высокопетровский монастырь в москве официальный сайт расписание служб
Высоко-Петровский монастырь
Столичный Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь не так известен и посещаем, как, к примеру, Новодевичий или Покровский. Скрытый от мирских глаз за высокой кирпичной стеной, он находится неподалёку от Кремля — на Петровке. Монашеское служение здесь возобновилось всего несколько лет назад — в 2009 году. Между тем, с момента возникновения этого монастыря прошло уже семь столетий, а события, с ним связанные, могли бы стать основой книг и фильмов. Но обо всём по порядку.
Время появления Высоко-Петровского монастыря в Москве известно лишь приблизительно — скорее всего случилось это между 1315 и 1317 годами. У истоков образования обители стоял митрополит Киевский и всея Руси Пётр. Он повелел зодчим на крутом берегу Неглинки выстроить храм, названный затем во имя святых равноапостольных Петра и Павла.
Историки принимают за точку отсчёта и иную дату — 1326 год, когда митрополичью резиденцию было решено перенести в Москву (до этого она находилась во Владимире). Считается, что именно это обстоятельство послужило толчком к тому, что город постепенно начал превращаться в религиозную и государственную доминанту Руси.
По одному из других предположений, «заложил фундамент» святого места Иван Калита. Не обошлось без мистики. По легенде, великому князю перед тем, как скончался святитель Пётр, митрополит Киевский и всея Руси, было видение. Будто он охотился там, где теперь стоит монастырь, и узрел снежную гору, снег на которой в считанные секунды растаял, а затем растворилась и сама скала. Святитель Пётр истолковал это так, что он в том сне является снегом, а Калита — горой, и что час его недолог и упокоится он раньше Собирателя земель русских. После видения князь возвёл Петропавловский храм — с него и началась летопись монастыря.
По ещё одному допущению, обитель была основана после того, как за богоугодное дело взялся Дмитрий Донской, возвратившись с победой с Куликовской битвы.
Как бы ни случилось на самом деле, Высоко-Петровский монастырь — живой свидетель того, как малолюдная Москва росла, ширилась и, наконец, стала «третьим Римом». Все важные исторические вехи города неразрывно связаны и с судьбой обители. Как и Первопрестольная, монастырь претерпевал набеги, войны, пожары, и вместе с городом он каждый раз возрождался заново, становясь только краше.
На сегодняшний день Высоко-Петровский монастырь в Москве — это ансамбль из семи церквей XVII-XVIII веков, возведённых на деньги знатного рода Нарышкиных.
Ежедневно начало Божественной литургии в 9:00, по воскресным дням — в 9:30. В 17:00 — начало вечернего богослужения. Ежедневно, кроме воскресных дней и двунадесятых праздников, в 7:00 — начало утреннего братского правила с молебном св. Петру Московскому перед его иконой с частицей святых мощей святителя (начало молебна в 8:00). По субботам служится водосвятный молебен.
Официальный сайт Высоко-Петровского монастыря
Москва, улица Петровка, 28/2
Как и большинство зданий Москвы XIV века, поначалу монастырские сооружения были из дерева, но регулярные атаки врагов и пожары поставили точку на легковоспламеняющемся зодчестве. В XVI веке под руководством мастера родом из Италии Алевиза Нового был воздвигнут собор, сделанный из камня и названный именем святителя Петра. Век спустя обитель «обросла» прочной оградой.
В 1671 году Высоко-Петровский монастырь благодаря присоединённому имению Нарышкиных получил дополнительную землю. Основные строительные работы развернулись на излёте XVII века, когда на царский престол взошёл Пётр I. При нём был достроен Боголюбский храм, сооружены церкви Трапезная Сергиевская и Покровская, звонница, кельи для монахов. За монастырём были закреплены также две богадельни за чертой обители.
В XVIII веке появились церковь Толгской иконы Богоматери, а затем преподобного Пахомия Великого.
В самом начале прошлого столетия богадельни заменил доходный дом, который после 1917 года был экспроприирован большевиками.
Это «краеугольный камень» обители. Датируется XVI веком, сооружён на месте самого древнего храма. Проектировал и руководил строительными работами Алевиз Новый (Фрязин).
Собор уникален ещё и тем, что он наглядно иллюстрирует, как возводились первые столпообразные храмы. В XVII веке архитектурно был «доведён» до нарышкинского барокко, благодаря чему собор Митрополита Петра стал более светлым и праздничным.
Возведён в XVII веке, заменил церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенную столетием ранее. Вплоть до конца XVIII века в Боголюбском храме хоронили предков императора Петра Великого из знатного семейства Нарышкиных. Когда работа зодчих была завершена, Пётр I со своей державной родительницей Натальей Кирилловной отдали в дар монастырю икону Боголюбской Богоматери — список со старинного святого образа.
Сооружена на стыке XVII и XVIII столетий в центре ансамбля обители. Вместе с храмом зодчие соорудили Братский корпус, который благодаря надарочному переходу стал с церковью единым целым, правда, ненадолго — через несколько лет его разобрали. В храме был оборудован балкон для выходов монарших особ в дни особо почитаемых христианских праздников, а также крестных ходов.
Возведена на пожертвования статс-дамы Н.А. Нарышкиной, разделяет звонницу и Братские кельи. Снаружи церкви, с западной её стороны, раньше размещался образ Толгской Богоматери.
Основанием барочной церкви XVIII века стали каменные ворота нарышкинского имения. Идеологом её строительства выступил в те годы настоятель московской обители, архимандрит Пахомий. Церковь была посвящена его небесному заступнику. Храм получил серьёзные повреждения во время войны с французами. Позднее переосвящён во имя апостолов Петра и Павла.
Воздвигнута в XVII веке над западными воротами в память об Афанасии и Иване Нарышкиных. Распоряжение об её строительстве дал сам Пётр I.
1812 год причинил обители огромный урон. В ней стояли лагерем наполеоновские кавалеристы, она была разграблена (реликвии и ризницу монахам удалось спасти, их вывезли в Ярославль), церкви осквернены. В Боголюбском храме на крюки, вбитые в иконостас, оккупанты вешали туши животных — в монастыре была оборудовала скотобойня. А непосредственно у стен обители они казнили горожан, «уличённых» в поджогах Москвы, которых затем закапывали рядом с колокольней.
Десятилетия понадобились Высоко-Петровскому монастырю, чтобы оправиться и превратиться в духовный и просветительский ориентир в мирной жизни города. И о просвещении мы упомянули не просто так. Так уж получилось, что настоятели обители той поры имели отношение к образованию. Помимо этого, в 20-е годы XIX столетия туда из Заиконоспасского монастыря перевели церковное училище. А ещё в обители хранились книги и документы библиотеки Московской епархии, позднее в читальне регулярно собирались «любители духовного просвещения».
На следующий год после Октябрьской революции у монастыря отобрали всё, что только можно было, однако некоторое время в обители продолжала теплиться свеча духовной жизни — там действовала тайная духовная академия.
Советское время обошлось с монастырём довольно жестко. В Боголюбском храме чинили сельхозтехнику, в соборе Митрополита Петра организовали цех по отливу металлических изделий. В церкви Сергия Радонежского было книгохранилище, а после зал для занятий спортом. Остальные же храмы и сооружения обители коммунисты переоборудовали под коммуналки.
Из-за такой «хозяйственной» нагрузки во второй половине XX века церкви Высоко-Петровского монастыря могли быть безвозвратно утрачены, но, к счастью, в 50-х годах началась реставрация, а затем обитель защитил статус памятника архитектуры. С начала 90-х годов в храмы на литургии начали приходить верующие, но монашеская жизнь здесь возобновилась полностью только двадцать лет спустя.
Самая важная реликвия Высоко-Петровского монастыря — икона и мощи святителя Петра, также здесь хранятся частицы мощей Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского, всех преподобных отцов Киево-Печерской лавры. Из новообретённых святынь находится крест с частицей Креста Господня.
Высоко-Петровский мужской монастырь
Мiръ Россия Москва Высоко-Петровский мужской монастырь
Высоко-Петровский монастырь — один из древнейших монастырей Москвы, основан в XIV веке. В 2015 году отмечается 700-летие со дня основания монастыря. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Основанный при жизни св. Петра Митрополита как Петропавловский, после кончины и канонизации святителя стал Петровским. В 1680-90-х отстроен практически заново на средства Нарышкиных. Упразднен советской властью в 1926, возвращен РПЦ в нач. 1990-х. В 1993 бывшему Высоко-Петровскому монастырю присвоен статус Патриаршего подворья. Архитектурный ансамбль хорошо сохранился.
Содержание
История [ править ]
Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси. Святитель перенес митрополичью кафедру в Москву, после чего город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник «Нарышкинского барокко».
Самый древний храм обители – Собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, возведен в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Кремля. Собор воздвигнут на месте более древнего деревянного храма.
В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и ее царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этой иконы и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Деревянный Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм в монастырской колокольне. В Боголюбском соборе был поставлен список чудотворной иконы, привезенный царем из Боголюбского монастыря. Боголюбский собор монастыря стал родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I.
Борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей, в 1689 году завершилась его полной победой. Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещенного о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, под покров преподобного Сергия. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию по Указу Петра I в 1690–93 годах на границе между прежней территорией Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевом монастыре. В знак особой близости монастыря и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского и Боголюбского храмов был увенчан знаком царской короны.
9 (22) сентября 1918 года в Высоко-Петровском монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Священного Поместного Собopa Православной Российской Церкви. На нем председательствовал Святейший Патриарх Тихон. Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители.
По Декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 года все церковное имущество было национализировано. Последний храм на территории монастыря был закрыт в 1929 году.
И даже когда в 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано, здесь в 1920-1930-е годы продолжала тайно действовать. Это была крупнейшая в СССР монашеская община, жизнь которой строилась по монастырскому уставу, где процветало старчество (воспринятое от Зосимовой и Оптиной пустыней) и совершались монашеские постриги (а чтобы не привлекать к себе лишнего внимания властей – труд в светских учреждениях вменялся послушникам, как святое монастырское послушание). Настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий. Монастырь, несмотря на свою скудность, предоставлял его территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища; С 1863 года и до революционных событий 1917 года в стенах монастыря действовало Общество любителей духовного просвещения, располагались епархиальная библиотека и духовно-цензурный комитет Русской Церкви. Ею вносился посильный вклад по пропаганде здорового образа жизни среди населения – в стенах монастыря функционировал филиал Варнавинского общества трезвости.
Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.
С «подпольным периодом» монастыря связаны имена девяти монахов и прихожан монастыря, канонизированных российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года:
Современное состояние [ править ]
С 1991 года в храмах обители стала восстанавливаться приходская жизнь и совершаться богослужения.
Решением Священного синода от 10 октября 2009 года по прошению епископа Зарайского Меркурия было принято решение о возрождении монашеской жизни в Высоко-Петровском монастыре. Наместником монастыря назначен епископ Меркурий.
20 февраля 2010 года в монастыре было совершено первое после длительного перерыва Патриаршее богослужение и освящен новый колокол — благовестник «Святитель Петр».
Главной святыней монастыря является чтимая икона со святыми мощами святителя Московского Петра.
Храмы [ править ]
Святыни [ править ]
Фото [ править ]
Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Нарышкинские палаты и церковь Петра Павла 2015 год
Часовня-склеп (на переднем плане)
Собор Петра митрополита
Собор Боголюбской иконы Божией Матери в монастыре
Церковь Преподобного Сергия Радонежского с трапезной
Церковь Толгской иконы Божией Матери
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд: до станций метро Чеховская, Пушкинская, Тверская, Трубная
Адрес: 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, дом 28/2
+7 495 623 75 80 (храм Сергия Радонежского, по общим вопросам)
+7 495 621 37 30 (кадровая служба, бухгалтерия, юридическая служба)
+7 903 670 64 74 (паломническая служба, Максим Лазарев)
Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00.
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ
История
Время основания монастыря в точности неизвестно, впервые он упоминается в Рогожском летописце XV века, в нем архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн назван первым среди лиц, сопровождавших летом 1379 года архимандрита Митяя (Михаила) в Константинополь для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. По монастырскому преданию, которое опирается на рассказ из «Книги степенной царского родословия», обитель была основана великим князем Иоанном Калитой, сыном преподобного князя Даниила Московского.
В 1326 году проезжавший по берегу реки Неглиной царь Иоанн увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: «Гора высокая – это ты, князь, а снег – я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память о чудесном видении, князь Иоанн повелел построить на этом месте Петропавловский храм, вокруг которого вскоре вырос монастырь с тем же названием.
При пожаре 1493 года обитель выгорела.
По указу великого князя Василия III итальянский архитектор Алевиз Фрязин начал в 1514 году возведение нового каменного храма во имя святителя Петра Митрополита. 23 августа 1517 года собор был освящен. В это же время был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно тогда монастырь официально стал называться Высоко-Петровским, хотя и название «Петропавловский» употреблялось вплоть до XVIII века. В очередной раз Высоко-Петровская обитель была опустошена в 1611 году польско-литовскими интервентами. В 1612 году, после изгнания поляков, монастырь восстановили и обнесли каменной стеной.
В конце XVII века монастырь пользовался особым покровительством ближайших царских родственников – бояр Нарышкиных. Территория монастыря была расширена почти вдвое за счет участка, на котором ранее располагалась городская усадьба Кирилла Полуэктовича Нарышкина, деда царя Петра I, а также за счет переданных в ведение обители патриарших домовых богаделен. В эти годы в монастыре началось обширное строительство на средства Нарышкиных и, прежде всего, матери Петра I, Натальи Кирилловны. Здесь были захоронены убитые во время стрелецкого восстания 1682 года Иван и Афанасий Нарышкины, а также их сестра Евдокия. Впоследствии здесь же были похоронены сам Кирилл Полуэктович и его супруга Анна Леонтьевна. В 1690 году в обители завершилось возведение Боголюбского храма, ставшего семейной усыпальницей семьи Нарышкиных. В 1690–1694 годах царь Петр I построил в монастыре трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского в благодарность за свое спасение в Троице-Сергиевом монастыре во время заговора против него царевны Софьи. В эти же годы в обители появились святые врата с надвратной Покровской церковью и двухъярусной колокольней (ставшей архитектурной доминантой местности), а также длинный братский корпус, занявший юго-западную часть монастырского двора. Высоко-Петровский монастырь иногда именовался «царским» или «государевой молельней». В 1764 году монастырь был причислен к ставропигиальным, а с 1775 года стал епархиальным.
Большой урон был нанесен монастырю в 1812 году. После взятия Москвы в нем расположилась «тысяча французских кавалеристов», которые грабили и громили всё, что не успели вывезти насельники монастыря. В поисках драгоценностей были даже вскрыты богато украшенные надгробия бояр Нарышкиных. В Боголюбской церкви французы выносили смертные приговоры москвичам, подозреваемым в поджоге города. Обвиняемых расстреливали прямо у стен обители, а хоронили возле колокольни.
В следующие десятилетия монастырь постепенно восстанавливался и стал играть важную роль в духовной жизни Москвы. В 1822 году из Заиконоспасского московского монастыря в Высоко-Петровский было переведено духовное училище. Позже в обители разместилась Московская епархиальная библиотека, а с 1863 года она стала местом заседаний «Общества любителей духовного просвещения», основание которого благословил митрополит Московский Филарет (Дроздов). За монастырем укрепилось особое, просветительское послушание. Большинство петровских настоятелей в это время были так или иначе связаны с образованием.
С октябрьским переворотом 1917 года для обители наступили тяжелые времена. Высоко-Петровский монастырь был официально закрыт в 1918 году. Все жилые здания были реквизированы и переданы в жилищный фонд, но храмы продолжали действовать. Несмотря на закрытие, монастырь стал одним из центров духовной жизни Москвы. Осенью 1923 года здесь возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин, которую возглавил епископ Варфоломей (Ремов). Он пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой в начале того же года Смоленско-Зосимовой пустыни. Петровский монастырь продолжал оставаться центром общины вплоть до июня 1929 года, когда был закрыт последний – Боголюбский – храм монастыря. По благословению епископа Варфоломея и духовников Петровской общины сложились так называемые «монастыри в миру», которые в условиях гонения на Церковь старались сохранить аскетическую традицию. С разгромом монастырской общины в 1935 году жизнь отдельных его духовный семей не закончилась. Тайные монахи, монахини и бывшие прихожане продолжали окормляться у старцев и клириков обители, которые жили в разных местах Подмосковья.
В 1959 году монастырь был передан в ведение Министерства культуры и получил статус памятника архитектуры. Коммунальные квартиры и заводы были выселены с территории монастыря, но была открыта репетиционная площадка танцевального ансамбля, и расположился филиал Государственного литературного музея и т. д.
С 1991 года отдельные строения монастыря начали возвращать Церкви. В настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата; Российский Православный институт святого апостола Иоанна Богослова. Монастырь вновь стал духовно-просветительным центром Русской Православной Церкви. В 1993 году ему был присвоен статус Патриаршего подворья. В 2009 году было принято решение об открытии этой обители со статусом ставропигиальной для возобновления в ней монашеской жизни.
30 апреля 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар монастырю крест с частицей Креста Господня.
Сегодня Высоко-Петровскому монастырю удается сочетать опыт молитвенной монашеской жизни с широкой миссионерской деятельностью: обитель уже не первый год становится одним из самых активных участников традиционного «Дня города», празднуя в это же время «День святителя Петра» и привлекая множество людей всех возрастов разнообразными историческими экскурсиями, познавательными играми для детей и молодежи, концертами хоровой и классической музыки у монастырских стен.
С 2016 года на территории монастыря ведутся масштабные ремонтно-реставрационные работы, которые начались с археологических раскопок, буквально сразу обнаруживших исключительно ценный комплекс надгробий начала XVI века и другие находки, открывающие новые страницы в истории Москвы.