явление христа апостолам после воскресения
Явления воскресшего Господа
Явление Марии Магдалине
(см.: Ин 20, 11–18; Мк 16, 9–11)
Мария Магдалина плакала у гроба Господа и вдруг увидела двух Ангелов. «Женщина! — сказали они, — что ты плачешь?» Она, вероятно не понимая, с кем говорит, ответила: Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. И тут, обернувшись, увидела Самого Иисуса, стоящего рядом, Который обратился к ней со словами: «Женщина! что ты плачешь? Кого ищешь?» Она не узнала Его и, думая, что это садовник, сказала Ему: Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Тогда Господь обратился к ней по имени: «Мария!» Она воскликнула по-еврейски: «Раввуни!», что значит: Учитель! Но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим (то есть ученикам и апостолам) и скажи им, что Я восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Как свидетельница воскресения Христова, Мария Магдалина поспешила к апостолам и возвестила им, что видела Господа, и то, что Он сказал ей.
Явление женам-мироносицам
Воскресший Господь явил Себя всем мироносицам, проявившим к Нему такую любовь и верность. Когда они после встречи с Ангелами спешили от гроба, Сам Иисус Христос встретил их и сказал: Радуйтесь! Они в великой радости обступили Его и, упав на колени, ухватились за Его ноги. Тогда Господь сказал им: Не бойтесь! пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.
Явление двум ученикам по дороге в Эммаус
(см.: Лк 24, 13–35; Мк 16, 12–13)
Тем временем два ученика Господа — Клеопа и Лука — шли из Иерусалима в Эммаус, селение на расстоянии в шестьдесят стадий (около двенадцати километров) от Иерусалима. Они разговаривали между собою обо всем, что произошло в последние дни. И в это время Сам Господь, приблизившись, пошел с ними. Они были не готовы еще поверить в чудо воскресения и не узнали Его. Евангелисты объясняют, что глаза их были удержаны или Сам Господь явился им в ином образе. Господь спросил их: «О чем это вы рассуждаете между собою и отчего вы печальны?» Клеопа сказал в ответ: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь, что произошло здесь в эти дни? О том, что случилось с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом. О том, как предали Его первосвященники и начальники наши на распятие. А мы надеялись было, что Он Тот, Который должен спасти Израиль, но сегодня уже третий день, как это произошло. Правда, некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. Некоторые из наших пошли ко гробу и нашли так, как и говорили женщины, но Его Самого не видели».
Тогда Он сказал им: О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? Он начал изъяснять пророчества и свидетельства о Нем во всем Священном Писании. Когда они дошли до того селения, Господь сделал вид, что хочет идти далее, но Клеопа и Лука удерживали Его, говоря: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру». И Он остался с ними и разделил с ними трапезу. Во время трапезы Он, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его, но Он стал невидим для них. Они сказали друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» Тут же ученики поспешили обратно в Иерусалим поведать об этой радости апостолам. Апостолы были собраны вместе из страха перед преследованиями от иудеев. Они готовы были уже поверить им, тем более что о том, что Христос воскрес, свидетельствовал и апостол Петр, которому также явился Господь.
Явление апостолам в тот же день вечером
(см.: Мк 16, 14; Лк 24, 36-49; Ин 20, 19–24)
Когда Клеопа и Лука рассказывали о происшедшем на пути и о том, как Христос открыл им Себя в преломлении хлеба, Сам Господь стал посреди апостолов и сказал им: Мир вам! Двери были заперты из опасения прихода иудеев, и апостолы смутились, подумав, что видят призрак. Но Господь сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои. Это Я Сам, осяжите Меня и рассмотрите, потому что дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: «Есть ли у вас здесь какая пища?» Они подали Ему печеной рыбы и сотового меда, и Он, взяв, ел пред ними. И сказал им: «Вот то, о чем Я вам говорил, что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день». Тогда Господь раскрыл их разум к пониманию Священного Писания.
После этого Он пообещал ученикам, что они примут от Бога силу Святого Духа и станут свидетелями и благовестниками покаяния и прощения грехов для всех народов начиная с Иерусалима. Дунув на апостолов, Господь сказал: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
Явление апостолам на восьмой день с Фомой
Фома, один из двенадцати апостолов, не был в тот вечер со всеми, когда приходил Иисус. Другие ученики рассказали ему, что видели воскресшего Спасителя, но он сказал им: «Если я сам не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в Его раны, не поверю». Прошло восемь дней, и вновь ученики собрались вместе в доме, и Фома был с ними. И вновь, как в тот раз, когда двери были заперты, Господь предстал перед ними и сказал: Мир вам! Потом Он обратился к Фоме: «Подай перст твой и посмотри руки Мои. Вложи свою руку в ребра Мои и не будь неверующим, но верующим». В восторге Фома исповедовал Его Богом, воскликнув: Господь мой и Бог мой! Господь же сказал ему: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
Господь являл Себя видимым и осязаемым образом тем, кто знал Его во время Его земного служения. Апостолы были свидетелями Его крестной смерти и твердо знали, что их Учитель умер и погребен. Поэтому Он и являлся им после воскресения. Им Он дал осязать Себя и вкушал перед ними пищу, чтобы они, убедившись в том, что Господь воистину воскрес в Своей плоти, смогли засвидетельствовать это всему миру. Однако самое главное для апостолов было — ощущать постоянное незримое присутствие Своего Господа и Учителя, которое Он обещал им на все времена: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Это незримое постоянное пребывание со Христом выразил апостол Павел, говоря: Уже не я живу, но живет во мне Христос. Это блаженство — верить во Христа не видя Его — Он и имел в виду.
Явление на Тивериадском озере. Чудесный улов. Возвращение Петру апостольского достоинства
Господь повелел Своим апостолам идти в Галилею. Там на Тивериадском море (еще одно название Галилейского озера) Господь опять явился Своим ученикам. Симон Петр, Фома, Нафанаил, Иаков, Иоанн Зеведеевы и двое других учеников отправились в лодке ловить рыбу. Всю ночь ловили они, но не поймали ничего. А когда уже настало утро, Господь встал на берегу, но ученики не узнали Его. Господь обратился к ним: Дети, есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: Нет. Он же сказал им: Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Ученики поступили так, как им велел Господь, и не смогли вытащить сети от множества рыбы. Тогда апостол Иоанн сказал Петру: Это Господь. Услышав это, Симон Петр бросился в море и поплыл к берегу (до берега было около ста метров), а другие ученики приплыли в лодке, таща сеть с рыбою. Когда же вышли на берег, они увидели горящие угли, на которых пеклась рыба, и хлеб. Господь велел им принести пойманную рыбу. Симон Петр вытащил на землю сеть. Крупных рыб там было сто пятьдесят три, и при таком множестве сеть не прорвалась. Иисус позвал учеников: Придите, обедайте. Никто из учеников не осмеливался спросить Его: «Ты кто?» Они знали, что это Господь.
Когда же они обедали, Иисус обратился к Симону Петру: «Симон, сын Ионы! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Петр сказал Ему: «Да, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус сказал ему: Паси агнцев Моих — и спросил Петра еще раз: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Петр сказал Ему: «Да, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Господь сказал ему: «Паси овец Моих». И в третий раз обратился к Петру: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Петр опечалился, что Господь спросил его в третий раз, и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Так Петр, некогда трижды отрекшись от Христа, трижды засвидетельствовал, что любит Его. Получив от Господа повеление пасти верующих, он сам потом учил других пастырей: «Пастырей умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых: пасите Божие стадо, охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет 5, 1–4).
Явление на горе в Галилее и повеление апостолам идти на всемирную проповедь
(см.: Мф 28, 16-20; Мк 16, 15–18)
Также в Галилее Господь явился одиннадцати апостолам на горе. Приблизившись к ним, Господь сказал: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века.
V. Славное воскресение Господа Иисуса Христа и Его явления по воскресении
Воскресение Господа Иисуса Христа
Апостолы Петр и Иоанн у гроба Господня
Явления Воскресшего Господа Марии Магдалины и прочим женам-мироносицам
(Явился Господь и прочим женам, шедшим от гроба). Когда они шли возвестить ученикам Его (о воскресении Его), и се, Иисус встретил их и сказал: «Радуйтесь!» И они, приступив, ухватились за ноги Его, и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня» ( Мф.28:9–10 ). И, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим ( Лк.24:9 ). И показались им слова их пустыми, и не поверили им 599 ( Лк.24:11 ).
Явления Господа ученикам на пути в Эммаус
Явление Господа апостолам в Иерусалиме в первый и восьмой день по Своем воскресении
Фома же один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали Ему: «Мы видели Господа». Но он сказал им: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин.20:24–25 ).
После восьми дней опять были в дому ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: «Мир вам!» Потом говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин.20:26–29 ).
Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей; сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:30–31 ).
Явление Господа апостолам при море Тивериадском
Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его ( Ин.21:24 ).
Явление Господа на горе Галилейской
Вознесение Господне
(Вот) все, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя Живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня ( Деян.1:1–4 ). Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше» ( Лк.24:49 ). Ибо Иоанн крестил водою; а вы, чрез несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым ( Деян.1:5 ). Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли ( Деян.1:8 )». И вывел их вон из города до Вифании 617 и, подняв руки Свои, благословил их ( Лк.24:50 ).
И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возносится на небо ( Лк.24:51 ), и облако взяло Его из вида их ( Деян.1:9 ). Итак, Господь вознеся на небо, и воссел одесную Бога ( Мк.16:19 ).
И когда апостолы смотрели на небо, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус Вознесыйся 618 от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его, Идуща на небо» ( Деян.1:10–11 ). (Тогда) апостолы поклонились Ему, и возвратились с великою радостью ( Лк.24:52 ) в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима на расстоянии субботнего пути ( Деян.1:12 ). И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога ( Лк.24:53 ).
Избрание апостола Матфея. Сошествие Святого Духа на апостолов
(По вознесении Иисуса Христа) апостолы единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. И (вот) было собрание человек около ста двадцати. Петр, став посреди учеников, сказал: Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде ( Деян.1:14–16 ). Итак, надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, был вместе с нами свидетелем воскресения Его». И поставили двоих, Иосифа, который прозван Иустом, и Матфия. И помолились ( Деян.1:21–24 ), и бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати апостолам ( Деян.1:26 ).
Петр же, ставши с одиннадцатью (апостолами), возвысил голос свой, и возгласил им: «Мужи иудейские и все живущие в Иерусалиме! внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня. Но это есть предреченное пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения» ( Деян.2:14–17 ). Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, Засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, Сего, по определенному совету и предведению Божию Преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили. Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его ( Деян.2:22–24 ). Он, быв вознесен десницею Божиею и, приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите ( Деян.2:33 ). Итак, твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли ( Деян.2:36 )».
Слышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: «Что нам делать, мужи братия?» Петр же сказал им: «Покайтеся, и да крестится 622 кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов; и приимете дар Святаго Духа» ( Деян.2:37–38 ). Охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба 623 и в молитвах ( Деян.2:41–42 ). А апостолы проповедовали везде 624 при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь ( Мк.16:20 ).
Приложение. Словарь славянских слов, встречающихся в тексте Священной Истории.
Аз – я; мене – меня; ми – мне; мя – меня; ны – нас.
Алкать – чувствовать голод.
Благий – добрый; средн. род. множ. число – благая.
Блюсти – сохранять, соблюдать.
Бо – ибо, потому что.
Богови – Богу; о Бозе – о Боге.
Быти – быть; есма – есмы (двойств. число); бысть – был-а-о; бысте – вы были; быша – они были; бех – я был-а-о; бе – был-а-о; буди – да будет.
Взимати – брать, принимать; вземляй – взявший.
Взирати – смотреть; воззрите – смотрите, взгляните.
Видети – видеть; видеста очи – видели очи (двойств. число); видехом – мы видели; видесте – вы видели.
Владыко – владыка (зват. пад.).
Врачу, исцелися – врач, исцелись.
Всяк – всякий; всяка – всякая.
Вы – вы и вас (имен. и винит. пад.).
Глагол – слово; глаголы – слова, учение.
Глаголати – говорить; глагола – сказал; глаголяй – говорящий.
Дати – дать; даде – ты или он дал; дадеся – дано; даждь – дай.
День – день; дне – дня; дневи – дню.
Держава – сила, власть.
Днесь – сегодня, ныне.
Довлеет – достаточно, довольно.
В дому Иаковли – в доме Иакова.
Достоит – надлежит, должно.
Еже – которое, что; еже есть сказаемо – что значит.
Елик – какой, сколь великий; елика – сколь велико, что.
Жернов осельский – мельничный жернов.
Заповедати – заповедать, повелеть; заповедах – я заповедал.
Иже – который; яже – которая; еже – которое.
Имети – иметь; имам – я имею; имать – он имеет; имет – он будет иметь.
Исполнити – наполнить; исполнь – исполненный, наполненный; исполняяй – наполняющий.
Кесарь – титул императора; кесареви – кесарю; кесарева – принадлежащее кесарю.
Кийждо в вас – каждый из вас.
Лукавый – хитрый, диавол.
Напасть – беда, искушение.
Наречется – назовется; нарекутся – назовутся.
В оньже – в который.
Отщетит – повредит, потеряет.
Паче – больше, лучше.
Пещися – заботиться; не пецытеся – не заботьтесь.
Пити – пить; пияй – пьющий.
Плоть – тело; плотски – телесно.
Повеждь – поведай, скажи.
Полагаю живот – отдаю жизнь.
Посла – ты или он послал.
Праздный – бездельный, свободный.
Презирать – пренебрегать, оставлять без внимания.
Преслушати – не послушать.
Расточи – ты или он расточил.
Рещи – сказать; рекут – скажут; рек – сказавший, сказав.
Сочета – ты или он сочетал, соединил.
Такожде – также, таким образом.
Утрей – завтрашний день.
В человецех – в людях; пред человеки – пред людьми.
Яко – потому что, так как, как.
То есть вечером в субботу, так как дни у иудеев считались с вечера. В это время святые жены купили ароматы, то есть миро и прочие благовонные вещества.
То есть лишились чувств.
То есть, по-нашему, в день воскресный.
Отсюда и возникло наименование их «женами-мироносицами».
То есть два ангела в светлых одеждах.
После виденного и слышанного благочестивые жены не могли не верить воскресению Иисуса Христа. Поэтому не следует смущаться словами Евангелиста Марка ( Мк.16:8 ), что жены бежали от гроба и никому ничего не сказали, потому что боялись. Страх, объявший их, воспрепятствовал им говорить о совершившемся лишь встречным по дороге. Но они не могли ослушаться ангелов, и не поведать радостной вести апостолам.
Так первосвященники научили говорить воинов. Но кто мог поверить словам людей, не только не видевших, что было с Иисусом Христом, но и в то же время спавших!
Что Господь воскрес из мертвых.
Скорбь и слезы помешали Марии узнать Господа. Кроме того, Иисус Христос, вероятно, предстал ей в ином виде, чем какой Он имел до Своего воскресения.
А веруй, что это Я и говорю с тобою. Вот смысл этих слов Иисуса Христа.
Этими словами Господь подтверждает высказанную уже мысль, что, воскресши, Он Сам явился ей, а не бесплотный дух Его, ибо Господь еще не восходил к Отцу Своему.
Так Господь называет Своих учеников и вместе с ними всех верующих в Него.
Апостолы хотели наглядно убедиться в воскресении Иисуса Христа, желали сами увидеть Его.
А другой ученик был сам Евангелист Лука, подробно описавший это явление Воскресшего Господа.
То есть непонятливые.
Таково было тело Воскресшего Господа Иисуса Христа. Оно было духовно и не было стесняемо никакими преградами. Такое свойство будут иметь и наши тела после всеобщего воскресения.
Испытывая особенно сладостное чувство при беседе с Иисусом Христом.
Так апостолы приветствовали учеников, пришедших из Эммауса. Отсюда произошел обычай у христиан в день Святой Пасхи приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» – «Воистинну воскресе!» Первое из этих приветствий принадлежит ангелу, возвестившему женам-мироносицам: «Он воскрес», а второе – апостолам, приветствовавшим Луку и Клеопу словами: «Воистинну воскрес».
Это было чудесное явление, так как тело Иисуса Христа было духовно и в пище не нуждалось. – Господь вкушал пищу пред учениками для того, чтобы убедить их, что явился Он Сам, а не дух Его.
и проч., – по-русски: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав сие, дунул и говорит им: «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
Как Господь явился ученикам в восьмой день по воскресении. По окончании праздника Пасхи апостолы возвратились в Галилею, где Иисус Христос обещал предварить их. По Своем воскресении Господь уже не находился все время с апостолами, а только являлся им.
Все это Господь явил апостолам чудесным образом. Это было новое чудо Иисуса Христа.
Очевидно, и на сей раз Господь явился апостолам в ином образе. Поэтому никто из них сразу не узнал Его, они только почувствовали, что это Господь.
Под агнцами и овцами здесь разумеются уверовавшие в Иисуса Христа. Господь поручает апостолу Петру пасти или руководить ими, и тем самым восстановляет его в апостольстве.
Итак, трижды апостол Петр отрекся от Иисуса Христа, трояким же исповеданием своей любви к Нему Господь восстановляет его в апостольском звании. Апостол Петр опечалился, потому что понял, к чему клонилась речь Иисуса Христа.
То есть будет распят на кресте. Это и сбылось при римском императоре Нероне.
Это был окончательный призыв Иисуса Христа апостолу Петру.
По словам апостола Павла, на горе Галилейской в это время было более пятисот последователей Иисуса Христа. Тот же апостол свидетельствует, что Иисус Христос, по Своем воскресении, явился отдельно апостолу Иакову.
и проч., – по-русски: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам».
Деяния Святых Апостолов, кроме повествования о вознесении Господнем и Сошествии Святого Духа на апостолов, содержат в себе историю проповеднической деятельности апостолов, в особенности святых Петра и Павла.
и проч., – по-русски: «Сей: Иисус, Вознесшийся от вас на небо, прийдет таким же образом, как вы видели Его, Восходящим на небо».
То есть все апостолы, как двенадцать, так и семьдесят, Матерь Божия, братья Иисуса Христа по плоти, святые жены и прочие, всего числом около ста двадцати человек.
То есть имеющие вид огня.
Собравшиеся во множестве по случаю праздника Пятидесятницы.
и проч., – по-русски: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа».
Так называется здесь установленное Иисусом Христом таинство Святого Причащения.
О Воскресшем Господе и основанном Им Царстве Божием на земле. Итак, день Сошествия Святого Духана апостолов, и прочих верующих должен быть особенно знаменателен для христиан. В этот день получила свое начало Церковь Христова или Царство Божие на земле, – так называется установленное от Бога общество верующих в Иисуса Христа, соединенных между собою православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»