выставка собор казанской иконы божией матери возрождение
Выставка собор казанской иконы божией матери возрождение
16 июля 2021 г. в 11.00 в Главном здании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан открывается выставка «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение».
Проект приурочен к празднованию явления Казанской иконы Божией Матери (21 июля) и освящению Казанского собора Казанского Богородицкого монастыря. Выставка является продолжением научно-выставочного проекта «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь» 2016 г.
В залах представлены памятники иконописи и декоративно-прикладного искусства, прославляющие явленный чудотворный образ Богородицы. Впервые на выставке будут экспонироваться вместе Казанская икона Божией Матери последней четверти XVI в. из собрания ГМИИ РТ и пелена «Богоматерь Казанская» 1580–1590-х гг. из собрания Национального музея Республики Татарстан.
В экспозиции будут представлены как чертежи XIX в. из собрания НМ РТ, ставшие отправной точкой при воссоздании Казанского собора, так и современные проекты, разработанные архитекторами ГУП «Татинвестгражданпроект» и ООО «Центр независимой экспертизы».
Знаковой темой для воссоздания Казанского собора стало творческое наследие Василия Степановича Турина (1780 – после 1834), ведущего мастера религиозной живописи в Казани в начале XIX в. Впервые на выставке будут виртуально показаны произведения В.С. Турина из собраний Государственного музея Палехского искусства, Российского государственного исторического архива и Российской государственной библиотеки.
Один из разделов выставки посвящен западноевропейской гравюре, оказавшей большое влияние на развитие религиозной православной живописи. В экспозиции будут представлены как станковые листы, так и гравированные увражи на темы Священного Писания из собраний ГМИИ РТ и Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета.
Большая часть гравюр происходит из коллекции Григория Ивановича Мешкова (1810–1890), почетного члена Императорского Казанского университета. На выставке можно увидеть редкие оттиски крупнейших мастеров Возрождения: Альбрехта Дюрера, Луки Лейденского, Маркантонио Раймонди, гравюру к. XVI–XVII веков известных нидерландских мастеров интернациональной школы и граверов школы Рубенса, граверов Франции, Италии.
Гордостью коллекции Г.И. Мешкова, было прижизненное нюренбергское издание «Апокалипсиса» 1511 года, серии гравюр, которые он преподнес императору Александру II. Ныне это издание хранится в Государственном Эрмитаже, увидеть его можно будет в электронном формате.
В экспозиции широко представлена гравюра Нидерландов второй половины XVI–XVII веков, сыгравшая особую роль в приобщении России к
общеевропейской художественной традиции. Это и гравюры страстных циклов, и редкие издания знаменитой Библии Пискатора, обширной серии гравюр на темы Священного Писания, пользовавшейся особой популярностью у отечественных иконописцев и мастеров религиозной православной живописи.
Гости музея увидят эскизы росписей, икон и мозаик для фасадов Казанского собора, выполненные художниками ООО «Мастерская Пахомова» и Проектно-производственного предприятия Лаврентьевых ООО «Домострой». Представленный материал отражает процесс творческого поиска художников, демонстрирует огромную работу по воссозданию интерьеров и экстерьеров Казанского собора.
Небольшой раздел выставки посвящен воссозданию Пещерного храма Рождества Пресвятой Богородицы, устроенного на месте явления чудотворного образа Богородицы. В залах будут представлены образцы украшений иконостаса, виртуально – материалы о внутреннем убранстве нижнего храма.
Выставка «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение» отражает уникальный опыт сотрудничества широкого круга специалистов и живого процесса работы по воссозданию Казанского собора Казанского Богородицкого монастыря. Проект станет знаковым событием в культурной жизни России и Республики Татарстан.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Российские телеканалы покажут фильмы, посвященные 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла
Святейший Патриарх Кирилл благословил перенесение празднования Собора Кольских святых
В Неделю 21-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Архив
В Казани открылась выставка «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение»
16 июля 2021 года в главном здании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани открылась выставка «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение». Выставочный проект приурочен к предстоящим празднованиям в честь явления чудотворной Казанской иконы и освящению воссозданного одноименного собора.
Открытие экспозиции посетили митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и министр культуры Республики Татарстан Ирада Аюпова.
Глава Татарстанской митрополии обратился к собравшимся со словом, в котором, в частности, отметил: «Очень важно, что дело воссоздания Казанского собора на месте явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы объединило стольких людей, которые трудились сообща, чтобы восстановить утраченную святыню. Казанская икона Божией Матери является символом нашей страны, а любовь к этой иконе и к земле, где она была обретена, отражает устройство нашей жизни. Все мы разные и многогранные, но вокруг главного, вокруг святого наш народ объединяется».
Митрополит Кирилл также поблагодарил президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова и Фонд «Возрождение», который возглавляет первый президент Татарстана М.Ш. Шаймиев, «за огромный труд».
«Сегодня я хотел бы также вспомнить и поблагодарить владыку Феофана. В огне его энергии и желания в короткий срок был воссоздан собор, к которому некогда приходили тысячи людей. Даже когда пропала явленная Казанская икона Пресвятой Богородицы, почитание Матери Божией и любовь к месту, на которое Она указала, не иссякали. В Казань, к месту обретения чудотворного Казанского образа Царицы Небесной, шли многочисленные паломники. Надеюсь, что все это вернется в жизнь. Уже сейчас верующие люди, приезжающие в Казань, не проходят мимо святого места и возносят молитвы Заступнице рода христианского», — добавил владыка Кирилл.
Затем к участникам мероприятия обратилась Ирада Аюпова: «Сегодня открывается выставка, которая показывает процесс созидания святых образов и произведений искусства, связанных с историей Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Этот образ является символом нашей земли, и все, что с ним связано, дорого не только православным жителям республики, но и людям других мировоззрений, которые чтят историю и духовное наследие».
«Надеюсь, что наше сотрудничество с Русской Православной Церковью и впредь будет таким же плодотворным и продуктивным, и что эта выставка обретет своего зрителя», — заключила министр культуры Республики Татарстан.
В свою очередь директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева поблагодарила Правительство Республики Татарстан за то, что музейное сообщество было вовлечено в реализацию уникального проекта. Розалия Нургалеева выразила особую радость в связи с тем, что навыки и наработки сотрудников казанских музеев востребованы в столь важный исторический момент, когда жители столицы Татарстана готовятся к освящению возрожденного Казанского собора.
Выставка «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение», открывшаяся в Государственном музее изобразительных искусств, является продолжением научно-выставочного проекта «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь», реализованный в 2016 году — в год закладки собора.
В настоящее время в залах музея представлены памятники иконописи и декоративно-прикладного искусства, прославляющие явление чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в 1579 году. Впервые вместе экспонируются Казанская икона Божией Матери последней четверти XVI века из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ и пелена «Богоматерь Казанская» 1580-1590-х гг. из собрания Национального музея Республики Татарстан.
Экспозиция содержит чертежи XIX века, ставшие отправной точкой при воссоздании Казанского собора, и проекты современных архитекторов. Также на выставке представлено наследие ведущего мастера религиозной живописи Василия Турина. Один из разделов выставки посвящен западноевропейской гравюре. Посетители смогут увидеть эскизы росписей, икон и мозаик для фасадов Казанского собора, ознакомиться с внутренним убранством Пещерного храма, освященного в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Выставка будет открыта до 23 сентября.
Также сегодня в Казанской Ратуше открылась выставка работ современных иконописных школ «Небесная лазурь». Организаторами выставочного проекта, приуроченного к предстоящему освящению воссозданного Казанского собора, выступили отдел по культуре Казанской епархии и мэрия города.
Церемонию открытия посетили митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, министр культуры Республики Татарстан Ирада Аюпова, председатель совета директоров «Ак Барс Банка» Валерий Сорокин, председатель епархиального отдела по культуре протоиерей Святослав Мирганиев.
Выставка современных иконописных школ «Небесная лазурь» продолжит работу до 15 августа. На ней представлены работы иконописцев Московской духовной академии, мастеров из Москвы, Казани, Екатеринбурга, Пскова, Йошкар-Олы, Мстёры и Свияжска.
В Казани открылась выставка «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение»
Казань, 17 июля 2021 г.
16 июля 2021 года в главном здании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани открылась выставка «Собор Казанской иконы Божией Матери, сообщает Патриархия.ru. Возрождение». Выставочный проект приурочен к предстоящим празднованиям в честь явления чудотворной Казанской иконы и освящению воссозданного одноименного собора.
Открытие экспозиции посетили митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и министр культуры Республики Татарстан Ирада Аюпова.
Глава Татарстанской митрополии обратился к собравшимся со словом, в котором, в частности, отметил: «Очень важно, что дело воссоздания Казанского собора на месте явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы объединило стольких людей, которые трудились сообща, чтобы восстановить утраченную святыню. Казанская икона Божией Матери является символом нашей страны, а любовь к этой иконе и к земле, где она была обретена, отражает устройство нашей жизни. Все мы разные и многогранные, но вокруг главного, вокруг святого наш народ объединяется».
Митрополит Кирилл также поблагодарил президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова и Фонд «Возрождение», который возглавляет первый президент Татарстана М.Ш. Шаймиев, «за огромный труд».
«Сегодня я хотел бы также вспомнить и поблагодарить владыку Феофана. В огне его энергии и желания в короткий срок был воссоздан собор, к которому некогда приходили тысячи людей. Даже когда пропала явленная Казанская икона Пресвятой Богородицы, почитание Матери Божией и любовь к месту, на которое Она указала, не иссякали. В Казань, к месту обретения чудотворного Казанского образа Царицы Небесной, шли многочисленные паломники. Надеюсь, что все это вернется в жизнь. Уже сейчас верующие люди, приезжающие в Казань, не проходят мимо святого места и возносят молитвы Заступнице рода христианского», — добавил владыка Кирилл.
Затем к участникам мероприятия обратилась Ирада Аюпова: «Сегодня открывается выставка, которая показывает процесс созидания святых образов и произведений искусства, связанных с историей Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Этот образ является символом нашей земли, и все, что с ним связано, дорого не только православным жителям республики, но и людям других мировоззрений, которые чтят историю и духовное наследие».
«Надеюсь, что наше сотрудничество с Русской Православной Церковью и впредь будет таким же плодотворным и продуктивным, и что эта выставка обретет своего зрителя», — заключила министр культуры Республики Татарстан.
В свою очередь директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева поблагодарила Правительство Республики Татарстан за то, что музейное сообщество было вовлечено в реализацию уникального проекта. Розалия Нургалеева выразила особую радость в связи с тем, что навыки и наработки сотрудников казанских музеев востребованы в столь важный исторический момент, когда жители столицы Татарстана готовятся к освящению возрожденного Казанского собора.
Выставка «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение», открывшаяся в Государственном музее изобразительных искусств, является продолжением научно-выставочного проекта «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь», реализованный в 2016 году — в год закладки собора.
В настоящее время в залах музея представлены памятники иконописи и декоративно-прикладного искусства, прославляющие явление чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в 1579 году. Впервые вместе экспонируются Казанская икона Божией Матери последней четверти XVI века из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ и пелена «Богоматерь Казанская» 1580-1590-х гг. из собрания Национального музея Республики Татарстан.
Экспозиция содержит чертежи XIX века, ставшие отправной точкой при воссоздании Казанского собора, и проекты современных архитекторов. Также на выставке представлено наследие ведущего мастера религиозной живописи Василия Турина. Один из разделов выставки посвящен западноевропейской гравюре. Посетители смогут увидеть эскизы росписей, икон и мозаик для фасадов Казанского собора, ознакомиться с внутренним убранством Пещерного храма, освященного в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Выставка будет открыта до 23 сентября.
Также сегодня в Казанской Ратуше открылась выставка работ современных иконописных школ «Небесная лазурь». Организаторами выставочного проекта, приуроченного к предстоящему освящению воссозданного Казанского собора, выступили отдел по культуре Казанской епархии и мэрия города.
Церемонию открытия посетили митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, министр культуры Республики Татарстан Ирада Аюпова, председатель совета директоров «Ак Барс Банка» Валерий Сорокин, председатель епархиального отдела по культуре протоиерей Святослав Мирганиев.
Выставка современных иконописных школ «Небесная лазурь» продолжит работу до 15 августа. На ней представлены работы иконописцев Московской духовной академии, мастеров из Москвы, Казани, Екатеринбурга, Пскова, Йошкар-Олы, Мстёры и Свияжска.
«Наступили такие дни благодарения»: казанцам открылись музейные фонды о «возрождении» собора
В Государственном музее изобразительных искусств РТ перед освящением собора Казанской иконы Божией Матери организовали на три месяца уникальную тематическую выставку. Гвоздем экспонируемой программы стал старейший список с первоявленной Казанской иконы Богоматери, утраченной в начале прошлого века. О том, поделятся ли музеи с церковью своими реликвиями и почему художникам для росписи храма приходилось готовить по несколько эскизов, — в фотоистории «БИЗНЕС Online».
Сегодня в главном здании Госмузея ИЗО Татарстана торжественно открылась уникальная выставка, которую приурочили к приближающемуся освящению и открытию воссозданного собора Казанской иконы Божией Матери. Собственно, выставку так и назвали — «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение».
У музейного сообщества уже стало доброй традицией проводить тематические выставки перед важными для православия Татарстана событиями. В 2016 году перед закладкой собора по такому же принципу организовывалась нашумевшая в определенных кругах выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь». Тогда свет впервые увидел целый ряд православных экспонатов, долгие годы хранящийся в архивах Нацмузея РТ. По словам директора ГМИИ Розалии Нургалеевой, сегодняшняя выставка стала прямым продолжением той уникальной экспозиции пять лет назад.
«Сегодня открывается выставка, которая показывает процесс создания произведений искусства, которые украшали храм в свое время, которые были связаны с чудотворным образом», — рассказала министр культуры РТ Ирада Аюпова во время церемонии открытия выставки. По ее словам, в экспозицию вошли не только архивы ГМИИ, но и Нацмузея РТ.
На самом деле очень странно, почему выставку о том, как воссоздавался казанский собор, решили открыть практически впритык к освящению, которое состоится 21 июля. На это обратил внимание и вице-спикер Госсовета РТ Юрий Камалтынов. «Мы допустили колоссальную ошибку. Открываться надо было хотя бы недели две – месяц назад. Почему? Потому что, когда посмотришь на все это вживую в храме, не так интересно станет уже посещать выставку», — заметил Камалтынов.
«С сегодняшнего дня наступили такие дни благодарения. Потому что сегодня мы прежде всего благодарим бога за возможность. Мы попали во время, когда можно созидать», — отметил на открытии выставки митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, благодаривший всех за помощь в деле воссоздания собора.
Основной смысл выставки «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение» вообще заключается в стремлении татарстанских музейщиков показать, что лежит в основании воссозданного храма. А это прежде всего архивные документы, старинные проекты здания собора, письменные описания его внутреннего убранства, примеры аналогов живописи развитого классицизма и т. д. Многое из этого сохранилось в кубышках музеев республики. И вот все это (ну почти все и не только) собрали в одном месте в ГМИИ РТ.
В выставку вошли, например, различные древние иконы.
Самая яркая из них — древнейший список Казанской иконы Божией Матери, который датируется последней четвертью XVI века. Наша газета неоднократно подробно рассказывала об этой уникальной иконе. Дата ее появления на свет практически совпадает с оригинальным образом, явленным, по легенде, в 1579 году в Казани. Как рассказывала хранительница фонда древнерусского искусства, старший сотрудник ГМИИ РТ Вера Немтинова, размер этого списка составляет 27,4×22,5×2,5 см: очень близко к размеру явленной иконы — 6 на 5 вершков.
Вместе с ней экспозицию выставки пополнила не менее уникальная пелена «Богоматерь Казанская», датированная 1580–1590 годами.
Обе реликвии сегодня хранятся в местных музейных архивах. Вопрос о возвращении их в лоно церкви, кажется, никогда публично не обсуждался, хотя и витает в воздухе. Интересно, что Аюпова сделала сегодня необычный реверанс. «Все лучшее, что создавалось на данной земле, всегда передавалось в храм. Я очень надеюсь, что эта выставка обретет своего зрителя и что наше сотрудничество будет и впредь таким же плодотворным», — заявила глава минкульта РТ. Любопытно, что на днях из фонда Нацмузея РТ на экспонирование в воссозданном соборе Казанской епархии передали уникальную серебряную раму-оклад с первоявленной иконы. 80 лет она хранилась в архивах, а теперь будет доступна для поклонения паломникам Казанско-Богородицкого монастыря. Пусть и временно — реликвия все еще находится на балансе музейщиков, экспонирование продлится год.
Помимо них на выставке можно было встретить и другие уникальные христианские предметы. Например, икона-рама с праздниками «Богоматерь Казанская», конец XVI – первая четверть XVII века. К сожалению, средник этой иконы сегодня утрачен.
Необычной рядовому посетителю может показаться уникальная годовая минея со сводом чудотворных икон Богоматери XIX века.
Один из разделов выставки посвятили западноевропейской гравюре, которая, как принято считать, оказала большое влияние на развитие религиозной православной живописи. Большая часть представленных гравюр происходит из коллекции Григория Мешкова (1810–1890), почетного члена Императорского казанского университета. На выставке можно увидеть редкие оттиски крупнейших мастеров Возрождения: Альбрехта Дюрера, Луки Лейденского, Маркантонио Раймонди и так далее.
На фото «Избиение младенцев» (1513–1515), Раймонди. Оттиск с оригинала Рафаэля Санти.
Особняком на всей выставке стали эскизы художников, которые работали над росписью воссозданного собора. Все они стали частью общей с ним истории.
На фото «Царство славы», Виталий Жиганов, роспись западной конхи.
По представленным эскизам можно четко отследить историю каждой из росписей. Известно, что все, что касалось живописи воссозданного собора, тщательным образом обсуждалось на еженедельных совещаниях. По внутреннему убранству, живописи храма сохранилось не так уж и много исторических источников, по которым можно было бы восстановить картину. Художникам требовалось по каждой из росписей разрабатывать свои концепции сюжетов, предлагать свое видение. И не всегда это мнение находило поддержку у ответственных лиц. Например, сюжет «Тайная вечеря» в алтарной мог бы быть таким.
Но в итоге остановились на таком исполнении эскиза.
Эскизы готовились по каждой росписи. Все начиналось с карандашного наброска.
Это уникальные эскизы архангелов, которые в соборе расположили под центральным куполом.
Накидывали художники и для мозаик на фасаде.
На фото сюжет «Введение в храм», Оксана Величко и Дмитрий Тихонов.
Выставка «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение» в главном здании ГМИИ продлится вплоть до 23 сентября.
«Наступили такие дни благодарения»: казанцам открылись музейные фонды о «возрождении» собора
В Государственном музее изобразительных искусств РТ перед освящением собора Казанской иконы Божией Матери организовали на три месяца уникальную тематическую выставку. Гвоздем экспонируемой программы стал старейший список с первоявленной Казанской иконы Богоматери, утраченной в начале прошлого века. О том, поделятся ли музеи с церковью своими реликвиями и почему художникам для росписи храма приходилось готовить по несколько эскизов, — в фотоистории «БИЗНЕС Online».
Сегодня в главном здании Госмузея ИЗО Татарстана торжественно открылась уникальная выставка, которую приурочили к приближающемуся освящению и открытию воссозданного собора Казанской иконы Божией Матери. Собственно, выставку так и назвали — «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение».
У музейного сообщества уже стало доброй традицией проводить тематические выставки перед важными для православия Татарстана событиями. В 2016 году перед закладкой собора по такому же принципу организовывалась нашумевшая в определенных кругах выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь». Тогда свет впервые увидел целый ряд православных экспонатов, долгие годы хранящийся в архивах Нацмузея РТ. По словам директора ГМИИ Розалии Нургалеевой, сегодняшняя выставка стала прямым продолжением той уникальной экспозиции пять лет назад.
«Сегодня открывается выставка, которая показывает процесс создания произведений искусства, которые украшали храм в свое время, которые были связаны с чудотворным образом», — рассказала министр культуры РТ Ирада Аюпова во время церемонии открытия выставки. По ее словам, в экспозицию вошли не только архивы ГМИИ, но и Нацмузея РТ.
На самом деле очень странно, почему выставку о том, как воссоздавался казанский собор, решили открыть практически впритык к освящению, которое состоится 21 июля. На это обратил внимание и вице-спикер Госсовета РТ Юрий Камалтынов. «Мы допустили колоссальную ошибку. Открываться надо было хотя бы недели две – месяц назад. Почему? Потому что, когда посмотришь на все это вживую в храме, не так интересно станет уже посещать выставку», — заметил Камалтынов.
«С сегодняшнего дня наступили такие дни благодарения. Потому что сегодня мы прежде всего благодарим бога за возможность. Мы попали во время, когда можно созидать», — отметил на открытии выставки митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, благодаривший всех за помощь в деле воссоздания собора.
Основной смысл выставки «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение» вообще заключается в стремлении татарстанских музейщиков показать, что лежит в основании воссозданного храма. А это прежде всего архивные документы, старинные проекты здания собора, письменные описания его внутреннего убранства, примеры аналогов живописи развитого классицизма и т. д. Многое из этого сохранилось в кубышках музеев республики. И вот все это (ну почти все и не только) собрали в одном месте в ГМИИ РТ.
В выставку вошли, например, различные древние иконы.
Самая яркая из них — древнейший список Казанской иконы Божией Матери, который датируется последней четвертью XVI века. Наша газета неоднократно подробно рассказывала об этой уникальной иконе. Дата ее появления на свет практически совпадает с оригинальным образом, явленным, по легенде, в 1579 году в Казани. Как рассказывала хранительница фонда древнерусского искусства, старший сотрудник ГМИИ РТ Вера Немтинова, размер этого списка составляет 27,4×22,5×2,5 см: очень близко к размеру явленной иконы — 6 на 5 вершков.
Вместе с ней экспозицию выставки пополнила не менее уникальная пелена «Богоматерь Казанская», датированная 1580–1590 годами.
Обе реликвии сегодня хранятся в местных музейных архивах. Вопрос о возвращении их в лоно церкви, кажется, никогда публично не обсуждался, хотя и витает в воздухе. Интересно, что Аюпова сделала сегодня необычный реверанс. «Все лучшее, что создавалось на данной земле, всегда передавалось в храм. Я очень надеюсь, что эта выставка обретет своего зрителя и что наше сотрудничество будет и впредь таким же плодотворным», — заявила глава минкульта РТ. Любопытно, что на днях из фонда Нацмузея РТ на экспонирование в воссозданном соборе Казанской епархии передали уникальную серебряную раму-оклад с первоявленной иконы. 80 лет она хранилась в архивах, а теперь будет доступна для поклонения паломникам Казанско-Богородицкого монастыря. Пусть и временно — реликвия все еще находится на балансе музейщиков, экспонирование продлится год.
Помимо них на выставке можно было встретить и другие уникальные христианские предметы. Например, икона-рама с праздниками «Богоматерь Казанская», конец XVI – первая четверть XVII века. К сожалению, средник этой иконы сегодня утрачен.
Необычной рядовому посетителю может показаться уникальная годовая минея со сводом чудотворных икон Богоматери XIX века.
Один из разделов выставки посвятили западноевропейской гравюре, которая, как принято считать, оказала большое влияние на развитие религиозной православной живописи. Большая часть представленных гравюр происходит из коллекции Григория Мешкова (1810–1890), почетного члена Императорского казанского университета. На выставке можно увидеть редкие оттиски крупнейших мастеров Возрождения: Альбрехта Дюрера, Луки Лейденского, Маркантонио Раймонди и так далее.
На фото «Избиение младенцев» (1513–1515), Раймонди. Оттиск с оригинала Рафаэля Санти.
Особняком на всей выставке стали эскизы художников, которые работали над росписью воссозданного собора. Все они стали частью общей с ним истории.
На фото «Царство славы», Виталий Жиганов, роспись западной конхи.
По представленным эскизам можно четко отследить историю каждой из росписей. Известно, что все, что касалось живописи воссозданного собора, тщательным образом обсуждалось на еженедельных совещаниях. По внутреннему убранству, живописи храма сохранилось не так уж и много исторических источников, по которым можно было бы восстановить картину. Художникам требовалось по каждой из росписей разрабатывать свои концепции сюжетов, предлагать свое видение. И не всегда это мнение находило поддержку у ответственных лиц. Например, сюжет «Тайная вечеря» в алтарной мог бы быть таким.
Но в итоге остановились на таком исполнении эскиза.
Эскизы готовились по каждой росписи. Все начиналось с карандашного наброска.
Это уникальные эскизы архангелов, которые в соборе расположили под центральным куполом.
Накидывали художники и для мозаик на фасаде.
На фото сюжет «Введение в храм», Оксана Величко и Дмитрий Тихонов.
Выставка «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение» в главном здании ГМИИ продлится вплоть до 23 сентября.