явление иконы пресвятой богородицы во граде казани проповедь

Проповедь после Литургии в Казанском соборе на Красной площади

21 июля 2020 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

явление иконы пресвятой богородицы во граде казани проповедь

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, очень значительный для нашего благочестивого народа, особенно торжественно отмечается Церковью, что связано с проявлением особых милостей от Казанского образа. Всем хорошо известна победа над опасным врагом, который, войдя в пределы нашего Отечества, оккупировал огромные территории, что привело к полному расстройству государственной жизни. Но Смутное время подошло к концу именно здесь, на том самом месте, где мы стоим, когда ополченцы Минина и Пожарского, войдя в Москву и обратившись к Казанской иконе Божией Матери, приняли решение атаковать Кремль, последний оплот оккупантов. И мы знаем, что Кремль был окружен и практически безболезненно, без каких-то особых потрясений для рати Минина и Пожарского освобожден, враг был изгнан, а очень скоро освобождена и вся Россия.

Но и в XX веке Царица Небесная являла Свою милость. Перед Казанской иконой Божией Матери в осажденном Петербурге, тогдашнем Ленинграде, блокированном, лишенном всякой связи с внешним миром, умиравшем от голода, во Владимирском соборе, где сохранялся чудотворный Казанский образ, постоянно совершались молебны, служились Литургии. И народ собирался, хотя дойти до собора было почти что расстаться с жизнью. Изможденные голодом люди не могли передвигаться, но, как мне рассказывали свидетели, собор наполнялся, горячая молитва возносилась перед Казанской иконой Божией Матери, и мы знаем, что Петербург, тогдашний Ленинград, не пал перед врагом, и Отечество наше обрело победу.

Такие замечательные исторические события не должны изглаживаться из нашей памяти. Конечно, у светских историков, у военных аналитиков есть свои объяснения всех этих побед, но почему же командующие молились тогда перед Казанским образом Божией Матери? Разве они не знали, что в их распоряжении есть те или иные силы, те или иные знания? Но они молились, понимая, что нужна помощь свыше, и помощь через молитву перед Казанской иконой Божией Матери давалась нашему воинству и нашему Отечеству.

Всё это времена уже сравнительно давно прошедшие. А что в нашей жизни? Почему и доныне не зарастает тропа к храмам, где находятся, в том числе, изображения Казанской иконы? И у себя дома многие из нас имеют изображения Божией Матери Казанской. Почему же не прекращается молитва, обращенная к Царице Небесной, перед Ее Казанским образом? А потому что не прекращается и не может прекратиться действие благодати Божией, которую мы обретаем через предстательство Царицы Небесной, через наши молитвы перед Ее святыми изображениями, в том числе перед Казанской иконой. Опыт, который имеет каждый из нас, и сегодня укрепляет нашу веру, помогает нам реально, и потому не пресекаются наши молитвы Пресвятой Богородице, в том числе перед прославленным Ее образом Казанским.

Но ведь когда Господь дает благодать, в том числе по ходатайству Его Пресвятой Матери, эта благодать может оказаться бездейственной — если человек ее не воспримет. Если бы человек отвергал благодать, то никаким принуждением Господь не спасал бы. В таинственном процессе спасения человека присутствует Бог, Божественная благодать, ниспосылаемая, в том числе, по предстательству Пресвятой Богородицы, но присутствует и человек. Мы с вами присутствуем, мы участвуем в этом процессе — в первую очередь своей верой. А если вера пресечется, то и чудеса от образов прекратятся, и источение благодати Божией остановится, потому что в злохудожную душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху (Прем. 1:4), как учит нас Слово Божие.

Итак, в дивном процессе спасения, обожения человеческого рода, который совершается силой Божественной благодати через таинства Церкви, участвуем все мы. Вот почему, когда мы особенно нуждаемся в Божественной помощи, в явлении некоего чуда, как это сегодня происходит в условиях пандемии, так важно, чтобы обновлялась наша вера, чтобы с еще большей силой мы обращались к Господу, к Его Пресвятой Матери Деве Марии, к святым угодникам! Чтобы наша молитва не омрачалась никакими сомнениями, а если они все же возникают, то обратим свой взор в прошлое, в нашу дивную героическую историю, наполненную многими чудесами, которые источала Пресвятая Богородица на тех, кто с верой и надеждой обращал к Ней свою молитву.

Вот и сегодня особое время — когда мы должны укрепить нашу веру, усилить нашу молитву, обратить к Господу и Его Пресвятой Матери Деве Марии наши надежды на избавление Отечества и всего мира от страшной пагубы, на укрепление здравия душевного и телесного нас, наших родных и близких, на споспешествование народу нашему в преодолении тех трудностей, которые встречаются на его историческом пути. И верим, что по предстательству Царицы Небесной, в ответ на наши смиренные молитвы, но наипаче в ответ на молитвы святых угодников, в земле Российской просиявших, Господь будет споспешествовать всем нам на нашем жизненном пути, содействовать преодолению трудностей, печалей и скорбей, которые на этом пути возникают.

С праздником в честь Казанской иконы Божией Матери всех вас сердечно поздравляю!

Источник

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ.
Неделя 21 по Пятидесятнице

явление иконы пресвятой богородицы во граде казани проповедь

явление иконы пресвятой богородицы во граде казани проповедь

Крестильный малый храм

явление иконы пресвятой богородицы во граде казани проповедь

Великое освящение храма

Проповедь «ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ГРАДЕ КАЗАНИ.»

ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Апостол

Филиппийцам, гл. 2, ст. 5-11
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

От Луки, гл. 10, ст. 38-42, гл. 11, ст. 27-28

Проповеди священника Сергия Ганьковского

ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ГРАДЕ КАЗАНИ.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Четыреста двадцать лет тому назад страшный пожар истребил часть города Казань и обратил в пепел половину казанского Кремля. Без особых подробностей нам понятно, что такой пожар был настоящим бедствием для народа. Всё, что наживалось в трудах и скорбях многими поколениями горожан, в течение нескольких часов было обращено в пепел. Множество людей погибло. Жизнь и быт оставшихся в живых были в одночасье сметены, сломаны, погублены тяжёлой бедой. Впору было отчаяться, возроптать, впасть в грех уныния. Однако люди остаются людьми даже в самых тяжёлых ситуациях. И вот, оплакав погибших, но с думой о живых, они со смиренной решимостью на месте сгоревших домов взялись возводить новые. Вместе с другими погорельцами строил свой дом и стрелец Даниил Онучин. Его маленькой дочери Матроне приснился как-то сон, в котором девочке явилась Матерь Божия. Пресвятая Дева повелела малютке достать Её икону, которую давным-давно зарыли в землю, спасая святыню от поругания язычниками, некие благочестивые христиане.

Маленькая Матрона объявила о сонном видении взрослым, но на слова её никто не обратил внимания. Трижды являлась Пречистая Дева Богородица во сне отроковице Матроне, трижды указывала место, где была зарыта икона, пока наконец мать и дочь не начали копать в указанном месте и не обрели святыню. Когда вновь обретённую икону переносили в казанский кафедральный Благовещенский собор, случилось первое чудо: во время крестного хода исцелились два слепца – Иосиф и Никита.

С этого момента чудотворная Казанская икона Божией Матери стала национальной святыней русского народа, его знаменем, покровом, символом преданности наших предков своему Отечеству и своей Церкви. В 1612 году икона Казанской Богородицы предшествовала русским войскам, ведомым князем Димитрием Михайловичем Пожарским, в победоносном походе на Москву, оккупированную польскими интервентами.

В 1709 году перед сражением под Полтавой император Пётр 1 вместе со всем войском молился перед иконой Казанской Божией Матери о даровании победы над армией шведского короля Карла XII. И сегодня каждый из нас знает, какой блестящей победой закончилось это сражение.

В 1812 образ Пресвятой Богородицы Казанской хранил русских воинов, отразивших нашествие “галлов и дванадесяти язык” на нашу Родину.

Неисчислимы чудеса исцелений, совершившихся с православными по их горячим молитвам, по слезам их, пролитым перед образом Всероссийской Заступницы.

Но всё это было потом, позже. А тогда, на пепелище сгоревшей Казани, женщина и её маленькая дочь среди развалин и смрадного дыма рыли яму, чтобы найти в ней не сундук с золотом, не клад, не утаённое сокровище, но то, что для них было больше денег, больше богатства, больше процветания, – видимый знак милости Божией, осязаемое знамение защиты и заступления, которые Мать Пресвятая Богородица дарует православному народу Своему.

Так и мы иногда посреди нашей обыденной жизни вдруг оказываемся на пепелище, на пожарище, когда всё, что нам было дорого, всё, что мы любили, к чему привыкли, оказывается разрушенным и сожжённым. Так бывает и в семейном быту, и в дружеских отношениях, так бывает, как мы теперь знаем, и в жизни целых стран, в жизни государств.

Что же мы будем искать на месте пожарища? Сундук, набитый золотом, чтобы на это золото построить новую счастливую жизнь, лучше прежней, сгоревшей? Или, может быть, мы будем искать на месте погрома крепкую дубину, чтобы наказать виновника нашего несчастья? Или просто, в отчаянии уронив голову на руки, заплачем о своей горькой судьбе? Давайте посмотрим себе в душу и постараемся там разглядеть, как мы встречаем беду, как мы принимаем трудности нашей жизни. Давайте подумаем об этом сейчас, когда мы вспоминаем о чудесном обретении Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Давайте вспомним, как маленькая девочка Матрона со своей мамой рыли яму в обожжённой земле, рыли, чтобы найти там обещанную Богом Икону.

Чего же ждём мы с вами, чего ищем на пепелище неустроенной нашей жизни? Аминь.

Источник

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского (†1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

Источник

Оптина Пустынь

явление иконы пресвятой богородицы во граде казани проповедь

явление иконы пресвятой богородицы во граде казани проповедь

Толкования
Священного
Писания

явление иконы пресвятой богородицы во граде казани проповедьявление иконы пресвятой богородицы во граде казани проповедь

Не за­би­вай­тесь в го­ру, не ищи­те вы­со­ких да­ро­ва­ний, но со сми­рен­ны­ми ве­ди­те­ся: яже гла­го­ле­те в серд­цах ва­ших, на ло­жах ва­ших уми­ли­те­ся (Пс. 4, 5), заз­ри­те се­бя и уко­ри­те о не­исп­рав­ле­ни­ях, это луч­ше бу­дет вы­со­ких ва­ших исп­рав­ле­ний с са­мом­не­ни­ем о се­бе. По­ка на­хо­дим­ся мы на сей вой­не, не долж­но ни дер­зать, ни от­ча­и­вать­ся.

Бо­го­муд­рые от­цы на­у­ча­ют нас всег­да и во всем луч­ше се­бя уко­рять и во вся­ком неп­ри­ят­ном слу­чае на се­бя воз­ла­гать ви­ну, а не на дру­гих.– Тог­да и об­ря­щем по­кой и мир ду­шев­ный и удер­жим­ся на ис­тин­ном пу­ти спа­се­ния.

Ра­дость бы­ва­ет в нас от час­то­го па­мя­то­ва­ния о Бо­ге, по пи­сан­но­му: по­мя­нух Бо­га и воз­ве­се­лих­ся (Пс. 76, 4).

Оптинские
праздники

ноябрь ← →

пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Д орогие о Господе братья и сестры, от всей души поздравляем всех вас с престольным праздником нашей Обители – празднованием, чествованием Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

явление иконы пресвятой богородицы во граде казани проповедь

И вот о чем мы молим Божью Матерь? Конечно, у нас всегда есть какие-то житейские бытовые нужды, но они не могут быть главными в наших молитвах. Это не основное. Мы просим Божью Матерь о Ее молитвенном предстательстве, о Ее благодатном действии в нас в первую очередь в том, чтобы преуспевать в духовной жизни, преуспевать в самых главных целях, для которых мы здесь на земле существуем, то есть в подготовке к жизни будущей, подготовке и уже здесь соединении с нашим Спасителем, Сыном Пречистой Богородицы – Господом Иисусом Христом. И вот в первую очередь мы Ей молимся об этом. И как нельзя лучше и прекраснее все эти наши мысли, наши чаяния, наши сердечные воздыхания выражены в молебном каноне ко Пресвятой Богородице, который мы все с вами всегда читаем перед Святым Причастием.

А кто такие дети? Кто такая Мать? Это значит, что мы находимся под ее материнской заботой, как самое драгоценное, что только на свете существует, и как Она опекает каждый наш шаг, каждую нашу мысль, чувство. Как казалось бы человеку, ограниченному пространством, можно все это сделать, когда нас, верующих в Господа, почитающих Божью Матерь, не то, что миллионы, десятки может быть миллионов. По благодати Божьей все возможно. И вот в сердце Божьей Матери все мы умещаемся. Она может нам в едином времени всем одновременно помогать, о всех нас заботиться, о всех знать все наше внутреннее состояние, слышать все нас, сердечные наши молитвы. Такую Господь дал Ей силу. И мы Ее почитаем от всей души, как истинную нашу Матерь.

И вот сегодня мы все с вами собрались в сей святой храм, чтобы просить Божью Матерь нам грешным немощным, бедствующим в этих житейских бурях страстных, в этих напастях, испросить Ее всегдашней Ее помощи, чтобы Она была нашим предстательством, чтобы Своей молитвой Она укрощала наши страсти, чтобы вразумляла нас, давала ревность, давала нам памятование о том, что необходимо всегда пребывать в молитве. «Бдети к песни укрепи», – читаем мы в утренней молитве к Пресвятой Богородице. Мы Ее молим, чтобы Она напоминала нам о необходимости изучать заповеди Ее Сына, Спасителя нашего Иисуса Христа. Она помогает нам их понимать. Она о них нам воспоминает в течение каждого нашего дня, дает силы, чтобы мы пытались стараться их исполнять. При этом Она помогает нам увидеть наши недостатки, нашу немощь, нашу отдаленность от Бога, страстность, испорченность, заметить это, чтобы прийти на покаяние, прийти на исповедь и чистосердечно от души все рассказать своим духовникам. Вот насколько важна помощь, важна Ее спасительная роль в нашей жизни.

И мы сегодня от всей души от всего сердца со слезами благодарим и молим Пресвятую Богородицу, чтобы Она в нашей бедственной трудной жизни не оставила нас, привела к спасению, чтобы во веки веков с Ее Сыном, с Ней, со всеми святыми мы находились в вечном блаженстве и непрестанно со слезами благодарения и радости Ее хвалили, почитали и радовались о Ее любви к нам. Это обязательно совершится по ее матерной любви. Мы на это надеемся и за все ее благодарим.

Источник

Церковь празднует явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

явление иконы пресвятой богородицы во граде казани проповедь

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. История

21 июля церковь празднует явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга — главный водный путь страны — стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики — святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом (†1567; память 6 ноября).
Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский (†1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» — автограф Святейшего Патриарха Ермогена — целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.

Поход за Казань

В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского (†1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».

явление иконы пресвятой богородицы во граде казани проповедь

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня — Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

Особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год — как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь…

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

Небесный покров

явление иконы пресвятой богородицы во граде казани проповедь

Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

Читайте также:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *