ядро философского учения платона

Учение Платона и его влияние на последующую философию.

Древнегреческий философ Платон (428–348 до н.э.), настоящее имя Аристокл, был выдающимся из учеников другого крупнейшего эллинского мудреца – Сократа.

2. Концепция познания. Согласно учению Платона структура бытия иерархична и состоит из различных «слоев», или «областей» неодинаковой ценности и неодинаковой реальности. Различию этих областей бытия соответствует и различие родов познания. Высший род бытия – идеи – познаются посредством интуиции ума. Второй, низший сравнительно с идеями, род бытия – предметы математического познания. Он постигается размышлением. Третья степень реальности – чувственные вещи, которые могут быть только предметом мнения. Четвертый, последний род бытия – это отображения или образы чувственных вещей и постигаются посредством воображения. По утверждению Платона, ни мнение, ни воображение не дают истинного, достоверного познания. Размышление, направленное на математические предметы, занимает середину между истинным познанием и мнением. Но наука, которая идя правильным путем, возводит к чистому познанию самих идей (эйдосов) это – диалектика.

4. Политическое учение Платона – одна из первых в истории общественных утопий, нашедшая отражение в диалоге «Государство».

Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить в полной мере удовлетворение своих главных потребностей. Далее Платон строит теорию «идеального государства», которое в той или иной степени является логическим следствием системы его философских воззрений.

Основной принцип идеального государства – справедливость: каждый член общества должен выполнять только то дело, к которому он призван.

Платон тот мыслитель, который связал опыт созерцания и опыт мышления с опытом действия в практической жизни. Образ мышления определяет то, как ты живешь и как ты действуешь. Отсюда взаимосвязь его теорий: бытия, познания, политики, этики.

Также философия Платона затрагивает такие темы как космогония (учение о происхождении и устройстве вселенной); религия; бессмертие души; эстетика – в учение об искусствах и прекрасном; физика.

Влияние идей афинского философа из древней Аттики оказалось огромным и простирается на тысячелетия до сего дня.

Платон становится краеугольным камнем всего гу­манитарного знания. Любая философия в принципе строится в при­вязке к Платону, что очевидно уже с Аристотеля как первого критика Платона, так и первого его продолжателя.

Ученики Платона образовали первую Академию, секту или школу, называвшуюся по имени заведения, основанного их учителем близ Афин, которая имела своих приемников. А в последующем тексты Платона, наряду с аристотелевскими, с середины XVI в. становятся основой европейского университетского образования.

Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. На идеях Платона основывается не только теологическая христианская догматика, но и философские концепции нехристианских философов ближнего востока и европейских представителей идеализма. Платон является отцом всей спиритуалистской философии и всего объективного идеализма, а его гносеология, метафизика и политико-этическая теория оказали огромное влияние, положительное или отрицательное, на мыслителей, живших после него.

К философии Платона, к платонизму, обращались и те, кто считается представителем и воплощением философии Нового времени. В теоретико-методологических построениях Р.Декарта, И.Ньютона, Ф.Бэкона использовались платоновские представления о гармонии, пропорции и мере.

Британский математик и представитель аналитической философии профессор А.Н.Уайтхед говорит, что вся философия является не чем иным, как заметками на полях Платона.

Русская философия, которая в России начиналась как философия религиозная, при своем первом старте отталкивалась именно от платонизма, что в разных изданиях и интерпретациях можно проследить у В.Соловьева, С.Булгакова, П.Флоренского, Н.Лосского, А.Лосева и почти всех русских философов первого поколения.

Философская повестка дня Платона актуальна и не исчерпана до сих пор. Одни гении восставали, чтобы низвергнуть платонизм, другие поднимались чтобы его опять восстановить.

Так или иначе, не уделив Платону должного внимания, мы никогда не станем полноценными участниками научной вселенной. Так как человек, соприкасающийся с Платоном, обращается ни к одному философу, автору или какой-либо школе, а прикасается к философии как таковой.

Источник

ПЛАТОН (427 – 347 Г.Г. ДО Н.Э.)

Жизнь Платона

Платон родился в Афинах, его настоящее имя – Аристокл. Платон («широкоплечий») – прозвище, которому он обязан своим мощным торсом. Философ происходил из знатного рода, получил хорошее образование, в возрасте около 20 лет стал учеником Сократа. Сначала Платон готовил себя к политической деятельности, после смерти своего учителя, он покинул Афины и много путешествовал, главным образом, по Италии. Разочаровавшись в политике и чуть не попав в рабство, Платон возвращается в Афины, где и создает свою знаменитую школу – Академию (она располагается в роще, посаженной в честь греческого героя Академа), которая просуществовала более 900 лет. Обучали здесь не только философии и политике, но и геометрии, астрономии, географии, ботанике, каждый день проводились гимнастические занятия. Обучение основывалось на лекциях, дискуссиях и совместных беседах. Почти все произведения, дошедшие до нас, написаны в форме диалога, главным персонажем которого является Сократ, выражающий взгляды самого Платона.

Основные философские труды Платона

«Апология Сократа», «Менон», «Пир», «Федр», «Парменид», «Государство», «Законы».

Философия Платона

Основным вопросом досократовской философии была разработка натурфилософии, проблема поиска первоначала, попытка объяснить происхождение и существование мира. Предшествующие философы понимали природу и космос как мир вещей видимых и чувственно воспринимаемых, но так и не смогли объяснить мир с помощью причин, в основе которых лежат только «стихии» или их свойства (вода, воздух, огонь, земля, горячее, холодное, разряжение и т.п.).

Заслуга Платона заключается в том, что он вносит новый исключительно рациональный взгляд на объяснение и познание мира, приходит к открытию другой реальности – сверхчувственного, надфизического, умопостигаемого пространства. Это приводит к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафизического, улавливаемого исключительно интеллектом; тем самым Платон впервые подчеркивает самоценность идеального.

С этих пор происходит размежевание философов на материалистов, для которых истинным бытием является материальный, чувственно воспринимаемый мир (линия Демокрита), и идеалистов, для которых истинное бытие – нематериальный, сверхчувственный, надфизический, умопостигаемый мир (линия Платона).

Философия Платона носит характер объективного идеализма, когда за первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, надиндивидуальное сознание.

Теория идей

Мир идей Платона

Истинные причины вещей Платон видит не в физической реальности, а в умопостигаемом мире и называет их «идеями», или «эйдосами». Вещи материального мира могут меняться, рождаются и умирают, а вот их причины должны быть вечными и неизменными, должны выражать сущность вещей. Главный тезис Платона заключается в том, что «…вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть».

Идеи представляют собой всеобщее, в отличие от единичных вещей – и только всеобщее, по мнению Платона, достойно познания. Этот принцип распространяется на все предметы исследования, но в своих диалогах Платон большое внимание уделяет рассмотрению сущности прекрасного. В диалоге «Гиппий Больший» описан спор о прекрасном между Сократом, представляющим точку зрения Платона, и софистом Гиппием, который изображен простоватым, даже глуповатым человеком. На вопрос: «Что такое прекрасное?», Гиппий приводит первый пришедший на ум частный случай и отвечает, что это прекрасная девушка. Сократ говорит, что тогда надо признать прекрасным и прекрасного коня, и прекрасную лиру и даже прекрасный горшок, но все эти вещи прекрасны лишь в относительном смысле. «Или ты не в состоянии вспомнить, что я спрашивал о прекрасном самом по себе, которое все, к чему бы оно ни присоединилось, делает прекрасным, – и камень, и дерево, и человека, и бога, и любое деяние, любое знание». Речь идет о таком прекрасном, которое «никогда, никому и нигде не могло бы показаться безобразным», о том, «что есть прекрасное для всех и всегда». Понятое в этом смысле прекрасное и есть идея, или вид, или эйдос.

Можно сказать, что идея – сверхчувственная причина, образец, цель и прообраз всех вещей, источник их реальности в этом мире. Платон пишет: «…идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть их подобия, самая же причастность вещей идеям заключается не в чем ином, как только в уподоблении им».

Таким образом, можно выделить основные признаки идей:

Структура идеального мира.

Платон понимает мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи отличаются друг от друга степенью общности. Идеи нижнего яруса – в него входят идеи естественных, природных вещей, идеи физических явлений, идеи математических формул – подчинены более высоким идеям. Высшими и более ценными идеями являются те, которые призваны объяснить человеческое бытие – идеи прекрасного, истины, справедливости. На вершине иерархии находится идея Блага, которая является условием всех остальных идей и необусловлена никакой другой; это цель, к которой стремятся все вещи и все живые существа. Таким образом, идея Блага (в других источниках Платон её называет «Единым») свидетельствует о единстве мира и его целесообразности.

Мир идей и мир вещей

Мир идей, по Платону, – мир истинносущего бытия. Ему противопоставляется мир небытия – это материя, беспредельное начало и условие пространственного обособления множественности вещей. Оба эти начала одинаково необходимы для существования мира вещей, но первенство отдается миру идей: не будь идей, не было бы и материи. Мир же вещей, чувственный мир, есть порождение мира идей и мира материи, то есть бытия и небытия. Таким разделением Платон подчеркивает, что сфера идеального, духовного имеет самостоятельную ценность.

Каждая вещь, будучи причастна к миру идей, есть подобие идеи с её вечностью и неизменностью, а материи вещь «обязана» своей делимостью и обособленностью. Таким образом, мир чувственных вещей соединяет в себе две противопо-ложности и находится в области становления и развития.

Идея как понятие. Помимо онтологического смысла, идея Платона рассматривается и в плане познания: идея есть и бытие, и мысль о нем, а значит соответствующее бытию понятие о нем. В этом гносеологическом смысле идея Платона есть общее, или родовое, понятие о сущности мыслимого предмета. Таким образом, он затрагивает важную философскую проблему формирования общих понятий, которые выражают сущность вещей.

Диалектика Платона.

В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем. Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный философский метод.

В деятельности активной мысли, лишенной чувственного восприятия, Платон выделяет «восходящий» и «нисходящий» пути. «Восхождение» заключается в том, чтобы двигаться вверх от идеи к идее, вплоть до самой высшей, отыскивая единое во многом. В диалоге «Федр» он рассматривает это как обобщающую «…способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно…». Коснувшись этого единого начала, ум начинает двигаться «нисходящим» путем. Он представляет собой способность все разделять на виды, идя от более общих к частным идеям. Платон пишет: «…это, наоборот, способность разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них, как это бывает у дурных поваров…». Эти процессы Платон и называет «диалектикой», а философ, по определению, есть «диалектик».

Платоновская диалектика охватывает различные сферы: бытия и небытия, тождественного и иного, покоя и движения, единого и многого. В своем диалоге «Парменид» Платон вы-ступает против дуализма идеи и вещи и доказывает, что если идеи вещей отделены от самих вещей, то вещь, не содержащая в себе никакой идеи самой себя, не может содержать никаких признаков и свойств, то есть перестанет быть самой собой. Кроме того, он рассматривает принцип идеи как какое бы то ни было одно, а не только как сверхчувственное единое, а принцип материи как какое бы то ни было иное в сравнении с одним, а не только как материальный чувственный мир. Таким образом, диалектика одного и иного оформляется у Платона в предельно обобщенную диалектику идеи и материи.

Теория познания Платона

Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным знанием и незнанием. По его мнению, философия как любовь к мудрости невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги), ни для того, кто ничего не знает. Согласно Платону, философ – тот, кто стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному.

При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из того, что виды знания должны соответствовать видам, или сферам, бытия. В диалоге «Государство» он разделяет знание на чувственное и интеллектуальное, каждое из которых, в свою очередь, делится на два вида. Чувственное знание состоит из «веры» и «подобия». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих, а «подобие» – это некоторое представление вещей, мыслительное построение, основывающееся на «вере». Знание такого рода не является истинным, и Платон называет его мнением, которое не есть ни знание, ни незнание и находится между ними обоими.

Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину, и делится на мышление и рассудок. Под мышлением Платон понимает деятельность ума, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. В сфере рассудка познающий тоже пользуется умом, но для того, чтобы понимать чувственные вещи как образы. Интеллектуальный вид знания – это познавательная деятельность людей, которые рассудком созерцают сущее. Таким образом, чувственные вещи постигаются посредством мнения, и по отношению к ним знание невозможно. Посредством знания постигаются лишь идеи, и только в отношении них возможно знание.

В диалоге «Менон» Платон развивает учение о припоминании, отвечая на вопрос о том, каким образом мы знаем то, что знаем, или как познавать то, чего не знаем, ибо мы должны иметь предварительное знание о том, что собираемся познавать. Диалог между Сократом и необразованным рабом приводит к тому, что Сократ, задавая ему наводящие вопросы, открывает в рабе способность отвлечься от мира явлений и возвысится до абстрактных математических «идей». Это означает, что душа познает всегда, так как она бессмертна, а, соприкоснувшись с чувственным миром, начинает припоминать уже известные ей сущности вещей.

Учение Платона об идеальном государстве

Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца как любой идеал.

Платон считает, что государство возникает тогда, когда человек не может удовлетворить самостоятельно свои потребности, и нуждается в помощи других. Философ пишет: «Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом». Человеку, прежде всего, необходимы пища, одежда, жилье и услуги тех, кто это производит и поставляет; затем люди нуж-даются в защите и охране и, наконец, в тех, кто умеет практически управлять.

В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного устройства. Являясь основным принципом построения государства, разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:

Но для Платона важным является не только разделение, основанное на профессиональных особенностях, но и нравственные качества, присущие соответствующим разрядам граждан государства. В этой связи он выделяет добродетели, или доблести совершенного государства:

1. Первый класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, поэтому они должны поддерживать дисциплину желаний и наслаждений, обладать добродетелью умеренности.

2. У людей второго сословия преобладает волевая часть души, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воинов-стражей – мужество.

3. Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцать Благо, и наделен высшей добродетелью – мудростью. Платон выделяет также четвертую доблесть – справедливость – это гармония, которая воцаряется между тремя другими добродетелями, и реализует её каждый гражданин любого сословия, понимая свое место в обществе и исполняя свое дело наилучшим образом.

Итак, совершенное государство – это когда три разряда граждан составляют гармоничное целое, а управляют государством немногие люди, наделенные мудростью, то есть философы. «Пока в государствах, – говорит Платон, – не будут либо царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино, государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол…».

Источник

Философия Платона

Главным героем всех произведений является Сократ, за исключением последнего.

Онтология. Главной характеристикой философии Платона является идеалистическое решение основного вопроса философии. Если с трудов софистов и Сократа начинается, классический период античной философии, то в трудах Платона и его ученика Аристотеля философская мысль Древней Греции достигает расцвета. Как мы помним по философии Древнего Востока, идеалистическое разрешение основного вопроса философии говорит о зрелости философской мысли. Однако в отношении теории развития идеалистическая концепция Платона носит метафизический характер. Платон относится к явлениям природы, как к отдельным, изолированным друг от друга и неизменным явлениям. Это метафизический аспект его философский концепции оказался недостаточно перспективным.

Платон говорил, что существует 3 степени атеизма:

Основы идеалистической философии Платона:

Миф о пещере Платон приводит для психологического доказательства своей концепции.

Функции мировой души:

Следовательно, каждый род сущего выполняет определенную роль в мироздании. Так Бог был создателем и материи, идей, и мировой души. Идеи являются прообразами вещей, мировая душа выполняет роль активного начала, которая приводит в движение хору и эйдосы, хора есть источник многообразия материального мира, наконец, чувственно воспринимаемы вещи и составляют окружающий мир.

Платон в лучших традициях древнегреческой философии придерживался идеи объективно существующего чувственно-материального космоса. Космос был для Платона одухотворенным живым бытием, который обладал душой и умом. Космос имеет свои пределы и является замкнутым. Вокруг него пустота.

Мировая душа осуществляет как внешнее движение (движение звезд, находящейся за пределами солнечной системы), так и внутреннее движение (движение Земли, Луны, планет и Солнца).

Источник

Контрольная работа: Философия Платона: учения

ядро философского учения платона

Тема: Философия Платона: учения

Тип: Контрольная работа | Размер: 11.53K | Скачано: 138 | Добавлен 01.10.12 в 21:23 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Год и город: Уфа 2011

Содержание:
Введение 2
1. Онтологические и гносеологические взгляды Платона 3
2. Основные положения учения Платона о государстве и человеке 5
3. Сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной
стороны, и Сократа и Платона, с другой 7
Заключение 9
Список использованной литературы 10

Введение.

В творчестве Платона ярко проявились основные черты классического периода античной философии: формирование широких философских систем, охватывающих все основные сферы философского знания; разработка ключевых философских категорий, таких, как идеальное, материальное, познание, чувственное, рациональное и др.; выделение истории философии как самостоятельной области знания. [3, с. 39]

1. Онтологические и гносеологические взгляды Платона

Платон – первый античный философ, создавший целостную философскую систему, составными частями которой выступают: онтология, гносеология, учение о душе, учение о политике. [4, с. 30]

Онтология – раздел философии, изучающий бытие. [5]

Ядром философского учения Платона является его теория о мире идей. Идея – это метафизическая сущность, которая оформляет класс вещей, но может находиться вне их. Это метафизическая сущность, ибо она не обнаруживается в самих вещах как таковых. [2, с. 238]

Идеи для Платона не есть просто продукт человеческого мышления. Они – истинный, реальный род бытия. Идеи представляют собой источник, причину бытия вещей.

Идеи находятся в особом «умном месте», расположенном где-то в космосе, в мире идей.

Идеи обладают целым рядом особых свойств. Они бестелесны, вечны, неизменны, недоступны человеческим чувствам и постигаются только разумом.

Идеи иерархичны, как бы соподчинены друг другу, имеют структуру, подобную пирамиде. Вершину этой пирамиды образуют идеи высшего ранга, такие, как идеи блага, истины, прекрасного, справедливости. Ниже располагаются идеи, выражающие общие физические, природные процессы и явления, идеи огня, движения, покоя, цвета, звука. Третий ряд образуют идеи основных групп, разрядов, классов, предметов и живых существ, например, растения, животные, человек и т.д.

Этому высшему миру идей противостоит непосредственно окружающий нас материальный мир, мир вещей, который доступен нашим чувствам, познается с их помощью. Однако этот мир вторичен, он является всего лишь «тенью» от мира идей. В то время как идеи являются вечными и неизменными, вещи материального мира непостоянны и конечны, смертны. Например, по Платону, вещественные столы, кровати и т.д. представляют собой «тень» вечных идей стола и кровати, которые так или иначе проявляются во многих столах и кроватях.

Учение о мире идей представляет собой главный вклад Платона в становление философской мысли. Однако оценка этого вклада была и остается противоречивой. [3, с. 40]

Гносеология – раздел философии, изучающий теорию познания. [5]

Гносеология. По Платону познание – это воспоминание. До того как человек рождается его душа пребывает в мире идей. Все знания в душе есть. Попав в тело человека душа все забывает. Требуется усилие, чтобы вспомнить забытое. Если же мы, с помощью чувств познаем мир теней, то мы получаем иллюзии, т.е. не знание, а мнение. [4, с. 30]

2. Основные положения учения Платона о государстве и человека

Наиболее зримо слабые стороны философии Платона проявились в другой части созданной им системы – в учении об идеальном государстве.

Это платоновское учение основывается на нескольких основополагающих принципах:

— государство имеет не материальное, не земное, а идеальное, небесное происхождение, генетически оно связано с миром идей;

— государство исходит из принципа неравенства граждан, которое определяется характером их духовных качеств, полученных при рождении из мира идей;

— государство всецело подчиняет себе отдельных граждан путем запрета на частную собственность и установления государственной собственности в качестве господствующей;

— в государстве господствует единая, обязательная для всех идеология, отступление от которой жестоко преследуется.

Согласно представлениям Платона, в мире существует множество различных государств. Каждое из них в большей или меньшей степени приближается к изначально существующей все в том же «умном месте» идее образцового государства. Наиболее далеки от этого образца государства демократического и тиранического типа, ближе всех к нему стоит идеальное государство. [3, с. 41]

Свои идеи о государстве и политике Платон попытался воплотить в жизнь, став советником сиракузского тирана Диона. Однако попытка не удалась – тиран не сделался разумней и совестливей. Платон изложил свои взгляды в книге «Законы». [1, с. 101]

Проект идеального государства, данный Платоном, стал первой социальной утопией в истории философской мысли.

В качестве идеального образца Платон представил, по сути, государство, которое мы сегодня назвали бы недемократическим, тоталитарным. [3, с. 42]

Политические взгляды Платона тесно связаны с его учением о душе.

Учение о душе. Душа состоит из трех частей. Первая – разумная часть – основа добродетели и мудрости. Вторая – страстная часть – основа воли, активности и энергичности. Третья – вожделеющая часть, стремящаяся к материальным, чувственным наслаждениям. У каждого конкретного человека одна из трех частей души является главенствующей.

Учение о политике. Платон считал, что общество должно состоять из трех сословий.

Первое сословие – люди, у которых преобладает разумная часть души, они философы, аристократы, т.е. благородные люди. Их функция – управление государством.

Второе сословие – люди, в чьих душах преобладает страстная часть, они должны нести воинскую службу.

Третье сословие – люди, в чьих душах преобладает вожделенная часть, они должны заниматься земледелием, ремеслом и торговлей. [4, с. 30]

Еще одна черта государственного порядка – строгая дисциплина. Каждый должен делать свое дело.

Таким образом, социально-политическое учение Платона является конкретизацией его общефилософской концепции о мире идей. [3, с. 42]

3. Сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной стороны, и Сократа и Платона, с другой

С Гераклитом связано развитие диалектических идей античной философии. Широко известны его высказывания: «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Согласно Гераклиту, все явления переходят из одного состояния в другое, и этот переход совершается через борьбу противоположностей. Эту борьбу Гераклит называл Логосом, т.е. всеобщем законом мироздания. Первоосновой всего сущего он считал огонь. Огонь – образ вечного движения. По Гераклиту мир не создан никем, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно зажигающимся и закономерно угасающим. Огонь и Логос тождественны.

Гераклита можно считать стихийным диалектиком. Его учение не было выражено строгих понятиях. [5, с. 27]

Сократ не признавал проблем, характерных для философов той эпохи: о природе, ее первоначале, о мироздании. По его мнению, философия должна заниматься рассмотрением не природы, а человека, его нравственных качеств и сущности этики как определенной области знания. Вопросы этики – вот главное, чем должна заниматься философия, и это главная тема бесед Сократа.

Для обоснования своих этических взглядов Сократ использовал разработанный им метод, который вошел в историю философии под названием сократического и который по сути своей был методом диалектического спора. Для Сократа диалектика – это метод, посредством которого представляются, развиваются и обосновываются этические понятия, а философия – процесс изучения конкретного нравственного явления, в ходе которого вырабатываю представление о том, что такое это явление с точки зрения его сущности.

Все диалектические рассуждения строятся по принципу деления общего, родового понятия на составляющие его виды. Следовательно, согласно Сократу, диалектика заключается в том, чтобы изучать явление с самых разных сторон и дать его наиболее точное, глубокое, разностороннее определение. В ходе такого изучения, по мнению Сократа, и рождается истина. Этот метод философствования называется также майевтикой (искусство оказания помощи в рождении истины).

Беседы строились по принципу постановки вопроса: « что такое то-то или то-то?» (добро, справедливость или другое этическое понятие). Ответы на этот вопрос отвергались один за другим. В своих диалектических спорах и рассуждениях Сократ впервые использовал индуктивный метод доказательства. Индукция – философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, частного, особенного к всеобщему, закономерному. [1, с. 99]

Таким образом, по Гераклиту, все развивается по Логосу, стихийно и подчинено судьбе. Для Сократа и Платона – истина рождается в споре. Гераклит считал, что всем явлениям присущи внутренние противоречия, а также противоречия между ними. Для Сократа и Платона противоречиво мышление.

Заключение.

Ядром философского учения Платона является его теория о мире идей. Идеи для Платона не есть просто продукт человеческого мышления. Они – истинный, реальный род бытия. Идеи представляют собой источник, причину бытия вещей. Учение о мире идей представляет собой главный вклад Платона в становление философской мысли. Однако оценка этого вклада была и остается противоречивой. [3, с. 40]

Согласно представлениям Платона, в мире существует множество различных государств. Каждое из них в большей или меньшей степени приближается к изначально существующей все в том же «умном месте» идее образцового государства. Наиболее далеки от этого образца государства демократического и тиранического типа, ближе всех к нему стоит идеальное государство. Проект идеального государства, данный Платоном, стал первой социальной утопией в истории философской мысли.

В качестве идеального образца Платон представил, по сути, государство, которое мы сегодня назвали бы недемократическим, тоталитарным. Политические взгляды Платона тесно связаны с его учением о душе. Социально-политическое учение Платона является конкретизацией его общефилософской концепции о мире идей. [3, с. 41]

Список использованной литературы:

1. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 438 с.

2. Канке В.А. Философия для экономистов: учебник – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 411 с.

3. Островский Э.В. Философия: Учебник – М.: Вузовский учебник, 2009. – 313 с.

4. Якупов С.Ф. Философия. Исторический курс. Учебное пособие / Уфа: РИО РУНМЦ МОРБ, 2010. – 120 с.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *