я п полонский день крещения россии
Я п полонский день крещения россии
Не говори, что нет спасенья
А. Н. Майков
(1821-1897)
Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог;
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.
И радужной блестит тот мир одеждой,
Им блеск небес как будто отражен;
Все дышит в нем любовью и надеждой,
Он верою, как солнцем освещен.
И зрим тогда незримый Царь творенья;
На всем лежит руки Его печать;
Душа светла. В минуту вдохновенья
Хотел бы я на Божий суд предстать!
Н. П. Огарев
(1813-1877)
Дол туманен, воздух сыр,
Туча небо кроет,
Грустно смотрит тусклый мир,
Грустно ветер воет.
Не страшися, путник мой,
На земле все битва;
Но в тебе живет покой,
Сила да молитва!
Пусть рек твоих глубоки волны,
Как волны синие морей,
И недра гор алмазов полны,
И хлебом пышен тук полей;
Пусть пред твоим держаным блеском
Народы робко клонят взор,
И семь морей немолчным плеском
Тебе поют немолчный хор;
Пусть далеко грозой кровавой
Твои перуны пронеслись:
Всей этой силой, этой славой,
Всем этим прахом не гордись.
Бесплоден всякий дух гордыни,
Не верно злато, сталь хрупка,
Но крепок ясный мир святыни,
Сильна молящихся рука.
День крещения России
Сегодня день, когда впервые
Владимир и Мои святые
Крестили Русь в волнах Днепра.
Князь киевский, когда-то гневный,
В союзе с греческой царевной,
В златом венце и на своем
Великокняжеском престоле
Для пахаря в далеком поле,
Бегут, шатаясь, тени ночи,
И солнце радует нам очи
И озаряет алтари,
Так в день великого Крещенья
Сияй нам, вера! Прочь сомненья!
Русь не была бы никогда
Такой великою Россией,
Когда б она была чужда
Россия, веру призови.
В сей день торжественный и славный,
Нас бережет Отец Державный
Для новых подвигов любви.
Я п полонский день крещения россии
Духовный источник• Православие• запись закреплена
Я.П. Полонский
ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РОССИИ
Жизнь без Христа — случайный сон.
Блажен, кому дано два слуха, —
Кто и церковный слышит звон,
И слышит вещий голос Духа.
Тому лишь явны небеса,
Кто и в науке прозревает
И Бога в них подозревает.
Как высочайший идеал,
Как истинный залог спасенья, —
Любовь и самоотверженье
Христос народам завещал.
В тот день, когда мы облечемся
Душой в нетление Христа,
От черных дел мы содрогнемся
И, обновленные, очнемся, —
И ложь не свяжет нам уста.
Сегодня, в первый день крещенья, —
Быть может, в бедные селенья,
В обители труда и слез,
Не в нищем рубище Христос
Сойдет, а с веткою оливы,
И скажет: Будьте все счастливы!
Все, — пожелайте всем добра.
Сегодня день, когда впервые
Владимир и Мои святые
Крестили Русь в волнах Днепра.
Князь киевский, когда-то гневный,
В союзе с греческой царевной,
В златом венце и на своем
Для пахаря в далеком поле,
Для гусляра на вольной воле
И для дружинника с копьем —
Для всех стал другом и отцом
И красным солнышком желанным.
Пришла Андреем Первозванным
Я. Полонский и Православие
Я.П.Полонский – глашатай вечных истин.
В декабре исполняется 195 лет со дня рождения Якова Петровича Полонского (1819-1898) – известного русского поэта и прозаика второй половины 19 века. Его творческое наследие состоит из нескольких сборников стихотворений, многочисленных поэм, романов и рассказов.
Яков Полонский родился 6(18) декабря 1819 года в Рязани, в богомольной семье бедного чиновника. Впоследствии Я.П.Полонский напишет в своем автобиографическом стихотворении «Детское геройство» (1866): «Поп был наставником моим/ Первейшим из мудрейших». В 1838 году будущий поэт окончил в родной Рязани гимназию. Он с теплым чувством вспоминал старшего священника Николо-Дворянской церкви о. Стефана, преподававшего в гимназии катехизис Филарета и создавшего из числа гимназистов церковный хор: «…Его заслушивались, когда в церкви он читал Евангелие или пел молитвы своим тенором». Вскоре Полонский поступил на юридический факультет Московского университета, и в его дружеский круг вошли поэты А.А.Фет и А.А.Григорьев, философы П.Я.Чаадаев и А.С.Хомяков, историк Т.Н.Грановский… Однако студенческие годы Полонского были омрачены бедностью, необходимостью не только учиться, но и зарабатывать на жизнь частными уроками. Его шокировал разрушительный радикализм кружка Белинского-Станкевича, и Я.П.Полонский осознал, такие взгляды могут уничтожить светлое православное пространство, которым он глубоко проникся благодаря духовно-нравственной атмосфере своей семьи: «Мне было жаль волшебных снов,/ Отрадных, детских упований/ И мне завещанных преданий/ От простодушных стариков». После окончания университета Полонский некоторое время жил в Одессе, а затем получил назначение в Тифлис, где прожил около пяти лет. В 1851 году Яков Полонский перебирается в Санкт-Петербург: несколько лет редактирует журнал «Русское слово», служит в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати (1860-1896). С 1860-го года и до конца жизни поэта на его квартире по пятницам собирались известные деятели науки, культуры и искусства. Эти регулярные встречи получили название «Пятниц» Я.П.Полонского.
Литературный дебют Полонского состоялся в 1840 году в журнале «Отечественные записки», где было опубликовано стихотворение начинающего автора. Первый поэтический сборник Я.П.Полонского – «Гаммы» (1844). Второй сборник поэта («Стихотворения 1845 года») был выпущен в Одессе и вызвал отрицательную оценку В.Г.Белинского. Тифлисские впечатления Полонского отражены в сборнике «Сазандар» (1849), воссоздавшем картины духовной и бытовой жизни народов Кавказа. Завершающим сборником поэта стал «Вечерний звон» (1890), посвященный темам старости и смерти. Среди поэм Полонского выделялась сказка «Кузнечик-музыкант». Складывается впечатление, что талантливость Я.П.Полонского-прозаика уступала высокому уровню его поэтического дарования. Например, И.С.Тургенев считал лучшим в творчестве Я.П.Полонского лирику. Многие стихи Полонского были положены на музыку известными русскими композиторами П.И.Чайковским, А.С.Даргомыжским, С.В.Рахманиновым, С.И.Танеевым, А.Г.Рубинштейном… А «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит…») на стихи поэта уже давно считается народной.
Я.П.Полонским был глубоко верующим православным человеком и придерживался консервативных позиций. Поэта часто расстраивали дискуссии о религии с А.А.Фетом, который нередко высказывал атеистические идеи. В молодые годы Я.П.Полонский верил во всемогущество науки, но вскоре понял важность вдохновляющей силы веры «в Божий суд, или в Мессию», без которой любое творчество оказывается мертворожденным: «С той поры, мужая сердцем,/ Постигать я стал, о Муза,/ Что с тобой без этой веры/ Нет законного союза». В своих стихах Полонский никогда никого не проклинал и считал настоящим источником поэзии красоту, в которой «сияет Бог». Я.П.Полонский смиренно осознавал особенности своей поэзии и душевного склада: «Мне не дал Бог бича сатиры», «В моей душе проклятий нет…», «…Для немногих я поэт»… По мнению философа Н.Н.Страхова, главное в творчестве Полонского – «…поклонение всему прекрасному и высокому, служение истине, добру и красоте». В стихах поэта нашли отражение его духовные поиски. Например, в поздних текстах Полонского содержится особенно много размышлений о духовности и смысле жизни: «Блажен, кому дано два слуха-/ кто и церковный слышит звон,/ и слышит вещий голос Духа». Для поэзии Я.П.Полонского вообще характерны тексты, демонстрирующие отношения лирического героя с сакральным миром. Например, типично стихотворение «Ангел»: «Любил я тихий свет лампады золотой,/ Благоговейное вокруг нее молчанье,/ И, тайного исполнен ожиданья,/ Как часто я, откинув полог свой,/ Не спал, на мягкий пух облокотясь рукою,/ И думал: в эту ночь хранитель – ангел мой,/ Прийдет ли в тишине беседовать со мною. ». Многие стихотворении Я.П.Полонского созвучны христианскому сознанию. Это могут быть тексты, порожденные Ветхим Заветом («Агарь»-1855, «В потерянном раю»-1876) или новозаветными сюжетами. Так, стихотворение «Молитва» представляет из себя осовремененный вариант молитвы «Отче наш…», ставящий во главу угла «всепроникающую», «всесозидающую» братскую любовь, а «Светлое Воскресение (1888-1890) является адаптацией библейского сюжета для детского журнала. Вспоминается достаточно большое количество стихотворений Полонского христианской тематики: «У храма», «Грезы», «Тень ангела прошла с величием царицы…», «День крещения России»…
Современники часто считали Я.П.Полонского одним из самых кротких и добрейших людей эпохи. Но кротость исчезала, если затрагивались принципиально важные для поэта вопросы. Например, Полонский выступил против Л.Толстого, жестко критиковавшего Церковь и государство. В частности в письме Л.Н.Толстому поэт писал: «Между нами прошла пропасть, так как Вы отрицали все для меня святое – все мои идеалы: Россию, как народ и как государство, церковь и проповедь, таинство брака и семейную жизнь, искусство и присущую ему красоту… Никак не могу я понять, как можно совершенствоваться в этом направлении. (…) Пока проповедуете Вы нищенство и милосердие, Запад дошел до другой крайности. Золя говорит, что христианство отжило свой век и доказал нам, что милосердие не ведет к справедливости, а Вы отдаете без борьбы всю Россию в руки этого Запада. Он и так уже без выстрела одолевает нас, и материально, и нравственно грабит нас».
Я.П.Полонский скончался в Санкт-Петербурге 18(30) октября 1898 года в 78-летнем возрасте и был похоронен в Ольговом монастыре (село Льгово Рязанской губернии), а в 1958 году был перезахоронен в Рязани, на территории местного кремля. Стихи Полонского и сегодня волнуют: вложенные в них духовные истины имеют вневременное значение. «И если перст Господний вновь/ Нам цель великую укажет,-/ Что делать – сердце нам подскажет/ И христианская любовь. / Россия, веру призови. / В сей день торжественный и славный,/ Нас бережет Отец Державный/ Для новых подвигов любви…» («День крещения России»).
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Я.П. Полонский «День крещения Руси»
Я.П. Полонский «День крещения Руси.»
Тому лишь явны небеса,
Кто и в науке прозревает
Неведомые чудеса
И Бога в них подозревает.
Сегодня день, когда впервые
Владимир и Мои святые
Крестили Русь в волнах Днепра.
Князь киевский, когда-то гневный,
В союзе с греческой царевной,
В златом венце и на своем
Великокняжеском престоле
Для пахаря в далеком поле,
Пришла Андреем Первозванным
Предвозвещенная пора:
Взыграли омуты Днепра,
Славян пугающие боги
Разбились об его пороги,
И дрогнули богатыри,
И разбежались дикари.
О, как от утренней зари
Бегут, шатаясь, тени ночи,
И солнце радует нам очи
И озаряет алтари,
Так в день великого Крещенья
Сияй нам, вера! Прочь сомненья!
Русь не была бы никогда
Такой великою Россией,
Когда б она была чужда
Ей не помог бы Римский трон,
Не рухнул бы Наполеон
И грозных войск его громада.
Под тяжким игом мусульман
Мы за геройские деянья
Не ждали злата и сребра.
За дело славы и добра
Мы не просили воздаянья.
Россия, веру призови.
В сей день торжественный и славный,
Нас бережет Отец Державный
Для новых подвигов любви.
15 июля 1888 года (Полонский)
Точность | Выборочно проверено |
В 900-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ КРЕЩЕНИЯ РОССИИ
Жизнь без Христа — случайный сон.
Блажен кому дано два слуха, —
Кто и церковный слышит звон,
И слышит вещий голос Духа.
Тому лишь явны небеса,
Кто и в науке прозревает
Неведомые чудеса
И Бога в них подозревает… —
Как высочайший идеал,
Как истинный залог спасенья, —
Любовь и самоотверженье
Христос народам завещал.
В тот день, когда мы облечемся
Душой в нетление Христа,
От черных дел мы содрогнемся
И, обновленные, очнемся,—
И ложь не свяжет нам уста.
Сегодня, в первый день крещенья,
Быть может, в бедные селенья,
В обители труда и слез,
Не в нищем рубище Христос
Сойдет, а с ветвию оливы,
И скажет:— будьте все счастливы!
Все,— пожелайте всем добра.
Сегодня день, когда впервые
Владимир и Мои святые
Крестили Русь в волнах Днепра.
Князь Киевский, когда-то гневный,
В союзе с Греческой царевной
В златом венце и на своем
Великокняжеском престоле
Для пахаря в далеком поле,
Для гусляра на вольной воле
И для дружинника с копьем —
Для всех стал другом и отцом
И Красным Солнышком желанным…
Пришла Андреем Первозванным
Предвозвещенная пора:
Взыграли омуты Днепра,
Славян пугающие боги
Разбились об его пороги
И дрогнули богатыри,
И разбежались дикари…
О, как от утренней зари
Бегут, шатаясь, тени ночи,
И солнце радует нам очи
И озаряет алтари,
Так в день великого крещенья
Сияй нам вера! Прочь сомненья!
Русь не была бы никогда
Такой великою Россией,
Когда б она была чужда
Любви, завещанной Мессией!
Пусть охлажденные умы
Всё отрицать готовы,— мы
Не даром приняли с Востока
Святую веру,— видит око
И слышит ухо наше,— мы
Еще не оскудели сердцем;
Еще мы рады помогать
Разрозненным единоверцам
И пленных братьями считать: —
Без нас не встала бы Эллада,
Ей не помог бы Римский трон,
Не рухнул бы Наполеон
И грозных войск его громада.
Под тяжким игом Мусульман
Без нас забыли бы Славян.—
Мы жизнь несли на их могилы…
Расшатывая вражьи силы,
Мы не считали наших ран…
Мы за геройские деянья
Не ждали злата и сребра…
За дело славы и добра
Мы не просили воздаянья…
И если перст Господний вновь
Нам цель великую укажет,—
Что делать? сердце вам подскажет
И христианская любовь.
В сей день торжественный и славный
Россия веру призови.
Нас бережет Отец Державный
Для новых подвигов любви…