высоцкий спасите наши души о чем

Спасите наши души — Владимир Высоцкий

Интересные факты о песне

Подписаться на новые факты

Присылать новые факты

об этой песне
о всех песнях этой группы или исполнителя
о всех песнях на сайте

также присылать комментарии посетителей

Добавить факт об этой песне

Пожалуйста, пишите факты. Не надо писать своё мнение о песне или публиковать статьи. Не надо копировать тексты с других ресурсов, пишите своими словами. Весь копипаст будет сразу же удалён. Если вы нашли ошибку, то, пожалуйста, пишите в комментарии.

Источник сведений (книга, интервью, издание, НЕ веб-ресурс)

Читайте ещё

высоцкий спасите наши души о чем

Строчка «We don’t need no education» неверна с точки зрения английской грамматики: она содержит распространённую ошибку «двойное отрицание» (в предложении должна быть только одна отрицательная.

высоцкий спасите наши души о чем

В песне нет слова «шизгара». Такого слова вообще не существует. Солистка Маришка Верес поёт фразу «She’s got it» («она это получила», в контексте значит нечто вроде «В ней что-то есть.

высоцкий спасите наши души о чем

В рассказе Алана Вейса, продюсера теленовостей WABC, который по случайности находился в госпитале им. Рузвельта, ожидая рентгена повреждённой ноги, в те минуты, когда туда привезли смертельно.

высоцкий спасите наши души о чем

Песня начинается с того, что Маккартни отсчитывает «one, two, three, FOUR!». Обычно это вырезалось с записи, но этот фрагмент Джордж Мартин оставил на записи, посчитав его «цепляющим». Причём.

высоцкий спасите наши души о чем

Вокалист группы Эксл Роуз (Axl Rose) и бывший на тот момент участником группы гитарист Иззи Стрэдлин (Izzy Stradlin) были влюблены в одну и ту же девушку. Когда девушка предпочла Иззи, она при встрече сказала.

высоцкий спасите наши души о чем

Школьный хор для песни нашли в ближайшей к студии школе (в районе Лондона Ислингтон). Пели 23 ребёнка в возрасте от 13 до 15-ти. Пение было наложено двенадцать раз, что создало ощущение куда большего.

высоцкий спасите наши души о чем

Джон Маккейн, кандидат в президенты США от республиканской партии (тот самый, что проиграл выборы Обаме) очень любит эту песню. Он обещал, что в случае победы, Take a chance on me будет звучать во всех.

высоцкий спасите наши души о чем

Пер Гессле, «половинка» дуэта Roxette, и автор большинства его песен, однажды пришёл днём домой и нашёл на столе написанную от руки записку, которую оставила его невеста, Оса: «Hej, din tok, jag alskar.

Источник

Как снимали песню Высоцкого «Спасите наши души» в фильме «Прокурор дает показания».

Кого помню из съемочной группы «Прокурора»: второй режиссер Винников, ассистент режиссера легендарный Сергей Цивилько, звукооператор Игорь Скиндер, техник звукозаписи Константин Куприянов, помощники режиссера Сергей Манн и Лариса Ларина, механиком по обслуживанию съемочной техники был Валерий Барский – позже известный журналист, а бригадиром осветителей – тоже легендарный Шостак. Одним из осветителей работал будущий главный оператор одесского телевидения Анатолий Бурдейный. Директор картины – Серафима Бенева.

Место для съемок эпизода с Высоцким выбрали красивое – около обрыва на фоне санжейского маяка. Он потом «работал» ночью в кадре. Рядом была лесополоса. А вдали проходила дорога с электрическими столбами. Бурлака обреченно посмотрел на эту дорогу и столбы и неуверенно, без большой надежды произнес: «Неплохо было бы «перекалки» на тех столбах повесить». Это такие электролампы, которые горят ярко в перекальном режиме. Задача казалась невыполнимой, но в группе был помреж Сергей Манн (человек ДА), для которого не было нерешаемых вопросов. И ночью в день съемок на столбах светились яркие лампочки. Всего-то для нескольких секунд экранного времени в фильме. Как ему удалось это сделать в деревне у моря – неизвестно.

Уже ближе к вечеру на съемочной площадке появился Высоцкий – веселый и общительный. Он был уже в съемочной одежде: в брезентовой рыбацкой робе, рыбацких сапогах и «рябчике» наружу. Внешне он был обликом поручика Брусенцова, своего героя из «Служили два товарища», поскольку как раз в это время Володя и снимался в этом фильме под Одессой.
Володю многие знали по предыдущей работе в «Вертикали» и поэтому стали запросто приставать к нему: «Володя, спой то… Володя, спой это…». Но он не отвечал на просьбы, а ходил с гитарой вдоль обрыва, ухмылялся и напевал разные варианты на мотив будущей его «Цыганочки»: «Если Вас ударят в глаз, Вы, конечно, вскрикните. Раз ударят. Два ударят. А потом привыкните. Эх, раз еще раз, еще много, много раз» и так далее.

Кроме Высоцкого были заняты: главный герой картины (следователь Ковалев) финский актер Пауль Рине, Геннадий Крынкин (тоже следователь, друг Ковалева) и будущая прима московского ТЮЗа Наташа Корчагина. Здесь же были и два служителя с санжейского маяка. Родственники Леонида Бурлаки. Скорее всего, именно он и подсказал режиссеру эти места для съемок фильма, поскольку давно и хорошо их знал. Режиссер Жилин был москвичом и, естественно, доверял коренному одесситу Бурлаке выбор натуры.

Как снимали «Спасите наши души»
Маячники сготовили тройную уху из свежей рыбы, только что выловленной. Рыбы в уху клали не жалея. Аромат стоял вокруг фантастический.
Эпизод был такой. У главного героя фильма следователя Ковалева был друг, с которым они служили вместе на подводной лодке. В какой-то момент он как следователь переживает душевный кризис: не клеится на работе, ничего не получается с расследованием преступления, постоянно его подначивает прокурор. И вот, чтобы поддержать его психологически, утешить в этот самый тяжелый момент, к нему приезжает его друг-подводник, которого и играл Владимир Высоцкий.
Действие разворачивалось около костра на обрыве на фоне маяка.

высоцкий спасите наши души о чем
Рабочий момент в Санжейке у костра с Высоцким
Снимали всю ночь. Сцена была такая – Высоцкий подъезжает на мотоцикле к костру, на котором варится уха. Пауль Рине с Володей обнимаются, приветствуют друг друга, Володя берет в руки гитару и начинает петь.
Эпизод был разбит на несколько кадров.

Первый – проезд мотоцикла вдоль той самой дороги с лампочками. Стоп. Этот кадр снимался с операторского крана, на площадке которого мы с Леонидом Бурлакой сидели. Это была очень высокая верхняя точка, с которой далеко была видна дорога за лесопосадкой. В процессе съемок камера опускалась, и подъехавший мотоцикл, на котором сидели Высоцкий с Геннадием Крынкиным, снимали уже внизу. Затем камеру с крана сняли и поменяли точку – приветствие старых друзей. Стоп.

Снова камера меняет точку – Володя с гитарой садится к костру и начинает петь. Стоп. Затем раскадровка самой песни. И после каждого снятого куска остановка и перемещение камеры. И все это под фонограмму, которая была записана предварительно в студии.
Если учесть, что в прежние времена снимали по много дублей плюс большое число кадров и все время песня «Уходим под воду в нейтральной воде. » давалась звуковиками с захлестом, плюс репетиции, то песня прозвучала больше сотни раз.
Мы слышали ее впервые, но к утру уже знали назубок из-за многократного повторения. Наутро молодежь группы ходила под впечатлением и орала: «На-по-по-лам», а ветераны, одуревшие от бессонницы, показывали нам кулаки и говорили: «Еще раз скажешь – убью!»

Уже в ходе монтажа фильма режиссер Виктор Жилин песню в фильм не поставил. Как говорил сам: «Это вставной номер». Хотя поначалу очень был заинтересован в песне. Но след в фильме от эпизода с Высоцким остался в виде реплик главного героя о былой морской дружбе, о подводной лодке и т. д.

высоцкий спасите наши души о чем
Рабочий момент. У камеры Леонид Бурлака. Крайний слева Анатолий Борисов. Санжейка

Как появилась песня для фильма
О появлении песни для фильма рассказывал в одном из интервью сам режиссер Виктор Жилин: «С Высоцким мы встретились в Одессе в июле 1967-го в «Куряже» (общежитие киностудии. – А. Б.). Я тогда работал над поправками к сценарию «Особого мнения» (сперва он назывался «Прокурор дает показания»). Однажды я услышал, – а слышимость в «Куряже» хорошая, – песню «Спасите наши души», которую бренчал Володя.

Причем именно бренчал – обкатывал какие-то куплеты. Через некоторое время он постучал, вошел ко мне, поздоровался, что-то попросил (не помню сейчас точно – что, кажется, кипятильник) и предложил: «Вы не хотите послушать, я песню написал. » А у Володи была привычка: проверять первые ощущения перед тем, как вынести песню на широкую аудиторию, на ком-то из друзей или знакомых.

Я зашел в их номер, и Володя показал эту песню. Она меня потрясла. И тогда я предложил: «Володя, не отдавай никуда эту песню. Я сделаю большой развернутый эпизод, просто для того, чтобы ты снялся и спел эту песню».
Высоцкому идея понравилась, и он пишет своей тогдашней жене Людмиле Абрамовой: «А я тут продал новую песню на киностудию. Песню писал просто так, но режиссер услышал, обалдел, записал – и сел переписывать сценарий, который называется «Прокурор дает показания», а песня – про подводную лодку.
высоцкий спасите наши души о чем
Он написал две сцены новых, и весь фильм предложил делать про меня. В связи с этим возникли 2-3 съемочных дня, чтобы спеть песню и сыграть облученного подводника. Я это сделаю обязательно, потому что песню очень люблю. Еще он хочет, чтобы музыка была лейтмотивом всего фильма, значит, я буду автор музыки вместе с одним композитором, который будет только оркестрировать мою мелодию».
Поначалу режиссер бился за этот эпизод. Я сам случайно присутствовал при разговоре Жилина с директором фильма Симой Бениовой. Жилин ей сказал: «Надо бы Высоцкому рублей двести заплатить за песню».
А она: «Да ты что?! Такие деньги!»
– «Ну, он же специально для фильма песню написал».

Вообще, фильм получился не очень интересным. Каким-то академичным. Хотя актерский состав был сильным. Там играли Ефим Копелян, Эльза Леждей, Пантелеймон Крымов, Нина Ургант, Лев Золотухин, Юрий Дубровин, в главной роли Пауль Рине.

Изначально по сценарию фильм был кабинетным таким, павильонным, и режиссер всячески пытался его разнообразить, разукрасить. Поэтому массу эпизодов из кабинетов переместили на натуру – куда возможно. Где-то герои ловят рыбу в лодке на море, где-то они в кафе сидят, ходят по улицам. Поэтому и эпизод с Высоцким не помешал бы, а фильм с Высоцким стал бы историческим.

Сейчас «Особое мнение» – киноклассика
Но если посмотреть объективно, то на фоне нынешнего кино «Особое мнение» сейчас смотрится очень даже неплохо. Есть картина и на YouTube.
Фильм достаточно красиво снят. Вообще Леонид Бурлака был очень рисковым оператором. Ради выигрышного кадра его абсолютно не волновала собственная безопасность.

высоцкий спасите наши души о чем
Анатолий Борисов с Леонидом Бурлакой на операторском кране в Санжейке
Как примеры – съемка в той же Санжейке первых кадров фильма, когда подкатили операторский кран к самому краю обрыва, а стрела этого крана была установлена на обыкновенном грузовике, и выставили стрелу метров на пять-шесть над обрывом, и мы на краю этой самой стрелы с Бурлакой и сидели во время съемок. Внизу высота метров 15-20. Если посмотреть на оползневые обрывы Санжейки, то становится немного не по себе.

высоцкий спасите наши души о чем
Или съемки на специально построенной для фильма водной станции на Каролино-Бугазе. В Днестровском лимане, метрах в двадцати от берега, был установлен на уровне воды практикабль – такая легкая переносная вышка.

высоцкий спасите наши души о чем

высоцкий спасите наши души о чем
Водная станция на Днестровском лимане

высоцкий спасите наши души о чем
Рабочие тащат часть практикабля. Санжейка

Так вот, на площадке этого практикабля стояла кинокамера на штативе, и мы располагались с Бурлакой сбоку. Снимали проезды воднолыжников, которых тянул катер. Воднолыжники делали вираж, наверно, чуть ли не в метре от нас и окатывали нас с Леней с головы до пяток мощной волной. Кадр-то очень эффектный. Но иди знай, а вдруг моторист катера просчитается и воднолыжник на огромной скорости врежется в нас?
Лихой был оператор Леонид Бурлака. Можно посмотреть его масштабные съемки торпедных катеров в фильме «Прощай». Признана в 1965-м лучшей операторской работой в Союзе.
В 67-м отмечали в Шабо, в школе, где жила съемочная группа, день рождения режиссера Жилина, и актер Геннадий Крынкин как подарок имениннику спел под гитару песню Высоцкого «А тот, кто раньше с нею был».

Я песню эту услышал впервые. Геннадий пел ее очень лихо, залихватски так. А перед исполнением заметил – в честь нашего любимого друга, которого здесь нет, – имелся в виду Владимир Высоцкий.

Анатолий Борисов,
«МОРЯК УКРАИНЫ»,
№ 5 от 10.02.2016-го

Справка
Борисов Анатолий Андреевич – журналист, режиссер, оператор. Окончил филологический факультет Одесского государственного университета имени Мечникова (нынешний ОНУ).
С 1967 по 1969 работал на Одесской киностудии: ассистент оператора в фильме «Особое мнение» (рабочее название «Прокурор дает показания»), звукооформитель в кинокартинах «Короткие встречи», «День ангела», «Случай из следственной практики», «Последняя прядь», «Белый взрыв», ассистент звукооператора в фильмах «Если есть паруса», «Повесть о чекисте», «Опасные гастроли», «Тринадцать поручений».

Источник

Высоцкий спасите наши души о чем

Автор: Кирюхова Елена Юрьевна

Организация: МБОУ «Школа №32»

Населенный пункт: г. Нижний Новгород

Концепция: Владимир Высоцкий известен многим, но его песни о войне вспоминают не сразу. У Высоцкого свой взгляд на события Великой Отечественной войны, не во всём совпадающий с нормами официальной поэзии о войне. Именно в песнях о войне он раскрывается как человек с высокими нравственными принципами, настоящий сын России, считающий своим долгом, по словам Роберта Рождественского, передать « от родителей к детям самые значительные, самые высокие понятия». Этим В.С.Высоцкий «спасает наши души», оберегая от чёрствости, мелочности, пошлости, заставляя нас, как он сам говорил, «довоёвывать за наших отцов», помнить о войне и чтить её героев. Попытаемся познакомить девятиклассников с произведениями В. С. Высоцкого, посвященными Великой Отечественной войне, выявить своеобразие его военной лирики, понять причины устойчивого интереса поэта к теме войны.

Отбор содержания: В.Высоцкий «Сыновья уходят в бой», «На братских могилах», «Он не вернулся из боя», «Звёзды», «Разведка боем», «Песня о моем старшине», «Высота», «Солдаты группы «Центр», «Мы вращаем Землю», «Я вырос в ленинградскую блокаду», «Про Сережку Фомина», «Песня о госпитале», «Все ушли на фронт», «Штрафные батальоны», «Тот, который не стрелял», «Аисты», «Песня о земле», «Бросьте скуку, как корку арбузную», «Так случилось, мужчины ушли», «Песня самолета – истребителя», «Военная песня», «О новом времени», «О погибшем друге», «Песня о конце войны», «Спасите наши души».

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Бард исполнитель, поэт и композитор.

Пусть знакомство с творчеством В. С. Высоцкого начнётся для вас с песен о войне. Когда впервые слышишь эти песни, а потом узнаёшь, что автор по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, то понимаешь, что так писать, петь мог только необычайно талантливый человек.

2. Прослушивание музыкального отрывка: В.Высоцкий «Спасите наши души».

Владимир Высоцкий не был на фронте, так как родился в 1938 году. Судьба Высоцкому, действительно, выпала не из легких. Маленькому Володе было три годика, когда началась Великая Отечественная война. Мать, Нина Максимовна, на два года уехала с сыном в эвакуацию на Урал. Когда Высоцкому исполнилось 9 лет, он вместе с отцом и его второй женой Е. С. Лихалатовой-Высоцкой 2 года жил в городе Эберсвальдс (Германия). Тема войны пронесена Высоцким через всю жизнь.

Сам Владимир Высоцкий объяснял это так: «…Почему у меня много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю… Во- вторых, у меня военная семья…»

Отец Владимира, Семён Владимирович Высоцкий, рассказывал: «Воевать я начал на Северо-Западном фронте, в составе 127-го отдельного батальона связи, который обеспечивал оборонительные бои на дальних подступах к Москве. А день Победы встретил в столице Чехословакии Праге… Сын очень любил слушать фронтовые рассказы. И мои, и моего родного брата Алексея, храброго фронтовика, дошедшего до Берлина, и моих боевых друзей, часто навещавших наш дом». Эти фронтовые рассказы дали потом свои ростки в военных песнях Владимира Высоцкого». (Из воспоминаний И.Гольдина)

3. Прослушивание музыкального отрывка: В.Высоцкий «Высота».

Президент Международной коллегии адвокатов Артемий Николаевич Котельников, некогда прошедший от Курской дуги до Берлина и Праги, писал:

«Если говорить о Высоцком, то я, хоть и с некоторой натяжкой, принадлежу к поколению его «отцов», и я бесконечно благодарен Владимиру за то, что он сделал для нас. Он был младше, но стал нашим голосом, нашей памятью. Я готов подписаться под каждой его строчкой, написанной о войне.

Я знаю биографию Высоцкого, и все равно мне кажется, что это ошибка, а на самом деле он воевал. Отступал от границы к Москве и шел назад, вращая землю на запад, был разведчиком, штрафником, летчиком, подводником.

Да, конечно, он слышал рассказы отца и его товарищей, но этого мало. Тысячи фронтовиков рассказывали сыновьям о войне, а Высоцкий – один. Я считаю его гением, величайшим, русским поэтом, равным по значению Пушкину. Высоцкий – это Пушкин двадцатого века. «

4. Прослушивание музыкального отрывка: В.Высоцкий «На братских могилах».

Владимиру Высоцкому удалось передать и трагизм сорок первого года, и ликование сорок пятого. Поэту веришь. Словно созданы они сразу после войны, а не четверть века спустя: песни о войне созданы в середине 60-начале 70-х годов 20 века. С песней «На братских могилах», исполненной в кинофильме «Я родом из детства», он начал путь как профессиональный поэт и композитор. И уверенно шёл по нему, снова и снова обращаясь к теме военного подвига.

5. Работа в группах.

1 группа: (тема подвига на войне) комментированное выборочное чтение стихотворений «На братских могилах», «Он не вернулся из боя», «Разведка боем», «Мы вращаем Землю», «Звёзды».

Какие лирические картины особенно впечатляют?

— Какие образы подчеркивают глубину невосполнимой утраты на войне?

— Что такое дружба на войне?

— Р. Рождественский отмечал следующую особенность песенного творчества Высоцкого о войне: «Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни настоящих людей». Что вы можете сказать о героях войны?

— Что значит, по Высоцкому, понятие подвига?

(Возникают очень простые образы образ костра, который «ветром задуло». Образ землянки, в которой стало много места. Образы того же неба, леса, воздуха и воды, которые вроде бы остались такими же, как и до смерти друга. Образы обычных людей, способных совершить подвиг. Поэт пишет о людях незаметных, неказистых, но вместе с тем таких, с которыми можно идти в разведку. Наверное, с тех времен осталось выражение: «С ним я бы пошел в разведку». Дружба на войне – когда понимают без слов, когда знают, чувствуют, что рядом есть плечо, на которое можно опереться, когда все на двоих: время, небо, деревья, табак.

Высоцкий писал их от лица людей мужественных, сильных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину – не подведут. Песни написаны так талантливо, убедительно, что слушатели даже путали певца с персонажами его песен. Именно это свойство героев песенного творчества Высоцкого отмечал Р.Рождественский: «…это песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут. Именно так и переходит от родителей к детям самые значительные, самые высокие понятия…». Подвиг – честное, мужественное поведение на войне, и в этой обыденности – сила их подвига. Солдаты отстаивают свою землю и становятся героями. Высшую награду – Звезду Героя –простой советский воин хотел бы отдать сыну: как эстафету защитника Родины, а не получить ее ради славы, льгот и привилегий.)

2 группа: (тема правды о войне) комментированное выборочное чтение стихотворений: «Я вырос в ленинградскую блокаду», «Про Сережку Фомина», «Песня о госпитале», «Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог» и «Реже, меньше ноют раны», «Все ушли на фронт», «Штрафные батальоны», «Тот, который не стрелял»

— Какие чувства и мысли объединяют эти стихи?

О каких неприглядных, совсем не героических страницах войны пишет в своих стихотворениях В. Высоцкий?

— Нужна ли такая правда о войне?

— Всегда ли, по мысли В.С.Высоцкого, погибнуть на войне – подвиг?

— По мнению литературных критиков, в трактовке военной темы Высоцкий шел против течения, вступая в отчетливый конфликт с нормами и схемами официальной поэзии и утверждая человеческую жизнь как высшую ценность. Согласны ли вы с этим? Какие строки из стихотворений Высоцкого могут подтвердить ваше мнение?

(Правда о войне… Владимир Высоцкий видел Великую Отечественную будто вживую, отражал ее, подавая совершенно «по-иному, то есть не как все». Он вернул ее многим ветеранам и оставил горящей, живой, неистовой следующим поколениям. Он поёт о том, что рядом с голодающими и умирающими в блокадном Ленинграде, городе, где «от стужи даже птицы не летали и вору было нечего украсть», были и те, кто «ели хлеб с икоркою». Весь ужас войны в том, что она не обходится без жертв. О неоправданных, непомерных жертвах, о необдуманных приказах не принято было говорить. А В.Высоцкий, надрывно, с неизбывной болью от невосполнимой утраты пишет:

Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог – Кто считал, кто считал!

Сообщается в сводках Информбюро лишь про то, сколько враг потерял.

Сейчас рассекречены многие документы, раскрывающие суть и организационные принципы репрессивной системы, имевшей место в нашей стране как в предвоенные, так и в послевоенные годы. В. Высоцкий написал несколько песен, посвященных бывшим заключенным, воевавшим в штрафбатах. Это еще одна трагическая страница нашей истории. Без архивных документов и исторических исследований песни Высоцкого дают ощущения правды и правоты. Он не создает благостную ура-патриотическую картину, в его песнях есть место проигранным сражениям, чудовищным потерям, несправедливостям, крови, боли, отчаянью, но все это не зря, не бесцельно, не бессмысленно. И это понимают все, от штрафников, которых ждет если не «вышка», то орден до идущих в лобовую атаку летчиков и таранящих вражеские верфи подводников.

О «нелепице» на войне, оторвавшей простых тружеников от извечных трудов на земле, писали великие наши прозаики Л. Н. Толстой и М. А. Шолохов. Но чтобы прочесть толстую книгу нужно про нее, во-первых, узнать, во-вторых, понять ее, в-третьих, найти время и заставить себя вникнуть в то, что тебе хотят сказать, а это непросто: может не хватить времени и душевных сил. И в этой ситуации, как никогда, необходим талант спрессовывать знание и эмоции в нечто короткое, емкое, раз и навсегда запоминающееся. В. Высоцкий этим искусством владел в совершенстве, поэтому его стихи становятся песнями высочайшего эмоционального и смыслового накала.)

3 группа: (тема памяти о войне) комментированное выборочное чтение стихотворений «О новом времени», «О погибшем друге», «Песня о конце войны», «Военная песня»

Есть песня, параллельно изображающая чувства советского и немецкого – вражеского – солдата, с которым когда-то, до войны, брали вершину (Чтение отрывка из «Военной песни»). Какие мысли возникают у вас после прочтения отрывка?

— Что объединяет данные произведения?

— Как раскрывается тема памяти о войне в лирике Высоцкого?

— Сам В. С. Высоцкий, отвечая на вопрос: «Почему я так много пишу о войне?», писал: «… сейчас то поколение, которое этого не видело. Может быть, от чувства досады, что не пришлось в этом поучаствовать, мы как бы довоевываем за них в своих стихах, песнях…». Как вы понимаете смысл этого высказывания, опираясь на стихи Высоцкого?

(Нельзя удивляться, что ему верили и верят до сих пор. Верят старики-ветераны, верят ровесники, верят следующие поколения, в том числе и те, которые кто-то назвал «потерянными». И обретают прочность, становясь той самой точкой опоры, оттолкнувшись от которой многие переворачивают свой внутренний мир, а, вернее, не переворачивают, а ставят с головы на ноги, обретая то, чему стоит верить и чем стоит гордиться. Человек обретает систему ценностей, кредо, свою собственную истину. То без чего жить очень и очень трудно, особенно в великой стране, выигравшей эту страшную войну. Война – ужасная трагедия для всех рядовых ее солдат.

Отгремела Великая Отечественная война, но войны не прекратились, и в мирное время в горячих точках продолжали погибать люди, в основном молодые, которым бы жить, да жить … Не об этом ли песни Высоцкого, посвященные памяти… Горькой памяти о прошлой войне… Тяжком бремени вины тех, кто вернулся… Муках совести тех, у кого она есть.)

6. Прослушивание музыкального отрывка: В.Высоцкий «Сыновья уходят в бой».

Заключительное слово учителя.

7. Задание на дом:

Напишите творческую работу, опираясь на материалы урока: «Над чем вас заставила задуматься строчка из песни В.С.Высоцкого «Спасите наши души»»?

8. Отрывки из работ учащихся:

1) «Для меня Владимир Семёнович Высоцкий открылся с новой стороны. Я, конечно, слышал песни Высоцкого: он высмеивал пьющих, глупых. Пел о любви, о себе. Но когда одна за другой звучали на уроке песни о войне, я представил очень серьёзного, мужественного человека.

Недавно к нам в школу приходил ветеран – во время Великой Отечественной войны он был юнгой. Я видел перед собой пожилого человека, много испытавшего на своём веку, но мне было трудно представить его бравым моряком. Если честно, то я испытывал больше жалость к нему, но не восхищение его героическим прошлым. А вот когда пел Высоцкий, мне казалось, что поёт фронтовик, иногда ком подкатывал к горлу. Только тогда всей душой я понял, что значит воевать!»

2) «Мы каждый год встречаем День Победы! Но, согласитесь, говорим о Победе и о войне в основном привычные фразы, не понимая до конца величие подвига нашего народа. А надо прежде всего не говорить, а чувствовать душой! Строчка из песни В.С.Высоцкого «Спасите наши души» заставила меня задуматься об искренности нашего уважения к ветеранам. Ведь мы вспоминаем о них только 9Мая, когда они надевают ордена, а в остальные дни – равнодушно проходим мимо состарившихся героев войны. Высоцкий в своей песне поёт о гибнущих подводниках, а мне кажется, о нас, живущих в 21 веке, гибнущих духовно…»

3) «Творчество Высоцкого смывает всю фальшь, всю дешевку, заставляет вспомнить, поверить, понять, пережить, как свое, накрепко связывая тех, кто воевал, и тех, кто «не видел войны и родился значительно позже». Талант Высоцкого сделал войну даже не понятной, а близкой миллионам людей, к счастью для них, не знавших, что это такое. Более того, эти песни безоговорочно приняли ветераны.»

4) «Трудно сказать, что случилось бы с Высоцким, доживи он до наших дней, но он бы не отрекся ни от победы, ни от войны, ни от себя, ни от своей страны. Отрекаются ото лжи, от ошибок, а Владимир Семенович не лгал ни единым словом. Иногда эпоха рождает человека, который становится ее голосом, магическим зеркалом, способным показать эпохе истинное лицо. Таким избранником и заложником своего времени и своей страны и стал Владимир Высоцкий. Он ушел, не допев, недолюбив, не дожив. Ушел сразу – возможно, даже не заметив конца, отдавая свою душу и спасая наши от пошлости и обывательства. Он ушел, и он остался. В своих песнях и в наших душах».

5) «Строчка В.С.Высоцкого из песни «Спасите наши души» почему-то созвучна для меня со строчкой из стихотворения Е.Евтушенко «Сказка о русской игрушке», которое мы изучали недавно на уроке внеклассного чтения:

Мы – народ ванек-встанек,

Нас давили, пластали

столько всяких сапог!

Они знали, мы – ваньки,

нас хотели покласть,

а о том, что мы встаньки,

Мы – народ ванек-встанек.

Мы встаём – так всерьёз.

Мы от бед не устанем,

не поляжем от слёз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *