я царям православным ставлю в храме свечу

Почему нельзя в церкви зажигать свечу?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Расскажите, почему нельзя в церкви зажигать свечу от лампады? Можно ли зажигать свечу другой свечи или от зажигалки?

Ответ:

Зажженные свечи — непременный атрибут православного храма. На Русь обычай ставить в храмах свечи пришел из Византии, а появился он еще во времена Ветхого Завета. Уже тогда в храме зажигали светильники в знак того, что Закон Божий освещает жизненный путь человека. Кстати, повеление сделать золотой светильник с семью лампадами — одно из первых, которые Бог дал пророку Моисею (Исх. 25:31–37).

Конечно, свечи нужны были и просто для освещения. Особенно важно это было в первые века христианства, когда верующие, гонимые язычниками, тайно совершали богослужение в темных пещерах и катакомбах. Но эта функция никогда не была главной: «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, — писал Тертуллиан, — но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, — литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа — свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».

Горящая свеча — это символ, видимый знак, выражающий нашу горячую любовь к Богу и святым, перед иконами которых ставится. Но если нет веры, любви, и молитвы, то и свечи ставить бессмысленно. Нет пользы в том, чтобы механически ставить свечи «о здравии» и «об упокоении» (напомним, что когда мы молимся об усопших, свечи ставим в специальный низкий прямоугольный подсвечник — канун, а о здравии — в круглые подсвечники возле икон).

Теперь скажем о том, как лучше возжигать и ставить свечи. Вокруг этой темы возникает очень много домыслов и суеверий. Как было сказано выше, свеча — лишь символ нашей молитвы к Богу, без молитвы у нее нет никакой «силы». Поэтому не принципиально, какой рукой (правой или левой) вы ставите или передаете свечи и как вы их зажигаете. Из практических наблюдений родилась рекомендация не зажигать свечу от лампады — если поступать таким образом, лампаду можно нечаянно загасить, опрокинуть, испачкать воском. Поэтому свечи чаще всего зажигают друг от друга. В случае необходимости можно зажечь свечи спичками или зажигалкой. Так же нет причины переживать, если вы по ошибке поставили свечу «не тому» святому или, например, поставили свечу «о здравии» на канун — мы верим, что Бог и Его угодники слышат наши молитвы и знают наши намерения. В следующий раз просто стоит быть внимательнее, а если ошибка произошла потому, что вы мало знаете об устройстве православного храма — это повод изучить соответствующую информацию.

Источник

Пасьянс со свечками и торговля в храме

Оригинал с фото здесь www.golden-ship.ru /publsvechi_pasjans_torgovlja_v_khrame /1-1-0-190 (убрать пробелы)

Вы когда-нибудь задумывались над тем, зачем в наших храмах продают и ставят свечи? И нужно ли православному покупать и ставить у икон свечи? А ведь это превращается в определенный ритуал со своими знатоками и ревнителями правильности исполнения этого «обряда». Так приходилось наблюдать, что перед тем как поставить свечу в подсвечник ее снизу греют пару секунд над горящей свечой и потом ставят в подсвечник. Приходилось слышать возмущенные шопотки, что мол та или эта снизу свечи поджигает. Не очень понимаю, как это выглядит и что это значит, но, вероятно, ритуал размягчения свечи если продлится дольше пары тройки секунд, то свеча может и загореться снизу. И это воспринимается «ревнителями» как какое-то колдовство или «святотатство» (конечно, если предполагать, что это делается сознательно).
Еще умиляют женщины, которые стоят при подсвечниках. Причем, если в храме довольно много служащих-женщин, то подсвечники, как правило, распределены – каждая стоит у своего и с серьезнейшим видом всю службу поправляет, переставляет свечи, тушит, скидывает в специальную коробочку и трет подсвечник или пол возле него. Я последнее время стою на службе с закрытыми глазами, чтобы не видеть этого. Но, все равно, иногда глаза открываешь-то. Не хочу видеть этого, но вижу. Извините.
Все стоят, молятся (ну, или пытаются), а бабуля ногой наступив на железную губку натирает пол, или «играет» свечками: сгоревшие переставляет ближе к себе, а длинные – ставит дальше. Такие манипуляции со свечками идут всю службу.

Раньше свечи догорали до основания и бабульки их выковыривали отвертками. Теперь видно поступило новое Ц.У. и они их тушат хотя еще до основания сантиметров 5. Иногда свечи ставят прихожане, а иногда сами бабули приносят связки свечей из своей церковной лавки. Я это могу объяснить так, что у храма существуют определенные обязательства перед епархией, и план по выкупу какого-то количества свечей, иначе, зачем их жечь бесплатно, не продав? Видимо их надо сжечь, чтобы освободить место для новой партии свечей, вот и несут бабули связки свечей на «свои» подсвечники из церковной лавки. И это выглядит вообще карикатурно: сами жгут, сами играют ими в пасьянс и считают, верно, (судя по серьезным лицам), что делают, что-то очень важное. Вместо Литургии – какая-то бессмысленная работа. Или кто-то думает, что Богу нужны наши свечи? Или они нужны святым? “Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит”. Забыли. Подменили какими-то ритуалами. А с учетом, того что свечи продаются, то можно сказать, подменили служение Богу служением Маммоне. Или не так?

Может быть, чтобы немного очистить свою совесть, пишу эту статью в надежде, что кто-то из служителей Церкви или бабушек это прочтет, и может быть о чем-то задумается. Священник может подумает о том, что надо больше надеяться на Бога, чем на себя и скупых прихожан, и может быть стоит запретить торговлю в храме, или убрать прайс? Может быть прихожане станут больше класть в ящик для пожертвований, если их не контролировать и не совать им сдачу? А бабушки, может быть, осознают, что они не лучше всех остальных, что перетасовывание свечек не делает их ближе к Богу. Что может тот калека-пьяница у порога храма ближе к Богу, чем мы, придумавшие себе бесполезную работу, и новые обряды (имею в виду только свечи)? Что торгуя свечами и требами в храме они зарабатывают себе болезни и скорби? Вы, может быть, видели кое-где распечатывают и вешают такое объявление: «Разговаривающим в храме посылаются скорби». А не тем ли более нарушающим запрет Христа на торговлю в храме?

«И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей (торгующим в церковной лавке): возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Иоанна 2: 15-16)

Не будут ли посылаться скорби торгующим, и нарушающим слова Христа? Священники, вы хоть понимаете на что вы толкаете бабушек или своих матушек, если они торгуют внутри храма? Вопрос риторический, не требующий ответа.

Я тоже раньше покупал и ставил свечки. Но потом торговля в храме меня начала напрягать. «Купи-продай» не прекращается и во время Литургии. На стойке написано: «примерное пожертвование», и дальше прайс на свечки и требы. Но когда пытаешься дать больше – тебе суют сдачу. Сдачу – с пожертвования! Это я иронизирую. При наличии прайса с ценами, при работнице, дающей тебе сдачу, какое же это пожертвование? КОГО МЫ ПЫТАЕМСЯ ОБМАНУТЬ. Это что за фарисейство?

После некоторых душевных терзаний, решил перестать пользоваться услугами церковного магазина. Просто на каждой службе кладу пожертвование в ящик – я теперь так «ставлю свои свечи», и так же «заказываю» поминовения.

Понятно, что Церкви надо жить. И живет она с торговли и пожертвований. Но есть ведь примеры, когда лавки выносятся в притвор или в идеале – на улицу. И я видел некоторые храмы, где торгуют только до службы. С началом Литургии лавка закрывается. Но не везде так. У нас в храме – не так. Странно это и не честно. Женщин в брюках гоняют – а сами в храме торгуют. Грустно.
Были на Кипре в Кикском монастыре, где находится знаменитая Кикская икона Божией матери. Там интересная практика со свечами. Экскурсовод говорит: если хотите, можете купить свечи. Потом подходите к монаху, который стоит в одном месте. Даете ему свечу, он ее поджигает и тут же тушит и отдает вам. Всё! Считайте, что вы свечу поставили! Ай, да, красавцы! Это ведь, небось, для наших придумали. Хочешь свечку купить и зажечь – пожалуйста. Только гореть она будет две секунды, дальше вези ее домой и будь счастлив – ты свечку поставил в Кикском монастыре.
Еще одно наблюдение: в Греции и на Кипре подсвечники – это коробка с песком. Отличная штука – отпадает необходимость в «свечном прислужнике».

А в этом году довелось побывать в Черногории. Там юрисдикция Сербской Православной Церкви. Вот тут меня еще больше порадовало. Свечи в храмах вообще не ставят. Возле храма на улице построена будка с крышей, где насыпан песок и налита вода. Свечи ставят в песок с водой. Они там сами себе горят, а вода тушит их, когда они доходят до уровня воды. Вообще прекрасно. Полная «автоматизация». Женщинам уже не нужно обслуживать подсвечники. Хотя, думаю, многим нашим бабушкам это не понравилось бы. Ведь пришлось бы молиться или хотя бы пытаться молиться. Куда проще всю службу играть в пасьянс со свечками.

P.S. в Сретенском монастыре в Москве за свечи денег не берут. Свечи есть – бери сколько хочешь. И тут же стоит ящик для пожертвований – клади, сколько не жалко. Отец Тихон – спасибо! Я можно сказать получил моральное удовольствие от этого факта отсутствия торговли. И в ящик положил больше чем заплатил бы за свечи у нас – просто на радостях. Еще порадовало, что в новом храме Новомучеников Российских на территории того же, то есть Сретенского монастыря, подсвечники как на Кипре – с песком. Еще одна приятность. Жаль только я живу далеко от Москвы, и ходить буду продолжать в свою церковь. Буду и дальше пытаться молиться с закрытыми глазами.

Александр Смирнов. Ред. Golden-Ship
Прихожанин одного из подмосковных храмов.

В одном из католических храмов поставили такую штуку. Кидаешь монетку и загорается лампочка. И горит какое-то время. Потом тухнет.

Источник

Что запрещено делать в храме, чтобы не лишиться благодати

я царям православным ставлю в храме свечу

Поскольку многие из нас посещают храм нерегулярно, то мы склонны совершать некоторые ошибки, хотя и пытаемся сделать всё правильно. При этом кто-то когда-то рассказал нам о церковных суевериях и теперь мы заодно боимся каких-то знаков. Например, погаснет свечка в церкви — и сразу мысли, что это дурной знак.

Символический свет церковной свечи следует воспринимать как признак нашей веры, что рассеивает тьму неверия. Каждая свеча — это чья-то молитва, прошение Богу, которое оставил человек. Ему важна, на самом деле, не эта свеча, а наша добрая воля. Ведь мы зажигаем этот крохотный огонек не только для Него, но и для себя самих.

я царям православным ставлю в храме свечу

Поэтому никогда не стоит думать о суевериях да еще и в самом храме. Даже если свеча вдруг погасла, то следует сетовать на низкое качество воска или сквозняк, но ни в коем случае на судьбу. Не надо культивировать в себе мысль, что Бог отвернулся и это дурной знак. Лучше взять еще одну свечку и спокойно зажечь ее.

Вот несколько правил, которых нужно придерживаться, чтобы не осталось сомнений в правильности своих действий относительно постановки свечи.

я царям православным ставлю в храме свечу

1. Свечку нужно покупать обязательно в лавке при храме, только их можно ставить, поскольку они уже освящены надлежащим образом.

2. Зажигать свечи нужно уже от других горящих свечей. Просто поднеси фитиль, а когда он загорится, оплавь ножку и ставь в подсвечник.

3. Если в подсвечнике много свободных мест, ставь свечу не с краю, а ближе к центру. Чтобы другим людям не нужно было тянуться через уже горящие свечки.

4. Не стоит зажигать свечу спичками или зажигалкой, так же не нужно пользоваться лампадкой, чтобы ненароком ее не загасить.

я царям православным ставлю в храме свечу

5. Свечу нужно ставить уже после того, как произнесена молитва. После ее установки в подсвечник нужно перекреститься и поклониться.

6. Если в храме проходит служба, стоит дождаться ее окончания и только потом зажигать свечи. По сути, это негласное правило хорошего тона внутри храма, поэтому если спешишь, то можешь его нарушить, но так, чтобы минимально беспокоить других и никому не мешать.

7. На самом деле не имеет значения, какой рукой и в какой последовательности ставить свечу. Излишне набожные прихожане могут сделать замечание, но не стоит обращать на это внимание.

я царям православным ставлю в храме свечу

Поведение в церкви

А теперь к ошибкам, которые неосознанно можно допустить во время посещения храма. В первую очередь нужно помнить о том, что это сакральное место, куда люди приходят общаться с Богом. В тишине и покое. Нужно лишь позаботиться о том, чтобы не отвлекать других и самому настроиться на молитву. Вот еще несколько советов.

1. Ни в коем случае нельзя вступать в спор и делать кому-то замечание. Церковь совсем не то место, где стоит выяснять отношения. Как минимум это неуважение к святыне.

2. Будет нежелательной излишняя активность во время богослужения, ходьба по храму, вопросы тем, кто пришел помолиться. Незачем отвлекать прихожан от их диалога с Богом.

я царям православным ставлю в храме свечу

3. Не нужно трогать иконы руками и тем более припадать к ним губами, особенно если они накрашены. Поберегите святыни!

4. Неуместный шум, громкие разговоры, излишние эмоции. Все это может раздражать других людей и намекать на то, что человек пришел в храм не для молитвы, но ради фарса, чтобы продемонстрировать свою набожность другим.

5. Дурновкусием будет выглядеть решение не кланяться и не креститься во время богослужения вместе со всеми.

я царям православным ставлю в храме свечу

От себя хотим лишь добавить, что незачем волноваться, если перепутал «за здравие» и «за упокой». Тут лучше всего довериться Богу и молитве. Он слышит и внемлет, а это и есть то главное, зачем в храм приходим.

Свечка в церкви, как маленький огонек нашей веры, чья-то молитва в надежде получить благословение на достойную жизнь. Всегда ставь ее, даже если попал в храм случайно.

Источник

Сайт Михаила Кожаева

Одна жизнь — тысяча возможностей

Кому и за что ставить свечи в храме

я царям православным ставлю в храме свечу

В церкви часто можно услышать вопрос, кому поставить свечку за здравие, за путешествующих, за детей, чтобы они хорошо сдали экзамены, и прочее, и прочее. Один мой знакомый диакон рассказывал, как он начал рассуждать перед зашедшим в храм туристом о храме как о проекции созданной Богом вселенной в церковном микрокосме, но посетитель грубо осёк его: «Да вы скажите, куда свечку поставить, а все эти домыслы оставьте при себе!».

Действительность такова, что многим попросту не хочется вникать в богословские тонкости: я просто свечку поставлю, постою минуту и буду надеяться, что экзамен будет сдан, путешествие совершится без затруднений, здоровье не подведёт. Вопросам богословия икон был посвящён целый Вселенский собор в 787 году в Нике, по результатам которого состоялось «торжество Православия» в том смысле, что христианская Церковь сформулировала богословские догмы по всем важнейшим пунктам своего вероучения. А по поводу икон, в частности, заключила, что икона есть писаный красками образ, посредством которого нашей ограниченной природе проще возноситься в молитве к Первообразу – Богу. И неправильно делать из иконы идола, требующего в качестве жертвы свечу. С другой стороны, разве это правильно – запрещать человеку обращаться к Богу через изображённого святого, если так этому человеку проще и понятней? Что ж, постараемся перечислить, каким святым в Православной Церкви принято ставить свечи и за что. А самым терпеливым в конце статьи приведём краткий срез по богословию иконы.

Икона Господа Иисуса Христа

я царям православным ставлю в храме свечуПравославные христиане верят, что Бог, Троичный в Лицах (Отец, Сын и Дух Святой), во-плотился (то есть стал телесным, принял человеческий образ) во втором Лице – Господе и Спасителе Иисусе Христе. В этом смысле христианская религия уникальна: Господь, по Своей безмерной любви к нам, вочеловечился, и в результате этого мы получили возможность изображать Спасителя на иконе. Поэтому икона Спасителя является, если можно так выразиться, универсальным образом, к которому можно обращаться по любым вопросам.

Православная Церковь учит, что, обращаясь к каким-либо святым, мы должны умом возноситься от их телесного образа к Первообразу – Богу. Молясь святым, мы обращаемся к ним как к заступникам и ходатаям за нас перед Богом. Но молитва, в конечном счёте, должна быть обращена к Богу. Просьба о здоровье близких – это прекрасно, но важнейшей целью богообщения является перемена собственной жизни, духовное преображение, а не исполнение конкретного желания или просьбы. Магизм совершенно чужд Православию, монеты под пятками противоречат самому духу христианской веры.

Однако фактом остаётся и то, что со временем многие святые прославились определёнными чудотворениями. Поэтому к ним стали обращаться со вполне узконаправленными проблемами. В нижеследующем списке постараемся представить основные заботы и тяготы рода человеческого, которые помогают преодолевать те или иные святые.

Механизм формирования «зон ответственности»

Благодаря чему тот или иной святой стал «ответственным» за излечение от определённого недуга – это интересная тема, позволяющий понять механизм формирования «областей заступничества», назовём их так. Причём связь между святым и «застолбленным» за ним исцелением зачастую бывает весьма специфической. Вот пример.

Святой Иоанн Креститель, Предтеча Христа, осудил царя Ирода Антипу в прелюбодеянии: тот взял в жёны Иродиаду, супругу собственного брата. Саломея, родная дочь Иродиады и падчерица Ирода, попросила в качестве подарка голову Иоанна Крестителя. Приказ царя был исполнен: голову святого во дворец принесли на блюде. С тех пор Иоанну Предтече молятся об избавлении от мигреней. Согласитесь, логика жутковатая.

я царям православным ставлю в храме свечу

Или вот другой пример. Великомученица Екатерина Александрийская по приказу языческого императора Максимина, жену которого святая привела в христианство, была казнена в 305 году через обезглавливание. Поэтому святой Екатерине также молятся страдающие от головных болей.

По такому же принципу:

— волхвы, упавшие в ноги младенцу Христу, стали покровителями эпилептиков, то есть больных падучей;

— святой апостол Андрей Первозванный – исцелителем подагры, профессионального заболевания рыбаков

Ниже представлены заступники, «ответственные» за определённые заболевания и недуги.

Бесплодие – святая Анна

я царям православным ставлю в храме свечуМать девы Марии, святая Анна, жила в супружестве со святым Иоакимом 50 лет, но зачать детей они не смогли. Святому Иоакиму явился ангел, возвестивший, что его жена зачнёт и родит дочь. Так и случилось.

С того времени святой Анне молятся при бесплодии и перед процедурами ЭКО.

Слепота – Иероним Стридонский и Фёкла Иконийская

я царям православным ставлю в храме свечуБлаженный Иероним Стридонский известен как учёный аскет. Он выполнил латинский перевод Библии. Во время работы он испортил себе зрение, поэтому блаженному молятся перед операцией на глаза.

Другая святая, которой также молятся и ставят свечи при болезни глаз, – раннехристианская святая Фёкла Иконийская. При жизни она не совершала чудес, однако после смерти святой произошло исцеление. По преданию, перед святой Фёклой расступилась скала, когда её преследовали язычники. Впоследствии из этой скалы забил источник, к которому приплыл с Кипра ослепший человек. Он отёр глаза водой из источника и прозрел. А масло из лампады святой Фёклы считалось отличным средством от болезней глаз.

Глухонемота – святые Феодосия, Косма и Дамиан

Первая мученица эпохи иконоборчества, святая Феодосия при жизни так же не имела дара чудотворения. Однако спустя много веков после её смерти, в 1306 году, на её могиле обрёл слух и речь глухонемой кузнец. Причём это произошло столь незаметно, что тот продолжал браниться, используя самые скверные слова, но не подозревал об этом.

я царям православным ставлю в храме свечуА другая женщина, также поражённая глухонемотой, была, напротив, набожной верующей. Она молилась святым бессеребренникам Косме и Дамиану и сама не заметила, как во время литургии вместе с хором спела вслух «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!».

Косма и Дамиан неслучайно упоминаются вдвоём. Однажды они исцелили сразу двоих – мужчину и женщину. Первый страдал от паралича, вторая – от немоты, и оба остановились в качестве паломников у могилы святых. Во сне заступники явились мужчине и приказали возлечь с женщиной. Тот был немало озадачен, поскольку не был с ней знаком, однако повиновался приказу святых. Когда спящая увидела приближавшегося, то от страха закричала и обрела голос. А мужчина, соответственно, избавился от паралича.

Мужские проблемы – святой Артемий

я царям православным ставлю в храме свечуОдному из мужчин святой Артемий явился во сне с твёрдым наказом идти к местному кузнецу, который вылечит его от проблем, выражаясь медицинским языком, мочеполовой системы. Однако кузнец чрезвычайно удивился, когда услышал о возможности исцелять от таких болезней, и отказал. Но святой Артемий явился страдальцу во сне во второй и в третий раз, после чего кузнец разозлился, приказал гостя выложить на наковальню средоточие мужского наследства и хорошенько ударил по ним молотом. В результате от этого удара у больного прошла грыжа, которая и явилась причиной его проблем.

Отравления – святой Феодор Студит

я царям православным ставлю в храме свечуФеодор Студит (759 — 826 гг.) — один из крупнейших богословов эпохи иконоборчества, аскет, церковный писатель и деятель. Своё прозвание святой Феодор получил по Студийскому монастырю Константинополя, который он возглавил в 798 году.

От елея из лампады перед иконой святого исцелился один человек, который вкусил отравленной пищи. Поэтому перед Феодором Студитом молятся при отравлениях.

Николай Чудотворец – покровитель путешествующих и детей

я царям православным ставлю в храме свечуСвятитель Николай Чудотворец (270 – 345 гг.) – один из самых почитаемых святых в Православной Церкви. Архиепископ Мир Ликийских, он известен как покровитель детей, путешествующих, заключённых и сирот. К Николаю Угоднику обращаются моряки, особенно при кораблекрушении и угрозе потопления. Согласно житию святителя, будучи ещё молодым человеком, Николай воскресил моряка во время морского путешествия из Миры в Александрию.

В западной традиции святитель известен как Санта Клаус, то есть дословно «святой Николай». Именно с его чудом связано появление традиции рождественских подарков для детей. Однажды святитель узнал, что у отца одного семейства нет приданого для трёх его дочерей и что, по этой причине, он хочет выдать их замуж ради обогащения. Тогда святой Николай незаметно подбросил им в дом мешок с золотом и вернулся домой. Католическое предание сообщает, что мешок, подброшенный святым, застрял в сушившемся перед очагом белье, поэтому в католических странах подарки на Рождество принято класть не под ёлку, а в специальные мешки в виде носков.

Целитель Пантелеймон

Неразрешимые проблемы — святой Трифон

я царям православным ставлю в храме свечуВ жизни бывают такие моменты, когда перед человеком встают поистине неразрешимые проблемы. В этих случаях в Православной Церкви принято обращаться с молитвой к Богу через святого заступника Трифона. Он жил во Фригии в III веке и прославился любовью к обездоленным и даром исцеления. Будучи 17-летним юношей, он прославился изгнанием беса из дочери императора Гордиана. Святой был жестоко умучен по приказу префекта Аквилина в 250 году.

Святой Трифон особенно почитаем на Руси и на русских иконах всегда изображается с соколом на руке. И связано это с историей, которая произошла через тринадцать веков после мученической кончины Трифона. Его тёзка, сокольничий Трифон, однажды упустил сокола, за что впал в немилость царя Иоанна Грозного. Три дня он безуспешно искал сокола, но не мог его найти. Тогда он стал усердно молиться своему небесному заступнику, чтобы избежать царского гнева. Во сне святой Трифон явился сокольничему, и тот, проснувшись, увидел у себя на руке сокола. В память о чудесном избавлении от неминуемой смерти сокольничий дал слово построить церковь на месте свершившегося чуда церковь. Этот храм стоит и теперь — недалеко от станции метро Рижской на улице Трифоновской. С тех пор с неразрешимыми затруднениями принято с молитвой обращаться к святому Трифону. Хотя логика подсказывает, что главным заступником для человека в аналогичном случае должен выступать небесный заступник, во имя которого крещён верующий.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий

я царям православным ставлю в храме свечуЛичность святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, поистине уникальная в Русской Церкви. В миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, в будущем прославленный в лике новомучеников и исповедников российских, был выдающимся врачом. В 1904 году он окончил медицинский факультет Киевского университета, после чего не одно десятилетие работал хирургом и успел спасти без преувеличения тысячи жизней. По его научной работе «Очерки гнойной хирургии» до сих пор преподают в медицинских вузах и проводят операции.

Но Валентина Феликсовича неуклонно тянуло к иному поприщу: он принял сан священника и монашеский постриг с именем Лука. Уже в сане архиепископа ему было доверено возглавлять сначала Тамбовскую, а затем Крымскую епархии. Репрессии за религиозные убеждения и 11 лет лагерей не сломили в нём дух христианского подвижника. И все годы вплоть до своей кончины он служил на поприще врачевания. В 2000 году за подвижничество и исцеление недужных он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Перед его иконой принято ставить свечи за исцеление от болезней.

Статьи на церковную тематику

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *