взаимосвязь средств обучения и воспитания с педагогическими методами
Сущность педагогических средств. Взаимосвязь средств обучения с методами осуществления педагогического процесса.
Средства обучения (дид. средства) — это источники получения знаний, формирования умений. Средства обучения — это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в уч.-восп. процессе в качестве носителей учебной инфы и инструмента деят-ти педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
6 групп педагогических средств:
1.оборудование (учебное помещение, мебель, производственные площади, парты)
2.учебно-лабораторное оборудование – обеспечение конкретному профилю, способствующему развития педагогической технологии.
3.учебно-производственное оборудование – оборудование для мастерских, где ведется профильное обучение.
4.дидактическая техника технические средства, ЭВМ.
5.Учебно-наглядные пособия: плакаты, слайды, муляжи.
6.организационно-педагогические средства: учебно-программная документация (учебные планы и программы, экзамен. билеты).
Столы для черчения, доски, стенды, стулья размещаются с учетом возрастных требований.
Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат для побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют средства обучения на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивид. средства обучаемых (учебники, тетради, письм. принадлежности и т. п.). В число дид. средств включаются и такие, с которыми связана как деят-ть обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т. п.).
Классификация средств обучения по хар-ру представления в них окруж. действительности (Шаповаленко):
1. Натур. объекты — включают предметы объективной действительности для непосредственного изучения: образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, и др. К этой группе средств обучения относятся также натуральные наглядные пособия в виде специально обработанных узлов и механизмов оборудования, уч.-производ., демонстрационное и лабор. оборудование, а также уч.-производ. оборудование, на котором учащиеся отрабатывают профес. навыки и умения.
2. Изображения и отображения материальных объектов (оригиналов) составляют группу, в которую входят: модели, муляжи, макеты, таблицы, экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов (слайдов), кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи телепередачи).
Особую группу составляют ТСО. Это средства обучения — носители уч. инфо., для проявления которой требуются спец. техн. устройства. К ним относятся транспаранты, диа- и кинофильмы, видеофильмы, звукозаписи.
Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения. Связь средств и методов обучения неоднозначна: средства обучения чаще всего могут использоваться в сочетании с различными методами и наоборот: для использования одного метода можно подобрать несколько адекватных (соответствующих) средств. Это обусловлено, в частности, развитием технических средств обучения (ТСО), разработкой унифицированных (единообразных, многоцелевых) стендов для демонстрационного эксперимента и лабораторных практикумов.
Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Так, ТСО существенно изменяют методы учебной работы благодаря тому, что имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний.
К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание, 2) классно-урочная система и 3) лекционно-семинарская система.
Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально.
Классно-урочная система в отличие от индивидуального обучения и ее индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и одного возраста, стабильное расписание. Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я.А.Коменскому, должен быть урок. Задача урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением педагога, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение педагога, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось упражнению.
Лекционно-семинарская система. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены. Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике профессиональной подготовки, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общеучебные навыки, и прежде всего умение самостоятельного добывания знаний. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и др.
Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов осуществления педагогического процесса. Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, а также воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с тем или иным есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.
Статья » Взаимосвязь различных средств воспитания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Взаимосвязь различных средств воспитания.
воспитатель высшей категории
В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки понятий: метод воспитания и средство воспитания. В одном из ранее изданных учебников: «Под методом воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.»
Как видим, понятие метода в этом определении смешиваться с понятием средства, с чем вряд ли можно согласиться. В другом пособии метод воспитания определяется как совокупность способов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Однако и это определение является слишком общим. Как же в таком случае подойти к более правильному осмыслению понятия метода воспитания? Прежде всего, личность развивается только в процессе разнообразной деятельности.
Важную стимулирующую роль в формировании дисциплинированности играют одобрение положительных поступков учащихся тактичное осуждение нарушений норм и правил поведения. Понятную корректирующую роль выполняют также требования педагогического контроля за поведением учащихся и переключение их на другие деятельности.
Таким образом, в качестве основных выступают следующие методы воспитания: а) убеждение, б) положительный пример, в) упражнение (приучение), г) одобрение, д) осуждение, е) требование, ж) контроль за поведением, з) переключение на другие виды деятельности.
Психологической основой этого метода является принцип опережающего отражения в сознании ученика тех действий и поступков, которые он собирается совершить. Средствами воспитания при применении данного метода будут выступать: формы учебной работы, разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, ученические вечера, конференции на научные, нравственные, эстетические и санитарно-гигиенические темы, диспуты, встречи с деятелями науки, техники и искусства и т.д.
Метод: положительный пример.
Развитие личности происходит не только в результате воздействия слова и мысли как средств разъяснения и убеждения. Исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Вот почему в процессе формирования личностных качеств учащихся широкое применение находит положительный пример как метод воспитания.
Средства воспитания положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе под собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.
Метод: упражнение (приучение). Под этим методом понимается многократное повторения действий и поступков, учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Например, в процессе нравственного воспитания этот метод способствует формированию у детей привычки правильно сидеть за партой, обращаться к товарищам, учителям и взрослым, а также формированию принципиальности, патриотизма, дисциплинированного поведения и т.д. Упражнения выступают как основной метод выработки у учащихся санитарно-гигиенических умений и навыков, развития художественно-эстетических способностей.
Широкий диапазон воспитательного воздействия этого метода на учащихся обусловливает большое разнообразие средств его реализации. В качестве таких средств выступают различные формы учебной работы, разнообразные внеклассные мероприятия, а также общение как особый вид деятельности, в процессе которого вырабатывается культура речи, навыки и привычки вежливости, правдивости, товарищества и т.д. Иначе говоря, всякая практическая деятельность учащихся, если она соответствующим образом организована, является средством реализации метода упражнений (приучения).
Каждый из методов воспитания имеет соответствующие средства реализации и требует особого искусства в применении. Так, средствами метода одобрения являются следующие виды (меры) поощрения: личная похвала учителя, классного руководителя, директора школы, благодарность в приказе по школе, награждение похвальными грамотами, медалями и ценными подарками, которые являются своеобразными средствами одобрения.
Средствами (мерами) метода осуждения выступают: замечание учителя, устный выговор, выговор в приказе по школе, вызов для внушения на педсовет, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы по согласованию с районным отделом образования и. наконец, направление в школу для трудновоспитуемых.
Осуждение только тогда достигает цели, когда оно является справедливым и поддерживается общественным мнением коллектива. Вот почему А.С. Макаренко считал, что на первых порах работы с ученическим коллективом следует по возможности воздерживаться от наказаний.
Под контролем понимается такой метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил поведения, а также к выполнения предъявляемых заданий или требований. Средствами осуществления контроля являются: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или общественных поручений, отчеты школьников перед товарищами о своей работе и дисциплине. Контроль выполняет роль напоминающего фактора в поведении учащихся, выступая в качестве действенного стимула их деятельности и соблюдения установленного порядка.
Метод: переключение на другие виды деятельности.
Несколько иной является психолого-педагогическая основа воспитательного воздействия метода переключения. В процессе воспитания иногда наблюдаются факты одностороннего увлечения учащихся той или иной деятельностью, которая нередко способствует формированию негативного поведения (например, чрезмерное увлечение детективной литературой, нездоровыми играми, в том числе и в карты, хождение группами по улицам в вечернее время и т.д.). Запреты и увещевания в этих случаях не всегда помогают. Гораздо более действенным методом преодоления подобных недостатков является переключение учащихся на другие, более полезные виды деятельности и постепенное формирование нового стереотипа поведения.
Весьма действенным оказывается этот метод, когда нужно возбудить у ученика или коллектива новые психические переживания, например, сгладить появившуюся обиду, снизить угнетающее воздействие неудачи или плохого настроения.
Заканчивая своё сообщение хочу подчеркнуть, что только умелое применение всей совокупности методов и средств воспитания обеспечивает успех в развитии учащихся в целом и в формировании у них личностных качеств, в частности. Вот почему всегда нужно помнить слова А.С. Макаренко о том, что «никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятое от системы. Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний». Это ставит перед учителем задачу овладения искусством комплексного применения всех методов и средств воспитания и повышения их педагогической действенности.
Список литературы
1. Безрукова В.С. Педагогика: Учеб. для инж. – пед. спец. – Б 39 Екатеринбург: Изд –во Свердл. Инж. –пед. ин-та, 1991. – 320 с.
4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004.- 382с.
5. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004.- 336с.
Методы и средства обучения и воспитания
Анастасия Лескова
Методы и средства обучения и воспитания
1. Методы обучения
• Понятие метода и приема
• Классификация методов обучения
• Характеристика традиционных методов обучения
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Классификация методов обучения
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы, а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т. п., то выделяют методы:
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются Лернер И. Я., Скаткин М. Н. она включает следующие методы обучения:
• метод проблемного изложения материала.
В информационно – рецептивный методвключаются следующие приемы:
• образец воспитателя;
• показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
• использование образцов педагога;
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма.
Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет. От того, насколько трудно задание, от способностей обучаемого зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу. Воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются главным признаком репродуктивного метода. Педагог пользуется устным и печатным словом, наглядностью разного вида, а обучаемые выполняют задания, имея готовый образец.
Метод обогащает обучающихся знаниями, навыками и умениями, формирует у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д., но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать.
Репродуктивный метод включает в себя:
работа на черновиках;
выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучениидошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.
Один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучениииспользуются наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов;
– репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.
В учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.
Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент – знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт).
Демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов,просмотр спектаклей В образовательной работе помогает решению двух больших задач:
1) расширение знаний детей и развитие их речи;
2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.
В работе с дошкольниками используются два вида учебных фильмов:
Важное значение имеет просмотр дошкольником спектаклей в саду или в театре.
Просмотр спектаклей позволяет развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям постичь законы театрального искусства.
Некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.
Практические Упражнения – это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания.Основные виды упражнений:
Игровой метод
Предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
Процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Словесные-Рассказ воспитателя
Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
Чтение художественных произведений детям
Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.
Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания.
Инновационная педагогическая деятельность «Оптимальные методы и средства обучения в работе по развитию речи» 1. Актуальность и перспективность проблемы. Глубинные социально-экономические и культурно-исторические сдвиги, сопровождающие Россию в.
Консультация «Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Росинка» ХМАО –Югра город Радужный Составила и провела.
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников. С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации.
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства Игровая и исследовательская деятельность — ведущие виды детской активности. Через изучение внешнего вида и свойств предметов формируются.
Методы и формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного.
Песочная терапия: методы и средства реализации Песочная игровая терапия Песочная терапия-один из методов психотерапии,возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения.
Средства и методы эстетического воспитания детей в детском саду Средства и методы эстетического воспитания детей в детском саду. Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность.
Условия организации и проведения музыкальных занятий для детей с ОВЗ, методы и приемы музыкального воспитания и обучения При организации и проведении занятий необходимо создавать условия, максимально способствующие наиболее полному удовлетворению специфических.
Сущность педагогических средств. Взаимосвязь средств обучения с методами осуществления педагогического процесса.
Проф. обучение – это целенаправленное дидактическое взаимодействие педагогов и учащихся, в ходе которого решаются задачи проф. образования.
Дидактические средства — это материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса.
Существует деление на простым средства (словесные – учебники и другие тексты; визуальные средства – реальные предметы, модели, картины и пр).
К сложным средствам обучения можно отнести:
— механические визуальные приборы – диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.;
— аудиальные средства – проигрыватель, магнитофон, радио;
— аудиовизуальные средства – кинопроектор, телевизор, видеомагнитофон;
— средства автоматизирующие процесс обучения – лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети
П.И. Пидкасистый делит средства обучения на материальные или идеальные объекты,
К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, педагогические тесты, модели, средства наглядности, технические средства и лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств обучения принимаются общепринятые знаковые системы, такие как язык, письмо, система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература и т. п.), методы и формы организации учебной деятельности.
При этом акцентируется, что обучение становится эффективным только в том случае, когда материальные и идеальные средства используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга.
19 Формы организации педагогического процесса. Взаимосвязь педагогических форм с педагогическими методами и содержанием педагогического процесса.
По степени сложности различают простые, составные и комплексные
Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся: беседа; лекция; экскурсия; зачет; экзамен; инструктаж;
Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это: урок; урок-конкурс профмастерства; урок-конференция и др.
Различают также формы учебной, внеучебной работы и самообразовательной деятельности учащихся.
Формы самообразования – Деятельность по интересам – Самостоятельное изучение наук, искусства – Самостоятельная творческая деятельность – Наблюдение за окружающей жизнью
Урок – наиболее распространенная форма организации обучения. Для него характерно: постоянство отведенного времени и состава учащихся, твердое расписание и место проведения, применение различных методов обучения.
Лекция – занятие на котором осуществляется передача готовых знаний учащимся через монологическую форму общения. Цель – сформировать систему знаний об изучаемом объекте. Лекция бывает вводная (вхождение в тему), обзорная (в конце курса), эпизодическая (не планируеся, по мере необходимости), информационная (классическая, монологич. Изложение материала), проблемная (приобщение учащихся к противоречиям развития научного знания)
Семинар – самостоятельная предворительная работа и обсуждение учамися вопросов, призванных обеспечить углубление и расширение знаний, выработку познавательных умений.
Лабораторно практические занятия – учебная деятельность учащихся под рук. преподавателя в которой доминирует их практическая деятельность, на основе специальных заданий в условиях лаборатории. (вводная часть, сам работа, заключит. часть)
Консультация – форма организации процесса обучения вне урока для одного или группы учащихся по выяснению непонятных тем. Бывают вводные, текущие, заключительные, а также обзорными и тематическими.
Конференция – это коллективное обсуждение определенной научно-практической проблемы.)
Урок как основная форма организации педагогического процесса. Структура урока.
Урок – преподаватель в течении точно установленного времени руководит познавательной деятельностью у обучающихся в группе. Каждый урок имеет обучающие, воспитывающие и развивающие цели. Включает в себя в разных вариантах следующие компоненты – опрос, объяснение, закрепление, задание на дом. Форма организации – урок продолжительностью 40-45 минОрганизация урока:- постановка целей и задач урока;- организация начала урока;- актуализация опорных знаний;- опрос учащихся;- решение задач для повторения изученного;- формирование нов. Понятий;- применение сформированных знаний и умений;- опрос учащихся, решение задач;- дом. Задание;Типы уроков:
— Урок ознакомления с новым материалом
— Урок закрепления изученного
— Урок применения знаний и умений
— Урок обобщения и систематизации знаний
— Урок проверки и коррекции знаний и умений
Виды уроков:
1.Урок-лекция: излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
По характеру положения и деятельности учащихся лекция может быть:
Урок-консультация
проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений.
Урок-семинар
Семинары характеризуются прежде всего двумя взаимосвязанными признаками:
-самостоятельное изучение учащимися программного материала;
-обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности.
Комбинированный урок
Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков.
Урок-зачет
Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения
Практикуются различные виды зачетов:
· текущий и тематический;
зачет-экстерн и т. д.
1. Организационное начало, постановка цели и задачи урока.
2. Актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку дом задания.
3. объяснение нового материала
4. закрепление и повторение изученного
5. Контроль и текущая оценка учебных достижений.
6. Подведение итогов
7. задание домашнего задания
Сущность процесса воспитания в профессиональной школе. Характеристика принципов воспитания (принцип общественной направленности воспитания, принцип связи воспитания с жизнью и трудом, принцип опоры на положительное в воспитании, принцип единства воспитательных воздействий, принцип индивидуального подхода в воспитании).
Процесс воспитания — это целенаправленный педагогический процесс взаимного активного воздействия при руководящей и направляющей роли воспитателя.
Его сущность состоит в организации жизнедеятельности каждого студента и группы в целом, выработке у них стойких положительных норм поведения, принятых в обществе.
Сущность, а также роль и место этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. В – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, у которых конечная цель – формирование личности.
1.Принцип общественной направленности воспитания объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации.
2. Принцип связи воспитания с жизнью является одним из известнейших со времени возникновения профессиональной педагогики. Суть его проста: реальная жизнь и труд являются лучшим учителем и воспитателем. Воспитание жизнью и трудом становится необходимым моментом социализации – освоение общественных отношений и включение в них.
3. Принцип опоры на положительное требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные. Отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога. Иначе у воспитуемого появится стойкое убеждение в том, что иным он быть не может (согласно пословице: «Скажи человеку сто раз, что он свинья, то человек захрюкает»).
4. Принцип единства воспитательных воздействий призван узаконить необходимость реального взаимодействия всех институтов и агентов воспитания: семьи, школы, общественных организаций, воспитателей, родителей, представителей общественности и т.п
5. Индивидуальный подход как принцип воспитания требует учета в педагогическом процессе всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п.
22 Сущность педагогической технологии. Характеристика педагогической технологии (на выбор) (технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения и др.).
Педагогическая технология – система методов, способов и средств проектирования, организации и реализации взаимодействия педагога и обучаемого, направленная на формирование личности с заданными качествами.
Пед технология представляет собой процесс, которое предусматривает целенаправленное развивающее взаимодействие преподавателя и обучающихся по решению конкретных задач, направленных на формирование и развитие определенных качеств личности.
Дидактич процесс= мотивационный компонент дидактич процесса + познавват деятельность обуч + управление уч-познават деятельности со стороны педагога
Специфика пед тех состоит в том, что в ней учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Основой последовательной ориентации процесса обучения на цели обучения является оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс.
Дидактические принципы развивающего обучения Л.В.Занкова:
· Высокий уровень сложности при быстром темпе изучения учебного материала.
· Теоретические знания играют ведущую роль.
· Содействие осознанию учащимися процесса обучения.