взаимодействие учителя и обучающихся в проектном обучении
Статья на тему «Роль и взаимодействие ученика и учителя в ходе проектной деятельности»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Роль и взаимодействие ученика и учителя в ходе проектной деятельности.
Прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности учеников на результат, который получается при решении личностно значимой и социально обусловленной проблемы. Характер взаимодействия двух субъектов проектной деятельности – ученика и учителя – принципиально иной, чем при традиционном обучении.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Он не просто передает знания, а обеспечивает деятельность учеников, то есть:
Консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся делают совсем другое.
Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
Помогает. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности – минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации (например, учителем осуществляется организация групповой дискуссии; постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны; постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности; помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации).
Наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности, информационной и коммуникативной компетентностей учащихся, с другой.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право:
Не участвовать ни в одном из текущих проектов;
Участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;
В любой момент могут начать новый проект.
С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределённости при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер. Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов. При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию, а уже не действует заданная учителем оценочная схема «это верно, а это нет». Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора,
предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идёт не только о ролевом
участии в командной работе. Взаимодействия с учителем – консультантом позволяют освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы учебного заведения в поисках информации или для реализации своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций.
Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиции её полезности для проекта, предложенные идеи с позиции их реалистичности. В то же время он оценивает продукт
своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось. Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ и самоанализ объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку и самооценку окружающего мира и себя в микро и макросоциуме.
Ученик – субъект обучения, учитель – партнёр, создающий условия. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и на приобретение новых, порой путём самообразования.
Статья на тему «Взаимодействие учителя и учащихся в проектной деятельности»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Взаимодействие учителя и учащихся в проектной деятельности
Салько Наталья Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 4» г. Черногорска, Республика Хакасия.
Современное общество очень сильно изменилось и, соответственно, должна меняться школа. Мы часто слышим о том, что в образовании изменились стандарты, подходы, принципы, но учителя и ученики по-прежнему большую часть времени тратят на то, чтобы заучить готовые рецепты решения возникающих проблем. Наука быстро развивается, и одни знания становятся устаревшими, другие занимают их место. Отсюда приходим к логическому выводу, что человек становится конкурентоспособным, если он активен, способен к совершенствованию своих знаний и умений, успешно адаптируется к постоянно меняющемуся миру. А, значит, именно такого человека должна подготавливать школа, современная система образования.
Самостоятельность учащихся хорошо формируется и проявляется в практической деятельности. Недаром метод проектов занимает всё более важное место в школе.
Работа над проектом предполагает тесное взаимодействие учителя и учащегося. Правильно организовать совместную деятельность не всегда простая задача для педагога. Существуют две крайности:
педагог полностью предоставляет учащегося самому себе;
педагог постоянно вмешивается, лишая ученика инициативы.
Таким образом, учитель должен найти «золотую середину», когда ученик бы чувствовал, что проект – это его работа, изобретение, реализация собственных замыслов. С другой стороны, при необходимости, он должен получать помощь учителя, чувствовать уважение к самому себе и своей точке зрения.
М. А. Ступницкая, обращаясь к идее Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития, выделяет три формы взаимодействия учителя и ученика в рамках проекта:
1) сегодня часть работы ребёнок выполняет сам, а другую (трудную) работу выполняет вместе со взрослым (под его руководством), тогда завтра он самостоятельно сможет выполнить весь объём подобной работы;
2) сегодня ребёнок выполняет всю работу самостоятельно (даже ту часть, которая для него сложна и недоступна), совершая при этом ошибки, то часто не добиваясь результата, как следствие, теряет мотив к деятельности, завтра он подобную работу выполнять не сможет;
3) сегодня ребёнок выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную часть делает взрослый, то завтра ребёнок так и не научиться выполнять такую работу.
Поэтому только совместная деятельность с учителем в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.
В младшей школе, роль учителя ещё велика, но дети всё большее и большее могут выполнять сами. Временные рамки им становятся уже понятны и они планируют свою деятельность, организуют работу с опытами, видят результат своего исследования, проекта. Огромное значение имеет Интернет, возможности компьютера, ведь в младшем школьном возрасте ребята прекрасно умеют им пользоваться. Сбор информации, оформление работы, создание презентаций – всё это они могут делать самостоятельно. Конечно, ученики нуждаются в значительной обучающей и стимулирующей помощи педагога. Им трудно на протяжении долгого времени сохранять интерес к работе, не выпускать из виду отдалённую цель. Младшие школьники не в состоянии гибко реагировать на новые обстоятельства и вносить необходимые изменения в работу. Не всегда в потоке информации удаётся отделить главное от второстепенного, достоверные сведения от сомнительных. Кроме того, анализировать, классифицировать, обобщать младшие школьники пока только учатся и именно в этом случае важна помощь учителя. Однако, не стоит забывать, что проект – это, прежде всего, самостоятельная деятельность учащихся.
Здесь стоит выделить ту роль, которую выбирает учитель при взаимодействии с учеником в ходе проекта. Учитель может быть:
— руководителем проекта, который несёт серьёзную ответственность за ход и результат работы;
— коллегой по работе, который в значительной степени вовлечён в процесс и выполняет заранее оговорённую часть работы;
— экспертом – знатоком, который является источником информации по проблеме проекта, предоставляет необходимые сведения и даёт ответы, когда автор проекта обращается за ними;
— супервизором, который лишь вдохновляет автора на работу и создаёт условия для её успешного осуществления.
Сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования, т. к. отвечает всем требованиям общества, подготавливает умелого гражданина, способного самостоятельно искать ответы на вопросы, решать возникающие проблемы, быть активным, а не пассивным членом общества. И мы, как учителя, должны уметь пользоваться таким прекрасным инструментом.
Бухаркина М. Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.
Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы.
Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Взаимодействие учителя и ученика в работе над проектом
В работе описывается методы работы учителя и учеников над проектами
Содержимое разработки
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
ПРИ РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
Для успешной работы над проектом все участники процесса должны четко знать, в чем состоит их задача.
I. Роль учителя при работе над проектом.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника:
консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то».
мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности. минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения он получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации.
наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности компетентностей учащихся – с другой.
II. Роль ученика при работе над проектом.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Следует признать, что каждый ученик имеет право:
– не участвовать ни в одном из текущих проектов;
– участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;
– в любой момент начать новый проект.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формирования чувства причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика и как процесс принятия на себя ответственности.
выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношениях со взрослыми происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун; я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).
оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт: информацию – с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи – с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формируют личный интерес к новому знанию, если «провал» проекта обусловлен неверно интерпретированной информацией или непроверенными данными. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.
Взаимодействие учителя и ученика в проектной деятельности (статья)
Описание разработки
Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется, естественно, по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного (возможно, и не в стенах школы) опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или невосприятие) учителя учеником и на оборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении. Личностный характер также носит и обучение. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции».
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.
Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности – полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе. педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.
Метод проектов требует от учителя умение создать условия для расширения познавательных интересов детей, а на основании этого развить их способности к самообразованию в процессе выполнения проекта.
Итак, прежде всего учитель должен обладать высоким уровнем общего развития, фантазией, с помощью которой он сможет быть генератором развития творческих способностей учащегося и его интересов.
Значимость учителя теперь заключается в его способности быть инициатором новых, интересных начинаний направленных на развитие творческого потенциала учащегося. Как результат всего вышесказанного учитель перестает быть «предметником», так как границы его расширяются и он постепенно становится педагогом широкого профиля.
Но как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности? Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом активный, компетентный и грамотный пользователь иностранного языка;
энтузиаст-новатор в области обучения и овладения языком, способный квалифицированно оценить, стимулировать и вдохновлять к продуктивной иноязычной коммуникации, поддерживая, поощряя и направляя учащихся в сторону достижения цели;
Содержимое разработки
Взаимодействие учителя и ученика в проектной деятельности.
Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности – полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе. педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.
Метод проектов требует от учителя умение создать условия для расширения познавательных интересов детей, а на основании этого развить их способности к самообразованию в процессе выполнения проекта.
Итак, прежде всего учитель должен обладать высоким уровнем общего развития, фантазией, с помощью которой он сможет быть генератором развития творческих способностей учащегося и его интересов.
Значимость учителя теперь заключается в его способности быть инициатором новых, интересных начинаний направленных на развитие творческого потенциала учащегося. Как результат всего вышесказанного учитель перестает быть «предметником», так как границы его расширяются и он постепенно становится педагогом широкого профиля.
Но как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности? Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом
активный, компетентный и грамотный пользователь иностранного языка;
энтузиаст-новатор в области обучения и овладения языком, способный квалифицированно оценить, стимулировать и вдохновлять к продуктивной иноязычной коммуникации, поддерживая, поощряя и направляя учащихся в сторону достижения цели;
консультант, всегда готовый прийти на помощь (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);
руководитель, организатор и менеджер учебной деятельности (особенно в вопросах планирования времени); координатор всего группового процесса (фасилитатор);
опытный советчик-эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Вот так существенным образом изменяется роль учителя по сравнению с традиционной моделью. Именно в проектировочной деятельности учитель иностранного языка приобретает такой ролевой коммуникативный репертуар.
Меняется и роль учащегося, участвующего в проектной деятельности, который становится:
— независимым участником, имеющим свое мнение;
— помощником для других участников;
— оценщиком результатов и продуктов иноязычной коммуникативной деятельности.
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы пожалуй не найти. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. Для учителя важно избежать перегибов как в ту, та и в другую сторону.
« Проектная деятельность как успешное взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения»
Автор: Бердычева Ирина Викторовна
Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 30 лет. За это время я работала по традиционной программе «Школа России».
УМК «Школа России» ориентирован на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и является надёжным инструментом их достижения.
За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой развивающей модели массовой начальной школы.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Одна из главных задач учителя при организации процесса обучения заключается в том, чтобы ученик на уроке испытывал удивление, интерес, озадаченность неразгаданной проблемы, радость самостоятельно сделанного открытия.
Мой опыт работы показывает, что в процессе обучения новое всегда притягивает учеников, но столкнувшись с трудностями, с однообразием, ученик постепенно теряет интерес и желание учиться. И всем нам известно, что одних способностей и стараний учителя не достаточно для учебного процесса. Должна работать связь учитель- ученик и ученик – учитель. Где ключевым звеном является не просто ученик как субъект, а ученик, активно проявляющий себя в этом процессе.
Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с рядом проблем :
· низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
· неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
· разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
· отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Поэтому целью моей работы являлось создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках технологии, окружающего мира, литературного чтения, а также во внеурочной деятельности.
Перед собой я поставила задачи: воспитывать и развивать думающих, мыслящих людей, полезных обществу. Систематически и целенаправленно стала включать учащихся в различные виды деятельности, развивая социальные компетенции, укреплять самоуправление в классе как основу социальной активности.
Работу решила построить через метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.
Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Мой опыт является актуальным и перспективным, так как в процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими.
Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт.
Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышлений и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял. Занимаясь с неподдельным удовольствием, они каждый раз заново совершают свой микроподвиг первооткрывателей.
Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д. Если совсем коротко, то суть работы над проектом и этапы этой работы можно свести к «пяти П»:
3. Поиск информации.
Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желание работать над другими.
Этот метод я использую уже давно, работа заняла особое место и позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Эта работа охватывает огромное количество задач, а именно: формирование, развитие и приобретение индивидуальных навыков, навыков общения, междисциплинарных навыков и навыков работы в группе.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии и другие.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, проявление компетенции в вопросах, связанных с темой проекта, развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которая продолжается в течение определённого отрезка времени.
При создании проектов я тесно сотрудничаю с учителями – предметниками, работниками школьной и городской библиотек, родителями В работе использую методики игры, театра, поисковой и исследовательской работы.
В своей работе придерживаюсь следующих требований:
1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся.
2. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные.
3. Проект является значимым для окружения моих учащихся – родителей, знакомых.
4. Работа по проекту является исследовательской.
5. Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.
Что является критериями успеха работы над проектом?
Информация о проекте широко распространена.
Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
Получено удовольствие от своей деятельности.
Сейчас у меня второклассники, мы сними только стали учиться создавать проекты. Проекты подбираем такие, которые были бы интересны и полезны детям.
Мои четвероклассники в течение месяца с удовольствием работали над творческим проектом «мы в ответе за тех, кого приручили».
На классном часе мы ещё раз вспомнили что такое проект, этапы его выполнения.
Были оговорены сроки работы – 3 недели (время необходимое для сбора информации), сформулированы цели и задачи проекта.
• выяснить источники, откуда берутся бездомные животные;
• создать памятку для тех, кто хочет взять себе кошку или собаку;
• найти оптимальные пути решения проблемы бездомных животных.
• использование ИКТ для развития познавательной деятельности;
• создать условия для видения проблемы и наметить пути решения;
• развивать навыки самостоятельной работы и самооценки на основе деятельностного подхода.
Проблема перед детьми была уже поставлена. Надо ответить на вопрос: « Откуда берутся бездомные животные?»
Теперь необходимо было наметить пути её решения, то есть спланировать работу.
Предстояло найти ответы на вопросы (выдвигают дети при помощи учителя):
1.Умеют ли думать собаки и кошки?
2. Что их в жизни может огорчать?
3. Что рассказали бы кошки и собаки, если бы умели говорить?
4. Чему собака может научить хозяина?
В течение трёх недель ребята приносили найденный материал. По мере того, как дети приносили материал, они рассказывали или зачитывали его. Это были журналы, газеты, распечатки из Интернета, книги, энциклопедии. Каждый новый материал обсуждался, оценивался детьми, выбирался самый интересный и значимый. В конце третьей недели дети провели анализ своей работы, обсудили представленные проекты.
Итог проекта – презентация, создана памятка для тех, кто хочет взять себе кошку или собаку. А главное – ребята получили огромное удовольствие от проделанной работы. Результат проекта может быть использован другими коллективами. Защита проекта проходила в день открытых дверей в нашей школе. Было много родителей и все родители с интересом слушали своих детей, у многих на глазах были слёзы. У многих детей после этого дня появились дома щенки и котята. Родители поняли, что их дети выросли и могут ухаживать за «братьями своими меньшими».
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.
Выводы
Результаты показывают, что можно добиться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить цель и подчинять ей свою деятельность. Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу:
Результаты работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и городской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и ответить на поставленный вопрос. Все ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Опубликованы творческие проекты учеников 1 класса на сайте учителей, дети участвуют в Интернет конкурсах. Последнее наше участие в конкурсе «Фея осени» пока ещё не оценено, ждём результатов.
Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования проектной деятельности на уроках и во внеклассной работе. И призываю вас, уважаемые учителя! Внедряйте в свою работу проектную деятельность. Пусть проект станет неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Но не забывайте, что главным в работе над проектом является ученик, а не учитель. Мы с вами только координируем действия учащихся. «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово за ребенком, последнее за учителем”. Коллингс