ястребская икона божьей матери
Ястребская икона Божией Матери
Ястребская икона Божией Матери, почитаемая икона на Кипре, называемая там Аракиотисса, обретена была чудным образом благодаря ястребу, по которому и стала называться. Произошло это до Османского нашествия. Правда, существует еще одно объяснение. Весной склоны гор вокруг места обретения образа сплошь покрывает растение аракас (горох), название которого созвучно слову «ястреб» по-гречески.
В те давние времена остров Кипр находился во власти христиан. Кипрский князь отправился однажды на охоту с любимым хорошо обученным ястребом. Ястреб стал преследовать летящую птицу, которая, спасаясь от него, скрылась в большой куст, покрытый шипами.
Ястреб, в азарте охоты, последовал за ней и запутался в колючих ветвях. Князь пожалел любимого ястреба и велел вырубить весь куст, чтобы освободить его. Когда же куст вырубили и освободили ястреба, в середине куста увидели стоящую икону Божией Матери.
Такое необычное явление иконы произвело на князя сильное впечатление. Он счел это событие особым благоволением Божией Матери к этому месту и повелел заложить здесь монастырь в честь найденной иконы, которая с той поры стала называться «Ястребская икона Божией Матери».
Для Ястребской иконы Божией Матери на территории обители был сооружен храм. Это, так называемая, церковь под крышей с неповторимым «троодосским колоритом». На первом фото вид снаружи, а на втором вид самой церкви. Находится эта церковь в полукилометре за деревней Лагудера, спрятавшейся в горах Троодоса.
Церковь Панагия ту Арака (ударение на первое «а») входит в золотой фонд Кипра. Она внесена в список мирового наследия ЮНЕСКО и является не просто одной из 10 церквей в этом списке, а, наряду с церквями Осину и святителя Николая под крышей, считается одной из самых значимых византийских церквей на острове.
В храме существует необычный порядок. Согласно этому древнему порядку, в этот храм не может войти ни одна женщина. Если женщины приезжают на поклонение, то молятся в притворе храма, не заходя во внутрь. Правило это было установлено очень давно древними отцами, после того, как желающие войти женщины, отталкивались невидимой силой.
Ястребская икона Божией Матери в церкви
Было решено, что это постановление Самой Пресвятой Богородицы, и Ее воле не стали противоречить. Обитель эта находится недалеко от Троодоса в Киринийской епархии на склоне холма в чудном уединенном месте, среди лесов, чистого воздуха, с источником хрустальной воды.
Местные жители называют обитель Богородица Ястребская, чтобы отличить от других монастырей, которых здесь достаточно много. В. Г. Григорович-Барский, побывавший в этих сказочных по красоте местах, оставил восторженное описание обители. В те времена она была совсем небольшой, братия монастыря состояла из трех монахов.
Холм, на котором расположена обитель, примыкает к высоким горам. По склону холма в три этажа располагаются кельи монахов, как ласточкины гнезда. Окружают это благолепие монастырские сады и леса. Природа вокруг дивная, вызывает восторг и благодарность Творцу.
Иконография: Образ Божией Матери, подписанный «Аракиотисса ке Кехаритомени» (Благодатная), который находится на южной стене церкви Панагии Аракос на Кипре, является наиболее ранним известным в византийском искусстве изображением Пресвятой Богородицы иконографического типа «Страстная«.
Богоматерь представлена в полный рост с полулежащим на Ее руках Младенцем Христом. В левой руке Богомладенец держит свиток, правой рукой благословляет. Взгляды Богоматери и Предвечного Младенца устремлены друг на друга. Позади Пресвятой Богородицы престол, украшенный драгоценными камнями.
В верхней зоне изображены Ангелы с орудиями страстей. Фреска имеет пространное надписание (по обе стороны престола), в котором семья ктитора храма Льва «с обильными слезами» просит заступничества Пресвятой Богородицы. Роспись церкви, построенной до 1192 года и расписанной на пожертвования Льва, сына наместника Кипра, сделана была в середине XII века.
Написание образа Аракиотисса приписывают Феодору Апсевду, как и сохранившийся здесь образ Господа Вседержителя с предстоящими святыми на полях (святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, мученики Феодор и Георгий). В 1955-1956, 1967-1968 годах депортаментом древностей Кипра были проведены работы по восстановлению монастырских построек.
Расчистка и укрепление фресок произведены в 1968-1973 годах исследовательским центром по изучению Византии Дамбартон — Окса (США). В настоящее время служба в храме совершается поочередно каждые 15 дней, а также в Богородичные праздники, на Рождество Христово и на Пасху.
Тоже Ястребская икона Божией Матери
Ястребская икона Божией Матери в России не очень известна. Смущают два совершенно разных списка иконы. Если кто-то знает об этой иконе больше, или, побывав на Кипре, видел ее, пишите в комментариях.
Празднование: 9 / 22 июля.
Ястребская Аракиотисса
Аракиотисса — это старинная поясная икона IV века. На иконе изображена Богоматерь с Младенцем на руках. Божье Дитя сидит на левой руке Богородицы, подняв благословляющим жестом ладонь.
Существуют списки с иконы Ястребской, написанные позже. На этих изображениях Матерь Божья изображена в полный рост с Младенцем, лежащим на руках. Вокруг головы Божьего Дитя сияет нимб святости. По углам архангелы охраняют Святую Мать с Младенцем.
История обретения иконы восходит к временам владычества христианских князей на Кипре. Один из властителей был на ястребиной охоте, когда в ходе погони за добычей ястреб запутался в густых кустах и не смог выбраться самостоятельно. Князь сжалился над птицей и приказал вырубить ветки куста. После того, как было вырезано почти все растение, слуги заметили старинную икону.
Увидев святую икону Богородицы, князь понял, что Богоматерь дает знак построить Храм и основать монастырь. Что и было выполнено. Монастырская обитель была названа в честь образа Богородицы Ястребской. Мужской монастырь, расположенный недалеко от Троодоса, существует по сей день.
По древнему поверью, женщинам нельзя заходить в храм. Если женщина хочет прикоснуться к благодати, она должна произносить свои молитвы вне храма.
В 13 столетии для Руси настали суровые времена, наполненные страданиями, эпидемиями и войнами. Выстоять в нелегкой борьбе со всем этим народу помог великий князь Александр Невский, канонизированный после своей кончины как святой. Он славился своей силой, могуществом, мудростью и красотой, кротостью и благочестием, непоколебимой верой во Христа. Святой считается покровителем воинства, у него просят защиты от нападений недоброжелателей, ему молятся о спасении дома от притязаний злых людей.
Где в России найти чудотворные иконы Казанской Божьей матери
Все о самом почитаемом образе — в его праздник
4 ноября в России День народного единства совпадет с праздником чудотворной Казанской иконы Божьей матери — одной из самых почитаемых в России. С ней страна не раз спасалась от врагов, а сама икона спасала верующих в нее от недугов. URA.RU собрало всю информацию об иконе: как спасали образ и какие чудеса он творит.
Несгоревшая икона
История чудесного обретения Казанской иконы Божьей Матери описана во многих источниках: после большого пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего большую часть города, 9-летней Матроне явилась во сне Богородица, повелевшая откопать на пепелище ее икону. Девочка рассказала о видении своим родителям, но на слова ребенка не обратили внимания. Однако Богородица явилась к девочке во второй, а затем и в третий раз — после просьб матери организовали поиски, и на месте, указанном девочкой, была найдена икона, завернутая в полотно. Образ передали в Никольский храм, список с нее отправили в Москву Иоанну Грозному, по указу которого на месте обретения иконы был возведен Богородицкий монастырь, первой послушницей которого (а затем и настоятельницей) стала та самая Матрона.
В Смутное время (рубеж 16 — 17 веков), когда в стране был раздор, а в столице хозяйничали поляки, икона совершила свой первый и самый грандиозный по значимости «подвиг» — помогла освобождению страны от интервентов.
Во время похода ополчения Минина и Пожарского на Москву к ним присоединились дружины из Казани, которые несла с собой список (копию) с Казанской иконы. Освободив Кремль, ополченцы прошли с этой иконой крестным ходом. На средства Пожарского на Красной площади был построен Казанский собор, куда и поместили образ Богоматери.
Похищение Казанской и ее списки
Оригинал Казанской иконы Божьей Матери был похищен в 1904 году вместе с образом Спасителя: обе иконы были богато украшены драгоценностями. Похитителей вскоре поймали — молодой крестьянин Стоян с женой были задержаны на пароходе, на которой пытались скрыться из Казани. При обыске у них дома нашли украшения с окладов, но сами иконы, как установило следствия, были сожжены в печи. Стояна приговорили к 12 годам каторги, своей вины он так и не признал.
Есть много версий о том, что оригинал иконы все же уцелел. По одной, Стоян продал ее за большую сумму старообрядцам, по другой — крестьянин украл не подлинник, а копию иконы: якобы игуменья Богородицкого монастыря каждый день подменяла на ночь икону списком. И теперь есть оспариваемая искусствоведами версия о том, что оригинал сейчас находится в храме Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище в Казани.
Есть и третья версия. «Кто-то говорит, что Казанская икона Божьей Матери была вывезена за границу и находится за пределами России, — заявил URA.RU епископ Дальнеконстантиновский Филарет, викарий Нижегородской епархии. — Но большая часть [духовенства] склонна считать, что в 1904 году чудотворный образ был похищен и до сих не обнаружен, остались только списки с него». Кстати, схожая судьба постигла и Московскую казанскую икону (с которой шло на Москву ополчение Минина и Пожарского): в 1918 году она была похищена из Казанского собора столицы, и дальнейшая ее судьба неизвестна.
Из других списков иконы самыми известными являются Санкт-Петербургская Казанская икона, написанная с оригинала и привезенная в северную столицу по указу Петра I (хранится в Казанском соборе Питера), а также «Ватиканский список». Эта икона датируется началом 18 века, после революции она оказалась за границей, много раз перепродавалась, пока не оказалась в покоях папы Ионнна Павла II. Ее передача РПЦ состоялась во время визита папы Римского в Москву в 2004 году, спустя год патриарх Алексий II передал ее Казанской епархии (сейчас образ находится в Богородицком монастыре).
Из уральских списков Казанской иконы Божьей матери самой известной была Чимеевская икона, находившая в одноименном монастыре и сгоревшая в 2019 вместе с другой святыней — частицей Креста Господня.
Через полгода, в канун праздника Казанской иконы Божьей Матери, в монастырь привезли отреставрированную икону — новый список, в который вкраплены обожженные фрагменты старой иконы, найденные после пожара. Впрочем, среди курганских прихожан и священнослужителей ходит слух о том, что оригинал иконы не сгорел, а был украден.
Чудеса Казанской Богоматери
В сети можно найти описание множества историй о том, как Казанская икона Божьей матери помогала людям, страдавшим недугами. Например, однажды в казанский храм пришла женщина со слепым ребенком на руках, который после ее молитв перед образом Богородицы прозрел. Слепотой страдал и инок Троицкого монастыря в Казани Иосиф. Однажды, отслужив молебен перед иконой Божьей матери, он увидел ее во сне. Богородица повелела ему вытереть лицо полотенцем, после чего он стал видеть. Казанская икона Божьей матери помогала и другим страждущим — исцеляла от слабоумия, ставила людей на ноги, спасала раненых солдат.
По мнению священников, чтобы просить Богородицу об исцелении, совсем не обязательно ехать в Москву, Казань или Питер — намоленные образы есть и в провинции, иногда — в самых глухих местах.
«По территории Руси немало чудотворных списков Казанской иконы Божьей Матери, — говорит епископ Филарет. — В 18-19 веках образ Казанской иконы Божьей матери был в каждой православной семье — наряду с иконами Спасителя и Николая Чудотворца.
Ей приписывалась благодатная сила, поскольку с ней связано много исторических событий нашего государства, она сопровождала многие истории нашей страны, поэтому этот образ лег на сердце русского человека и почитается особо. В каждой епархии есть свои чудотворные образы иконы».
В Свердловской области около двух десятков храмов названы в честь Казанской иконы Божьей матери. Со многими из этих храмов связаны удивительные, почти невероятные истории.
Неопалимая реликвия
В селе Арамашево (100 км от Екатеринбурга) есть храм, стоящий на скале над рекой Реж. Он носит имя Казанской иконы Божьей матери — есть предание, что первые поселенцы (селу 390 лет) прибыли в Арамашево с этой иконой. Сперва в селе была деревянная церковь, затем ее заменил каменный храм 1800 года постройки (в 2020-м году отметили его 220-летие). По рассказу краеведа, экс-директора местного музея Веры Реутовой, в 1930 году большевики решили разрушить церковь, но не смогли, хотя этому поспособствовал пожар, выжегший все внутри.
Силами прихожан храм восстановили уже в постсоветское время. В нем сегодня есть несколько старинных икон, в том числе — Казанская XIX века: ее отдала храму уроженка села Ангелина, ныне живущая в Ульяновске. «Сперва она не хотела возвращать ее — это была домашняя икона ее семьи и она была ей дорога как частичка родины, — рассказывает заведующая Арамашевским музеем Лариса Доронина. — Но однажды ей приснилась бабушка и попросила отвезти икону домой».
Эта икона отличается от всех других Казанских икон: у Богоматери немного обожжен лик. Женщина, вернувшая образ в храм, в детстве, будучи пионеркой, ткнула икону горящей свечкой. Позже, став взрослой, пыталась очистить, и через раскаяние поняла, что Богоматерь ее простила.
Казанская икона и красноармеец
История спасения есть в другом уральском храме в честь Казанской божьей матери — на Химмаше в Екатеринбурге. «Недавно в храм вернулась старинная икона, который больше 100 лет и которая исчезла в 30-е годы, — рассказал настоятель этого храма иерей Алексий Русин. — Это была надвратная икона (висела над вратами храма).
В 30-е годы, когда храм полностью закрыли, один верующий человек по имени Константин забрал эту икону себе. Он был красноармейцем, но, несмотря на это, его душа заболела за икону — и он увез ее в деревню Щелкун, где сохранил в своей семье. Когда стали восстанавливать храм, его потомки вернули эту икону в наш храм».
Богоматерь и советская власть
«Многие светские люди зачастую считают такие истории „россказнями“, „сказками“. Мы [представители духовенства] тоже относимся к ним критически, потому что не в этом цель веры и вообще церкви — все эти „рассказы о чуде“. Наверное, у каждого верующего такое чудо происходило. И у меня был такой опыт», — признается руководитель информационного отдела Нижнетагильской епархии Дмитрий Пронин.
Его судьба, как и многих других тагильских священников, связана с Казанским храмом в Нижнем Тагиле. Бывшая старообрядческая часовня, ставшая православным храмом, в годы СССР не закрывалась ни на один день. Большие соборы рушились, а маленький храм устоял, став домом и для священников, и для прихожан. «В него действительно как домой попадаешь: стены невысокие, и есть что-то такое, что заставляет задуматься о жизни», — говорит Пронин.
Впоследствии Казанский храм в Тагиле становится собором, а в 1997-98 — мужским монастырем: своего рода «кузницей кадров» для РПЦ на Урале в перестроечные годы (из него вышло почти все духовенство Нижнетагильской епархии). При этом он остается одним из самых популярных храмов у прихожан: тетрадка благодарностей главной иконе храма — Казанской иконе Божьей матери — насчитывает сотни записей, первые из которых датируются 80-х годами XX века.
Спасение от бездетности
Название «Казанский» носил и один из храмов Среднеуральского женского монастыря «Спорительница хлебов», духовника которого экс-схиигумена Сергия сейчас судят за самоуправство, воспрепятствование богослужению и склонение несовершеннолетних к суициду. Сегодня Сергий «не в почете», а его монастырь почти закрыт. Но еще полтора года назад в монастырь привозили людей, болеющих раком и уже потерявших надежду на выздоровление (при обители было подобие хосписа). Отец Сергий, как правило, отправлял их молиться Всецарице (иконе, помогающей при онкологии), многие насельники верили, что икона исцеляла — тому даже приводили примеры. Так или иначе, но к иконе Казанской Божьей матери всегда шли паломники.
«Одна женщина по имени Ольга более 10 лет возила к нам группы паломников из Челябинской области, и они как раз молились в Казанском храме, — рассказала бывшая монахиня обители. — Она говорила, что все, чего бы ни просили перед той иконой, непременно случалось: например, если человек долго не мог трудоустроиться, работа ему находилась. Помогала икона и от вредных привычек (алкоголизм, наркомания), и в воспитании трудных детей».
Но больше всего историй — про бездетных, которые, помолившись перед Казанской иконой Богоматери, смогли зачать детей. «Были семьи, у которых по 10-12 лет не было детей, а сейчас у всех них есть дети, — рассказывает монахиня. — Есть даже семья, у которой 18 лет не было детей — сейчас у них четверо. Были семьи, где ситуация доходила до развода, но они воссоединялись. Но не было семей, которые приходили бы, молились и не получали бы просимого».
КИПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Кипрская икона Божией Матери |
Кипрская икона Божией Матери
Описание
Богоматерь сидит на престоле с Богомладенцем на руках, а по сторонам два ангела, держащие ветви, или дикирий с трикирием, или орудия Страстей Христовых.
История
Явилась в 392 году на острове Кипре. Сказание, помещенное в греческом синаксаре на неделю Православия, и обыкновенно связываемое с этой иконой, говорит что святой образ стоял на воротах, ведущих к одной церкви Пресвятой Богородицы (церковь Панагии Ангелоктисты). Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, захотел поглумиться над христианской святыней. Он пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы на иконе. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым.
С древних лет Кипрская икона хранится в монастыре Ставруни, устроенном, по преданию, на месте ее обретения.
Чтимые чудотворные списки
Кипрская икона Божией Матери в селе Стромыни |
Стромынский
Наиболее прославившийся в России список Кипрской иконы находился в селе Стромынь, недалеко от Москвы, в Богородском уезде. Икона размером в 1 аршин и 4 вершка в высоту, а в ширину 1 аршин и 2 вершка. Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные — с одной стороны священномученик Антипа, с другой — мученица Фотиния. О происхождении иконы, во время дознания в 1841 году, было выяснено что «по описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями.» Здесь, в Успенском храме, этот список Кипрской иконы прославивлся в 1841 году.
В то время 18-летняя дочь одного крестьянина села Стромыни по имени Марфа заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться. В начале 1841 года припадки ее стали настолько сильны, что угрожали ее жизни. Родные и знакомые Марфы были уже уверены в ее близкой смерти; 7 января больную исповедали и причастили Святых Христовых Тайн. Но милосердный Господь не допустил ее смерти. Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говоривший ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала родным и знакомым. Не раз она спрашивала священника и причт об этой иконе, но они не могли ее найти, так как не обращали почти никогда своего внимания на место ее нахождения. Тогда привели больную в церковь, чтобы она сама отыскала виденную икону. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока, наконец, она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. Заметив икону, больная радостно воскликнула: «Вот она!» 16 февраля отец больной пригласил к себе в дом священника с иконой Божией Матери. После того как был отслужен молебен с водосвятием, больная сразу почувствовала облегчение. Силы ее столь окрепли, что она сама после молебна понесла икону Богоматери в церковь. В скором времени она окончательно выздоровела.
Когда жители села Стромыни услыхали о чудесном исцелении, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред прославленной иконой. Благодатная сила исходила из нее и исцеляла тех, которые со смирением и надеждой на заступничество Богоматери пред Богом приносили к ней свои молитвы. Стали стекаться сюда не только прихожане села Стромыни, но и жители окрестных мест. Были засвидетельствованы исцеления от паралича и расслабления.
О всех этих чудесах и о народном почитании иконы священник Успенской церкви доложил Московскому митрополиту святителю Филарету, который указал сделать разыскание об образе, поставить икону на приличном месте, не возбранять молебны, и еженедельно сообщать о происходящих событиях. Зимой и осенью 1841 года стечение народа к иконе стало уменьшаться и митрополит Филарет предписал местному благочинному прекратить еженедельные донесения, исключая особенные случаи. С тех пор Кипрская-Стромынская икона Божией Матери оставалась на своем месте, а по молитвам к ней продолжала подаваться чудесная помощь для тех кто приходил с искренней верой. Икона была украшена богатой сребропозлащенной ризой. В церкви села Стромынь этой иконе совершали также празднование 16 февраля — в день исцеления девицы Марфа.
Нижегородский
Божия Матерь изображена сидящей на троне; голову Ее украшает царская корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, при этом правая рука Его благословляет.
Кипрская икона Божией Матери находившаяся в Нижнем Новгороде в церкви святого Иоанна Предтечи, что на Слободке прославилась многими чудесами. По молитвам перед ней прекратилась моровая язва в Нижнем Новгороде, свирепствовавшая там в 1771 году. Жители города брали святую икону к себе в дома, совершали перед ней молебны и получали исцеления.
Иные списки
В России известны еще списке Кипрской иконы Божией Матери находившиеся в Московской церкви святителя Николая в Голутвине и в Московском Успенском соборе у левого столпа. На последней изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, а внизу держава; икона эта была украшена богатым окладом.