выгодская г л обучение глухих дошкольников сюжетно ролевым играм
Выгодская г л обучение глухих дошкольников сюжетно ролевым играм
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Как разные виды деятельности влияют на психическое развитие ребенка с недостатками слуха?
2. Как в задачах обучения игровой деятельности глухих и слабослышащих дошкольников отражены особенности их игр?
3. Какие педагогические условия способствуют развитию игр дошкольников, имеющих нарушения слуха?
4. Как осуществляется руководство играми детей с нарушениями слуха на разных этапах их воспитания в детском саду?
5. Посетите занятие по обучению сюжетно-ролевой игре в детском саду для глухих или слабослышащих детей и проанализируйте его с точки зрения используемых методов и приемов.
6. Назовите основные задачи формирования изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями слуха.
7. Какие методы и приемы в большей степени способствуют развитию творческого отношения ребенка к изобразительной деятельности?
8. Посетите занятие по рисованию или лепке в детском саду для слабослышащих или глухих. Проанализируйте содержание занятия и применяемые в обучении методы.
9. Как реализуется деятельностный подход к развитию речи дошкольников, имеющих нарушения слуха, в процессе игр, рисования, конструирования, труда?
10. Какова роль трудовой деятельности в развитии детей с нарушениями слуха?
2. Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. — М., 1975.
Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм
Оглавление
Предисловие
Однажды швейцарский психолог Жан Пиаже поделился результатами своих исследований психики ребенка с Альбертом Эйнштейном. Пиаже пишет, что Эйнштейна поразило, насколько психика ребенка сложнее физики. С этой беседой двух великих ученых связывают появление известного ныне утверждения, что «понимание атома — детская игра по сравнению с пониманием детской игры».
Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена такому сложному вопросу, каким является игровая деятельность детей. На эту тему проведено много исследований и написано огромное количество статей, книг. Интерес к игре объясняется, с одной стороны, ее сложностью, а с другой стороны, той особой функцией и ролью, которую она выполняет в развитии ребенка-дошкольника.
В то время как в системе советского дошкольного воспитания проблемам игры нормально развивающегося ребенка уделяется очень большое внимание, в теории и практике педагогической работы с глухими детьми эти вопросы остаются до сих пор недостаточно разработанными
Между тем уже в 30-е годы Л С Выготским было выдвинуто положение о том, что аномальный ребенок, несмотря на все своеобразие, развивается по тем же законам, что и нормальный. Отсюда, в частности, следует, что в развитии глухих детей игра должна выполнять не меньшую роль, чем в развитии их слышащих сверстников.
В последние годы были определены особенности игр глухих детей, возможности и закономерности развития этих игр, их роль в формировании личности глухого ребенка. Так, например, было установлено, что глухого ребенка надо специально учить умению играть. Необходимо также руководить его играми. При отсутствии такого руководства задерживается развитие игры, что в свою очередь отрицательно сказывается на формировании личности ребенка.
Все это сделало необходимым и возможным включить в программу обучения и воспитания глухих детей дошкольного возраста раздел «Игры». Раздел написан с учетом особенностей глухих детей, своеобразия их игровой деятельности Реализации программы служило вышедшее краткое «Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников», которое содержит методические разработки рекомендуемых программой игровых тем.
Практика подтвердила целесообразность и эффективность рекомендуемых программой и руководством приемов и методов организации игровой деятельности глухих детей дошкольного возраста.
Предлагаемая вниманию читателей книга является первым пособием, в котором раскрываются многие стороны методики обучения глухих детей сюжетно-ролевым играм.
Признавая ценность подвижных и дидактических игр и их огромное значение для развития ребенка, мы все же сконцентрировали свое внимание на сюжетно-ролевых. Это вызвано тем, что овладение глухими детьми подвижными и дидактическими играми не представляет для них особых трудностей.
Воспитателю труднее всего обучать детей сюжетно-ролевым играм, которые, как известно, представляют наибольшую ценность для их всестороннего развития. Обучение этому виду игр предполагает расширение опыта детей, развитие воображения, выработку игровых умений, формирование игровых действий и навыков речевого общения. Эта работа очень сложна, особенно если учесть, что осуществлять ее приходится в условиях ограниченного речевого общения. Сложность руководства игрой усугубляется тем, что при обучении детей конкретным играм необходимо позаботиться и об общем развитии самих детей.
В книге рассматриваются вопросы, связанные с содержанием и методами работы по обучению глухих детей дошкольного возраста сюжетно-ролевым играм. Методика проведения игр излагается по этапам — подготовка игры, ее организация, ее дальнейшее развитие. Особое внимание уделяется месту и роли воспитателя в организации игровой деятельности детей.
Книга предназначена для воспитателей и сурдопедагогов специальных дошкольных учреждений для глухих детей. Мы полагаем, что она может быть использована и родителями глухих детей.
Автор приносит свою глубокую благодарность всем сурдопедагогам и воспитателям, работавшим с ним при создании и проверке программы и методики обучения глухих детей игровой деятельности.
Заключение
До последнего времени в советской дошкольной сурдопедагогике основное внимание уделялось вопросам обучения детей (главным образом обучению речи), в то время как общевоспитательные проблемы оставались недостаточно разработанными. В частности, мало внимания уделялось проблемам игры как основной формы организации жизни глухих детей дошкольного возраста и мощного фактора их развития. Между тем игры имеют такое же большое значение для физического, нравственного и умственного развития глухих детей, как и для развития слышащих.
Основатель системы дошкольного обучения глухих детей у нас в стране, организатор первого в России и Европе детского сада для глухих Н. A. Pay писала: «Своей конкретностью, действенностью, эмоциональной насыщенностью игра представляет лучшие предпосылки для глубокого воспитательного воздействия на маленького глухонемого, живущего в большей мере, чем слышащий, реальной жизнью, зрительными, осязательными, вибрационными впечатлениями».
Глухой ребенок приходит в детский сад, не умея говорить. Формирование его восприятия, представлений, накопление знаний происходит в первое время без руководящей речи взрослого. Следствием этого является недостаточное знание предметного мира, мира человеческих отношений и неумение отобразить их в игре.
Умение играть возникает у ребенка не спонтанно, а под воздействием обучения, которое у глухих детей не ограничивается формированием игровых действий, выработкой игровых умений и навыков. Обучение включает в себя широкое ознакомление детей с предметным миром, с различными видами деятельности взрослых людей, их отношениями.
Обучение детей игровой деятельности нужно строить с учетом ее особенностей, закономерностей ее развития, опираясь на реальные возможности детей — их способность к подражанию, развивающуюся наблюдательность, интерес ко всему новому, любознательность, активность и т. д. На первых этапах необходимо обучать детей игровым действиям, формировать игровые компоненты По мере того как ребенок овладевает способами игрового изображения действительности, нужно предоставлять ему творческую самостоятельность, инициативу, возможность выбора игры
Следует обучать детей переносу действий с одного предмета на другой, переименованию предметов, используемых в игре, обучать действиям с переименованными предметами в соответствии с их новым игровым названием, формировать речевое общение детей.
В ходе игры создаются особо благоприятные условия для общения детей (распределение ролей, обсуждение и планирование игровых действий, обозначение условных предметов, ведение бесед по ходу игры), для формирования механизмов обобщающей и регулирующей функции слова. Поэтому сюжетно-ролевые игры способствуют развитию речи глухих детей, которая вначале стоит еще на самой элементарной ступени констатации — обозначение словом предметов, их качеств, действий. По мере обучения речи дети овладевают значениями слов, у них меняется отношение к слову, появляется возможность понимать его настолько, что оно начинает определять собой действия детей. Сама игра толкает детей к овладению все более сложными формами речи. Благодаря использованию в игре предметов-заменителей дети проходят первую ступень отвлечения (абстракции), в результате чего у них развивается речевое мышление. В условиях игры создаются такие ситуации, которые позволяют обогащать речевой запас детей и расширять значения слов. Играя с детьми, «педагог включает в игру новое слово, новое выражение, и благодаря игровому настроению и повторяемости новый речевой материал оживает в ребенке, становится его собственностью, ребенок начинает его употреблять спонтанно»[1].
Игры глухих детей нуждаются в повседневном руководстве, которое не должно сводиться лишь к регулированию отношений детей, к предотвращению драк и поломок игрушек Оно предусматривает обучение детей игровой деятельности, формированию у них творческого отношения к действительности, умения творчески отразить окружающий мир Это требует от воспитателя высокого уровня педагогического мастерства, понимания значения игр для всестороннего развития детей, знания особенностей игр и условий, способствующих их развитию.
В дошкольном возрасте игра является основной, ведущей деятельностью, в процессе которой создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребенка. При правильной организации игры могут стать одним из средств коррекции аномального развития глухих детей, так как в условиях игр происходит формирование как отдельных психических функций (и их коррекция), так и личности ребенка в целом Игра является источником различных видов творческой деятельности детей, действенным средством развития воображения, способствует развитию творческого восприятия и отображения детьми действительности.
В учебно-воспитательной работе, проводимой с глухими детьми, сюжетно-ролевым играм должно быть уделено особое внимание. Игры должны быть не эпизодическим явлением в жизни детей, а неотъемлемой ее частью. Долг воспитателя — так строить работу по обучению детей играм и руководству ими, чтобы игры могли выполнить свою решающую роль в развитии детей и содействовали тому, чтобы они выросли полноценными членами общества. Хотя формирование игры не является в педагогике самоцелью, в данном случае оно выступает как специальная педагогическая задача. И решать ее необходимо со всей серьезностью, со всей ответственностью, так как «игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»[2].
[1] Pay Н. А. Дошкольное воспитание глухонемых М, 1947, с 41
[2] Макаренко А. С. Сочинения, т. 4. М., 1951, с. 373.
Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.
Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.
Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРЫ
Методика обучения играм детей с нарушениями слуха опирается на закономерности игры слышащих детей, в ней учитываются особенности, присущие дошкольникам с нарушениями слуха. (Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. — М., 1975.)
При работе с детьми преддошкольного возраста, важно вызвать интерес к играм, желание играть, усвоить предметные действия с игрушками, научить переносить действия, осуществляемые с одними игрушками, на другие. На этом этапе закладываются предпосылки будущей сюжетной игры. В большинстве случаев глухие и слабослышащие малыши не умеют играть с сюжетными игрушками, а ограничиваются манипулированием, т. е. вертят игрушки, перекладывают с места на место, бесцельно катают машины или водят кукол по комнате. Игры носят недлительный характер и быстро заканчиваются.
Воспитатель привлекает внимание детей к игрушкам, формирует предметные действия, показывает различные способы действий с одной игрушкой. Под предметными действиями понимаются «исторически сложившиеся, закрепленные за отдельными предметами общественные способы их употребления» (Д. Б. Эльконин).
Предметные действия — необходимая предпосылка игры. На начальных этапах игровое действие связано с предметом, в роли которого выступает сюжетная игрушка: кукла, зайка, машина; с ними совершаются действия типа «погулять», «покачать», «покатать». Привлечение других сюжетных игрушек — посуды, одежды и т. п. позволяет увеличить количество игровых действий. На этом этапе обучения игре основное внимание направляется на развертывание и обозначение условных предметных действий в игре. Воспитатель показывает различные способы действий с одной игрушкой. На одних занятиях он показывает детям, как кормить куклу, фиксируя их внимание на предметных действиях: как правильно пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой. На других занятиях с куклой гуляют, укладывают спать и т. д.
Маленький ребенок не умеет выполнять игровые действия по подражанию воспитателю. Поэтому его сначала обучают выполнению сопряженных действий, т. е. когда ребенок одновременно выполняет те же действия с аналогичной игрушкой. В некоторых случаях, действуя с одной игрушкой, воспитатель учит его воспроизводить действия отраженно, вслед за ним, чередуя действия ребенка с собственным показом, а в отдельные моменты управляя рукой малыша.
Выгодская г л обучение глухих дошкольников сюжетно ролевым играм
4. Физическое воспитание // Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: Программа. — М., 1991.
5. Физическое воспитание // Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: Программа. — М., 1991.
Глава 2. Формирование детской деятельности
§ 1. Обучение игровой деятельности
Особенности игр детей с нарушениями слуха
Развитие ребенка раннего и дошкольного возраста связано с формированием предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности, в процессе которых происходит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарождение личности человека. Полноценное формирование этих видов деятельности у детей с нарушениями слуха происходит в процессе целенаправленного воздействия на них.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая вследствие ее неоспоримого значения для психического развития ребенка. Возникновение игры у ребенка связано с развитием предметной деятельности, которая формируется у нормально слышащих детей на втором году жизни. У детей с нарушениями слуха предметная деятельность формируется преимущественно в дошкольный период детства (А. А. Катаева, 1977). Более позднее формирование предметной деятельности обуславливает запаздывание сроков формирования игры. Особенности формирования игры у детей с нарушениями слуха связаны также с задержкой в развитии восприятия и мышления, недостаточным уровнем воображения. Недоразвитие речи и ограниченность речевого общения негативно влияют на становление сюжетно-ролевой игры. Особенности игровой деятельности глухих дошкольников были подробно исследованы Г. Л. Выгодской (1963).
Дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Однако тематика их игр значительно беднее, с преобладанием в основном бытовых игр. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процессуальный характер, и даже в старшем дошкольном возрасте не становятся подлинной сюжетно-ролевой игрой.
Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм
Характеристика сюжетно-ролевых игр, их влияние на развитие ребенка. Особенности игр глухих детей, методические приемы и необходимые условия для обучения дошкольников сюжетно-ролевым играм. Планирование и учет работы по организации игровой деятельности.
Рубрика | Педагогика |
Вид | конспект произведения |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.11.2012 |
Размер файла | 43,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм
Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм
Характеристика игровой деятельности
Особенности игр глухих детей
Условия необходимые для развития игр детей
Первый год обучения
Такая систематическая работа воспитателя очень положительно сказывается на развитии содержания игр, делая их творческими, полностью изживая свойственное детям механическое воспроизведение одной и той же игры в неизменном виде, с одними и теми же действиями и словесным содержанием.
Дети этого года обучения в своих играх должны отражать уже не только то, в чем они сами непосредственно участвовали, что сами пережили, но и то, что выходит за рамки их жизни в семье и в детском саду, то, о чем они узнали, что увидели во время экскурсий, на занятиях, из сопровождающих их наблюдения объяснения взрослых. Только уяснив цель каждого трудового действия, ребенок по подражанию сможет овладеть способом его выполнения в игровых условиях, научиться детально, изображать его в своей игре.
При этом следует помнить о присущей игре глухих детей тенденции к излишней детализации отдельных действий и не допускать, чтобы она заслоняла собой сюжет игры, поглощала ее.
На этом году обучения дети в своих играх уже не должны ограничиваться изображением только предметных действий. В несложной форме они должны передавать и характерные для той или иной деятельности взаимоотношения взрослых людей. Так, например, изображая врача, ребенок должен не только воспроизвести все действия, совершаемые врачом, но и передать его отношение к больному, его заботу о нем.
Дети этого года обучения еще не умеют самостоятельно распределять роли. Воспитатель должен помогать им в этом.
Это необходимо делать по трем принципам: во-первых, потому что детям еще трудно договориться с другом, они не всегда могут довести свою мысль до такой степени ясности, чтобы, она была понята остальными участниками игры.
Во-вторых, потому что иначе самые привлекательные для детей роли будут всегда исполнять одни и те же более активные дети, которые, подавляя других детей каждый раз будут главенствовать в игре, между тем более застенчивые, медлительные, замкнутые дети будут постоянно довольствоваться второстепенными ролями. Между тем именно этим застенчивым, малоактивным детям и надо почаще поручать первые, главные роли в игре, чтобы, таким образом, через игру помочь ребенку изменить занимаемое им в группе положение, дать ему почувствовать уверенность в своих силах.
И наконец, в-третьих, воспитатель должен помогать детям распределять роли потому, что склонные к механическому воспроизведению уже освоенных игр в неизменном виде, они стремятся при этом повторять и имевшееся в прошлых играх распределение ролей, фиксируя определенные роли за определенными детьми. Каждый ребенок в группе должен уметь исполнять любую роль в освоенной игре.
На этом году обучения необходимо учить детей широко использовать в играх одни игровые предметы в качестве других.
Надо по-прежнему, как и в предыдущие годы, учить детей использовать в качестве игровых предметов то, что они изготовляют во время занятий изобразительной деятельностью.
На этом году обучения в играх обычно участвует одновременно несколько детей. Коллективная игра не может протекать без общения. Воспитатель всеми силами должен добиваться, чтобы это общение осуществлялось в словесной форме, на базе языка слов. Само собой разумеется, обучение детей речевому общению в процессе игр не должно подчинять себе все стороны игры, не должно убивать ее замысла, превращаться в простые речевые занятия.
В тех случаях, когда дети, забыв нужное слово, начинают прибегать к помощи жестов, воспитатель тотчас же должен подменить их нужным по ходу игры словом, выражением. Надо либо напомнить детям забытое слово, выражение, либо познакомить их с новым, которое потом, употребляясь в других ситуациях (в быту, на занятиях), обрастает полноценным содержанием.
Для развития игровой деятельности детей на этом году обучения следует проводить драматизацию хорошо знакомых им сказок. Это помогает детям их усваивать и вместе с тем, становясь основой игр, способствует их развитию. Не касаясь здесь вопроса о влиянии драматизации на усвоение детьми содержания сказок, мы остановимся лишь на том, как драматизация может изменить и обогатить творческие игры детей.
Как правило, в своих первых играх-драматизациях дети стараются слепо копировать все, что делал педагог. Однако такие игры все равно полезны, так как, во-первых, в них дети закрепляют то, что они узнали из сказки, а во-вторых, это подражание впоследствии становится основой их творчества.
Как и в предыдущие годы, надо очень тщательно следить за тем, чтобы каждую игру дети доводили до конца, играли «устойчиво», длительно. Необходимо оказывать детям существенную помощь в развитии замысла игры. Советом, напоминанием, предложением, своим участием можно сделать интерес детей к теме игры стойким.
Воспитателю следует ежедневно оценивать игру каждого ребенка группы. При этом он не должен ограничиваться тем, что хвалит одних и порицает других («Толя играл плохо, а Витя играл хорошо»). Оценка должна анализировать деятельность детей. Мало сказать ребенку, хорошо он играл или плохо, необходимо, чтобы дети поняли, что же именно было в игре Толи плохого, а в игре Вити хорошего. Нужно, чтобы не только сам Толя или Витя, но и все дети группы смогли это уяснить, сделать для себя выводы. Только в этом случае оценка игры будет иметь положительное воспитательное значение.
Программой рекомендованы игровые темы, которые дети должны освоить в течение года:
Игра в «Летчиков», «Зоопарк», «Поликлиника», «Доктор», «Парикмахерская», «Строительство».
Пятый год обучения
В течение последнего года обучения в детском саду следует:
учить детей творчески отражать в играх новые знания, полученные во время занятий, чтения, экскурсий, при рассматривании картин, просмотре диафильмов;
учить детей развивать сюжет и замысел игры;
учить детей раскрывать содержание игры в действиях и речи;
продолжать учить отражению в играх труда взрослых людей, их отношений, чувств;
продолжать развивать в ходе игр и с их помощью речь детей; учить использовать в играх словарь, усвоенный на занятиях и в общении; расширять «Специфический словарь», связанный с сюжетами игр;
укреплять в ходе игр и с их помощью дружеские отношения детей;
продолжать учить детей использовать в играх предметы в условной роли (заменители).
Методические приемы: широкое использование предметов-заменителей (3-й этап: введение в игру новых предметов в условной роли, называние их именем заменяемого предмета); действия с воображаемыми объектами; широкое использование как специальных поделок детей, так и продуктов их изобразительной деятельности; многообразное использование предметов в играх; подготовка к экскурсиям; экскурсии; показ; объяснение; напоминание, оживление опыта детей; совет; участие в игре воспитателя в качестве действующего лица; помощь в развитии замысла; драматизация; рассматривание картин, рисунков и составление рассказов по их содержанию с последующим разыгрыванием рассказанного; просмотр диафильмов; контроль за распределением ролей, помощь в распределении ролей; использование текстов, помощь в ведении диалогов; привлечение детей к проведению анализа игры и оценке деятельности каждого из ее участников.
Для решения поставленных задач воспитателю на протяжении года предстоит проделать очень большую работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей.
При правильно организованном руководстве игры детей этой группы содействуют их сплочению в коллектив, развитию у них дружбы, формированию познавательных и художественных интересов, самостоятельности, инициативности, целеустремленности, дают выход их творческой активности.
Чтобы игры детей носили коллективный характер, надо помогать им объединяться для общей игры. С этой целью воспитатель ненавязчиво, в форме совета подсказывает тему игры, в которой можно вычленить несколько ролей, например: «Можно в «больницу» играть: нужен доктор, медицинская сестра, няня, больные дети». Если дети сами придумали тему игры, но не знают, как включить в нее нескольких участников сразу, и не принимают из-за этого в игру всех желающих, воспитатель помогает детям вычленить новые роли.
Полезно предложить ребенку несколько вариантов, чтобы он сам мог выбрать наиболее для него привлекательный, так как в этом случае он сам может придумать какие-то детали, подробности, развивающие игру, чего, конечно, не будет, если ребенку навязать какой-то обязательный, мало его заинтересовавший план игры. Это видоизменение, развитие сюжетов освоенных игр должно происходить за счет использования в них новых знаний.
Все, что заинтересовало детей, эмоционально захватило их, все это неизбежно отразится в их играх. Поэтому, если новые знания интересны, доступны и сообщаются детям в яркой, эмоциональной форме, они находят воплощение в их играх, порождая новые и видоизменяя старые. Слышащие дети отражают в своих играх все, что узнают. Они летают на космических кораблях, запускают спутники, участвуют в трудных и опасных арктических экспедициях, охотятся на китов. Надо стремиться к тому, чтобы и глухие дети в своих играх обыгрывали все то, о чем они узнают. Часто дети самостоятельно не умеют отразить в игре новые знания и нуждаются в помощи взрослого. В некоторых случаях эта помощь может быть совсем незначительной.
Новые знания дети получают не только на занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, при просмотре диафильмов, рассматривании картин, чтении. В условиях игры создаются наиболее благоприятные условия для усвоения нового. Все пережитое в игре, эмоционально окрашенное, становится прочным достоянием ребенка, входит в арсенал его опыта. Многие знания, умения и навыки, получаемые детьми на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельностью, они переносят в игру и используют в ней.