чел. Остальные происходили из уездов Вятской провинции: из Хлыновского уезда — 42 чел., из Котельничского уезда — 4 чел., из Слободского уезда — 2 чел., из Орловского уезда — 1 чел. Три монахини приехали из Москвы и одна из Великого Устюга. Обряд пострижения обычно проводили иеромонахи Вятского Успенского Трифонова мужского монастыря.
Из документа 1735 г. видно, что подавляющее большинство девушек и женщин, искавших приюта в монастырских стенах, уходили в обитель по душевной склонности или от житейских невзгод.
Настоятельница монастыря – игуменья Феодосия осуществляла духовное управление обителью, наблюдала за поддержанием в ней порядка, заботилась об ее благоустройстве. На имя игуменьи подавались личные послания, доношения, соображения по различным вопросам.
Экономическое положение монастыря было нелегким. Не хватало средств на самое необходимое. Чтобы пополнить церковную казну, игуменья Маргарита Тухаринова (имя впервые вводится в научный оборот) 2 августа 1744 г. обратилась с доношением к Варлааму, епископу Вятскому и Великопермскому, в котором просила разрешить носить древнюю икону святых мучеников и исповедников Гурия, Симона и Авива из Преображенской обители вместе с образом Спаса Нерукотворного из Спасского собора в крестный ход вниз по реке Вятке с 3 сентября по 10 ноября «для всенародного моления на строение церковной кровли прочую нужду».
Крестный ход с древней иконой продолжался до 1782 г. С этого года по просьбе протоиерея Спасского собора для завершения каменного строительства в крестном ходе носили только образы этого храма. Каменная Преображенская церковь монастыря была построена в 1696 году вятскими мастерами. В середине ХVIII века к церкви пристроили трапезную (переделана в 1803 г. по проекту арх. Ф.Рослякова). С окончанием постройки в 1796 году хождение с иконой Гурия, Симона и Авива из Преображенского девичьего монастыря был возобновлено.
План монастырских строений (из книги И.В. Беровой «Прогулки по старой Вятке»; Киров, 1995). Черным цветом — сохранившиеся постройки.
1. Преображенская церковь, 1696 г.
2. Церковь Тихвинской иконы, 1838 г.
3. Настоятельский корпус, 1838 г.
4. Северо-западный корпус келий, 1870-1883 гг.
5. Церковь в честь иконы Утоли моя печали.
6. Монашеские кельи, 1830-е гг.
7. Пекарня, нач. ХIХ в.
8. Сторожка, 2-я пол. ХХ в.
9. Южная ограда, серед. ХХ в.
10. Дом Ольги и Елизаветы, 1860-е гг.
11. Монашеские кельи, серед. ХХ в.
12,13. Монашеские кельи, кон. ХХ в.
14. Северо-восточная башня, 1830-е гг.
15. Восточная ограда и ворота, 1830-е гг.
1736-1737 г. были горестными для обители. После «запретительного указа 1723 г. о пострижении» в Вятскую епархию пришло предписание о расстрижении тех монахов и монахинь, которые приняли постриг после указа. К доношению в архиерейский духовный приказ от 9 сентября 1737 г. приложена ведомость иеромонаха Успенского Трифонова монастыря Герасима о расстрижении в Хлыновском Преображенском женском монастыре, в котором указывались имена 10 монахинь в 1736 г., 45 — в 1737г.
Документ заканчивался словами: «Вышеобъявленные монахини расстрижены… и посланы с письмами известиями на прежние жилища». Это событие было большим потрясением для многих обитательниц монастыря. Несмотря на это, к концу первой половины ХVIII в. Хлыновский Преображенский девичий монастырь был одним из наиболее крупных среди женских обителей Вятской и Великопермской епархии.
В 1770 г. была возведена монастырская колокольня, в 1821 г. она была перестроена. В 1838 г. с запада к колокольне был пристроен настоятельский корпус с домовой церковью Тихвинской иконы Божией Матери.
Расцвет обители приходится на вторую половину ХIХ века, особенно на время управления игуменьи Емерентианы (1862-1889). При ней в монастыре были открыты школа и различные мастерские, а также выстроен северо-западный каменный келейный корпус в русском стиле (1870-83, арх. А.С. Андреев) с домовой церковью в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение».
В 1891 г. при монастыре открыто женское отделение миссионерской школы Вятского братства Николая чудотворца. Действовали мастерские: живописная, позолотная и рукодельная. После октябрьской революции монастырь жил еще год и был закрыт в 1918 году, но несмотря на сложное время богослужение в нем совершалось до 23-го года.
Сохранилось письмо, которое писали сетстры Преображенского девичьего монастыря в ликвидационную комиссию:
«Мы, сестры трудовой общины, узнали, что нашу церковь хотят ломать. А мы знаем, что есть справедливость, и теперь в особенности она есть, и поэтому решили написать письмо братьям-товарищам… Мы молим и просим только об одном: оставьте нам нашу церковь — это наша жизнь. Нам всем легче лишиться жизни, чем потерять эту церковь. Мы все труженицы-крестьянки эту церковь строили своими руками. Мы сами носили на себе камни, кирпичи, глину, и только мастера мужчины нам выложили стены. Мы сами шпаклевали, делали резьбу на иконостасе, золотили, писали иконы. Эта церковь — наша душа, наша радость. Оставьте ее нам. А мы по-прежнему будем работать на товарищей красноармейцев: мыть полы в казармах, топить печи, шить рубашки, печь хлеба. С какими бы просьбами они к нам ни обращались, мы всегда рады услужить: делиться и имуществом нашим с ними. Мы глубоко верим, что эта просьба — крик нашей наболевшей души — будет услышана, и мы получим радостный для нас ответ. Подписуемся: все сестры общины».
В 1924 г. монастырь закрыли. Колокольня была разрушена, храмы осквернены и переоборудованы под жилье, таким образом в советское время в здании монастыря располагались общежитие, спортивная школа, и прочие организации.
В 1991 году по ходатайству правящего епископа (позже митрополита) Хрисанфа здание возвращено Вятской епархии. В 2001 году игуменья София (Розанова) с сестрами положили начало возрождению древней обители. В 2003 году на главном храме монастыря был восстановлен купол.
В 2005 году состоялось торжественное перенесение мощей святителя Виктора епископа Вятского и Глазовского, стали совершаться богослужения.
В 2014 году, по благословению митрополита Вятского и Слободского Марка, на храм в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» были подняты шесть новых куполов с золочеными крестами. Сегодня в здании этого храма располагается спортивная школа, но согласно вышедшему закону в ближайшее время его надлежит вернуть Церкви.
Преображенский женский монастырь Киров
Преображенский женский монастырь в Кирове обладает одной из наиболее тяжелых и долгих история среди всех церквей в городе. Неоднократно женская обитель перестраивалась из-за многочисленных пожаров, поскольку долгое время для строений использовалась только древесина. Нынешней настоятельницей собора является игуменья София.
История
Несмотря на многочисленные споры относительно года основания женской обители, было решено, что официально Преображенский монастырь был построен в 1624 году. В дальнейшем из-за постоянных пожаров строительные работы длились целое столетие. Деревянное здание православной Преображенской церкви снова и снова возводилось на прежнем месте, пока в 1695 году не была построена и освящена первая церковь из камня.
Долгое время Преображенский монастырь пребывал не в лучшем финансовом положении, пока во второй половине 19 века делами не начала управлять игуменья Имерентиана. Именно при ней был возведен северо-западный корпус келий с церковью во имя иконы Божией Матери, несколько мастерских, школа.
Женское отделение миссионерской школы было основано при монастыре в 1891 году. Также были открыты рукодельная, позолотная и живописная мастерские. Октябрьская революция достаточно сложно отразилась на женской обители. В эти годы монастырь существовал вплоть до 1918 года, до 23-года прихожане продолжали приходить на службу.
На 1924 год приходится официальное закрытие монастыря в Кирове. Храмы Преображенского монастыря Вятки были переоборудованы под жилые помещения, а колокольню уничтожили. Вятская епархия получила здание обратно во владения и древняя обитель под руководством игуменьи Софии начала возрождаться с 2001 года. Через два дня купол восстановили. В 2005 году началось совершение богослужений, после того, как в монастырь были перенесены мощи святителя Виктора епископа Глазовского и Вятского. В 2014 году монастырская обитель была облагорожена шестью новыми куполами, кресты которых была украшены позолотой.
Игуменский двор
В период с 17 по 18 век Преображенским игуменьям служили боярские дети, среди которых известна семья Соломиных. Ныне игуменья София, родившаяся в 1947 году 21 февраля и получившая образование по специальности медсестра широкого профиля, является настоятельницей храма.
Женщину постриг в монахини Могилев Александр, епископ Галичский и Костромской в 1994 году. Позже она была настоятельницей в Свято-Троицком женском монастыре и через три года получила сан игуменьи. Настоятельницей женской монастырской общины в городе Киров игуменья София стала в 2005 году.
Расписание богослужений
Каждый четверг в 13.00 прихожане могут посетить молебен святителю Виктору. Также есть возможность участвовать в вечерних службах и Литургиях.
Как добраться до Преображенского женского монастыря
Официальный адрес Преображенского монастыря: Россия, г. Киров, Динамовский, пр-т 6. Ориентиром может стать Александровский сад или стадион Динамо.
Контактные данные
Связаться с монастырем можно по телефону: 8 (8332) 351-935 или с помощью электронной почты: vyatka_monastir@mail.ru.
Фотографии
Ознакомиться с архитектурными особенностями монастыря и внешней отделкой можно на фото ниже:
Преображенский монастырь
Вятка как духовный центр региона славилась своими монастырями. На правом берегу Вятки, севернее древнего Хлыновского кремля в дореволюционный период сиял красотой и великолепием Преображенский женский (девичий) монастырь. Комплекс его каменных зданий складывался на протяжении нескольких столетий – с конца XVIII до начала XX в. Монастырь был основан в 1624 г. по благословлению патриарха Филарета, при помощи и покровительстве царя Михаила Федоровича Романова. Он подарил монастырю икону преподобного Михаила Малеина, которая считалась древнейшей в обители.
Деревянные монастырские строения располагались за кремлёвскими укреплениями на высоком холме над Вяткой. Небольшой монастырь, отделённый от кремля рвом, стоял уединенно, прилегая только с северо-запада к Пятницкой слободе. Позднее территория монастыря вошла в черту города и уже с XVIII в. являлась частью его исторически сложившегося центра.
Монастырь строился долго, до конца XVIII в. не имел своих земель и существовал исключительно на пожертвования прихожан. Значительные доходы приносили также пожертвования благотворителей «на поминовение усопших родственников», продажа различных изделий, изготовленных сестрами обители, и крестные ходы. Оставаясь деревянным, он часто страдал от пожаров. Например, в 1697 г. сгорели две деревянные монастырские церкви и все кельи.
На рубеже XVII – XVIII столетий на средства вятского купца И. А. Гостева на месте старой деревянной была построена доминанта архитектурного ансамбля монастыря — каменная Спасо-Преображенская церковь. Возведением храма занималась артель вятских мастеров каменного дела: Иван Никонов, Тихон Чернядьев, Михайло Старков и Исак Московитинов. Церковь была построена в стиле русского узорочья, получившего распространение в искусстве XVII в. Виртуозная резьба по камню, пластичное оформление наличников, нарядные кокошники, широкие ленты карнизов и сочные спаренные полуколонки, разделённые поребриком, придают храму праздничность и нарядность, что характерно для фольклорно-поэтического восприятия действительности народными мастерами. Именно по образцу данного храма строились многие вятские церкви конца XVII – начала XVIII в.
Объёмно-планировочное решение здания традиционно для небольших приходских построек. Основной бесстолпный четверик с тремя полукружиями апсид был дополнен трапезной, которая использовалась для службы зимой, и колокольней над папертью с палатками. Двухсветный куб храма, перекрытый сомкнутым сводом, первоначально завершался декоративным пятиглавием (сохранились основания всех пяти глав, скрытые более поздним чердачным перекрытием), которое в XIX в. заменили одной главой.
В XIX в. наступило время активного строительства в монастыре, его территория заметно расширилась, появились новые постройки. Среди первых был тёплый храм, пристроенный по проекту Ф. М. Рослякова к древней Преображенской церкви. Спустя несколько лет, в 1821 г., мастером Тюриным была возведена колокольня с 12 колоколами. Объемно-пространственное построение «звонницы» включало три последовательно уменьшающихся яруса. Над кубическим основанием, фасады которого оформлены крупным рустом и дорическим антаблементом, возвышался четверик звона и восьмигранный объем верхнего яруса со шлемовидным куполом и небольшим шпилем в завершении. Музыкальную клавиатуру Преображенской колокольни составляли двенадцать колоколов. Среди них, как особо древний, берегли колокол с изображением Распятия, отлитый в 1627 г.
Из построек XIX в. следует также отметить два новых храма. Первый был возведен в 1838 г. в честь Тихвинской иконы Божией Матери и освящён вятским епископом Неофитом. Этот храм назывался больничным, вскоре его расширили, и церковь стала приходской. Второй храм был построен и освящён в 1883 г. в честь иконы Божией Матери «Утоления Скорби и Печали». Его строительство связано с прибытием в Вятку этой иконы со святой горы Афон. В 1891 г. при монастыре было открыто женское отделение миссионерской школы Вятского братства Николая Чудотворца. Действовали мастерские: живописная, позолотная и рукодельная. Они размещались в новых северо-западном и западном корпусах, которые фасадами выходили на главную площадь города — Соборную.
Монастырь был закрыт в 1918 г., в 1924 г. он был ликвидирован, после чего внутреннее пространство храмов перестроили и приспособили под жилые помещения для рабочих-кожевенников. Известный деятель культуры Евгений Деришев, долгое время живший в корпусах монастыря, в 2003 г. написал в газету «Вятский край» подробную статью об этом.
В частности, Деришев вспоминал: «Так уж судьбе, видно, было угодно, но родился я и прожил первые 26 лет своей жизни в старинном архитектурном ансамбле города Кирова — Преображенском женском монастыре. Разоренный и разграбленный после революции 1917 г., монастырь в советское время превратился в огромную ночлежку-проживалку с длинными коридорами, комнатами-кельями, одним туалетом на 100 человек. Тысячи вятских крестьян во времена коллективизации и индустриализации устремились в поисках счастья в губернский город, найдя здесь «приют». Среди них была моя мама, сосланная с раскулаченным мужем и двумя детьми на уральские рудники. Только после их голодной смерти она обрела возможность устроиться здесь, в общежитии шубно-овчинного завода (позднее — кожмехкомбинат, а ныне — объединение «Метако»)».
Поднимал в своих воспоминаниях Деришев и тему знаменитых подземных ходов, якобы тянувшихся от Преображенского монастыря в дореволюционный период: «…в часы досуга, играя в войну и знаменитые прятки по-вятски — «10 палочек», мы, скрываясь от искавшего, нет-нет да находили в уголках монастыря образцы прошлого (ассигнации с портретами Александра III, Николая II, предметы церковной утвари). Прознав об этом, к нам зачастили музейные работники, а вскоре (с созданием первой реставрационной мастерской) и молодые архитекторы. Одна из них даже некоторое время жила в нашей с мамой 10-метровой комнате, обретя «ночлег» на полатях. Когда во время очередного ремонта под крыльцом центрального корпуса провалилась земля и мы увидели старинную дверь, ведущую куда-то в подземелье, нашему удивлению не было предела. Эта находка убедительно подтвердила жившие в народе слухи о существовании потайного хода между женским и мужским монастырями. Причем (так утверждали «знатоки» истории) большую часть подземной галереи прорыли монашки».
В 1990-е гг. территорию вернули Вятской епархии, с 2001 г. возобновились богослужения, отреставрирована часть территории и храмовых комплексов. С июня 2005 г. в обители находятся мощи священноисповедника Виктора, епископа Вятского и Глазовского.