выбор методов обучения биологии определяется
Система методов обучения биологии. Критерии выбора методов обучения.
Метод обучения – это определённый способ совместной деятельности ученика и учителя, который направлен на одну общую цель приобретение учеником знаний, умений и навыков. Способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися. Способ достижения цели, то есть совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели.
В настоящие время существует множество методов обучения биологии и с целью их систематизации были созданы различные классификации методов.
Один из первых методистов-биологов, который сделал попытку классифицировать методы обучения, был Б.Е. Райков. В своей классификации он хотел показать разнообразие методов и то, как они взаимосочетаются между собой образуя парные комбинации – бинарная номенклатура методов.
Система методов обучения биологии по Райкову:
По характеру восприятия
По направлению логического процесса
Основные современные классификации методов обучении биологии:
1. По источнику получения знаний выделяют следующие группы методов (Верзилин, Корсуновская)
· словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово) Монологические и диалогические. Виды методов: беседа, объяснение, рассказ, лекция, дискуссия.
· наглядные методы (источником знаний являются изучаемые предметы, явления, наглядные пособия) Опыты, натуральные объекты, изобразительные пособия.
· практические методы (учащиеся получают знания и умения, выполняя практические действия) Распознавание и определение объектов, наблюдение и эксперимент.
2. По дидактическим целям (Данилин, Есипов, Левина)
· методы обучения, используемые для изучения нового материала;
· методы обучения для усовершенствования ранее полученных знаний;
· методы проверки знаний, умений и навыков.
3. По характеру познавательной деятельности( Лернер, Скаткин)
· объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные) (учитель при помощи разных средств сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти
· репродуктивные (учитель предоставляет знания в готовом виде, ученик просто воспроизводят их)
· проблемного изложения (переходным от исполнительской к творческой деятельности, учитель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания, учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем)
· частично-поисковые (эвристические) (учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично, учитель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска, часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания)
· исследовательские (творческое усвоение учащимися знаний учитель вместе с учащимися формулирует проблему; учащиеся самостоятельно ее разрешают; учитель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы).
Критерии выбора метода обучения:
1. Содержание учебного материала (и предмета в целом)
2. Возраст учащихся
3. Условия школы (наличие необходимых средств обучения, материально-техническое обеспечение кабинета)
6. Уровень развитии учащихся. Мотивация учащихся.
8. Время и форма организации учебного процесса
9. Личностные и профессиональные качества учителя. Профессиональное мастерство.
В зависимости от различных критериев учитель биологии определяет наиболее эффективные методы обучения, способствующие полноценному усвоению содержания учебного предмета.
Методический прием – это элемент того или иного метода, выражающий отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения.
В настоящие время в учебный процесс инновационные и творческие учителя внедряют особые методы обучения, отвечающие требованиям современного образования. Это методы мультимедийного обучения биологии (сочетают в себе все каналы передачи информации (зрительный, слуховой, тактильный)) и активные методы обучения (методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач).
Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 691 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Выбор методов обучения биологии
Ключевые понятия. Критерии выбора методов обучения биологии.
Результаты профессиональной подготовки. 1. Знать критерии выбора методов преподавания биологии. 2. Уметь обосновывать выбор методов. 3. Уметь применять методы обучения биологии в конкретных ситуациях.
Для достижения качества биологической подготовки учащихся важное значение имеет выбор методов обучения. Он не может быть случайным и произвольным. Разумеется, учитель будет при этом руководствоваться общими целями обучения, воспитания и развития учащихся в школе, а также конкретными задачами урока. Вместе с тем важно учитывать и другие критерии методов — содержание учебного материала, возраст учащихся, наличие необходимых средств обучения, уровень мотивации и количества учащихся в классе, а также профессиональное мастерство учителя.
Вопросы для актуализации материала. 1. На какие аспекты выбора методов обучения вы обращали внимание при изучении педагогики? 2. Можно ли расширить перечень критериев выбора методов обучения?
Содержание учебного материала во многом обусловливает выбор методов обучения. Морфологический и анатомический материал лучше усваиваются на основе преимущественного применения практических и наглядных методов — демонстраций натуральных и изобразительных средств, распознавания и определения объектов, изучения и выяснения их характерных особенностей. Для изучения цитологического материала рекомендуется работа с микроскопом и использование демонстраций видео- и мультимедиа-средств. Физиологическое и экологическое содержание лучше познается наглядными методами в сочетании с логическими (индукцией и дедукцией), а также гностическими, в частности причинным и вероятностным объяснениями. Большая часть общебиологического материала — эволюционный, генетический, филогенетический, изучается с помощью наглядных, словесных и практических методов. В то же время учитывается интегрированный характер их содержания, для эффективного усвоения которого необходимо усиление лекционного, проблемного, частично-поискового и исследовательского методов. Зависимость выбора методов от содержания материала конкретизируется в табл. 6.1.
Как видно из таблицы, содержание учебного материала является важным критерием выбора методов обучения учащихся, но не единственным.
Выбор методов обучения учащихся биологии во многом зависит от личностных и профессиональных качеств учителя. Опытный учитель сознательно использует методы, зная свои слабые и сильные стороны, преобразуя и совершенствуя методику преподавания. В практике обучения нельзя не считаться с этими субъективными причинами, действующими как фактор педагогической целесообразности выбора методов. Преимущество в использовании методов зависит от того, например, насколько тот или иной учитель владеет мастерством постановки демонстрационного эксперимента, применения электронных средств информации, использования натуральных пособий на уроке, проведения учебных занятий в природном окружении и др. Учителю необходимо постоянно повышать квалификацию. Для этого важное значение имеют, например, тренинговые занятия по актуализации знаний о многообразии методов и приемов, оптимальному их выбору для
|
Таблица 6.1 Соответствие методов обучения содержанию биологического материала (на примере раздела «Животные») |
конкретного занятия, определению критерия применения методов в незнакомых ситуациях. К примеру, учителям на одном из занятий предлагают обсудить и выразить совокупность методов формирования новых биологических знаний на основе использования электронных информационных средств.
Другие занятия могут быть посвящены актуализации теоретических знаний и практических умений по применению на уроках биологии методов, с помощью которых формируются творческая деятельность учащихся. Умение учителя правильно выбирать методы складывается под влиянием педагогической, методической литературы, критического анализа своего и других коллег практического опыта. В таком случае развивается профессиональный навык учителя выбирать методы, исходя из современных требований к качеству биологической подготовки учащихся, целостного охвата ряда условий, исключая переоценку одного из критериев. Расширением методической эрудиции в выборе и сочетании методов служит обращение к прошлому опыту наиболее удачного выбора определений системы методов обучения. Профессионально важным является умение обосновывать комплекс методов, применяемый для достижения определенной цели при выделении приоритетных методов, ориентированных на формирование главных биологических понятий, идей, а также специфических способов действия.
Вопросы для актуализации материала. 1. Вспомните ваши школьные годы. Выделите учителей, которые внимательно относились к выбору методов обучения. 2. Опытом какого учителя вы воспользовались бы в своей педагогической деятельности? Почему?
Существенное влияние на выбор методов оказывает уровень общего развития, психологические и возрастные особенности учащихся. Учащиеся 6 — 7 классов, изучающие разделы «Растения» и «Животные», характеризуются большой эмоциональностью, повышенной возбудимостью, неустойчивостью внимания и настроения. Поэтому важно использовать такое разнообразие методов, с помощью которых можно было бы их включить в учебную деятельность. В этом случае нельзя обойтись без частого применения ярких и образных рассказов, разных видов бесед, практических работ по распознаванию живых объектов и их частей, демонстраций натуральных и изобразительных средств. К 10—11 классам эмоциональная сфера учащихся становится более устойчивой, внимание сосредоточенным, а процессы возбуждения и торможения уравновешенными. Поэтому возникает объективная возможность усложнения видов словесных, практических и логических методов. На уроках, например, применяют не столько рассказ, сколько разные виды объяснений и лекций. Шире применяется наблюдение за биологическими явлениями, требующими сосредоточенности, точности в интеллектуальных и практических действиях. Особенно актуальными становятся методы самостоятельной работы, направленные на обобщение учебного материала — составление логических схем, текстовых таблиц, опорных конспектов, упрощенных моделей биологических объектов.
При выборе методов обязательно учитывается материально-техническое обеспечение кабинета биологии. Если в кабинете имеются необходимые натуральные объекты (гербарии, коллекции, влажные препараты, микропрепараты, чучела), модели, муляжи, печатные пособия, видеофильмы, оборудование для опытов, компьютер с мультимедиа-средствами и интерактивная доска, то возможности выбора методов обучения значительно расширяются. Например, на основе использования гербариев, влажных препаратов и коллекций можно проводить самостоятельные работы по распознаванию биологических объектов и их частей, характеристике анатомических, морфологических и экологических признаков растений, животных и грибов. Наличие простейшего лабораторного оборудования позволяет ставить физиологический и экологический эксперименты, описывать последовательность действий, фиксировать происходящие биологические изменения и аргументированно формировать соответствующие выводы. Компьютер с CD-ROM дает возможность на качественно новом уровне использовать методы наглядного обучения. Они выступают как способы образного и интересного изложения биологического материала, осмысленного овладения им с последующей обработкой при использовании статистических и динамических моделей. С помощью компьютера расширяются возможности включения в процесс обучения методов устного контроля, а также интерактивного усвоения содержания материала.
Следует учитывать и такой критерий как количество учащихся в классе. В случае малой наполняемости класса появляется возможность более широкого использования исследовательского метода, наблюдения, проблемных ситуаций и эвристической беседы. При этом можно чаще применять групповую (парную и звеньевую) форму учебной деятельности учащихся. Особенно она необходима при выполнении учащимися лабораторных и практических работ. И наоборот, при полной наполняемости класса учитель вынужден включать в процесс обучения иные методы, в частности лекцию или ее элементы, фронтальную беседу, рассказ, демонстрации результатов опыта, видеоматериалов и таблиц.
При выборе методов важно принимать во внимание особенности биологических объектов. В разделе «Животные», как известно, учащиеся изучают в основном подвижные объекты. Они иногда для учащихся неприятны, а в других случаях, наоборот, привлекательны. Поэтому натуральные средства в названном разделе чаще, чем в разделе «Растения», заменяются искусственными наглядными пособиями. Именно поэтому учитель меньше останавливается в своем выборе на практических методах, а больше прибегает к наглядным и словесным методам.
Особенности выбора методов в разделе «Человек и его здоровье» определяются в первую очередь тем, что объектом изучения является человек, строение и функции его организма. Возраст учащихся 8 класса вполне допускает усложнение логических и гностических методов. На уроках можно шире использовать многообразие видов объяснения, лекцию, различное сочетание индукции и дедукции, эвристический и проблемный методы. Раздел не может успешно усваиваться без преимущественного использования наглядных методов: демонстрации опытов или их результатов — динамической работе мышц, измерения частоты пульса, проявления коленного рефлекса и др. Для объяснения строения отдельных органов и физиологических процессов необходимы демонстрации муляжей, моделей легких, сердца, почек, механизмов вдоха и выдоха, действия слюнных желез, рефлекторной дуги.
В методах преподавания раздела «Общая биология» много общего с методами преподавания других разделов. Однако в старших классах каждый из методов проявляет свою специфику. Одновременно меняется соотношение методов. Если в преподавании раздела «Растения» чаще применяются репродуктивные словесные и наглядные методы, то на уроках общей биологии они значительно уступают методам стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Особенно эти методы становятся актуальными в условиях профильной подготовки старшеклассников. Чаще включаются логические методы, предполагающие использование мыслительных операций — доказательство эволюции, происхождение человека, решение генетических задач, сравнение митоза и мейоза, пластического и энергетического обмена. При изучении каждой из тем возникает возможность применения исследовательских и проблемно-поисковых методов: клетка — элементарная структурная единица живого, организм — целостная система, популяция — единица эволюции, жизнь — способ существования белковых молекул, природная экосистема — совокупность живых и неживых компонентов, составляющая единое целое на основе пищевых связей и способов получения энергии. Большой объем учебного материала и его интегрированный характер требуют использования методов управления интеллектуальными и практическими действиями учащихся. Поэтому актуальными становятся разные виды самостоятельной работы с учебной книгой, научно-популярной литературой, ресурсами Интернета, а также простейшим лабораторным оборудованием. Например, эффективное усвоение материала об искусственном и естественном отборе обусловливается постановкой опытов в условиях кабинета биологии и природного окружения, а также чтением
фрагментов из источников о происхождении диких и культурных форм растений. Учитель может включать в ход урока сообщения, доклады, презентации учащихся о сущности эксперимента (опыта), различных биологических явлений, подготовленных ими на основе использования бумажных и электронных носителей информации.
Вопросы для актуализации материала. Какие дополнения вы сделали бы в отношении выбора методов обучения в зависимости от изучаемых биологических объектов — бактерий, грибов, растений, животных, организма человека и общебиологических явлений?
Итак, в зависимости от различных критериев учитель биологии определяет наиболее подходящие и эффективные методы обучения, способствующие полноценному усвоению содержания учебного материала.
Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Почему важно тщательно отбирать методы обучения учащихся? 2. Какими критериями обычно руководствуется учитель при выборе методов? 3. Обоснуйте необходимость использования при обучении учащихся биологии таких критериев, как специфика содержания учебного материала, наличие оборудования, возраст учащихся, профессиональное мастерство учителя. 4. Определите методы, способствующие оптимальному усвоению учащимися систематического материала в разделе «Растения», филогенетического материала в разделе «Животные», гистологического материала в разделе «Человек», цитологического и генетического материала в разделе «Общая биология». Ваши суждения запишите в таблицу:
Б) сравнение, выводы, обобщение
Тест 1
*Ответ 1 правильный
**При формулировании определений по вопросам 19, 20 дать достаточно развернутый ответ, используя не более 3 предложений.
б) биологическая и педагогическая
В) педагогическая
г) биологическая, педагогическая, психологическая, философская
2.МПБ делится на:
В) частные и общую
3. МПБ имеет связи с другими науками:
а) биологией, педагогикой, психологией
б) биологией, педагогикой, философией
В) биологией, педагогикой, философией, психологией
г) биологией, педагогикой
4. Предмет научных исследований в МПБ:
б) живые и неживые объекты
В) процесс обучения и воспитания в школе
5. Школьный предмет естествознания впервые был введен в русскую школу:
В) 18 век
6. Благодаря работам этого ученого к концу 19 века в России четко обозначилась особая научная область в педагогике – методика обучения естествознанию:
А) А.Я. Герд
7.Вид обучения в 18 веке:
А) объяснительно-иллюстративный
8. Автором первого русского учебника был:
Б) В.Ф. Зуев
9.Педагогические идеи развивающего обучения впервые были изложены в методических трудах педагога и методиста:
Б) Л.С.Выготского
10. Автором «биологического метода» в преподавании был:
А) В.В. Половцев
11. Методическая теория развития биологических понятий была сформулирована под руководством:
Б) Н.М.Верзилина
12. Парадигма современного этапа обучения:
а) в центре учебного процесса – ученик
б) в центре учебного процесса – учитель
В) в центре учебного процесса – учитель и ученик
13. Учебная программа реализует следующие основные функции:
а) фиксирует содержание образования на уровне учебного предмета
б) служит определенным нормативом для деятельности учителя
В) и то, и другое
14.Требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования:
а) государственный образовательный стандарт
б) обязательный минимум содержания образования
15. Авторская программа составляется на основе:
а) типовой программы
б) образовательного стандарта
в) нормативных документов
г) а + б + в
16. Методы научного исследования по МПБ:
а) биологический (эксперимент, наблюдения), теоретический
б) педагогический (эксперимент, наблюдение), теоретический
17. Виды обучения 21 века:
а) модульное и мультимедийное
Б) программированное и информатизационное
г) а + б + в
18. Бинарную номенклатуру методов впервые предложил:
А) Б.Е. Райков
19. Автор школьной (рабочей) классификации методов обучения:
В) Н.М. Верзилин
20. В основе рабочей классификации методов лежит:
А) источник знаний
б) активность учителя
в) активность и самостоятельность учащихся
21. Словесные методы обучения:
а) беседа, рассказ, эксперимент
б) школьная лекция, диспут, наблюдение
В) объяснение, беседа, лекция
г) лекция, рассказ, демонстрация предметов
22. Рассказ содержит:
А) завязку, кульминационный момент, развязку
б) кульминационный момент, развязку
в) завязку, кульминационный момент
г) развязку, завязку
23. Наглядные методы обучения:
А) демонстрация опыта, демонстрация натуральных пособий, демонстрация изобразительных пособий
б) демонстрация изобразительных пособий, демонстрация опыта, наблюдение
в) демонстрация опыта, эксперимент, диспут
г) демонстрация опыта, диспут, наблюдение
Практические методы обучения
а) демонстрация опыта, эксперимент, наблюдение
б) наблюдение, диспут, определение и распознавания
В) наблюдение, определение и распознавание, эксперимент
г) наблюдение, объяснение, определение и распознавание
25. Выбор методов обучения биологии определяется:
а) личными особенностями учителя
б) микроклиматом в классе и школе
в) нормативными документами
г) а + б
26. К общим методам обучения относятся:
В) исследовательский
27. Выбор методов обучения биологии определяется:
а) нормативными документами
б) возрастом учеников
в) рекомендациями методического районного объединения учителей биологии
г) а + б + в
28. Источник знаний словесных методов:
А) слово учителя
29. Источник знаний наглядных методов:
а) демонстрируемый объект
б) демонстрируемый объект + рассказ
в) демонстрируемый объект + беседа
30. Наблюдение – это:
А) метод
31. Среди перечисленных методов обучения формируют умения:
а) учебные дискуссии;
б) работа с мультимедиа;
32. Мультимедийные методы содержат:
а) виртуальную среду обитания
б) реальную среду обитания
в) а + б
33. Выбор методов зависит от следующего:
а) раскрываемых понятий, оборудования, возраста учащихся
б) содержания, материальной базы, подготовки учащихся
34. Словесные методы обучения биологии:
а) рассказ, беседа, объяснение, наблюдение
Б) беседа, объяснение, лекция
в) рассказ, беседа, лекция, показ кинофильмов, видеокассет
г) рассказ, лекция, демонстрация опытов, объяснение
35. Школьная лекция – это метод:
В) полной школы
36. Приемы активизации методов обучения (словесных):
а) прием удивления, прием новизны, придания значимости изучаемого материала, отсроченного ответа
б) приемы использования на уроке дополнительной литературы
в) приемы занимательности
г) приемы использования на уроке компьютерной презентации
37. Выберите наиболее точное определение методического приема:
а) методический прием – часть метода
б) методический прием – микроструктура метода
В) методический прием – это элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе преподавания
г) методический прием – это элементы метода обучения
38. Группы методических приемов:
А) логические, организационные, технические
б) логические, занимательные, операционные
в) организационные, технические, сравнительные
г) логические, технические, словесные
39. К логическим методическим приемам словесной группы методов относятся:
а) постановка проблемы, запись плана, ответ с места
б) сравнение, выводы, обобщение
в) выявление признаков, вопросы на доске, ответ с места
г) сравнение объектов по сходству и различию, запись лекции, выводы
40. К техническим методическим приемам группы наглядных методов обучения относятся:
а) запись плана, вопросы на доске, демонстрация на разном фоне
б) прикрепление рисунков и схем на доске, демонстрация наглядных пособий, вопросы на доске
в) постановка проблемы, выводы, демонстрация опыта на светлом фоне
г) постановка опытов, демонстрация со стола, использование ТСО
41. Методические приемы – это: