выберите основные принципы обучения финансовой грамотности

Методология занятий по финансовой грамотности

выберите основные принципы обучения финансовой грамотности

формирования знаний, умений и навыков

по финансовой грамотности учащихся

Орлова Елена Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 4 с УИОП им. Г. К Жукова

Россия, г. Краснознаменск

Лучшим жизненным этапом человека, на котором он может реализовать возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап его обучения в школе. Школа даёт возможность адаптироваться к активной жизни в условиях современного рынка и новым экономическим отношениям.

Общеобразовательные школы обладают рядом преимуществ перед другими каналами распространения знаний.

-апробированные образовательные технологии,

-сформированная образовательная среда.

Методы формирования финансовой грамотности учащихся.

Методами формирования финансовой грамотности школьников являются личностно- деятельностный, интегративный, практико- ориентированный, компетентностный, субъективный, контекстный.

Личностно- деятельный подход подразумевает определение характера деятельности и общения личности, которая формируется в деятельности и в общении с другими людьми.

Интегративный метод предполагает участие представителей предпринимательского сообщества, общественных организаций, работников банковской системы, средств массовой информации, родительской общественности в формировании навыков финансовой грамотности учащихся.

Практико- ориентированный подход предполагает формирование и использование опыта при решении важных задач и возникающих проблем, раскрывает связи между финансовыми знаниями и повседневной жизнью общества.

Компетентностный подход направлен на интеграцию реальной жизни и учебного процесса. Является основой для применения знаний и способов деятельности в других предметных областях.

Субъективный подход предполагает создание условий для личностного развития учащихся, проявление ими активности и самостоятельности, умение превращать свою жизнь и образование в практическое преобразование и совершенствование.

Контекстный подход обеспечивает сближение образовательного процесса с реальной жизнью, учит использовать финансовый контекст как содержательную основу для применения знаний, умений и навыков из других предметных областей.

Принципы формирования финансовой грамотности учащихся.

— социально- педагогические принципы,

-психолого- педагогические принципы,

-организационно – педагогические принципы.

Принцип культуросообразности реализуется в соответствии с культурными ценностями и нормами, помогает учащемуся осмыслить ценности гражданского общества, уважать ценности других культур и мировоззрений. Обучение финансовой грамотности знакомит учащихся с различными пластами культуры- интеллектуальной, нравственной, духовной, бытовой, материальной, финансовой, политической; помогает учащимся воспринять себя как часть социума.

Принцип гуманистической направленности направлен на достижения баланса между адаптированностью в обществе, так и обособлению в нём, минимизирует риск становления жертвой социума.

Принцип вариативности включает в себя дифференциацию содержания, технологий, особенностей и возможностям учащихся.

Психолого- педагогические принципы финансовой грамотности учащихся.

Принцип преемственности обеспечивает непрерывную связь в преподавании финансовой грамотности на разных возрастных этапах учащихся.

Принцип созидательной деятельности направлен на становление личности, мыслящей и действующей оригинально, проявляющей инициативу, быть мобильным. Реализуется в выполнении коллективных дел, основывается на понимании собственной значимости, востребованности, желании действовать и быть конкурентноспособной личностью.

Принцип толерантности и диалогичности направлен на построение культуры взаимоотношений. Развиваются коммуникативные качества, умение вести диалог, принимать особенности и непохожесть другой личности.

Принцип проблемно- ситуативного познания помогает использовать и решать задачи с производственно- финансовым и социально- значимым содержанием ( ролевые игры, анализ социальных ситуаций, игровое моделирование и др.)

Принцип элективности направлен на помощь учащимся сделать выбор в различных ситуациях, физического, интеллектуального или эстетического труда, приносящего пользу не только самому себе, но и обществу; выборе будущей профессии, умению вести себя в соответствии с правовыми нормами и противодействовать явлениям асоциального характера.

Принцип адаптивности направлен на применение мягких методов управления через мотивацию и создание условий.

Принцип сочетания традиционных и инновационных направлений деятельности не позволяет проводить необоснованные эксперименты в обучении финансовой грамотности, но должен обеспечивать баланс традиционных и инновационных методов в преподавании.

Принцип кадрового обеспечения реализуется через многоуровневую систему повышения квалификации педагогов, привлечение квалифицированных специалистов в образовательный процесс.

Принцип интеграции программ финансовой грамотности выделяет приоритеты в развитии направлений, единых для всех субъектов финансового образования.

Реализация принципа социально- педагогического партнёрства направлена на социальное взаимодействие, ориентирующее участников на равноправное сотрудничество.

Принцип обратной связи, мониторинга эффективности предполагает обмен передовым педагогическим опытом, постоянный мониторинг качества образовательных и методических материалов.

Примером такого проекта является организация ярмарок в МБОУ СОШ № 4 с УИОП им. Г. К. Жукова г. Краснознаменска, целью которых является сбор денежных средств на приобретение инвалидной коляски учащейся школы, сбор средств на лечение тяжелобольной ученицы школы и посильная помощь в строительстве храма и содержанию приюта для бездомных собак. Такие образовательные проекты дают возможность учащимся почувствовать уверенность в том. Что они сами могут зарабатывать финансовые средства для реализации своих проектов.

Применение контекстной задачи – один из эффективных способов формирования финансовой грамотности учащихся. Суть способа заключается в создании учителем реальной или воображаемой жизненной ситуации и предлагает учащимся действовать в ней, используя его знания и опыт. Контекстная задача предполагает бесконечное множество решений. Выполняя её, учащийся не может дать неправильный ответ, так как вариантов решений множество. Происходит устранение внутренних препятствий в виде страха, неуверенности. Несмотря на то, что уровень сложности заданий может быть разным, задание становится для детей нетрудным.

Модели построения занятий по финансовой грамотности учащихся.

Внеурочная модель включает финансовую грамотность в систему воспитательной работы и дополнительного образования. Преимуществом перед школьными кружками, которые ограничены по численности учащихся, занятия на внеурочной деятельности позволяют привлечь большее число учащихся.

Проектная форма занятий по финансовой грамотности направлена на реализацию социальных проектов с финансовой проблематикой. Такую форму организации можно использовать как во внеурочной деятельности, так и интегрировать в учебные предметы.

Финансовая грамотность- это совокупность знаний, умений, навыков в финансовой сфере и личностных социально- педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека выполнять различные социально- экономические роли. Владея методами, принципами, технологиями воспитания финансовой грамотности учащихся и знаниями о моделях проведения занятий, совершенно точно можно сказать, что будущее поколение вырастет финансово грамотным, что позволит им быть подготовленными к решению важных личных и государственных задач и обеспечить свою финансовую безопасность.

Источник

Принципы финансовой грамотности

Нестеров А.К. Принципы финансовой грамотности // Энциклопедия Нестеровых

Социальные принципы финансовой грамотности

Каждый человек регулярно принимает финансовые решения в повседневной жизни, которые связаны с использованием личных денежных средств. На результаты таких решений влияет уровень его финансовой грамотности, чем он выше, тем лучше человек распоряжается своими деньгами и тем выше его благосостояние. При этом человек действует не обособленно, так или иначе вступая во взаимодействие с другими людьми, финансовыми институтами, коммерческими организациями, государственными органами.

Социальные принципы финансовой грамотности

Принцип социальной сообразности

При принятии финансовых решений человек должен действовать в соответствии с принятыми в обществе нормами, учитывать законы и понимать основные социальные процессы.

Принцип культурного развития

Финансовая грамотность означает не только понимание того, что можно делать со своими денежными средствами, но и понимание того, как это делать. Финансово грамотный человек учитывает ценности гражданского общества, понимает финансовую культуру и дисциплину, знает основные нормы деловых расчетов.

При использовании своих денежных средств человек соблюдает баланс между уровнем адаптации к обществу и обособления от него, чтобы минимизировать свои риски в финансовых вопросах. Своя рубашка ближе к телу.

При принятии решений об использовании денежных средств человек всегда рассматривает несколько вариантов конкретного применения денег. Выбор должен быть взвешенным и обоснованным и соотносится с возможностями человека.

Принимая решение об использовании своих денежных средств, человек должен абстрагироваться от внешнего воздействия со стороны любых социальных групп, заинтересованных лиц, связанных или не связанных с принятием данного решения. Все решения об использовании собственных денежных средств человек принимает самостоятельно и берет на себя всю ответственность за их последствия.

Социальные принципы финансовой грамотности позволяют человеку воспринимать себя как часть социума в сфере финансовых отношений.

Психологические принципы финансовой грамотности

На принятие решений, связанных с использованием денежных средств, напрямую влияют особенности личности конкретного человека. Человек может быть склонен к накоплению или, наоборот, к расточительству, действовать осторожно или рискованно. Финансово грамотный человек действует таким образом, чтобы не допускать деструктивного влияния своих психологических особенностей на принимаемые решения в сфере финансовых отношений.

Психологические принципы финансовой грамотности

Данный принцип означает непрерывное повышение собственной финансовой грамотности в разном возрасте с учетом предыдущего опыта.

Решения об использовании денежных средств должны характеризоваться значимым эффектом или результатом, который хочет получить человек.

Означает повышение финансовой культуры взаимоотношений с другими людьми, финансовыми институтами и т.д.

Каждый раз, используя денежные средства, человек рассматривает это как проблемную ситуацию, которая требует решения с производственно-финансовым или социально-значимым содержанием. Деньги используют не просто так, а с определенной целью.

Перед принятием решения нужно все обдумать и определить потенциальную пользу для себя. Данный принцип финансовой грамотности направлен на развитие умения вести себя в соответствии с правовыми нормами и противодействовать асоциальным явлениям.

Психологические принципы финансовой грамотности позволяют человеку действовать рационально и осознанно.

Базовые принципы финансовой грамотности

Данная группа принципов направлена непосредственно на повышение уровня финансовой грамотности, правильное применение способностей и навыков обращения с денежными средствами. Приоритет имеет личная работа человека по развитию своих знаний, навыков и умений использовать и управлять своими денежными средствами.

Базовые принципы финансовой грамотности

Планирование доходов и расходов

Согласно данному принципу, человек должен знать сумму своих ежемесячных доходов, расходов и их структуру.

Благодаря этому человек планирует и ведет личных бюджет или семейный бюджет, формирует серьезное отношение к деньгам, тратам и возможностям рациональной экономии.

Вести записи в блокноте

Создать электронную таблицу

Вести домашнюю бухгалтерию

Рациональное отношение к денежным средствам

Как следует из первого принципа, человеку необходимо жить по средствам, при этом рациональное отношение к денежным средствам предполагает два варианта:

1. Доходы – Расходы = 0 – Это минимум, который нужно обеспечить с самого начала. Затем перейти ко второму варианту.

2. Доходы – Расходы = Остаток – Т.е. обеспечить возможность откладывать на регулярной основе.

Сформировать перечень доходов и расходов

Проанализировать возможности ликвидировать ненужные расходы

Изыскать возможности оптимизировать расходы, от которых невозможно отказаться

Соблюдая предыдущий принцип, необходимо откладывать денежные ежемесячно, чтобы в сумме выходило не менее 10% от суммы своих доходов.

Использовать обычную копилку

Оставлять часть денежных средств на банковской карте

Переводить часть денежных средств на онлайн-вклад в мобильном банке

Не стоит ориентироваться только на один источник дохода.

Нужно сделать так, чтобы денежные средства в личный или семейный бюджет поступали из разных источников. В случае непредвиденных обстоятельств это позволит избежать или снизить потери.

— Доходы от сдачи неиспользуемых активов в аренду

— Проценты по вкладам

— Прибыль от инвестиций

Инвестирование денежных средств

Проанализировать структуру своих расходов, выявить ненужные траты и эту сумму денежных средств вложить в оборот так, чтобы они работали и приносили доход.

Вложение свободных денежных средств в разные краткосрочные финансовые инструменты для формирования «подушки безопасности».

Сформированные крупные сбережения вкладывать в долгосрочные надежные финансовые инструменты.

Избегать непомерных платежей, долгов и ненужных трат

В структуре расходов должны полностью отсутствовать платежи, уплата которых несоразмерна с доходами.

Ненужные траты необходимо не допускать в принципе.

Разумно выбирать приобретаемые товары и услуги сообразно сумме и структуре своих доходов.

Постановка конкретных целей

Конкретизация своих желаний и потребностей в формате целей, которые нужно достигнуть.

Этот принцип стимулирует человека на работу и заставляет раскрыть свой потенциал.

Крупные цели следует разбивать на несколько небольших реальных задач.

5 качеств финансово грамотного человека

От того, насколько человек соблюдает и как реализует принципы финансовой грамотности, зависит уровень его жизни:

Если человек соблюдает принципы финансовой грамотности, то он обладает 5 важными качествами:

выберите основные принципы обучения финансовой грамотности

Этими качествами обязательно должны обладать люди, чтобы решать финансовые задачи в повседневной жизни.

10 правил финансовой грамотности

Финансово грамотный человек, применяя принципы финансовой грамотности, следует 10 правилам.

выберите основные принципы обучения финансовой грамотности

1. Тратить меньше, чем сумма заработка – умение ограничивать свои текущие желания и откладывать деньги. Это ключевой навык финансовой грамотности.

Откладывая каждый месяц не менее 10% от суммы своих доходов, вполне можно прожить на оставшиеся 90%. Соблюдение данного правила позволяет создать на основе накопленного капитала пассивные источники дохода, пополнить текущие или долгосрочные резервы, либо скопить денежные средства на дорогостоящую покупку.

2. Базовые потребности имеют безусловный приоритет – это умение отделить важные расходы от нужных. Важные расходы направляются на удовлетворение базовых потребностей.

Например, при выборе между покупкой жилья и машины приоритет имеет квартира.

3. Необходимо полностью исключить спонтанные покупки – это такие траты, которые не были спланированы заранее. Чтобы соблюдать это правило нужно планировать свои расходы.

Вначале составьте свой бюджет: определите сумму своих доходов, затем выделите обязательные платежи (оплата жилья, транспорт, Интернет и т.д.), сумму на продукты питания, а остальные расходы можно разделить на категории. Планировать мелкие покупки по отдельности нет смысла, планируйте сумму расходов по конкретной категории.

Например, все расходы разделены так:

Допустим, сумма расходов на кофе достигла своего предела в 2000 рублей 25 числа текущего месяца. В этом месяце кофе больше не покупается, следующая покупка будет в следующем месяце.

4. Учитывать не только стоимость, но и содержание покупки – это правило финансовой грамотности означает планирование возможных дополнительных расходов или скрытых трат. Всегда нужно планировать бюджет.

Например, давно запланированная покупка мотоцикла повлечет в будущем расходы на бензин, ремонт, парковку, техобслуживание и т.п. Всегда нужно учитывать связанные расходы и траты на содержание конкретной покупки.

5. Создать финансовый резерв – это правило обусловлено непредсказуемостью мира, в котором мы живём.

Кризис, увольнение, внезапная травма, судебный иск от недоброжелателя – всё это может сразу опустошить банковский счет. Всегда нужно иметь резервный фонд на случай непредвиденных событий. Так делает любое государство и большинство предприятий.

6. Следить за тратами – если понаблюдать за своими тратами, то можно выявить определенные закономерности и возможные способы сэкономить.

Можно просто записывать суммы покупок в блокнот или установить приложение в телефон.

7. Научиться экономить – просто осознанно совершайте покупки. Никогда не покупайте первый попавшийся товар, немного изучите предложения от разных производителей и выберите более выгодное.

Простейший пример: выбирая шуруповёрт или электрический чайник, изучите предложения в разных магазинах, характеристики товаров у разных производителей, качество товаров и т.д., проведите небольшой анализ. В результате, будет сделан осознанный выбор на основе изученной информации.

8. Найти пассивный доход – заставьте деньги приносить доход. Со временем финансово грамотный человек должен накопить какой-то капитал, он то и должен стать источником пассивного дохода.

Это правило самое очевидное из всех. Нужно лишь применить свои навыки финансовой грамотности и изыскать возможности для вложения своих денежных средств. Это всё, что угодно, что приносит деньги без вашего прямого участия.

9. Диверсифицировать риски – используйте разные источники доходов, храните денежные средства в разных формах. Так или иначе это правило позволяет сохранить деньги от разных неприятностей.

10. Обеспечить безопасность – это правило касается как наличных денег, так и средств в безналичной форме. Наличным деньгам нужна физическая безопасность, а безналичным – надежный банк и сложные пароли.

Эти 10 правил основаны на рассмотренных принципах финансовой грамотности, соблюдая их, человек действует рационально и объективно при решении повседневных задач в сфере финансов.

Источник

Уроки финансовой грамотности

Финансовая грамотность — это совокупность знаний и навыков о рациональном распоряжении деньгами. В настоящее время среди наших соотечественников часты случаи финансовых злоупотреблений, накопления непосильных долгов и кредитов. Финансовые мошенники заманивают жертв идеей легкого заработка и позже разоряют. А большинство людей попросту не замечают, куда сами тратят собственные деньги, и живут от зарплаты до зарплаты. Овладев финансовой грамотностью, человек получает ключ от финансового благополучия и уверенность в завтрашнем дне.

Предлагаем вам ознакомиться с перечнем качеств финансово грамотного человека и подумать, подходите ли вы под это описание.

Урок первый: тратьте меньше, чем получаете

Это основной принцип. Если нарушается он, овладение другими принципами попросту невозможно. Так, если ваш расход равен доходу, у вас не остается свободных средств для накопления и резерва. Если вы тратите больше, чем зарабатываете, то есть берете деньги в долг или покупаете в кредит, то тем более лишаетесь возможности грамотно управлять своим бюджетом.

Расход должен быть меньше дохода минимум на 20%. То есть есть ли в месяц вы зарабатываете 30 000 рублей, то потратить можете не более 24 000. Понятно, что чем выше процентная разница между доходом и расходом, тем лучше.

Урок второй: избегайте долгов и кредитов

К сожалению, в последние годы в нашей стране стало популярным мнение о том, что жить в кредит — это норма. Это убеждение крайне опасно. Человек легко попадает в ловушку «выгодных предложений». Он берет займ, чтобы купить телевизор, в день расчета у него не хватает денег на выплату процентов, человек берет еще один займ, чтобы погасить предыдущий и купить что-то необходимое, в день расчета у него снова не хватает денег. Замкнутый круг, выйти из которого может далеко не каждый. Люди, живущие в долг, постоянно испытывают стресс и рискуют оказаться в долговой яме.

Все остальные варианты расходов (развлечения, автомобили, обучение, путешествия) должны покрываться из собственных денег.
Если все же возникла необходимость взять кредит, то его обязательно нужно закрыть, прежде чем брать следующий. Нельзя совмещать несколько кредитов и займов.

выберите основные принципы обучения финансовой грамотности

Урок третий: откладывайте часть денег

Приучайте себя откладывать некий резерв с каждого своего дохода. Даже если заработная плата или пенсия невысока, можно начать откладывать хотя бы по 10%. Велика вероятность того, что проанализировав свои расходы, вы избавитесь от лишних трат и сможете откладывать уже по 20%.

Первое время сохраненные средства можно держать на отдельном банковском счете, затем можно инвестировать, например, в ценные бумаги. Создайте денежный резерв и заставьте его работать на вас. Эти деньги также могут сыграть роль «подушки безопасности». Вы сможете использовать их, если произойдет непредвиденная ситуация, требующая финансовых вливаний. Минимальный размер итогового резерва должен составлять доход за 6 месяцев. Оптимальный резерв — годовой доход.

Урок четвертый: планируйте семейный бюджет

Начать нужно с анализа доходов и расходов вашей семьи за месяц. В течение месяца собирайте чеки с каждой покупки (вплоть до жвачек) или сразу записывайте потраченные суммы в тетрадь.В конце месяца составьте таблицу, укажите в ней доходы и расходы всех членов семьи. Посмотрите, на что вы больше всего тратили деньги. Еда? Одежда? Подарки? Вероятнее всего, вы будете удивлены тем, что большие суммы ушли на ненужные вещи.

После анализа создайте примерный план расходов на следующий месяц. Не забудьте вычесть из семейного дохода 10–20% для финансового резерва. Исключите из списка ненужные траты. Ведите учет своих расходов и анализируйте его в конце каждого месяца.

Урок пятый: покупайте практичные вещи

На каждом углу реклама призывает нас покупать модные товары. Но то, что актуально в этом месяце, устареет в следующем. Модные модели смартфонов – яркий тому пример. Совершая покупки, не ориентируйтесь на рекламу или на желание быть лучше других — этот путь ведет в сторону от финансового благополучия. Другая крайность — стремиться покупать то, что дешевле. Дешевые вещи часто быстрее приходят в негодность, и человек вынужден искать ей замену. Старайтесь покупать практичные и качественные вещи, которые долго прослужат. Изучайте отзывы, общайтесь с обладателями вещей, которые собираетесь купить.

Совершая новое приобретение, думайте не только о его цене, но и о будущих расходах по его содержанию. Например, решив приобрести автомобиль, прикиньте, сколько средств будет уходить на бензин ежемесячно, сколько будет стоить ремонт или замена тех или иных деталей.

Урок шестой: экономьте на оплате коммунальных услуг

Оплата коммунальных услуг — довольно весомая статья расходов. Полностью исключить ее, разумеется, невозможно, но сохранить расходы получится легко.

Установите счетчики на газ, воду и отопление. Двухтарифный счетчик на электроэнергию также поможет сэкономить: в выходные, праздники и ночью тарифы ниже в два раза.

И, главное, приучите себя и своих близких разумно расходовать воду и свет. Это поможет не только вашему бюджету, но и всей планете.

Урок седьмой: пишите список покупок

Большая часть средств уходит на незапланированные покупки в супермаркетах. Вы идете за хлебом, а возвращаетесь с пачкой печенья, мороженым и елочными игрушками по летней акции. Составляйте список покупок перед каждым походом в магазин и совершайте покупки строго по нему. Просто не заходите в отдел, в котором нет предметов из вашего списка. Так вы убережете себя от эмоциональных покупок, которые вам не нужны.

Если вы идете в магазин с ребенком и готовы купить что-то незапланированное по его желанию, сразу озвучьте ему сумму, которую можете потратить.

А на бесплатном дистанционном курсе повышения квалификации для учителей по финансовой грамотности можно узнать еще больше о разумном распределении доходов и о том, как обучить этому детей.

Как говорить о деньгах с детьми?

Финансовой грамотности необходимо обучать с ранних лет. Все вышеперечисленные принципы будут понятны старшим школьникам. А вот разговоры о деньгах с малышами часто вызывают трудности.
Назовем несколько способов обучения финансовой грамотности детей.

1. Планируйте семейный бюджет с детьми

2. Выделяйте ребенку карманные деньги

3. Играйте в «финансовые» игры

4. Учите ребенка зарабатывать

Поговорив с малышом о том, как в кошельке появляются деньги, можно дать ему возможность зарабатывать самостоятельно. Помните о том, что у ребенка есть свои обязанности, и за их выполнение вы не должны ему платить. То есть не стоит платить за разложенные по местам игрушки и чистку зубов. Так можно легко потерять авторитет в глазах ребенка. Придумайте другую оплачиваемую деятельность. Например, собрать ягоды или помыть машину.

Обучить ребенка финансовой грамотности и управлению финансами поможет учебно-методический комплекс «Личные финансы», разработанный для учащихся 3-11 классов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *