высота кельнского собора в метрах
Кельнский собор. Высота
Жемчужина Кельна и шедевр готической архитектуры, Кельнский собор Святых Петра и Марии поражает своей монументальностью, величием и, одновременно, легкостью и изяществом, ажурностью устремленных ввысь форм. Многочисленные фрески, мозаики, ниши, алтари, статуи апостолов, витражи составляют неповторимое собрание творений немецкого зодчества от Средневековья до XIX века. Культурные ценности, хранящиеся в нем, не поддаются оценке. Сегодняшний храм поражает монументальностью, величием и, как ни странно для такой каменной массы, легкостью.
Архитектурной особенностью является отсутствие горизонтальных линий. С западной стороны имеются два визуально доминирующих пропорциональных шпиля, к которым примыкает суженный фасад нефа. Квадратная форма первых двух уровней башен плавно переходит в форму восьмиугольника верхних трёх уровней, а кверху сужается еще более. Нет здесь и характерного для готического стиля круглого окна между шпилями. Фасад роскошно украшен потрясающими по выразительности скульптурами и резьбой. Пожалуй, каждый ярус индивидуален, но не противоречит с общей композицией, образуя гармонию.
Кстати, для того, чтобы осознать высоту Собора (которая воспринимается довольно абстрактно даже при непосредственном рассмотрении) рядом с ним выставлена копия крестоцвета, украшающего оба шпиля.
Официально он называется Кафедральный собор во имя Св. Петра и Св. Девы Марии, но больше известен просто как Кельнский собор. Это самый выразительный образец стиля высокой готики в мире. Кельнский кафедральный собор высотой 157 м- второй по высоте в Германии и третий в мире. С 1880 по 1890 г. это вообще было самое высокое здание в мире. Вся его громада, включая две величавые башни, занимает площадь 7000 кв. м, что является мировым рекордом для культового сооружения.
Факты про Кельнский собор
1164: В Кельн доставлены чудотворные мощи.
1180-1230: Изготовлена рака Трех королей.
15 августа 1248: Заложен краеугольный камень собора.
Ок. 1311: Выстроены самые большие хоры в Германии на 1 04 певчих, с двумя свободными местами для Папы и императора.
1322: Освящение хоров.
Ок. 1355: Началось возведение башен.
1814: Найден первый комплект чертежей западной части собора. % 1816: Найден второй комплект чертежей.
1842: Строительство возобновилось после 300-летнего перерыва.
15 октября 1880: Собор закончен. В итоге стройка длилась 632 года.
1939-1945: Собор пострадал во время Второй мировой войны.
1996: Собор включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В соборе нет лифта. И думаю не будет. Есть только бесконечная (на первый взгляд) винтовая лестница. Туда я и собралась. Друзья мои! Хочу вас сразу предупредить о некоторых особенностях и ограничениях:
1. Не поднимайтесь наверх просто от любопытства. Этого нужно захотеть, как велосипед в детстве:-)
2. Не поднимайтесь, если вы боитесь высоты.
3. Не нужно этого делать, если вы имеете лишний вес.
4. Не нужно этого делать в часы пик или при большом количестве народа.
Для многих людей Кёльнский собор снизу кажется не очень высоким, поэтому особо самоуверенные люди пытаются туда залезть. Уже на высоте 50 метров у многих начинается одышка. Болят икры. Молодые и старые держаться за стены и перила, потому что подкашиваются ноги. С непривычки действительно сложно.
Сложно ещё и потому что ширина прохода составляет не больше метра. Лестница каменная и кручёная. Перила только с одной стороны. Люди цепляются за них как за спасательную шлюпку. Одно неловкое движение и человек может полететь аки орёл. На самом деле смешного мало. Сами Кёльнцы подтверждают факт падения туристов с лестницы. Поэтому совет: ДЕРЖИТЕСЬ ЗА ПЕРИЛА руками и ногами. И туда и обратно.
На протяжении всего подъёма вам будут встречаться древние дубовые двери с коваными узорами. Не пытайтесь их дёргать. Они закрыты. Поверьте, конец пути ещё не скоро. Не смотрите вниз. Вы всё равно ничего не увидите, пока не дойдёте до конца. Несколько раз я останавливалась, чтобы отдышаться. Но посмотрев вверх, я осознавала, что путь ещё долгий. Всё время встречалась с людьми, которые уже спускались. И знаете, никто не разжимал руки от перил. Мне приходилось обнимать круглую стену и цепляться фактически за воздух.
Забавно было другое. Путь на самый верх открывала ещё одна винтовая лестница. Ещё на несколько этажей. И она была шириной около 60-80 см. Я боялась, что сверху опять кто-то пойдёт. Но дошла без проблем. И вот я наверху. Посередине стоит стеклянная будка с мужичком-билетёром. Он проверяет всех, кто забрался наверх. В ту же секунду у меня щёлкнула в голове одна мысль: а ведь чувак каждый день ходит на работу. И он не молод. И лифта нет. Едрёна матрёна. Он просто герой. Наконец, отдышавшись, я вышла на смотровую площадку. Почти всё видимое пространство занимает крупная сетка.
Кельнский собор
Кельнский собор недолго был первым в списке самых высоких зданий мира, но сегодня он заслуженно занимает третью позицию среди всех храмов. Не только этим знаменита готическая церковь: в ней собрано огромное количество реликвий, на которые хотят взглянуть представители разных народов, приезжающих в Германию. Интересно все: какая высота у башен, история создания, архитектура, внутреннее убранство.
Общая информация
Для тех, кто все еще задается вопросом, где находится собор, стоит отправиться в город Кельн в Германии. Его адрес: Domkloster, 4. Первый камень был заложен еще в 1248 г., но современному исполнению церкви присущ готический стиль.
Ниже приведено краткое описание основных величин, связанных со строительством костела и его содержанием:
Для тех, кому интересно, сколько ступеней ведет до шпиля, стоит добавить и эту цифру, ведь, чтобы добраться до колокольни и сделать фото в высоком качестве с вершины церкви, придется преодолеть 509 ступеней. Правда, посещение башен платное, а просто зайти в храм может любой желающий. Часы работы отличаются по сезонам. В летнее время (май-октябрь) Кельнский собор открыт для посетителей в промежутке 6:00-21:00, а зимой (ноябрь-апрель) можно полюбоваться на красоты костела в интервале 6:00-19:30.
Этапы строительства
Главный храм архиепископства Кельна строился в несколько этапов. Условно выделяют два основных периода. Первый датируется 1248-1437 годами, второй проходил во второй половине 19 века. До 13 века на этой территории было построено немало святилищ, останки которых можно увидеть в нижней части современного собора. На сегодняшний день в ходе раскопок удается обнаружить части пола и стен из разных эпох, но восстановить единую картину прошлых вариаций храмов невозможно.
В начале 13 века решено было возвести в Кельне, одном из богатейших центров того времени, собственный кафедральный собор. Архиепископом Конрадом фон Гохштаденом было положено начало великого строительства, обещающего подарить миру храм, затмевающий уже существующие церкви.
Есть предположение, что появление Кельнского собора связано с тем, что в 1164 году Кельну достались величайшие реликвии – останки Святых волхвов. Для них был создан уникальный саркофаг, и хранить подобное сокровище следовало в соответствующем месте, каким и должен был стать будущий храм.
Возведение церкви началось с восточной части. В качестве основной идеи был избран готический стиль, который был популярен в этот период. Кроме того, обилие витражей и вытянутых арок являлось символичным и обозначало благоговение перед божественными силами.
Архитектором этого удивительного творения был Герхард фон Риле, по его чертежам велись все последующие работы. За первые 70 лет удалось соорудить хоры. Внутри помещение украшалось капителями с ажурными листьями, покрытыми позолотой. Снаружи можно увидеть взмывающие пики, увенчанные с востока крестом из золота. Он украшает собор более 700 лет.
В 14 веке приступили к другой части строительства, так как для этого нужно было снести западную часть каролингского собора. В это время занимались возведением Южной башни, особенности архитектуры которой подчеркнуты утонченностью элементов. К началу 16 века был практически полностью закончен средний неф, оставались лишь незначительные детали в отделке фасада.
В период Средневековья далеко не все идеи были воплощены в жизнь, а за годы существования Кельнский собор постепенно приходил в упадок. В результате в 1842 г. поднялся вопрос о необходимости реставрации храма и завершения необходимых строительных работ, в том числе связанных с его окончательным украшением. 4 сентября благодаря финансированию прусского короля и общественной организации жителей города работы возобновились, а честь положить первый камень выпала Фридриху Вильгельму IV, как главному инициатору.
В ходе строительства использовались первоначальные идеи и уже имеющиеся чертежи. Фасад был украшен скульптурами, появились высокие башни, достигающие 157–метровой высоты. 15 октября 1880 года официально считается днем окончания строительства, тогда был организован масштабный праздник, а люди со всей страны поехали в Кельн, чтобы увидеть это творение собственными глазами.
Несмотря на то, что точно известно, сколько строился храм и когда был построен, работы до сих пор ведутся, чтобы достопримечательность сохранилась на многие годы вперед. Немало ключевых элементов было заменено в 20 веке, реставрация ведется и по сей день, так как загрязнения в городе негативно сказываются на внешнем виде собора.
Ценности, хранящиеся в храме
Кельнский собор – это настоящая сокровищница, в которой хранятся уникальные произведения искусства и символы религиозного культа. Среди самых ценных можно назвать:
Ни одна фотография не способна передать истинных эмоций от изучения всех ценностей, хранящихся в соборе. К тому же картинки, выложенные в витражах, создают особую атмосферу в помещении, а музыка органа будто возносит в облака, настолько она глубока и проникновенна.
Легенды
Существует интересная легенда о соборе, которую по-разному пересказывают. Кто-то верит в ее правдивость, кто-то создает вокруг истории облако мистицизма. В момент разработки проекта архитектор Герхард фон Риле постоянно метался, не зная, каким чертежам отдать предпочтение. Мастера настолько тяготил выбор, что он решил обратиться за помощью к Сатане.
Дьявол мгновенно откликнулся на просьбы и предложил сделку: архитектор получит заветные чертежи, которые превратят собор в один из величайших творений человечества, а взамен отдаст свою душу. Решение нужно было принять после крика первых петухов. Герхард дал свое слово подумать, но ради величия склонялся к положительному решению.
Разговор с Сатаной подслушала жена мастера и решила уберечь душу своего супруга. Она спряталась и прокричала подобно петуху. Дьявол дал чертежи, и лишь позже понял, что сделка не состоялась. Обработанная версия истории была изложена Кусковым Платоном Александровичем в стихотворении «Кельнский собор».
Нередко можно услышать продолжение легенды, в котором говорится о том, что Сатана был настолько разъярен, что проклял храм. Он сказал, что с последним камнем собора наступит всемирный апокалипсис. По некоторым версиям разрушение грозило лишь Кельну, но, возможно, неслучайно великий немецкий храм постоянно достраивают и расширяют.
Интересные факты нередко преподносят в виде необычных историй для туристов. Так, гиды из Кельна любят рассказывать о временах войны, которые храм пережил без малейших повреждений. Город во Вторую мировую войну подвергся сильнейшим бомбардировкам, в результате которых все сооружения были полностью разрушены, и только церковь осталась нетронутой. Считается, что причиной тому было то, что летчики избрали высокое здание в качестве географического ориентира.
Кёльнский собор
Кёльнский собор находится в 50 метрах от главного железнодорожного вокзала города, поэтому встречает каждого гостя, прибывающего в мегаполис по железной дороге. Культовое сооружение впечатляющих размеров занимает третье место в списке самых высоких в мире христианских соборов и входит в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО сразу по трем критериям. Здание является уникальным и гармонично-целостным по архитектурному облику, оно свидетельствует о стойкости христианской веры и знаменует наивысшую, непревзойденную точку развития готического стиля в Европе.
Кратко о соборе в Кёльне
Главный храм города считается его основной достопримечательностью и неофициальным символом. В момент завершения строительства в 1880 г., здание являлось самым высоким в мире.
Сегодня собор готов принять в свои объятья прихожан, паломников и туристов со всего мира. В его стенах совершаются молебны и праздничные мессы, обряды причастия и венчания, крещения и покаяния. Здесь проходят хоровые выступления, концерты органной и классической музыки.
Самый крупный орган (около 90 регистров) расположен у главного алтаря. Два небольших находятся в часовнях и звучат во время проведения Литургий. В структуру собора входит четыре хора — детский, женский, смешанный взрослый и профессиональный, в составе которого выступают певцы с консерваторским образованием. С расписанием концертов можно ознакомиться на официальном сайте.
История Кёльнского собора
Археологические раскопки подтвердили факт существования на территории готического храма нескольких древних церквей, фрагменты которых были обнаружены на подземных уровнях Кёльнского собора. Здесь же находятся остатки восьмиугольного баптистерия, построенного приблизительно в 500 году. Сегодня в зону раскопок можно попасть в составе экскурсионной группы.
Последний храм (Старый собор), появившийся на месте очередной сгоревшей церкви, был крупнее предыдущих строений. Его освятили в 870 году, а чуть позже превратили в резиденцию кёльнских архиепископов. Здание имело три нефа, небольшие хоры, полукруглые приделы и две башни. Рядом располагался внутренний двор, окруженный всевозможными пристройками. К X—XI вв. церковь расширили за счет еще двух нефов и часовни.
Первые упоминания о закладке христианского храма огромных размеров относятся к 1248 году. Заметки сохранились в Кёльнской королевской хронике, описывающей общую историю средневековой Германии. В то время город считался одним из самых могущественных и богатых, поэтому ему требовался соответствующий статусу новый кафедральный собор. Сооружение, по словам архиепископа Конрада фон Гохштадена, должно было затмить существующие в Европе аналогичные храмы. Одна из главных целей состояла в привлечении толп паломников к важным для христиан реликвиям, привезенным из Милана в 1164 году.
Строительство Кёльнского собора велось поэтапно. Через 70 лет после закладки первого камня закончили возводить хоры и снесли западную часть Старого храма. В XIV в. появились южные нефы, в XV-м соорудили третий этаж Южной башни и установили первые два колокола. В XVI столетии построили средний неф, накрыли его кровлей и вынужденно приостановили дальнейший процесс вплоть до середины XIX века.
Новый этап строительства начался в 1842 году и завершился в 1880-м. Работы велись с учетом сохранившихся средневековых чертежей. В общей сложности возведение здания длилось 632 года. Однако в дальнейшем Кёльнский собор требовал постоянного внимания. Приходилось переставлять витражные стекла, перекладывать полы, ремонтировать рухнувшую декоративную башню, приводить в порядок поврежденную каменную кладку, проводить реставрацию. Работы продолжаются и в наши дни.
Архитектура Кёльнского собора
Фундамент храма закладывался по подобию «новых» французских соборов. В конструкции наземной части здания использовались усиливающие пилястры и заостренные арочные своды, зрительно устремляющие строение ввысь. Все это должно было вызывать чувство благоговения перед Всевышним и Царствием небесным.
Автором грандиозного проекта стал архитектор Герхард фон Риле. В качестве образца он выбрал готический собор Амьенской Богоматери, до сих пор превосходящий все аналогичные храмы Франции. По легенде, мастер заключил сделку с дьяволом, отдав свою душу за предложенные чертежи и помощь в строительстве. Сроком окончания работ назначили три года, а момент расплаты — крик первого петуха. Спастись семье от нечистой силы помогла жена Герхарда, прокукарекавшая на рассвете раньше отведенного природой времени. Сегодня на фасаде можно увидеть каменное изваяние дьявола.
Экстерьер Кёльнского собора богато украшен сотнями скульптур и барельефов, резным камнем и многоступенчатыми порталами и проемами. Его ажурные шпили и башенки приводят в восторг и одновременно вызывают недоумение. Каждый из фасадов примечателен по-своему, поэтому прежде чем зайти внутрь, рекомендуется не спеша прогуляться вокруг храма.
Внутреннее убранство
Интерьер собора декорирован мрамором, позолоченными элементами и каменным ажуром, обрамляющим большие окна и хоры. Его украшением являются оригинальные потолочные своды, огромные разноцветные витражи, фрески на стенах хоров и резные деревянные антресоли.
Верхний алтарь выполнен из монолитной глыбы черного мрамора. Он был создан в первой половине XIV в. и до сих пор считается самым большим в мире среди подобных композиций. В соборе присутствуют другие алтари, а также скульптуры и лепнина. Примечателен Триптих Лохтера, изготовленный в начале XV в. На нем появляются разные сцены из Евангелия, в зависимости от того, закрыт Триптих или открыт.
В часовнях находятся захоронения кёльнских архиепископов — с саркофагами, надгробными плитами, изваяниями из мрамора, известняка и бронзы.
Реликвии и святыни
В Кёльнском соборе находятся многие христианские реликвии и святыни. Среди них есть особо почитаемые.
Мощи трех волхвов — привезены из Милана в 1164 г. и подарены архиепископу Кёльна императором Фридрихом I Барбароссой. Святыни хранятся в изготовленном в начале XIII в. уникальном ларе, оббитом золотыми и позолоченными пластинами, украшенном 1000 драгоценными камнями и тремя сотнями камей и гемм.
Миланская Мадонна — является копией чудодейственной резной статуи Мадонны, также привезенной из Милана. Оригинал сгорел при пожаре в 1248 г. Расположенный в соборе образ Богоматери датируется 1290 г. В XIX столетии скульптуру переместили на новое место, дополнив ее скипетром и короной.
Распятие Геро — представляет собой 2-метровый крест с реалистичной фигурой распятого Христа. Был выполнен по заказу архиепископа Геро (900–976 гг.) и передан в дар Старому храму. В то время в Европе о подобных распятиях еще не знали.
Сокровищница — хранит большую коллекцию самых ценных реликвий. Здесь находится посох и дароносица св. Петра, жезл и меч кёльнских архиепископов, церемониальный крест, собрание рукописей и многое другое.
Интересные факты
Масса подземной части Кёльнского собора соответствует наземной. Приблизительный вес использованного для строительства камня составляет 300 тысяч тонн.
Часть соборных витражей светится ярче других. Их стекла имеют форму линзы, поэтому проходящие сквозь них лучи концентрируются в пучок.
Во время Второй мировой войны в разрушенном бомбардировками Кёльне собор остался практически нетронутым, так как служил летчикам ориентиром.
Режим работы собора в Кёльне
Храм открыт ежедневно с 06:00 до 20:00 (с ноября по апрель) и до 20:00 (с мая по октябрь). Для туристов полноценный осмотр достопримечательностей возможен с 10:00 до 20:00 и по воскресеньям с 08:00. Во время полуденной мессы, начинающейся в 12:00, посещение собора возможно только верующим, пришедшим на молитву. В остальное время увидеть интерьеры, часовни и святыни можно лишь частично. Вход в собор только по предварительной записи у входа в собор.
В выходные и праздничные дни время доступа туристов к достопримечательностям сокращается. Во время важных мероприятий предусматриваются дополнительные ограничения, в том числе в последнюю неделю ежегодно проводимого Кёльнского карнавала.
Подняться на соборную башню можно круглый год. Время работы зависит от сезона:
В воскресные и праздничные дни колокольня открывается в 12:30. Допуск прекращается за 30 мин. до закрытия башни. Вход расположен справа от центрального портала.
Соборная сокровищница работает ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме Рождества и Нового года, а также первого дня Кёльнского карнавала — 11 ноября и нескольких особых дней его последней недели. Вход в сокровищницу расположен у «золотой» стелы, со стороны Вокзальной площади, и в северном трансепте.
Богослужения
Службы в епископской церкви Кёльна проводятся ежедневно. С понедельника по субботу включительно — в 06:30, 07:15, 08:00, 09:00, 18:30 часов. В воскресенье — 07:00, 08:30, 10:00; 12:00; 17:00; 18:00; 19:00.
В графике возможны несущественные изменения.
Войти в Кёльнский собор можно совершенно бесплатно.
Стоимость билетов на башню составляет:
Билеты в соборную сокровищницу обойдутся дороже:
При желании посетить обе достопримечательности, выгоднее будет купить комбинированный билет:
Кёльнский собор пользуется невероятной популярностью у туристов, посещающих Германию. Многие из них, имея ограниченный запас времени, посещают собор в рамках экскурсии из Дюссельдорфа на русском языке.
Правила посещения храма
В целях безопасности, входить внутрь Кёльнского собора с чемоданами, большими дорожными сумками и походными рюкзаками, а также приносить с собой стулья, в том числе складные, запрещено.
Туристы должны быть одеты соответствующим образом. Их одежда не может быть вызывающей, слишком откровенной, с антирелигиозными изображениями. Мужчинам, за исключением представителей определенных конфессий, требуется снимать головной убор.
Использовать дроны вблизи собора не разрешается. Фотографировать допускается в личных целях, но делать аудио- и видеозаписи нельзя.
Как добраться до Кёльнского собора
До остановки «Dom/Hauptbahnhof» можно доехать:
Автобусная остановка «Breslauer Platz /Hauptbahnhof» находится за зданием железнодорожного вокзала Кёльна. До нее следуют автобусы № 124, 132, 133, 171, 250, 260, 978, N26. Далее придется пройти пешком.
Такси в Кёльне можно заказать с помощью мобильных приложений Uber, TaxiApp, myTaxi.
Внутреннее убранство Кёльнского собора: видео