высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения это
Определение мастерства учителя
Мастерство – это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.
Педагог – это мастер своего дела, это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.
В педагогической теории исторически сложились два подхода к пониманию учительского мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Но поскольку метод неотделим от личности педагога, то никакого противопоставления тут нет, разница лишь в том, под каким углом зрения рассматривается мастерство – как метод через личность его реализующего или через личность педагога, реализующего метод.
Существует мнение, что подлинным мастером – учителем – может стать лишь талантливый человек с определенным наследственным предрасположением. Учителем надо родиться. Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных. Почти все люди наделены самой природой качествами воспитателей. Задача состоит в том, чтобы научиться педагогическому мастерству. Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.
Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке. Еще одним важным показателем мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать, их способности, самостоятельность, пытливость.
Стремление к совершенствованию — путь к профессиональному мастерству
Ирина Куликова
Стремление к совершенствованию — путь к профессиональному мастерству
Воспитание – кропотливый процесс, требующий от педагога умения понимать детей, их особенности и избирательно использовать методы воздействия на них. Ведущая роль в воспитании принадлежит педагогу, он прогнозирует завтра будущего гражданина. От того, как воспитатель общается с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех образовательного процесса.
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина – где бы он ни проживал в нашей огромной стране – качественного образования.
Каждый ребёнок неповторим, каждый ребёнок особенный. В Стандарте часто повторяется целевая установка — поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый — главный, направляющий. Теперь он — посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка. Он связывает детей с удивительным многообразием окружающего мира ещё ими не познанного. Воспитатель должен помнить, что особенности возраста и подход к детям – понятия взаимозависимые.
Важным фактором качественного образования является,изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему занятий, а через адекватные формы образовательной работы с детьми.
Педагогическая деятельность – сложный, многогранный по своему содержанию труд, требующий от воспитателя хорошей теоретической подготовки и умение претворять теорию на практике. Мастерство воспитателя в каждом отдельном случае есть творчество. Педагог ищет и находит творческие решения в подходе к детям, в выборе средств воздействия на воспитанников. В содержании работы, в подборе средств и методов воздействия на детей не должно быть шаблона и однообразия. Унылая монотонная работа, в которой отсутствует творчество, приводит к преждевременному профессиональному увяданию, к прекращению интеллектуального роста. Творческий характер педагогической деятельности побуждает педагога к изучению и заимствованию передового опыта коллег, делает его чувствительным к инновациям в области образования. Отсутствие творчества у воспитателя негативно сказывается на развитии детей.
В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Каждый ребёнок требует внимания и заботы.
Педагог,реализующий основную общеобразовательную программу должен:
— знать основы современных концепций природы, общества;
— иметь навыки продвинутого пользователя ИКТ;
— обладать ключевыми профессиональными компетентностями.
— знать философию образования, возрастную и педагогическую психологию, сущность современных педагогических методик и технологий, правовые нормы отношений участников образовательного процесса;
— заниматься самообразованием, повышать свой профессиональный интеллект;
— применять технологии адекватные поставленным целям, обеспечивающие интенсивность и индивидуализация образовательного процесса.
В постоянном стремлении к совершенствованию – путь к профессиональному мастерству. И этот путь бесконечен: тот, кто считает, что достиг вершин, перестаёт двигаться вперёд. Воспитатель, не работающий над собой, выдыхается и становится неспособным работать с детьми, несмотря даже на большой опыт. Ведь именно дошкольное время – ключевое для становления личности человека и формирования у него основных жизненных навыков.
1. ФГОС – Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт
2. Буре Г. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети» <Текст>Москва «Просвещение» 1985 С 8- 28
3. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». <Текст>Москва «Педагогика» 1980 С- 117
4. Томашевич Л. Г Педагогическое мастерство <Электронный ресурс>Режим доступа: http://nsportal.ru –01:05:2014
5. Требование к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования <Электронный ресурс>–Режим доступа: edu.maru/ru
Путь к экологическому человеку Экология – наука о доме, местопребывании. Немецкий ученый Геккель дал первое толкование термину «экология» как науке об отношении живых.
Дидактическая игра по совершенствованию навыков ориентировки на плоскости «Кто внимательный?» Цель: совершенствование навыков ориентировки на плоскости. Педагог. Какой овощ расположен в верхнем левом углу плаката? Дети. В верхнем.
Конспект итоговой НОД к блоку «Город мастеров» «Не дадим исчезнуть мастерству с земли русской» Конспект итогового НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Не дадим исчезнуть мастерству с земли русской» Цель: формирование у детей.
Конспект занятия по совершенствованию фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза в ДОУ Конспект занятия «Путешествие в страну звуков и слов» Для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Совершенствование фонематических.
Мотивация соблюдения правил и норм поведения в детском саду «Наше стремление к отличному поведению» Тема: Мотивация соблюдения правил и норм поведения в детском саду «Наше стремление к отличному поведению» Цель: Повысить стремления воспитанников.
Конспект НОД по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте «Звук [Т] и буква «Т» Ф. И. О : Овчинникова Светлана Владимировна Должность : Учитель – логопед Образовательное учреждение : МДОУ д/с «Березка» Группа : подготовительная.
Сценарий спортивного праздника, посвящённый профессиональному празднику инструктора по физической культуре Сценарий спортивного праздника, посвящённый профессиональному празднику инструктора по физической культуре Составитель: Рыжкова Анна.
Система работы по совершенствованию мотивационной сферы детей–дошкольников в процессе ознакомления с сенсорными эталонами Основной и ведущей задачей специального коррекционного дошкольного учреждения,является создание условий и обеспечение полноценной подготовки.
Эссе «Мой путь в профессию» Настоящий педагог всегда остается ребенком, но не в ответственности к жизни, а в ее восприятии и открытости новому. В. А. Сухомлинский Жизнь.
Эссе педагога «Мой путь» Я, Перминова Светлана Александровна. Мне 34 года. Желание заниматься с детьми пришло ко мне еще лет в 7-8,когда я нянчила всех детишек младшего.
Эссе «Мастерство педагога — основа педагогической деятельности»
Юлия Курбатова
Эссе «Мастерство педагога — основа педагогической деятельности»
Суть педагогического мастерства – это своеобразная совокупность личной культуры, знаний и кругозора педагога, его всесторонней подготовки с совершенным овладением приемами обучения и воспитания, педагогической техникой и опытом.
Очень важна роль педагога в его педагогической деятельности, а в особенности его умение и актерское мастерство.Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Актерское мастерство помогает педагогу поймать внимание детей, расположить их к себе.
Мастерство педагога выражается, прежде всего, в умении так организовать учебную деятельность, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний воспитанников. Настоящий педагог всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к воспитаннику, зажечь мысль, взволновать его.
Искусство педагога проявляется в умении проводить занятия, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, в умении эффективно проводить воспитательную работу в процессе развития и воспитания, формировать у дошкольника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность.
Задача педагога – мастера – найти путь к выработке положительных эмоций в самом педагогическом процессе.Это простые приемы: смена методов работы, эмоциональность, активность учителя, интересные примеры, остроумные замечания и т. п. Эти приемы вырабатывают устойчивый, постоянный интерес к развивающей деятельности.
Педагог – мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее эффективные. Наверное, овладев мастерством, педагог будет знать, как добиться лучшего результата в работе, как преодолеть трудности, которые ежедневно возникают в практике воспитателя.
А трудностей у педагога бывает много, так как предмет воспитания и обучения труден, а сфера деятельности очень широка и многогранна. Педагог постоянно сталкивается с постоянно меняющимся миром своих воспитанников, с необходимостью мгновенно принимать решение, действовать. От него требуется ежедневно едва ли не миллион реакций и миллион воздействий.
Ведь педагог не только профессия, назначение которой передавать знания, но и высокая обязанность создания растущей личности, утверждения человека в человеке. Данный сложный процесс предполагает наличие определенных жизненно ценных качеств у самого педагога.
Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда.
Эффективность педагогического воздействия во многом будет определяться волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью и самостоятельностью. Наряду с этими свойствами ему важно обладать выдержкой, дисциплинированностью, гибкостью поведения, способностью предвидеть реакцию учащихся при изменении педагогической ситуации, готовность к перестройке способов воздействия, способностью к сотрудничеству с воспитанниками.
Эмоциональная отзывчивость, способность поставить себя на место дошкольника, эмпатия, доброта, душевная щедрость наряду с такими эмоциональными свойствами как уравновешенность, уверенность в себе, самообладание, саморегуляция эмоциональных проявлений, составляет необходимые условия педагогического взаимодействия с дошкольниками.
УБЕЖДЕННОСТЬ – лежит в основе социальной активности педагога, его социально- нравственной направленности. Лицо педагога определяют гуманистическая позиция, стремление нести знания, нетерпимое отношение к недостаткам, уничтожающим достоинство человека, обостренное чувство долга и ответственности, способность нести культуру и т.
Профессиональная направленность личности педагога включает интерес к профессии, педагогические склонности и намерения.
ИНТЕРЕС К ПРОФЕССИИ – выражается в положительном эмоциональном отношение к детям, родителям, педагогической деятельности, в стремлении к овладению знаниями и умениями.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ – формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих способностей. Основа педагогического призвания – это любовь к детям, это качество является предпосылкой для многих профессионально-значимых качеств.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (оказание помощи в пределах своих прав и обязанностей). Проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя (не считаясь со временем и здоровьем, педагогический такт (чувство меры в отношениях с детьми, в воздействии на них). Педагогический такт зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ – мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности.
Основунравственной направленности составляют:
ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ (культура научно – педагогического мышления). В педагогике есть аксиома: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью.
Нельзя представить облик педагога как стандартную модель, состоящую из общепринятых добродетелей. Будущий педагог должен иметь ориентиры в виде желаемых свойств, характерных для профессионально-педагогического самовоспитания
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ. Замкнутый учитель невольно воздвигает стену взаимопонимания между собой и учениками, ему сложно проникнуть во внутренний мир ребенка.
САМООБЛАДАНИЕ. Сильные приемы нужны слабым педагогам. Владеющий эмоциями педагог не раздражается по пустякам, не злоупотребляет наказаниями. По мнению К. Д. Ушинского, педагог должен иметь бесконечное терпение. Живость реакции и эмоциональность в работе с детьми должна сочетаться с выдержкой и самообладанием.
Аналитическая деятельность педагога как главное условие при планировании педагогической деятельности Консультация для педагогов Тема: «Аналитическая деятельность педагога как главное условие при планировании педагогической деятельности».
Эссе «Мое педагогическое мастерство» Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас. К. Д. Ушинский Почему я выбрала профессию педагога?.
Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога Что такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение. Начинающие свой педагогический путь за основу формирования.
Педагогическое проектирование как основа профессиональной деятельности педагога дошкольного образования Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, личностных, интеллектуальных и физических.
Эссе на тему «Из опыта работы молодого педагога-психолога» Скоро будет восемь лет с тех пор как я начала работать с детьми и почти год с несовершеннолетними. За это время перед глазами прошла сотня.
Эссе на тему: Значение иследовательской деятельности педагога «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в скучную однообразную.
Эссе «Возможности деятельности молодого педагога-психолога в современных условиях образования: проблемы, пути их решения» Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу. Л. Н. Толстой Я, Кривец.
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАфанасий Язынин
Похожие презентации
4 Четвертое правило – рассматривать свой предмет с позиции его значимости в целях подготовки специалиста, его роль и место в учебно – воспитательном процессе. И последнее: занятия должны носить обучающий, а не контролирующий характер.
6 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ: Педагогический такт трактуется, как принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми. Педагогический такт трактуется, как принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми. Определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога. Определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога. Выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в том числе конфликтных), не унижая достоинство ребенка и не вызывая у него сопротивление воспитанию. Выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в том числе конфликтных), не унижая достоинство ребенка и не вызывая у него сопротивление воспитанию. Специфика педагогического такта является мерой профессионального поведения учителя. Специфика педагогического такта является мерой профессионального поведения учителя.
7 К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребёнком), а также межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом например. Так же педагогические конфликты являются частью конфликта поколений. межличностные конфликтымежгрупповые конфликтымежличностные конфликтымежгрупповые конфликты Исходя из современных представлений об образовании как о важнейшем социальном институте, интегральном, многоаспектном социальном явлении можно выделить три группы конфликтов, возникающих в разных планах образования: Системные конфликты (конфликты, в основе которых лежат противоречия, возникающие в процессе функционирования образования как системы; могут носить экономический, организационный, этнический, духовный характер); Процессуальные конфликты (педагогические конфликты, в основе которых противоречия, возникающие в образовательном процессе); Результативные конфликты ( возникают на основе противоречий реального и идеального результатов конфликта).конфликты
8 Профессиональная хитрость состоит в том, чтобы сначала поднять ученика до уровня «равного», потом скрытым образом указать ему возможный путь выхода из столкновения, далее инициировать его активность и признать его достойный выход из противоречия, а самому остаться незамеченным. Сближению позиций учителя и ученика, взаимопониманию помогут некоторые приемы, которые не всегда используются учителями. называть ученика по имени не только содержание речи, но и мимика, тон, интонации речи слушать ученика и слышать его Для более успешного разрешения конфликта желательно составить карту конфликта, разработанную Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Суть её в следующем: определить проблему конфликта в общих чертах. Например, при конфликте из-за объёма выполняемых работ составить диаграмму распределения нагрузки; выяснить, кто вовлечен в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации); определить подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта.
Статья «СЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА»
СЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Педагогическое мастерство — понятие многогранное. Основные его характеристики — все, что составляет его «слагаемые», — имеют общие психолого-педагогические, дидактические и методические основы, характерные для педагога как такового, независимо от вида, характера и конкретного содержания педагогической деятельности.
Главным признаком педагогического мастерства является умение научить обучающихся тому, что знает и умеет сам преподаватель. Педагогическое мастерство проявляется в уверенном владении эффективными способами обучения студентов, в способности воспитывать у них положительные качества личности, уважение к своей будущей профессии, специальности, в умении учить учащихся преодолевать трудности на пути к достижению цели.
Педагогическое мастерство — это не природный дар человека, хотя природные задатки, т. е. то, что называется склонностями, способностями, призванием к педагогической деятельности, во многом способствуют овладению им. Педагогическое мастерство формируется и развивается посредством активного творческого педагогического труда на основе глубоких и разносторонних профессиональных знаний и умений, знаний в области педагогики, педагогической психологии, дидактики, методики и организации обучения, умений применять их в практической деятельности.
Рост мастерства педагога происходит постоянно при наличии у него соответствующего стремления.
Стиль работы преподавателя во многом определяет стиль учебной работы обучающихся, цели и мотивы учебы, характер их мыслительной и производственной, трудовой деятельности.
Одним из важных слагаемых педагогического мастерства является также педагогическая техника, которую можно рассматривать как арсенал педагогических средств, умений и навыков, при помощи которых педагог (преподаватель, мастер производственного обучения) непосредственно осуществляет учебный процесс. Эти педагогические средства всегда индивидуальны, неповторимы, основаны на использовании педагогом своих сильных личностных качеств. Педагогическая техника включает две группы умений: умение управлять собой и умение взаимодействовать с учащимися в процессе решения учебных задач.
Перечислим некоторые наиболее характерные проявления педагогической техники:
умение доходчиво, интересно, грамотно, эмоционально излагать учебный материал; чистота речи, умелое владение голосом (тембр, интонация, высота, оптимальная громкость, умеренные мимика и жестикуляция);
умелое ведение беседы с учащимися, в том числе эвристической; владение эффективными способами проблемного изложения и постановки учебных проблем, а также другими активными формами и методами обучения;
умение общаться со всей группой при общении с отдельным учащимся;
педагогическая внимательность, способность оперативно следить за реакцией студентов на свои действия; при необходимости — быстро реагировать на них;
умелое владение средствами наглядности, техническими средствами обучения, другим учебным оборудованием, методикой демонстрации изучаемых медицинских манипуляций, приемов и способов;
богатое педагогическое воображение, способность импровизировать, быть всегда новым для обучающихся;
спокойная сдержанность, вежливая строгость, неназойливая пунктуальность, скромность и простота общения с учащимися; умение убеждать, а не принуждать;
способность, умение управлять собой — своим настроением и состоянием, манерой разговора, эмоциями, поведением перед студентами, уместный юмор и применение шутки, способность удивлять учащихся новым, интересным, необычным и т. п.
А. С. Макаренко, который в своей педагогической деятельности придавал большое значение педагогической технике, рекомендовал обращать внимание на такие «пустяки», зачастую являющиеся решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть, — считая, что этому можно и нужно учиться постоянно. Педагог, как актер на сцене, находится все время в поле зрения обучающихся, которые все быстро замечают, на все реагируют. Поэтому привлекательный внешний вид, опрятность, подтянутость, чувство меры в цвете и фасоне одежды и т. п. — все это тоже составные части педагогической техники, педагогического мастерства.
Батышев А. С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. — М.: «Ассоциация профессионального образования», 2003.