Welbike мотоцикл складной десантный
Неизвестная история — десантный мопед ДМ-50
Дорогие читатели, чтоб вы поняли о чем пойдет речь, стоит начать с истории вопроса, а начинается она в период второй мировой войны.
Ярким предшественником нашему ДМ-50 был «Вэлбайк» (англ. Welbike).
Разработанный в управлении специальных операций британской разведывательно-диверсионной службы во время второй мировой войны, этот малыш усердно трудился на фронтах и помогал бойцам.
Среди солдат Вэлбайк получил прозвище «Известный Джеймс». Всего в период между 1942 и 1945 годом было выпущено 3853 штук. Естественно часть из них попала в советский союз по ленд-лизу. Вэлбайк оснащался 98-кубовым двухтактным одноцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением и односкоростной трансмиссией.
Вес его составлял 32 килограмма, его можно было сбросить на парашюте, упаковав в цилиндрический контейнер диаметром 38 см. В собранное состояние мопед собирался за 15 секунд. Топливный бак Вэлбайка рассчитан на 3.7 литра, что даёт запас хода на 145 км, причем скорость максимальная скорость достигает 50 км/ч.
А что же было у противника? На стороне гитлеровской коалиции трудился и воевал аналогичный мини-мокик «Волюграфо аэромото 125» (итал. Volugrafo Aermoto 125).
Данный мопед разрабатывался специально для высадки на Мальте (Операция «Геркулес») по заказу Итальянской Королевской армии. Примечательно, что за основу конструкции был взят проект, созданный еще в 1936 году инженером Клаудио Бельмондо. Однако опытный мотоцикл был представлен лишь в 1942 году и пошёл в производство в 1943.
Первая партия в 600 экземпляров, предназначалась одному из батальонов 183-й воздушно-десантной дивизии «Ciclone», формировавшейся в области Тарквиния летом 1943 года. Этими малютками также оснащалась школа десантников в Тарквинии. Выпуск итальянских мини-мокиков проходил в плоть до 1944 года, и в общей сложности составил около 2000 единиц. Немецкие войска реквизировали остававшиеся мопеды на занятой ими территории и передали находившимся на побережье Адриатического моря и в районе Рима парашютным частям Люфтваффе.
Как и его английский аналог интальянский мопед имел двухтактный одноцилиндровый двигатель, однако рабочий был в 123 см³, что давало мощности примерно в 2 л.с. при 3600 об/мин. Выхлопная труба интегрирована в раму. По сравнению с английским собратом, нацисткий десантный мопед имел двухскоростную КПП. Под одноместным сиденьем располагается 9,5-литровый бензобак. При этом в конструкции было предусмотрено прикрепление к шаровой опоре небольшой двухколесной коляски для транспортировки второго десантника или снаряжения.
Со сложенным в транспортном положении рулём мини-мокик принимает форму параллелепипеда и может быть вставлен в десантируемый контейнер. Приведение транспортного средства в рабочее положение после высадки (извлечение из контейнера, распрямление и фиксация руля) занимает 2 минуты.
Ну а теперь, пожалуй стоит вернуться в более современное время.
Конец 90-х начало 2000-х, в одном из полузакрытых НИИ по линии гос.оборон заказа заключается контракт на опытно-конструкторскую разработку транспортного средства для спец подразделений и десантуры.
Примечательно, что нашим конструкторам особо ничего придумывать не пришлось, за основу естественно был взят импортный аналог времен второй мировой войны — Вэлбайк. Единственными новшествами являлось уменьшение веса. Но как водится снижение веса сопутствует уменьшению всех остальных характеристик транспортного средства. В результате у конструкторов рождается, представленный сегодня вашему вниманию, десантный мопед ДМ – 50 под названием «Свирель».
Понятно что «ДМ» это сокращение от десантный мопед, а 50 это объем двигателя. Отечественная разработка получила интегрированный в раму бак из нержавейки объёмом 1 литр которого со снаряжённым бойцом весом в 100 килограмм хватает примерно на 40 километров пути. Данная дистанция преодолевалась примерно за 0,7 часа на скорости в 30-40 километров в час. Пожалуй тут стоит вспомнить нашу русскую поговорку – «Лучше плохо ехать, чем хорошо идти».
На комфортную поездку на данном транспортном средстве бойцу не стоит рассчитывать… во первых в бою о комфорте вообще ни кто не думает, ну а во вторых смотри во первых… Естественно как и импортный аналог отечественный ДМ-50 не получил ни каких амортизаторов вообще, сидение выполнено просто из куска фанеры для эстетики обитого кожзамом с сантиметровой поролоновой подложкой. Просто, сердито и по уставу. В качестве тягловой установки был выбран 50 кубовый двухтактный двигатель, питаемый маслянно-бензиновой смесью. Трансмиссию здесь выполняет вариатор, скорость так же как и у Вэлбайка одна только вперед только в бой! Новшество как я и говорил заключалось только в весе, а он между прочим у «сухого» ДМ-50 всего на всего 15 килограмм! Данный показатель давал возможность десантировать мопед не отдельно как это делалось во второй мировой войне, а в составе экипировки бойца, т.е. вместе с ним. Стоит обратить внимание, что длинна ДМ-50 не больше автомата Калашникова.
Если вы внимательно прочитали «историю вопроса», то запомнили что английский собрат раскладывается в «боевое» (рабочее) положение за 15 секунд, итальянский за 2 минуты, ну а наш ДМ-50 вообще раскладывать не надо он и так уже, остаётся только закрепить ремни-лямки для переноски и в путь!
Ну что дорогие читатели? Повелись? 🙂
Ну как так можно… сегодня же 1 апреля, поэтому не стоит относиться к этому серьёзно :)) На самом деле, ни какой это не десантный мопед… и никогда он на службе в армии не стоял, и тем более никогда не разрабатывался в секретном НИИ.
Это всего лишь очередное изделие гаражного мотопрома от моего друга Ивана Калашникова, которое мною с моей пристрастью ко всем у военному, стилизованное под вещь для нужд армии 🙂
На этом всё. Всем хороших выходных и будьте особенно бдительны сегодня 😉
Складной мопед из Великой Отечественной
Этот необычный лёгкий складной мотоцикл состоял на вооружении у Британской разведывательно–диверсионной службы. Производился фирмой Excelsior для британских вооруженных сил с 1942 по 1948 гг. и предназначался для использования в воздушно-десантных войсках.
Вес: 70 футов (
32 кг). Макс. скорость: 30 миль/ч (
48 км/ч). Запас хода без дозаправки: 90 миль (145км).
Среди солдат «Welbike» получил прозвище «Famous James (известный Джеймс)». Для использования в спецоперациях его можно было сбросить на парашюте, упаковав в цилиндрический контейнер диаметром 15 дюймов (38 см). Мопед собирался и заводился за 15 секунд.
После приземления десантники за считанные секунды способны достать Welbike из капсулы и привести его в рабочее состояние.
Некоторое количество этих самых маленьких мотоциклов Великой Отечественной было поставлено на вооружение в Красную Армию, но судьба их неизвестна.
После войны почти все оставшиеся мотоциклы были уничтожены, так как они считались небезопасными для использования на дорогах общего пользования в Великобритании, потому что были оснащены только задним тормозом и не было фары.
Excelsior Welbike
This entry is also available in: Английский Китайский
Мотомириада №82
Известный среди британцев как «десантный мотоцикл», Excelsior Welbike был одним из самых маленьких военных мотоциклов Второй мировой войны. Мотоцикл проектировался для обеспечения мобильности войск в зоне десантирования. В частично сложенном состоянии Welbike упаковывался в специальный контейнер и крепился к самолету.
Компания Excelsior Motor Company появилась в 1874 году, когда два британских предпринимателя Томас и Бэйлис, объединили свои усилия и наладили выпуск велосипедов Excelsior. Производство мотоциклов началось в 1896 году и продолжалось вплоть до 1965.
Welbike был разработан в 1942 году под руководством подполковника Джона Долфина (J.R.V. Dolphin) в городе Вельвин (Welwyn), от которого, по некоторым данным, было образовано название мотоцикла. Необычный лёгкий складной мотоцикл состоял на вооружении у Британской разведывательно–диверсионной службы и предназначался для использования в воздушно-десантных войсках. Производство находилось в городе Бирмингем (Birmingham).
Вес мотоцикла составлял всего 32 килограмма. Одноцилиндровый двухтактный двигатель объемом 98 куб.см. производила компания Villers, располагался он горизонтально, вдоль рамы. Запас хода без дозаправки составлял 145 километров, но насос был ручным и водитель должен был подкачивать бензин каждые 16-20 км. Заднее колесо приводилось в движение цепью, но на мотоцикле отсутствовала коробка передач, передаточное число было постоянным. Максимальная скорость передвижения по ровной дороге – 48 км/ч.
Excelsior Welbike на учениях
Welbike размещался в цилиндрическом контейнере диаметром 38 сантиметров. Заднее сиденье опускалось и не выступало за габариты рамы, ручки управления вместе с частью передней вилки складывались вдоль рамы, поверх двигателя. После извлечения мотоцикла из контейнера требовалось не более 15 секунд чтобы привести его в готовое состояние и завести.
Мотоциклы закупались по трем различным контрактам, от последней закупки правительство Великобритании отказалось.
У первой партии (индекс Mk I) отсутствовало заднее крыло на колесе. Несмотря на то, что мотоциклы, закупленные по двум другим контрактам, практически не отличались, они получили различные названия – Mk II Series I и Mk II Series II. На мотоциклах из этой партии установлена медная табличка с номером контракта по которому производился мотоцикл.
Управление специальных операций (британская разведывательно-диверсионная служба, работавшая во время Второй мировой войны) достаточно быстро пришли к выводу, что не хотят использовать Welbike и передали мотоцикл в ведение Воздушно-десантных подразделений Великобритании, в надежде что им он пригодится больше. Есть единственное фото подтверждение реального использования Welbike – это Высадка в Нормандии, 6 июня 1944 г. Документально подтверждено еще одно использование мотоцикла в Голландской операции, 17 – 25 сентября 1944 г. Все прочие имеющиеся фотографии сделаны во время тренировок.
Welbike мотоцикл складной десантный
Музей ЦРУ является хранилищем многих интересных экспонатов, связанных с предшественником Центрального разведывательного управления США, Управлением Стратегических Служб (OSS).
Предположим Вам пришлось спускаться с парашютом в тылы противника во время Второй мировой войны. Естественно, что после приземления Вы хотели бы как можно быстрее покинуть место приземления и приступить к выполнению своей миссии.
Welbike предназначался специально для использования в диверсионных операциях, в качестве десантируемого транспортного средства.
Это обусловило его исключительно миниатюрные размеры, ведь он должен был помещаться в стандартный британский десантный контейнер, габариты которого составляли 130 см в длину, 38 см в высоту и 30 в ширину.
Чтобы удовлетворять этим требованиям, конструкция была максимально упрощена – двигатель 98 куб.см, отсутствие фары, тормоз только на заднее колесо, жесткая подвеска. Баки были исключительно малы, всего 3,7 литра, их дно располагалось ниже карбюратора, следовательно, парашютисту время от времени приходилось подкачивать бензин с помощью ручных помп, встроенных в баки. Благодаря мизерному расходу топлива, запас хода был достаточно большим – около 145 километров. Сухой вес составлял всего 32 кг. Односкоростной байк развивал скорость до пятидесяти километров в час.
Десантнику было достаточно всего 11 секунд, чтобы вытащить Welbike из контейнера, поднять руль и сиденье и отправиться в путь. Чтобы облегчить обнаружение, контейнеры имели специальную маркировку, а парашюты были сшиты из яркой цветной материи.
Серийное производство Welbike`ов началось в 1942 году на предприятии Excelsior в Бирмингеме и продолжалось до 1945 года. Всего было выпущено 3853 единицы в трех модификациях.
Первая модификация ничем не отличалась от прототипа, кроме форсированного двигателя. Вторая модификация поличила ряд минимальных изменений. Единственным заметным отличием является установка крыла на заднее колесо. Третья модификация отличалась новым седловидным бензобаком, что позволило отказаться от установки ручной помпы для подкачки бензина.
Welbike массово использовались при высадке в Нормандии и особенно в Арнеме (десантная операция Marketgarden). Кроме того, они нередко использовались, как персональное транспортное средство на аэродромах.
Среди солдат «Welbike» получил прозвище «Famous James (знаменитый Джеймс)».
Мотоцикл был хорошим подспорьем, позволяя заметно ускорить передвижение десантников, но обладал и рядом недостатков.
Во-первых, контейнер с мотоциклом сначала нужно было обнаружить, что было достаточно проблематично. Разница в весе десантников и контейнеров, выливалась в то, что они достигали земли на большом расстоянии друг от друга.
Нередко контейнеры с мотоциклами приземлялись прямо в руки противнику. Особенно часто такое происходило во время высадки в Арнеме.
Ну и главный недостаток – слабый мотор и малый диаметр колес, которые позволяли передвигаться только по ровной поверхности.
Зачастую, десантники просто не могли использовать Welbike на пересеченной местности и попросту бросали его.
Образцы Welbike, кроме музея ЦРУ, выставлены в музеях Англии и Южной Африки.
Более подробно о мотоциклах, использовавшихся войсками во времена Второй мировой войны и, в частности, о Welbike, можно узнать из иллюстрированного альбома Гэвина Бирча (Gavin Birch).
Британский десантный мотоцикл Welbike: что с ним не так
Британский Welbike известен как самый маленький военный мотоцикл времен Второй Мировой. Он создавался для обеспечения высокой мобильности войск в зоне десантирования. Но, что-то пошло не так.
Разработка Welbike велась под руководством подполковника Джона Долфина и закончилась в 1942 году. Стоит отметить, что военный сумел реализовать в своем детище все требования, поставленные командованием.
Десантный мотоцикл, действительно получился легким и компактным. Весил аппарат всего 32 кг, а его 98-кубовый движок позволял разгоняться до 48 км/ч по трассе. Дальность пробега на одной заправке составляла 145 км.
Кроме того, Долфину удалось «втиснуть» свое изобретение в цилиндрический контейнер диаметром 38 см. Компактно «упакованный» мотоцикл сбрасывался с самолета в нужной точке, а для приведения его в рабочее состояние требовалось не более 15 секунд.
Впрочем, несмотря на все преимущества, были у Welbike и существенные недостатки. В частности, его колеса были настолько малы, что передвигаться по пересеченной местности на мини-мотоцикле было просто нереально.
В итоге, от Welbike сначала отказались разведчики, а затем и десантники. Однако мотоцикл не канул в лету. Как и большинству военных разработок, ему нашлось применение на «гражданке».