вятский успенский трифонов мужской монастырь

Трифонов монастырь

вятский успенский трифонов мужской монастырь

Трифонов монастырь. 2015 г.

Трифонов монастырь — один из символов Вятки, на протяжении многих веков он являлся ее духовным, культурным, образовательным центром. Мужской монастырь был основан в Вятке в 1580 г. иноком Пыскорского монастыря Трифоном Вятским (в миру — Трофим Дмитриевич Подвизаев). По жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха к югу от кремлёвских укреплений в 1580 г. под монастырские постройки было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами.

Богатые пожертвования и доходы с земель, пожалованных монастырю царской властью, позволили Трифону построить в монастыре четыре храма — Благовещенский, Успенский, Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский. Благодаря усилиям Трифона монастырю были пожертвованы прилегающая к нему территория, а также земли по верхнему и нижнему течению р. Вятки. Монастырь стал крупным колонизатором вятских земель, вел активную миссионерскую, экономическую и просветительскую деятельность. Во многом этому способствовали храмы и часовни, возводимые в вотчинных землях. Более того, монахи Успенской обители в XVII в. стали основателями и строителями новых вятских монастырей.

вятский успенский трифонов мужской монастырь

Согласно древнерусским традициям, новые храмы строились на местах старых, поэтому последующие перестройки не изменили исторически сложившийся комплекс. Первое каменное здание ансамбля — Успенский собор, было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 г. В 1690 г. в собор были торжественно перенесены мощи преподобного Трифона, а над могилой установлено надгробие — рака. Сегодня Успенский собор Трифонова монастыря — древнейший из сохранившихся вятских каменных храмов.

В 1690-е годы к северо-западу от Успенского собора был возведён Никольский надвратный храм. В начале XVIII в. были выстроены в камне колокольня (1714 г.), церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла при больничных кельях (1711 – 1717 гг.), каменные настоятельские палаты (1719 г.), Благовещенский храм (1728 г.) и братский корпус (1742 г.). Пристрой к северному фасаду братского корпуса в 1823 г. и переделка настоятельских палат в начале ХIХ столетия завершили формирование монастырского комплекса.

вятский успенский трифонов мужской монастырь

XVIII век принес Трифонову монастырю, как и всему русскому монашеству, серьезные испытания. Политика Петра I и его преемников, направленная на ослабление церкви и подчинение ее государству, привела к тому, что численность братии Трифонова монастыря к концу XVIII столетия сократилась до минимума, вместе с тем упал и ее духовный уровень. В XVIII в. прерывается традиция старчества, которая питала монашество, создавала духовную преемственность. Ослабив монастыри духовно, государство постаралось переложить на их плечи множество обязанностей. Трифонов монастырь в это время содержал духовную школу (впоследствии —семинарию), солдат-инвалидов, а также епитимийцев и преступников, присылаемых на покаяние.

Большой урон монастырским строениям был нанесён пожаром 1752 г. Восстановительные работы и строительство каменной ограды с башнями, прерванные в 1770 г. новым пожаром, были окончены только к 1799 г. Испытывая большие материальные затруднения после реформы 1764 г., монастырские власти стали широко прибегать к сбору пожертвований и купеческому меценатству, что позволило не только содержать в порядке постройки монастыря, но и вести новое строительство. В 50–60-е гг. XVIII столетия были восстановлены пострадавшие во время пожаров завершения Никольской надвратной церкви и колокольни, отремонтирован храм Афанасия и Кирилла, переименованный в честь Московских святителей Петра, Алексея и Ионы.

вятский успенский трифонов мужской монастырь

В XIX в. благодаря крестным ходам распространяется духовное влияние монастыря по Вятской епархии. Благодаря крестным ходам почитание преподобного Трифона стало активно развиваться, в Вятку приезжало все большее количество паломников, желавших поклониться мощам святого. Важную роль в этом сыграли и торжества, посвященные 300-летию со дня преставления преподобного Трифона Вятского, которые состоялись в 1912 г.

В начале ХХ в. Трифонов монастырь удивлял паломников своей чистотой и порядком. Чугунный тротуар, асфальтовые дорожки, старинный сад с беседками, липами, малиной, смородиной, цветочные клумбы, пруды, мостики, ухоженное кладбище с белокаменными надгробиями, деревянная часовня над источником вносили в ансамбль культовых сооружений черты интимности и уюта.

вятский успенский трифонов мужской монастырь

Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки, позднее здесь был организован музей церковных древностей. С 1744 г. в стенах монастыря располагалась славяно-греко-латинская школа, которая стала оплотом развития просвещения и грамотности Вятки того периода.

После 1917 г. храмы Успенского Трифонова монастыря были переданы по договору религиозной общине, в братском корпусе и настоятельских палатах разместилась губсовпартшкола. Однако в 1929 г. общине было отказано в пользовании храмами, в монастырских постройках разместились архивохранилище, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, различные учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений была утрачена. Работы по реконструкции монастыря начались в 1980 г., в данный момент он является действующим.

Источник

Вятский успенский трифонов мужской монастырь

Молебен о болящем. Панихида

10:30 Огласительная беседа (Никольский храм).

11:00 Крещение (Никольский храм).

17:00 Всенощное бдение.

10.00 Молебен прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня. Утреня

Служит: иеромонах Досифей
Исповедует: игумен Алипий

вятский успенский трифонов мужской монастырь

вятский успенский трифонов мужской монастырь

вятский успенский трифонов мужской монастырь

Житие преподобного Трифона

«Собранное о Христе стадо, отцы и братия! Послушайте меня, грешного. Хотя я груб и хуже всех, но Бог и Пречистая Матерь Его дозволили мне, худому, заведовать домом Своим. Молю вас, для Бога и Пречистой Матери Его, имейте духовную любовь между собою. Без нее никакая добродетель не полна пред Богом. Уста Христовы изрекли ученикам: «Да любите друг друга» (Ин. 13, 34). По словам апостола Павла, «друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2). Не осуждайте пред Богом один другого, в храме ли или в келлии, наедине ли или в общении с братиею. Келейные молитвы совершайте со страхом. А церковного пения отнюдь не пропускайте; хотя бы и дело было, беги в церковь Божию на духовное пение. Прежде отдавайте Божие Богу, а потом выполняйте другие дела».

Проповеди

Великое землетрясение, падение звёзд с неба, небо становится как свиток, луна как кровь, солнце как власяница. Седьмая печать — сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.

вятский успенский трифонов мужской монастырь

Экскурсии

Заказать экскурсию по Трифонову мужскому монастырю и подробно узнать об условиях ее проведения вы можете по телефонам Паломнического центра

вятский успенский трифонов мужской монастырь

Молитвы

Часто задаваемые вопросы

Обычная подготовка включает трёхдневный пост (отказ от пищи животного происхождения и супружеских отношений), исповедь, участие на вечернем богослужении накануне причастия, а также чтение последования ко причащению и канонов. Тем, кто пришёл в храм впервые или причащается регулярно, попросите священника нашего собора дать более конкретные рекомендации по подготовке к причастию, сообщив ему обстоятельства своей жизни.

Родителям и крёстным необходимо пройти обязательные огласительные беседы со священником нашего собора, в соответствии с рекомендациями подготовиться к участию в таинстве и осознанно к нему приступить. Для младенцев нужно приобрести распашонку, нательный крестик, пару полотенец, а также определиться, в честь какого святого будет крещён ребёнок. После крещения, на следующей день, нужно принести крещённого младенца на причастие. Записаться на крещение можно в церковной лавке нашего собора или обратиться по контактам, указанным на нашем сайте.

Перед венчанием молодожёнам нужно исповедоваться и причаститься, а после регистрации брака прийти в храм уже семьёй, пригласить гостей и принять участие в таинстве. Для венчания необходимо иметь икону Спасителя, икону Божией Матери, обручальные кольца, венчальные свечи и белое полотенце (рушник). Рекомендуется заранее приобрести всё вышеперечисленное, записаться на венчание и поговорить со священником, обсудив все важные и интересующие вопросы перед участием в таинстве.

Священники нашего собора исповедуют ежедневно в будние дни и в субботу с 7:45, в воскресенье на ранней литургии с 6:40 и на поздней с 9:00. Если обстоятельства вашей жизни не позволяют прийти в собор в указанное время, обсудите лично со священником другое удобное для вас время.

Божественная литургия совершается в нашем соборе ежедневно в соответствии с расписанием, указанном на сайте. Обычно младенцев приносят незадолго до самого причастия, в будние дни к 8:40 и в воскресные к 7:40 на ранней литургии и к 10:00 на поздней, чтобы малыш не успел утомиться. Если ваш ребёнок регулярно бывает в храме и чувствует себя там спокойно, можно приходить и к началу службы, чтобы родители тоже могли принять участие в богослужении.

График присутствия священников кафедрального собора в храме ненормированный, поэтому рекомендуем приходить для беседы в соответствии с расписанием богослужений (перед или после богослужения можно попросить священника пообщаться) или уточнить в церковной лавке, как связаться с интересующим вас священником для беседы.

Источник

Свято-Успенский Трифонов монастырь (Киров)

Мiръ Россия Кировская область Киров Свято-Успенский Трифонов монастырь (Киров)

Успе́нский Три́фонов монастырь

вятский успенский трифонов мужской монастырь

(Вятский Во Имя Успения Пресвятой Богородицы Трифонов монастырь) — мужская обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы в российском городе Кирове (бывш. Хлынов, Вятка). Монастырь основан святым Трифоном Вятским

в 1580 году. Архитектурный ансамбль монастыря имеет статус федерального памятника архитектуры. Здесь расположен кафедральный собор Вятской и Слободской епархии — Успенский собор, построенный в 1684-89 гг. (старейшее здание Кирова).

Содержание

История [ править ]

Основан в 1580 году (грамота царя Ивана Васильевича от 2 июня (11 июня) 1580 года) преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 г. — уникальную деревянную Успенскую церковь с 6 разновысокими шатрами.

Рядом с обителью уже вскоре выросли 2 монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.

Среди детей боярских, служивших в XVII—XVIII вв. на архимандритском дворе, известны фамилии Холуевых, Вепрёвых и др. В 1856-57 гг. в монастыре проходил послушание будущий святитель Мелетий (Якимов).

Монастырский некрополь был уничтожен в 1930-е годы. В конце XX в. на территорию монастыря стали свозиться старинные надгробные памятники, преимущественно с разрушенного городского Богословского кладбища.

Современное состояние [ править ]

В 1988 году, после провозглашения политики перестройки и гласности, в обществе встал вопрос о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле 1989 году Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, а в августе 1991 года Кировский облисполком принял постановление о передаче всего ансамбля монастыря епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. Через месяц, 25 сентября 1991 года, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.

После передачи монастырского ансамбля в ведение епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус (в котором разместились Епархиальное управление и Вятское духовное училище), восстановлена колокольня, срублена надкладезная часовня. К визиту патриарха Алексия в 1994 году был заново расписан Успенский собор, восстановлен иконостас, купола покрыты медью и т. д. Была восстановлена Никольская надвратная церковь, благоукрашен прилегающий участок, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях. В 2004 году на пожертвования благотворителей был отлит колокол весом 3,5 тонны – в то время самый большой в епархии.

Источник

Успенский Трифонов мужской монастырь города Кирова Епархиальные монастыри РПЦ

вятский успенский трифонов мужской монастырь

История

Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить в монастыре 4 храма. Первый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был сплавлен по реке Вятке из города Слободского. Через некоторое время был построен второй, более вместительный, Успенский собор. Затем последовали Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский храмы. К началу XVII века были также построены 14 келий для монахов, колокольня, хозяйственные постройки — погреба, житницы, поварня с хлебней и квасоварня. Монастырь был обнесен деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа, один из которых назывался Святыми вратами. С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом. За монастырскими стенами располагались конюшенный и скотный дворы.

Преподобный Трифон ввел строгий общежительный устав, по которому у всех монахов была общая трапеза, имущество, запрещалось винопитие, никто не мог ходить в гости или приглашать к себе гостей. В монастыре ежедневно совершались службы. Такая строгость была не по нраву старшей братии и святого изгнали из обители — лишь в 1612 году, в конце жизни, он смог возвратиться и упокоиться в основанном им монастыре.

С 1600 года настоятели обители носили сан архимандритов. В XVII веке значение первого монастыря Вятской земли росло. Для управления вотчинами посылались старцы, которые основывали новые поселения, привлекали в них крестьян из соседних земель. Помимо хозяйственного освоения края, монастырь вел миссионерскую и просветительскую деятельность. На вотчинных землях строились храмы и часовни, монахи Трифоновой обители основывали новые обители в округе. Обитель стала также культурным и книжным центром Вятской земли — здесь послушники и монахи обучались грамоте, переписывали и составляли новые труды, уже в начале века сложилась богатая библиотека с более чем 140 книгами.

Значительные средства позволяли обители быстро восстанавливать постройки после пожаров и начать дорогостоящее каменное строительство. В 1684-1689 годах на месте деревянного был воздвигнут каменный Успенский собор. Главные работы по возведению каменного ансамбля пришлись на начало XVIII века — в камне были построены в 1692-1695 годах Святые ворота с надвратной Никольской церковью; в 1711-1717 годах Трехсвятительская церковь; в 1714 году колокольня; в 1717-1725 годах Братский корпус; в 1719 году Настоятельский корпус; в 1728 году Благовещенская церковь; в тот же период были возведены ограды с башнями.

Обширная программа монастырского каменного строительства пришлась на переломный период реформ царя Петра I. Был резко ограничен доступ в монашество, обитель была обложена государственными повинностями (в частности, содержать за свой счет престарелых солдат и инвалидов), монастырь стал местом отбывания епитимии для мирян и духовного сословия. Доходы вотчин шли в государственную казну, монастырь пустел и беднел. В середине столетия по монастырским вотчинам прокатилась волна крестьянских восстаний. На исправление ветхостей часто не оставалось средств, что вынуждало монастырские власти не раз обращаться за помощью в правительство. При секуляризационной реформе в 1764 году монастырю была положена ежегодная выплата в 770 рублей за конфискованные государством земли, обитель была определена штатной второклассной Монастырь сильно пострадал от частых пожаров.

Состояние обители во второй половине XVIII века ухудшилось настолько, что пришлось при входных вратах и в церквях во время службы открыть сбор пожертвований на содержание штата.

С 1744 по 1794 год в монастыре размещалась славяно-латинская школа, преобразованная впоследствии в духовную семинарию. Затем, после переезда семинарии на Архиерейскую дачу, в стенах монастыря оставалось ее общежитие.

С воцарением императора Павла I монастырю были возвращены его лучшие земли, дарованы новые льготы. В середине XIX века архимандрит Амвросий (Красовский) ввел практику сдачи в аренду монастырских земель — это позволило ему улучшить материальное положение обители и построить в 1856 году пансион для воспитанников семинарии и духовного училища. Около того же времени при монастыре была организована школа для городских детей. Указом 23 января 1868 года настоятелями монастыря были определены викарные епископы Сарапульские, а с 1889 года — викарии Глазовские. В 1880-х годах в обители жил преподобный Стефан Филейский, что способствовало оживлению духовной жизни.

К началу XX века монастырь был благоустроен но немногочислен и небогат земельными угодьями, основные доходы получал от сдачи квартирантам домов в городе. В 1894-1896 годах были отремонтирован Успенский собор, в начале XX века — также Никольский надвратный, Трехсвятительский и Благовещенский храмы. К 1912 году монастыре было повсеместно проведен водопровод, перекрыты крыши, построены два новых дома под квартиры, для богомольцев устроена под братским корпусом «странноприимница»

21 сентября 1918 года по распоряжению советской власти монастырь был ликвидирован, причем иноки были высланы в Пермскую губернию еще в конце августа-начале сентября того года. В стенах обители разместились госпиталь, склад изъятых церковных ценностей, советско-партийная школа. Под угрозой закрытия оказались все монастырские храмы. Только благодаря активной деятельности Юлии Лавровской в декабре 1918 года была организована община, в ведение которой перешло имущество монастыря. На 1921 год в обители еще держалась православная община под руководством исповедника владыки Виктора (Островидова). Но в 1923 году обновленцы при поддержке официальных властей захватили Успенский собор, а другие монастырские храмы были переданы различным организациям.

В 1929 году Успенский собор был окончательно отобран у верующих. Монастырские колокола были отданы на переплавку. Вещи и богослужебные предметы из храмов были проданы или переданы Губернскому музею и Архивбюро. Как «лом драгметаллов» была сдана государству серебряная рака святого Трифона. В церквях, за исключением Успенского собора, были уничтожены иконостасы. Та же участь постигла деревянную часовню над источником. Было осквернено и уничтожено монастырское кладбище. В 1935 году была разобрана колокольня и часть монастырской ограды. Началась перестройка монастырских храмов и зданий. В 1942 году были разобраны на кирпич угловые башни и южная стена.

В храмах и монастырских постройках разместились архивохранилище, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, различные учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В послевоенные годы здесь, кроме того, находились проектная контора, планетарий, курсы повышения квалификации работников культуры, отдел краеведческого музея, реставрационные мастерские. Значительную часть территории монастыря занимали литейный и чугунный цеха Электромеханического завода.

Начиная с 1940-х годов верующие начали обращаться к властям с просьбой вернуть им Успенский собор. Они предлагали на собственные средства отреставрировать разрушающиеся храмы монастыря, а для архива купить другое здание и перенести в него все архивные дела. На все прошения верующих власти отвечали что «собор занят и о его передаче не может быть и речи.»

Монастырские постройки быстро разрушались. Восстановительные работы начались только в 1950-е годы, но до 1980-х годов эта работа велась фрагментарно. Так, здание Успенского собора не отапливалось, стекла были выбиты, архивные дела и стены покрывались слоем влаги и плесени, а зимой — изморозью и льдом. В 1980-е годы силами Кировских реставрационных мастерских была отреставрирована Трехсвятительская церковь, восстановлена Юго-восточная башня, воссозданы южный участок ограды с воротами, Северо-западная башня, поварня.

В апреле 1989 году Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, а в августе 1991 года Кировский облисполком принял постановление о передаче всего ансамбля монастыря епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. Через месяц, 25 сентября 1991 года, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.

После передачи монастырского ансамбля в ведение епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус, восстановлена колокольня, срублена надкладезная часовня. К визиту патриарха Алексия в 1994 году был заново расписан Успенский собор, восстановлен иконостас, купола покрыты медью и т. д. Была восстановлена Никольская надвратная церковь, благоукрашен прилегающий участок, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях.

Источник

ВЯТСКИЙ ТРИФОНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

вятский успенский трифонов мужской монастырь
Вятский Трифонов Успенский монастырь

Мужской Вятский Трифонов монастырь в честь Успения Божией Матери Вятской епархии

Становление и первый расцвет

Обитель стала одной из первых в Вятском крае. Ее основал выходец из архангельских крестьян преподобный Трифон Вятский. По его предложению жители 5 вятских городов написали царю Иоанну Васильевичу челобитную с просьбой о создании монастыря. В июне 1580 года царь дал преподобному грамоту на строительство обители и отвел для нее землю старого городского кладбища с двумя ветхими церквями. Также царь пожаловал вятский монастырь «безданно и безоброчно» селами и деревнями с людьми, пашнями, лугами и озерами. Его сын благоверный царь Феодор Иоаннович в знак особого благоволения отправил в дар вятской обители двенадцать подвод с иконами, книгами, ризами и разной церковной утварью. Даровал он монастырю и богатые земельные владения, в частности, Вобловицкую волость и незаселенные земли в Казанском уезде, где было впоследствии основано селение Полянки (Вятские Поляны). Пустующие земли монастырь заселял крестьянами из Вобловицкой волости, способствуя освоению обширного малозаселенного края.

Синодальный период

Обширная программа монастырского каменного строительства пришлась на переломный период реформ царя Петра I. Был резко ограничен доступ в монашество, обитель была обложена государственными повинностями (в частности, содержать за свой счет престарелых солдат и инвалидов), монастырь стал местом отбывания епитимии для мирян и духовного сословия. Доходы вотчин шли в государственную казну, монастырь пустел и беднел. В середине столетия по монастырским вотчинам прокатилась волна крестьянских восстаний. На исправление ветхостей часто не оставалось средств, что вынуждало монастырские власти не раз обращаться за помощью в правительство. При секуляризационной реформе в 1764 году монастырю была положена ежегодная выплата в 770 рублей за конфискованные государством земли, обитель была определена штатной второклассной [1]. Вдобавок монастырь сильно пострадал от частых пожаров.

Состояние обители во второй половине XVIII века ухудшилось настолько, что пришлось при входных вратах и в церквях во время службы открыть сбор пожертвований на содержание штата. Чтобы поправить материальное положение, монастырские власти утвердили крестные ходы с чудотворными иконами Успения Божьей Матери и Николая Можайского. Это, вместе с купеческими вкладами, позволило не только содержать в порядке монастырские здания, но и оказывать помощь другим. С 1744 по 1794 год в монастыре размещалась славяно-латинская школа, преобразованная впоследствии в духовную семинарию. Затем, после переезда семинарии на Архиерейскую дачу, в стенах монастыря оставалось ее общежитие.

Закрытие в советские годы

21 сентября 1918 года по распоряжению советской власти монастырь был ликвидирован, причем иноки были высланы в Пермскую губернию еще в конце августа-начале сентября того года. В стенах обители разместились госпиталь, склад изъятых церковных ценностей, советско-партийная школа. Под угрозой закрытия оказались все монастырские храмы. Только благодаря активной деятельности Юлии Лавровской в декабре 1918 года была организована община, в ведение которой перешло имущество монастыря. На 1921 год в обители еще держалась православная община под руководством исповедника владыки Виктора (Островидова). Но в 1923 году обновленцы при поддержке официальных властей захватили Успенский собор, а другие монастырские храмы были переданы различным организациям.

В 1929 году Успенский собор был окончательно отобран у верующих. Монастырские колокола были отданы на переплавку. Вещи и богослужебные предметы из храмов были проданы или переданы Губернскому музею и Архивбюро. Как «лом драгметаллов» была сдана государству серебряная рака святого Трифона. В церквях, за исключением Успенского собора, были уничтожены иконостасы. Та же участь постигла деревянную часовню над источником. Было осквернено и уничтожено монастырское кладбище. В 1935 году была разобрана колокольня и часть монастырской ограды. Началась перестройка монастырских храмов и зданий. В 1942 году были разобраны на кирпич угловые башни и южная стена.

В храмах и монастырских постройках разместились архивохранилище, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, различные учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В послевоенные годы здесь, кроме того, находились проектная контора, планетарий, курсы повышения квалификации работников культуры, отдел краеведческого музея, реставрационные мастерские. Значительную часть территории монастыря занимали литейный и чугунный цеха Электромеханического завода.

Начиная с 1940-х годов верующие начали обращаться к властям с просьбой вернуть им Успенский собор. Они предлагали на собственные средства отреставрировать разрушающиеся храмы монастыря, а для архива купить другое здание и перенести в него все архивные дела. На все прошения верующих власти отвечали что «собор занят и о его передаче не может быть и речи

Возрождение

В 1988 году, после провозглашения политики перестройки и гласности, в обществе встал вопрос о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле 1989 году Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, а в августе 1991 года Кировский облисполком принял постановление о передаче всего ансамбля монастыря епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. Через месяц, 25 сентября 1991 года, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.

После передачи монастырского ансамбля в ведение епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус (в котором разместились Епархиальное управление и Вятское духовное училище), восстановлена колокольня, срублена надкладезная часовня. К визиту патриарха Алексия в 1994 году был заново расписан Успенский собор, восстановлен иконостас, купола покрыты медью и т. д. Была восстановлена Никольская надвратная церковь, благоукрашен прилегающий участок, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях. В 2004 году на пожертвования благотворителей был отлит колокол весом 3,5 тонны – в то время самый большой в епархии.

Статистика

вятский успенский трифонов мужской монастырь
Успенский собор Вятского Трифоновского монастыря

Храмы, архитектура

Успенский собор

Из первоначальных четырех храмов обители собор в честь Успения Божией Матери отличался особой красотой. Современник, глядя на него, писал, что церковь та «велия и пречудна,» и по своей архитектуре подобных храмов «нигде не обретается.» Храм имел 6 шатров. Историки предполагают, что его идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный.

В 1689 году собор был заново построен в камне. В 1690 году туда были торжественно перенесены мощи преподобного Трифона, над могилой установлена рака. Здесь же хранились рукописное Евангелие, посох и вериги преподобного.

В 1894-1896 годах под руководством губернского архитектора И. А. Чарушина были проведены работы по реконструкции и капитальному ремонту.

Храм был изъят у верующих в 1929 году, возвращен в 1989 году. Храм стал кафедральным для Вятской епархии, был вновь отреставрирован. На начало XXI века Успенский собор был древнейшим из сохранившихся вятских каменных храмов.

Храмы

Прочие постройки

Настоятели

Святыни

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *