вышневолоцкий казанский женский монастырь официальный сайт
Вышневолоцкий казанский женский монастырь официальный сайт
В конце XVI века благочестивые жители Вышнего Волочка приобрели список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Хранился он в одном из деревянных храмов, который в 1724 году сгорел. Казанская икона чудом осталась невредимой. Тогда в честь нее была построена трехпрестольная деревянная церковь. В 1742 году и эта церковь сгорела. Чудотворной иконы нигде не могли найти. На месте сгоревшей церкви стали строить новую; о потерянной святыне очень горевали.
Совсем неожиданно икона явилась в совершенно безлюдном месте, в двух верстах от погоста на пне близ 3-х ключей.
В прославление Матери Божией в честь Ее иконы в Волочке был устроен величественный каменный Казанский собор. По левую сторону от царских врат поместили обретенную святыню.
В холерные 1831 и 1848 годы икону Крестным ходом неоднократно обносили вокруг города, и Матерь Божия сохранила Свой народ от страшного бедствия. В честь этих событий жители Вышнего Волочка построили новую каменную часовню на возвышенном месте, более вместительную, с высокой колоннадой. Она была освящена в 1852 году.
Ежегодно в сентябре икону переносили в город, где она пребывала около месяца, посещая дома всех нуждающихся в помощи и своих благоговейных почитателей.
В 1875-1876 годах, когда существовал уже Казанский монастырь, к каменной часовне был пристроен алтарь со Святым Престолом, а с западной устроена кирпичная колокольня. Новая церковь освящена в 1880 году. Здесь, в прекрасном киоте, установленном по левую сторону от врат, на предалтарном возвышении и находилась вышневолоцкая святыня, украшенная серебряной вызолоченной ризой. Убрус был шит жемчугом с камнями; сверху корона украшена мелкими стразами. Высота иконы 100 см, ширина – 80 см. К ней вели ступени, огражденные решеткой из бронзированного железа.
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери совершается 8 (21) июля и 22 октября (4 ноября).
Чудотворная икона Божией Матери принадлежала некогда к домашним святыням Греческого Императора Андроника III Палеолога и в честь него на Руси получила название «Андроникова».
Святая икона, по преданию, написана апостолом и евангелистом Лукой на доске 25 см в ширину и 35 см в высоту. Матерь Божия на ней изображена без Богомладенца.
Пречистый лик Царицы Небесной был написан так невыразимо прекрасно, что поражал всех, взиравших на него, ему удивлялись и лучшие знатоки церковной живописи.
В нашу обитель чудотворную икону Промысел Божий вел непростыми путями. Император Андроник III пожертвовал свою икону в обитель города Монемвасия, где она пребывала до начала XIX столетия.
В 1821 году греки восстали против турецкого ига. Турки в ответ опустошили Монемвасию, разграбили храмы и обители, избили и изгнали множество ее православных жителей.
Настоятель обители, епископ Агапий, оставив все врагам, спас одну только эту икону – образ, подаренный императором Андроником. Он передал икону на сохранение русскому генеральному консулу Ивану Николаевичу Власопуло, женатому на его родной племяннице и по смерти своей завещал ему святыню, как свою собственность.
Сын Ивана Николаевича в 1839 году преподнес икону в дар Императору Николаю I. Почти 30 лет до 12 мая 1868 года икона пребывала в большой церкви Зимнего дворца. За эти годы устроение дарителя совершенно изменилось, и он потребовал икону назад. Царствовавший в это время государь Александр II повелел возвратить подаренный образ, но по каким-то причинам хозяева его не забрали. 6 июля 1867 года жена А.И. Власопуло уступила свои права на владение иконой, не имея ее в своих руках, коллежскому асессору М.И. Федорову. Но и он сразу не воспользовался своим законным правом обладателя. Как будто все они боялись приблизится к Зимнему дворцу за древней царственной святыней, о которой торговались и совершали сделки.
Из Зимнего дворца икона в 1868 году была перенесена в любимый храм Петра I, Троицкий собор на Петербургской стороне, в это время уже обветшавший и полузабытый. Многие петербуржцы стали посещать этот храм и молиться перед святой иконой, получая от нее благодатную помощь.
Но 16 апреля 1877 года М.А. Федоров в сопровождении приставов взял Греческую святыню из Троицкого собора и принес в свою убогую квартиру. Став обладателем столь древней и великой святыни М.А. Федоров не знал, что с ней и делать. У него было много намерений, но ни одному из них не суждено было сбыться.
Наконец икона вселилась в место, которое избрала для нее Сама Царица Небесная: в марте 1885 года благодетель Вышневолоцкой Казанской обители купец 1-й гильдии Е.Н. Сивохин выкупил чудотворный образ и с благословения тверского архиепископа Саввы подарил его любимой обители.
Многие годы не оскудевал людской поток к великой святыне. Люди всякого звания и состояния обращались к ней за помощью и утешением, и никого Матерь Божия не оставляла без Своего заступления.
В 1897–1901 годах при содействии святого праведного отца Иоанна Кронштадтского в честь Андрониковой иконы Божией Матери в монастыре был воздвигнут прекрасный собор, в котором и пребывала святыня до закрытия обители.
Чудотворный образ не погиб в огне революции и сохранялся сначала в частных руках, затем в Богоявленском соборе Вышнего Волочка, откуда в 1984 году был украден. Нынешнее его местонахождение неизвестно.
Празднование в честь Андрониковой иконы Божией Матери совершается 1 (14) мая и 22 октября (4 ноября).
Казанский женский монастырь, Вышний Волочек
Казанский женский монастырь, Вышний Волочек запись закреплена
Казанский женский монастырь, Вышний Волочек запись закреплена
Татуировки душепагубны и опасны
В Библии есть однозначный запрет на это: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем, и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Левит, 19:28); «Вы сыны Господа, Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем, и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем; ибо ты народ святый у Господа» (Второзаконие 14: 1-2).
Показать полностью.
Бог повторил эту заповедь для священства: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им:… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем»(Левит 21: 1,5). Очень важно, что запрет сопровождается отсылкой к тому, что их Бог есть Господь. То есть – к первой заповеди Закона: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход 20: 2-3).
Татуировка на протяжении человеческой истории играла разную роль. В античном мире, где один человек мог стать собственностью другого, татуировка, например, выполняла функцию клейма. Татуировка низводила человека до уровня животного: скот носит тавро владельца, а раб татуировку с именем своего хозяина.
Однако в языческом мире основу основ смысла татуировки составляло обращение к духам (то есть, как мы, христиане, знаем, к демонам). Через изображение на теле (сакральные знаки) человек призывает духа, которому он поклоняется, в свою жизнь.
Татуировка отвергается Церковью именно в силу её мистической значимости. Через татуировку человек связывается с нечистыми и лукавыми духами, но – не с Богом. Природа татуировки неизбежно культовая, магическая.
Также среди знаков, используемых в татуировках, много пентаграмм и других магических символов, в том числе и таких, магическая природа которых неочевидна. Но она есть; таковы, например, иероглифы или руны. Магические знаки издревле использовали для разных языческих ритуалов, в которых обычно были необходимы кровь и жертва. Татуировка делается не без крови; человек, на теле которого она делается, выступает в качестве жертвы. Знак, жертва и кровь – всё на месте, что превращает нанесение татуировки в языческий ритуал.
Современное сознание считает подобные ритуалы беззубой архаикой, однако психология человека не очень-то изменилась. В прошлом с помощью подобных ритуалов устанавливалась власть одного человека над другим. Есть основания считать, что и сегодня татуировка может использоваться в качестве одной из техник зомбирования, то есть подчинения человека чужой воле. Осталось лишь сказать, что воля может быть не только человеческой, но и демонической. Поэтому религиозное сознание однозначно определяет татуировку как обращение к демонам. Невозможно обратиться к Богу, не порвав с демонами.
Если же посмотреть на эту связь человека и демона с другой стороны, то татуировку можно считать своего рода клятвой верности. Человек посвящает себя этому духу. Во многих культурах сложилось не очень серьёзное отношение к слову. Слова несложно переменить. Обмануть словом легко. А вот сделанная татуировка сопутствует человеку всю жизнь.
Через татуировку нечистый дух получает себе человека навсегда – и пока он носит своё бренное тело на земле, и после смерти. И страшно представить посмертную участь христианина, когда он, представ пред Богом, на своем теле будет иметь татуировку, свидетельствующую о его принадлежности демону.
Поэтому нет ничего странного, что наколки негативно влияют на жизнь человека. Так, журналист Светлана КУЗИНА в своей статье «Роковые татуировки», побеседовав со специалистом по удалению татуировок Константином Авраменко, привела немало примеров этого:
Константин Авраменко, физик-оптик по образованию, уже несколько лет занимается тем, что выводит наколки с кожи своих клиентов. Он рассказал, что татуировки порой изменяют характер людей и буквально притягивают неприятности. Но мода на эти «украшения», к сожалению, не проходит. Обычно пациенты рассказывают Константину, почему они решили избавиться от тату.
Оказывается, родители отправили мальчика отдыхать на Кипр. Там ему и сделали наколку. После чего он как с цепи сорвался. За два месяца успел забросить школу, несколько раз попасть в милицию за хулиганство и подцепить венерическую болезнь. А потом взял отцовскую машину и на скорости 120 км в час врезался в столб. Подушка безопасности спасла. Но он сломал таз и бедро.
Вышневолоцкий казанский женский монастырь официальный сайт
Казанский женский монастырь расположен на восточной окраине города Вышний Волочек близ места, где в середине XVIII века произошло чудесное явление Казанской иконы Божией Матери и впоследствии была построена для нее часовня.
Особое участие в судьбе монастыря принимал святой праведный Иоанн Кронштадтский. На его средства в обители был воздвигнут единственный в мире собор в честь Андрониковой иконы Божией Матери.
Казанский собор монастыря, спроектированный известным московским архитектором А.С. Каминским – один из красивейших в России.
В 1919 г. обитель была закрыта и подверглась разорению. В 1922 г. ее здания и храмы были заняты подразделениями Тверской стрелковой дивизии. Была разрушена церковь – место пребывания чудотворной Казанской иконы, ограда, большинство деревянных корпусов. Снесены главы соборов, утрачено их внутреннее убранство.
В советское время на территории обители размещалась воинская часть. Монастырское кладбище превращено в плац, уничтожены святые источники, вырублен сад.
Возрождение монашеской жизни в монастырских стенах началось 1991 году. За это время приложено немало усердия, но требуется еще много сил и средств для восстановления обители.
В обители покоятся две святые старицы, несшие в годы гонений тяжелый подвиг юродства – блаженная Любушка Сусанинская и схимонахиня Мария Самарская. Поклониться великим подвижницам приезжают паломники со всех концов России.
Вышний Волочёк. Казанский Женский Монастырь
В Вышний Волочёк я приехала на поезде и так поздно, когда сумерки уже давно перешли в ночь и укутали город своим плотным покрывалом. Вызвав такси, мы минут за пять в полной темноте домчались по Казанскому проспекту до пересечения с одной из главных автодорог города — Большой Садовой до моей гостиницы в советском стиле «Березка». Может быть и лучше, что первые шаги в этом городе я находилась в полном неведении о его внешнем облике. Я как слепой котенок, нырнула в свой номер и затаилась там до утра.
Отель вполне нормальный, все необходимое для туриста, приехавшего в этот провинциальный городок буквально на одну ночь присутствует, ванная комната, банные принадлежности, тапочки, фен. Единственный минус — нет холодильника. На первом этаже гостиницы есть ресторан «Подберезовик», но я не пользовалась его услугами.
Утром меня ждали великие дела, как можно быстрее хотелось сравнить фотографию невероятно красивого храма, однажды увиденною мною в сети, с его реальным изображением. Поэтому я опять воспользовалась услугами Яндекс — такси, пять минут ожидания, еще минут десять лихой поездки за черту города и все — отпустив машину, я с замиранием сердца прошла на территорию монастыря.
Боже мой, увиденное мгновенно заворожило и я шепотом благодарила солнышко, так благосклонно светившее с самого утра и с нужной стороны.
В 1583 году в Вышнем Волочке уже существовал Николаевский погост с двумя деревянными церквями, в одной из которых хранился список с Казанской иконы Божией Матери, привезенный местными купцами.
В 1724 году на погосте случился пожар, уничтоживший обе церкви, но не тронувший чудотворную икону, в честь которой вскоре был возведен деревянный храм с двумя пределами: в честь Дмитрия Солунского и Святого Николая Чудотворца. Но в 1742-м году при массовом пожаре в городе, храм тоже сгорел, икона же пропала, а позднее ее обнаружили «на диком и пустынном месте в двух верстах от погоста, близ трёх водных ключей, на берёзовом пне». На месте явления иконы была воздвигнута часовня, а затем и храм с колокольней.
В 1870-м году на благотворительные средства и при содействии предводителя вышневолоцкого дворянства, археолога и этнографа Павла Арсентьевича Путятина, а также помещицы Рикачевой для создания женской общины на окраине Вышнего Волочка была приобретена земля. Для устранения и организации общины в 1871-м году прибыла игумения Досифея (в миру Александра Васильевна Салтыкова) и с несколькими первыми сестрами — монашками поселилась на участке. В 1872 году при содействии императрицы Марии Александровны Святейшим Синодом был подписан указ об учреждении в вышнем Волочке женской общины, состоящей на тот момент из 24 сестер. Настоятельницей была определена монахиня Досифея.
Основное строительство каменных сооружений на территории обители развернулось в 1870–1880 года при содействии и на средства петербургского статского советника Ефрема Никифоровича Сивохина и московского купца Григория Германовича Германова. Были возведены корпуса для монахинь и больница.
В 1873 году в больничном корпусе был освящен домовой храм Боголюбской иконы Богоматери. Арка храма служит входом в монастырь.
В начале 1877 года известным московским архитектором Александром Степановичем Каминским был разработан проект уникального и неповторимого каменного собора во имя Казанской иконы Божией Матери.
Собор строился пять лет на средства благотворителей, самыми крупнейшими из них были Ефрем Никифорович Сивохин и Григорий Германович Германов. Однопрестольный летний Казанский собор построен в русско-византийском стиле. Просторный и светлый храм сооружен на высоком гранитном цоколе.
Казанский собор отличается ярусной многоглавой композицией, является одним из самых красивых и наиболее выразительных произведений провинциальной архитектуры России.
Казанский собор служит жемчужиной монастыря, его смысловым и художественным средоточием и именно фото собора, когда-то увиденное мною в сети, с подвигло меня на поездку в этот, казалось бы, ничем не привлекательный городок.
О произведенном неоднозначном впечатлении и о контрастах Вышнего Волочка я еще успею рассказать.
А теперь продолжу о Казанском соборе и о женском монастыре в целом.
Собор невероятно живописен, все его богатые декором фасады, гармонично перетекают один в другой, но особенную, какую-то исключительную живописность придают венчающие крышу 15 глав, удлиненные оконные проемы, лепнина и конечно же нежная расцветка фасадов.
В ноябре 1881 года в общине насчитывалось уже 260 сестёр и она была преобразована в женский общежительный Казанский монастырь, а через три месяца матушка Досифея возведена в сан игумении.
Как я уже писала выше, одним из главных благотворителей монастыря был петербургский статский советник Ефрем Никифорович Сивохин. С 1883 по 1888 годы на средства Сивохина и его жены — Неонилы была построена красивая колокольня с часами и храмом святого преподобного Ефрема Сирина и святой мученицы Ненилы.
Автором проекта был архитектор Александр Степанович Каминский, автор Казанского собора монастыря.
Сивохиным была куплена древняя греческая Боголюбская (Андроникова) икона и 1 мая 1885 года торжественно доставлена в Вышний Волочек из Петербурга. С того времени 1 мая из всех храмов города устраивается крестный ход в Казанский монастырь.
Было начато строительство и нового Настоятельского корпуса, но Ефрем Никифорович Сивохин не дожил до его завершения — он умер 5 февраля 1889 года и был погребен в каменном склепе, устроенном под колокольней. После смерти мужа, его жена — Неонила Сивохина жила в монастыре и после смерти была похоронена рядом с ним.
В 1889 году было завершено строительство настоятельского корпуса и в этот же год над монастырским колодцем была возведена часовня с куполом.
В часовне была устроена высокая стрела подъема воды, откуда она по трубам распределялась в кухню, квасоварню и другие помещения монастыря.
В этот же год было закончено строительство и нового больничного корпуса с домовым храмом пророка Илии и великомученика Пантелеймона. В настоящее время они находятся в руинированном состоянии.
1 мая 1897 года на месте Боголюбской домовой церкви по проекту московского архитектора Н. П. Маркова был заложен большой теплый каменный трехпрестольный храм Андрониковой иконы Божией матери.
При строительстве храма в подвальном помещении была сохранена усыпальница, в которой были похоронены многие известные люди, например, основательница монастыря игумения Досифея и попечитель монастыря князь Арсений Степанович Путятин.
Перед храмом Андрониковой иконы Божией Матери установлена скульптура святого Иоанна Кронштадского.
Осенью 1901 года храм, отделанный лепниной, росписью и орнаментом был закончен и освящен.
Казанский монастырь строился, разрастался и обживался. К концу 19 века это был самый крупный женский монастырь Тверской епархии с собственным садом, гостиницей, трапезной,
странноприимным домом и множеством хозяйственных и жилых зданий.
Здесь уже проживало более 800 сестер, работали вышивальная, живописная, швейная и другие мастерские. Был открыт приют для девочек, собственных хор насчитывал около ста человек, имелась церковно-приходская школа и подворье в Санкт-Петербурге. Женский монастырь Казанской иконы Божьей Матери посещали император Александр III с императрицей, великие князья и другие представители царской семьи.
Часто приезжал благотворитель и духовный наставник сестер — отец Иоанн Кронштадтский.
В 1919 году, после победы Революции монастырь спешно был ликвидирован, а оставшимся в нем сестрам было разрешено создать сельскохозяйственную трудовую коммуну. Но уже к осени 1922 года вся территория монастыря была передана 48-й Тверской стрелковой дивизии. Новые хозяева распорядились по-своему усмотрению: в Казанском соборе они сначала смотрели фильмы, а затем и вообще устроили внутри мусорный склад.
В советское время в монастыре опять разместились военные — разграбление и разрушения продолжались: снесены главы соборов, разрушены большинство деревянных корпусов, полностью утрачено все внутреннее убранство храмов, сад вырублен, монастырское кладбище было превращено в плац. Интересно бы узнать, чему все эти «защитники» учили дома своих детей?
В конце девяностых годов сохранившиеся постройки и земли монастыря были возвращены Русской Православной Церкви и началось долгое и сложное возрождение обители. Фасады самой главной реликвии монастыря — Казанского собора, были восстановлены всего лишь за год
и в январе 1991 года монастырь был вновь открыт для прихожан.
Но с тех пор по прошествии многих лет большинство зданий обители находятся в аварийном состоянии, они требуют ремонта и реконструкции.
Я заглянула в приоткрытую дверь Казанского собора, защищенную железной сеткой — внутри разруха, стеллажи досок и другой строительный инвентарь.
Тоже самое проделала и с Андронниковым храмом — внутри аналогичное состояние. Для подтверждения сделала по паре фото на мобильник, но самым неожиданным образом эти фото исчезли — значит так было надо.
Я долго бродила по территории в полном одиночестве и тишине. А когда собралась уже уходить, было начало девятого утра — появились первые прихожане, монахи и даже мать настоятельница София, назначенная на должность в апреле 2019 года, прошла в храм — колокольню. Но прежде она позволила монахине, спешащей ей на встречу преклонить колени и поцеловать ей руки.
В 1999 году рядом с Казанским собором, словно под его защитой на частные пожертвования была построена маленькая часовня — усыпальница во имя Веры, Надежды, Любви и их матери Софии. В усыпальнице упокоится блаженная старица Любушка, проживавшая какое-то время в монастыре и обретшая здесь вечный покой.
А это фото, охватывающее красивый ансамбль, сделано со ступенек храма Андрониковой иконы Божией Матери.
Пора уходить, но я медлила, хотелось еще и еще любоваться удивительным чудом архитектуры — Казанским собором.
Выйдя наконец-то за ограду, я стала набирать вызов такси — делов-то, доеду до центра, а уж там и пойду гулять по историческим местам. Но бедная стрелочка поиска свободного такси замучилась кружиться и несколько раз выдавала мне грустное резюме — свободных такси нет. Возможно их вообще не было где-то недалеко и что же мне делать?
Монастырь находится на улице Сиверсова и по ней бесконечной вереницей проносился самый разнообразный транспорт, тротуара естественно не наблюдалось. И тогда я решаюсь идти пешком, периодически пытаясь вызывать такси.
Последний взгляд на монастырь.
А это фото нашла в интернете, все-таки виды сверху дают более реальную картину об объекте.
Пройдя минут десять, я уже отчаялась: такси нет, автобусов тоже, автостоп как-то не вдохновлял!) Появились деревенские домики, люди даже появились и вдруг на встречу идет автобус! Да, да, самый обыкновенный городской автобус с каким-то там номером! Моей радости не было предела, но высадив пассажиров, он поехал дальше, а потом и вовсе завернул за угол! Я же, как к своему спасителю, подошла к девочке — школьнице, шагающей по обочине и не веря на положительный ответ, спросила про остановку автобуса.
Она как раз и была за поворотом, куда я и рванула с места едва ли не бегом! И правильно сделала — автобус, сделав круг, уже возвращался. Зашла и даже села, пришло время платить за проезд и что же? Опять проблемы: в наличии карточка и тысячные копюры, не приведшие кондуктора в восторг. Роюсь в сумочке в поисках всего лишь 28 рублей, стыд-то какой — нашла всего 26! И тут парень, сидевший со мной, простой такой, деревенский парнишка, протягивает мне 2 рубля! Господи, докатилась! Предложила бросить ему на телефон — он же, довольный совершенным поступком, только улыбнулся!
Вот такое начало знакомства было у меня с городом Вышним Волочком, впоследствии ошеломившим, придавившим и….Ой, нет, это совершенно другая история, как-нибудь потом расскажу.
Но не бойтесь, вы же уже знаете, что я люблю показывать самые выгодные стороны чего бы там ни было, самые интересные уголки, поэтому город у меня будет привлекательным, имею в виду исторический Вышний Волочёк.
Цикл материалов «Тверская область»