высокопетровский монастырь в москве история
Исторический очерк
Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси, Московским чудотворцем. Святитель перенес митрополичью кафедру в Москву, после чего город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник «Нарышкинского барокко».
Самый древний храм обители – Собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, возведен в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Кремля. Собор воздвигнут на месте более древнего деревянного храма.
В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и ее царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этой иконы и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Деревянный Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм в монастырской колокольне. В Боголюбском соборе был поставлен список чудотворной иконы, привезенный царем из Боголюбского монастыря. Боголюбский собор монастыря стал родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I.
Борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей, в 1689 году завершилась его полной победой. Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещенного о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, под покров преподобного Сергия. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию по Указу Петра I в 1690–93 годах на границе между прежней территорией Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевом монастыре. В знак особой близости монастыря и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского и Боголюбского храмов был увенчан знаком царской короны.
9 (22) сентября 1918 года в Высоко-Петровском монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Священного Поместного Собopa Православной Российской Церкви. На нем председательствовал Святейший Патриарх Тихон. Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители.
По Декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 года все церковное имущество было национализировано. Последний храм на территории монастыря был закрыт в 1929 году.
И даже когда в 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано, здесь в 1920-1930-е годы продолжала тайно действовать. Это была крупнейшая в СССР монашеская община, жизнь которой строилась по монастырскому уставу, где процветало старчество (воспринятое от Зосимовой и Оптиной пустыней) и совершались монашеские постриги (а чтобы не привлекать к себе лишнего внимания властей – труд в светских учреждениях вменялся послушникам, как святое монастырское послушание).
Настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий. Монастырь, несмотря на свою скудность, предоставлял его территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища.
С 1863 года и до революционных событий 1917 года в стенах монастыря действовало Общество любителей духовного просвещения, располагались епархиальная библиотека и духовно-цензурный комитет Русской Церкви. Ею вносился посильный вклад по пропаганде здорового образа жизни среди населения – в стенах монастыря функционировал филиал Варнавинского общества трезвости. Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.
С 1991 года в храмах обители стала восстанавливаться приходская жизнь и совершаться богослужения.
10 октября 2009 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода в обители возродилась монашеская жизнь.
Главной святыней монастыря является чтимая икона со святыми мощами митрополита Киевского и всея Руси Петра, Московского чудотворца.
Высоко-Петровский монастырь в Москве
Высоко-Петровский монастырь в Москве
Приняв сан, Митрополит Петр сначала поселился в Киеве, где прожил один год, а потом избрал местом своего пребывания стольный град Владимир, соперничавшего с Москвой за великокняжеский престол. Святитель избрал Москву, духовно провидя ее будущую роль в истории России. И в 1325 году по приглашению московского великого князя Ивана Калиты он перенес митрополичью кафедру в Москву, сделав ее религиозной столицей Руси. Свой митрополичий двор святитель устроил в Кремле, при церкви Рождества Иоанна Предтечи на Бору, стоявшей близ Боровицкой башни. А летом 1326 года заложил в Кремле Успенский собор по образу Владимирского, подчеркивая статус полюбившейся ему Москвы как будущего центра всей России. Митрополит Петр убеждал великого князя: «Если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой и град сей возвеличится над всеми русскими городами…»
Через полгода, 3 января 1327 г. (н.ст.) митрополит Петр скончался с молитвой на устах и воздетыми к небу руками и был погребен в новозаложенном им Успенском соборе. А через год после закладки собора Москва получила ярлык на великое княжение и стала столицей Государства Российского.
|
Храм преподобного Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре |
И в блестящий век Екатерины на Петровке селились знатные вельможи. До революции именно здесь стоял дом помещицы Анненковой, которая мучила крепостных своими причудами и ложилась спать в бальном платье, готовая в любой момент среди ночи отправиться на светский прием. Ее сын Иван, часто сопровождавший мать в магазин на Кузнецкий мост, влюбился там в юную приказчицу, прекрасную француженку Полину Гебль. Чувство оказалось взаимным, и после событий 1825 года девушка отправилась за ним в Сибирь – им последовало высочайшее разрешение пожениться. По мотивам этой реальной истории был поставлен художественный фильм «Звезда пленительного счастья».
Только в XIX веке, когда Неглинную заключили в трубу, Петровка обратилась в шикарную коммерческую улицу, соперничавшую с Кузнецким мостом.
Петровский монастырь входил в число монастырей-сторож северного полукольца, защищавших Москву от вражеских набегов. Он сильно пострадал от татарских полчищ, а пожар 1492 года причинил ему такие повреждения, что требовалось восстановить монастырь почти заново. К тому же рядом расположился загородный великокняжеский дворец, и это, вероятно, ускорило обновление обители. В 1514 году старый деревянный собор был разобран, и на его месте итальянский архитектор Алевиз Фрязин за три года выстроил новый каменный, освященный уже во имя святителя Петра, Митрополита Московского. Заказ на перестройку монастыря и строительство нового каменного собора явно был высочайший. О том свидетельствует, во-первых, имя приглашенного московским государем мастера, Алевиза Фрязина. А во-вторых, купол нового собора Петровского монастыря был увенчан подобием «древней короны греческих царей», как писал один старинный московский историк. Есть версия, что тогда же Петровский монастырь впервые был официально назван «Высоко-Петровским».
В старину здесь проходила дорога на окраинную Божедомку, к «убогому дому», где собирали тела безвестных людей, скончавшихся насильственной смертью и самоубийц, и погребали их на местном погосте. В XVII столетии дважды в год, в семик после Пасхи и на Покров, из Петровского монастыря на Божедомку отправлялся крестный ход. Священники отпевали всех умерших и хоронили новых покойников, совершая положенные в таком случае церковные службы.
А в конце XVII века Петр I приказал вновь отстроить древнюю Боголюбскую церковь Петровского монастыря, которая с того времени стала усыпальницей Нарышкиных, родственников его матери. С этой боярской фамилией, и прежде всего, с именем царицы Натальи Кирилловны связано значительное обновление старинного московского монастыря в 1682-1690-х гг. Нарышкины жертвовали на него немалые средства. Есть легенда, будто бы обновление Петровского монастыря начал еще царь Алексей Михайлович в честь рождения у него в 1672 году сына Петра. После стрелецкого бунта 1682 года царица Наталья Кирилловна похоронила здесь двух своих братьев, Ивана и Афанасия, убитых стрельцами. Гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви стояли рядами, наподобие великокняжеских гробниц в кремлевском Архангельском соборе. Помимо братьев царицы здесь же в 1691 году был погребен и ее отец, Кирилл Полуэктович Нарышкин, насильно постриженный в монахи в кремлевском Чудове монастыре по принуждению взбунтовавшихся стрельцов. И хотя старец Киприан был отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь, вероятно, он после подавления бунта, сложил с себя этот невольный обет и на надгробном камне в усыпальнице именовался по-прежнему боярином.
Наконец, в 1690 году в монастыре появился новый собор во имя Петра Митрополита, возведенный на месте постройки Алевиза Фрязина. Вновь отстроенный собор был освящен в присутствии царей Петра и Иоанна. Тогда же появились и красивые стены монастыря, дожившие до наших дней. И еще со времен царя Петра в монастыре хранилась икона Богоматери, которая прежде принадлежала некой Мавре Замыцкой, вдове царского стольника, имевшей дом напротив монастыря. И дошел до Петра слух, будто бы вдова злоупотребляет благодатной силой этого образа: собирает кликуш и своей молитвой перед иконой исцеляет их, привлекая других верующих и получая за то немалое вознаграждение. Государь приказал конфисковать все имущество вдовы вместе с образом и домом: с тех пор они стали принадлежать Петровскому монастырю. Кстати, ему же принадлежало и загородное владение по Тверскому тракту, где в XVIII веке был построен путевой дворец Екатерины II, поэтому названный Петровским.
Сюда же, в Высоко-Петровский монастырь, в конце XVII века из царской казны был передан уникальный портрет патриарха Никона, во весь рост, выполненный мастером Оружейной палаты. Этот редкий портрет из разноцветного шелка, уже тогда имевший художественную ценность, принадлежал знаменитому князю Василию Голицыну. Все его имущество было конфисковано, когда при царе Петре он попал в опалу. (После революции портрет поступил в Третьяковскую галерею.)
Говорят, что Нарышкиных погребали в монастыре до московского «морового поветрия», то есть до эпидемии чумы 1771 года, хотя кроме них в Петровском монастыре были похоронены многие знатные фамилии: Нащокины, Свиньины, Бутурлины. Однако до 1812 года именно каменные гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви были покрыты красным бархатом или сукном, а на каждом надгробии стояли образа святых по тезоименитству захороненных. И когда французские солдаты ворвались в Петровский монастырь, они решили, что в гробах спрятаны несметные сокровища и вскрыли все могилы. Ничего не найдя, они похитили только дорогую ткань. В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, назначенный военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в пожаре. Перед монастырской стеной, выходящей на бульвар, захватчики расстреляли 13 москвичей и повесили их на фонарных столбах с надписью, что они казнены за поджоги.
Это не уменьшило народного сопротивления. На соседней с Петровкой улице Каретный Ряд владельцы лавок сами подожгли их вместе с товаром, чтобы они не достались врагу: когда армия Наполеона вошла в Москву, на Каретный Ряд поспешили французские военачальники, чтобы выбрать себе лучшие экипажи для разъездов по Москве.
Интересно, что в 1880-х гг. в усадьбе Губиных напротив Петровского монастыря открылась частная гимназия Крейсмана, куда принимали всех исключенных из московских казенных гимназий учеников. Но даже отсюда, из очень демократической гимназии был изгнан Валерий Брюсов – за издание школьного журнала, в котором ученик пятого класса вольно развивал атеистические и республиканские идеи. Ему все же удалось закончить самую лучшую в дореволюционной Москве гимназию Поливанова на Пречистенке.
С 1950-х годах началась медленная реставрация монастыря. В 1990-х годах он вновь был открыт, и в его стенах работал известный в Москве Российский Православный университет.
Придел во имя святителя митрополита Петра существует в ныне действующей церкви св. Димитрия Солунского на Благуше, построенной в 1911 году и сильно обезображенной в годы советской власти.
Высоко-Петровский монастырь
Пристанище для Нарышкиных
Этот монастырь изначально был за пределами Москвы, в селе Высоком — отсюда и название. Хотя основали его еще в XIV веке, расцвет обители пришелся на 1680-1690-е годы, когда главными жертвователями были Нарышкины.
Впервые Высоко-Петровский монастырь упоминают в 1377 году в сказании о Митяе, митрополите Михаиле. Но считается, что основал обитель митрополит Киевский и всея Руси Петр.
Он в 1325 году перенес свою кафедру из Владимира в Москву. После смерти митрополита его гробница стала исцелять людей, а в 1327 Владимирский Собор причислил Петра к лику святых.
Через 13 лет после митрополита умер Иван Калита. Но уже тогда стояла близ дороги в село Высокое обитель с деревянной церковью во имя святых апостолов Петра и Павла. Калита заложил монастырь еще в 1326 году на территории между улицей Петровка, Крапивенским переулком и Петровским бульваром.
При Василии III Алевиз Фрязин Новый (Алевизио Ламберти ди Монтаньяно) перестроил некоторые храмы в камне. Тогда появилась одностолпная церковь митрополита Петра. Она не меняет облика уже более 500 лет.
Монастырь достиг расцвета под покровительством Нарышкиных (по материнской линии Петра I). Тогда летняя церковь Боголюбской иконы Божией Матери 1684–1685 годов постройки стала их семейной усыпальницей. Сам Петр укреплял Высоко-Петровсктий монастырь.
Например, центральный крест зимнего храма во имя Сергия Радонежского (построен в 1690 году) украсила корона, чтобы показать, что здесь молельня будущего государя. При входе в храм построили царское крыльцо. А Трапезная церковь повторила Трапезную Троице-Сергиевой Лавры в память спасения там Петра I от стрелецкого бунта.
Но Высоко-Петровский монастырь печально известен тем, что на его территории французский военный трибунал судил москвичей за поджоги в 1812 году. Расстреливали их тут же — возле колокольни — и хоронили в братских могилах.
В советское время религиозная жизнь в монастыре не прекращалась, хотя в 1926 году его официально упразднили.
В обители подпольно работала Духовная академия. Сюда же стекались изгнанные со своих мест и вернувшиеся из ссылки архиереи. Тогда 5 апреля 1929 года Боголюбский собор Высоко-Петровского монастыря отдали в аренду «Зернотресту». Тот в 1930 сломал кресты и купола и устроил в храме мастерскую по ремонту комбайнов.
Из обители вывезли более 300 облачений священников, 40 пудов «цветного лома», 2 кг серебра и позолоченный иконостас. Часть убранства передали верующим и в музеи, а «не имеющие музейного и антикварного значения» иконы предписывали использовать как стройматериал.
В 1930-х над Высоко-Петровским монастырем нависла угроза сноса из-за планов по расширению Петровки. На месте обители задумали поставить экспериментальный театр под открытым небом. Но проект не осуществился. Спасла Высоко-Петровский монастырь передача в 1950-х годах всех зданий, храмов и сооружений обители Министерству культуры СССР.
Церковная жизнь в монастыре на Петровке возобновилась в 1992 году. В 1995 вновь освятили Надвратную церковь Покрова Пресвятой Богородицы с керамическим престолом, паникадилом и иконами работы В. Куприянова.
В настоятельском корпусе сейчас размещается Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата. Обитель восстановлена так, как она должна была выглядеть при Петре Великом. Только в Нарышкинских палатах до сих пор работает Государственный Литературный музей.
Главная святыня Высоко-Петровского монастыря — мощи святителя Петра. Покоятся они в Петровском соборе. Каждое утро в 7 утра там совершают братский молебен. А в Сергиевском храме есть частицы мощей Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В алтаре — частица мощей Спиридона Тримифунтского. Также в апреле 2010 года наместник Киево-Печерской Лавры передал в Высоко-Петровский монастырь частицы мощей всех Киево-Печерских святых. Они также выставлены в Сергиевском храме.
vladimirdar
Блог о моих ощущениях этого Мира
Размышления о себе, других и Мире.
Высоко-Петровский монастырь предположительно, основан до 1326 года святителем Петром, митрополитом Киевским, Московским и всея Руси. Впервые Петровский монастырь в Москве упомянут в «Повести о Митяе Михаиле», содержавшейся в Троицкой летописи начала XV в.
Монастырь являлся одним из главных царских богомолий во второй половине XVII века.
02.
Святой митрополит Петр Киевский
Однако Петр привык молиться в уединении, а в Кремле же это было невозможно. Тогда и решил он снова основать себе монастырь для уединенных молений там, где сейчас и находится Высоко-Петровский монастырь. В те времена здесь был глухой лес, рядом протекала река Неглинная. Очевидно, эти места напоминали ему родные Волынские.
04.
Дмитрий Костылев. Митрполит Петр Московский.
Петр основал здесь монастырь, который занимал небольшую территорию; построил деревянный храм и назвал его в честь своего небесного покровителя, апостола Петра и храм был поименован во имя апостолов Петра и Павла. Вот почему монастырь первоначально назывался Петропавловским. До монастыря из Москвы (которая тогда не сильно выходила за границы кремлевских стенам) надо было ехать через лес. И сюда прорубили дорогу, которая тогда называлась Митрополичьей, а потом превратилась в нынешнюю Петровку.
Святой Петр Митрополит Московский
В Москве часто случались пожары, сгорал и деревянный храм Петра и Павла. Когда его восстановили, Иван Калита решил освятить его во имя митрополита Петра, который был к тому времени уже признан святым. Храм носит это название до сих пор.
После Ивана Даниловича монастырь восстанавливал Дмитрий Иванович, или Дмитрий Донской. При нем был построен еще один деревянный храм, поименованный в честь Боголюбской иконы Божией Матери.
06.
Дмитрий Донской
После Дмитрия Ивановича монастырь упоминается при великом московском князе Василии III, который стал князем в 1505 г.
07.
Василий III
Алексей Митхайлович Романов
Наталья Кирилловна Нарышкина
Стрелецкий бунт при Петре
Коронация царя Петра
Петр победил и начал благодарное строительство храмов.
14.
В следующие десятилетия монастырь постепенно восстанавливался и стал играть одну из важнейших ролей в духовной жизни Москвы. За ним укрепилось особое, просветительское послушание. Большинство петровских настоятелей в это время были так или иначе связаны с образованием. В 1822 году из Заиконоспасского московского монастыря в Высоко-Петровский монастырь было переведено духовное училище. В монастыре находилось собрание Московской епархиальной библиотеки, а с 1863 года она стала местом заседаний «Общества любителей духовного просвещения», основание которого благословил архиепископ Филарет (Дроздов).
Первая часть выделена мной специально под исторические выкладки, дабы две остальные части, уже насыщенные реальными фотографиями Высоко-Петровского монастыря, были не перегружены текстами. Ну, так, продолжим! Перейти ко второй части.
Л.А. Беляев. Древние монастыри Москвы по данным археологии. Институт археологии. Москва. 1995.
МОСКОВСКИЙ ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Вид на Высоко-Петровский монастырь с улицы Петровка, 2006. Фото Юрия Булкина |
Московский Высоко-Петровский мужской монастырь, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии
Монастырь известен по письменным источникам с 1377 г. Основная часть современного архитектурного комплекса сооружена в XVII-XVIII вв.
Основание монастыря
Согласно третьей версии, Петровский монастырь был основан князем Дмитрием Донским, который после Куликовской битвы в 1380 г. построил его на месте старой церкви в честь Боголюбской иконы Божией Матери времен Ивана Калиты.
Восстановление после пожара в начале XVI века
В 1493 г. после Никольского пожара монастырь был разорен. В 1505 г. по велению князя московского Василия III в связи с его восшествием на престол монастырь перестроили. В 1514 г. деревянную церковь разобрали за ветхостью, а на ее месте итальянский архитектор Алевиз Новый построил восьмилепестковый каменный храм (1514-1517).
Обустройство монастыря после Смутного времени
Спустя десятилетие над южными воротами, выходящими в Крапивенский переулок, рядом с братскими кельями поставили церковь святого Пахомия Великого (1753-1755). После пожара 1812 г. ее упразднили и передали под хранилище фондов епархиальной библиотеки.
Во второй половине XVII в. Петровская обитель получила архимандрию с правом участия в деятельности Церковных Соборов.
Секуляризационная реформа 1764. Отечественная война 1812
Во времена секуляризации в 1764 г. монастырь причислили ко второму классу с возведением в степень ставропигиального монастыря, а с 1775 г. он стал епархиальным. В его помещениях размещался духовный цензурный комитет и склады, а позднее епархиальная библиотека Московского общества любителей духовного просвещения. В период эпидемии чумы 1771 г. в монастыре открыли лечебницу.
В 1905 г. в одном из пролетов Святых ворот соорудили часовню Казанской иконы Божией Матери. В 1914 г. восстановили и освятили в честь святых апостолов Петра и Павла.
Настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий. Монастырь, несмотря на свою скудность, предоставлял его территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища. С 1863 года и до революционных событий 1917 года в стенах монастыря действовало Общество любителей духовного просвещения, располагались епархиальная библиотека и духовно-цензурный комитет Русской Церкви. В стенах монастыря функционировал филиал Варнавинского общества трезвости.
Закрытие монастыря в советские годы
22 сентября 1918 года в монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Поместного Собopa Православной Российской Церкви. На нем председательствовал патриарх Тихон (Беллавин). Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители.
В 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано.
Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.
Осенью 1923 г. в монастыре возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин в СССР во главе с епископом Варфоломеем (Ремовым), который пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой Смоленско-Зосимовой пустыни.
Решением Моссовета в 1926 г. монастырь был окончательно закрыт. Церкви же его закрывались поочередно: в 1921 г. был закрыт храм Сергия Радонежского, в 1926 г. — храм Покрова Пресвятой Богородицы, в 1927 г. — Боголюбской иконы Божией Матери. Самой последней, в 1928 г., прекратила существование часовня Казанской иконы Божией Матери.
Все помещения обители, в том числе и храмы, передали в ведение различных государственных учреждений и организаций. Усыпальница Нарышкиных была частично разрушена. В монастырских палатах открылась шляпная мастерская, начала работать чайная. В Сергиевской церкви оборудовали спортивный зал, а в братских кельях была размещена экспозиция Государственного литературного музея. Петровский собор монастыря стал складом художественных фондов.
В 1950-х гг. в Петровском монастыре начались реставрационные работы, растянувшиеся на очень продолжительное время.
Возрождение обители
Высоко-Петровский мужской монастырь: церковь Толгской иконы Божией Матери, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в колокольне, собор Петра, митрополита Московского, 2008 г. Фото: Ю.Булкин |
В 1990-х г. обитель вновь была открыта, монастырь получил статус Патриаршего подворья и в его стенах начал свою деятельность Российский православный институт св. ап. Иоанна Богослова.
Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. (журнал № 101) в обители была возобновлена монашеская жизнь.
6 сентября 2014 г. патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма свт. Московского Петра в обители.
Храмы
Святыни
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Казанская и Толгская.
Специально написанный для обители образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с предстоящими святыми.
В храме преподобного Сергия Радонежского находится главная святыня обители — часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. В том же храме — частицы мощей святых апостолов Петра и Павла, святителя Спиридона Тримифунтского, священномученика Фаддея Тверского, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Почаевского, Нила Столобенского, Алексия и Германа Зосимовских, Киево-Печерских преподобных и других святых.