взаимосвязь воспитания развития и эффективности обучения

Взаимосвязь развития, воспитания и обучения

взаимосвязь воспитания развития и эффективности обучения взаимосвязь воспитания развития и эффективности обучения взаимосвязь воспитания развития и эффективности обучения взаимосвязь воспитания развития и эффективности обучения

взаимосвязь воспитания развития и эффективности обучения

взаимосвязь воспитания развития и эффективности обучения

Изучите и проанализируйте взаимосвязь факторов развития личности. Определите движущие силы процесса развития личности. Приведите конкретные примеры единства и борьбы противоречий в процессе развития. Ответ оформите в виде конспекта!

Имея определенные потенциальные возможности развития, ребенок формируется под влиянием среды, воспитания, проявляя активность в самореализации. Особое значение в формировании личности предоставляется процесса воспитания:

1) это процесс, в котором четко определены цели, задачи, конкретные методы их реализации;

2) воспитание позволяет педагогически целенаправленно организовывать разнообразные виды деятельности (учебно-познавательную, трудовую, игровую, общественную и др.) и общения человека, что обеспечивает всестороннее развитие личности. При этом современная педагогика опирается на теорию Л.С.Выготского о двух уровнях развития детей:

а) уровень актуального развития, который отражает те особенности, которые уже сложились;

б) зону ближайшего развития, которая отражает возможности достижений в условиях сотрудничества с взрослыми.

4) в процессе воспитания нейтрализуются негативные условия (школы, друзей, семьи и т.д.), влияющие на развитие личности.

Единство и взаимопроникновение внешнего и внутреннего, где возникает борьба противоположностей, развертывание этих противоположностей является движущими силами процесса развития.

В процессе развития личности противоречия возникают первоначально как внешние противоречия организма и среды, а затем становятся внутренними.

взаимосвязь воспитания развития и эффективности обучения

Одной из главных внутренних противоречий личности является различие между возникающими у нее новыми потребностями, запросами, стремлениями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. Часто возникают противоречия между новой ситуацией и предыдущим опытом, между достигнутыми уровнем развития и образом жизни.

Гелиогенна теория: влияние солнечного излучения на детей, которые в последнее время стали больше находиться на солнце, благодаря чему стимулируется их развитие. Однако явление акселерации наблюдается и в северных районах, хотя там дети находятся на солнце значительно меньше времени.

Нитритивна теория: рассматривает акселерацию как результат улучшения, витаминизации питания.

Среда, в которой живет ребенок спорно. В нем есть факторы, способствующие, противодействуют и нейтрально влияют на процесс развития ребенка. В наше время актуальным является защита ребенка от негативного влияния: физического, сексуального, психического насилия, эксплуатации, плохого питания, плохих условий жизни, плохих школ и учителей, плохой медицины.

Интересы детей защищают правовые документы: Конвенция ООН о правах ребенка, Закон Украины «Об образовании»; Программа «Дети Украины»

Источник

Взаимосвязь развития, обучения, среды и воспитания

Существует четкая взаимосвязь между развитием и воспитанием ребенка. Влияние воспитательной деятельности на процесс развития личности невозможно переоценить. Давайте разберем основные механизмы этой деятельности

Определение понятий развития и воспитания

Начнем с того, что дадим определения основным педагогическим категориям, о которых пойдет речь в статье.

Развитие – это процесс изменения личности под влиянием воздействующих на нее факторов, основными из которых принято считать среду, наследственности и деятельность по воспитанию ребенка, а также результат этого изменения.

Воспитание играет решающую роль в развитии ребенка.

Воспитание – это процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, а также целенаправленное формирование системы понятий, ценностей, принципов путем воздействия на сознание и поведение человека.

Воспитание является характерным поведением только для человека. В отличие от других живых существ, в процессе целенаправленного воздействия на ребенка проводится не только передача опыта, но также формируются качества, которые будут полезны в деле приобретения знаний и умений.

Вопросы взаимосвязи обучения, развития и воспитания начала волновать педагогов-теоретиков достаточно давно. К числу наиболее известных исследователей этой темы можно отнести швейцарского специалиста в области психологии Жана Пиаже, а также советского педагога Льва Семеновича Выготского.

Теории обоих исследователей имеют целый ряд расхождений. В частности, Пиаже считал, что воспитание должно следовать за развитием ребенка. Методики воспитания, которые можно и целесообразно применять в том или ином возрасте, определяются психологической зрелостью индивида, достигнутым уровнем развития. Также Пиаже считал, что воспитание не развивает у человека новых качеств. Оно может лишь усилить и укрепить существующие.

По мнению Льва Выготского воспитание ускоряет развитие ребенка. Учитывать начальную степень развития, конечно же, стоит, однако методы воздействия необходимо выбирать такие, чтобы ребенок мог перейти на новый, более высокий уровень. Фактически, задачей воспитания исследователь считал преодоление начального уровня развития, более быстрого преодоления его.

Не последнее место в процессе развития личности играет социум. Взаимосвязь личности, социальной среды и воспитания отражена в известной пословице «Для того, чтобы вырастить ребенка, нужна целая деревня».

Одновременно с воспитанием должно идти обучение, так как оно является важным фактором развития индивидуума, необходимо для поэтапного развития личности. При этом эти две категории необходимо различать.

Основным отличием воспитания и обучения является то, что обучение – это процесс передачи знаний и способов выполнения действий, а воспитание призвано интериоризировать социальные ценности и способствовать развитию личностного отношения к ним.

Эффективность и степень воздействия воспитания на развитие личности

Если говорить кратко, то взаимосвязь развития и обучения может быть эффективно только в случае выполнения ряда условий:

Оценка реального вклада воспитания в развитие личности бывает сложно. Уместно вспомнить по этому поводу высказывание Д.Дидро, который писал, что благодаря воспитанию можно достигнуть многого, однако развить можно только то, что ребенку дала природа.

Уровень воспитательного воздействия и его эффективность находятся в прямой зависимости от правильного определения уровня актуального развития. Нужно уметь правильно оценивать умения и начальные знания ребенка, видеть зоны его ближайшего развития.

Зона ближайшего развития – это возможности ребенка, реализовать которые можно только при условии грамотного руководства со стороны взрослого.

Основной целью воспитания является развитие личности.

Задачи воспитания

В результате воспитательного процесса проводится решение основных задач, связанных с достижением личностью заданного уровня развития. К числу таких задач можно отнести:

Решение большинства задач определяется возрастными этапами. Накопление нерешенных задач может привести к значительной задержке в процессе развития. Для того, чтобы сделать процесс воспитания полноценным, необходимо прорабатывать проблемные вопросы, возникающие по мере развития, по разработанным алгоритмам решения стоящих задач, придерживаться принципа последовательности.

Источник

Взаимосвязь обучения и воспитания

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь обучения и воспитания»

Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на мотивационную сферу студентов и вместе с тем развивает, углубляет ее (Менчинская Н.А., 1998; см. аннотацию)

Кроме того, И.А.Зимняя выделяет следующие четыре типа взаимосвязи между обучением и воспитанием:

Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.

Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и соответственно научение.

Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями, сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

Таким образом, сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда им придают необходимую направленность, формируя важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая воспитываем, воспитывая обучаем.

Источник

Взаимосвязь воспитания и образования

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Процесс образования – сложный процесс, который требует работы как педагогов, так и обучающихся. Что касается воспитания, то это деятельность, которая направленна на воздействие на индивида и формирование его личности, внутреннего мира и взглядов на окружающий мир.

Чем выше уровень образованности человека, тем лучше он поддаётся воспитанию. Это работает и в обратную сторону: чем воспитанное человек, тем больше он проявляет стремление к расширению своего кругозора и накоплению знаний.

Существует несколько типов связи между обучением и воспитанием:

1) Воспитание происходит в каком-либо образовательном учреждении в рамках процесса образования.

2) Воспитательный процесс происходит вне образовательного процесса. Такой вид воспитания характерен для воспитания семьей.

3) Воспитание осуществляется неотрывно от процесса образования. При данном подходе описанные выше два подхода выступают как единое целое и дополняют друг друга.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что два этих процесса зависят друг от друга, поэтому важно осознавать, что воспитание сможет стать обучающим в том случае, когда будут реализовываться цели обучения. В то же время обучение, сможет стать воспитывающим, когда с учебными целями будут реализовываться воспитательные.

Современная отечественная педагогическая наука дает систему принципов воспитания и обучения, которая составляет единство, отражает сущностные особенности учебно-воспитательного процесса и служит руководством в практике образовательной деятельности.

При всей близости процессов обучения и воспитания, не следует забывать и о некоторой условности разделения.Попробуем разобраться, в чем разница между воспитанием и образованием.

Образование является процессом поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений. Вторым значением этого понятия считается результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне теоретической и практической подготовки. Можно утверждать, что образование выражается в системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни. Это бесконечный и непрерывный процесс, ускоряющийся научно-техническим прогрессом. К тому же, образование есть основа психологической готовности человека к накоплению, переработке и совершенствованию знаний. Полученный уровень позволяет занимать определенное положение в обществе, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности. Результатом образования является всестороннее развитие личности.

Целью образования является освоение определенного уровня знаний, навыков и умений. Воспитание направлено на привитие моральных, общественных, правовых и эстетических норм поведения.

Образование требует высокой степени организованности и выполнения конкретных задач. В воспитании нет определенных стандартов, а его цели непостоянны.

Воспитание и образование – непрерывные и бесконечные процессы.

Воспитание зависит от культуры и языка, образование – от принятой системы знаний и умений.

Воспитание не имеет уровней и ступеней. Система образования включает в себя дошкольное, общее, дополнительное, среднее профессиональное и высшее образование.

И все же, п ринципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе педагогического процесса, хотя и в различной степени. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Необоснованная гиперболизация одних принципов и умаление роли других неизбежно приводят к снижению эффективности педагогического процесса в целом.

Источник

Выступление на методическом объединении по теме: «Взаимосвязь обучения и воспитания»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выступление на методическом объединении по теме: «Взаимосвязь обучения и воспитания»

В педагогике рассматривают обучение и воспитание только во взаимосвязи. Методисты подчеркивают, что, под обучением понимают то, что ребенка необходимо научить некоторому содержанию, то есть сформировать свойства личности.

Под характеристикой свойств личности понимают знающего и умеющего человека.

Полноценное развитие личности, его нравственных, волевых и эстетических чувств невозможно без обучения личности знаниям и способам деятельности.

То есть обучение с воспитанием никак не отделимы друг от друга.

Так, воспитание означает формирование не только свойств личности, но и умений и знаний. Для правильного формирования мировоззрения и нравственных устоев у ребенка, необходимо не только усвоить систему знаний о мире, социальных нормах, а также необходимо обучить ребенка как пользоваться этими знаниями, воспитать ценностное к ним отношение. Так как необходимо развивать у учащихся эмоциональное восприятие норм и знаний, формировать нравственные и мировоззренческие потребности.

В основе же эстетических чувств лежит получение информации об эстетических явлениях и обучение умению не только воспринимать красивое, но и творить его, при формировании отношений к нему как к личной ценности.

То есть и обучение, и воспитание, как факторы развития личности, имеют одинаковые черты и элементы.

Это обусловлено тем, что содержание, которое предлагается для усвоения учащимся, одинаково.

Влияние воспитания на обучение неизбежна из-за ориентации человека как целостной личности, которая восприимчива к воздействиям.

На эмоциональный строй личности накладывается обучающее воздействие. При условии соответствии личности и воздействия, обучение становится личностно значимым, личностно-развивающим и воспитывающим.

Следует отметить, что связь между воспитанием и обучением не односторонняя. Так, если обучение влияет на воспитанность, при определенных условиях, так и уровень воспитанности влияет на качество и эффективность обучения.

Н.А. Мечинская говорит о том, что обучение, опираясь на мотивационную сферу учащихся, углубляет и развивает ее.

Обучение воспитывает личность в направлении, необходимому обществу и становится личностно-развивающим, однако это происходит только когда и организуемая деятельность и ее предметное содержание соответствует мотивам, интересам и потребностям учащихся. Именно в таких условиях эта деятельность влияет на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Однако эти условия называют только косвенное влияние, так как предметное содержание какой угодно темы не являются эмоционально окрашенными.

Косвенные условия организации учения:

интерес к учебному предмету;

стремление к самоутверждению;

высокий уровень притязаний.

Методисты отмечают, сто воспитание и обучение это единый комплекс, который предполагает усвоение учащимися умений, знаний и опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности.

Если мы рассмотрим названые компоненты подробнее, то увидим, что первые три – отвечают за интеллектуальное развитие человека, его содержание, а если рассматривать компоненты в комплексе, то можно заметить, что они обуславливают и составляют содержание духовного развития личности в целом.

То есть анализ соотношения обучения, развития и воспитания личности показывает взаимосвязь этих процессов.

Формирование личности необходимо производить в комплексе, с помощью воспитания и обучения. Чтобы развить гармоническую личность необходимо обучить её умениям, знаниям, творческой деятельности и сформировать эмоционально-целостное отношение к миру через организацию таких видов деятельности как: эстетической, трудовой, учебной и т.п.

Методисты выделяют четыре этапа взаимосвязи воспитания и обучения:

Обучение неотрывно от воспитания, они как бы сливаются воедино. То есть воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

Воспитание осуществляется как в образовательном процессе, так и параллельно ему (трудовое воспитание, общественная работа, кружки). Однако необходимо подкреплять все эффекты обучения, и оно должно действовать на воспитание.

Воспитание и обучение всегда существуют параллельно во взаимосвязи.

Так, в педагогике существуют понятия:

Содержание образования также играет особую роль в воспитывающем образовании, оно влияет на качество обучения и общее развитие ребенка.

Содержание образования это совокупность основ наук, общественной жизни, культуры, искусства, техники, то есть всего, что необходимо освоить ученику.

Содержание образования должно отвечать таким требованиям:

знания должны идти по нарастающей, и не конфликтовать друг с другом;

содержание образования должно быть систематичным, для правильного формирования представлений о мире;

необходимо основываться на краеведческом и местном материале.

Содержание образования характеризуется единством эмоциональной, оценочной и мыслительной сторон познания.

Необходимо связывать эмоциональные переживания и процесс познания, так как они помогают ученикам проявить свое отношение к ситуациям, событиям, фактам и т. п.

Таким образом, можно сказать, что обучение, и все приобретаемые знания воспитывают, и этого нельзя недооценивать. Но для того чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение к самим знаниям, к учебе. В этом суть воспитывающего образования.

Когда общество определяет цели воспитания, формирует социальный заказ, оно адресует их не только школе, детскому саду, семье, но и другим культурно-просветительным учреждениям, которые участвуют в воспитании подрастающего поколения.

Цели обучения, как и цели воспитания, задаются и определяются обществом в связи с потребностями, прогнозом его экономического, социального, культурного и духовного развития.

Но это не значит, что все дети, все люди воспитываются одинаково, «причесываются под одну гребенку».

В настоящее время цели воспитания направлены на формирование у ребенка системы общечеловеческих ценностей (добра, патриотизма, любви, высоких культурных и духовных потребностей личности) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *