японские практики хитодзукури и монодзукури
Занятия монодзукури
Каждый день Сумогэ проводит получасовые уроки монодзукури. По-японски это слово означает «изготавливать вещи», но при этом подразумевается искусная работа и гордость своим мастерством. Цель этих занятий – научить людей выявлять проблемы и возможности, выйдя за пределы своей зоны комфорта.
Видеть проблемы и возможности
Первоочередное внимание в Densho уделяют решению проблем в гемба. Если в предыдущую смену имели место дефекты, проводится расследование с помощью 4M – человек (man), материал (material), оборудование (machine), метод (method). Чтобы выяснить глубинные причины проблемы, применяют метод пяти «почему». Когда причина найдена, компания принимает меры (рис. 10).
После занятия люди собираются вместе небольшими группами, чтобы проверить график работ и принять меры, используя полученные знания. Этот процесс помогает компании устранять дефекты гораздо быстрее, чем конкуренция (рис. 11). Операционный директор Такакура говорит: «В конечном итоге мы просто устраняем одну причину за другой, а кайдзен – это всегда эксперимент».
Выйти из зоны комфорта
Для изменения корпоративной культуры и быстрого внедрения инноваций важно заставить людей думать и действовать, выйдя из зоны комфорта. Гото, управляющий производством, вспоминает, как Сумогэ учил сотрудников компании не бояться сложного оборудования:
На уроках монодзукури людей учили не только самостоятельно обслуживать сложное оборудование. Такой подход распространялся и на вспомогательные функции. За два года компания постепенно перестала привлекать сторонних подрядчиков для строительных работ и перепланировки цехов и стала выполнять такие работы своими силами. Недавно Densho приобрела новое суперсовременное оборудование, и работники компании выполнили его монтаж своими силами, почти без помощи сторонних специалистов. Это позволило снизить затраты на монтаж на 96 %.
Ежедневные уроки монодзукури дополняют еще два вида деятельности:
1. Командный кайдзен. Командный кайдзен проводится каждые три месяца. Сотрудники объединяются в группы и работают над проблемами, которые их беспокоят. Обычно они ищут способы упростить работу, сделать ее более безопасной или повысить качество. Состояния «до» и «после» отражаются в отчете, а итоги подводятся на официальной церемонии, где победители получают призы. Командный кайдзен не только приносит пользу компании – он помогает отделу продаж демонстрировать достижения Densho потребителям. Каждые три месяца персонал отдела может наглядно показать, что компания постоянно улучшает свою продукцию, делая ее более надежной и эффективной.
2. 5S и визуальный менеджмент. Планировка помещений и оборудования Densho постоянно меняется, поскольку компания выполняет все более крупные заказы и осваивает новые процессы. Метод 5S помогает обеспечивать чистоту и порядок при изменении рабочей среды. Последовательность работ такова:
1. Очистить территорию и выбросить мусор. Это легко сделать лишь на словах, поскольку существует множество правил и ограничений, касающихся уничтожения химических и иных отходов, которые образуются в процессе производства в Densho;
2. Поместить каждый предмет на свое место, снабдив маркировкой;
3. Поддерживать чистоту.
Хиносуги, который руководит этой работой, говорит:
Дух 5S в Densho хорошо передает китайская пословица: «Даже если ты небогат, но содержишь свой дом в чистоте, он будет выглядеть достойно». Densho – небогатая компания, она гораздо меньше своих заказчиков, и все же принципы 5S помогают нам производить благоприятное впечатление.
Достижение корпоративных целей
Основные цели Densho Engineering – постоянно внедрять технические новшества и поддерживать открытые доверительные отношения с потребителями. Успешное решение этих задач помогает компании оперативно реагировать на требования рынка.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Другие занятия
Другие занятия Теперь, когда у вас есть функциональный офис или рабочий уголок, пришло время рассмотреть другие занятия, о которых мы упоминали в начале главы. В этой новой конфигурации еще есть место для чего-то? Возможно, что-то лучше перенести в другую
Финансовое планирование и продуманное инвестирование – занятия не только для пожилых…
Финансовое планирование и продуманное инвестирование – занятия не только для пожилых… В чем смысл всего этого обсуждения, в ходе которого, если вдуматься, мы вряд ли откроем что-то новое для себя?Вы можете трудиться не покладая рук всю свою жизнь, чтобы заработать
8.3.7. Порядок разработки нового занятия
Открытие занятия
Открытие занятия Планируя первое действие в тренинге, важно сознавать, чего вы хотите достичь. Даже если тренеры были знакомы с участниками тренинга еще до его начала, надо быть готовым к проявлениям различных эмоций группой. Поэтому в процессе разработки программы
Пример занятия коучингом
Пример занятия коучингом В этих четырех главах, где разбираются основные стадии коучинга, я буду иллюстрировать главную мысль при помощи вымышленных занятий по коучингу некоего Джо Баттера. Джо – менеджер по работе с ключевыми клиентами лондонского рекламного
7. Проводите показательные занятия и ролевые игры
7. Проводите показательные занятия и ролевые игры Протестируйте и реализуйте все документированные шаги вместе с вашим персоналом. Учтите, что занятия, которые проводятся по принципу «расскажи и покажи», и ролевые игры зарекомендовали себя как наиболее эффективные
Практические занятия
Практические занятия Обычно мы ограничиваемся перечислением вещей, нам не известных, и дел, которые нам не под силу. Я рекомендую поступать противоположным образом: выработать привычку составлять список того, что вы знаете и что способны сделать. Не позволяйте себе
Практические занятия
Практические занятия Предвосхищать – значит предвидеть будущие события заранее, прежде чем они случились. Примите решение, скажите себе, что отныне будете стараться предвосхищать грядущие события. Сделав это, вы со временем научитесь видеть скрытые возможности и
Практические занятия
Практические занятия Как вы помните, менять – значит делать то же самое иным способом, а трансформировать – делать что-то совсем другое. Менять в наше время недостаточно: чем бы мы ни занимались, нужно научиться трансформировать. И ожидать трансформаций.1) Вспомните
Практические занятия
Практические занятия Ключевым способом решения самых серьезных проблем является понимание того, что на самом деле это не самые серьезные проблемы. Через основное препятствие следует переступить, вместо того чтобы пытаться сдвинуть его с дороги.1) Вспомните задание,
Практические занятия
Практические занятия 1) Один из способов добиться возникновения искры озарения – следить за тем, что делают другие, и сделать нечто диаметрально противоположное. Проанализируйте деятельность конкурентов, разделите ее на отдельные процессы и составьте список.
Практические занятия
Практические занятия Переосмыслить любое дело, исходя из фактических изменений, всегда было стратегически верным решением. Однако в наши дни эта позиция стала императивом. Переосмысливать и переоценивать – не значит вносить какие-то изменения или добавлять новую
Monozukuri «МОНО-ЗАКУРИ»
Японское слово, означающее “производство со стремлением к совершенству”. Целью этой системы является сокращение общих расходов на производство автомобиля и одновременно повышение качества. Она основана на целостном подходе к конструированию, производству, закупкам и логистике с целью поиска новых способов оптимизации стоимости компонентов автомобиля или силового агрегата, начиная с конструирования и до поставки покупателю.
Все вовлеченные в этот процесс люди разных профессий имеют общую цель: сокращение “совокупной стоимости доставки”. Этот комплексный подход, используемый Nissan уже несколько лет, теперь разворачивается на всех производственных площадках Группы Renault.
Теперь это основное направление нового руководителя АвтоВАЗ Николя Мор, это 55-летний француз, гендиректор фирмы Dacia, ранее работавший на руководящих должностях в Renault, а до этого, к примеру, в такой известной компании, как Valeo, напомню задачей нового президента: «Достижение прибыли, увеличение рыночной доли Lada, улучшение качества продукции до уровня мировых производителей и модернизация производства».
Я конечно тоже воспринимаю идею позитивно, однако путь реализации — очень уж » МОНО — ЗАКУРИ»
особенно при поставленной задаче «Улучшение качества продукции до уровня мировых производителей»
— В июле 2016 года уровень инфляции в России составил 0,54%, что на 0,18 больше, чем в июне 2016 года и на 0,26 меньше, чем в июле 2015 года. Вместе с этим, инфляция с начала 2016 года составила 3,86%, а в годовом исчислении — 7,21%.
Благодарить Андерссона за два года работы на тольяттинском заводе акционеры АвтоВАЗа не стали…
Студенты Университета ИТМО смогут обучиться принципам монодзукури в японском Университете Киндай
Университет ИТМО налаживает образовательное и научное сотрудничество с одним из крупнейших университетом Японии – Университетом Киндай. Партнерство стало возможным в рамках государственного проекта Японии «Monodzukuri», который направлен на обмен опытом, воспитание профессионалов в высокотехнологичной и естественнонаучной сферах в области российско-японского бизнеса. В рамках программы студенты Университета ИТМО Андрей Пальшин и Иван Бережной, а также заведующий кафедрой мехатроники Сергей Колюбин две недели провели на стажировке в Университете Киндай.
Студенты ИТМО на летней школе Университета Киндай. Источник: личный архив Андрея Пальшина
О проекте и ценностях «Монодзукури»
Глобальная цель проекта «Монодзукури» – это воспитание кадров для практической работы, которые смогут разрабатывать новые изделия на предприятиях российско-японского бизнеса. Программа реализуется при поддержке японского правительства на фоне развития экономик Японии и России. Университет Киндай является центром проекта, так как он проводит исследования в самых разных областях: естественные науки и техника, медицина, сельское хозяйство, рыбная промышленность, атомная энергетика и многие другие.
Для реализации проекта Университет Киндай сотрудничает с лучшими вузами России. Кроме Университета ИТМО, японский вуз работает с МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, Томским государственным университетом, НИЯУ «МИФИ», Университетом «Дубна», Дальневосточным федеральным университетом и Финансовым университетом. В рамках программы студенты этих вузов посещают Осаку на летних и зимних школах. Также японские студенты приезжают по программам академических обменов в Россию. Кроме того, программа «Монодзукури» включает в себя семестровые академические обмены между студентами Университета Киндай и российских вузов-партнеров, а также возможность реализации образовательных программ двойных дипломов по магистратуре и аспирантуре. При этом все студенты, которые участвуют в проекте «Монодзукури», могут обучаться в Университете Киндай бесплатно и получать достаточно высокую стипендию.
Студенты ИТМО на летней школе Университета Киндай. Источник: личный архив Андрея Пальшина
Концепция монодзукури (Monozukuri) сама по себе ориентирована на инженерные специальности. Понятие дословно переводится как «making things by hand» и берет истоки в mechanical engineering, пояснил Сергей Колюбин. Но принципы монодзукури были масштабированы и на другие области, поэтому в Университете Киндай будут рады видеть не только студентов, занимающихся робототехникой, но также химиков, фотоников, специалистов по ядерной физике и программистов.
«Цель нашей поездки в Японию была в том, чтобы понять в непосредственном общении с японскими коллегами, что является ключевыми особенностями монодзукури. На мой взгляд, это действительно многослойное понятие, которое имеет уникальные черты. С точки зрения самого подхода, это значит исходить из реально существующей проблемы; держать в голове конечный результат и понимать ответственность за удовлетворенность клиента; на каждом шаге создания продукта или технологии ни в коем случае не упрощать, а решать проблему во всей ее сложности; рассматривать все возможные варианты решения и в итоге прийти к самому простому и надежному, зачастую вдохновляясь традиционным искусством или наследием японских мастеров. Аналоги этого можно найти и в активно используемых на западе методологиях, однако не стоит забывать, что даже концепция lean manufacturing зародилась от философии производства, продвигаемой японской компанией Тойота», – пояснил Сергей Колюбин.
Он добавил, что с практической точки зрения характерная черта монодзукури – это фокусировка на малом и среднем бизнесе, который создает не конечный продукт, а отдельные высокотехнологичные комплектующие для крупных заказчиков. С образовательной точки зрения монодзукури продвигает skill-centered обучение, где большее внимание уделяется практическим навыкам, умению решать актуальные задачи, создавать реальные технологии и продукты. Такая переориентация стала ответом на кризис, случившийся в 80-х в японском высшем инженерном образовании в связи с его излишней теоретизацией и потерей уникальности, подчеркнул Сергей Колюбин.
Помимо лекций, экскурсий в лаборатории и на предприятия во время визита российской делегации в Университет Киндай удалось организовать двусторонний семинар с профессорами японского вуза. Японские коллеги представили свои разработки в области mechanical engineering, а Сергей Колюбин прочитал лекцию об изучаемых проблемах и актуальных проектах ITMO.Robotics.
«У коллег есть ряд интересных разработок в области реабилитационных систем, тросовых параллельных манипуляторов, оригинальных передаточных механизмов наподобие дифференциальных винтов, а также в области технологий обработки титана, создания конструкций из гибридных композитных материалов и других. Японские профессора, в свою очередь, были приятно удивлены уровнем робототехнических исследований в Университете ИТМО и высказали заинтересованность в развитии научного сотрудничества. Так как на мегафакультете компьютерных технологий и управления мы продвигаем проектно-ориентированное образование, общие исследовательские темы являются залогом продуктивных студенческих обменов», – сказал Сергей Колюбин.
Стажировка студентов Университета ИТМО на летней школе в Университете Киндай
Иван Бережной и Андрей Пальшин
Для того, чтобы попасть на летнюю школу в Университет Киндай, магистрант кафедры мехатроники Андрей Пальшин и обучающийся бакалавриата кафедры проектирования и безопасности компьютерных систем Иван Бережной прошли конкурс портфолио. Участники должны были написать мотивационное письмо, а также подтвердить уровень владения английским языком. Вместе с другими студентами вузов-участников программы, которые также прошли конкурс, ребята провели в Японии почти две недели с 8 по 20 июля. Принимающая сторона оплатила российским участникам перелет и проживание в Японии.
«Университет Киндай – это богатый частный университет, который полностью себя обеспечивает за счет прямых заказов от промышленности, собственной производственной деятельности. Он занимает огромную площадь в более чем 10 корпусов, и этаж каждого корпуса – это сплошные лаборатории: кто-то занимается вытачиванием деталей на станках, кто-то разрабатывает генератор приливных волн и производит расчеты их циркуляции. Очень много высокотехнологичных лабораторий, где можно создавать собственное оборудование, как я, например, делал свой 3D-принтер. Многие лаборатории объединены в группы. Я, например, работал на этаже, где находятся лаборатории мехатроники, робототехники, материаловедения и физики материалов. На двери каждой лаборатории есть плакат с информацией о том, чем занимаются исследователи в ней прямо сейчас. То есть Университет Киндай – это что-то вроде российского научно-исследовательского института, где исследования ведутся в разных областях», – рассказал Андрей Пальшин.
«Лаборатории производят очень приятное впечатление. Там есть и современное профессиональное оборудование, и все необходимые инструменты, и запчасти, при этом все очень аккуратно и организованно. У каждого студента в лаборатории есть свое рабочее место с компьютером. Также в лабораториях зачастую есть холодильники, микроволновки, чайники, рисоварки и прочее кухонное оборудование, чтобы можно было перекусить прямо на рабочем месте», – прокомментировал Иван Бережной.
Обучающиеся Университета ИТМО также посетили несколько производственных площадок в Осаке, где работают по принципу манодзукури, в том числе завод по производству болтов, предприятие по отливке пластмассовых изделий. По словам студентов, принцип манодзукури требует от того, кто ему следует, идеального профессионализма в своем деле. То есть, если производителю нужна очень качественная деталь, ему лучше обратиться на завод, где эти детали производят по манодзукури. Так он будет уверен, что покупает деталь у тех, кто знает об этих деталях все. На современных японских заводах, где работает принцип манодзукури, постоянно совершенствуются как технологии производства, так и навыки сотрудников.
Кроме рабочей программы участники летней школы также ознакомились с традиционной японской культурой. Они посетили тренировку борцов сумо, мастер-класс по икебане, рестораны японской кухни, а также небольшой курс по японскому языку и отдельный цикл семинаров об особенностях проживания в Японии, которые провел австралийский профессор, давно переехавший в страну восходящего солнца. В свободные дни Андрей и Иван посетили Токио, Киото, съездили к Тихому океану. В конце летней школы некоторые участники презентовали результаты своей практической работы экспертам.
Тренировка борцов сумо
«Японцы – очень дружелюбный и отзывчивый народ. Они действительно очень много работают, много извиняются, словно бояться сделать что-то не так. В Университете Киндай у многих студентов более свободный взгляд на вещи, потому что они обязаны полгода проучиться в США для получения диплома. Также в самом вузе достаточно много иностранных студентов, большинство из которых, конечно, из азиатских стран», – сказал Андрей Пальшин.
Андрей и Иван также дали несколько советов для тех, кто захочет поехать по обмену в Университет Киндай в будущем учебном году:
По всем вопросам, связанным с возможностями обучения в Университете Киндай, стоит обращаться в отдел академической мобильности.
Хитодзукури и монодзукури. Ульяновская область планирует внедрить японские практики экономического роста
Власти Ульяновской области изучают практики, которые применяли в Японии для повышения экономического роста. Об этом ТАСС сообщил представитель пресс-службы губернатора региона.
“Сейчас по поручению губернатора изучаются японские практики хитодзукури и монодзукури. Это практики, которые применялись и внедрялись в Японии, когда перед страной стояла задача повысить экономический рост. Мы один из первых регионов, который эти практики изучает и будет их внедрять, потому что перед нами тоже стоит задача, сделать жизнь в регионе лучше, повысить экономический рост региона. Эти практики будут у нас активно применяться и внедряться”, – сказал собеседник агентства.
В пятницу премьер-министр Японии Синдзо Абэ, выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) отметил, что страна успешно сотрудничает с Ульяновской областью в сфере повышения производительности труда. По его словам, в результате сотрудничества в Ульяновске появилось производство автодеталей, на котором время их обработки сократилось с 90 до 30 минут. Кроме того, процент брака при производстве сократился с почти 20% до нуля.
Мондзукури (буквально означает “создание вещей”) представляет собой практику, включающую широкий спектр организационных и технических мер, которые направлены на создание продукции высокого качества. Хитодзукури (“программа формирования человека”) приняли в Японии в 1962 году. Эта практика формировала у молодежи идеи добродетелей, патриотизма, повышение производительности труда для собственного счастья и счастья других людей.
ПМЭФ проходит с 24 по 26 мая. Мероприятия форума объединены девизом “Создавая экономику доверия”. ТАСС выступает информационным партнером и официальным фотохост-агентством ПМЭФ. Кроме того, ТАСС является оператором зоны презентаций ПМЭФ при поддержке консалтинговой компании EY и Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.
ВатныйУльяновец
А пока внедряют только показухару и балобольстводзари…
Работать нужно, а не внедрять. Сколько денег заработал коворкинг —центр с бюджетом (затратами) более 2 млн?
Гость
О, опять мы чо то внедряем!
А харакири чиновники, депутаты и прочие “болтуны” тоже для себя будут внедрять за провинности и невыполненные обязательства.
Forecast
Карго-культ в чистом виде. Это когда люди копируют внешнюю атрибутику какого-нибудь явления, совершенно не имея понятия о его внутренних движущих силах. Япония – не Россия. Там другой народ, политика, вкусы, нравы, история, развитие, религия и много чего другого. Также как и Россия – не Япония.
Житель
Сережа, изучив эти практики что изменится.
Узбеки станут цемент добавлять в песок перед укладкой брусчатки, а потом вдруг появится трамбовка и смесь уплотнят.
Дорожные рабочие перестанут асфальт в лужи ложить?
Исчезнет коррупция при закупках медпрепаратов в областные больницы.
Ленинец
Ты тута особенно не наезжай на Рабочих Узбеков! Хорошо они ложат Брусчатку и Плов тож вкусный готовят! Ну может не много Цементу не досыпали бывает но эт не беда! Главное же Интернацинализм и Дружба Народов! Мы от лица всех Коммунистов Ульяновска говорим Огромное Спасибо за хороший Труд! Дорожным Рабочим из братсково Узбекистана!
Коммунист с 1952 года
Слава труду! Да здравствует дружба между народами!
Ленинец
Эххх лучше б у Передовой КНДР опыт перенемали! Мы ж Родина Ленина а эт значит должны дружить с Коммунистами! А эта ваша Япония скоро уж совсем Загниет! Скоро все буржуи Планеты сделают Хачапури! Дни капитализма сочтены так говорил Великий Ленин!!
А что будем делать с ycaтьim якудзой и его гейшами?
Не пора ли звать Нидзя-Коммуняшек!!))
Экономика доверия
Создание продукции высокого качества, для своего счастья и счастья других людей.
Слова то какие правильные мы говорим, а как доходит до дела сразу забываем то о чем так много говорим. Видимо в отличии от японцев это наша национальная черта, мы много говорим, но мало делаем
Обрыган
Никогда никакой качественной продукции за те бабки что ульяновцы получают за свою работу не будет
Владимир I
В начале 90-х много было идей по преобразованию российской экономики. В т.ч. и на Дальнем Востоке. Само собой, Япония для нас была главным учебником.
Из конспекта тех лет:
– успехи Японии в послевоенный период были бы невозможны без создания для них оптимального социально-политического климата. За шесть лет оккупации АМЕРИКАНСКИЕ демократические введения дали свои плоды в традиционной Японии. И далее последовало бурное процветание страны и ее стабильность.
Среди особенностей японской демократии следует отметить:
– использование МАРКСИСТСКИХ идей на службе японского капитализма. Курс на индустриализацию, развитие тяжелой промышленности и “шоковой терапии”
– более миллиона мелких и средних предприятий способствовали формированию в стране многочисленного класса мелких и средних собственников.
– буржуазно-демократическому обществу Японии присущи антивоенные настроения, распространяющиеся и на ее внешнюю политику. Исторический опыт показал бесперспективность и пагубность политики милитаризма и агрессии.
Таким образом, демократизм и пацифизм внутренней и внешней политики Японии позволили ей сосредоточиться на экономическом строительстве, успехи которого содействовали, в свою очередь, решению социальных проблем.
Среди факторов “экономического чуда” на первое место следует поставить РОЛЬ ГОСУДАРСТВА непосредственно экономикой не занимающегося, но эффективно влияющего на ход экономических процессов.
Перелом наступил в 1948-49 гг., с началом “шоковой терапии”, характерными особенностями которой были:
– сохранение регулирующей РОЛИ ГОСУДАРСТВА
– ГОСКОНТРОЛЬ над экспортом-импортом капитала
– государство всячески поощряло ИМПРТ СОВРЕМЕННЫХ ЗАПАДНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ для развития национальной промышленности на современной технологической основе.
– приоритетная ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
– ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА процесса развития мелкого предпринимательства
– ПООЩРЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОЖИЗНЕННОГО НАЙМА на промышленных предприятиях и фирмах.
экономические успехи Японии в значительной степени обусловлены функционированием ее экономики как ПЛАНОВО-РЫНОЧНОЙ, хотя и не имеющей государственного сектора.
После 1945 г. Япония впервые в своей истории смогла приступить к строительству нормальной экономики, НЕ ИЗУРОДРВАННОЙ МИЛИТАРИСТСКИМ УКЛОНОМ
Существенный вклад в экономический скачок Японии внесла правильная стратегия в деле выбора отраслевых приоритетов. Они сосредоточились на создании трудоемкого экспортного производства. Правильная стратегия в научно-технической сфере. Поскольку развитие собственной науки и техники требовало колоссальных затрат и, главное, многих десятилетий, Япония для быстрой ликвидации научно-технического отставания от более развитых стран6 ЗА 30 ЛЕТ лет с 1949 г. ЗАКУПИЛА НА ЗАПАДЕ 34 тыс. лицензий и патентов, которые были японцами творчески доработаны и быстро внедрены в производство.
Как видим, марксизация, американизация, демилитаризация, а не хитодзукури и монодзукури лежат в основе японского чуда. А эти основы – прерогатива государственной политики, но никак не удел местечковой власти. Так что хитзокури монодзокури – это тоже, что и чучхе, иранская голубика. Сотрясение атмосферы, демонстрация псевдоучености.