является ли коммерческое предложение офертой судебная практика
Оферта для бизнеса: инструкция по применению
Моментальные сделки и платежи без лишних согласований, сокращение документооборота и, конечно, удобство для покупателя – все это оферта. Рассказываем, как избежать ошибок и предусмотреть все риски при составлении документа.
Чем оферта отличается от договора?
С юридической точки зрения, оферта – это предложение, которое поступает от продавца к покупателю. Оно может быть сформулировано устно при личной встрече или по телефону: «Готовы продать полтонны картофеля по 20 р./кг. Оплата наличными».
Оферту можно добавить в рекламу: «Кредиты под 12% годовых на срок от 1 года», на продающий сайт или в электронное письмо: «Консультации по вопросам гражданского права – 1000 рублей в час, принимаю оплату через электронный кошелек».
Преимущество оферты – скорость заключения сделки. Клиент заранее видит все условия, соглашается с ними и производит оплату товара или услуги. То есть, продавец и покупатель не тратят время на согласование и подписание договора, не занимаются пересылкой бумажных документов.
Чтобы предложение для покупателей стало офертой, то есть конкретным шагом к сделке, в тексте нужно сформулировать обязательные условия. Юристы называют их существенными.
Если говорить проще, оферта является законной, если дает ответ на следующие вопросы:
Кто и что предлагает?
В какие сроки и каким образом?
Во сколько это обойдется?
Как оплатить покупку?
Иногда на сайтах или в рекламных рассылках встречаются фразы: «Заключаем договор оферты» или «продаем по договору-оферте». Это неверная формулировка, так как договор – это соглашение сторон, а оферта – призыв к заключению этого соглашения. То есть, термины разные, а потому смешивать их нельзя.
Оферта бывает простой или публичной: все зависит от того, кому адресовано предложение заключить договор. Если конкретному адресату (не важно, речь о господине Петрове или компании «Васильки»), то речь идет о простой оферте, если мы не определяем круг заинтересованных лиц, то есть приглашаем к сделке всех желающих, оферта считается публичной.
Как правильно составить текст оферты?
Есть существенные условия, без которых оферту не признает клиент, суд или Роспотребнадзор. Это могут быть:
сведения о продавце;
условия покупки: цена, способ оплаты;
информация о том, как обменять, вернуть товар;
условия акцепта (принятия оферты).
Список не окончательный, так как содержание оферты во многом зависит от предмета сделки. Юристы рекомендуют ориентироваться на Гражданский кодекс, закон о защите прав потребителей, а также правила реализации некоторых видов товаров. Владельцам интернет-магазинов помогут правила дистанционной торговли.
К примеру, если речь идет об оказании услуг, то существенные условия для составления оферты определяются 37-ой главой ГК («Подряд»). При сделках, связанных с продажей товаров, руководствоваться нужно главой 30, посвященной договорам купли-продажи.
Что будет, если составитель оферты проигнорирует существенные условия? Допустим, фотоателье разместило рекламу: «Реставрация фотографии всего за 100 р.». Если при составлении оферты предприниматель не пропишет в тексте информацию согласно п.1 ст. 732 ГК РФ, клиент может потребовать возврата денег и возмещения убытков на основании того, что работа была сделана плохо. И суд встанет на его сторону, так как исполнитель в оферте не оговорил качество исходных материалов, критерии выполнения работ и пр. То есть, хорошо или плохо отреставрирована фотография определяет клиент, основываясь на своих ожиданиях и представлениях.
Рассмотрим основные пункты любой оферты подробнее.
1. Кто продает?
В оферте нужно указать основную информацию о компании или предпринимателе, включая название, ФИО руководителя, реквизиты, контактные данные. Сведения можно поместить на видное место или прописать в нижней части рекламного листа, сайта или баннера мелким шрифтом.
2. Кому продает?
Обязательно укажите в оферте, кто может приобрести продукт: физические лица, ИП, юридические компании. К примеру, если вы организуете, курсы повышения квалификации для оценщиков, пропишите, что приглашаете на занятия специалистов с высшим или профильным образованием, имеющих опыт работы в данной сфере, а также необходимую разрешительную документацию.
Формулируя ограничения, не забывайте о статье 5.62 КоАП («Дискриминация»): не включайте в оферту требования определенного пола, расы, национальности и пр. Исключение можно сделать только в том случае, когда покупатели определенной группы физически не смогут воспользоваться предложением. Например, мужчины не смогут прийти на осмотр гинеколога, а покупатели из Москвы не получат горячий бизнес-ланч из кафе во Владивостоке.
3. Акцепт
Напомним, что оферта – это всего лишь приглашение заключить договор. Чтобы предложение оформилось в официальный документ, клиент должен согласиться со всеми условиями (акцептовать).
Акцептом можно «назначить» оплату покупки, завершение регистрации личного кабинета или любое другое действие. Обратите внимание, что в сфере B2B в оферту добавляют описание процедуры верификации другой стороны, чтобы исключить случаи, когда предложение акцептует неуполномоченное лицо.
Проще говоря, чтобы договор заключал соответствующий менеджер, а не водитель, работающий в той же компании. Обычно для верификации просят указать реквизиты организации, выслать подписанное согласие или заявление и пр.
4. Изменение оферты
Оферту можно менять в любой момент и по любым причинам: например, поднимать или снижать цены, добавлять или убирать бесплатную доставку. Главное, сообщить клиентам, когда именно нововведения начнут действовать:
«ИП Петров оставляет за собой право вносить изменения в оферту и договор. Новые документы вступают в силу через 3 дня с момента опубликования на сайте таком-то».
Важно! Новые правила не затронут уже существующих клиентов. Пересогласование заключенных ранее договоренностей возможно, если подобная процедура была прописана в документе с самого начала:
«ООО «Авось» может менять текст оферты и договора без предварительного согласования с клиентами. Заинтересованные лица будут оповещены по SMS за 10 дней до вступления в силу новой редакции. В случае согласия с изменениями, клиент должен отправить ответное SMS с согласием до истечения 10-дневного срока. В противном случае все прежние договоренности будут считаться расторгнутыми».
Вместо SMS можно выбрать любой другой формат действия: звонок, электронное письмо, сообщение в онлайн-чате. Главное, чтобы подобный шаг позволил идентифицировать клиента и зафиксировать время и дату оповещения.
5. Предмет сделки
Оферта рассказывает клиенту, что он получит после акцепта (оплаты, регистрации, подачи заявки и пр.). Если стулья – то «5 деревянных стульев из коллекции «Стиль», если знания – то «консультация юрисконсульта 1 категории по вопросу авторского права продолжительностью 1 час».
Приведем основные требования к описанию товаров и услуг в оферте:
Товар: количество, вес, размер, внешний вид, правила хранения, состав, изготовитель, сведения о прежних владельцах, проведенных ремонтах, сроках годности и гарантиях, способ применения и пр.
Услуги: кто будет оказывать – квалификация, должность работника; что из себя представляет услуга – пример консультации, макет сайта, фрагмент видеоурока; сроки – урок длительностью 1 час, готовый макет сайта в течение 3 дней с момента согласования технического задания и пр.
Не обязательно прописывать условия в самой оферте: вы можете сослаться на действующий каталог товаров, программу обучения, либо страницу с подробной информацией.
6. Цена
Если клиент понимает, во сколько ему обойдется товар или услуга с учетом стоимости доставки, скидок, бонусов, процентов и любых других условий, то оферта сформулирована правильно. Если при оплате покупатель несет дополнительные расходы, сообщите об этом заранее: «Стоимость услуги не включает банковскую комиссию или вознаграждение платежных систем».
Нередко предприниматели добавляют на сайт (в рекламу или условия акции) строчку: «Информация об акции не является публичной офертой.», чтобы обезопасить себя от различных рисков, связанных с ценой товара. Однако юридическая сила этих слов не всегда действует, так как сайт при наличии существенных условий (описание продукта, стоимость, условия доставки и возврата) сам по себе является офертой. Поэтому если по ошибке цена на телевизор окажется 1 рубль, то покупатель вправе получить технику именно за указанную цену, в том числе через суд.
Цену и другие условия, можно вынести на отдельную страницу для удобства пользователя или сослаться на действующие расценки в каталоге.
7. Способ оплаты
В идеале в оферте должны быть прописаны все способы оплаты, которые предлагает компания. Исключение – временные акции, по которым возможны ограничения:
«Получите третий товар в корзине бесплатно при оплате через электронный кошелек Такой-то».
8. Доставка заказа
Из оферты покупатель узнает, где и как он сможет получить товар: дома, в почтовом отделении, в пункте выдачи и пр. Если существуют какие-то условия, продавец обязан прописать их максимально подробно:
Если функции доставки возложены на стороннюю компанию, пропишите этот момент в оферте. Тогда в случае утери или порчи товара при транспортировке отвечать перед судом или Роспотребнадзором будет перевозчик:
«Доставку выполняет компания ООО «Такая-то». Перевозчик несет ответственность за соблюдение срока доставки и сохранность товара».
9. Урегулирование вопросов, проблем, претензий
В оферте нужно прописать (или оставить ссылку на страницу с подробной информацией), как клиент сможет:
вернуть бракованный товар;
обменять один товар на другой;
отказаться от покупки и вернуть деньги;
воспользоваться гарантией от магазина и пр.
Например, можно прописать обязательное досудебное урегулирование – в этом случае, клиент не сможет напрямую пожаловаться в суд, а сначала сообщит продавцу о своих претензиях:
«Все споры обязательно решаются в досудебном порядке. Для этого покупатель направляет претензию на электронную почту компании. Компания обязуется в течение 20 дней изучить проблему и сформулировать ответ. Если клиент не согласен с решением, он вправе подать иск в суд».
Юристы рекомендуют прописать в оферте все, что может пойти не так: от срыва сроков доставки и неработающего сайта до проблем со связью:
«Если клиент не выходит на связь в течение 20 минут с начала урока, урок считается проведенным. Деньги за урок не возвращаются».
10. Что еще можно включить в оферту?
Название. Будет полезно, если на сайте продается сразу несколько продуктов или услуг.
Акты. Если продавец – ИП или розничная компания, то в оферту можно включить следующую фразу: «Качество услуг подтверждается оплатой. Подписание актов не требуется».
Персональные данные. Если вы собираете, храните, обрабатываете персональную информацию, либо передаете ее третьим лицам (например, службе доставки), об этом нужно сообщить в оферте.
Закрывающие документы. Если сотрудничество предполагает формирование, сверку, согласование или подписание документов, включите в оферту строчку следующего вида: «Документы направляются по указанному при регистрации электронному адресу. Переписка по электронной почте имеет юридическую силу, в т.ч. для суда. Данный способ обмена документами и информаций считается надлежащим».
Кому подойдет оферта?
По закону оферты могут работать все: и предприниматели, и юридические лица, и даже самозанятые. Ограничений нет. Однако удобнее всего использовать оферту для реализации типовых товаров или услуг, не требующих персонального подхода и долгих согласований.
Проще говоря, если условия сделки едины для всех покупателей, то смело готовьте оферту. Если нужно каждый случай сотрудничества разбирать отдельно, воспользуйтесь индивидуальными договорами.
К примеру, репетитор для школьников предлагает два формата занятий:
Записанные видеоуроки, к которым прилагаются упражнения для закрепления и контрольные тесты. Программа одна для всех, поэтому для таких продаж лучше выбрать оферту.
Персональные занятия, продолжительность, количество и содержание которых зависит от знаний конкретного ученика. Например, одному школьнику нужно наверстать пропущенные за время болезни уроки, другому – подготовиться к ЕГЭ. В этом случае репетитор заключает индивидуальные договоры.
Преимущества оферты
Подводя итог, перечислим главные преимущества оферты:
Мгновенные сделки: чтобы продать товар, не нужно заключать договоры. Достаточно один раз подготовить оферту, чтобы получить сотни акцептов.
Юридическая защита. Оферта – это легитимный документ, который защитит от претензий покупателя перед лицом суда или Роспотребнадзора. Конечно, если вы учли рекомендации и правильно составили текст.
Быстрая оплата. По обычному договору оплата приходит только после согласования и подписания документов. В случае с офертой клиент сразу оплачивает товар или услугу, тем самым подтверждая согласие со всеми условиями оферты.
Простой язык и оформление. Оферта, в отличие от традиционных договоров, пишется доступным для клиента языком. Главное конкретно изложить все условия, вопросы, риски и гарантии. Отдельные пункты можно выносить на специальные страницы для удобного восприятия.
Коммерческое предложение
© Depositphotos.com / Bedolaga
Коммерческое предложение
Часто, а порой чересчур часто можно видеть и встречать коммерческие предложения.
Некоторые составлены как литературное произведение, другие же балуют типовыми фразами.
Одни хочется рассмотреть, другие – быстро выкинуть в урну.
Да, сразу скажем, что в этом посте не стоит искать образец, пример, шаблон, бланк коммерческого предложения.
Да, тут также не будет тезисов о том, как правильно составить коммерческое предложение.
Да, мы также не будем размещать коммерческие предложения о сотрудничестве (кошмар!), о продаже товаров/работ/услуг (зачем нам здесь подобное?).
Мы расскажем вам о юридической составляющей коммерческого предложения, его правовой оценке и характерным спорах для него. Остановимся на одном из них.
Изложенное нами может дать информацию к размышлениям о том, что стоит писать и как в коммерческом предложении; каким образом, можно изменить или, по крайней мере, изменить восприятие/толкование предложения в контексте обычной судебной практики.
Итак. Классика жанра.
Наименование суда: Пятый арбитражный апелляционный суд (5 ААС)
Номер дела: А51-5213/2011
Дата судебного акта: 14 ноября 2012г.
Фабула дела.
Ответчик направил Истцу коммерческое предложение, содержащее наименование, цену, качество, ассортимент, порядок оплаты товара.
Истец посчитал коммерческое предложение офертой (предложение заключить договор на указанных в нем условиях) и принял его. Истец оплатил и в последующем получил поставленный товар. Поставленный товар отличался от указанного в коммерческом предложении.
Истец потребовал возврата уплаченных денег.
Суд удовлетворил требования истца.
1) коммерческое предложение явилось офертой ответчика, т.к. позволяло установить и волю лица, его направившего, и все условия сделки;
2) в оферте не обязательно должен быть указан адресат. В последующем стороны обменивались информацией, в том числе и при выставлении счета на оплату;
3) требование о возврате средств истца обоснованно, смотрим на п.3 ст.468 ГК РФ.
Выводы наши.
1) любые ваши коммерческие предложения могут быть истолкованы как оферта;
2) если будет толкование предложения как оферты, то будьте готовы исполнить изложенное в нем;
3) если не хотите, чтобы коммерческое предложение было истолковано как оферта, то:
— укажите прямо и однозначно об этом (данное коммерческое предложение не является офертой);
— сообщите, что не все условия, по вашему мнению, являются существенными в этом предложении для заключения договора;
— …. впрочем…не будем оказывать вам медвежью услугу и рассказывать обо всем.
Статья 437. Приглашение делать оферты. Публичная оферта
1. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
2. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Комментарий к ст. 437 ГК РФ
1. Комментируемая статья разграничивает не влекущее договорно-правовых последствий приглашение делать оферты (вызов на оферту), с одной стороны, и публичную оферту как разновидность оферты, с другой стороны.
По общему правилу не являются офертой реклама и иные предложения, которые адресованы неопределенному кругу лиц. Данное правило логично следует из легального определения оферты, закрепленного в п. 1 ст. 435 ГК. Поскольку предложение о заключении договора, направленное неопределенному кругу лиц, офертой не признается, оно не связывает лицо, от имени которого предложение размещено или направлено.
Хотя рассматриваемая норма сформулирована в п. 1 комментируемой статьи как диспозитивная, в сущности она таковой не является. Предложение, адресованное неопределенному кругу лиц, может стать офертой не в силу простого указания в ней об этом, а лишь при соблюдении условий, содержащихся в п. 2 комментируемой статьи. Поэтому заключительную фразу п. 1 комментируемой статьи «. если иное прямо не указано в предложении» следует понимать как «кроме случая, указанного в п. 2 настоящей статьи».
2. Как указывалось в комментарии к п. 1 ст. 435 ГК, из общего правила о том, что оферта должна иметь конкретного адресата, возможно исключение. Соответствующее исключение установлено п. 2 комментируемой статьи, согласно которому офертой также является предложение, которое содержит все существенные условия будущего договора и из которого усматривается воля лица заключить договор на предлагаемых условиях с каждым, кто отзовется. По причине отсутствия конкретного адресата данная разновидность оферты именуется публичной.
Публичная оферта в отличие от приглашения делать оферту влечет последствия договорно-правового характера: она связывает оферента сделанным им предложением, а при условии наличия в такой оферте срока для акцепта она является по общему правилу безотзывной.
Судебная практика по статье 437 ГК РФ
Оценив представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признав доказанным факт размещения на интернет-сайте veloolimp.com предложения о продаже велосипедов с использованием товарного знака «TWISTER», принадлежащего истцу, факты администрирования домена Вайнштейном О.С., осуществлявшим предложение к продаже товаров с незаконно нанесенным товарным знаком «TWISTER» и реализации такого товара обществом «Велоолимп», суды, руководствуясь статьями 437, 492, 1229, 1252, 1484, 1487, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчиков компенсации за нарушение исключительных прав истца на товарный знак.
Разрешая спор, суды руководствовались статьями 12, 15, 393, 431.2, 437, 447, 454, 456, пунктом 3 статьи 455, статьями 469, 474, 475, 476 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 110 Закона о банкротстве, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении Пленума от 23.06.2015 N 25.
Суды, исходя из надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 437, 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пришли к выводу о том, что заключение договора по итогам открытого запроса предложений для общества «Аэромар» является правом, а не обязанностью заказчика, при этом верно указав, что оспариваемый обществом «НИИ КМ» открытый запрос предложений не является формой торгов и не накладывает на заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств. В связи с чем, суды отказали в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, руководствуясь положениями статей 426, 428, 437 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, суды указали, что избранный обществом способ заключения договоров на услуги по вывозу ТБО с собственниками жилых помещений города Тамбова (жилых домов, их частей, комнат в жилых домах) и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, выбравших в качестве способа управления домом непосредственное управление, позволяет оказывать давление на потенциальных потребителей и монопольно воздействовать на потребительскую группу, тем самым снижая круг возможных поставщиков таких же услуг, воздействуя на конкуренцию, основанную на принципах свободного волеизъявления и выбора, обеспечиваемого равным доступом конкурирующих субъектов на рынок услуг.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 395, 437, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из доказанности того, что ответчик выступил оферентом покупки эмиссионных бумаг; воля Компании на выкуп облигаций при неисполнении или ненадлежащем исполнении эмитентом облигационных обязательств выражена в публичной оферте, совершения истцом акцепта оферты и ненадлежащего исполнения ответчиком, принятых по условиям оферты обязательств.
Признавая обоснованными требования истца о взыскании номинальной стоимости облигаций, купонного дохода, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, суд первой инстанции, с выводами которого согласились суды апелляционной инстанции и округа, руководствуясь положениями статей 309, 395, 437 и 484 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил доказанности того, что ответчик выступил оферентом покупки эмиссионных бумаг; истец, будучи владельцем облигаций, акцептовал данную оферту; между тем, требование об оплате ответчиком не было исполнено.
Является ли коммерческое предложение офертой судебная практика
Дата размещения статьи: 23.05.2015
Использование оферты позволяет организациям не только сократить время на поиск новых клиентов (контрагентов), но и значительно снижает затраты по поиску рынка сбыта. Однако при этом организации следует заранее определиться с основными существенными условиями сделки и быть готовой к неукоснительному исполнению собственных обязательств. Рассмотрим, в каких случаях могут применяться отношения по типу оферты.
Общими положениями о договоре, закрепленными в п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), установлено, что договор между субъектами гражданско-правовых отношений считается заключенным, если между ними в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Причем существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон договора должно быть достигнуто согласие партнеров.
Как следует из п. 2 ст. 432 ГК РФ, договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Иначе говоря, оферта представляет собой первую стадию заключения договора.
Понятие оферты раскрыто непосредственно в п. 1 ст. 435 ГК РФ, в соответствии с которым офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Причем ГК РФ прямо указывает, что оферта должна содержать существенные условия договора.
Анализ данной нормы законодательства позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, оферта выражает волю только одной стороны (оферента), следовательно, с точки зрения ГК РФ (ст. ст. 153, 154) она является односторонней сделкой.
Во-вторых, чтобы предложение, направленное одним лицом другому (другим лицам), было признано офертой, необходимо, чтобы оно отвечало следующим условиям:
— выражает волю одной стороны;
— достаточно определенное;
— направлено одному или нескольким конкретным лицам;
— содержит существенные условия договора.
В противном случае предложение о заключении договора не может быть признано офертой со всеми вытекающими отсюда последствиями. Аналогичного мнения придерживаются и арбитры. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 21.08.2007 N Ф04-4973/2006(37405-А45-30) по делу N А45-12478/2005-37/257 отмечено, что для признания сделанного предложения офертой необходимо наличие поименованных в ст. 435 ГК РФ признаков. Поскольку в рассматриваемом деле письмо, направленное хозяйственным обществом, не содержало намерения заключить договор купли-продажи доли в уставном капитале общества, а также таких существенных условий, как размер доли и ее стоимость, то данное предложение не может быть признано офертой.
Приведем другой пример, подтверждающий эту точку зрения. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.07.2007 по делу N А56-42147/2006 судьи взыскали с ответчика сумму денежных средств за выполненные истцом работы по восстановлению лифтового оборудования, признав гарантийное письмо, направленное ответчику, офертой, так как оно содержало определенно выраженное предложение истцу выполнить ряд работ и существенные условия, предусмотренные для договора подряда.
Таким образом, если оферта не содержит необходимых условий для заключения договора, то данный договор признают незаключенным, и наоборот, если документ содержит все существенные условия договора, то он может быть признан офертой, а следовательно, оферент не вправе отказаться от своих обязательств, вытекающих из данного договора.
Обратите внимание! В соответствии с положениями ст. 2 ГК РФ трудовые отношения не могут регулироваться путем направления оферты. Другими словами, для того чтобы нанять работника, с ним необходимо заключить трудовой договор.
Пунктом 2 ст. 435 ГК РФ указано, что оферта связывает направившее ее лицо (оферента) с момента ее получения адресатом. Фактически это означает, что у оферента обязанности по договору возникают именно с момента ее получения лицом, которому она направлена, а не с момента ее принятия им. Если оферент отказывается от заключения договора, то он несет ответственность в соответствии с гл. 25 «Ответственность за нарушение обязательств» ГК РФ. Вместе с тем следует иметь в виду, что так как обязанность заключения договора у оферента автоматически наступает с момента получения оферты адресатом, то до этого момента он может ее отозвать. Причем, как указано в п. 2 ст. 435 ГК РФ, если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, то оферта считается неполученной, в связи с чем не могут предъявляться и требования о возмещении убытков.
Если же оферта получена адресатом, то последствия ее получения зависят от того, указан ли в ней срок для ее акцепта или нет.
Акцептом признается ответ лица (акцептанта), которому адресована оферта, о ее принятии. Причем акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Следует отметить, что по общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 438 ГК РФ, молчание не является акцептом. Исключение составляют только случаи, непосредственно установленные законом (п. 4 ст. 468, п. 2 ст. 540 или ст. 621 ГК РФ), а также когда молчание может быть признано акцептом в силу обычаев делового оборота или в силу прежних деловых отношений сторон.
В общем случае акцептом является совершение лицом, получившим оферту, действий по выполнению указанных в ней условий договора — отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п. (п. 3 ст. 438 ГК РФ). Акцептант может и отозвать свой акцепт, при этом следует иметь в виду, что если извещение об отзыве акцепта получено оферентом ранее самого акцепта или одновременно с ним, то ответ акцептанта считается неполученным.
Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано (ст. 436 ГК РФ). Следовательно, по общему правилу оферта является безотзывной в течение срока, установленного для ее акцепта, оферент не может ее отозвать или изменить условия договора, предлагаемого для заключения. Вместе с тем если в самой оферте оговорено иное или это вытекает из существа предложения или обстановки, в которой она была сделана, то оферта может быть отозвана.
Срок заключения договора посредством оферты зависит от того, содержится ли в тексте оферты указание на срок акцепта или нет.
Когда в оферте срок для акцепта указан, то договор считается заключенным, если акцепт получен оферентом в пределах указанного в ней срока (ст. 440 ГК РФ).
В случае если в тексте оферты срок для акцепта не определен, то договор считается заключенным, если акцепт получен оферентом до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, а если такой срок не установлен — в течение необходимого для этого времени (ст. 441 ГК РФ).
Аналогичного мнения придерживается и правоприменительная практика. Так, в п. 57 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта при условии, что акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока, а при отсутствии в оферте срока для акцепта — до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами. Если срок для акцепта не определен ни самой офертой, ни законом или иными правовыми актами, то договор считается заключенным при условии, что акцепт получен в течение нормально необходимого для этого времени.
Для справки. В качестве срока акцепта оферты, установленного законом, можно привести ст. 11 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», согласно которой реклама, признаваемая офертой, действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок.
Если в оферте определен срок для ее рассмотрения и извещение об акцепте направлено оференту в пределах указанного срока, договор должен признаваться заключенным даже в случае, если извещение об акцепте получено оферентом с опозданием, за исключением случаев, когда оферент немедленно уведомит акцептанта об «опоздавшем» акцепте (ст. 442 ГК РФ). Другими словами, если акцепт отправлен с нарушением срока и оферент не сообщил о том, что он получил акцепт с опозданием по сроку, то договор считается заключенным.
Обратите внимание! Гражданское законодательство помимо обычной оферты предусматривает и так называемую публичную оферту, понятие которой раскрыто в ст. 437 ГК РФ.
Причем, как вытекает из указанной статьи, следует различать приглашение к оферте и саму публичную оферту. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются именно как приглашение делать оферты. Однако, если реклама, адресованная неопределенному кругу лиц, будет содержать все существенные условия договора, предлагаемого к заключению, она может быть признана публичной офертой. В качестве примера можно привести торговлю товарами по Интернету, образцам (каталогам) и др.
Как следует из п. 2 ст. 437 ГК РФ, публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, предлагающего заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.
Таким образом, если рекламная информация о товаре признается публичной офертой, то лицо, совершившее ее акцепт, вправе требовать от оферента исполнения договорных обязательств.
Следует учесть, что сама по себе оферта не может являться подтверждением расходов организации на те или иные услуги для целей налогового учета. Как указала ФНС России по г. Москве в Письме от 25.06.2010 N 16-15/066760@, расходы на услуги связи, оказанные иностранным оператором сотовой связи на основании договора публичной оферты, должны подтверждаться:
— перечнем должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использовать сотовую связь (перечень должен быть утвержден руководителем организации);
— договором с оператором на оказание услуг связи;
— детализированными счетами оператора связи.
Следовательно, с этой точки зрения оферта — это не что иное, как невозможность оферента отказаться от заключения договора в случае акцепта оферты. При этом если в организации не заключен отдельный договор на оказание тех или иных услуг, но акцептована оферта, содержащая все существенные условия договора, то это не означает, что между хозяйствующими субъектами отсутствуют договорные отношения. Они есть, но, если организация планирует все-таки учесть понесенные расходы в связи с осуществлением такой оферты для целей налогового учета, лучше составить отдельный письменный договор. Так, например, акцепт компанией публичной оферты, содержащей все существенные условия договора транспортной экспедиции, не требует заключения отдельного договора.
Также рекомендуется заключать отдельный единый договор в случае, если сделка требует нотариального удостоверения.
Часто договор публичной оферты используют периодические издания для оформления подписки. Такая оферта выполнена в форме счета (счет-оферта). Оплачивая счет, организация тем самым акцептует и вступает в договорные отношения с журналом или газетой. Следует отметить, что подписка оформляется, как правило, путем 100%-ной предоплаты. Продавец обязан выставить организации счет-фактуру с выделенной суммой НДС (ставка 10%) в течение 5 календарных дней считая со дня получения суммы предварительной оплаты.
Понятие публичной оферты тесно связано с договором розничной купли-продажи, гражданско-правовые основы которого урегулированы нормами ст. ст. 492 — 504 ГК РФ.
Особенности использования публичной оферты в рознице установлены в ст. 494 «Публичная оферта товара» ГК РФ, причем они касаются как розничной торговли в месте нахождения товара, так и торговли вне места нахождения товаров.
Особенности заключения договора розничной купли-продажи на условиях публичной оферты вне места нахождения товара установлены п. 1 ст. 494 ГК РФ.
Согласно указанной норме предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, только если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Если эти условия выполнены, то продавец обязан заключить договор с любым лицом, отозвавшимся на это предложение. Если предложение о товаре не содержит существенных условий розничного договора купли-продажи, то такое предложение рассматривается как предложение сделать оферту.
Выставление товаров в месте их продажи (на прилавках, в витринах и т.п.), демонстрация их образцов или представление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признаются публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи.
Следовательно, в месте продажи товара покупатель вправе требовать от продавца исполнение обязанностей по договору, даже если на выставленный, демонстрируемый товар отсутствует цена или не указаны другие существенные условия договора.
Исключением являются лишь товары, из названия которых явно следует, что они не предназначены для продажи (оформление торгового зала, торговое оборудование и т.п.).
Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2011 г. N 17АП-13744/2010. (ключевые темы: коммерческое предложение — медицинская техника — оферта — заключение договора — договор поставки)
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2011 г. N 17АП-13744/2010
Дело N А60-27673/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Масальской Н.Г.,
судей Лихачевой А.Н., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,
от истца, Общества с ограниченной ответственностью «Тайфун», ответчика, Общества с ограниченной ответственностью «ФОТЕК», третьего лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Общества с ограниченной ответственностью «Тайфун»
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 ноября 2010 года
по делу N А60-27673/2010
принятое судьей Лутфурахмановой Н.Я.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью «Тайфун» (ОГРН 1107847006190, ИНН 7811454061)
к Обществу с ограниченной ответственностью «ФОТЕК» (ОГРН 1036603480100, ИНН 6660014314)
третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
об обязании заключить договор поставки медицинского оборудования,
Общество с ограниченной ответственностью «Тайфун» (далее — ООО «Тайфун») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «ФОТЕК» (далее — ООО «ФОТЕК») об обязании заключить договор поставки медицинского оборудования по цене и на условиях, содержащихся в коммерческом предложении (исх. N 003325-КП от 12.05.2010г.) на основании пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д.5-6).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2010г. по инициативе суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (л.д.120-122).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 ноября 2010 года (резолютивная часть от 16.11.2010г., судья Н.Я. Лутфурахманова) в удовлетворении исковых требований отказано (л.д.142-146).
Истец (ООО «Тайфун») с решением суда не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, исковые требования удовлетворить. По мнению заявителя, вывод суда о том, что коммерческое предложение от 12.05.2010г. N 003325-КП не является офертой, не соответствует обстоятельствам дела. Полагает, что коммерческое предложение, направленное ООО «ФОТЕК» в адрес ООО «Тайфун» соответствует требованиям статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, по следующим основаниям. Коммерческое предложение направлено по электронной почте с фирменного почтового ящика ООО «ФОТЕК» fotek@fotek.ru, и свидетельствует о том, что его направил человек, имеющий право действовать от имени и в интересах данной организации, имеющий доступ к данному ресурсу. Коммерческое предложение содержит реквизиты отправителя (наименование, ИНН, КПП, адрес, телефон), а также наименование местоположение и телефон получателя коммерческого предложения, что, по мнению апеллянта, свидетельствует о конкретизации лица, сделавшего и получившего коммерческое предложение. К поставке был предложен не общий список оборудования производимого предприятием, а конкретный перечень оборудования для лапароскопии с указанием цены, размера скидки, срока поставки, условия оплаты, срока действия данного предложения, что свидетельствует о том, что между сторонами обсуждался конкретный перечень оборудования, его цена, срок поставки, ассортимент товара, то есть коммерческое предложение содержит все существенные условия договора. Коммерческое предложение содержит исходящий номер, указание на лиц, ответственных за достоверность указанной в нем информации — это обстоятельство говорит о том, что документ официально зарегистрирован на предприятии. Подтверждением того, что содержание коммерческого предложения было известно и согласовано с руководителем предприятия, является письмо от 28.05.2010г. N 6635, в котором руководитель указывает для какого лота выдавалось коммерческое предложение. Полагает, что письмо от 28.05.2010г. N 6635-10 не свидетельствует о нежелании ответчика заключать договор, а говорит о противоправных, незаконных действиях ограничивающих свободу конкуренции со стороны ООО «ФОТЕК». С учетом изложенного, заявитель полагает, что получение оферты в виде коммерческого предложения от ООО «ФОТЕК», направление ООО «Тайфун» безоговорочного акцепта, свидетельствует об обязанности ООО «ФОТЕК» заключить с истцом договор поставки на условиях коммерческого предложения.
Ответчик (ООО «Тайфун») в заседание суда апелляционной инстанции 10.02.2011г. представителя не направил, в порядке части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (письмо от 13.01.2011г.) известил арбитражный суд о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Истец (ООО «ФОТЕК»») явку представителя в судебное заседание 10.02.2011 г. не обеспечил, в письменном отзыве отклонил доводы апеллянта как несостоятельные. Находя решение суда законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего законодательства, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения. В порядке части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации известил арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Третье лицо (Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области) в заседание суда апелляционной инстанции не явилось, письменных возражений не представило.
Как следует из материалов дела, ООО «ФОТЕК» в адрес ООО «Тайфун» направлено коммерческое предложение на оборудование для лапароскопии от 12.05.2010г. исх. N 003325-КП (л.д.9-11).
Письмом от 28.05.2010г. N 6635-10 ООО «ФОТЕК» сообщило, что по аукциону для ГУЗ «Республиканская больница N 1» г Кызыл по лоту N 1 оборудование в адрес ООО «Тайфун» поставляться не будет, так как коммерческое предложение выдавалось для конкурса N 33 (л.д.12).
ООО «Тайфун» письмом от 16.06.2010г. исх. N 6 (л.д.13) сообщило ООО «ФОТЕК» о том, что на основании полученного от ООО «ФОТЕК» коммерческого предложения на оборудование для лапароскопии истец подготовил и подал заявку на участие в открытом аукционе N АО-О-05-10-75 (поставка медицинского оборудования для ГУЗ «Республиканская больница N 1» г. Кызыл). В ходе аукциона 31.05.2010г. ООО «Тайфун» было признано победителем по лоту N 1 «Поставка медицинского оборудования: Комплект аппаратов, инструментов и принадлежностей для лапароскопии». Между ООО «Тайфун» и государственным заказчиком (Министерство здравоохранения Республики Тыва) был заключен государственный контракт на поставку медицинского оборудования: комплект аппаратов, инструментов и принадлежностей для лапароскопии. Для своевременного и качественного выполнения поставки медицинского оборудования по заключенному государственному контракту истец просил ответчика на условиях и по цене коммерческого предложения N 003325-КП от 12.05.2010г. заключить договор на поставку оборудования для лапароскопии с ООО «Тайфун» и выставить для оплаты счет.
ООО «ФОТЕК» в ответ на письмо от 16.06.2010г. сообщило ООО «Тайфун» о невозможности поставки продукции (письмо N 7630-10 от 17.06.2010г. — л.л.14).
Полагая, что ООО «ФОТЕК» необоснованно уклоняется от заключения договора поставки, поскольку коммерческое предложение от 12.05.2010г. N 003325-КП является офертой (предложением заключить договор поставки оборудования для лапароскопии на условиях коммерческого предложения от 12.05.2010г.), а письмо ООО «Тайфун» N 6 от 16.06.2010г. является акцептом, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом наличия у ответчика обязанности заключить договор поставки, отсутствия надлежащим образом оформленного коммерческого предложения (оферты), выражающей волю ООО «ФОТЕК» на заключение договора.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего законодательства, а доводы апелляционной жалобы — подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Из содержания переписки сторон следует, что ООО «Тайфун» просило ООО «ФОТЕК» заключить договор поставки медицинского оборудования на условиях коммерческого предложения от 12.05.2010г. N 003325-КП.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что по своей правовой природе такой договор относится к договорам купли-продажи, правовое регулирование которого осуществляется в соответствии с положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из содержания справок ООО «ЭФА медика», ЗАО «Аксиома-Сервис» копий регистрационных удостоверений (л.д. 66-94) ООО «ФОТЕК» не является единственным производителем и поставщиком медицинского оборудования для лапароскопии.
С учетом изложенного, является правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований к принуждению ООО «ФОТЕК» к заключению договора поставки медицинского оборудования.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии воли ответчика — ООО «ФОТЕКС» на заключение договора поставки медицинского оборудования с ООО «Тайфун», вопреки доводам жалобы, соответствует материалам дела.
В пункте 57 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что при соблюдении сторонами порядка заключения договора, предусмотренного положениями главы 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть путем направления оферты и получения акцепта, договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта, что исключает для сторон действия по понуждению к заключению договора, поскольку в момент получения акцепта договор уже является заключенным.
Согласно статье 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом. Если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается не полученной.
Для договора поставки существенными являются условия о предмете и сроке поставки ( статья 506 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Из буквального содержания коммерческого предложения от 12.05.2010г. N 003325-КП (л.д.9-11) следует, что данный документ в силу статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть квалифицирован как оферта, поскольку не подписан со стороны ООО «ФОТЕК», не содержит существенное условие о сроке поставке (в графе «срок» проставлена только цифра — 2 без указания на единицу измерения: день, неделя, месяц, год).
Доводы апеллянта о том, что коммерческое предложение было направлено с электронной почты ООО «ФОТЕК», содержит указание на должность и фамилии сотрудников не свидетельствуют о наличии в коммерческом предложении признаков оферты, о направлении ее уполномоченным лицом. Доказательств одобрения коммерческого предложения, заключения договора поставки в материалах дела не имеется.
Судом первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств сделан правильный вывод о том, что из содержания коммерческого предложения не усматривается явная воля стороны, направившей такое предложение истцу, считать себя заключившей с истцом договор.
Так, письмом от 28.05.2010г. N 6635-10 (л.д.12) ответчик указал, что по аукциону для ГУЗ «Республиканской больницы N 1» г. Кызыл по лоту N 1 оборудование в адрес ООО «Тайфун» поставляться не будет, так как коммерческое предложение выдавалось для конкурса N 33. Аналогичная позиция изложена ответчиком в письме от 17.06.2010г. N 7630-10.
При таких обстоятельствах, письмо ООО «Тайфун» от 16.06.2010г. N 6 (л.д.13) акцептом признано быть не может, а, следовательно, и каких-либо правовых последствий в данном конкретном случае указанное письмо не влечет. Кроме того, данное письмо направлено истцом ответчику после получения письма ООО «ФОТЕК» от 28.05.2010г.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, в отсутствие закона, обязывающего ООО «ФОТЕК» заключить с ООО «Тайфун» договор поставки медицинского оборудования, а также при отсутствии доказательств, свидетельствующих о намерении ООО «ФОТЕК» заключить с ООО «Тайфун» договор поставки медицинского оборудования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2010г. является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права и отмене или изменению не подлежит ( статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 ноября 2010 года по делу N А60-27673/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.