высоцкий монастырь в серпухове чудотворные иконы
Святыни Высоцкого монастыря
Чудотворные иконы и списки с чудотворных икон:
Мощи святых:
В настоящее время по Божией милости в Высоцкой обители собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими. Особое место занимает Чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», который находится в Покровском храме. В левый нижний угол иконы вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен чудесами исцелений от страсти винопития, наркомании и табакокурения, о которых красноречиво свидетельствуют многочисленные украшения, пожертвованные верующими, специальная книга с описаниями случаев исцелений от иконы, множество писем, приходящих в монастырь ежедневно.
В Покровском храме почивают мощи преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого (Младшего), второго игумена монастыря, которые обретены были в 1994 году и прославлены многими чудесами исцелений и благодатной помощи. В обители собрано более 200 частиц мощей различных угодников Божиих, прославленных от первых веков христианства до новомучеников Российских. Наиболее крупные части мощей хранятся в алтаре храма в особых ковчегах, среди которых выделяется серебряный ковчег в форме митры с частью мощей Преподобного Сергия Радонежского — их передал в обитель 8 октября 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Среди множества икон, украшающих храмы, особо чтятся верующими чудотворный образ Святого Великомученика Георгия Победоносца, новгородского письма XV века, который всегда брало в поход Серпуховское ополчение — если городу грозила опасность нашествия неприятеля, незажженная свеча у этого образа самовозгоралась; храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы московской школы XVII века; иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Утоли моя печали» Корсунская, образ Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона, которые писаны в прошлом веке на святой горе Афон; чудотворный образ Божией Матери «Взыскание погибших»; чудотворная икона Николы Можайского XIV века; образ Преподобного Сергия Радонежского — крышка раки с его мощами; икона преподобного Серафима Саровского с частицей от рубашки, пропитанной его кровью, когда святой был избиваем разбойниками и другие иконы. Почти все они старого письма, у каждой из них своя история, некоторые прославились чудесами.
С благоговением хранятся в обители части Древа Животворящего Креста Господня, Гроба Господня, частицы Гвоздя Распятия Христова, Пояса Пресвятой Богородицы, который она носила при жизни, части Дуба Мамврийского, камня, на котором молился 1000 дней и ночей преподобный Серафим Саровский, Древа куста Неопалимой Купины со святой горы Синай, епитрахиль св. праведного Иоанна Кронштадского и другие святыни.
Святыни монастыря
Святыни Высоцкого монастыря.
На сегодняшний день в Высоцком монастыре собрано немало святынь, среди которых главное место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Бесчисленные паломники притекают к этому всероссийски известному чудотворному образу, который находится в Покровском храме обители, с верою и надеждою прося помощи у Царицы Небесной в исцелении телесных и душевных недугов, в особенности страсти пьянства, наркомании и курения. «И не тщетны отходят, Пречистая, от Неупиваемыя Чаши Твоих Божественных дарований», о чем свидетельствуют многие драгоценные дары, принесенные в благодарность за исцеление, которые украшают святой образ. В левый нижний угол иконы вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы.
Ежедневно в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря перед чудотворным образом совершаются водосвятные молебны, на которых возносятся молитвы за страждущих и за всех тех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной перед Ее святой иконой.
Братия монастыря, несмотря на свои скромные возможности, старается принять и дать приют всем приходящим в святую обитель. Особенно много богомольцев собирается на молебны по воскресным дням. Самое торжественное богослужение перед иконой Небесной Заступницы совершается в день празднования ей — 18 мая (по новому стилю).
Следующей по значимости святыней Высоцкого монастыря являются мощи преподобного Афанасия Младшего.
По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были проведены работы по определению места погребения и открытию святых останков преподобного Афанасия Младшего.
24 сентября 1994 года по благословлению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было совершено обретение святых мощей угодника Божия. Очевидно, что особым промыслом Божиим святые мощи преподобного находились под спудом до наших дней, и это уберегло их в годы гонений на Русскую Церковь от поругания, осквернения и уничтожения. Сейчас святые мощи преподобного Афанасия почивают в Покровском храме в золоченой раке. Он издревле почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители и города Серпухова. Как раньше, так и в наше время преподобный подает всем с верою прибегающим к его многоцелебным мощам свою благодатную помощь. В наши дни от его святых мощей происходит немало исцелений различных душевных и телесных недугов, поэтому в 2004 году на Архиерейском Соборе было совершено его всероссийское прославление.
День памяти преподобного совершается 25 сентября, а также в среду Светлой седмицы.
В Покровском храме находится древний, XV века, чудотворный образ святого великомученика и Победоносца Георгия, который неоднократно спасал город Серпухов от нападения врагов и сопровождал серпуховское ополчение в военных походах.
Память святого великомученика Георгия отмечается 6 мая. Но в честь именно этого чудотворного образа празднование совершается и в 7-й понедельник после Успения, в день, когда произошло чудесное избавление града Серпухова от нашествия татар. Когда войска неприятеля подступали к Серпухову, местные жители видели святого великомученика Георгия, выехавшего на белом коне из монастыря. Он подъехал к вражьим полчищам, враги устрашившись, бежали, а великомученика Георгия видели вновь въехавшим в монастырь.
Существует предание, что во времена вражеских нашествий монашествующие часто видели перед иконой горящую свечу, которая возжигалась сама собою, таким образом оповещая о грозящей опасности.
В Зачатьевском соборе монастыря находится чтимый образ Божией Матери «Взыскание погибших», список с чудотворной Борской иконы Пресвятой Богородицы, которая до революции во время эпидемий холеры Крестным ходом неоднократно приносилась в Серпухов и очень почиталась жителями, так как не один раз спасала город от смертоносной болезни. Ежегодно в Высоцком монастыре 23 июля вспоминается встреча в Серпухове святой иконы, а 23 августа — ее проводы. Накануне этих дней совершается всенощное бдение с акафистом, а в сами праздники — Божественная литургия и Крестный ход.
В Высоцком монастыре находится также более 200 частиц святых мощей угодников Божиих, прославленных начиная с первых веков христианства и до наших дней.
Святые мощи находятся в ковчегах, которые стоят в храмах и открываются на время богослужений, а некоторые, в основном большие части мощей, хранятся в алтаре в особо украшенных, ювелирной работы ковчегах и выносятся для поклонения верующим в дни памяти этих святых.
Есть ряд икон, которые, возможно, не относятся к особо чтимым в монастыре святыням, но заслуживают внимания по своей древности и красоте.
В первую очередь, это святые Царские врата XVII века, замечательного Ушаковского письма, большая икона «Страшного Суда» — также XVII столетия. В иконостасе Покровского храма — местная икона Спасителя XVIII века и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы Московской школы XVII века; небольшая икона преподобного Иосифа Волоцкого в серебряном басменном окладе XVII века и ряд других интересных икон.
Часть рубашки преподобного Серафима Саровского, обагренная его кровью, когда он был избит едва не до смерти разбойниками.
Эта святыня вставлена в ковчег и находится в старинном образе святого в Покровском храме.
В Высоцком монастыре хранятся несколько напрестольных крестов искусной работы XVIII — XIX веков, потиры, кадила и некоторая другая старинная церковная утварь того времени.
В ризнице имеется несколько старинных облачений, покровцы и плащаница, украшенные красивой ручной вышивкой. Все это используется в богослужении по своему назначению.
Несмотря на то, что уже многое сделано для возрождения обители, немало еще предстоит. Высоцкий монастырь еще очень долго не сможет достичь былого благолепия. Но в наши дни возрождаемая обитель превзошла по количеству святынь то, что было в ней раньше. Сегодняшнее благолепие Высоцкого монастыря — это плод всеобщих усилий верующих людей. Каждый помогал, чем мог: кто приносил в обитель сохраненную святыню, кто помогал своими трудами, кто вносил посильную материальную помощь, порой делясь необходимым.
Мы особо признательны музею Московского Кремля, передавшему монастырю из своих фондов немало предметов церковной утвари и святых мощей, и Серпуховскому историко-художественному музею, который внес значимый вклад в возрождение Высоцкой обители.
Высоцкий монастырь в серпухове чудотворные иконы
Милостью Божией в 1991 г. Серпуховский Высоцкий монастырь был передан Русской Православной Церкви. Разоренная и оскверненная обитель, в которой не сохранилось ничего, кроме некоторых полуразрушенных и обветшалых зданий, начала возрождаться. К сегодняшнему дню в Высоцком монастыре уже собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими. Особое место занимает Чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Через свою святую икону Матерь Божия помогает людям в избавлении от греха пьянства, курения, наркомании, болезней и оказывает помощь в различных жизненных проблемах. Множество драгоценных даров, приносимых к святой иконе, и благодарственные отзывы являются живым свидетельством полученной благодатной помощи от Царицы Небесной. Уже на протяжении многих лет образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящийся в Высоцком монастыре, достойно почитается православным народом, как чудотворный.
Необходимо отметить, что слава этой иконы уже давно распространилась за пределами России по всему православному миру. К чудотворному образу приезжают паломники из многих стран бывшего Союза и дальнего зарубежья.
Следующей по значимости святыней Высоцкого монастыря в наше время являются святые мощи преподобного Афанасия Младшего. 24 сентября 1994 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было совершено обретение святых мощей угодника Божия. Очевидно, что особым промыслом Божиим святые мощи преподобного находились под спудом до наших дней, и это уберегло их в годы гонений на Русскую Церковь от поругания, осквернения и уничтожения. Сейчас святые мощи преподобного Афанасия почивают в Покровском храме в золоченой раке. Как раньше, так и в наше время, преподобный подает всем, с верою прибегающим к его многоцелебным мощам, свою благодатную помощь.
Святые мощи находятся в ковчегах, которые стоят в храмах и открываются на время богослужений, а некоторые, в основном большие части мощей, хранятся в алтаре в особо украшенных ювелирной работой ковчегах. И выносятся для поклонения верующим в дни памяти этих святых.
Ковчег с чатицами мощей св. праведной Анны
С благоговением хранятся в обители части Древа Животворящего Креста Господня, часть от гроба Господня, частица Гвоздя Распятия Христова, вделанная в шляпку точной серебряной копии Гвоздя, который хранится в музее Московского Кремля. Епитрахиль св.прав. Иоанна Кронштадтского и его небольшой потир. Часть рубашки преп. Серафима Саровского, обагренная его кровью, когда он был избит, едва не до смерти, разбойниками. Святыня вставлена в ковчег и находится в старинном образе святого.
В Высоцком монастыре хранится несколько серебряных напрестольных крестов, искусной работы XVIII, XIX вв., потиры, два серебряных кадила и некоторая другая старинная церковная утварь, того же времени. В ризнице имеется несколько старинных облачений, покровцев и плащаница, украшенные красивой ручной вышивкой. Все это используется в богослужении по своему назначению.
Высоцкий мужской монастырь
В городе Серпухов, в Подмосковье, находится Высоцкий мужской монастырь. Он раскинулся в живописном месте на левом берегу реки Нары. Монастырь был основан в конце XIV века по благословению преподобного Сергия Радонежского. Высоцким его наименовали, потому что он расположен на красивейшем холме, который в народе известен как «Высокое».
Первым настоятелем монастыря был Афанасий — один из любимых учеников преподобного Сергия. Сегодня в Серпуховском монастыре проживают 10 насельников, а его игуменом является Преосвященнейший Роман. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников, чтобы покаяться и очистить душу, а также найти успокоение в стенах обители.
Икона «Неупиваемая чаша»
Высоцкий монастырь в Серпухове, прежде всего, известен тем, что там ежедневно молятся перед иконой «Неупиваемая чаша». Это Чудотворный образ Божией Матери, который помогает в исцелении людей, сошедших с праведного пути, — пьяниц, блудников, наркоманов, а также тех, кого поразили душевные и телесные недуги.
Явление первообраза
В 1878 г. у одного солдата в отставке из Тульской губернии из-за беспробудного пьянства отнялись ноги. Однажды ночью ему приснился старец, который сказал, чтобы он шел в Серпуховский монастырь Владычицы Богородицы и перед иконой «Неупиваемая чаша» отслужил молебен, чтобы очистить душу и исцелить тело. Не сразу солдат послушал старца и только после третьего сна отправился в дорогу на четвереньках.
Долог и тернист был его путь. А когда он прибыл в монастырь, оказалось, что никто не знает эту икону. Но тут кто-то из прихожан вспомнил, что при входе в ризницу есть икона, на которой изображена чаша. Все очень удивились, когда ее перевернули и увидели надпись «Неупиваемая чаша», а в лике преподобного Варлаама солдат узнал старца, трижды являвшегося ему во сне.
Исцеление страждущих
Судьба иконы
После революции икону перенесли в собор Николы Белого. В 1929 г. его, как и другие святыни в России, закрыли, а все иконы были сожжены. Тогда первообраз иконы бесследно пропал. О «Неупиваемой чаше» никто не вспоминал вплоть до 1991 г., когда открыли Высоцкий монастырь. Его настоятель сразу же возобновил служения иконе. Спустя год русский иконописец Соколов написал сегодня известную в православных кругах икону.
В 1997 г. ее внесли в церковный календарь, а вскоре стали почитать во всем православном мире. День 5/18 мая признан праздником иконы «Неупиваемая чаша». В этот день в Высоцком мужском монастыре в Серпухове собираются прихожане на Божественную Литургию, которая заканчивается величественным крестным ходом с иконой.
Расписание богослужений в Высоцком мужском монастыре
В будние дни богослужения начинаются в 06:00. В это время проводятся утренние молитвы, а также полунощница и утреня. В 08:00 прихожане исповедуются, затем посещают литургию, по окончании которой служатся панихиды и молебны по заказу. Вечерня и рядовой акафист начинаются в 17:00. В воскресные и праздничные дни богослужения проводятся с 08:00. В 17:45 каждое воскресенье можно посетить молебен перед иконой «Неупиваемая чаша».
Сам монастырь открыт для прихожан в будние дни с 05:00, а в праздники — с 07:30. Закрывается он при рядовой службе в 19:00, а при всенощном бдении — в 20:00. В 21:00 проводятся вечерние молитвы для паломников. Точное расписание работы монастыря можно посмотреть на официальном сайте.
Услуги
Высоцкий монастырь приглашает паломников на несколько дней, большие группы принимаются только по предварительной договоренности. Также монастырь предоставляет еще ряд услуг для своих прихожан.
Требы
Каждый желающий может заказать необходимую требу. Так, есть возможность заказать поминовение «О упокоении», «О здравии», а также на молебне перед святыней «Неупиваемая чаша» единожды, на 40 дней, на полгода и год. Заказать требы можно онлайн на официальном сайте Высоцкого монастыря в Серпухове.
Экскурсии
Для паломнических групп братия монастыря проводят экскурсии. Они знакомят прихожан с архитектурой и достопримечательностями святыни, а также с ее историей. Экскурсии проводятся после утреннего молебна. Их предварительно заказывают в иконной лавке.
Иконная лавка
На территории монастыря работает иконная лавка, где представлен большой выбор святынь. Там можно приобрести иконы, молитвенные пояса, свечи, декоративные изделия, акафист, святое масло и др. Их можно заказать онлайн на официальном сайте Высоцкого монастыря.
Проживание и питание
Для паломников в монастыре есть отдельный корпус, где можно пожить на протяжении нескольких дней. В колокольне открыта чайная. Там продаются горячие напитки, закуски и монастырская выпечка. А полноценно покушать можно в столовой, которая расположена в паломническом корпусе.
Как добраться
Из Москвы до Серпухова можно доехать несколькими способами. Удобнее и быстрее всего — добираться на электричке. Электрички ежедневно отправляются с Курского вокзала и прибывают на ж/д вокзал Серпухова.
Также из столицы до Серпухова можно доехать на автобусе. Есть два прямых рейса — № 458 и 363. Они отбывают со станции метро «Лесопарковая».
В пределах Серпухова добраться до монастыря не составит труда. Рядом с ним, примерно в 200 метрах к юго-востоку от святилища, находится одноименная остановка общественного транспорта — «Высоцкий монастырь». К ней прибывает автобус № 20. Чуть ниже расположена остановка «Магазин № 9», куда можно доехать рейсом № 8, а рядом с ней есть еще одна остановка, к которой курсирует маршрут № 3.
Еще до Высоцкого монастыря легко доехать на такси. Популярные службы Серпухова — Такси-Сервис, Стоянка Такси, Максим и др.
Высоцкий монастырь в Серпухове на панораме Яндекс-карт
Высоцкий мужской монастырь в Серпухове на видео
Неупиваемая Чаша: там, где мужчины плачут
Наш путь по московским меркам совсем не долгий, километров 70 от МКАД. Машина глухо ворчит, пыхтит и почти обреченно останавливается, капитулируя перед очередным затором. Я признаюсь себе, что удивительно спокойно реагирую на препятствия пути — пробки. Но сейчас совсем не до них: мои мысли там, где я буду в первый раз через эти несколько десятков километров и где до меня побывали тысячи людей. Почему впервые? Потому что просто не было нужды. Едем мы в Серпухов, в Высоцкий монастырь, приложиться к чудотворному образу Богородицы «Неупиваемая чаша». Место, куда люди, страдающие разными видами зависимостей, притекают как к последней надежде. Я не могла не приехать сюда, услышав столько отзывов и жизненных историй, которые, собственно, могли закончиться весьма плачевно, а может быть, и вовсе прерваться задолго до того, как «герои сюжетов» поделились со мной своими воспоминаниями. Теперь пришла очередь делиться мне.
Кажется, совсем недавно я одной рукой нервно теребила справочник расписания поездов, изучая направление на Серпухов, другой — «прыгала» мышкой компьютера по сайтам в поисках нужной информации, зажимая плечом трубку телефона, говоря в нее, в общем-то не очень умные слова: «Ты только не волнуйся, все будет хорошо». Просто моей старшей подруге было совсем худо. Беда случилась с ее сыном. Симпатичным восемнадцатилетним парнем, полным сил и здоровья. Полно у этого юноши было не только сил, здоровья, но и друзей, подружек, свободного времени и желания жить, как он говорил «на всю катушку, как в рекламе». Мысленно возвращаюсь еще буквально на пару лет назад. «Познакомься, это мой сын, ему шестнадцать», — сказала мне тогда Валентина, и я увидела милого мальчика с детской улыбкой. «Надо же, — подумала я, — совсем не похож на проблемного тинейджера, добрый чистый ребенок». И не ошиблась. Мне нравилось быть у них в гостях, общий язык нашелся с обоими, может, возраст помог, я оказалась как раз посередине: на 10 лет старше сына, и чуть более десяти лет младше матери. Но было видно, что и вдвоем им хорошо. «Как мужа похоронила — вся жизнь только в сыне», — делилась подруга. А сын без видимого неудовольствия мыл посуду, покупал продукты, помогал матери с генеральной уборкой и походами на рынок. Но год спустя откровенно загулял. Чем больше времени проходило, тем он больше менялся, это уже был совсем не угловатый мальчишка, а красивый высокий голубоглазый, «знающий себе цену» юноша. Начались звонки от влюбленных девушек, которые ему стали надоедать все быстрее, все его существо подтверждало, что он из разряда «крутых», а крутым совсем не положено ходить с авоськами и мамой, одетой в пальто позапрошлого сезона на оптовку, драить полы и мучительно зубрить непонятные лекции. Учеба заброшена, мама — в отставке, а что вместо этого? Пустота. На жизнь, соответствующую представленному образу и заявленному желанию, нужны большие деньги. У такого потрясающего парня, конечно, должна быть красивая дорогая машина, он не должен экономить на своих желаниях и марках одежды, и уж, конечно, он не обязан отчитываться перед мамой, почему пришел поздно. Но мать отчаянно требовала послушания, с криками, угрозами — просто ей очень хотелось вернуть того сына, который совсем недавно был с ней рядом: теплого, отзывчивого, любящего. И у парня получился такой максималисткий диссонанс, то есть маленькая внутренняя революция, когда не хочется жить по-старому, а нового, желаемого ничего не предоставляется. Жизни, которой он был так достоин — совсем не было, а другой ему не хотелось. Он честно пытался с этим бороться, периодически устраивался на работы, не требующие специальной квалификации, для того, чтобы у него были хотя бы карманные деньги «на маленькую красивую жизнь».
И тут — сплошные провалы: начальники требуют четкого исполнения указаний, и конечно, к курьеру не относятся так, как к высокому начальству, то есть бывает как-то совсем без уважения. А после заветного дня зарплаты мать вполне обоснованно спрашивала: «Ты получил деньги? Давай скинемся на продукты и коммунальные услуги». Вот и все, прощай, красивая жизнь. Ах, ну почему такая несправедливость, почему он такой несчастный? И наступил период, когда ему просто захотелось забыться. Это был не голодный оборванец, которого выгнали из дома, это был довольно благополучный красивый молодой москвич, сытый, одетый и ужасно несчастный, которого каждый вечер в окне ждала любящая мама. И всю меру красивой жизни, о которой он так мечтал, оказывается, можно почувствовать, вдохнув в себя немного белого порошка. И становится все равно, в подъезде ты или в подвале, появляются ощущения, что ты герой той самой рекламы с заветными шикарными авто, взмывающими по манящим бескрайним дорогам. Так вот какой может быть жизнь, аж дух захватывает! Захватило не только дух, но и душу. Теперь Андрею было совершенно все равно, во что он одет, на чем он спит. Даже еще не будучи зависимым, он все чаще думал о том, где бы добыть тот самый порошок, превращающий постылую реальность в фейерверк. Из дома пропали все ценные вещи, бытовые приборы, мониторы и ноутбуки, стильные мобильники и даже новые джинсы, на которые он совсем недавно канючил у матери денег, в надежде, что хоть таким образом приблизится к идеалу достойной жизни. Теперь не надо ни-че-го, только белый порошочек. Прошло несколько месяцев, и парня стало не узнать. Худой, агрессивный, озлобленный, с синими кругами под глазами и постоянной фразой, обращенной к матери: «Дай денег, или убью». В доме — поломанная мебель, раскуроченные двери, следы драк, постоянно заходящие незнакомые люди со следами былого интеллекта на лице. Особенно страшными были ночи: в одной комнате ярко горел свет, играла музыка и стены сотрясались от танцев и смеха, в другой— в полной темноте, обняв подушку, присев на край кровати рыдала беспомощная женщина. И однажды эта женщина взвыла, дрожащими руками достала иконы и всю свою материнскую боль разделила с печальными смиренными вечными глазами, все знающими, все понимающими, все прощающими. А с утра она уже беседовала с приходским батюшкой, который сказал однозначно: «Езжай в Серпухов». «Так ведь надо, чтобы он сам захотел, чтобы верил, а нет этого, он слышать не хочет!». «Ты мать?! Так дерзай!» — услышала она.
И вот, собственно, я у трубки телефона. Координаты уточнены, расписание изучено, подруга уехала. По приезду сначала мало что изменилось. Сын все так же гулял, хамил и нюхал порошочек, но мать стала более уравновешенной, если таковой, конечно, можно было быть при сложившихся обстоятельствах. Она перестала терзать себя, немного отгородилась от «созависимости», наблюдала за всем как бы со стороны, хотя с трудом это все ей давалось. Через несколько дней Валентина дала объявление в журнале о недвижимости: «Продаю трехкомнатную квартиру улучшенной планировки, срочно, недорого». «Нет! — уговаривала я ее. — Не вздумай, куда ты поедешь?». «В деревню, — спокойно сказала она». Я не поверила своим ушам, но она стала объяснять: «Сестра у меня под Казанью в деревне, дом сгорел, а у них с мужем трое детей, жить негде. Помогу им, куплю дом, вместе жить будем, а отсюда хочу выбраться, не до столичной мне сейчас цивилизации». «Но ведь сын с рождения в Москве, как ему привыкнуть к глуши?». Валентина молча подошла к шатающемуся сыну, крепко схватила его за голову, посмотрела в глаза и сказала: «Сынок, давай уедем отсюда». А в ответ высокорослый хулиган уткнулся в плечо матери и сказал: «Мама, побыстрее, забери меня куда угодно!». Бывшая москвичка уехала налегке, мебель раздала, своих координат мне сначала не оставила, а через полгода поздравила меня с Новым годом своим долгожданным звонком. «Как ты, где ты?», — сыпались мои вопросы. И первое, что я услышала: «Андрей женился, влюбился по уши в деревенскую — и женился». Ему после свадьбы она купила в райцентре двухкомнатную квартиру, а сама осталась жить с семьей сестры в купленном в деревне доме. Оставшихся денег хватило на дом далеко не новый, без удобств и канализации. Стирает она руками, иногда вспоминая автомат «Индезит», мечтает о горячей воде, но голос… это был голос совсем другой, счастливой женщины. «Как Андрей?». «Все позади, — слышу я, — ты слышишь? Все позади! Он работает, жену любит, а еще… у меня скоро будет внук!». «Все позади,» — шепотом повторяю я, вспоминая события тех лет. Сейчас, когда мы с Валентиной регулярно перезваниваемся, она даже с трудом вспоминает, что всего несколько лет назад ее родным городом была Москва, а ее родной сын приносил ей столько горя. …Бесконечный МКАД закончился, мы вырвались на почти беспрепятственную полосу. Водитель ободряюще подмигнул в зеркале салона: «Теперь домчим на одном дыхании!». И чтобы дорога не показалась скучной, он стал рассказывать о себе. С Кириллом я знакома не так давно. Знаю, что он доброволец службы помощи бездомным и у него свой путь, приведший когда-то в Высоцкий Серпуховской монастырь. Более пяти лет назад молодой человек приехал в Москву, причем приехал не на птичьих правах, а с намерением реализоваться в этом городе по полной программе. Кириллу было что предложить столице: небольшой капитал и врожденная эрудиция. Через два года парень был на коне, бизнес шел в гору, он мог себе позволить многое из того, о чем могли только мечтать юноши в его возрасте. Кирилл же не только мечтал, но и активно воплощал свои мечты в жизнь. Они были разные, желания становились все более рискованными. Вдруг появилось очень много «самых преданных» друзей и подруг, которые всегда были рядом, кроме тех моментов, когда, к примеру, нужно было оплатить счет в дорогом ресторане. Парню было тогда 26 лет, он многое умел, но много в силу возраста не мог знать, например, о том, что в бизнесе мало умной головы и денег, нужен опыт и честные партнеры. Ни того, ни другого не оказалось. Аферисты быстро сделали свое дело, Кирилл был разорен в считанные месяцы. Ему пришлось продать все активы, квартиру, машину, но и после всего, с чем пришлось расстаться — долг оставался непомерным. Кредиторы требовали постоянно денег, а Кириллу в один момент стало некуда идти. Он не мог даже снять комнату, чтобы где-то переночевать. Пришлось познакомиться с ранее неведомыми ощущениями, когда хочется есть, когда очень холодно и негде поспать. Все друзья разбежались, как будто бы их и вовсе не было. Рядом оказался грязный бомж, который сочувственно протянул дрожащему от холода парню бутылку водки. А дальше — смутные перемены мест: вокзалы, лестничные площадки, подвалы и всегда чьи-то грязные руки протягивали стакан водки. С водкой стало как-то легче, не так холодно и не так больно от осознания, во что превратилась жизнь. Трезветь и не хотелось. Ведь опять начнутся проблемы, где жить, что делать с долгами… Прошло несколько месяцев, и в худом, бородатом, постоянно пьяном мужчине трудно было узнать совсем молодого парня. А еще через год ему стало противно, захотелось вырваться — но, оказалось, все это не так просто осуществить. Бездомная жизнь затягивает.
Куда бы Кирилл ни приходил с просьбой дать ему любую работу — все отказывали, опасливо глядя на рваную одежду не по сезону, запах перегара и синие круги под глазами. И он возвращался в свои притоны, напивался с еще большим рвением и с одной только мыслью: «Нужно все забыть». Забывал усердно, увеличивая постоянно дозу «амнезийного средства», удивляя масштабами даже прожженных алкоголиков. Дальнейшие события мелькали, словно сон: скорая, больничная палата, капельница, строгий врач, даже несколько врачей, но фраза одного из них вдруг совершенно ясно была услышана: «Печень разрушается, острый гепатит. Этот парень скоро умрет, даже если мы его сейчас поставим на ноги». «Ну вот и все, отмучился», — примерно такие ожидались собственные мысли Кириллу, но внутри сознание подсказывало совсем другое: «Жить! Как хочется жить! Кто-нибудь, помогите!». Но все, к кому он обращался, грустно отводили глаза: «Где ж ты раньше был?» или: «Как же ты дошел до жизни такой?». А еще очень хотелось выпить. Даже не с горя, не для того, чтобы опять все забыть, а просто потому, что этого очень требовала больная плоть. Алкоголь чувствовал себя в молодом организме полноправным хозяином и уже давно превратился в зависимость. Выйдя из больницы, Кирилл первым делом отправился в винно-водочный магазин. Выпил — и снова беспамятство, и сквозь пелену больного сознания он слышал собственные слова: «Помогите, я не хочу больше пить, я не хочу умирать, кто-нибудь, помогите!». «Его в Серпухов надо, к Богородице, давайте его отвезем, ничего, что пьяный, поехали,» — услышал он. Его привезли и оставили посреди храма. Людей почти не было. Кирилл посмотрел на икону Богородицы, о которой раньше мало что слышал. Он просто понял, что это место — единственное, где ему могут помочь. Он не знал молитв, не знал, как молить Матерь Божью, он стал повторять шепотом одну фразу: «Господи, если Ты есть — помоги». Было стыдно вот так пьяным буквально валяться у святыни. Как мог подсобрался, неумело наклонил голову.
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Когда Кирилл выходил за ворота монастыря, он со страхом к себе прислушивался: «Вот сейчас начнется эта ужасная тяга к выпивке или потеряю сознание, потому что нет сил, а потом — умру. Как бы хоть до автобуса дойти, чтобы не упасть». Но он дошел до одного поворота, другого, дождался автобуса — и не упал. Из притона, где ему участливо наливали по рюмочке — вылетел при первой же возможности. Неожиданно появилась работа, потом — другая. Пришлось приложить немалые силы в борьбе с зависимостью. Тянуло очень, и каждый раз, когда, казалось, сил на борьбу уже нет, да и что, в конце концов, будет страшного от одной рюмочки, он вспоминал глаза Богородицы, Которая первая поверила ему, что он действительно хочет жить по-другому. И парень не мог этого забыть, он почти со стоном отворачивался от витрин с манящими этикетками. А потом был визит в поликлинику и недоумение лечащего врача, держащего результаты его анализов: «Ничего не понимаю, гепатита нет, причем настолько нет, как будто его и не было». Это значило, что жизнь продолжается, и даже не продолжается, а начинается новая. Сейчас мобильный телефон Кирилла разрывается, потому что он нужен многим. Он работает волонтером в центре помощи бездомным, регулярно ездит на «точки», раздает питание и одежду, которых так не хватало когда-то ему. Он ведет курсы трезвости, работает над созданием православных сайтов, один из которых — неупиваемая.ру. Всем этим Кириллу заниматься нравится намного больше, чем когда-то тем же бизнесом. Его интеллектуальные данные нашли применение намного в большей мере, чем когда-то, когда он только приехал в Москву. На этом поприще еще и радовалась душа. И каждый год Кирилл при любой занятости приезжает в Серпухов для того, чтобы поблагодарить Ту, Которая когда-то поверила в него раньше, чем он поверил Ей. Мы приехали. Людей в монастыре совсем немного — будний день. Но те, кто были — разительно отличались от прихожан других храмов. С испитыми лицами в неопрятной одежде они один за другим подходили к иконе, а в глазах у многих — боль и надежда. Начался молебен с акафистом. И люди, сомкнувшись в маленький серый печальный круг, повторяли с усердием, крестясь: «Радуйся, Благодатная». После молебна священник подошел к каждому, окропляя святой водой со словами: «Помоги, Пречистая, избави от пагубы». Некоторые беззвучно роняли слезы на свои руки, на крест, преподнесенный священнослужителем. И стало легче даже мне, не страдающей зависимостью. Нет непосильной ноши, нет того, что не в меру, не одолеть, есть помощь. А еще было видно, с каким неподдельным состраданием к оборванным алкоголикам относится служивший иеромонах, как всеми силами пытается помочь им. Нет отвращения и осторожной дистанции к весьма сомнительному контингенту. Потому что люди эти — особые, они хотят изменить себя, они поняли, что с ними делает зависимость, и все, что им нужно — это поддержка и понимание. — Нам часто говорят: «Как это так, без методики, без глубокой работы с человеком болящий приезжает к Неупиваемой Чаше, читает акафист — и исцеляется?». Но это действительно так, потому что это действительно чудо, — говорит отец Алексий, благочинный Высоцкого монастыря. — То, что здесь происходит — не помещается в рамки логики. Еще раз подтверждаю: никаких методик, человек пришел, бывает, даже просто проспал на лавке всю службу, вышел — перестал пить. Некоторых привозят жены и матери силком, а они стоят угрюмо, их просто трясет от желания выпить. У всех, конечно, разный путь. В большинстве случаев все-таки воля человека должна встретиться с волей Божьей, то есть в идеале должно присутствовать горение, желание человека перестать пить. Господь всегда хочет нам благого, и если мы тоже хотим этого — тогда рождается чудо. Но здесь происходят и другие свидетельства. Жены, матери, дети отмаливают мужей, сыновей, отцов. Как-то я сказал паломнице, со слезами рассказывающей об ужасах жизни с пьяным мужем: «Вы ему воды предложите святой воды выпить, расскажите про икону, про Богородицу, предложите приехать сюда», — прихожанка качает головой: «Что Вы, батюшка, да он об мою голову иконы ломает, он меня не слышит, убьет просто!». — «Скажите ему и все, — отвечаю я, — пусть просто знает эту информацию». Со времени этого разговора прошло три года. Три года эта женщина приезжала в монастырь и молилась. И недавно я увидел, что они приехали вместе. Муж со знанием дела крестится, причащается, и, надо сказать, не пьет. Здесь плачут крепкие, непробиваемые, как говорят в миру, «толстокожие» мужики, которые со времен раннего детства забыли, что это такое. Вспоминаю еще один случай: шел братский молебен, на скамейке я увидел, скажем так, малоадекватного мужчину, которого привезла жена. Мужичок в тельняшке, с синяками на небритом лице и теле, со следами алкогольного опьянения. Неприятно кольнула его наглая, вызывающая ухмылка на лице. Ему было совершенно не интересно в месте, куда его привезли. Я посмотрел на него и подумал: «Этот — бесперспективный, вряд ли здесь можно чем-то помочь».
Начался молебен, я о нем позабыл. Под конец молебна случайно на него взглянул — а мужчина стоит и плачет. Ведь прошло полчаса. Как это происходит? Человеку не дано это понять и научно объяснить, но это факт, неоспоримый. Разные случаи, у каждого своя история, но настолько велика милость Царицы Небесной, что ко многому просто невозможно привыкнуть». «Наш монастырь древний, он основан в 1373 году преподобным Сергием по просьбе князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго, — говорит насельник Высоцкого монастыря игумен Тихон. — Икона Матери Божией «Неупиваемая чаша» — главная святыня нашей обители, по благословению святейшего Патриарха Алексия она отнесена к числу чудотворных. Свидетельств о Ее помощи очень много. Часто, прежде, чем попасть сюда, люди прибегали к разным методам избавления от зависимости, в том числе и оккультным. Здесь у человека появляются силы бороться со своим недугом. Даже если страждущий пока далек от веры, нам дано благословение святых отцов: «Молитесь друг за друга». Святитель Филарет Московский сказал: «Если сердце человека открыто — туда можно войти советом, если сердце закрыто — туда нужно стучать молитвой». Поэтому часто родные болящих молятся здесь. Происходят и такие случаи, когда сами родственники, будучи невоцерковленными и маловерующими, но желающие помочь своим погибающим детям, мужьям, отцам, начинают молиться, воцерковляться и уже осознанно, искренне приходят к Богу. Они не только помогают своим близким, но и сами встают на путь православной жизни. Некоторые остаются здесь на несколько дней, чтобы полностью погрузиться в духовную жизнь. С молитвой человек духовно исцеляется, а стены монастыря ограждают от мирских искушений. Это, конечно, тяжелая борьба, кто-то получает быстрое исцеление и воодушевляется, видя такую явную помощь Божью, а кому-то Господь дает потрудиться, чтобы бережнее хранить то, что досталось с великим усердием. Мы все знаем Евангельскую историю, когда Господь смотрел на людей, дающих свои лепты в жертвенник и указал на вдовицу, которая положила две самых мелких монеты. И Он сказал, что она положила больше всех в своей мере. В духовной жизни тоже так бывает. Кому-то дано больше, и он может с легкостью отстоять службу, помолиться, а кому-то все это дается очень тяжело, и Господь принимает у таких людей даже малое понуждение, как те две лепты». Обратная дорога показалась короче и даже веселей, хорошо ехать, когда уже знаешь путь, и людям, спрашивающим дорогу, можно уверенно махнуть рукой: «Вам туда, только не сверните».
Читайте также: