выбор методов обучения биологии определяется

Система методов обучения биологии. Критерии выбора методов обучения.

Метод обучения – это определённый способ совместной деятельности ученика и учителя, который направлен на одну общую цель приобретение учеником знаний, умений и навыков. Способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися. Способ достижения цели, то есть совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели.

В настоящие время существует множество методов обучения биологии и с целью их систематизации были созданы различные классификации методов.

Один из первых методистов-биологов, который сделал попытку классифицировать методы обучения, был Б.Е. Райков. В своей классификации он хотел показать разнообразие методов и то, как они взаимосочетаются между собой образуя парные комбинации – бинарная номенклатура методов.

Система методов обучения биологии по Райкову:

По характеру восприятия

По направлению логического процесса

Иллюстративный (утверждающий)Исследовательский (открывающий)СловесныйСловесно-иллюстративныйСловесно-исследовательскийНаглядныйНаглядно-иллюстративныйНаглядно-исследовательскийМоторныйМоторно-иллюстративныйМоторно-исследовательский

Основные современные классификации методов обучении биологии:

1. По источнику получения знаний выделяют следующие группы методов (Верзилин, Корсуновская)

· словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово) Монологические и диалогические. Виды методов: беседа, объяснение, рассказ, лекция, дискуссия.

· наглядные методы (источником знаний являются изучаемые предметы, явления, наглядные пособия) Опыты, натуральные объекты, изобразительные пособия.

· практические методы (учащиеся получают знания и умения, выполняя практические действия) Распознавание и определение объектов, наблюдение и эксперимент.

2. По дидактическим целям (Данилин, Есипов, Левина)

· методы обучения, используемые для изучения нового материала;

· методы обучения для усовершенствования ранее полученных знаний;

· методы проверки знаний, умений и навыков.

3. По характеру познавательной деятельности( Лернер, Скаткин)

· объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные) (учитель при помощи разных средств сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти

· репродуктивные (учитель предоставляет знания в готовом виде, ученик просто воспроизводят их)

· проблемного изложения (переходным от исполнительской к творческой деятельности, учитель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания, учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем)

· частично-поисковые (эвристические) (учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично, учитель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска, часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания)

· исследовательские (творческое усвоение учащимися знаний учитель вместе с учащимися формулирует проблему; учащиеся самостоятельно ее разрешают; учитель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы).

Критерии выбора метода обучения:

1. Содержание учебного материала (и предмета в целом)

2. Возраст учащихся

3. Условия школы (наличие необходимых средств обучения, материально-техническое обеспечение кабинета)

6. Уровень развитии учащихся. Мотивация учащихся.

8. Время и форма организации учебного процесса

9. Личностные и профессиональные качества учителя. Профессиональное мастерство.

В зависимости от различных критериев учитель биологии определяет наиболее эффективные методы обучения, способствующие полноценному усвоению содержания учебного предмета.

Методический прием – это элемент того или иного метода, выражающий отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения.

В настоящие время в учебный процесс инновационные и творческие учителя внедряют особые методы обучения, отвечающие требованиям современного образования. Это методы мультимедийного обучения биологии (сочетают в себе все каналы передачи информации (зрительный, слуховой, тактильный)) и активные методы обучения (методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач).

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 691 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Выбор методов обучения биологии

Ключевые понятия. Критерии выбора методов обучения биологии.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Знать критерии выбора методов преподавания биологии. 2. Уметь обосновывать выбор методов. 3. Уметь применять методы обучения биологии в конкретных ситуациях.

Для достижения качества биологической подготовки учащихся важное значение имеет выбор методов обучения. Он не может быть случайным и произвольным. Разумеется, учитель будет при этом руководствоваться общими целями обучения, воспитания и развития учащихся в школе, а также конкретными задачами уро­ка. Вместе с тем важно учитывать и другие критерии методов — содержание учебного материала, возраст учащихся, наличие не­обходимых средств обучения, уровень мотивации и количества учащихся в классе, а также профессиональное мастерство учите­ля.

Вопросы для актуализации материала. 1. На какие аспекты выбо­ра методов обучения вы обращали внимание при изучении педагогики? 2. Можно ли расширить перечень критериев выбора методов обучения?

Содержание учебного материала во многом обусловливает вы­бор методов обучения. Морфологический и анатомический мате­риал лучше усваиваются на основе преимущественного примене­ния практических и наглядных методов — демонстраций нату­ральных и изобразительных средств, распознавания и определе­ния объектов, изучения и выяснения их характерных особеннос­тей. Для изучения цитологического материала рекомендуется ра­бота с микроскопом и использование демонстраций видео- и муль­тимедиа-средств. Физиологическое и экологическое содержание лучше познается наглядными методами в сочетании с логически­ми (индукцией и дедукцией), а также гностическими, в частности причинным и вероятностным объяснениями. Большая часть об­щебиологического материала — эволюционный, генетический, филогенетический, изучается с помощью наглядных, словесных и практических методов. В то же время учитывается интегрирован­ный характер их содержания, для эффективного усвоения кото­рого необходимо усиление лекционного, проблемного, частично-поискового и исследовательского методов. Зависимость выбора методов от содержания материала конкретизируется в табл. 6.1.

Как видно из таблицы, содержание учебного материала явля­ется важным критерием выбора методов обучения учащихся, но не единственным.

Выбор методов обучения учащихся биологии во многом зави­сит от личностных и профессиональных качеств учителя. Опыт­ный учитель сознательно использует методы, зная свои слабые и сильные стороны, преобразуя и совершенствуя методику препо­давания. В практике обучения нельзя не считаться с этими субъек­тивными причинами, действующими как фактор педагогической целесообразности выбора методов. Преимущество в использова­нии методов зависит от того, например, насколько тот или иной учитель владеет мастерством постановки демонстрационного экс­перимента, применения электронных средств информации, ис­пользования натуральных пособий на уроке, проведения учебных занятий в природном окружении и др. Учителю необходимо по­стоянно повышать квалификацию. Для этого важное значение имеют, например, тренинговые занятия по актуализации знаний о многообразии методов и приемов, оптимальному их выбору для

СодержаниеВиды работПриоритетные методы
Морфологиче­скоеВыяснение особенностей внешнего строения живот­ных, их органов и систем органов — формы, разме­ры, покровы, окраска, по­верхность, отделы и частиПрактические — распозна­вание и определение осо­бенностей внешнего вида; словесные — описание; ло­гические — индукция; на­глядные — демонстрация натуральных и изобрази­тельных средств
АнатомическоеВыяснение особенностей внутреннего строения жи­вотных (полость тела, ор­ганов и систем органов), структура, элементарные единицы, характерные признаки и др.Практические — распоз­навание и определение особенностей внутреннего строения; словесные — описание, наглядные — демонстрация изобрази­тельных средств (таблиц, моделей, мультимедиа); логические — индукция
Физиологиче­скоеВыяснение особенностей процесса жизнедеятельно­сти — роста, развития, размножения, обмена веществ, поведенияСловесные — сообщаю­щая беседа; практические — наблюдение опыта или его результатов; гностические — причинное и функцио­нальное объяснение; на­глядное — демонстрация
динамических пособий; логические — дедукция
ЭкологическоеВыяснение особенностей взаимоотношений живот­ных с окружающей сре­дой, между собой, с расте­ниями и другими группам и живых существСловесные — рассказ; актуализирующая знания беседа; наглядные — де­монстрация натуральных и изобразительных средств; гностические — причинное объяснение; логические — индукция
Природоохра­нительное JВыяснение особенностей реализации государствен­ных, общественных и инди­видуальных мер по защите животных и их сообществ от загрязнения, рациональ­ному использованию, а так­же сбережению видового разнообразия на особо охраняемых участкахСловесные — сообщаю­щая беседа, рассказ; гнос­тические — причинное и вероятностное объясне­ние; наглядное — демон­страция мультимедиа-средств (воздействие ан­тропогенных факторов на животных); логиче­ские — дедукция
Таблица 6.1 Соответствие методов обучения содержанию биологического материала (на примере раздела «Животные»)

конкретного занятия, определению критерия применения мето­дов в незнакомых ситуациях. К примеру, учителям на одном из занятий предлагают обсудить и выразить совокупность методов формирования новых биологических знаний на основе использо­вания электронных информационных средств.

Другие занятия могут быть посвящены актуализации теорети­ческих знаний и практических умений по применению на уроках биологии методов, с помощью которых формируются творческая деятельность учащихся. Умение учителя правильно выбирать ме­тоды складывается под влиянием педагогической, методической литературы, критического анализа своего и других коллег практи­ческого опыта. В таком случае развивается профессиональный навык учителя выбирать методы, исходя из современных требова­ний к качеству биологической подготовки учащихся, целостного охвата ряда условий, исключая переоценку одного из критериев. Расширением методической эрудиции в выборе и сочетании ме­тодов служит обращение к прошлому опыту наиболее удачного выбора определений системы методов обучения. Профессиональ­но важным является умение обосновывать комплекс методов, при­меняемый для достижения определенной цели при выделении приоритетных методов, ориентированных на формирование глав­ных биологических понятий, идей, а также специфических спо­собов действия.

Вопросы для актуализации материала. 1. Вспомните ваши школь­ные годы. Выделите учителей, которые внимательно относились к выбо­ру методов обучения. 2. Опытом какого учителя вы воспользовались бы в своей педагогической деятельности? Почему?

Существенное влияние на выбор методов оказывает уровень общего развития, психологические и возрастные особенности уча­щихся. Учащиеся 6 — 7 классов, изучающие разделы «Растения» и «Животные», характеризуются большой эмоциональностью, по­вышенной возбудимостью, неустойчивостью внимания и настро­ения. Поэтому важно использовать такое разнообразие методов, с помощью которых можно было бы их включить в учебную дея­тельность. В этом случае нельзя обойтись без частого применения ярких и образных рассказов, разных видов бесед, практических работ по распознаванию живых объектов и их частей, демонстра­ций натуральных и изобразительных средств. К 10—11 классам эмоциональная сфера учащихся становится более устойчивой, вни­мание сосредоточенным, а процессы возбуждения и торможения уравновешенными. Поэтому возникает объективная возможность усложнения видов словесных, практических и логических мето­дов. На уроках, например, применяют не столько рассказ, сколь­ко разные виды объяснений и лекций. Шире применяется наблю­дение за биологическими явлениями, требующими сосредоточенности, точности в интеллектуальных и практических действиях. Особенно актуальными становятся методы самостоятельной ра­боты, направленные на обобщение учебного материала — состав­ление логических схем, текстовых таблиц, опорных конспектов, упрощенных моделей биологических объектов.

При выборе методов обязательно учитывается материально-тех­ническое обеспечение кабинета биологии. Если в кабинете име­ются необходимые натуральные объекты (гербарии, коллекции, влажные препараты, микропрепараты, чучела), модели, муляжи, печатные пособия, видеофильмы, оборудование для опытов, ком­пьютер с мультимедиа-средствами и интерактивная доска, то воз­можности выбора методов обучения значительно расширяются. Например, на основе использования гербариев, влажных препа­ратов и коллекций можно проводить самостоятельные работы по распознаванию биологических объектов и их частей, характерис­тике анатомических, морфологических и экологических призна­ков растений, животных и грибов. Наличие простейшего лабора­торного оборудования позволяет ставить физиологический и эко­логический эксперименты, описывать последовательность дей­ствий, фиксировать происходящие биологические изменения и аргументированно формировать соответствующие выводы. Ком­пьютер с CD-ROM дает возможность на качественно новом уров­не использовать методы наглядного обучения. Они выступают как способы образного и интересного изложения биологического ма­териала, осмысленного овладения им с последующей обработкой при использовании статистических и динамических моделей. С помощью компьютера расширяются возможности включения в процесс обучения методов устного контроля, а также интерактив­ного усвоения содержания материала.

Следует учитывать и такой критерий как количество учащихся в классе. В случае малой наполняемости класса появляется воз­можность более широкого использования исследовательского ме­тода, наблюдения, проблемных ситуаций и эвристической бесе­ды. При этом можно чаще применять групповую (парную и зве­ньевую) форму учебной деятельности учащихся. Особенно она необходима при выполнении учащимися лабораторных и практи­ческих работ. И наоборот, при полной наполняемости класса учи­тель вынужден включать в процесс обучения иные методы, в част­ности лекцию или ее элементы, фронтальную беседу, рассказ, демонстрации результатов опыта, видеоматериалов и таблиц.

При выборе методов важно принимать во внимание особенно­сти биологических объектов. В разделе «Животные», как извест­но, учащиеся изучают в основном подвижные объекты. Они иногда для учащихся неприятны, а в других случаях, наоборот, привлека­тельны. Поэтому натуральные средства в названном разделе чаще, чем в разделе «Растения», заменяются искусственными нагляд­ными пособиями. Именно поэтому учитель меньше останавлива­ется в своем выборе на практических методах, а больше прибегает к наглядным и словесным методам.

Особенности выбора методов в разделе «Человек и его здоро­вье» определяются в первую очередь тем, что объектом изучения является человек, строение и функции его организма. Возраст учащихся 8 класса вполне допускает усложнение логических и гностических методов. На уроках можно шире использовать мно­гообразие видов объяснения, лекцию, различное сочетание ин­дукции и дедукции, эвристический и проблемный методы. Раздел не может успешно усваиваться без преимущественного использо­вания наглядных методов: демонстрации опытов или их результа­тов — динамической работе мышц, измерения частоты пульса, проявления коленного рефлекса и др. Для объяснения строения отдельных органов и физиологических процессов необходимы демонстрации муляжей, моделей легких, сердца, почек, механиз­мов вдоха и выдоха, действия слюнных желез, рефлекторной дуги.

В методах преподавания раздела «Общая биология» много об­щего с методами преподавания других разделов. Однако в стар­ших классах каждый из методов проявляет свою специфику. Одно­временно меняется соотношение методов. Если в преподавании раздела «Растения» чаще применяются репродуктивные словес­ные и наглядные методы, то на уроках общей биологии они зна­чительно уступают методам стимулирования и мотивации учеб­но-познавательной деятельности. Особенно эти методы становят­ся актуальными в условиях профильной подготовки старшекласс­ников. Чаще включаются логические методы, предполагающие использование мыслительных операций — доказательство эволю­ции, происхождение человека, решение генетических задач, срав­нение митоза и мейоза, пластического и энергетического обмена. При изучении каждой из тем возникает возможность применения исследовательских и проблемно-поисковых методов: клетка — элементарная структурная единица живого, организм — целост­ная система, популяция — единица эволюции, жизнь — способ существования белковых молекул, природная экосистема — сово­купность живых и неживых компонентов, составляющая единое целое на основе пищевых связей и способов получения энергии. Большой объем учебного материала и его интегрированный ха­рактер требуют использования методов управления интеллекту­альными и практическими действиями учащихся. Поэтому акту­альными становятся разные виды самостоятельной работы с учеб­ной книгой, научно-популярной литературой, ресурсами Интер­нета, а также простейшим лабораторным оборудованием. Напри­мер, эффективное усвоение материала об искусственном и есте­ственном отборе обусловливается постановкой опытов в условиях кабинета биологии и природного окружения, а также чтением

фрагментов из источников о происхождении диких и культурных форм растений. Учитель может включать в ход урока сообщения, доклады, презентации учащихся о сущности эксперимента (опы­та), различных биологических явлений, подготовленных ими на основе использования бумажных и электронных носителей ин­формации.

Вопросы для актуализации материала. Какие дополнения вы сде­лали бы в отношении выбора методов обучения в зависимости от изуча­емых биологических объектов — бактерий, грибов, растений, животных, организма человека и общебиологических явлений?

Итак, в зависимости от различных критериев учитель биоло­гии определяет наиболее подходящие и эффективные методы обу­чения, способствующие полноценному усвоению содержания учеб­ного материала.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Почему важно тщательно отбирать методы обучения учащихся? 2. Какими критериями обычно руководствуется учитель при выборе методов? 3. Обоснуйте необходи­мость использования при обучении учащихся биологии таких критери­ев, как специфика содержания учебного материала, наличие оборудова­ния, возраст учащихся, профессиональное мастерство учителя. 4. Опре­делите методы, способствующие оптимальному усвоению учащимися систематического материала в разделе «Растения», филогенетического материала в разделе «Животные», гистологического материала в разделе «Человек», цитологического и генетического материала в разделе «Общая биология». Ваши суждения запишите в таблицу:

Источник

Б) сравнение, выводы, обобщение

Тест 1

*Ответ 1 правильный

**При формулировании определений по вопросам 19, 20 дать достаточно развернутый ответ, используя не более 3 предложений.

б) биологическая и педагогическая

В) педагогическая

г) биологическая, педагогическая, психологическая, философская

2.МПБ делится на:

В) частные и общую

3. МПБ имеет связи с другими науками:

а) биологией, педагогикой, психологией

б) биологией, педагогикой, философией

В) биологией, педагогикой, философией, психологией

г) биологией, педагогикой

4. Предмет научных исследований в МПБ:

б) живые и неживые объекты

В) процесс обучения и воспитания в школе

5. Школьный предмет естествознания впервые был введен в русскую школу:

В) 18 век

6. Благодаря работам этого ученого к концу 19 века в России четко обозначилась особая научная область в педагогике – методика обучения естествознанию:

А) А.Я. Герд

7.Вид обучения в 18 веке:

А) объяснительно-иллюстративный

8. Автором первого русского учебника был:

Б) В.Ф. Зуев

9.Педагогические идеи развивающего обучения впервые были изложены в методических трудах педагога и методиста:

Б) Л.С.Выготского

10. Автором «биологического метода» в преподавании был:

А) В.В. Половцев

11. Методическая теория развития биологических понятий была сформулирована под руководством:

Б) Н.М.Верзилина

12. Парадигма современного этапа обучения:

а) в центре учебного процесса – ученик

б) в центре учебного процесса – учитель

В) в центре учебного процесса – учитель и ученик

13. Учебная программа реализует следующие основные функции:

а) фиксирует содержание образования на уровне учебного предмета

б) служит определенным нормативом для деятельности учителя

В) и то, и другое

14.Требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования:

а) государственный образовательный стандарт

б) обязательный минимум содержания образования

15. Авторская программа составляется на основе:

а) типовой программы

б) образовательного стандарта

в) нормативных документов

г) а + б + в

16. Методы научного исследования по МПБ:

а) биологический (эксперимент, наблюдения), теоретический

б) педагогический (эксперимент, наблюдение), теоретический

17. Виды обучения 21 века:

а) модульное и мультимедийное

Б) программированное и информатизационное

г) а + б + в

18. Бинарную номенклатуру методов впервые предложил:

А) Б.Е. Райков

19. Автор школьной (рабочей) классификации методов обучения:

В) Н.М. Верзилин

20. В основе рабочей классификации методов лежит:

А) источник знаний

б) активность учителя

в) активность и самостоятельность учащихся

21. Словесные методы обучения:

а) беседа, рассказ, эксперимент

б) школьная лекция, диспут, наблюдение

В) объяснение, беседа, лекция

г) лекция, рассказ, демонстрация предметов

22. Рассказ содержит:

А) завязку, кульминационный момент, развязку

б) кульминационный момент, развязку

в) завязку, кульминационный момент

г) развязку, завязку

23. Наглядные методы обучения:

А) демонстрация опыта, демонстрация натуральных пособий, демонстрация изобразительных пособий

б) демонстрация изобразительных пособий, демонстрация опыта, наблюдение

в) демонстрация опыта, эксперимент, диспут

г) демонстрация опыта, диспут, наблюдение

Практические методы обучения

а) демонстрация опыта, эксперимент, наблюдение

б) наблюдение, диспут, определение и распознавания

В) наблюдение, определение и распознавание, эксперимент

г) наблюдение, объяснение, определение и распознавание

25. Выбор методов обучения биологии определяется:

а) личными особенностями учителя

б) микроклиматом в классе и школе

в) нормативными документами

г) а + б

26. К общим методам обучения относятся:

В) исследовательский

27. Выбор методов обучения биологии определяется:

а) нормативными документами

б) возрастом учеников

в) рекомендациями методического районного объединения учителей биологии

г) а + б + в

28. Источник знаний словесных методов:

А) слово учителя

29. Источник знаний наглядных методов:

а) демонстрируемый объект

б) демонстрируемый объект + рассказ

в) демонстрируемый объект + беседа

30. Наблюдение – это:

А) метод

31. Среди перечисленных методов обучения формируют умения:

а) учебные дискуссии;

б) работа с мультимедиа;

32. Мультимедийные методы содержат:

а) виртуальную среду обитания

б) реальную среду обитания

в) а + б

33. Выбор методов зависит от следующего:

а) раскрываемых понятий, оборудования, возраста учащихся

б) содержания, материальной базы, подготовки учащихся

34. Словесные методы обучения биологии:

а) рассказ, беседа, объяснение, наблюдение

Б) беседа, объяснение, лекция

в) рассказ, беседа, лекция, показ кинофильмов, видеокассет

г) рассказ, лекция, демонстрация опытов, объяснение

35. Школьная лекция – это метод:

В) полной школы

36. Приемы активизации методов обучения (словесных):

а) прием удивления, прием новизны, придания значимости изучаемого материала, отсроченного ответа

б) приемы использования на уроке дополнительной литературы

в) приемы занимательности

г) приемы использования на уроке компьютерной презентации

37. Выберите наиболее точное определение методического приема:

а) методический прием – часть метода

б) методический прием – микроструктура метода

В) методический прием – это элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе преподавания

г) методический прием – это элементы метода обучения

38. Группы методических приемов:

А) логические, организационные, технические

б) логические, занимательные, операционные

в) организационные, технические, сравнительные

г) логические, технические, словесные

39. К логическим методическим приемам словесной группы методов относятся:

а) постановка проблемы, запись плана, ответ с места

б) сравнение, выводы, обобщение

в) выявление признаков, вопросы на доске, ответ с места

г) сравнение объектов по сходству и различию, запись лекции, выводы

40. К техническим методическим приемам группы наглядных методов обучения относятся:

а) запись плана, вопросы на доске, демонстрация на разном фоне

б) прикрепление рисунков и схем на доске, демонстрация наглядных пособий, вопросы на доске

в) постановка проблемы, выводы, демонстрация опыта на светлом фоне

г) постановка опытов, демонстрация со стола, использование ТСО

41. Методические приемы – это:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *