выборг церкви и храмы
Выборг
Дитя двух матерей
Приблизительное время чтения: 12 мин.
Судьба страны решается не только в Москве и больших региональных столицах. Игнорировать это — значит отгородиться от важной части нашей общей реальности. Недаром среди жителей мегаполисов уже не первый год растет мода на внутренний туризм с целью ближе узнать свою страну. У некоторых из малых городов России славное прошлое, но сегодня они переживают не лучшие времена. В некоторых — жизнь кипит с прежней силой. Но все они одинаково важны для понимания того, как возникла, сформировалась и живет сегодня наша страна. А значит, самое время узнать эти города в лицо. Читайте в проекте «Фомы» — «Малые города — герои России».
«Россия и Финляндия — две сестры, Финляндия и Россия — две матери… Их головы слились воедино, их руки соединились в Надежде, чтобы Любовь победила. А это зависит от нас. От каждого».
Надпись на мемориале «Крест скорби» неподалеку от Питкяранты
Не верьте никому, кто даст четкий перевод названия Выборга — города-полиглота, говорившего четырьмя разными языками. В каждом из них название Выборга начинается с литер W, V или B: по-фински— Viipuri, Wiipuri (Виипури), по-шведски — Viborg, по-немецки — Wiborg (Виборг), по-русски — Выборг. Варианты перевода — священный город, святая крепость… Название — лишь символ его многоликости.
В Выборге много таинственного: никуда не ведущие лестницы; неожиданно появляющиеся за поворотом переулка башни; неизвестного значения каменная резьба на фасадах — животные, змеи, химеры — не говоря о множестве крестов, куполов и шпилей, удивляющих принадлежностью к разным конфессиям. Кто сможет их классифицировать? Искусствоведы и краеведы находят в своем городе суровое Средневековье и эффектность модерна, классические портики XIX века и геометрию функционализма. По Выборгу сначала ходят с путеводителем в руках, а потом выбрасывают книгу подробных описаний в ближайший цветник — там ее подберут букинисты, — чтобы видеть лишь очарование города, созданное веками.
Машина времени
Начало истории города полагает его главный знак — Выборгский замок с башней святого Олафа (Олава). Это единственный средневековый замок, расположенный на территории России. Строительство его начато в результате III Крестового похода в 1293 году шведским маршалом Торгильсом Кнутссоном. Поход, очевидно, был предпринят с целью установления идеологического господства над жившими в этих землях карелами, крещенными в Православие в 1227 году. Однако главная башня замка носит имя последнего прославленного до Великой схизмы западного святого — почитаемого в Православии благоверного Олафа II Харальдссона, короля и крестителя Норвегии. Башня Выборгского замка была воздвигнута шведами 29 июля, в день памяти святого Олафа, — поэтому и названа в его честь. Так с самого своего основания Выборг, внешне принадлежащий одной культуре и религии, а по смыслу — разный, оказался символом призыва к миру и единству.
С основания замка на Воловьем острове прилегающие земли на 400 лет попали в сферу влияния Шведского Королевства и Католической Церкви. Остров вскоре не смог вмещать всех жителей, и они стали селиться рядом, на материке. Указом шведского короля Эрика XIII Померанского в 1403 году Выборг официально получил статус города.
Святой Олаф остался небесным покровителем Выборга. Недавно Выборгская епархия принимала участие в торжествах 1000-летия крещения св. Олафа, празднуемых в Норвегии; прямо в Выборгской крепости в самый день его памяти, 29 июля, проходит большой праздник. Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий (Пунин) говорит: «Для Выборгской епархии святой Олав II Харальдссон является близким и, можно сказать, родным местночтимым святым…»
Попасть во времена рыцарей Средневековья совсем не трудно. Скалистый мыс напротив замка по сей день занимает район под названием Линнойтус («крепость»), состоящий из средневекового Старого города и Вала (Вали). Район крепости был окружен полуторакилометровой городской стеной с одиннадцатью сторожевыми и приворотными башнями. Выборг сохранил по одной каждого вида: боевую башню Ратуши и сторожевую Круглую башню. Есть предание, что святой Олаф еще до появления Выборга поставил здесь дубовый поклонный крест — местные краеведы уверенно указывают на один из перекрестков Старого города.
Фото Эдуарда Гордеева
Улицы Линнойтуса — наследницы средневековых переулков-тропинок, следовавших лишь рельефу, — образуют нерегулярную прямоугольную сетку, созданную путем «перепланировки», насколько это было возможно, тех самых переулочков в XVII веке. Улицы Старого города остались узкими, 8-10 метров шириной. Ткань средневекового Выборга здесь вплетается в новое время — многие каменные здания Средневековья остались на своих местах; границы участков внутри новых кварталов диктуют размещение более поздних построек. Сохранились и погреба, расположенные под углом к надстроенным над ними зданиям. На дотошный вопрос, по каким адресам расположены здания начала тысячелетия, выборжцы просто махнут рукой в направлении Линнойтуса: «Там…» — этот район — машина времени, здесь стоит быть внимательным к каждому камню.
Если созерцательность вам чужда, примите участие в игре. Клуб реконструкции Средневековья со штаб-квартирой в Выборге проводит несколько больших фестивалей: «Рыцарский замок», «Былинный остров», «Средневековая сказка», «Смотр Ордена» — здесь реконструируются воинские искусства, быт и ремесла, искусства и развлечения.
В России
Правление шведских королей закончилось в 1710 году, когда город заняли войска Петра I Великого. Он превратил Выборг в русскую пограничную крепость, защищавшую блистательный Санкт-Петербург — новую столицу России. Гарнизонный город, тихая провинция. Даже в Русской Православной Церкви Выборг просто относился к Санкт-Петербургской епархии, и до 1803 года наименование «Выборгский» входило в титул правящего архиерея. Зато в 1787 году был основан Спасо-Преображенский, нынешний кафедральный, собор: время затишья хорошо для основательных дел.
Фото Елизаветы Вавиловой
Тишину выборгской жизни нарушил уже Александр I Благословенный, присоединивший Выборг к вновь образованному в составе Империи Великому княжеству Финляндскому. В 1809 году он завоевал восточные провинции Шведского Королевства. Из них была сформирована новая политическая единица Империи — Великое княжество Финляндское, к которому отошел Выборг и смежные с ним территории так называемой Старой Финляндии. В Выборге и Старой Финляндии сформировалась особая культурная общность, отличающая их от остальных частей нового Княжества. Здесь русское православное население успело влиться в существующее лютеранское и католическое сообщество. Было образовано и отдельное Выборгское викариатство Русской Православной Церкви — впрочем, титулярное.
Веротерпимость финнов, как и выборжцев, была и остается их важнейшей чертой. Финны всегда выказывали уважение к Православию и многое сделали для укоренения его на земле Суоми. Так, хотя Петербургу не понравилось открытие в Сортавале финноязычной лютеранской семинарии (1900 год), Синоду пришлось с этим смириться: миссионерство финнов было далеким от радикализма.
Фото Макса Карочкина
В Выборге, имевшем в начале XIX века всего три тысячи жителей, в ходу были четыре языка: финский — 44%, русский — 29%, шведский — 14%, немецкий — 13%. Многие жители Выборга свободно говорили на всех четырех языках. Культурное и языковое многообразие было ясно ощутимой чертой Выборга до 1944 года.
Северное возрождение
Втягиваясь во множественность деталей Выборга, вы догадаетесь, что это город с характерными чертами крупного европейского центра, расцвет которого пришелся на период конца XIX — середины ХХ века. На рубеже веков и Европа, и Россия, и Америка переживали периоды подъема. Но Выборг, маленький город на рубеже культур, стал свидетелем и свидетельством того, как один небольшой народ двинулся вперед большими шагами. Архитектура северного модерна стала воплощением так называемого финского Возрождения.
Облик центра Выборга определили архитектурные и литературные открытия рубежа XIX-XX веков.
Он, как никакой другой город, несет на себе отпечаток «Калевалы» — карело-финского эпоса, составленного в начале XX века врачом и поэтом Элиасом Лённротом из собранных им 50 рун (карельских народных эпических песен). Это признанное опорой для научных исследований отражение дохристианских религиозных представлений финнов и карел. На фасадах многих выборгских домов размещены образы героев эпоса, имена Куллерво, Сампо, Айно носили улицы старого Выборга и даже его фирмы. Скульптура сказителя Вяйнеммёйнена — один из символов выборгского ландшафтного парка Монрепо. Кажется, сами чарующие лабиринты выборгских улочек и многообразие декора домов созданы волшебством «Калевалы».
Фото Дениса Ремпеля
В начале ХХ века случилось чудо: в среде финского народа ожили пласты смыслов, когда-то напитавшие эпос и нашедшие новое выражение в архитектуре, — так появился феномен северного модерна. Он стоит рядом с «Калевалой». Как связан северный модерн с природой Финляндии и Карелии! Главное звено этого союза — гранит; покидая докембрийские скалы или валунные поля, гранит входит в плоть здания весомо и торжественно, устраиваясь на фасадах, как живое существо. Впрочем, и животные не прочь стать ему соседями — декор многих зданий Выборга включает обитателей лесов Карелии. Они же становились и символами, указывающими на особенность характера владельца дома и даже надежность занимающей здание фирмы. Вот барельефы-бараны бывшего дома «Хякли, Лаллукка и Ко» на Вокзальной улице, 7 символизируют упрямство, каким надо обладать, чтобы достичь успеха.
Плавные линии растительных орнаментов и четко очерченные «скалы» оконных проемов, отделка фасадов имитацией естественного камня или крошки, декор с мотивами животного мира — все это отличительные черты модерна, который был с восторгом принят не только архитекторами Выборга, но и Петербурга, и многих других европейских столиц. Здания Выборга в начале XX века создавали авторы с мировыми именами: Элиэль Сааринен, впоследствии определивший архитектурный облик Чикаго и Детройта; Алвар Аалто, спроектировавший для Выборга здание библиотеки, носящей теперь его имя; Уно Ульберг, чьи работы в Выборге служат наглядной моделью развития европейской архитектуры от северного модерна через неоклассицизм к авангарду.
Фото Дениса Ремпеля
Финское возрождение в Выборге подарило жизнь нескольким новым замкам. Правда, все они — скорее произведения искусства, чем символы, как древний Выборгский замок. В стиле замковой архитектуры построено и здание на Рыночной площади, принадлежавшее ранее Финляндскому банку. О, даже бывший банк неприступен и надежен: высокая арка, ведущая во двор, имитирует опускающуюся решетку; украшенные гербами кованые двери главного входа намекают на высокое положение хозяев; узкие окна, напоминающие бойницы, и химеры на стенах представляются грозной охраной. «Гранитным замком» выборжцы называют бывший дом «Хакмана и Ко» на Северном валу, 5. Полностью облицованный разными видами гранита, украшенный каменной резьбой фасад здания выглядит особенно величественно в перекличке с расположенным напротив древним Выборгским замком. Это местечко Выборга всерьез призывает каждого стать романтиком. Дом-сказка, замок-сказка отчуждают от привычного бытия. Издали не видны люди у замка; улочка Северный вал тоже безлюдна; воздух становится зыбким, идет волнами, как и залив стального цвета, отделяющий улочку от замка — может быть, это чужие владения? Другое время? Лишь шум автомобилей заставляет очнуться от этих чар.
Без России
Православная Церковь приветствовала рост самосознания на выборгских землях: в 1892 была создана самостоятельная Выборгская и Финляндская епархия, а ее первым архиереем назначен епископ Антоний (Вадковский), известный своей просветительской деятельностью. С 1898 года в епархии издавался журнал на финском языке «Aamun Koitto» («Утренняя заря»), проводилась работа по переводу богослужения на финский и шведский языки. До революции было построено множество православных храмов, в том числе в Хельсинки, Турку, Свеаборге; в составе епархии был Валаамский монастырь.
Фото Marina Maranello
Лишь время показало преимущества союза Империи и Княжества. В 1917 году Россия встала на путь тоталитарного большевизма, а Великое княжество Финляндское вырвалось в пространство свободы. После непродолжительной гражданской войны правительство провозгласило Выборг и Финляндию свободными от «российского угнетения». Чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндско-Выборгской епархии в 1919 году принял обращение к Святейшему Патриарху Тихону о даровании епархии статуса автономной Церкви в составе Российской, и в 1921 его постановлением епархия была преобразована в Финляндскую Автономную Православную Церковь в составе Московского Патриархата. Она сразу разделилась на две самостоятельные епархии: Выборгскую и Карельскую. Уже властями главой Финляндской церкви был назначен епископ Герман (Аав), а архиепископ Выборгский и всея Финляндии владыка Серафим (Лукьянов) отстранен от управления.
К началу Второй мировой войны Выборг был вторым по величине городом Финляндии. В ноябре 1939 года Советский Союз вторгся на финскую территорию — началась, как ее называют в Финляндии, Зимняя война. Бомбовые удары по Выборгу стали причиной массового исхода населения. В марте 1940 года побежденная Финляндия уступила Выборг и большую часть восточных областей Советскому Союзу, но в 1941 года война возобновилась, получив у финнов название «Война-продолжение». Выборг был взят финскими войсками. Было начато строительство самого высокого в Выборге дома в стиле финского функционализма. Пока выборжцы переселялись в новую десятиэтажку, ленинградцы на другом берегу залива умирали от голода, а финская авиация бомбила единственный путь, связывающий бывшую столицу Российской Империи с миром — Дорогу Жизни.
Новое возрождение
В 1944 году Выборг был взят советскими войсками почти без боя и вместе с частью восточной Финляндии вошел в состав СССР. Это было почти счастьем для архитектуры города, поскольку сохранившиеся здания не испытали дальнейших разрушений. Если бы за Выборг развернулись такие же бои, как на Карельском перешейке, от города бы не осталось камня на камне.
С этого времени Выборг, с точки зрения финнов, оказался за «железным занавесом». Многие выборжцы расселились по всей Финляндии, а город наполнили переселенцы из разных областей СССР: Вологодской (из затопленного Рыбинским водохранилищем района), Кировской, из Белоруссии. Да, многие горожане сегодня не имеют тесных связей с прошлым Выборга, не знают многого в истории и архитектуре города. Но они чувствуют его. Не зря Выборг возродился вновь, сохранив в себе горечь Второй мировой, как и привкус многих эпох до этой годины разрушений.
Фото Дениса Ремпеля
На пути архитектурной реставрации города встала большая практическая проблема: планы большинства реставрируемых зданий остались в Финляндии, а для знакомства с оставшимися в Выборге архивами требовалось знание финского и шведского языков. Но состоявшаяся реставрация города получила высокую оценку даже у финских специалистов: «Когда смотришь на скучные постройки из стекла и бетона, заменившие во многих областях Финляндии действительно важные в архитектурном отношении здания, начинаешь ценить реставрационные работы, предпринятые русскими в Выборге после войны», — писал известный финский историк Сампо Ахто.
Фото Дмитрия Ветрова
Менялся город, менялось и положение Православной Церкви в нем: сначала был восстановлен титул «епископ Выборгский» для викариев Ленинградской (Санкт-Петербургской) епархии; с 1976 года кафедру возглавил владыка Кирилл (Гундяев), уже тогда известный своими просветительскими трудами будущий Патриарх Московский и Всея Руси. Именно ему Синод поручил управление Патриаршими приходами на территории Финляндии — так была восстановлена преемственность кафедры Выборгской и Финляндской. Наконец, 12 марта 2013 года в составе Санкт-Петербургской митрополии была вновь учреждена самостоятельная Выборгская епархия. Владыка Игнатий (Пунин) носит титул епископа Выборгского и Приозерского, не только связанный с Выборгской и Финляндской епархией, но и напоминающий о православных карелах — Корельской кафедре XVI-XVII веков. Как и его предшественники, владыка Игнатий ведет большую общественную деятельность, являясь также председателем Синодального отдела по работе с молодежью. Епархия известна своими просветительскими и молодежными акциями, активным строительством — на Выборгской земле восстанавливается и созидается более 40 храмов.
Владыка Игнатий совершил освящение
храма подворья Коневской обители в бухте Владимировка
Преосвященнейший Игнатий открыл Молодежный Форум
на острове Коневец
Владыка Игнатий совершил освящение
Арсениевского храма и поклонного креста в Коневской обители
Паломническая служба
Коневской обители формирует группы
Владыка Игнатий совершил
воздушный крестный ход со святынями Коневской обители,
молясь об избавлении от пандемии
Святейший Патриарх Кирилл возглавил заключительные торжества
625-летия Коневского Рождество-Богородичного монастыря
Состоялись торжества
в честь 125-летнего юбилея Выборгской епархии
Храмы и духовенство
Выборгской епархии
Материалы о Выборгской епархии
Храмы и духовенство
ВЫБОРГСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Строящийся Храмовый комплекс Успения Пресвятой Богородицы г. Выборга
Храм священномученика Игнатия Богоносца
Настоятель: епископ Выборгский и Приозерский Игнатий
Священники:
иерей Дионисий Панушкин
иерей Александр Грибачёв
Приход Спасо-Преображенского собора г. Выборга
Настоятель: епископ Выборгский и Приозерский Игнатий;
Священники:
протоиерей Димитрий Казаков
иерей Тимофей Климов
иерей Александр Аверкин
иерей Герман Тычина
Диаконы:
протодиакон Евгений Олейников
протодиакон Кирилл Шатров
Приход храма святого пророка Божия Илии г. Выборга
Приписные:
— Часовня Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа при СИ-3 г.Выборга»
— Часовня иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» при СИ-3 г.Выборга»
Настоятель: протоиерей Игорь Аксёнов
Священники:
протоиерей Владимир Маслов
иерей Антоний Быков
иерей Артемий Гилоян
Диаконы:
протодиакон Евгений Харламов
диакон Александр Мошков
Приход храма преподобного Серафима Саровского г. Каменногорска
Настоятель: иерей Геннадий Пономарёв.
Диакон Николай Тихомиров
Приход храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Светогорска
Настоятель: иерей Михаил Котов
Приход храма Покрова Божией Матери п. Кондратьево
Настоятель: протоиерей Валерий Дёмкин
Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Советский
Настоятель: иерей Павел Штанько
Приход храма в честь Собора новомучеников и исповедников Российских г. Приморска
Приписной: Приход Святителя и Чудотворца Николая города Приморск
Настоятель: протоиерей Константин Синельщиков
Приход Свято-Троицкого храма г. Высоцка
Настоятель: иерей Тимофей Климов.
Приход Свято-Успенского храма в поселке Барышево
Приписной: Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла п. Житково
Настоятель: протоиерей Вячеслав Литвинов
Храм преподобной Марии Египетской п. Камышевка
Настоятель: иерей Александр Шульга
Приход храма святой блаженной Ксении Петербургской п. Кирилловское
Настоятель: иерей Александр Шульга
Приход храма Рождества Иоанна Предтечи п. Глебычево
Настоятель: протоиерей Владимир Даниловский
Приход строящегося храма Всех Карельских Святых п. Гаврилово
Настоятель: иерей Евгений Голубев
Приход храма святого Архистратига Божия Михаила п. Михалево
Настоятель: иерей Геннадий Пономарёв
Приход храма Вознесения Господня п. Гвардейское
Настоятель: иерей Максим Павлов
РОЩИНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Приход храма Святителя Николая п. Рощино
Приписные:
— Храм святого великомученика и целителя Пантелеимона в п. Первомайское
— Храм святого Леонида Египетского п. Ильичево
— Храм Святителя Николая Чудотворца п. Лесная Рапсодия
— Часовня св. вмч. Георгия Победоносца п. Рощино
Настоятель: протоиерей Дионисий Холодов
Священники:
иерей Максим Мартыненко
иерей Александр Заплетин
Приход храма Святителя Николая Чудотворца п. Озерки
Приписные:
— Часовня Святителя Николая Чудотворца на 47 км. Приморского шоссе (База отдыха «Окуневая»)
Настоятель: протоиерей Дионисий Холодов
Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Лужки
Настоятель: протоиерей Дионисий Холодов
Приход храма священномученика Вениамина в п. Победа
Настоятель: иерей Виктор Филиппов.
Приход храма Седмиезерной иконы Божией Матери п. Семиозерье
Настоятель: протоиерей Валерий Базанов
Приход храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» п. Коробицино
Настоятель: протоиерей Владимир Трифонов
Приход храма Тихвинской иконы Божией Матери п. Красносельское
Настоятель: иерей Андрей Морозов
Приход храма Воскресения Христова п. ст. Приветнинское
Настоятель: протоиерей Виталий Тимченко
Приход храма святого благоверного князя Александра Невского п. Зеркальный
Настоятель: иерей Игорь Бурый
Приход храма святого благоверного князя Александра Невского п. Сосновый Бор Настоятель: иерей Игорь Бурый
Приход храма Преображения Господня п. Яковлево
Настоятель: протоиерей Алексий Васильев
Приход храма Коневской иконы Божией Матери пос. Саперное
Приписные:
— Храм св. Николая пос. Торфяное
— Храм-часовня в честь Покрова Божией Матери в поселении «Розовая Дача» пос. Громово
— Храм Сретения Господня в пос. Красноармейское
— Домовой храм свв. апп. Петра и Павла в Саперном
— Часовня во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» в пос. Петровское
— Часовня во имя св. вмч. Пантелеимона в пос. Горы
— Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
— Часовня Преображения Господня пос. Саперное
Настоятель: протоиерей Сергий Бельков
Священник: иерей Александр Семенов
Диакон Иоанн Зайцев
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы г. Приозерска
Приписные:
— Строящийся храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на территории Приозерского детского дома-интерната
Настоятель: протоиерей Димитрий Звездилин
Священники:
протоиерей Виктор Кедысь
иерей Олег Каратаев
Приход храма Казанской иконы Божией Матери пос. Коммунары
Настоятель: иерей Олег Каратаев
Приход храма Всех Русских Святых пос. Сосново
Приписные:
— Храм в честь святого апостола Андрея Первозванного пос. Замостье
— Храм свв. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана при больнице пос. Сосново
— Часовня святого благоверного князя Александра Невского п. Сосново
Почетный настоятель: протоиерей Александр Прокофьев
Настоятель: иерей Александр Аникин
Священник: иерей Артемий Русаков
Приход храма Рождества Христова пос. Красноозерное
Настоятель: иерей Евгений Казмирчук
Приход храма Успения Пресвятой Богородицы пос. Мичуринское
Приписные:
— Часовня в честь прп. Серафима Саровского в дер. Борисово
Настоятель: иерей Виталий Ушаков
Приход храма Святой Троицы пос. Мельниково
Приписные:
— Храм св. ап. Андрея Первозванного на Вуоксе
— Часовня во имя свв. первоверховных апп. Петра и Павла в пос. Горы
— Часовня святителя Николая Чудотвора п. Снетково
Настоятель: протоиерей Андрей Виноградов
Приход храма святого Архистратига Михаила пос. Громово
Настоятель: иерей Сергий Комаров
Приход храма Святых Царственных страстотерпцев пос. Раздолье
Настоятель: иерей Борис Ершов
Храм святителя Николая Чудотворца п. Петровское
Настоятель:иерей Артемий Русаков
Храм Иверской иконы Божией Матери п. Запорожское
Настоятель: иерей Артемий Русаков
Храм святого великомученика Георгия Победоносца п. Кузнечное
Настоятель: иерей Владимир Куркин
Приход строящегося храма святого благоверного князя Александра Невского п. Починок
Настоятель: протоиерей Сергий Бельков
ВСЕВОЛОЖСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни»
Настоятель: протоиерей Роман Гуцу
Священники: протоиерей Зиновий Кривич
иерей Арсений Гуцу
Диакон Димитрий Чуев
Приход храма Святой Троицы в г. Всеволожске
Настоятель: архимандрит Никита (Латушко)
Священники:
протоиерей Александр Мирошниченко
иерей Кирилл Горбачук
иеромонах Никита (Ефремов)
Приход святой равноапостольной княгини Ольги д. Новое Девяткино
Настоятель: иерей Евфимий Добрянский
Священник: иерей Николай Кяккинен
Приход храма святой великомученицы Екатерины в пос. Мурино
Приписные:
Храм Преображения Господня п. Мурино
Храм Тихвинской иконы Божией Матери п. Мурино
Настоятель: протоиерей Николай Тетерятников
Священники:
протоиерей Василий Довжанский
иерей Владимир Афанасьев
игумен Никодим (Крюков)
Диакон:
протодиакон Петр Стукал
Приход храма святых апостолов Петра и Павла в пос. Морозова
Настоятель: протоиерей Сергий Кухарев
Священники:
иерей Александр Иванов
Приход храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в пос. Колтуши
Приписные:
— Храм святой равноапостольной Марии Магдалины д. Бор
Настоятель: протоиерей Артемий Литвинов
Священники:
игумен Арсений (Казаров)
иерей Артемий Савко
Диакон Глеб Тихашин
Приход храма святой праведной Мариамны д. Суоранда
Настоятель: протоиерей Артемий Литвинов
Приход храма святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца в пос. Свердлова
Настоятель: протоиерей Иаков Амбарцумов
Священник: иерей Владимир Чурашов
Приход храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в пос. Невская Дубровка
Настоятель: протоиерей Валериан Жиряков
Священник: иерей Олег Зинкевич
Приход храма святителей Геннадия и Евфимия Архиепископов Новгородских в пос. Ковалёво
Настоятель:
иерей Константин Горбунов
Священник: иерей Вадим Антоненко
Приход храма святой великомученицы Варвары в пос. Рахья
Настоятель: иерей Олег Патрикеев
Диакон Александр Абиссов
Приход храма святого Архистратига Божия Михаила г. Всеволожска
Приписной:
храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Всеволожска
Настоятель: иерей Арсений Гуцу
Приход храма святых равноапостольных Константина и Елены в микрорайоне Бернгардовка г. Всеволожска
Настоятель: иерей Дионисий Бунцев
Священник: иерей Роман Козлов
Приход храма святителя Николая Чудотворца в п. Воейково
Настоятель: протоиерей Герман Криворотько
Приход храма Богоявления Господня в пос. Разметелево
Настоятель: иерей Сергий Ломакин
Приход храма равноапостольного князя Владимира п. Щеглово
Приписной:
Храм святителя Николая Чудотворца д. Малая Романовка
Настоятель: протоиерей Зиновий Кривич
Приход храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Кудрово
Приписной:
храм иконы Пресвятой Богородицы «Отрадо и Утешение» в Кудрово
Настоятель: протоиерей Владимир Данкович
Священники:
иерей Андрей Алмазов
иерей Максим Шевырев
иерей Илия Пухкой
иерей Георгий Солтанязов
Диаконы:
диакон Тихон Васильев
диакон Давид Варламов
Приход храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» г. Кудрово
Настоятель: протоиерей Владимир Данкович
Приход храма священномученика Вениамина, митрополита Петроградского в п. Янино-1
Настоятель: иерей Алексий Фомин
Приход строящегося храма Святителя Спиридона Тримифунтского п. Красная Заря
Настоятель: протоиерей Максим Радаев
Приход храма святого благоверного князя Александра Невского п. Романовка
Приписной:
— Храм святителя Луки п. Романовка
— Храм Воскресения Христова п. Углово.
Настоятель: иерей Михаил Дорожкин.
Приход храма преподобного Серафима Саровского г. Всеволожска
Настоятель: иерей Александр Завацкий
Приход храма святой великомученицы Ирины д. Ириновка
Настоятель: протоиерей Роман Гуцу
Приход храма Воскрешения святого праведного Лазаря г. Всеволожска
Настоятель: иерей Арсений Гуцу
Приход храма святого равноапостольного князя Владимира д. Овцыно
Настоятель: протоиерей Максим Радаев
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского д. Борисова Грива
Настоятель: иерей Иоанн Нестеренко
Приход храма священномученика Харалампия п. Ковалёво
Настоятель: иерей Александр Иванов
ТОКСОВСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Собор святого Архистратига Божия Михаила в пос. Токсово
Настоятель: протоиерей Лев Нерода
Священники:
иерей Владимир Федоров
иерей Александр Полянский
иерей Александр Исьянов
иерей Никита Иевлев
Диаконы:
протодиакон Петр Мужук
диакон Валентин Лихтанский
диакон Владимир Швец
Приход храма Живоначальной Троицы п. Хиттолово.
Настоятель: иерей Александр Исьянов
Архиерейское подворье храма преподобного Сергия Радонежского г. Сертолово
Настоятель: протоиерей Евгений Валяшкин
Священники:
иерей Павел Вавилов
иерей Георгий Греченюк
Приход храма Рождества Иоанна Предтечи в дер. Юкки
Настоятель: протоиерей Григорий Григорьев
Священники:
иерей Михаил Легеев
иерей Михаил Кудрявцев
иерей Игорь Лысенко
Приход храма святых благоверных князей Бориса и Глеба в Агалатово
Приписной:
Приход храма святого великомученика и целителя Пантелеимона д. Ненимяки
Настоятель: протоиерей Сергий Ряшин
Священники:
иерей Димитрий Киселев
иерей Сергий Беляев
Приход строящегося храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» п. Агалатово
Настоятель: иерей Сергий Беляев
Приход храма Святителя Николая Чудотворца пос. Стеклянный
И. о. настоятеля: иерей Анатолий Губин
Приход храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» в пос. Кузьмоловский
Настоятель: протоиерей Александр Варламов
Приход храма Смоленской иконы Божией Матери п. Лесколово
Настоятель: иерей Андрей Гребенюк
Приход храма Почаевской иконы Божией Матери д. Гарболово
Настоятель: протоиерей Ярослав Суканец
Приход храма святого апостола Андрея Первозванного в дер. Керро
Настоятель: иерей Олег Герасимов
Приход храма Августовской иконы Пресвятой Богородицы в п. Бугры
Настоятель: иерей Василий Тищенко
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в пос. Черная речка
(на территории в/ч 13821) Настоятель: иерей Анатолий Щербатюк
Храм преподобного Сергия Радонежского в пос. Сертолово – 2
(на территории в/ч 30616-2) Настоятель: иерей Анатолий Щербатюк
Храм Валаамской иконы Божией Матери д. Порошкино
Настоятель: протоиерей Вадим Брумин
Храм иконы Божией Матери «Споручница грешных» п. Васкелово
Настоятель: иеромонах Иеремия (Чугунов)
Приход храма святых благоверных князей Бориса и Глеба массива Мертуть
Настоятель: протоиерей Дионисий Соборов
Храм святого равноапостольного князя Владимира п. Ново-Токсово
Настоятель: протоиерей Александр Варламов
Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь
Священноархимандрит: епископ Выборгский и Приозерский Игнатий
Наместник: архимандрит Александр (Арва)
Подворье Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря в г. Санкт-Петербурге
Настоятель: иеромонах Давид (Алексеев)