взаимосвязь педагогической науки и практики проявляется в следующих основных моментах
Взаимосвязь педагогической науки и практики проявляется в следующих основных моментах
Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики реализуется в процессе их взаимодействия и взаимного обогащения (схематично это изображено на рисунке).
Поясним основные аспекты обогащения педагогической науки за счёт педагогической практики.
1. Эмпирические данные о педагогическом процессе.
Самые достоверные данные о педагогическом процессе можно получить только эмпирическим (опытным, практическим) путём. Педагогическая наука не может развиваться без постоянного поступления информации из практики работы педагогов: разнообразной статистики, сведений о результатах обучения и воспитания, о применении способов и средств организации педагогического процесса, об отношении к тем или иным педагогическим новшествам и т.д.
2. Экспериментальная проверка научных гипотез.
Любые научно-педагогические концепции остаются лишь гипотезами до тех пор, пока не найдут подтверждение на практике. Экспериментальная проверка научных гипотез – это важный аспект рассматриваемой взаимосвязи: практика влияет на теорию, «давая добро» новым научно-педагогическим разработкам или наоборот, обнаруживая их ошибочность или недостаточную разработанность.
3. Инновационный педагогический опыт.
Значительная часть научных открытий в педагогике берёт начало в педагогической практике. Бывает, что педагоги-практики, опираясь на опыт и интуицию, обнаруживают некоторую закономерность, придумывают новые способы и средства организации учебного процесса, начинают их использовать в своей работе, добиваясь высоких результатов. Этот инновационный педагогический опыт изучается педагогической наукой, подвергается всестороннему анализу, и используется в дальнейших научных исследованиях.
Обогащение педагогической практики педагогической наукой заключается в следующих аспектах.
1. Разработка новых систем обучения и воспитания.
Педагогический процесс очень противоречив, на него влияет огромное количество разнонаправленных факторов. Наличие единой системы необходимо для того, чтобы упорядочить педагогический процесс, придать ему управляемость и сориентировать в направлении главных целей обучения и воспитания.
Система обучения или воспитания представляет собой взаимосвязанное единство целей, задач педагогического процесса, способов и средств его осуществления, основных этапов и педагогических действий, взаимодействия педагогов с учениками, воспитанниками. Её разработка требует использования большого объёма научных знаний, а также больших усилий, связанных с осмыслением и поиском новых идей, с выстраиванием логичной структуры, объединяющей все компоненты педагогического процесса.
Практическая педагогическая деятельность сосредоточена преимущественно на достижении частных целей и решении оперативных задач, она не оставляет возможности для системного осмысление всего процесса. Поэтому разработка новых систем обучения и воспитания так необходима для обогащения педагогической практики.
2. Прогнозирование развития педагогического процесса.
Наука аккумулирует огромный объём знаний о педагогическом процессе. Это позволяет ей не только описывать и связывать между собой известные факты, но и обнаруживать нечто такое, что невозможно увидеть, решая только частные задачи практической педагогической деятельности. Возможность научного предвидения развития педагогического процесса – именно тот аспект, который позволяет подсказать оптимальные способы и средства педагогической деятельности, предупредить её возможные ошибки, сориентировать педагогов в тенденциях и перспективах развития образования в стране и мире.
Взаимосвязь педагогической науки и практики
Понятие о системе образования.
Что же следует понимать под системой образования? Слово система греческого происхождения и в переводе на русский язык означает целое, составленное из отдельных частей, соединение частей. В этом смысле под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.
Система образования любой страны обычно включает в себя учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют:
· дошкольное воспитание; общее среднее образование; внешкольное обучение и воспитание; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовку научных и научно-педагогических кадров; повышение квалификации и переподготовку кадров.
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; системы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Педагогическая наука развивается в тесной взаимосвязи с педагогической практикой. Влияние педагогической науки и практики взаимно, по отдельности они не должны существовать.
Педагогическая наука разрабатывает теоретические основы обучения и воспитания, проектирует новые методики, определяет основные подходы к содержанию образования и воспитания, к организации педагогической деятельности. Кроме того, педагогика изучает, обобщает, систематизирует передовой педагогический опыт, способствуя его широкому распространению, делая его достоянием многих педагогов.
Педагогическая практика использует достижения педагогической науки, обогащая педагогику новым опытом, методическими находками, эмпирически установленными фактами.
Педагогическая наука – это сочетание длительной практики процессов обучения и воспитания личности на фоне развития общества и социума, находящихся под влиянием исторических систем. Педагогическая наука – это итог долгого и последовательного исследования принципа развития личности.
Научное знание педагогической практики и теории позволяет определять, какие именно можно выбирать эффективные педагогические решения.
Как и в любой науке, в педагогике существует давний спор о том, что такое педагогика: наука или искусство. Практическая деятельность позволяет разрешить данный спор. Практическая деятельность педагогических процессов и явлений многократно подтверждает, что без фундаментального знания науки воспитания не может развиваться искусство воспитывать. Знание философских понятий закономерностей обучения и воспитания, овладение формами, методами и средствами педагогического действия составляют основу педагогического мастерства.
Исследование педагогической науки следует начинать с научно-познавательной деятельности, на основе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как обязательная константа педагогической практики.
Настоящим педагогом может быть человек, имеющий, во-первых, призвание, внутреннее осознание того, что это именно его путь, а, во-вторых, также набор научных знаний и опыт, позволяющие постоянно находиться на пути поиска, развития, самосовершенствования.
Проблема соотношения педагогической науки и практики, их взаимосвязи — это самая общая, можно сказать, глобальная проблема педагогики. От того, как она решается, зависит и развитие педагогической науки, и качество педагогических инноваций, и успех осуществляемой сейчас модернизации образования, в конечном счете — эффективность образовательной системы в целом.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Взаимодействие педагогической науки и практики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Взаимодействие педагогической науки и практики – это процесс их обогащения за счет взаимосвязи друг с другом.
Сущность взаимодействия педагогической науки и практики
Педагогическая наука и практика направлены на осуществление одной и той же функции, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к успешному и продуктивному участию в жизни современного общества, путем приобщения каждого учащегося (воспитанника) к общечеловеческой культуре, своевременного и всестороннего личностного развития. Именно в реализации данной функции и проявляется единство педагогической и практики в сфере образования. В этом случае имеется в виду единство таких видов деятельности как практическая и научная.
Таким образом, педагогическая наука и практика, в совокупности составляют единую систему, которая имеет конкретный состав, структуру и функции.
Ведущим исходным элементом системы является непосредственно сама педагогическая практика или практическая педагогическая деятельность. В связи с чем специальным объектом выступает только то, что действительно включено в педагогическую деятельность.
Первым шагом к построению системы взаимосвязи педагогической науки и практики является описание педагогической действительности, которое включает в себя результаты отображения и наблюдения, а также первичное обобщение реальной образовательной практики.
Данное описание называется эмпирическим, так как оно включает в себя только конкретные факты, которые можно получить путем непосредственного наблюдения и измерения. Состав эмпирического описания весьма разнообразно, в него могут быть включены любые знания и факты, которые отражают определенные элементы педагогической действительности, например, конкретные знания о психических процессах, которые протекают в определенных условиях педагогической действительности.
Готовые работы на аналогичную тему
Суть эмпирического описания заключается в том, чтобы не просто словами описать то, что происходит в каждом образовательном учреждении, но и выявить истинные основания педагогической деятельности, определить ее сущность и раскрыть ее закономерности. Определение закономерности является вторым шагом к построению системы взаимосвязи педагогической науки и практики.
Закономерности – это одна из наиболее общих форм воплощения теоретического знания.
Закономерность свидетельствует о наличии закона и осуществлении педагогической деятельности на его основании.
В настоящее время в педагогике определен конкретный ряд общих закономерностей, которые имеют место быть в педагогической деятельности, например, связь взаимодействия педагога и учащегося в процессе обучения. Без данной связи не может быть самого процесса. Связь является процессуальной и содержательной.
Таким образом, приоритетной функцией педагогики является научно-теоретическая, которая по отношению к конструктивно-технической является системообразующей. Данная функция предусматривает создание систем воспитания и обучения, которые научно обоснованы, а также на их основании создание новых учебных и методических материалов. Всё это осуществляется на основании педагогической действительности, способной качественно и полноценно обеспечить педагогическую науку и практику.
Основные аспекты обогащения педагогической науки за счет педагогической практики
Ведущие аспекты обогащения педагогической науки за счет педагогической практики:
Обогащение педагогической практики педагогической наукой
Обогащение педагогической практики педагогической науки заключается в следующих аспектах:
Разработка новых систем воспитания и обучения – заключается в том, что педагогический процесс по своему содержанию и «течению» весьма противоречив, так как на него оказывают влияние большое количество внутренних и внешних факторов. Наличие определенной системы необходимо для того, чтобы максимально упорядочить педагогический процесс, придать ему соответствующее направление и осуществлять качественное управления им.
Система воспитания и обучения представляет собой взаимосвязанное единство целей, задач, способов и средств педагогического процесса, его основных этапов, действий и взаимодействия его участников. Разработка качественной системы требует вложения значительных сил, большого объема теоретических знаний, осмысление и анализ новых идей, выстраивание логичной структуры, которая способна объединить полноценно все компоненты педагогического процесса.
Практическая педагогическая деятельность в основном сосредоточена на достижении конкретных частных образовательных целей и оперативном решении задач. Именно она позволяет системно осмыслить и понять всю суть данного процесса.
Таким образом, с целью обогащения педагогической практики, большую значимость приобретает разработка качественно новых систем воспитания и обучения, осуществляемая педагогической наукой.
Прогнозирование развития педагогического процесса – представляет собой научное аккумуляцию большого объема знаний о педагогическом процессе. Это позволяет не только осуществлять полноценное описание уже известных фактов, но и выявлять и описывать вновь обнаруженные и установленные факты, тем самым решая многие частные задачи педагогической науки.
Возможность научного предвидения дальнейшего развития педагогического процесса является именно тем аспектом, которые позволяет показать наиболее оптимальные и эффективные средства и способы педагогической практики, предупреждать возможные ошибки и ориентировать педагогов-практиков на тенденции и перспективы развития системы образования.
Научное обобщение передового педагогического опыта – направлено на разработку новых уникальных авторских приемов, средств и даже методик. Значимость научного обобщения заключается в том, что передовой педагогический опыт несколько локален и связан со специализацией создателей. Научное изложение позволяет делиться собственным практическим опытом со всем педагогическим сообществом, тем самым не только позволяя другим воспользоваться результатами своего труда, но и усовершенствовать собственный.
В настоящее время изложение собственного педагогического опыта способствует тому, что педагог позволяет другим увидеть собственную методическую деятельность, поделиться своим опытом и успехом. Современные Интернет-технологии позволяют делиться своими практическими и научными педагогическими наработками не только с коллегами, но и с родителями учащихся (воспитанников), наглядно показать им собственную научную и практическую педагогическую деятельность.
Всестороннее изучение передового педагогического опыта даёт ответы на такие вопросы и позволяет представить опыт в обобщённом виде – в виде чётко структурированных описаний, методических пособий, рекомендаций, которые могут использовать очень многие педагоги, в том числе, возможно, и учителя других специальностей.
Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития
Филиппова Екатерина
Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития
1. Возникновение и развитие педагогики как науки. Связь педагогики с другими науками.
Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу она неотделима от развития общества.
Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с воспитанием, с подготовкой подрастающих поколений к жизни.
Слово «педагогика» обычно ассоциируется с воспитанием, формированием человека. Само же воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.
Накапливая производственный опыт, связанный с изготовлением орудий труда и присвоением продуктов природы, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передать его последующим поколениям, чем принципиально отличались от животных.
Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам.
Таким образом, передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций.
Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого общества, присуще ему с самого его возникновения.
Термин «Педагогика» возник в Древней Греции (V-IV вв. до н. э.). В буквальном смысле греческое слово «пейдагогас» («пайдос»-дитя и «аго»-веду, воспитываю) означает «детоводитель» («детовождение»). В Древней Греции педагогом называли раба, которому поручалось водить детей своего господина в школу или сопровождать их во время прогулки.
Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, а слово «педагогика» стало употребляться в более сложном смысле «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.
От этого слова и получила название наука о воспитании и обучении.
Несмотря на то, что педагогические задачи и проблемы волновали умы мыслителей с глубокой древности, педагогика выделилась в самостоятельную науку не сразу. Вплоть до начала XVII в. она развивалась в рамках философии.
Предыстория педагогики:
• Глубокие мысли по вопросам воспитания содержатся в трудах древнегреческих философов Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др. (до н. э.);
• Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители Тит Лукреций Кар, Марк Фабий Квинтилиан и др. (примерно I в. н. э.);
• В средние века проблемы воспитания рассматривались богословскими философами Аврелием Августином, Фомой Аквинским и др. Все стороны жизни человека определяла церковь, поэтому все было строго определено церковными законами;
• В эпоху Возрождения значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли выдающиеся философы и мыслители, гуманисты по духу Витторио де Фельтре, Хуан Вивес, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Мишель Монтень и др.
Причины формирования педагогики как самостоятельной науки в середине XVIIвека:
• Развитие капиталистических производственных отношений требовало быстрой и массовой подготовки специалистов для промышленного производства. В связи с этим возникла проблема разработки новых педагогических систем обучения и воспитания.
• В педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатейший теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения, в результате чего он мог получить практическое применение в интересах дальнейшего прогресса общества.
Решение задач в области педагогики в XVII веке было связано с английским философом и естествоиспытателем Бэконом и чешским педагогом Я. А. Коменским.
Ф. Бэкон в 1623 г. опубликовал трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором дал современную для этой эпохи классификацию наук. В качестве отдельной отрасли научного знания он выделил педагогику.
Особое место среди трудов Я. А. Коменского занимает выдающаяся работа «Великая дидактика», написанная им в период с 1633 по 1638 гг. В этом труде он разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми, получившие широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняющие научное значение. Многие ученые по праву связывают рождение педагогики как самостоятельной науки с именем Я. А. Коменского и его «Великой дидактикой».
На современный взгляд слово «педагогика»имеет несколько значений:
• Педагогическая наука;
• Искусство, которое приравнивается к практике;
• Система деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях.
В целом многозначный термин «педагогика»обозначает:
• Идеи, представления, взгляды на цели, содержание и технологию воспитания, обучения, образования.
• Специальность, квалификация, практическая деятельность по воспитанию, обучению, образованию.
• Область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием.
• Искусство, виртуозность, мастерство воспитания.
Но, прежде всего, Педагогика – наука о закономерностях воспитания, обучения, образования, о путях осуществления этих важных функций общества.
Взаимосвязь наук служит важнейшим источником их развитияи представляется в трех аспектах:
• Одни науки по отношению к другим выполняют мировоззренческую и методологическую функции.
• Содержание научного знания одних наук помогает другим глубже проникнуть в предмет исследования.
• В процессе взаимосвязи наук происходит их взаимное обогащение методами научных исследований.
Исследование педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке. Поэтому педагогика не может развиваться обособленно, она имеет очень обширные и прочные связи с различными областями человеческих знаний, занимая значимое место в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.
Связь педагогики с другими науками:
• Детская психология (отрасль психологической науки, изучающая факторы и закономерности психического развития ребенка) – позволяет педагогике более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на это, добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлений и процессов;
• Философия (наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления) – способствует созданию педагогических концепций и ряда новейших теорий обучения и воспитания;
• Социально-экономические науки: Социология (изучает различные стороны общественной жизни, взаимодействие личности и общества, закономерности социального поведения людей и т. п.) – позволяет педагогике учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей и принимать во внимание их влияние на обучение, воспитание и педагогическую деятельность +
Экономика образования (научная дисциплина, исследующая и выявляющая особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения и повышения образовательного и культурно-технического уровня населения) – определяет стратегию развития всей системы образования в целом и региональной образовательной политики в частности +
• Биологические науки: Анатомия (наука, изучающая форму и строение человеческого организма, а также закономерности развития этого строения в связи с его функциями) +
Медицина – способствует пониманию основных положений о сохранении здоровья человека;
• Генетика (наука, изучающая механизмы и закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами) – помогает разобраться в сложных проблемах взаимосвязи наследственности, среды и воспитания;
• История и культурология;
• Математика, информатика и программирование;
• Педагогическая антропология (интегрированные знания о ребенке как целостном существе, полноценном представителе Homo sapiens, полноправном участнике воспитательного процесса).
Кроме того, педагогика имеет тесные связи и со многими другими отраслями научного знания – этикой, эстетикой, этнографией, менеджментом и др.
Говоря о связи педагогики с другими науками, нельзя не отметить ее влияние на эти науки.
2. Тенденции развития педагогической науки и педагогической практики. Методы педагогики.
Педагогикакак сложное социальное явление выступает в единстве двух статусов:
• Наука (теория обучения и воспитания).
• Практика обучения и воспитания.
Итак, современная педагогика – это особая область науки о воспитании и обучении человека на всех возрастных этапах его развития.
Что же она собой представляет, именно как наука?
В любой науке обычно выделяют объект, предмет, функции, свойства, задачи.
Объект науки представляет собой область, часть действительности, которую исследует данная наука, ее познавательное поле.
Объектом педагогики является человек с точки зрения его воспитания, развития, образования в ходе педагогического процесса. Педагогика познает свой объект – растущего, развивающегося человека – в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального, личностного в нем, в его сущности, становлении, свойствах и деятельности.
Объект педагогики как практики – взаимодействие участников педагогического процесса.
Предмет науки – это то конкретное в объекте, что непосредственно изучает в объекте наука, его свойства, характеристики; это то, что характеризует специфику науки.
Предметом педагогики является сущность и педагогические закономерности педагогического процесса в целом и составляющих его процессов, а также становление и развитие личности в педагогическом процессе. В наиболее общем виде предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей.
Содержание педагогического процесса составляет система взаимосвязанных процессов:
• Развитие;
Педагогические категории, в которых более конкретно раскрывается предмет педагогики:
• Педагогический процесс;
• Педагогические принципы;
• Развитие;
• Формы и методы обучения и воспитания.
Таким образом, педагогика как область научных дисциплин о воспитании, обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе.
Исходя из этого, Педагогика – наука, изучающая закономерности, принципы, методы, средства, формы, содержание и технологии организации и осуществления педагогического процесса (его компонентов) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Функции педагогической науки в целом:
• Описание явлений того участка действительности, который она изучает;
Кроме того, изучая социально-гуманитарную сферу, педагогическая наука имеет свои особенности. Она не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого; от нее требуется влиять на педагогическую действительность, преобразовывать и совершенствовать ее.
Поэтому в ней совмещаются две функции,которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами: научно-теоретическая (отражение педагогической действительности как она есть) и конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная – отражение педагогической действительности такой, какой она должна быть).
Основные свойства педагогики:
• Социальность (нацелена на решение социально значимых задач и выполнение социально обусловленных функций);
• Гуманитарность (ориентирована на познание человека и его формирование и развитие как личности);
• Открытость (связана со всеми областями человеческой жизнедеятельности и другими науками о человеке).
Педагогикаизучает следующие основные проблемы:
• Выявление и анализ сущности и закономерностей педагогического процесса, развития и формирования личности и их влияния на воспитание и обучение.
• Определение целей воспитания, обучения, образования.
• Разработка содержания воспитания, обучения, образования.
• Исследование и разработка методов, технологий воспитания и обучения.
Постоянные задачи педагогики:
• Выявление закономерностей в области воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.
• Анализ положительных и отрицательных тенденций в педагогическом процессе, его структуре.
• Внедрение результатов педагогических исследований в практику.
• Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности.
• Внедрение в практику современных педагогических и информационных технологий.
• Разработка новых методов, форм, средств, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
• Прогнозирование развития педагогической теории и практики.
Постоянные задачи неисчерпаемы. Наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать новые, более совершенные модели обучения и воспитания, анализировать и распространять педагогический опыт и т. д.
Временные задачи педагогики диктуются потребностями практики и самой науки:
• Создание электронных учебников и библиотек.
• Разработка государственных образовательных стандартов и требований.
• Внедрение автоматизированных обучающих систем и программ.
• Анализ типовых конфликтов в отношениях «учитель-ученик».
Любая наука имеет свои основные категории, к которым относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся типичные свойства.
Основные категории педагогики:
• Образование – процесс и результат освоения определенных обществом уровней культурного наследия, овладения учащимися системой знаний, навыков и умений, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей. Иными словами, педагогически организованный процесс передачи накопленной людьми культуры и связанный с ним уровень индивидуального развития.
• Воспитание – целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни и деятельности (в широком смысле); систематическое и целенаправленное воздействие на воспитуемых с целью формирования у них определенных, конкретных качеств, взглядов, убеждений и т. д. (в узком смысле); решение определенной воспитательной задачи (в конкретном значении).
• Обучение – целенаправленный процесс по передаче и усвоению социального опыта, формированию знаний, навыков и умений. Отличается от воспитания степенью организованности (определено более четкими и жесткими рамками – содержательными, временными, технологическими, целевыми и т. п., специальными средствами).
• Развитие – процесс становления и формирования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов (в широком смысле); совершенствование интеллектуальных, волевых, творческих, физических и других качеств личности (в узком смысле).
• Самообразование – целенаправленная и целеустремленная работа человека, связанная с поиском и усвоением им знаний.
• Самовоспитание – осознанная и целеустремленная работа человека по формированию у себя желаемых черт, качеств и форм поведения.
• Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников) с целью решения задач образования, воспитания, обучения и развития личности.
Развитие педагогической науки на современном этапе требует особого внимания к проблемам методологии и методов.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Методы педагогики:
Метод – это путь достижения поставленной цели, способ решения задач.
Другими словами – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
В основе любых научных методов лежат определенные принципы, теории и законы.
• Методы обучения (система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования. Их выбор обусловлен конкретными задачами образования, воспитания и развития личности ребенка) – рассказ, лекция, беседа, драматизация, объяснение, наблюдение, демонстрация, упражнение, опыты, эксперименты, выполнение трудовых поручений и т. п. ;
• Методы воспитания (специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых для решения педагогических задач путем влияния на сознание, чувства и поведение воспитуемых) – рассказ, объяснение, беседа, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, требование, соревнование, поощрение, наказание, наблюдение, опрос, анализ результатов деятельности и т. п. ;
• Исследовательские методы (система методов, используемых для решения конкретных задач изучения особенностей и поведения ребенка и их формирования в педагогическом процессе) – наблюдение, эксперимент, беседа, изучение процесса и продуктов деятельности, анкетирование, тестирование, оценивание и т. п.
До сих пор мы говорили о педагогике, в основном как о науке. А каковы тенденции развития педагогической практики?
Формы педагогической практики:
• Производственное и внутрифирменное образование;
• Повышение квалификации и переподготовка кадров;
• Просветительская и социально-культурная деятельность.
3. Основные отрасли педагогики, их взаимосвязь. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки.
Основные отрасли педагогики:
• Общая педагогика – изучает основные закономерности процесса воспитания и образования;
• Возрастная педагогика – исследует закономерности воспитания подрастающего человека преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов и педагогику взрослых;
• Дошкольная педагогика – исследует развитие ребенка от рождения до поступления в школу (6-7 лет);
• Коррекционная педагогика – занимается вопросами воспитания и образования детей с недостатками умственного развития (олигофренопедагогика, зрения (тифлопедагогика, слуха (сурдопедагогика, дефектами речи (логопедия) и т. п. ;
• Социальная педагогика – изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица его заменяющего, воспитателя и др., которая способствует проведению человека, начиная с момента рождения, по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества;
• История педагогики – изучает педагогические теории, содержание и методику воспитания и обучения в различные исторические эпохи;
• Педагогика профессионально-технического образования;
• Педагогика среднего специального образования;
• Педагогика высшей школы;
• Педагогика последипломного образования;
• Этнопедагогика – наука о педагогических воззрениях народных масс и их опыте воспитанияподрастающего поколения;
• Православная педагогика – воцерковленная педагогика и педагогика воцерковления (воцерковление – наполнение православным смыслом уже сложившегося научного и категориального строя педагогики как теории и науки).
Особую группу педагогических наук составляют частные методики, изучающие закономерности и специфику преподавания конкретных областей знаний (отдельных предметов).
В системе наук о воспитании особое место занимают отрасли, относящиеся к возрастной педагогике.
Дневник педагогической практики «Летняя практика» Информация о лагере 1. Название: МБДОУ «Детский сад №75» 2. Тематика смены: «Академия радости» 3. Сроки смены» с 3.06 по 28.06 4. Сведения.
Дневник педагогической практики ООО «Инфоурок» ДНЕВНИК педагогической практики Пугачевой Екатерины Викторовны, слушателя-практиканта курсов профессиональной переподготовки.
Современные тенденции дошкольного образования Доклад на семинаре старшего воспитателя «Современные тенденции дошкольного образования» Изменения в социальной жизни населения нашей страны,.
Вопросы методики развития речи в педагогической системе Е. И. Тихеевой лизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно.
Современные тенденции дошкольного образования Доклад «Современные тенденции дошкольного образования» Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало обеспечение.
История возникновения и развития музыкотерапии как науки о лечебных свойствах музыки ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ КАК НАУКИ О ЛЕЧЕБНЫХ СВОЙСТВАХ МУЗЫКИ. «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.
Современные технологии и практики математического развития детей дошкольного возраста Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком.
История возникновения и развития педагогической психологии Становление многих отраслей научного знания представляет собой гетерогенный и гетерохронный, и, более того, разорванный во времени процесс.
Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста. I. Актуальность интегрированной физкультурно-речевой.
Взаимосвязь развития речевых функций и мелкой моторики. Приемы формирования речи посредством пальчиковой гимнастики у детей Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга.