выше всех добродетелей рассуждение ибо всякая добродетель без разума пуста

Проф. МДА А. Осипов. Нет добродетели выше.

Профессор Алексей Ильич Осипов: Нет добродетели выше рассуждения // Православная газета. №8 (665) / 20 февраля ‘12

Беседовал Сергей Юргин

В эфире телеканала «Союз» состоялась трехчасовая встреча с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым, материалы которой мы публикуем в этом и нескольких последующих номерах газеты.

– Здравствуйте, дорогие друзья. Нам радостно в дни празднования 7-летия начала работы телеканала «Союз» объявить, что в эфире новая встреча с профессором Московской Духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым. Здравствуйте, Алексей Ильич. Позвольте поздравить Вас, как нашего самого активного и преданного соработника, с этой знаменательной датой – без преувеличения, это и Ваш канал, ведь именно из нашей студии уже много лет звучит на огромную аудиторию Ваша миссионерская проповедь.

Алексей Ильич, многих часов не хватит прочитать все слова благодарности, которые приходят в Ваш адрес, но все же я зачитаю одно письмо, показывающее безмерную любовь к Вам наших телезрителей: «Алексей Ильич, хочу поблагодарить Вас за Ваши лекции, через них Господь стал для меня живым, а не эфемерным. С уважением, Маргарита, город Чебоксары».

Но давайте обратимся к вопросам, которые поступили накануне.

«Как отличить личный опыт общения с Богом от прелести? Татьяна, город Екатеринбург».

– Очень важный вопрос, который затрагивает духовный путь развития очень многих христиан. Православие тем и отличается от других конфессий, что оценивает любой личный опыт через призму святоотеческого опыта. Личный опыт может быть сколь угодно многообразным, и мы оцениваем его как правильный только тогда, когда он соответствует основным положениям святоотеческого опыта. Если же наблюдаем несоответствие, то мы понимаем, что здесь или что-то не так, или вообще заблуждение – так что очень важно знать основные положения святоотеческого опыта.

Эти положения четко высказаны в творениях святителя Игнатия (Брянчанинова), недаром о нем с таким восхищением говорили Оптинские старцы, просто поражаешься их оценкам! Макарий Оптинский говорит о нем, как о человеке великого ума. И подчеркивает, что это был бы Великий Арсений в нашей Русской Церкви, если бы Промыслом Божиим не был поставлен на другое место. А Варсонофий Оптинский говорит, что это просто ангельский ум, что когда Игнатия (Брянчанинова) хоронили, ангелы пели. Никон Оптинский (Беляев) говорит так об Игнатии (Брянчанинове): «Когда я читаю его труды, я вижу, что это настоящая азбука духовного опыта».

Я уже не говорю об исполненных великой благодарностью высказываниях в адрес Игнатия (Брянчанинова) Иоанна, игумена Валаамского, игумена Никона (Воробьева), недавно почившего архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который советует: «Читайте его, руководствуйтесь им, и вы избегнете очень многих опасностей» – вот какую высокую оценку творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) дают люди, заслуживающие полного уважения, понимания, признания.

Так вот, святитель обозначил в своих творениях основные принципы духовной жизни, отступление от которых ведет человека к прелести. Один из основных критериев, которые подчеркивает святитель Игнатий, заключается в словах преподобного Петра Дамаскина:

«Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской».

Вот где, оказывается, критерий истинности –
это не радостные переживания, не сладостные ощущения,
не видения, не дары прозорливости, нет.
Признаком начинающегося выздоровления души
является все большее видение
пораженности нашей природы фактически всеми страстями,
которые открываются в нас постепенно
при правильном духовном опыте.

– Следующий вопрос: «Бог есть любовь, но почему в Ветхом Завете мы постоянно видим наказания и только наказания и царей, и народа? С уважением, Надежда из Серпухова».

– Христианство открыло, что Бог, оказывается,
совсем не то Существо, Которое представлялось
иудейскому ветхозаветному и языческому сознанию, –
там Бог совершенно четко обозначен как справедливый Судья.
И поэтому все, что происходило с человеком
в его жизни, рассматривалось или как наказание,
или как награда.
Очень интересны в этом отношении такие эпизоды из Евангелия, когда ученики спрашивают Христа: «Равви, кто согрешил, он или родители, что родился слепым?» – другого понимания Бога просто не было.

Христианство, если хотите, произвело революцию,
сделало открытие величайшей важности:
Бог, оказывается, не Судья, не палач, хотя бы и милостивый,
а Врач. Все, что Он посылает, что совершается по Его воле,
по Его Промыслу, совершается
на пользу духовной жизни человека.
Только это, и больше ничего –
ведь когда врач делает операцию,
когда отнимает руку или ногу,
он не наказывает человека, а лечит,
то есть делает это с целью спасти человека.
Так и все наказания в Ветхом Завете,
которые действительно вызывают подчас недоумения,
были вовсе не наказания.
А если использовать это слово – «наказание»,
в значении, которое мы находим
в нашем славянском языке, – слово «наказание» означает «научение, помощь».
Не наказывает Бог, а любит.
Это действительно просто потрясающее открытие Того,
Кто есть Бог.

– «Бог – любовь, Бог – Творец, Который создал все. А кто тогда создал бесов?», – спрашивает Игорь Коротаев.

– Бесов никто не создавал. Бесы – это духи, которые прежде были ангелами, но, по традиционному учению, рассматриваются как духи падшие, то есть отпавшие от Бога и в результате извратившие свою добрую природу на злую. А в отношении того, какова их участь, поскольку этот вопрос постоянно сопутствует заданному, нужно сказать, что Бог знал, создавая этих духов, их участь.

Как понять, в таком случае, Его любовь? Есть точка зрения, которая выражена с полной определенностью родным братом Василия Великого святителем Григорием Нисским. Он утверждал, что и люди, и бесы, перенеся определенные страдания и поняв, что жизнь вне Бога это только страдания, в конечном счете станут способны понять и то, что Бог есть любовь и только любовь. Таким образом, пишет святитель Григорий Нисский, произойдет восстановление всего. То есть, оказывается, он утверждает, что, как пишет апостол Павел, будет Бог всяческая во всех. Во всех. Такова его точка зрения в отношении проблемы вечных мук, касающихся человека.

Подобная точка зрения была твердо и определенно выражена целым рядом великих святых Православной Церкви. Об этом говорят Григорий Богослов, Василий Великий, Епифаний Кипрский, Ефрем Сирин, Исаак Сирин. Говорят они о том же, но предупреждают, особенно четко Исаак Сирин:
«Хотя геенна ограничена,
но страшен вкус пребывания в ней,
и никто не знает, какие страдания придется перенести там».
То есть он предупреждает:
не думай, что легко получить блага,
пройдя через те страдания, о которых говорит Откровение.
Убоись этого и не обманывайся.

– Наталья из Ханты-Мансийска спрашивает: «Греховен ли вопрос, для чего Бог создал человека? И должны ли мы задаваться этим вопросом?».

– Этот вопрос не только не греховен, он естественен, ведь если его перефразировать, то это будет звучать так: «Зачем же я живу, каков смысл человеческой жизни?». И православный ответ здесь однозначен: человек создан быть богоподобным существом. А о Боге мы говорим, что Он всеблажен, что Он совершенен, что Бог есть Красота, превыше всякого представления о Себе. Так и человек назван: вы боги и сынове, то есть сыны Вышнего, все вы – человек призван быть богоподобным существом, преисполненным благодати, познания истины, радости бесконечной, красоты, не могущей быть выраженной человеческим языком. Вот в чем смысл человеческой жизни, вот для чего Бог создал человека.

– «Как правильно понимать Божий Промысел и не впасть в искушение?», – спрашивает Алексей. И похожий вопрос: «Алексей Ильич, Православие учит, что воля Божия есть исполнение заповедей всегда и в любом месте. Мы часто читаем в житиях святых, как они продолжительно молились и совершали подвиги, перед принятием каких-то решений пытались понять, угодно ли это будет Богу. Расскажите, пожалуйста, что такое предаваться воле Божией при принятии каких-либо решений, при избрании жизненного пути. С уважением, – Василий, город Арзамас».

– Я еще раз хочу напомнить, что Православие тем отличается от других конфессий, что исходит из святоотеческого понимания ответов на те вопросы, которые нам предлагает жизнь. Да, очень многие задаются вопросом, как поступить по воле Божией?

Так вот, человек должен поступать всегда
по разуму и по совести.
По разуму, исходя из тех знаний идей христианства,
которые у него есть,
и по совести, поскольку совесть тонкий и живой индикатор
наших поступков, –
по разуму и по совести,
и пересечение этих двух линий дает искомую точку.

Если человек будет поступать так, то при этом, как пишет Исаак Сирин, мы должны говорить: «Господи, вот что говорит мое безумное рассуждение, вот что говорит моя очень сожженная совесть, но, Господи, да будет Твоя воля, а не моя». Если человек искренне обращается к Богу с такой молитвой и принимает решение в соответствии со своим пониманием,
то даже в случае ошибки человека Бог исправит это.
Почему? Да потому что он возлагает искреннее упование
на Бога, а не на себя.
Тогда и совершается Промысел Божий.
Особенно важно упование на волю Божию,
когда люди в молитвах обращаются с просьбой
о каких-то земных вещах, о здоровье, о внешнем благополучии.

Святые отцы говорят: «если можешь, ничего не проси у Бога». Но иногда мы не можем не просить, и уж тогда проси так: «Господи, Ты знаешь, что я хочу, но да будет воля Твоя, Господи, а не моя». Такое обращение к Богу может получить самый благоприятный, положительный ответ.

Когда же мы настаиваем, отвергаем Промысел Божий, волю Божию, хоть и со слезами, но требуем, чтобы было по-нашему, то, конечно, ничего не получим. Большинство людей, кажется, молятся, просят об одном, другом, третьем и ничего не получают.

По двум причинам.
Первая причина: настойчиво просят у Бога:
«дай вот это, Господи».
Вторая – а веры-то нет. Просят, и сами не верят.
И так всю жизнь проводит человек и остается без плода.
Промысел Божий совершается,
когда мы предаем себя в волю Божию, –
но не бездейственно: вот сижу я в кресле и говорю:
«Господи, вырос бы у меня сад. ».
Нет, мы должны делать что можем,
но результаты предоставлять воле Божией.
Вот здесь решение вопроса.

– Грехопадением первых людей человек исказил свою природу, она стала крайне болезненна, но, прежде всего, она стала смертной. Я уж не говорю о том, что она стала тленной, как пишет Максим Исповедник, стала страстной и так далее. Афанасий Великий пишет:
«Покаяние омывает грехи, но не исправляет природы».

Тем и отличаются крестные страдания Христа и Его Воскресение, что Он этим актом исправил ту природу, которую воспринял, ту человечность, которую Он воспринял, – посмотрите, каким Он был до Воскресения, какая у Него была Плоть, подвергнутая страданиям, и голоду, и жажде, и слезам, и каким Он стал по Воскресении. Он находится здесь – и исчезает, Он в закрытые двери заходит. Вот как природа изменилась – она стала совершенной, ее воссоздал Господь через Свою Плоть. Отныне человек получил возможность приобщиться этой воскресшей, новой природе, как говорит апостол Павел, природе Второго Адама. Приобщение это происходит через принятие Христа. Какое принятие Христа? Христос – это Спаситель, и тот человек, который видит, что самостоятельно не в состоянии справиться со своими пакостями душевными, со своими страстями, обращается ко Христу, к Богу от всей души и с покаянием. Обращаясь ко Христу, он принимает Крещение.

В Крещении и происходит то великое, чего не знало никогда человечество. Я подчеркиваю, что Крещение не магия, а таинство, в Крещении верующему человеку дается семя новой жизни, которую создал Христос, семя вот этого нового Адама. И теперь уже от человека зависит, создаст ли он условия, благоприятные для возрастания этого семени в себе, или не создаст. Только правильная духовная жизнь дает возможность возрастания в смертном и страстном человеке нового, как говорит апостол, человека.

Какое это возрастание? По примеру множества святых, которые прославлены Церковью, мы видим, какими они становились. Помните беседу Серафима Саровского с Мотовиловым? «Смотреть нельзя было, как солнце сияло лицо его». Мария Египетская, смотрите, переходит реку «яко по суху». И сколько появляется свойств нового человека во Христе, ведь это было нечто совершенно удивительное! Вот что принесла нам Жертва Христова.

Но я говорю о внешних вещах, потому что трудно сказать о внутренних. Посмотрите, какой радостью исполнены были святые. Серафим Саровский не мог встретить человека, чтобы не сказать ему от всей души, с величайшей любовью: «Радость ты моя». И все чувствовали, что это не слова пустые. Тут видели любовь, потому многие потрясенные выходили от него, изменяли свою жизнь. Вот что дала нам крестная Жертва Христова.

В связи с этим хочу отметить очень важный момент. Я помню, при беседе с католиками, один из их епископов, который кардиналом потом стал, сказал о Богоматери как о Соискупительнице. Я удивился. Он, конечно, стал извиняться сразу, но это сейчас стало входить в наше сознание. Потом смотрю, наш Софроний (Сахаров), архимандрит, то же самое говорит, что мы можем соискуплять, вместе с Христом, людей. Какой ужас! Христос природу исцелил, а мы можем только грехи омывать свои и помочь другим. Повторю еще раз замечательные слова Афанасия Великого: «Покаяние омывает грехи, но не исправляет природы». Поэтому мы не соискупляем. Это безумно: себя объявить чуть ли не равными Христу, – никакого соискупления быть не может. Поэтому, когда я прочитал такое у Софрония (Сахарова), архимандрита, я был поражен. Вот что пишет Софроний (Сахаров): «Мы не умаляем жизненной силы Жертвы Христа, но разделяем ее, соучаствуем в ней, живем в той же реальности. Отсюда как бы урок нам: каждый из нас должен молиться за мир, искупляя его нашими молитвами. Так познается Бог».

Какой ужас, вы подумайте только: искупляя его нашими молитвами! Христос – Единственный, больше никто не может искуплять мир. Ни своими молитвами, ни своими подвигами. Это очень важный момент в понимании христианства.

– Если Бог есть любовь, то как относиться к страданиям невинных, как правильно переносить страдания?

– Как относиться к скорбям, которые постигают каждого человека, – нет человека, у которого не было бы скорбей, правда? Очень важно понимать следующее. Здесь есть три ступени, о которых каждый христианин должен знать. Когда эти скорби объективные и мы ничего не можем сделать, главное – терпеть. Терпеть – это значит, не рваться с креста, потому что с креста все равно не сорвешься. Это первая, низшая ступень.

Вторая ступень та, которую указал нам разбойник разумный. Осознать: «Господи, достойное по делам нашим мы получили». Ой, как это важно! Не обвинять направо, налево всех, кто виноват. У нас ведь, что ни случись, кто виноват? Виновато правительство, Церковь, все вокруг меня виноваты, – один я только чистый голубок. Если человек достигнет духовной способности понять это и от всей души сказать Богу: «достойное по делам своим я получаю», тогда он может взойти на третью ступень. Она заключается в чем? «Господи, я знаю, что Ты есть любовь, я знаю, что все, что Ты посылаешь, это только к моей пользе, пользе вечной, а не только мимолетной. Господи, благодарю Тебя». Тот человек, который окажется способным сказать такие слова, ощутит при этой скорби кажущейся радость. Радость, которая поглотит саму скорбь. Об этом говорит бесконечный опыт множества христиан. Как великомученик Евстратий восклицал, когда с него сдирали кожу и поливали маслом кипящим: «Мучение – это радость рабам Твоим!». Потрясены были все мучители. Недаром мы часто видим в истории этих гонений, когда сами палачи бросали орудия пыток и объявляли себя христианами. Они видели присутствие Бога. «Мучение – это радость рабам Твоим». Вот она, третья ступень! Более того, Бог может избавить человека от всего этого, видя правильное устроение его души.

А в отношении невинных страданий, я уже не говорю о невинных страданиях взрослых людей…

Вот, в данном случае меня обвиняют в воровстве, но я не крал. А сколько у меня до этого было неправды? Сколько я лгал, сколько притворялся, сколько лицемерил, сколько еще других грехов творил? Я только в данном случае, оказывается, несправедливо страдаю, а ведь закон-то один. Это как цепочка. В данном случае, верно, это звено хорошее, а предыдущие все? Все гнилые. Так что важно здесь быть христианином. И тогда я пойму: «Господи, да, здесь действительно я не виновен, но я достойное по делам своим получаю, потому что знаю: чего в моей жизни только не было».

А дети-то за что страдают? Если спрашивать с православной точки зрения, отвечаю: ни за что. А почему? Неверно поставлен вопрос. За что – это наказывают. Опять мы возвращаемся к иудео-языческому пониманию Бога как Судьи, и верно: за что же страдают невиновные младенцы? Не «за что», а «почему»? А потому.

Во-первых, все мы, начиная с семьи, дальше родственники, дальше друзья, дальше коллектив и так далее – все мы из себя представляем не мешок гороха, в котором горошины соприкасаются друг с другом, но никакой связи между ними нет, никакого влияния друг на друга нет. Что пишет апостол? «Церковь есть Тело Христово» – мы все представляем собой организм живой, в котором каждая клеточка соучаствует в жизни другой. Ко мне подходит студент с кривой физиономией и говорит: «Можно я на лекции не буду присутствовать – у меня зуб болит». Голубчик, это ведь болит зуб, ну и пусть он болит, ты-то при чем?

Конечно, это смешно, но на самом деле мы забыли, что ребенок – это клеточка, органически связанная со своими родителями и с окружением своим. Страдания этого ребенка – не что иное иное, как выражение той духовной пораженности, в которой находятся, допустим, его родные, его родители, и так далее. Это первый момент, почему страдает ребенок. Второе. Ни одна капля страданий не попускается Богом ни одному человеку без того, чтобы не воздать этому человеку в миллионы и миллиарды раз больше в той вечной жизни, которая откроется для каждого из нас. То есть блаженны те, кто здесь пострадают. Они будут вознаграждены не сторицею, просто нет числа, которым можно было бы это выразить. Ибо Бог есть любовь. Вот какая наша вера.

Почему страдает этот человек? Мы говорим, что ему делаем операцию. За что? Не «за что», а «почему». Посмотрите, сделали операцию, и здоров человек, радуется жизни, солнцу. Вот почему мы ему делали операцию. Так и здесь. Кстати, а если Бога нет, объясните, за что страдают эти все бедные больные, уроды, ненормальные – они за что страдают, скажите? Ни за что? Бессмыслица, какой ужас! Это что за мировоззрение? А у нас есть Бог, Который любовь, и ни одно страдание не является бессмысленным, вот какое великое благо.

– Спасибо, Алексей Ильич. Любовь из Забайкалья спрашивает: «Мои родственники другой веры, и они меня смутили вопросом, почему мы, православные, носим крест на груди? Иисус на Кресте терпел такие страдания и боль, а мы носим его на груди, и все другие конфессии осуждают нас, православных, из-за того, что мы носим этот крест. И я ничего не могла им на это ответить».

– Крест Христов – знак тех страданий Христа, которые являются величайшим доказательством любви Бога к человеку. Крест Христов – спасение, исцеление человеческой природы. Посмотрите, как мы почитаем реликвии, мучеников, мощи мучеников. Мы благоговеем, поклоняемся, величаем страдания не только мучеников за Христа, а просто героев даже. Посмотрите, во время войны сколько людей погибло, целые поисковые отряды сейчас находят их останки. Не с благоговением ли мы, когда находим какую-то медаль, какой-то документ, звездочку, относимся к этому? Да, конечно. Мы почитаем и этих страдальцев, и все, что было связано с этими страданиями. Так и здесь – мы крест Христов почитаем как орудие, как знак нашего спасения, как постоянное напоминание себе об этом, потому-то и носим его не где-нибудь, а на своей груди.

Источник

Выше всех добродетелей рассуждение ибо всякая добродетель без разума пуста

выше всех добродетелей рассуждение ибо всякая добродетель без разума пуста

«Выше всех добродетелей рассуждение, ибо всякая добродетель без разума — пуста.» Император Пётр ВЕЛИКИЙ †
http://vk.com/topic-1053462_32777449

КАКИЕ МЫ САМИ ТАКИЕ У НАС И МЫСЛИ

Одна женщина стояла возле городских ворот.
Мимо нее проходил вор и подумал : наверное ждет пока зайдет солнце. Чтобы пойти что то украсть.
Проходила блудница и подумала: наверное ждет своего любовника. Что бы уединившись насладиться краденным счастьем.
Третьим шел священник. Он подумал : наверное благочестивая женщина ждет пока откроется Храм.

Белый лист и черная точка.
(Притча)

Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги.
— Что вы здесь видите? – спросил Мудрец.
— Точку, – ответил один.
Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку.
— Приглядитесь внимательнее, – сказал Учитель.
— Здесь черная точка, – сказал другой ученик.
— Нет! – возразил третий ученик, – здесь маленькая черная точка. Так ведь?
Все остальные ученики закивали головами, в знак согласия.
После долгой паузы все ученики ожидающе посмотрели на Учителя.
— Жаль, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто не заметил чистого белого листа…
И добавил, после долгой паузы:
— Значит, мне есть еще чему вас учить.

выше всех добродетелей рассуждение ибо всякая добродетель без разума пуста

1. Подпадают под БОЖИЕ и ВСЕНАРОДНОЕ ПРОКЛЯТИЕ СОБОРА 1613 года.

Материалы в помощь :

УТВЕРЖДЕННАЯ ГРАМОТА ВЕЛИКАГО ВСЕРОССIЙСКАГО СОБОРА въ МОСКВѢ ЦЕРКОВНАГО И ЗЕМСКАГО, 1613 ГОДА (21 февраля), О ПРИЗВАНIИ НА ЦАРСТВО МИХАИЛА ѲЕОДОРОВИЧА РОМАНОВА
http://vk.com/topic-1053462_21265909

Материалы в помощь :

Тема: АНАФЕМЫ ЕРЕТИКАМ. Последование в Неделю Торжества Православия: анафемы Православной Церкви еретикам и возглашение вечно памяти её верным сынам, 1904 год
http://vkontakte.ru/topic-698603_3864867

Тема: Что такое АНАФЕМА и почему Церковь Христова изрекает анафему на ЕРЕТИКОВ?
http://vkontakte.ru/topic-698603_20796385

выше всех добродетелей рассуждение ибо всякая добродетель без разума пуста

выше всех добродетелей рассуждение ибо всякая добродетель без разума пуста

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». (Мф. 12:31–32).

Источник

Рассуждение — венец добродетелей

Каково наше духов­ное состо­я­ние — таково рас­суж­де­ние

— Геронда, почему святые отцы гово­рят, что доб­ро­де­тель рас­суж­де­ния — “вели­чай­шая из всех доб­ро­де­те­лей”?

— Рас­суж­де­ние не просто доб­ро­де­тель, она — корона, венец доб­ро­де­те­лей.

Каково наше духов­ное состо­я­ние, каково у нас каче­ство доб­ро­де­те­лей, таково у нас рас­суж­де­ние. Если у нас бумаж­ные доб­ро­де­тели, то бумаж­ным будет и венец доб­ро­де­те­лей, то есть рас­суж­де­ние. Если доб­ро­де­тели брон­зо­вые, брон­зо­вым будет и венец. Если они золо­тые, то и венец у них золо­той. Если в наших доб­ро­де­те­лях есть алмазы, то алмазы будут и на венце доб­ро­де­те­лей — рас­суж­де­нии.

— Геронда, что такое рас­суж­де­ние?

— Рас­суж­де­ние — это духов­ное зрение. А духов­ным зре­нием обла­дает тот, кто имеет очи­щен­ный ум, тако­вой имеет ясность духа и про­све­ще­ние от Бога.

— Святой Иоанн Лествич­ник гово­рит: “Двумя очами мы видим телес­ное, а рас­суж­де­нием видим духов­ное”.

— Так и есть. Видишь, если наши глаза здо­ровы, то мы видим хорошо, а если они пора­жены болез­нью, то видим плохо. Острота нашего зрения зави­сит от здо­ро­вья глаз. То же самое про­ис­хо­дит и в духов­ной жизни. От того, насколько мы здо­ровы духовно, зави­сит и наше духов­ное зрение, рас­суж­де­ние.

— Геронда, как откры­ва­ются духов­ные очи?

— Разве Хри­стос не бре­нием отверз очи сле­пому (См. Ин.9:6 )? Но, чтобы откры­лись очи нашей души, мы должны сбро­сить с себя брение, грязь, скверну греха. Не ска­зано ли: “Тину бо отряс очесе умнаго”? Если мы не отре­чёмся своего “я” и не осво­бо­димся от своего вет­хого чело­века, но будет в нас про­дол­жать оста­ваться себя­лю­бие, эгоизм, чело­ве­ко­уго­дие, то не будет у нас ясного духов­ного взора.

Чем больше чело­век пре­успе­вает в духов­ной жизни, тем шире рас­кры­ва­ются очи его души. Ум очи­ща­ется, чело­век начи­нает лучше рас­по­зна­вать соб­ствен­ные недо­статки и видеть многие бла­го­де­я­ния Божии, сми­ря­ется, внут­ренно сокру­ша­ется — и при­хо­дит есте­ствен­ным обра­зом Бла­го­дать Божия, Боже­ствен­ное про­све­ще­ние, и он при­об­ре­тает рас­суж­де­ние. Тогда он в каждом случае ясно видит, какова воля Божия, и не пре­ты­ка­ется на своём духов­ном пути. Потому что рас­суж­де­ние — это руль, кото­рый ведёт его без­опасно, не поз­во­ляя укло­няться с пря­мого пути ни направо, ни налево.

— Геронда когда чело­век начи­нает по бла­гому про­из­во­ле­нию делать что-то хоро­шее, а потом дохо­дит до край­но­сти и полу­ча­ется зло, это значит, что нет рас­суж­де­ния?

— Начало может быть хоро­шим, но если чело­век невни­ма­те­лен, то к делу при­ме­ши­ва­ется эгоизм и он сби­ва­ется с нуж­ного курса. Когда к тому, что мы делаем при­ме­ши­ва­ется наше “я”, наше эго, тогда воз­ни­кают при­стра­стия, и диавол пожи­нает плоды. Потому ста­рай­тесь жить внут­ренне вни­ма­тельно, сми­ренно, тру­диться неза­метно, чтобы иметь Боже­ствен­ное про­све­ще­ние. Живу­щий внут­рен­ней жизнью, сми­ренно пре­одо­ле­вает чело­ве­че­скую мелоч­ность, фана­тизм и т. д., ста­но­вясь зило­том, рев­ни­те­лем, в хоро­шем смысле этого слова.

— Геронда, мне трудно рас­по­зна­вать, что пра­вильно в каждом кон­крет­ном случае.

— Тебе необ­хо­димо очи­ще­ние, чтобы появи­лась ясность духов­ного вос­при­я­тия. Читай “Лав­саик”, “Лимо­на­рий”, “Досто­па­мят­ные ска­за­ния”, авву Вар­со­но­фия, читай при­ме­ни­тельно к себе, чтобы раз­вить духов­ную в инту­и­цию. Тогда смо­жешь раз­ли­чать, где золото, а где медь, и ста­нешь насто­я­щим юве­ли­ром в духов­ных делах.

В каждой доб­ро­де­тели необ­хо­димо рас­суж­де­ние

— Геронда, авва Исаак пишет “Бог вме­няет доб­ро­де­тель по рас­су­ди­тель­но­сти”.

— Так и есть. Любое наше дело, чтобы оно было угодно Богу, и любая доб­ро­де­тель, чтобы она на самом деле была доб­ро­де­те­лью, имеют нужду в рас­суж­де­нии. Рас­суж­де­ние — это соль доб­ро­де­те­лей. Поэтому Хри­стос и гово­рит в Еван­ге­лии: “Всяка жертва солию осо­лится” ( Мк.9:49 ). К при­меру, в вопросе подвига сколько тре­бу­ется рас­суж­де­ния! Чело­век должен учи­ты­вать свои силы, своё духов­ное состо­я­ние и т. д. Если он пере­гнёт палку, то ока­жется неспо­соб­ным вообще что-либо делать, а это будет в ущерб всей его духов­ной жизни. Потому отцы гово­рят: “Что сверх меры, то от диа­вола”. Для Паисия Вели­кого, напри­мер, кото­рый мог два­дцать дней оста­ваться без еды, не было бы край­но­стью посто­янно дер­жать трёх­днев­ные посты. Но для чело­века, у кото­рого ноги дрожат от сла­бо­сти и кото­рый с трудом раз в год выдер­жи­вает трёх­днев­ный пост, нала­гать на себя посто­янно такие посты было бы край­но­стью, а край­ность, как мы ска­зали, от диа­вола.

— Геронда, я пони­маю, что в подвиге нужно рас­суж­де­ние, но зачем оно нужно в других доб­ро­де­те­лях, мне трудно понять. Не могли бы Вы при­ве­сти нам какой-нибудь пример?

— Возь­мём, к при­меру, тебя. У тебя сердце матери, а.. Гово­рить дальше?

— А манеры… злой мачехи. В тебе столько жерт­вен­но­сти, столько само­от­ре­че­ния, столько доб­роты, но нет рас­суж­де­ния. Ты не обра­ща­ешь вни­ма­ния, что за чело­век с тобой гово­рит и чего он хочет, не дума­ешь, как нужно себя с ним вести, а начи­на­ешь кру­житься вокруг него волч­ком Но чело­век, кото­рый не видит твоего сердца а только твоё внеш­нее пове­де­ние, рас­стра­и­ва­ется.

— Что же мне делать, геронда?

— Проси у Бога про­све­ще­ния, чтобы ко всему отно­ситься с рас­суж­де­нием Воору­жись тер­пе­нием и молит­вой и посте­пенно при­об­ре­тёшь рас­суж­де­ние.

И в любви тре­бу­ется рас­суж­де­ние

— Авва Пимен гово­рит “Узнай, чего хочет брат и упокой его”. Что именно он хочет этим ска­зать?

— Он имеет в виду, что нужно узнать нужду брата, ближ­него, и соот­вет­ству­ю­щим обра­зом его упо­ко­ить, в хоро­шем смысле. Потому что и в любви тре­бу­ется рас­суж­де­ние. Если, напри­мер, чело­век чре­во­угод­ник, то его не нужно всё время кор­мить вкус­ными блю­дами, потому что это ему повре­дит. Вкус­ную еду нужно при­го­то­вить тому, кто стра­дает отсут­ствием аппе­тита Если у чело­века сахар­ный диабет, а ты ему даёшь слад­кое, это разве любовь?

— Геронда, как чело­век может любить всех людей оди­на­ково и при этом любить с рас­суж­де­нием?

— Он всех любит оди­на­ково, но про­яв­ляет свою любовь по-раз­ному. Одного любит на рас­сто­я­нии, потому что этого чело­века нужно дер­жать на рас­сто­я­нии, дру­гого вблизи: кому как полезно. С кем-то ему не нужно совсем гово­рить, дру­гому нужно ска­зать пару слов, с тре­тьим пого­во­рить подольше.

— Можно ли, про­яв­ляя любовь, повре­дить дру­гому?

— Если в чело­веке есть любо­че­стие и ты про­явишь к нему боль­шую любовь, то он изме­ня­ется в хоро­шем смысле и ста­ра­ется вся­че­ски тебя отбла­го­да­рить. А чело­век наглый, если ты ока­жешь ему боль­шую любовь, дела­ется ещё наглее, потому что боль­шая любовь любо­чест­ных делает ещё любо­чест­нее, а наглых наглее. Так что, когда ты видишь, что твоя любовь не при­но­сит пользы, ты её умень­ша­ешь с рас­суж­де­нием, но и это дела­ешь по любви.

— Геронда, может про­изойти так, что я пожерт­вую из чистых побуж­де­ний и в резуль­тате приду в воз­му­ще­ние?

— Да, потому жерт­вен­ность должна быть с рас­суж­де­нием. Смотри не выходи за рамки своих воз­мож­но­стей, потому что физи­че­ские силы тоже имеют предел. Когда ты выхо­дишь за пре­делы своих физи­че­ских воз­мож­но­стей, то, если кто-нибудь тебе скажет. “Ты с утра ничего не сде­лала”, ты можешь поду­мать: “Вот небла­го­дар­ный! С утра рабо­таю не раз­ги­ба­ясь, а он гово­рит, ничего не сде­лала!” И так весь труд про­па­дёт даром.

— Если я на какое-то мгно­ве­ние внутри воз­не­го­дую, а потом сразу поду­маю, что это слу­чи­лось оттого, что я дей­ство­вала не из чистых побуж­де­ний, то и в этом случае теряю всё?

— В этом случае тан­га­лашка тебя тол­кает, а ты ему отве­ча­ешь пощё­чи­ной. Так что тан­га­лашка полу­чает свою пощё­чину и убе­гает.

В рас­суж­де­нии нет пре­де­лов и правил

— Геронда, в рас­суж­де­нии есть какая-то опре­де­лён­ная мера?

— Нет, в рас­суж­де­нии нет опре­де­лён­ной меры, нет пре­де­лов и правил. Есть и “да”, есть и “нет”, есть и много, есть и мало. Сестре, у кото­рой есть рас­суж­де­ние, не нужно ука­зы­вать, что ей делать и что гово­рить. Она всегда дей­ствует пра­вильно, потому что всегда рас­суж­дает духовно. Она про­све­ща­ется Боже­ствен­ным про­све­ще­нием и обла­дает духов­ной инту­и­цией.

— Геронда, Вы мне как-то ска­зали, что у меня есть узко­ло­бость. Что Вы имели в виду?

— Ты смот­ришь на вещи узко: тебя вол­нует только поря­док и не инте­ре­сует сам чело­век. На службе, к при­меру, ты гово­ришь: “Такая-то сестра должна стоять там-то и петь то-то”. Ты не смот­ришь, есть ли у неё силы стоять и может ли она это петь. Сна­чала нужно смот­реть, где и как при­ме­нить на прак­тике это “должен” или “должна”, а потом уже тре­бо­вать испол­не­ния. У тебя нет рас­суж­де­ния, поэтому-то ты и отно­сишься ко всему сухо, фор­мально.

Чтобы чело­век пра­вильно при­ме­нял цер­ков­ные каноны с поль­зой для людей, он должен быть духов­ным и иметь духов­ное рас­суж­де­ние. Потому что иначе он оста­ётся на букве закона, а буква закона “уби­вает”. Чело­век тебе гово­рит. “В Корм­чей так напи­сано”, и как видит в книжке, так бук­вально и при­ме­няет, а должен бы каждый случай ана­ли­зи­ро­вать отдельно. Как я видел на прак­тике, в одном случае могут скры­ваться тысячи других слу­чаев. Епи­ти­мия, напри­мер, должна соот­вет­ство­вать чело­веку, его состо­я­нию, про­ступку, кото­рый он совер­шил, пока­я­нию, кото­рое пока­зал, и учи­ты­вать многое-многое другое. Здесь нет одного рецепта, одного еди­ного пра­вила на все случаи жизни.

Во всех слу­чаях глав­ное — это рас­суж­де­ние, Боже­ствен­ное про­све­ще­ние. Поэтому я всегда молюсь, чтобы Бог людям послал про­све­ще­ние “Христе мой, — говорю я, — мы поте­ряли свой дом и путь, веду­щий к нему. Про­свети нас, дабы найти нам свой дом, своего Отца. Подай нам Боже­ствен­ное веде­ние”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *