вышинская икона божьей матери в тамбове
В Тамбов прибыла икона божией матери Казанской Вышенской
24 мая в Тамбове православные христиане торжественно встречали икону божией матери Казанской Вышенской. Святыню в Вознесенский женский монастырь привёз епископ Скопинский и Шацкий Питирим и настоятельница Успенского Вышенского женского монастыря.
Икона божьей матери «Казанская Вышенская» посещает наш город каждый год. Традиция эта ведёт свою историю с позапрошлого века. Икону в путешествии по Тамбовской земле сопровождал крестный ход, маршрут которого включал шесть городов, три монастыря и более ста сел.
-Она спасатель от всех болезней, эпидемий. Тем более сейчас коронавирус ходит. Вот Господь, божья матерь сподобит и вылечит нас. Не только один наш город Тамбов, а может быть и всю страну.
-Вышенская икона, которая от холеры нас спасла. Будем надеется, что и от пандемии нас спасёт. Будем молиться. Всё, бояться нам нечего.
Вместе с верующими икону встретил митрополит Феодосий. Вместе с епископом Питиримом он совершил божественную литургию в соборе Вознесенского монастыря. Впервые икона посетила это место больше двухсот лет назад.
Ямщик ослеп от света, исходящего от иконы, осознал свою вину, покаялся и, дав обещание невредимой привезти монахиню в пункт назначения, обрёл зрение. Монахиня Миропия вместе с иконой прожили в Вознесенском монастыре Тамбова почти 15 лет, после чего, как говорит предание, Богоматерь в видении велела вручить икону Вышенской пустыни. Кстати, в этом году исполняется ровно 150 лет с того времени, как икона первый раз посетила нашу землю. Тогда, как говорят, она избавила губернию от эпидемии холеры.
Страдающие от болезни связали свои надежды на исцеление именно с этой иконой и попросили привезти её в город. Священный Синод распорядился удовлетворить просьбу. Встречали лик богоматери огромные толпы страждущих.
игуменья Вера, настоятельница Вышенского Успенского женского монастыря: «После того, как икона приехала 11 июля, 12-14 июля резко стал спад болезни происходить. К 29 уже были единичные случаи, а 30-31 не было ни одного.»
В нашем городе икона Вышенской Казанской божьей матери пробудет 40 дней, вплоть до 7 июля. К посещению святыня доступна в соборе Вознесенского женского монастыря. Ежедневно духовенство Тамбовской епархии будет совершать молебны с чтением акафиста.
Икона Богородицы Казанская (Вышенская)
Празднование
История
Икону Мирония хранила у себя в келии. Однажды она вновь услышала голос, исходящий от иконы, повелевающей ей передать образ в Вышенскую пустынь. Но монахиня умолила Божию Матерь, чтобы икона осталась с ней до её кончины. Мирония завещала по своей кончине передать икону в Свято-Успенский Вышенский монастырь, куда образ и был перевезён 7 марта 1827 года.
Здесь от святого образа совершилось много исцелений. Иногда ночью видели чудный свет, исходивший от иконы. В 1841 году заступничеством Божией Матери через Её икону Вышенскую был спасён от холеры город Тамбов. В память этого события Вышенская икона Пресвятой Богородицы ежегодно приносилась в Тамбов с крестным ходом.
После революции во времена крестьянских восстаний в Тамбовской области верующие спрятали чудотворную икону в земле, уложив её в специальный футляр. Однако кто-то из местных жителей донёс властям, икону нашли и содрали с неё золото и драгоценные камни. Сам образ попал в семью священника, который в 1946 году передал его в храм во имя Преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка. В пятидесятые годы на собранные средства для иконы изготовили вызолоченную ризу.
Свято-Успенский Вышенский монастырь в 1920-х годах был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. В настоящее время в возрождённом, как женский, Вышенском монастыре (ныне Рязанская область) почитается древний список иконы, который после революции хранился в тайной монашеской общине.
Икона Божией Матери Казанская Вышенская является точной копией с чудотворной иконы, обретенной 8(21) июля 1579 года в Казани.
Вышенский список имеет характерные черты греческого письма. Древность Вышенской Казанской иконы доказывают окрашенные в более темные тона фигуры Царицы Небесной и Иисуса Христа.
Кем создано изображение – неизвестно. Но история чудотворного образа полна интересных исторических фактов, подтверждающих целительную силу Казанской Вышенской иконы Божией Матери.
Наиболее ранние сведения об этой иконе восходят к 1812 году. Во время нашествия Наполеона, спасаясь от неприятельских войск, Москву покинула насельница Московского Зачатьевского Алексеевского женского монастыря Мария Ивановна Аденкова. С собой она взяла только одну святыню – икону Казанской Божией Матери, свое родительское благословение. Мария Ивановна направилась в Тамбовский Вознесенский монастырь, известный высокой духовной жизнью.
Путь из Москвы в Тамбов был неблизким и опасным. Ямщик, который ее вез, заподозрил у нее большие деньги и решил украсть их. Неожиданно он свернул с дороги и направил лошадей в чащу близлежащего леса. Мария Ивановна сразу поняла, какая ей грозит опасность и от всего сердца обратилась с молитвою к Царице Небесной, прося Ее защиты от неминуемой смерти.
— Не бойся, Я твоя Заступница, – вдруг послышался голос в ответ на ее молитву.
Ямщик внезапно лишился зрения. Сознавая свою вину, он покаялся перед Марией Ивановной и попросил ее помолиться об исцелении, дав при этом обещание целой и невредимой привезти ее в монастырь. После краткой совместной молитвы пред иконой Божией Матери, ямщик прозрел и с чувством глубокой благодарности к Богу благополучно довез ее до монастыря.
9 июня 1816 года Мария Ивановна была зачислена в штат Тамбовского монастыря, там же пострижена в монашество с именем Миропия. В ее скромной келье перед иконой Казанской Божией Матери теплилась неугасаемая лампада, и монахиня Миропия каждый день читала акафист перед чтимым образом. Монахиня долго думала, кому после смерти передать святыню, и решила оставить ее своей племяннице, которая вместе с ней подвизалась в монастыре.
Однако в феврале 1827 года молодая инокиня внезапно скончалась. В марте месяце 1827 года Сама Богоматерь в сонном видении явилась монахине Миропии и повелела вручить икону Шацкой Вышенской пустыни на вечные времена, что и было исполнено в марте того же года.
Из повествований об истории чудотворных икон мы знаем, что часто Сама Матерь Божия определяет место для пребывания Своего образа, и это определение непреложно и промыслительно.
До 1846 года Казанский Лик был почитаем местными прихожанами Вышенской пустыни. Но быстро чудотворные деяния святыни становились известны далеко за пределами Тамбовской епархии. К удивительной иконе стекались паломники и страждущие. Возле чудесного Вышенского образа всегда горела лампада.
Не раз видели прихожане удивительный свет, исходящий от чудотворной иконы. От иконы стали происходить многие чудеса, а сама икона стала именоваться Казанской Вышенской, ее стали почитать как чудотворную, особенно после исцеления от холеры жителей городов Шацка, Моршанска и Тамбова. А в 1853 и 1871 годах в Шацке, Моршанске и Тамбове были эпидемии холеры. И Царица Небесная даровала исцеление от хвори молящимся детям и взрослым.
Почитание иконы было настолько сильным, что целых восемь месяцев в году с Крестными ходами икону обносили по городам и селениям Тамбовской губернии. Крестный ход посещал шесть городов, три монастыря, более ста сел. Благодарные почитатели украсили икону золотой ризой, осыпанной драгоценными камнями, и сделали ценный киот из чистого серебра. Когда чудотворная икона пребывала в Крестных ходах, на ее место в Вышенской пустыни поставлялась ее точная копия.
После 1917 года и произошедшей революции начались гонения на Церковь, разграбление и уничтожение ее святынь. Для того, чтобы спасти Вышенский список, крестьяне спрятали святой образ в земле, закопав его в футляре. Но по чьему-то доносу икону выкопали и варварски разграбили. С иконы сняли оклад с украшениями – при этом лик чудом уцелел, и попал в семью православного священника, у которого до 1946 года и был на сохранении.
В 1918 году новая власть закрыла Свято-Успенский Вышенский монастырь: всех монахов прогнали, все здания национализировали и разграбили. На целых семь десятков лет утихли возносимые здесь молитвы.
Что касается Вышенского образа, то в 1946 году, после того как открыли храм в честь игумена земли русской Преподобного Сергия Радонежского, который находится в селе Эммануиловка, священник, ранее хранивший икону у себя, передал святыню в этот храм.
Немного позднее, в 50-е годы, для святого образа были собраны средства и изготовлена позолоченная риза.
Летом в 1988 году в нашей стране отмечали праздник 1000-летия Крещения Руси. Уже в те годы советской власти ощущались послабления по отношению к православной вере. И именно в тот период, в 1990 году, Церкви удалось вернуть в свою собственность Вышенский монастырь.
В 1999 г. в монастырь был передан образ, сделанный еще в дореволюционные время с Вышенского списка Казанской Богоматери. Этот образ хранили тайно в год советской власти монахини, в ожидании лучших времен.
Икону в советские годы хранили монахини Людмила и Иулиания, которые получили образ от монахини Херувимы.
По свидетельству монахини Людмилы, когда стали открывать храмы и монастыри, они долго молились, чтобы Матерь Божия указала им место, где должно храниться ее образу. После чтения акафиста трижды выпал жребий: «на Вышу», что было воспринято как воля Самой Царицы Небесной. Второй раз Матерь Божия пожелала пребывать Своим образом в Вышенской монастыре, что явилось особым утешением для сестер возрождающейся обители.
С 2001 года была возобновлена благочестивая традиция Крестных ходов по тамбовским землям с чудотворным образом Божией Матери Казанской Вышенской. Многие верующие, обращаясь с молитвами к чудотворному образу, как и много лет назад, получают помощь и исцеление.
20 июля 2014 года состоялось долгожданное событие – в родную Вышенскую обитель вернулась икона Божией Матери Казанская Вышенская, которая до революции была главной святыней монастыря. Чудотворный образ был торжественно перенесен крестным ходом из храма села Эммануиловки в Вышенский монастырь. В торжестве, которое возглавили митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, епископ Касимовский и Сасовский Дионисий и епископ Сердобский и Спасский Митрофан, участвовало много верующих.
И так, проделавшая большой земной путь и сохраненная истинными христианами в тяжелейшие годы, Вышенская икона Пресвятой Богородицы находится в возрожденном женском монастыре в Рязанской области и продолжает творить чудеса и по сей день.
«Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго».
Тропарь, глас 4:
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Кондак, глас 8
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
МОЛИТВА
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице!
Со страхом, верою и любовию пред честною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу,
Церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдет и от неверия, ересей и раскола да избавит.
Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница.
Избави же и всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти;
даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховныя жизни и оставление прегрешений,
да вси, благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемыя над нами зде на земли, сподобимся и Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Икона Божией Матери Казанская (Вышенская)
Икону Мирония хранила у себя в келии. Однажды она вновь услышала голос, исходящий от иконы, повелевающей ей передать образ в Вышенскую пустынь. Но монахиня умолила Божию Матерь, чтобы икона осталась с ней до её кончины. Мирония завещала по своей кончине передать икону в Свято-Успенский Вышенский монастырь, куда образ и был перевезён 7 марта 1827 года.
Здесь от святого образа совершилось много исцелений. Иногда ночью видели чудный свет, исходивший от иконы. В 1841 году заступничеством Божией Матери через Её икону Вышенскую был спасён от холеры город Тамбов. В память этого события Вышенская икона Пресвятой Богородицы ежегодно приносилась в Тамбов с крестным ходом.
После революции во времена крестьянских восстаний в Тамбовской области верующие спрятали чудотворную икону в земле, уложив её в специальный футляр. Однако кто-то из местных жителей донёс властям, икону нашли и содрали с неё золото и драгоценные камни. Сам образ попал в семью священника, который в 1946 году передал его в храм во имя Преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка. В пятидесятые годы на собранные средства для иконы изготовили вызолоченную ризу.
Свято-Успенский Вышенский монастырь в 1920-х годах был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. В настоящее время в возрождённом, как женский, Вышенском монастыре (ныне Рязанская область) почитается древний список иконы, который после революции хранился в тайной монашеской общине.
Почитание святыни в Успенском Вышенском женском монастыре
Икона Божией Матери Казанской Вышенской является точной копией с чудотворной иконы, обретенной 8(21) июля 1579 года в Казани. Наиболее ранние сведения об этой иконе восходят к 1812 году. Во время нашествия Наполеона, спасаясь от неприятельских войск, Москву покинула насельница Московского Зачатьевского Алексеевского женского монастыря Мария Ивановна Аденкова. С собой она взяла только одну святыню – икону Казанской Божией Матери, свое родительское благословение. Мария Ивановна направилась в Тамбовский Вознесенский монастырь, известный высокой духовной жизнью.
Путь из Москвы в Тамбов был неблизким и опасным. Ямщик, который ее вез, заподозрил у нее большие деньги и решил украсть их. Неожиданно он свернул с дороги и направил лошадей в чащу близлежащего леса. Мария Ивановна сразу поняла, какая ей грозит опасность и от всего сердца обратилась с молитвою к Царице Небесной, прося Ее защиты от неминуемой смерти. «Не бойся, Я твоя Заступница», – вдруг послышался голос в ответ на ее молитву. Ямщик внезапно лишился зрения. Сознавая свою вину, он покаялся перед Марией Ивановной и попросил ее помолиться об исцелении, дав при этом обещание целой и невредимой привезти ее в монастырь. После краткой совместной молитвы пред иконой Божией Матери, ямщик прозрел и с чувством глубокой благодарности к Богу благополучно довез ее до монастыря.
9 июня 1816 года Мария Ивановна была зачислена в штат Тамбовского монастыря, там же пострижена в монашество с именем Миропия. В ее скромной келье перед иконой Казанской Божией Матери теплилась неугасаемая лампада, и монахиня Миропия каждый день читала акафист перед чтимым образом. Монахиня долго думала, кому после смерти передать святыню, и решила оставить ее своей племяннице, которая вместе с ней подвизалась в монастыре. Однако в феврале 1827 года молодая инокиня внезапно скончалась. В марте месяце 1827 года Сама Богоматерь в сонном видении явилась монахине Миропии и повелела вручить икону Шацкой Вышенской пустыни на вечные времена, что и было исполнено в марте того же года. Из повествований об истории чудотворных икон мы знаем, что часто Сама Матерь Божия определяет место для пребывания Своего образа, и это определение непреложно и промыслительно.
От иконы стали происходить многие чудеса, а сама икона стала именоваться Казанской Вышенской, ее стали почитать как чудотворную, особенно после исцеления от холеры жителей городов Шацка, Моршанска и Тамбова. Почитание иконы было настолько сильным, что целых восемь месяцев в году с Крестными ходами икону обносили по городам и селениям Тамбовской губернии. Крестный ход посещал шесть городов, три монастыря, более ста сел. Благодарные почитатели украсили икону золотой ризой, осыпанной драгоценными камнями, и сделали ценный киот из чистого серебра. Когда чудотворная икона пребывала в Крестных ходах, на ее место в Вышенской пустыни поставлялась ее точная копия.
После революции во время одного из крестных ходов чекисты разогнали людей, арестовали священников, а чудотворную икону Божией Матери конфисковали. Узнав об этом, крестьяне пошли к зданию ЧК выручать свою Спасительницу. Очевидец рассказывал: «Я солдат, был во многих боях с германцами, но такого я не видел. Пулемет косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым лезут напролом, глаза страшные, матери – детей вперед, кричат: “Матушка Заступница, спаси и помилуй, все за Тебя ляжем!” Страха уже в них не было никакого». Величественная картина народной веры устрашила сердца палачей. Чекисты сорвали с иконы драгоценную ризу, а доску бросили верующим.
В советские годы чудотворный образ хранился у верующих людей. После открытия храма в селе Эммануиловка в 1940-е гг. он был передан в приходскую церковь. Вышенский монастырь был открыт лишь в 1990 году.
В мае 1999 году в обитель была передана дореволюционная копия с чудотворной иконы Божией Матери Казанской Вышенской, которая до сего времени пребывает в монастыре. Икону в советские годы хранили монахини Людмила и Иулиания, которые получили образ от монахини Херувимы. По свидетельству монахини Людмилы, когда стали открывать храмы и монастыри, они долго молились, чтобы Матерь Божия указала им место, где должно храниться ее образу. После чтения акафиста трижды выпал жребий: «на Вышу», что было воспринято как воля Самой Царицы Небесной. Второй раз Матерь Божия пожелала пребывать Своим образом в Вышенской монастыре, что явилось особым утешением для сестер возрождающейся обители.
С 2001 года была возобновлена благочестивая традиция Крестных ходов с чудотворным образом Божией Матери Казанской Вышенской. Многие верующие, обращаясь с молитвами к чудотворному образу, как и много лет назад, получают помощь и исцеление.
20 июля 2014 года состоялось долгожданное событие – в родную Вышенскую обитель вернулась икона Божией Матери Казанская Вышенская, которая до революции была главной святыней монастыря. Чудотворный образ был торжественно перенесен крестным ходом из храма села Эммануиловки в Вышенский монастырь. В торжестве, которое возглавили митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, епископ Касимовский и Сасовский Дионисий и епископ Сердобский и Спасский Митрофан, участвовало много верующих.
После молебна на церковном амвоне Казанского собора в присутствии архипастырей, пастырей, сестер обители и многочисленных паломников состоялось подписание официального акта передачи чудотворной иконы Божией Матери Казанской Вышенской из храма в честь преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловки в Успенский Вышенский монастырь. Документ подписали: митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин, настоятель храма в честь преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки протоиерей Сергей Глазунов и настоятельница Успенского Вышенского монастыря игумения Вера.
Воздавая достодолжное благодарение Подателю всех благ Господу Богу за Его обильные милости, ниспосылаемые Церкви и Отечеству нашему с древнейших времен и доныне, настоящим Актом свидетельствуем, что 20 июля 2014 года от Рождества Христова, в присутствии архипастырей и пастырей, монашествующих, многочисленных верующих и паломников, по благословению Высокопреосвященнейшего Вениамина, Митрополита Рязанского и Михайловского приход храма в честь преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка Шацкого района Рязанской области, в лице настоятеля протоиерея Георгия Глазунова, передал, а Успенский Вышенский монастырь Скопинско-Шацкой епархии Рязанско-Михайловской митрополии, в лице настоятельницы игумении Веры, принял образ Божией Матери, именуемой «Казанская Вышенская», на вечное хранение в Успенский Вышенский монастырь.
Тамбовская митрополия
Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Встреча чудотворного образа Казанской Вышенской иконы Божией Матери
от Даниил Мамонтов
24 мая в Вознесенском женском монастыре города Тамбова состоялась торжественная встреча чудотворного образа Казанской Вышенской иконы Божией Матери, по традиции принесенной из Успенского Вышенского женского монастыря Рязанской митрополии. Торжество возглавил митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий.
В Тамбов святыню доставили епископ Скопинский и Шацкий Питирим и настоятельница Свято-Успенского Вышенского монастыря Скопинской епархии игумения Вера (Ровчан).
Во встрече святыни также приняли участие духовенство, монашествующие, прихожане монастыря и храмов Тамбова и области.
После встречи чудотворного образа Вышенской иконы Божией Матери митрополит Феодосий и епископ Питирим в сослужении духовенства Тамбовской епархии совершили Божественную литургию в соборном храме Вознесенского женского монастыря города Тамбова.
За богослужением молились настоятельница Вознесенского женского монастыря игумения Тавифа (Ковылова) с насельницами обители.
После отпуста было возглашено уставное многолетие в честь тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Перед чудотворной иконой Божией Матери был также совершен молебен.
По окончании богослужения глава Тамбовской митрополии поздравил всех с праздником Пасхи Христовой и подарил икону святителя Питирима Тамбовского епископу Скопинскому и Шацкому Питириму.