высоко петровский ставропигиальный мужской монастырь

Высоко-Петровский монастырь

высоко петровский ставропигиальный мужской монастырь

высоко петровский ставропигиальный мужской монастырь

высоко петровский ставропигиальный мужской монастырь

высоко петровский ставропигиальный мужской монастырь

высоко петровский ставропигиальный мужской монастырь

Высоко-Петровский монастырь запись закреплена

20 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Священноархимандрит Высоко-Петровской обители отмечает 75 лет со дня своего рождения.

Святейший Владыка, братия и прихожане Петровской обители сердечно поздравляют Вас! Молимся, чтобы Господь Вседержитель укрепил Ваши силы, подал доброго здравия и помощи в Вашем ответственном и высоком служении у Его престола!

Многая и благая Вам лета!

высоко петровский ставропигиальный мужской монастырь

Высоко-Петровский монастырь запись закреплена

Наместник монастыря принял участие в выпускном вечере миссионерского факультета РПУ

19 ноября в актовом зале миссионерского факультета Российского православного университета в учебном корпусе б.Богоявленского монастыря состоялся выпускной вечер. Дипломы об окончании обучения получили церковные специалисты, которым предстоит трудиться в храмах и монастырях Москвы в миссионерской, катехизической и организационной сфере.
Показать полностью. По приглашению ректора университета митрополита Крутицкого и Коломенского Павла в церемонии вручения дипломов выпускникам 2021 года принял участие наместник нашей обители игумен Петр (Еремеев).

К выпускникам миссионерского факультета с напутственным словом обратился ректор вуза митрополит Павел, декан факультета иерей Стефан Домусчи и игумен Петр (Еремеев).

высоко петровский ставропигиальный мужской монастырь

Высоко-Петровский монастырь запись закреплена

В монастыре завершилась реставрация древней усыпальницы, построенной в конце XVII века возле Боголюбского храма

«Реставрируемая усыпальница является самым небольшим строением на территории монастыря. Но несмотря на свою миниатюрность и простоту форм это здание занимает одно из важных мест в истории формирования архитектурного ансамбля нашей обители.

высоко петровский ставропигиальный мужской монастырь

Высоко-Петровский монастырь запись закреплена

Дорогие братья и сёстры, в выходные дни 20 и 21 ноября, богослужения в нашей обители будут проходить по следующему расписанию:

высоко петровский ставропигиальный мужской монастырь

Высоко-Петровский монастырь запись закреплена

Бывает так, что пережив встречу, коснувшись края ризы Христовой, мы бываем глубоко потрясены, и готовы в тот момент на любой подвиг. Но Спаситель знает, что ни на какой подвиг от восторга нашего мы не способны. Пройдет порыв, восторг, мы вернемся на старое и остынем. И Господь Сам отсылает нас обратно в жизнь, в семью, обратно к нашим обычным занятиям, обратно ко всему, что раньше существовало без Него в нашем сознании. Но посылает Он нас обратно со знанием, что мы встретили Живого Бога.

Митрополит Антоний Сурожский

высоко петровский ставропигиальный мужской монастырь

Высоко-Петровский монастырь запись закреплена

Игумен Петр (Еремеев) встретился со студентами-участниками стройотрядов лета 2021 года

17 ноября, в Международный день студента, в Московском студенческом центре «Новая Площадь» были подведены итоги уникальной сетевой программы по спасению и консервации памятников религиозного зодчества России, которая была реализована под эгидой Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г.
Показать полностью. Москвы летом 2021 года. В программе приняли участие более 500 студентов из 35 вузов Москвы и Московской области. Координационным центром межвузовского взаимодействия выступил Московский студенческий центр «Новая Площадь» Комиссии.

«Сегодня в Московском студенческом центре на Новой площади мы поздравляем и благодарим тех, кто летом совершил подвиг, посвятив свое свободное время восстановлению памятников религиозного зодчества. Каждый спасенный храм в этом году, каждый камень, к которому прикоснулись руки студентов, участвовавших в поездках – это часть истории, часть жизни наших предков, которая теперь стала частью и нашей с вами жизни», – сказал игумен Петр (Еремеев), наместник Высоко-Петровского монастыря, председатель Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы, открывая встречу.

Сетевая программа прошедшая летом объединила три проекта:

• Проект «Наследие благоверного князя Александра Невского» Консорциума ценностно-ориентированных образовательных организаций «Новая Площадь». В год 800-летия со дня рождения святого князя Александра Невского студентам было предложено принять участие в летних выездах в места, связанные с жизнью и наследием Великого князя. Участники проекта приобщились к восстановлению и консервации уникальных храмов, а также познакомились с интересными местами Золотого кольца России. В поездках приняли участие студенты из 20 высших учебных заведений столицы.

• Проект международных волонтерских реставрационных отрядов Китайского подворья г. Москвы, организуемый русско-китайским культурным центром «Жар птица» объединил русских и иностранных студентов столичных вузов в восстановлении исторических и культурных памятников на территории Московской области и Центрального федерального округа. В проекте приняли участие студенты из 25 высших учебных заведений столицы.

• Проект летних слетов по восстановлению и консервации храмов движения «Преображение» Рыбинской епархии. Летние слеты «Преображения» являются примером крупного регионального проекта, который охватывает храмы Ярославской области. В рамках проекта молодежь и студенты региона и Москвы познакомились с рабочими профессиями, освоили ремесла, обучились процессу сохранения и возрождения объектов культурного наследия. В проекте приняли участие студенты из 13 вузов столицы.

Благодарностями были отмечены сотрудники, студенты и аспиранты РПУ св. Иоанна Богослова, МИРБИС, ГИТР, ИСИ, МФЮА, МЮИ, РУТ (МИИТ), МФТИ, РГГУ, МГПУ, МГИУ, МПГУ, МГК им. Чайковского, МДА, МГСУ, РУДН.

Высокая награда подчеркивает важность участия студентов в спасении исторических памятников, которое является реальной помощь в сохранении и воссоздании храмов и монастырей, а также знакомит московских студентов на практике с историей и культурой регионов.

В мероприятии по случаю Международного дня студента в Московском студенческом центре «Новая Площадь» также принял участие блогер священник Павел Островский. Вечер в студенческом центре завершился неформальным общением с ним на темы, волнующие современного студента.

Источник

Исторический очерк

Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси, Московским чудотворцем. Святитель перенес митрополичью кафедру в Москву, после чего город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник «Нарышкинского барокко».

высоко петровский ставропигиальный мужской монастырь

Самый древний храм обители – Собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, возведен в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Кремля. Собор воздвигнут на месте более древнего деревянного храма.

В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и ее царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этой иконы и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Деревянный Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм в монастырской колокольне. В Боголюбском соборе был поставлен список чудотворной иконы, привезенный царем из Боголюбского монастыря. Боголюбский собор монастыря стал родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I.

Борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей, в 1689 году завершилась его полной победой. Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещенного о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, под покров преподобного Сергия. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию по Указу Петра I в 1690–93 годах на границе между прежней территорией Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевом монастыре. В знак особой близости монастыря и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского и Боголюбского храмов был увенчан знаком царской короны.

высоко петровский ставропигиальный мужской монастырь

9 (22) сентября 1918 года в Высоко-Петровском монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Священного Поместного Собopa Православной Российской Церкви. На нем председательствовал Святейший Патриарх Тихон. Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители.

По Декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 года все церковное имущество было национализировано. Последний храм на территории монастыря был закрыт в 1929 году.

высоко петровский ставропигиальный мужской монастырь

И даже когда в 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано, здесь в 1920-1930-е годы продолжала тайно действовать. Это была крупнейшая в СССР монашеская община, жизнь которой строилась по монастырскому уставу, где процветало старчество (воспринятое от Зосимовой и Оптиной пустыней) и совершались монашеские постриги (а чтобы не привлекать к себе лишнего внимания властей – труд в светских учреждениях вменялся послушникам, как святое монастырское послушание).

Настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий. Монастырь, несмотря на свою скудность, предоставлял его территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища.

высоко петровский ставропигиальный мужской монастырь
С 1863 года и до революционных событий 1917 года в стенах монастыря действовало Общество любителей духовного просвещения, располагались епархиальная библиотека и духовно-цензурный комитет Русской Церкви. Ею вносился посильный вклад по пропаганде здорового образа жизни среди населения – в стенах монастыря функционировал филиал Варнавинского общества трезвости. Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.

С 1991 года в храмах обители стала восстанавливаться приходская жизнь и совершаться богослужения.

10 октября 2009 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода в обители возродилась монашеская жизнь.

Главной святыней монастыря является чтимая икона со святыми мощами митрополита Киевского и всея Руси Петра, Московского чудотворца.высоко петровский ставропигиальный мужской монастырь

Источник

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ

высоко петровский ставропигиальный мужской монастырь

История

Время основания монастыря в точности неизвестно, впервые он упоминается в Рогожском летописце XV века, в нем архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн назван первым среди лиц, сопровождавших летом 1379 года архимандрита Митяя (Михаила) в Константинополь для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. По монастырскому преданию, которое опирается на рассказ из «Книги степенной царского родословия», обитель была основана великим князем Иоанном Калитой, сыном преподобного князя Даниила Московского.

В 1326 году проезжавший по берегу реки Неглиной царь Иоанн увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: «Гора высокая – это ты, князь, а снег – я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память о чудесном видении, князь Иоанн повелел построить на этом месте Петропавловский храм, вокруг которого вскоре вырос монастырь с тем же названием.

При пожаре 1493 года обитель выгорела.

По указу великого князя Василия III итальянский архитектор Алевиз Фрязин начал в 1514 году возведение нового каменного храма во имя святителя Петра Митрополита. 23 августа 1517 года собор был освящен. В это же время был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно тогда монастырь официально стал называться Высоко-Петровским, хотя и название «Петропавловский» употреблялось вплоть до XVIII века. В очередной раз Высоко-Петровская обитель была опустошена в 1611 году польско-литовскими интервентами. В 1612 году, после изгнания поляков, монастырь восстановили и обнесли каменной стеной.

В конце XVII века монастырь пользовался особым покровительством ближайших царских родственников – бояр Нарышкиных. Территория монастыря была расширена почти вдвое за счет участка, на котором ранее располагалась городская усадьба Кирилла Полуэктовича Нарышкина, деда царя Петра I, а также за счет переданных в ведение обители патриарших домовых богаделен. В эти годы в монастыре началось обширное строительство на средства Нарышкиных и, прежде всего, матери Петра I, Натальи Кирилловны. Здесь были захоронены убитые во время стрелецкого восстания 1682 года Иван и Афанасий Нарышкины, а также их сестра Евдокия. Впоследствии здесь же были похоронены сам Кирилл Полуэктович и его супруга Анна Леонтьевна. В 1690 году в обители завершилось возведение Боголюбского храма, ставшего семейной усыпальницей семьи Нарышкиных. В 1690–1694 годах царь Петр I построил в монастыре трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского в благодарность за свое спасение в Троице-Сергиевом монастыре во время заговора против него царевны Софьи. В эти же годы в обители появились святые врата с надвратной Покровской церковью и двухъярусной колокольней (ставшей архитектурной доминантой местности), а также длинный братский корпус, занявший юго-западную часть монастырского двора. Высоко-Петровский монастырь иногда именовался «царским» или «государевой молельней». В 1764 году монастырь был причислен к ставропигиальным, а с 1775 года стал епархиальным.

Большой урон был нанесен монастырю в 1812 году. После взятия Москвы в нем расположилась «тысяча французских кавалеристов», которые грабили и громили всё, что не успели вывезти насельники монастыря. В поисках драгоценностей были даже вскрыты богато украшенные надгробия бояр Нарышкиных. В Боголюбской церкви французы выносили смертные приговоры москвичам, подозреваемым в поджоге города. Обвиняемых расстреливали прямо у стен обители, а хоронили возле колокольни.

В следующие десятилетия монастырь постепенно восстанавливался и стал играть важную роль в духовной жизни Москвы. В 1822 году из Заиконоспасского московского монастыря в Высоко-Петровский было переведено духовное училище. Позже в обители разместилась Московская епархиальная библиотека, а с 1863 года она стала местом заседаний «Общества любителей духовного просвещения», основание которого благословил митрополит Московский Филарет (Дроздов). За монастырем укрепилось особое, просветительское послушание. Большинство петровских настоятелей в это время были так или иначе связаны с образованием.

С октябрьским переворотом 1917 года для обители наступили тяжелые времена. Высоко-Петровский монастырь был официально закрыт в 1918 году. Все жилые здания были реквизированы и переданы в жилищный фонд, но храмы продолжали действовать. Несмотря на закрытие, монастырь стал одним из центров духовной жизни Москвы. Осенью 1923 года здесь возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин, которую возглавил епископ Варфоломей (Ремов). Он пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой в начале того же года Смоленско-Зосимовой пустыни. Петровский монастырь продолжал оставаться центром общины вплоть до июня 1929 года, когда был закрыт последний – Боголюбский – храм монастыря. По благословению епископа Варфоломея и духовников Петровской общины сложились так называемые «монастыри в миру», которые в условиях гонения на Церковь старались сохранить аскетическую традицию. С разгромом монастырской общины в 1935 году жизнь отдельных его духовный семей не закончилась. Тайные монахи, монахини и бывшие прихожане продолжали окормляться у старцев и клириков обители, которые жили в разных местах Подмосковья.

В 1959 году монастырь был передан в ведение Министерства культуры и получил статус памятника архитектуры. Коммунальные квартиры и заводы были выселены с территории монастыря, но была открыта репетиционная площадка танцевального ансамбля, и расположился филиал Государственного литературного музея и т. д.

С 1991 года отдельные строения монастыря начали возвращать Церкви. В настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата; Российский Православный институт святого апостола Иоанна Богослова. Монастырь вновь стал духовно-просветительным центром Русской Православной Церкви. В 1993 году ему был присвоен статус Патриаршего подворья. В 2009 году было принято решение об открытии этой обители со статусом ставропигиальной для возобновления в ней монашеской жизни.

30 апреля 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар монастырю крест с частицей Креста Господня.

Сегодня Высоко-Петровскому монастырю удается сочетать опыт молитвенной монашеской жизни с широкой миссионерской деятельностью: обитель уже не первый год становится одним из самых активных участников традиционного «Дня города», празднуя в это же время «День святителя Петра» и привлекая множество людей всех возрастов разнообразными историческими экскурсиями, познавательными играми для детей и молодежи, концертами хоровой и классической музыки у монастырских стен.

С 2016 года на территории монастыря ведутся масштабные ремонтно-реставрационные работы, которые начались с археологических раскопок, буквально сразу обнаруживших исключительно ценный комплекс надгробий начала XVI века и другие находки, открывающие новые страницы в истории Москвы.

Источник

Высоко-Петровский монастырь в Москве

высоко петровский ставропигиальный мужской монастырь Высоко-Петровский монастырь в Москве

Приняв сан, Митрополит Петр сначала поселился в Киеве, где прожил один год, а потом избрал местом своего пребывания стольный град Владимир, соперничавшего с Москвой за великокняжеский престол. Святитель избрал Москву, духовно провидя ее будущую роль в истории России. И в 1325 году по приглашению московского великого князя Ивана Калиты он перенес митрополичью кафедру в Москву, сделав ее религиозной столицей Руси. Свой митрополичий двор святитель устроил в Кремле, при церкви Рождества Иоанна Предтечи на Бору, стоявшей близ Боровицкой башни. А летом 1326 года заложил в Кремле Успенский собор по образу Владимирского, подчеркивая статус полюбившейся ему Москвы как будущего центра всей России. Митрополит Петр убеждал великого князя: «Если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой и град сей возвеличится над всеми русскими городами…»

Через полгода, 3 января 1327 г. (н.ст.) митрополит Петр скончался с молитвой на устах и воздетыми к небу руками и был погребен в новозаложенном им Успенском соборе. А через год после закладки собора Москва получила ярлык на великое княжение и стала столицей Государства Российского.

высоко петровский ставропигиальный мужской монастырьХрам преподобного Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре
Храм преподобного Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре

И в блестящий век Екатерины на Петровке селились знатные вельможи. До революции именно здесь стоял дом помещицы Анненковой, которая мучила крепостных своими причудами и ложилась спать в бальном платье, готовая в любой момент среди ночи отправиться на светский прием. Ее сын Иван, часто сопровождавший мать в магазин на Кузнецкий мост, влюбился там в юную приказчицу, прекрасную француженку Полину Гебль. Чувство оказалось взаимным, и после событий 1825 года девушка отправилась за ним в Сибирь – им последовало высочайшее разрешение пожениться. По мотивам этой реальной истории был поставлен художественный фильм «Звезда пленительного счастья».

Только в XIX веке, когда Неглинную заключили в трубу, Петровка обратилась в шикарную коммерческую улицу, соперничавшую с Кузнецким мостом.

Петровский монастырь входил в число монастырей-сторож северного полукольца, защищавших Москву от вражеских набегов. Он сильно пострадал от татарских полчищ, а пожар 1492 года причинил ему такие повреждения, что требовалось восстановить монастырь почти заново. К тому же рядом расположился загородный великокняжеский дворец, и это, вероятно, ускорило обновление обители. В 1514 году старый деревянный собор был разобран, и на его месте итальянский архитектор Алевиз Фрязин за три года выстроил новый каменный, освященный уже во имя святителя Петра, Митрополита Московского. Заказ на перестройку монастыря и строительство нового каменного собора явно был высочайший. О том свидетельствует, во-первых, имя приглашенного московским государем мастера, Алевиза Фрязина. А во-вторых, купол нового собора Петровского монастыря был увенчан подобием «древней короны греческих царей», как писал один старинный московский историк. Есть версия, что тогда же Петровский монастырь впервые был официально назван «Высоко-Петровским».

В старину здесь проходила дорога на окраинную Божедомку, к «убогому дому», где собирали тела безвестных людей, скончавшихся насильственной смертью и самоубийц, и погребали их на местном погосте. В XVII столетии дважды в год, в семик после Пасхи и на Покров, из Петровского монастыря на Божедомку отправлялся крестный ход. Священники отпевали всех умерших и хоронили новых покойников, совершая положенные в таком случае церковные службы.

А в конце XVII века Петр I приказал вновь отстроить древнюю Боголюбскую церковь Петровского монастыря, которая с того времени стала усыпальницей Нарышкиных, родственников его матери. С этой боярской фамилией, и прежде всего, с именем царицы Натальи Кирилловны связано значительное обновление старинного московского монастыря в 1682-1690-х гг. Нарышкины жертвовали на него немалые средства. Есть легенда, будто бы обновление Петровского монастыря начал еще царь Алексей Михайлович в честь рождения у него в 1672 году сына Петра. После стрелецкого бунта 1682 года царица Наталья Кирилловна похоронила здесь двух своих братьев, Ивана и Афанасия, убитых стрельцами. Гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви стояли рядами, наподобие великокняжеских гробниц в кремлевском Архангельском соборе. Помимо братьев царицы здесь же в 1691 году был погребен и ее отец, Кирилл Полуэктович Нарышкин, насильно постриженный в монахи в кремлевском Чудове монастыре по принуждению взбунтовавшихся стрельцов. И хотя старец Киприан был отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь, вероятно, он после подавления бунта, сложил с себя этот невольный обет и на надгробном камне в усыпальнице именовался по-прежнему боярином.

Наконец, в 1690 году в монастыре появился новый собор во имя Петра Митрополита, возведенный на месте постройки Алевиза Фрязина. Вновь отстроенный собор был освящен в присутствии царей Петра и Иоанна. Тогда же появились и красивые стены монастыря, дожившие до наших дней. И еще со времен царя Петра в монастыре хранилась икона Богоматери, которая прежде принадлежала некой Мавре Замыцкой, вдове царского стольника, имевшей дом напротив монастыря. И дошел до Петра слух, будто бы вдова злоупотребляет благодатной силой этого образа: собирает кликуш и своей молитвой перед иконой исцеляет их, привлекая других верующих и получая за то немалое вознаграждение. Государь приказал конфисковать все имущество вдовы вместе с образом и домом: с тех пор они стали принадлежать Петровскому монастырю. Кстати, ему же принадлежало и загородное владение по Тверскому тракту, где в XVIII веке был построен путевой дворец Екатерины II, поэтому названный Петровским.

Сюда же, в Высоко-Петровский монастырь, в конце XVII века из царской казны был передан уникальный портрет патриарха Никона, во весь рост, выполненный мастером Оружейной палаты. Этот редкий портрет из разноцветного шелка, уже тогда имевший художественную ценность, принадлежал знаменитому князю Василию Голицыну. Все его имущество было конфисковано, когда при царе Петре он попал в опалу. (После революции портрет поступил в Третьяковскую галерею.)

Говорят, что Нарышкиных погребали в монастыре до московского «морового поветрия», то есть до эпидемии чумы 1771 года, хотя кроме них в Петровском монастыре были похоронены многие знатные фамилии: Нащокины, Свиньины, Бутурлины. Однако до 1812 года именно каменные гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви были покрыты красным бархатом или сукном, а на каждом надгробии стояли образа святых по тезоименитству захороненных. И когда французские солдаты ворвались в Петровский монастырь, они решили, что в гробах спрятаны несметные сокровища и вскрыли все могилы. Ничего не найдя, они похитили только дорогую ткань. В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, назначенный военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в пожаре. Перед монастырской стеной, выходящей на бульвар, захватчики расстреляли 13 москвичей и повесили их на фонарных столбах с надписью, что они казнены за поджоги.

Это не уменьшило народного сопротивления. На соседней с Петровкой улице Каретный Ряд владельцы лавок сами подожгли их вместе с товаром, чтобы они не достались врагу: когда армия Наполеона вошла в Москву, на Каретный Ряд поспешили французские военачальники, чтобы выбрать себе лучшие экипажи для разъездов по Москве.

Интересно, что в 1880-х гг. в усадьбе Губиных напротив Петровского монастыря открылась частная гимназия Крейсмана, куда принимали всех исключенных из московских казенных гимназий учеников. Но даже отсюда, из очень демократической гимназии был изгнан Валерий Брюсов – за издание школьного журнала, в котором ученик пятого класса вольно развивал атеистические и республиканские идеи. Ему все же удалось закончить самую лучшую в дореволюционной Москве гимназию Поливанова на Пречистенке.

С 1950-х годах началась медленная реставрация монастыря. В 1990-х годах он вновь был открыт, и в его стенах работал известный в Москве Российский Православный университет.

Придел во имя святителя митрополита Петра существует в ныне действующей церкви св. Димитрия Солунского на Благуше, построенной в 1911 году и сильно обезображенной в годы советской власти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *