вынос иконы в курске
В Курск прибывает чудотворная икона «Знамение» (программа)
Куряне готовятся встречать чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курская Коренная. Как мы уже сообщали, в пятницу, 20 сентября, православная святыня прибудет в Курск.
В пресс-службе Курской епархии сообщили, что днем святыню встретят в аэропорту. Затем состоится переезд в Коренную пустынь в местечке Свобода Золотухинского района Курской области. В 17:00 там начнется всенощное бдение.
С 20 по 25 сентября святыня будет находиться в Коренной пустыни.
21 сентября, суббота, 9:00 — божественная литургия в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной пустыни.
24 сентября, 17:00 — всенощное бдение в канун праздника.
25 сентября, в день праздника Рождества Богородицы пройдет крестный ход с иконой «Знамение» из Коренной пустыни в Курск. Святыню перенесут в Знаменский кафедральный собор.
Программа крестного хода: 7:00 — божественная литургия; 10:00 — начало крестного хода; 14:30 — сбор духовенства у Введенского храма Курска; 15:00 — начало движения от Введенского храма; 16:30 — молебен на площади у Знаменского собора.
С 25 сентября по 3 октября чудотворный образ будет пребывать в Знаменском монастыре. Поклонение будет организовано круглосуточно.
1 октября с 9:00 «Знамение» посетит лечебные учреждения Курска.
3 октября в 7:00 молебен и проводы чудотворной иконы в Железногорскую епархию. Там она будет находиться до утра 4 октября. Оттуда святыню увезут в Казахстан.
Иван ПРОХОРОВ, Друг для друга Курск Онлайн, фото adm.rkursk.ru
Подписаться на «Друг для друга»:
Крестный ход с чудотворной иконой «Знамение» Курская Коренная: время пребывания иконы, перекрытие дорог
Чудотворная икона «Знамение» Курская Коренная в сентябре вновь прибудет на свою историческую родину. Святой образ будет находиться на исторической родине с 22 сентября по 3 октября. В День города — 25 сентября — крестный ход доставит икону из местечка Свобода в Знаменский собор Курска. Впервые этот путь наши предки проделали в 1618 году, то есть сейчас исполняется 400 лет этой святой традиции.
С 1618 по 1726 годы икона оставалась в Коренной пустыни три дня, затем до 1765 года – уже на целую неделю. Но в 1767 году по Указу Священного Синода Курский Крестный ход был прекращен и возобновлен лишь в 1791 году. При этом икона стала пребывать в обители две недели. В 1805 году, благодаря ходатайству игумена Макария, срок пребывания иконы на месте своего явления был установлен с девятой пятницы по Пасхе до 12 сентября (старый стиль).
С течением времени выработался определенный порядок прохождения крестного хода. Величественные и торжественные Крестные ходы собирали многие тысячи людей. Сохранилось предание о том, что, когда первые богомольцы входили в Коренную, последние еще были в Курске.
В советскую эпоху организованные Крестные ходы были запрещены, но многие люди, не смотря на запреты властей, в установленные традиционно дни самостоятельно совершали их.
Древняя традиция проведения Крестных ходов за святой иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной была возрождена в 1990 году.
В этом году 22 сентября святыню доставят в м.Свобода из Москвы в сопровождении делегации, возглавляемой епископом Манхэттенским Николаем.
С 22 по 25 сентября икона Божией Матери «Знамение» будет в монастыре «Коренная пустынь». Подход паломников организуют круглосуточно.
25 сентября согласно древней традиции будет совершен крестный ход из Коренной пустыни в Знаменский кафедральный собор города Курска.
С 07.00 в храме Рождества Пресвятой Богородицы монастыря состоится Божественная литургия. После ее окончания, в 10.00, начнётся крестный ход с перенесением чудотворной иконы до железнодорожного переезда около села Жерновец. Затем паломники на автотранспорте направятся в Курск к Введенскому храму.
В 15.00 крестный пеший ход возобновляется к центру города по улице Дубровинского. В 15.50 на пл. Перекальского чудотворный образ встретят руководители области и города. Крестный ход продолжится по улице Ленина до Знаменского собора, на площади перед которым будет совершен молебен.
В Знаменском соборе подход паломников к древнему образу будет организован круглосуточно.
26 сентября с 09.00 до 17.00 икона «Знамение» посетит лечебные заведения Курска.
1 октября с 06.00 до 19.00 чудотворный образ будет находиться в Успенском соборе города Рыльска.
ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ КРЕСТНОГО ХОДА 25 сентября
07-00 Божественная литургия в храме Рождества Пресвятой Богородицы.
10-00 Начало крестного хода из монастыря.
11-30 Подход крестного хода к церкви с.Тазово. Отдых.
12-30 Выход из села Тазово.
13-00 Подход крестного хода к д.Жерновец.
15-00 Начало движения крестного хода от Введенского храма г. Курска.
16-30 Молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной на площади у Знаменского собора.
Так как движение паломников будет осуществляться по проезжей части, то 25 сентября будет приостановлено движение транспорта по ул. Маяковского (на участке от пересечения с ул. Октябрьской до ул. Дубровинского), Дубровинского, Перекальского по мере приближения паломников до окончания хода.
Во время прибытия участников хода к Знаменскому собору закроется движение всех видов транспорта через Красную площадь и ул. Сонина. По ул. Ленина движение автотранспорта и городского пассажирского транспорта будет закрыто примерно с 15.00 до окончания молебна.
Городской пассажирский транспорт при закрытии движения по ул. Ленина и ул. Сонина будет курсировать следующим образом: микроавтобусы маршрутов №№ 227, 228, 273, 274 будут следовать до остановки «Ул. Почтовая» по ул. Радищева и обратно. От Центрального рынка движение автобусов будет организовано в сторону Сеймского округа и Северо-западного жилого района, от пл. Перекальского – в сторону микрорайона СХА, Железнодорожного округа, кольцевые маршруты автобусов №№ 39, 52, 83, 280 будут организованы по ул. Радищева.
Стала известна программа пребывания в Курской области чудотворной иконы «Знамение»
Как мы ранее сообщали, икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная прибудет в Курск в пятницу, 20 сентября.
В пресс-службе Курской епархии уточнили, что в 13:00 святыню будут встречать в Курском аэропорту. Затем переезд в Коренную пустынь в местечке Свобода Золотухинского района Курской области. В 17:00 там пройдет всенощное бдение.
С 20 по 25 сентября святыня будет находиться в Коренной пустыни.
21 сентября, суббота, 9:00 — божественная литургия в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной пустыни.
24 сентября, 17:00 — всенощное бдение в канун праздника.
25 сентября, в день отдания праздника Рождества Богородицы пройдет крестный ход с иконой «Знамение» из Кореннной пустыни в Курск. Святыню перенесут в Знаменский кафедральный собор.
Программа крестного хода: 7:00 — божественная литургия; 10:00 — начало крестного хода; 14:30 — сбор духовенства у Введенского храма Курска; 15:00 — начало движения от Введенского храма; 16:30 — молебен на площади у Знаменского собора.
С 25 сентября по 3 октября чудотворный образ будет пребывать в Знаменском монастыре. Поклонение будет организовано круглосуточно.
1 октября с 9:00 «Знамение» посетит лечебные учреждения Курска.
3 октября в 7:00 молебен и проводы чудотворной иконы в Железногорскую епархию. Там она будет находиться до утра 4 октября. Оттуда святыню увезут в Казахстан.
Крестный ход с чудотворной иконой
Одигитрия Русского зарубежья.
Крестный ход с чудотворной иконой из Курска в Коренную.
Чудотворную Икону начали выносить в 9-ую пятницу по Пасхе из Курского монастыря в Коренную Пустынь по указу царя Михаила Феодоровича с 1618 года. Однако, вынос этот совершался не каждый год, а с перерывами, как сказано выше. Только с 1806 года утвердился тот порядок, который продолжался и в наше время до самого 1917 г., и сделал этот крестный ход одним из самых величественных в России.
Кто из старшего поколения не помнит знаменитое большое полотно И. Репина: «Крестный ход в Курской губернии», с его характерными лицами, лучше сказать ликами, простого верующего русского народа? Репин как раз изобразил вынос Чудотворного Образа Знамения в Коренную.
Владычица сподобила меня многократно и наблюдать за крестным ходом из окна одного из домов на Московской улице, по которой проходил ход, и самому участвовать в нем. Кроме того, я имею под рукой письменные воспоминания курянки Александры Всеволожской о том же ходе, с подробностями, от меня ускользнувшими или унесенными временем. Попытаюсь объединить эти воспоминания в одно целое.
Уже за месяц до выноса Иконы, начиная с Вознесения, день и ночь возили св. Икону по городу. Куряне прощались со своей Заступницей. Большинство горожан желали освятить свои дома посещением Пречистой. В собор Чудотворная возвращалась только на праздничные богослужения, да и то не на все время.
Курск ко времени выноса очень оживлялся. Отовсюду стекались богомольцы, из близких и дальних губерний и из уездов Курской губернии. По свидетельству А. Всеволожской, из села, где находилось одно из её имений в Калужской губернии, редкая девушка выходила замуж, не побывав на выносе в Коренную. А от Калуги до Курска не менее 300 верст. Дальше богомольцы приходили обыкновенно группами, и во время крестного хода, чтобы не потеряться в огромной массе народа, на дорожные свои длинные посохи, которые они несли высоко на плече, навешивали опознавательные знаки: разноцветный тряпочки или ленты, веточки какого-нибудь определенного дерева, цветы. Окрестный села приходили почти поголовно, малыми крестными ходами, со своим духовенством, хоругвями и святынями.
По краям Красной площади и на ближайших к ней улицах особенно на Знаменской, на которой стояла наша гимназия, строились деревянные лари, а то и просто палатки — остатки перенесенной в Курск знаменитой некогда Коренной ярмарки. В них продавались, кроме предметов широкого потребления и съестных припасов, старинные, шитые золотом и жемчугом женский кички, еще изредка носившиеся пожилыми зажиточными крестьянками, куски материи золотого кустарного шитья — специальность Курской губернии, ручной работы ковры, плахты и т. п.
Примерно за неделю до выноса на Красной площади перед собором устанавливались большие «фонари», в виде церковок, с посеребренными главками, некоторые из них помнили еще времена царя Алексея Михайловича. Их было 12. Внутри фонарей горело множество свечей. Паломники имели обыкновение вешать на фонари свои приношения: куски домотканного полотна, платки, полотенца. Около каждого фонаря сидел старичок монах, продававший свечи и принимавший жертвы. Был обычай пролезать под фонарем: считалось, что помогает от зубной боли. По вере и исцелялись.
Накануне выноса Иконы, в четверг вечером, кроме apxиерейской всенощной в соборе, служилась еще так называемая народная всенощная на особом помосте, окруженном «фонарями», посредине Красной площади. Начиналась она после 8 часов вечера и кончалась далеко за полночь. Народ стоял с зажженными свечами. Десятки тысяч малых огоньков прорезали ночную тьму. Пение мощного стоголосого сборного хора разносилось далеко-далеко в ночной тишине. В положенное на богослужении время гудели великолепного аккорда мощные монастырские колокола, усиливая молитвенный подъем. Им вторили колокола всех курских церквей. А кругом в садах душисто цвела липа и заливались соловьи.
Ни с чем несравнимая картина!
Утром город принимал особенно праздничный вид. Главная Московская улица, по которой должен был следовать крестный ход, была дворниками чисто выметена и полита водой от пыли. Вдоль ее шпалерами стояли войска курского гарнизона. Уже с рассветом начиналось по ней движение. Вот бредут отдельные паломники с котомками за плечами и с клюками. Это по большей части старики и старухи, которым не угнаться за крестным ходом, да и давки боятся. Потом начинают идти кучками. С восходом солнца формируются группы побольше. Идут деревнями, с крестом и парой хоругви у головных. Между этими группами есть еще более или менее значительные промежутки.
Между тем, около 9 часов утра в Знаменском соборе начинается прощальная архиерейская литургия, совершаемая несколько поскору. Часов с десяти людской поток по Московской улице делается уже непрерывным. Идут курские пригородные свободы: Казацкая, Стрелецкая, Пушкарная, — все исторически названия. Число хоругвей множится. Их целый лес теперь, одна другой краше.
В 11 часов дня из ворот Знаменского монастыря выплывает первый фонарь, самый старинный. В нем пылает множество свечей. Фонарь тяжелый. Несут его на длинных шестах не меньше 40 усердствующих. Позади их идет столько же людей на подсмену. Будут нести до самой Коренной пустыни. За первым, с равными промежутками, уже в сплошной народной толпе следуют остальные 11 фонарей.
Отошла литургия. Формируется главное ядро крестного хода. Чудотворная Икона, в своей самой древней, сверкающей золотом и драгоценными камнями ризе — подарке царя Феодора Иоанновича — в эту свою последнюю службу в Курске пребывала не на своем обычном месте в сени с левой стороны, а на аналогии посредине храма. Apxиepeй, поддерживаемый двумя протодиаконами, по окончании литургии, берет святыню и, держа ее высоко над головой, выносит из храма, предшествуемый множеством духовенства, сопутствуемый властями и вносит ее на высокий, крытый красным сукном, помост, специально для сего выстроенный на Красной площади.
При пении: «Яко Необоримую Стену и Источник чудес. », под перезвон колоколов всех курских церквей, Владыка благословляет Иконой город на все четыре стороны. Это самый величественный момент.
А. Всеволожская пишет:
«Когда теперь хочу я вспомнить далекое прошлое и родной Курск, — всегда передо мной встает все та же картина: коленопреклоненная, замершая в глубоком безмолвии многотысячная народная масса, блестящие ризы и горящие огоньками митры духовенства, яркое солнце, и на фоне голубого неба, будто в воздухе парит благословляющая всех наша родная курская Святыня, Источник чудес. Сколько было их на протяжении веков, сколько слез и горя, сколько страдания людского видела и утешила Она, наша Заступница. И разве не чудо, что ушла Она с нами в изгнание, чтобы делить с нами наши скорби и горести. ».
И. А. Всеволожская и я, оба мы свидетельствуем, что на нашей памяти, а это будет больше десятка лет, всегда в день выноса Иконы из Курска стояла прекрасная погода. Это ведь тоже чудо…
Благословив город и народ, тихо спускается святитель с помоста и передает Святыню губернскому предводителю дворянства и губернатору, которые несут ее, по установившемуся порядку до старой Ильинской церкви. Впереди идут воинские части с оркестрами, играющими: «Коль славен. », потом монашествующее, за ними — apxиepeйский хор в своих малиновых кафтанах, наконец духовенство, в сверкающих на солнце белых пасхальных ризах. Его более сотни. Идут двумя рядами, держась ближе к стоящим шпалерами войскам, за которыми теснится народ.
В середине образовавшейся пустоты величаво движется Икона — народная Святыня, Заступница и Покровительница Курского края. За ней, шагах в десяти, следует apxиepeй с жезлом, поддерживаемый иподиаконами.
У Ильинской церкви — краткий молебен. Предводитель дворянства — в мое время бессменный князь Дондуков- Изъездинов, умерили не так давно в Париже, и губернатор передают Икону Городскому Голове и Председателю Губернской Земской Управы. Те несут ее до Благовещенской домовой церкви больницы сестер милосердия Курско-Знаменской Общины Красного Креста, получившей свое наименование от нашей святыни. Apxиepeй благословляет Иконой больницу и снова передает ее предводителю дворянства и губернатору, которые, по обычаю, должны вынести ее из ворот города. Они вносят ее в часовню за Московскими воротами, откуда, после краткого молебна, владыка выносит Икону и сам вставляет ее в особо украшенный закрытый киот на носилках, который несет до Ямской слободы духовенство и монашествующие, а далее ревнители из наиболее почетных граждан.
Крестный ход идет теперь быстро, чтобы ко всенощной поспеть в Коренную. Этапы: Ямская слобода, деревня Жерновец, села Песочное, Тазово, Долгое, с часовой остановкой в Песочном. Всюду навстречу Святыне выходят местные крестные ходы, которые потом ее сопровождают.
Apxиepeй и старшее духовенство, после поставления Иконы в киот, садятся в карету, экипажи и линейки и окольными дорогами обгоняют крестный ход, чтобы встретить потом его в Пустыни. Крестный ход достигает туда часам к восьми вечера, когда уже почти смерклось. Перед святыми вратами Обители его снова встречает apxиepeй с духовенством и братией Пустыни. Икону вынимают из киота и торжественно опять на руках несут в главный монастырский собор.
В соборе сначала служится молебен, а потом начинается всенощное бдение, длившееся действительно всю ночь до самого утра. До и после литургии частные молебны, молебны без конца. В продолжение почти недели по прибыли Иконы, Денно и нощно непрерывно продолжаются богослужения. Молебны перемежаются акафистами Пречистой, которые целиком поются особым замечательным пустынным распевом, о чем уже было сказано раньше.
Возвращалась Икона из Коренной обратно в Курск 13 сентября тоже крестным ходом, но уже менее торжественным.
Так совершались выносы Курской Чудотворной Иконы в Коренную Пустынь нашими отцами и дедами в не оцененное нами старое святое время. Долг наших детей и внуков рано или поздно восстановить этот благословенный обычай.
Важные изменения в графике пребывания иконы «Курская Коренная»
С 22 сентября до 3 октября чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и решению Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви будет находиться в Курской епархии. Уже в течение десяти лет эта традиция соблюдается неукоснительно и очень ценится жителями Курска и области.
С 22 сентября до начала крестного хода 25 сентября чудотворный образ будет находиться в Коренной пустыни. 25 сентября, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, по многовековой традиции состоится крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной из Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни в Знаменский мужской монастырь Курска.
Обращаем внимание, что это юбилейный Крестный ход: в этом году 400 лет со дня его установления.
Программа Крестного хода:
25 сентября с чудотворной иконой «Знамение» Божией Матери Курская-Коренная из Коренной пустыни в Знаменский монастырь Курска;
07-00 Божественная литургия в храме Рождества Пресвятой Богородицы Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни;
10-00 Начало крестного хода из монастыря;
11-30 Подход крестного хода к храму с.Тазово. Отдых;
12-30 Выход из села Тазово;
13-00 Подход крестного хода к д.Жерновец;
15-00 Начало движения крестного хода от Введенского храма г. Курска;
16-30 Молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной на площади у Знаменского собора.
В Знаменском соборе подход паломников к древнему образу будет организован КРУГЛОСУТОЧНО;
26 сентября с 09.00 до 17.00 чудотворная икона «Знамение» посетит лечебные заведения Курска;
1 октября с 07.00 до 17.00 чудотворный образ будет находиться в Успенском соборе города Рыльска. В Знаменский собор святыня вернется к 19.00;
Ранним утром 3 октября чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная покинет свою историческую родину.