является ли сознание продуктом мозга наука

Является ли сознание продуктом работы человеческого мозга?

Сознание является результатом работы всего организма. Мозг не может существовать отдельно от системы кровообращения, например. Если в крови окажутся какие-то посторонние вещества, то сознание будет работать иначе. Органы восприятия внешней информации тоже определяют работу сознания. Вы же можете определить, на шершавую поверхность вы наступили или на гладкую. Рецепторы разнесены по всему организму. Без них для сознания не была бы актуальна шероховатость. Так же как не актуальны цвета, которые не способен воспринимать глаз. Сознание не определяется только работой мозга, так же как работа компьютера не определяется только работой процессора. Наверное правильно сказать, что мозг является важным инструментом в обеспечении процесса сознания, но не единственным. Если проследить, как организмы развивались исторически, можно найти примеры существ без мозга. Морским звездам чтобы ползать, воспринимать изменения среды, находить и ловить добычу, сложный мозг оказался не нужен. И наоборот, можно представить себе существ с несколькими разнесёнными по телу мозгами, примерно как у пиявки: есть головной узел и 32 узла разнесенных по телу, воспринимающие сигналы от разных участков.

Можно представить будущее, когда сознание человека усложняется с помощью внешних искусственных инструментов восприятия мира. Например, когда человек надевает очки, переводящие количество тепла в картинку, эти очки становятся частью комплекса инструментов, обеспечивающих процесс сознания. Когда человек надевает Google Glass, получает дополнительный инструмент восприятия и анализа информации, дополнения картины реальности, его сознание работает иначе. Сам мозг в этом процессе выступает как инструмент хранения и упорядочивания информации.

Источник

Михаил Иго­ре­вич Хась­мин­ский

Всякий потен­ци­аль­ный само­убийца верит в воз­мож­ность пре­кра­ще­ния созна­ния и наступ­ле­ния неко­его небы­тия, пустоты. Об этой пустоте само­убийцы меч­тают как о покое, спо­кой­ствии, отсут­ствии боли.

Понятно, что верить в пре­кра­ще­ние созна­ния само­убийце выгодно. Потому что в случае, если Созна­ние про­дол­жает жизнь после смерти, ока­зы­ва­ются реаль­ными рели­ги­оз­ные пред­став­ле­ния о рае, аде и вечных и очень тяже­лых муче­ниях этого самого созна­ния, в чем схо­дятся все основ­ные рели­гии. А это совер­шенно не входит в рас­четы само­убийцы.

Поэтому, если Вы чело­век мыс­ля­щий, Вы, конечно, захо­тите оце­нить веро­ят­ность успеха своего пред­при­я­тия. Для Вас колос­саль­ную важ­ность имеет ответ на вопрос, что же такое Созна­ние и можно ли его отклю­чить как лам­почку.

Вот этот вопрос мы и раз­бе­рем с точки зрения науки: где же в нашем теле нахо­дится Созна­ние и может ли оно пре­кра­тить свою жизнь.

Что такое Созна­ние?

Сна­чала о том, что вообще такое Созна­ние. Над этим вопро­сом люди думали всю исто­рию чело­ве­че­ства, но до сих пор не могут придти к окон­ча­тель­ному реше­нию. Нам известны лишь неко­то­рые свой­ства, воз­мож­но­сти созна­ния. Созна­ние — это осо­зна­ва­ние себя, своей лич­но­сти, это вели­кий ана­ли­за­тор всех наших чувств, эмоций, жела­ний, планов. Созна­ние — то, что нас выде­ляет, то, что застав­ляет нас ощу­щать себя не пред­ме­тами, а лич­но­стями. Дру­гими сло­вами, Созна­ние чудес­ным обра­зом обна­ру­жи­вает наше прин­ци­пи­аль­ное суще­ство­ва­ние. Созна­ние — это осо­зна­ние нами своего «Я», но в тоже время Созна­ние есть вели­кая тайна. У созна­ния нет изме­ре­ний, формы, нет цвета и запаха, вкуса, его нельзя потро­гать, повер­теть в руках. Несмотря на то, что мы очень мало знаем о созна­нии, мы совер­шенно досто­верно знаем, что мы его имеем.

Одним из глав­ных вопро­сов чело­ве­че­ства явля­ется вопрос о при­роде этого самого Созна­ния (души, «Я», эго). Диа­мет­рально про­ти­во­по­лож­ные взгляды по этому вопросу имеют мате­ри­а­лизм и иде­а­лизм. С точки зрения мате­ри­а­лизма чело­ве­че­ское Созна­ние есть суб­страт голов­ного мозга, про­дукт мате­рии, порож­де­ние био­хи­ми­че­ских про­цес­сов, осо­бого сли­я­ния нерв­ных клеток. С точки зрения иде­а­лизма Созна­ние это — эго, «Я», дух, душа — нема­те­ри­аль­ная, неви­ди­мая оду­хо­тво­ря­ю­щая тело вечно суще­ству­ю­щая, не уми­ра­ю­щая энер­гия. В актах созна­ния всегда участ­вует субъ­ект, кото­рый соб­ственно все и осо­знаёт.

Если инте­ре­со­ваться чисто рели­ги­оз­ными пред­став­ле­ни­ями о душе, то ника­ких дока­за­тельств суще­ство­ва­ния души рели­гия не даст. Учение о душе явля­ется дог­ма­том и не под­ле­жит науч­ному дока­за­тель­ству.

Нет абсо­лютно ника­ких объ­яс­не­ний, а тем более дока­за­тельств и у мате­ри­а­ли­стов, счи­та­ю­щих, что они бес­при­страст­ные ученые (хотя это далеко не так).

А как же боль­шин­ство людей, кото­рые равно далеки от рели­гии, от фило­со­фии, да и от науки тоже, пред­став­ляет себе это Созна­ние, душу, «Я»? Давайте зада­димся вопро­сом, что такое Ваше «Я»? Поскольку я часто задаю этот вопрос на кон­суль­та­циях, то могу ска­зать, как люди обычно на него отве­чают.

Пол, имя, про­фес­сия и другие роле­вые функ­ции

Первое, что боль­шин­ству при­хо­дит в голову: «Я — чело­век», «Я — жен­щина (муж­чина)», «Я — биз­нес­мен (токарь, пекарь)», «Я — Таня (Катя, Алек­сей)», «Я — жена (муж, дочь)» и т.п. Это, конечно, забав­ные ответы. Свое инди­ви­ду­аль­ное, непо­вто­ри­мое «Я» нельзя опре­де­лить общими поня­ти­ями. На свете огром­ное коли­че­ство людей с такими же осо­бен­но­стями, но они же не ваше «Я». Поло­вина из них женщин (мужчин), но они тоже не «Я», люди с такими же про­фес­си­ями вроде имеют свое, а не Ваше «Я», тоже самое можно ска­зать и про жен (мужей), людей разных про­фес­сий, соци­аль­ного поло­же­ния, наци­о­наль­но­стей, веро­ис­по­ве­да­ния и т.д. Ника­кая при­над­леж­ность к какой либо группе не объ­яс­нит Вам что пред­став­ляет Ваше инди­ви­ду­аль­ное «Я», потому что Созна­ние всегда лично. Я — не каче­ства, каче­ства только при­над­ле­жат нашему «Я», ведь каче­ства одного и того же чело­века могут изме­няться, но его «Я» при этом оста­нется неиз­мен­ным.

Пси­хи­че­ские и физио­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти

Неко­то­рые гово­рят о том, что их «Я» — это их рефлексы, их пове­де­ние, их инди­ви­ду­аль­ные пред­став­ле­ния и при­стра­стия, их пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти и т.п.

На самом деле это не может быть ядром лич­но­сти, кото­рое назы­вают «Я» Почему? Потому что на про­тя­же­нии жизни меня­ется и пове­де­ние и пред­став­ле­ния и при­стра­стия, и уж тем более пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти. Нельзя же ска­зать, что если раньше эти осо­бен­но­сти были дру­гими, то это было не мое «Я».

Пони­мая это, неко­то­рые при­во­дят сле­ду­ю­щий аргу­мент: «Я — это мое инди­ви­ду­аль­ное тело». Это уже инте­рес­нее. Раз­бе­рем и это пред­по­ло­же­ние.

Всем еще из школь­ного курса ана­то­мии известно, что клетки нашего орга­низма посте­пенно в тече­ние жизни обнов­ля­ются. Старые уми­рают (апо­птоз), а новые рож­да­ются. Неко­то­рые клетки (эпи­те­лий желу­дочно-кишеч­ного тракта) пол­но­стью обнов­ля­ются почти каждые сутки, но есть клетки, кото­рые про­хо­дят свой жиз­нен­ный цикл зна­чи­тельно дольше. В сред­нем же каждые 5 лет обнов­ля­ются все клетки орга­низма. Если счи­тать «Я» про­стой сово­куп­но­стью клеток чело­века, то полу­чится абсурд. Полу­чится, что если чело­век живет, напри­мер, 70 лет. За это время мини­мум 10 раз у чело­века поме­ня­ются все клетки в его теле (т.е. 10 поко­ле­ний). Может ли это зна­чить, что свою 70-летнюю жизнь прожил не один чело­век, а 10 разных людей? Не правда ли, это довольно глупо? Делаем вывод, что «Я» не может являться телом, потому что тело не посто­янно, а «Я» посто­янно.

Это озна­чает, что «Я» не может являться ни каче­ствами клеток, ни их сово­куп­но­стью.

Но тут особо эру­ди­ро­ван­ные при­во­дят контр­ар­гу­мент: «Хорошо, с костями и муску­лами понятно, это дей­стви­тельно не может быть «Я», но ведь суще­ствуют нерв­ные клетки! А они же на всю жизнь одни. Может быть «Я» — это сумма нерв­ных клеток?»

Пораз­мыш­ляем над этим вопро­сом вместе…

Состоит ли созна­ние из нерв­ных клеток?

Мате­ри­а­лизм привык рас­кла­ды­вать на меха­ни­че­ские состав­ля­ю­щие весь мно­го­ас­пект­ный мир, «гар­мо­нию про­ве­рять алгеб­рой» (А.С. Пушкин). Самым наив­ным заблуж­де­нием воин­ству­ю­щего мате­ри­а­лизма в отно­ше­нии лич­но­сти явля­ется пред­став­ле­ние, что лич­ность есть сово­куп­ность био­ло­ги­че­ских качеств. Однако сов­ме­ще­ние без­лич­ных пред­ме­тов, будь они хоть ато­мами, хоть ней­ро­нами, не может поро­дить лич­ность и её ядро — «Я».

Как может быть этим слож­ней­шим «Я», чув­ству­ю­щим, спо­соб­ным на пере­жи­ва­ния, любовь, просто сумма спе­ци­фи­че­ских клеток орга­низма вместе с про­те­ка­ю­щими био­хи­ми­че­ским и био­элек­три­че­скими про­цес­сами? Каким обра­зом эти про­цессы могут фор­ми­ро­вать «Я».

При усло­вии, если бы нерв­ные клетки состав­ляли бы наше «Я», то мы бы еже­дневно теряли часть своего «Я». С каждой умер­шей клет­кой, с каждым ней­ро­ном, «Я» ста­но­ви­лось бы меньше и меньше. С вос­ста­нов­ле­нием клеток, оно бы воз­рас­тало в раз­ме­рах.

Науч­ные иссле­до­ва­ния, про­ве­ден­ные в разных стра­нах мира дока­зы­вают, что нерв­ные клетки, как и все осталь­ные клетки чело­ве­че­ского орга­низма, спо­собны к реге­не­ра­ции (вос­ста­нов­ле­нию). Вот что пишет серьез­ней­ший био­ло­ги­че­ский меж­ду­на­род­ный журнал Nature: «Сотруд­ники кали­фор­ний­ского Инсти­тута био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний им. Солка обна­ру­жили, что в мозгу взрос­лых мле­ко­пи­та­ю­щих рож­да­ются пол­но­стью рабо­то­спо­соб­ные моло­дые клетки, кото­рые функ­ци­о­ни­руют наравне с уже суще­ству­ю­щими ней­ро­нами. Про­фес­сор Фре­де­рик Гэйдж и его кол­леги также пришли к выводу, что ткани мозга быст­рее всего обнов­ля­ются у физи­че­ски актив­ных живот­ных».

Это под­твер­ждает пуб­ли­ка­ция в еще одном био­ло­ги­че­ском жур­нале — Science: «В тече­ние двух послед­них лет иссле­до­ва­тели уста­но­вили, что нерв­ные и моз­го­вые клетки обнов­ля­ются, как и осталь­ные в чело­ве­че­ском орга­низме. Орга­низм спо­со­бен сам вос­ста­нав­ли­вать нару­ше­ния, отно­ся­щи­еся к нерв­ному тракту», — гово­рит ученая Хелен М. Блон».

Таким обра­зом, даже при полной смене всех (вклю­чая нерв­ные) клеток орга­низма, «Я» чело­века оста­ётся преж­ним, сле­до­ва­тельно, оно не при­над­ле­жит посто­янно меня­ю­ще­муся мате­ри­аль­ному телу.

Почему-то в наше время необ­хо­димо настолько сложно дока­зы­вать то, что было оче­видно и понятно еще древним. Ещё живший в III веке рим­ский фило­соф-нео­пла­то­ник Плотин писал: «Нелепо пред­по­ла­гать, что, раз ни одно из частей жизнью не обла­дает, то жизнь можно создать их сово­куп­но­стью. к тому же совер­шенно невоз­можно, чтобы жизнь про­из­во­дило нагро­мож­де­ние частей, и чтобы ум порож­дало то, что ума лишено. Если кто-нибудь воз­ра­зит, что это не так, а на самом деле душу обра­зуют сошед­ши­еся вместе атомы, то есть неде­ли­мые на части тельца, то он будет опро­верг­нут тем, что атомы сами по себе только лежат один подле дру­гого, не обра­зуя живого целого, ибо не может полу­читься един­ства и сов­мест­ного чув­ство­ва­ния из нечув­стви­тель­ных и не спо­соб­ных к объ­еди­не­нию тел; а душа-то — чув­ствует сама себя»1.

«Я» — это неиз­мен­ное ядро лич­но­сти, кото­рое вклю­чает в себя многие пере­мен­ные, но само не явля­ется пере­мен­ным.

Скеп­тик может выдви­нуть послед­ний отча­ян­ный аргу­мент: «А может быть «Я» — это мозг?»

Явля­ется ли Созна­ние про­дук­том дея­тель­но­сти мозга? Что гово­рит наука?

Сказку про то, что наше Созна­ние явля­ется дея­тель­но­стью мозга, многие слы­шали еще в школе. Необы­чайно широко рас­про­стра­нено пред­став­ле­ние, что мозг — и есть по сути чело­век с его «Я». Боль­шин­ство думает, что именно мозг вос­при­ни­мает инфор­ма­цию из окру­жа­ю­щего мира, пере­ра­ба­ты­вает ее и решает, как дей­ство­вать в каждом кон­крет­ном случае, думают, что именно мозг делает нас живыми, дает нам лич­ност­ность. А тело — не более чем ска­фандр, обес­пе­чи­ва­ю­щий дея­тель­ность цен­траль­ной нерв­ной системы.

Но эта сказка не имеет отно­ше­ния к науке. Мозг в насто­я­щее время глу­боко изучен. Давно и хорошо изу­чены хими­че­ский состав, отделы мозга, связи этих отде­лов с функ­ци­ями чело­века. Изу­чены моз­го­вая орга­ни­за­ция вос­при­я­тия, вни­ма­ния, памяти, речи. Изу­чены функ­ци­о­наль­ные блоки мозга. Огром­ное коли­че­ство клиник и науч­ных цен­тров изу­чают чело­ве­че­ский мозг больше сотни лет, для чего раз­ра­бо­тана доро­го­сто­я­щая эффек­тив­ная аппа­ра­тура. Но, открыв любой учеб­ник, моно­гра­фии, науч­ные жур­налы по ней­ро­фи­зио­ло­гии или ней­ро­пси­хо­ло­гии, Вы не встре­тите науч­ных данных о связи мозга с Созна­нием.

Для людей дале­ких от этой обла­сти знания это кажется уди­ви­тель­ным. На самом деле ничего уди­ви­тель­ного в этом нет. Просто никто и нико­гда не обна­ру­жил связи мозга и самого центра нашей лич­но­сти, нашего «Я». Конечно, ученые-мате­ри­а­ли­сты этого всегда хотели. Про­во­ди­лись тысячи иссле­до­ва­ний, мил­ли­оны опытов, затра­чены мил­ли­арды дол­ла­ров. Усилия ученых не прошли даром. Были открыты и изу­чены отделы мозга, уста­нов­лена их связь с физио­ло­ги­че­скими про­цес­сами, многое уда­лось сде­лать для пони­ма­ния многих ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ских про­цес­сов и фено­ме­нов, но самого глав­ного сде­лать не уда­лось. Не уда­лось найти в мозге то место, кото­рое и явля­ется нашим «Я». Не уда­лось даже, несмотря на крайне актив­ную работу в этом направ­ле­нии, сде­лать серьез­ного пред­по­ло­же­ния, о том, как мозг может быть связан с нашим Созна­нием.

Откуда же пошло пред­по­ло­же­ние о том, что Созна­ние нахо­дится в мозге? Одним из первых, такое пред­по­ло­же­ние выдви­нул в сере­дине 19 века вели­чай­ший элек­тро­фи­зио­лог Дюбуа-Реймон (1818–1896). По своему миро­воз­зре­нию Дюбуа-Реймон был одним из ярких пред­ста­ви­те­лей меха­ни­сти­че­ского направ­ле­ния. В одном из писем своему другу он писал, что «в орга­низме дей­ствуют исклю­чи­тельно физико-хими­че­ские законы; если с их помо­щью не все можно объ­яс­нить, то необ­хо­димо, исполь­зуя физико-мате­ма­ти­че­ские методы, либо найти способ их дей­ствия, либо при­нять, что суще­ствуют новые силы мате­рии, равные по цен­но­сти физико-хими­че­ским силам».

Но с ним не согла­шался живший в одно время с Рей­мо­ном другой выда­ю­щейся физио­лог Карл Фри­дрих Виль­гельм Людвиг (Ludwig, 1816–1895), воз­глав­ляв­ший в 1869–1895 годах новый Физио­ло­ги­че­ский инсти­тут в Лейп­циге, кото­рый стал круп­ней­шим миро­вым цен­тром в обла­сти экс­пе­ри­мен­таль­ной физио­ло­гии. Осно­ва­тель науч­ной школы, Людвиг писал, что ни одна из суще­ству­ю­щих теорий нерв­ной дея­тель­но­сти, вклю­чая и элек­три­че­скую теорию нерв­ных токов Дюбуа-Рей­мона, не может ничего ска­зать о том, как вслед­ствие дея­тель­но­сти нервов ста­но­вятся воз­можны акты ощу­ще­ния. Заме­тим, что тут речь идет даже не о слож­ней­ших актах созна­ния, а о гораздо более про­стых ощу­ще­ниях. Если нет созна­ния, то ничего чув­ство­вать и ощу­щать мы не можем.

Еще один круп­ней­ший физио­лог XIX века — выда­ю­щийся англий­ский ней­ро­фи­зио­лог сэр Чарльз Скотт Шер­ринг­тон, лау­реат Нобе­лев­ской премии, гово­рил, что если не понятно, как пси­хика воз­ни­кает из дея­тель­но­сти мозга, то, есте­ственно, столь же мало понятно, как она может ока­зы­вать какое-либо вли­я­ние на пове­де­ние живого суще­ства, управ­ле­ние кото­рым осу­ществ­ля­ется посред­ством нерв­ной системы.

В итоге и сам Дюбуа-Реймон пришел к такому выводу: «Как мы сознаем — мы не знаем и нико­гда не узнаем. И как бы мы ни углуб­ля­лись в дебри внут­ри­моз­го­вой ней­ро­ди­на­мики, моста в цар­ство созна­ния мы не пере­бро­сим». Реймон пришел к неуте­ши­тель­ному для детер­ми­низма выводу о невоз­мож­но­сти объ­яс­нить Созна­ние мате­ри­аль­ными при­чи­нами. Он при­знал, «что здесь чело­ве­че­ский ум натал­ки­ва­ется на «миро­вую загадку», раз­ре­шить кото­рую он нико­гда не сможет».

Про­фес­сор Мос­ков­ского уни­вер­си­тета, фило­соф А.И. Вве­ден­ский в 1914 г сфор­му­ли­ро­вал закон «отсут­ствия объ­ек­тив­ных при­зна­ков оду­шев­лен­но­сти». Смысл этого закона в том, что роль пси­хики в системе мате­ри­аль­ных про­цес­сов регу­ля­ции пове­де­ния абсо­лютно неуло­вима и не суще­ствует ника­кого мыс­ли­мого моста между дея­тель­но­стью мозга и обла­стью пси­хи­че­ских или душев­ных явле­ний, вклю­чая Созна­ние.

Круп­ней­шие спе­ци­а­ли­сты по ней­ро­фи­зио­ло­гии, лау­ре­аты Нобе­лев­ской премии Дэвид Хьюбел и Тор­стен Визел при­зна­вали, что для того чтобы можно было утвер­ждать связь мозга и Созна­ния, нужно понять, что счи­ты­вает и деко­ди­рует инфор­ма­цию, кото­рая при­хо­дит от орга­нов чувств. Ученые при­знали, что это сде­лать невоз­можно.

Вели­кий ученый, про­фес­сор МГУ Нико­лай Кобо­зев в своей моно­гра­фии пока­зал, что ответ­ствен­ными за про­цессы мыш­ле­ния и памяти не могут быть ни клетки, ни моле­кулы ни даже атомы2.

Суще­ствует дока­за­тель­ство отсут­ствия связи между Созна­нием и рабо­той мозга, понят­ное даже людям, дале­ким от науки. Вот оно.

Пред­по­ло­жим, что «Я» (Созна­ние) явля­ется резуль­та­том работы мозга. Как точно известно ней­ро­фи­зио­ло­гам, чело­век может жить даже с одним полу­ша­рием мозга. При этом он имеет Созна­ние. У чело­века, кото­рый живет только с правым полу­ша­рием мозга, без­условно при­сут­ствует «Я» (Созна­ние). Соот­вет­ственно можно сде­лать вывод, что «Я» не нахо­дится в левом, отсут­ству­ю­щем, полу­ша­рии. У чело­века с един­ствен­ным функ­ци­о­ни­ру­ю­щим левым полу­ша­рием тоже есть «Я», сле­до­ва­тельно «Я» не нахо­дится в правом полу­ша­рии, отсут­ству­ю­щем у дан­ного чело­века. Созна­ние оста­ётся вне зави­си­мо­сти от того, какое полу­ша­рие уда­ля­ется. Значит, у чело­века нет обла­сти мозга, отве­ча­ю­щей за Созна­ние, ни в левом, ни в правом полу­ша­рии голов­ного мозга. При­хо­дится делать вывод, что при­сут­ствие созна­ния у чело­века не свя­зано с опре­де­лен­ными обла­стями мозга.

Может быть, Созна­ние делимо и с поте­рей части мозга оно не уми­рает, а только повре­жда­ется? Науч­ные факты и не под­твер­ждают и это пред­по­ло­же­ние.

Про­фес­сор, д.м.н. Войно-Ясе­нец­кий опи­сы­вает: «У моло­дого ране­ного я вскрыл огром­ный абсцесс (около 50 кубич. см, гноя), кото­рый, несо­мненно, раз­ру­шил всю левую лобную долю, и реши­тельно ника­ких дефек­тов пси­хики после этой опе­ра­ции я не наблю­дал. То же самое я могу ска­зать о другом боль­ном, опе­ри­ро­ван­ном по поводу огром­ной кисты моз­го­вых обо­ло­чек. При широ­ком вскры­тии черепа я с удив­ле­нием увидел, что почти вся правая поло­вина его пуста, а все левое полу­ша­рие мозга сдав­лено, почти до невоз­мож­но­сти его раз­ли­чить»3.

В 1940 году доктор Авгу­стин Итур­рича сделал сен­са­ци­он­ное заяв­ле­ние в Антро­по­ло­ги­че­ском обще­стве в Сукре (Боли­вия). Он и доктор Ортиз долго изу­чали исто­рию болезни 14-лет­него маль­чика, паци­ента из кли­ники док­тора Ортиза. Под­ро­сток нахо­дился там с диа­гно­зом «опу­холь мозга». Юноша сохра­нял Созна­ние до самой кон­чины, жало­вался только на голов­ную боль. Когда после его смерти про­из­вели пато­ло­го­ана­то­ми­че­ское вскры­тие, то док­тора были изум­лены: вся моз­го­вая масса ока­за­лась пол­но­стью отде­лена от внут­рен­ней поло­сти череп­ной коробки. Боль­шой нарыв захва­тил моз­же­чок и часть голов­ного мозга. Оста­лось совер­шенно непо­нятно, каким обра­зом сохра­ня­лось мыш­ле­ние у боль­ного маль­чика.

Факт, что созна­ние суще­ствует неза­ви­симо от мозга, под­твер­ждают и иссле­до­ва­ния, про­ве­ден­ные недавно гол­ланд­скими физио­ло­гами под руко­вод­ством Пима ван Лом­меля. Резуль­таты широ­ко­мас­штаб­ного экс­пе­ри­мента были опуб­ли­ко­ваны в авто­ри­тет­ней­шем био­ло­ги­че­ском англий­ском жур­нале «The Lancet». «Созна­ние суще­ствует даже после того, как мозг пере­стал функ­ци­о­ни­ро­вать. Иными сло­вами, Созна­ние «живет» само по себе, абсо­лютно само­сто­я­тельно. Что же каса­ется голов­ного мозга, то это вовсе не мыс­ля­щая мате­рия, а орган, как и любой другой, выпол­ня­ю­щий строго опре­де­лен­ные функ­ции. Очень может быть, мыс­ля­щей мате­рии, даже в прин­ципе, не суще­ствует, заявил руко­во­ди­тель иссле­до­ва­ния зна­ме­ни­тый ученый Пим ван Лом­мель».

Еще один аргу­мент, доступ­ный для пони­ма­ния неспе­ци­а­ли­стов при­во­дит про­фес­сор В.Ф. Войно-Ясе­нец­кий: «В войнах мура­вьев, не име­ю­щих голов­ного мозга, явно обна­ру­жи­ва­ется пред­на­ме­рен­ность, а сле­до­ва­тельно и разум­ность, ничем не отли­ча­ю­ща­яся от чело­ве­че­ской»4. Это дей­стви­тельно уди­ви­тель­ный факт. Муравьи решают довольно слож­ные задачи по выжи­ва­нию, стро­и­тель­ству жилья, обес­пе­че­нию себя пита­нием, т.е. обла­дают опре­де­лен­ной разум­но­стью, но не имеют мозга вообще. Застав­ляет заду­маться, не правда ли?

Ней­ро­фи­зио­ло­гия не стоит на месте, а явля­ется одной из самых дина­мично раз­ви­ва­ю­щихся наук. Об успе­хах изу­че­ния мозга гово­рят методы и мас­штаб иссле­до­ва­ний Изу­ча­ются функ­ции, участки мозга, все подроб­нее и подроб­нее выяс­ня­ется его состав. Несмотря на тита­ни­че­скую работу по изу­че­нию мозга, миро­вая наука сего­дня так же далека от пони­ма­ния того, что из себя пред­став­ляют твор­че­ство, мыш­ле­ние, память и какова их связь с самим мозгом.

Итак, наукой точно уста­нов­лено, что Созна­ние не явля­ется про­дук­том дея­тель­но­сти мозга.

Какова же при­рода Созна­ния?

Придя к пони­ма­нию того, что Созна­ния нет внутри тела, наука делает есте­ствен­ные выводы о нема­те­ри­аль­ной при­роде созна­ния.

Ака­де­мик П.К. Анохин: «Ни одну из «мыс­ли­тель­ных» опе­ра­ций, кото­рые мы при­пи­сы­ваем «разуму», до сих пор не уда­лось прямо свя­зать с какой-то частью мозга. Если мы в прин­ципе не можем понять, как именно пси­хи­че­ское воз­ни­кает вслед­ствие дея­тель­но­сти мозга, то не логич­нее ли думать, что пси­хика вообще не есть по своей сущ­но­сти функ­ция мозга, а пред­став­ляет про­яв­ле­ние каких-то иных — нема­те­ри­аль­ных духов­ных сил?»

В конце XX века созда­тель кван­то­вой меха­ники, лау­реат Нобе­лев­ской премии Э. Шре­дин­гер писал, что при­рода связи неко­то­рых физи­че­ских про­цес­сов с субъ­ек­тив­ными собы­ти­ями (к кото­рым отно­сится Созна­ние) лежит «в сто­роне от науки и за пре­де­лами чело­ве­че­ского пони­ма­ния».

Круп­ней­ший совре­мен­ный ней­ро­фи­зио­лог, лау­реат Нобе­лев­ской премии по меди­цине Дж. Экклз развил мысль о том, что на основе ана­лиза дея­тель­но­сти мозга невоз­можно выяс­нить про­ис­хож­де­ние пси­хи­че­ских явле­ний, и этот факт легко может быть истол­ко­ван в том смысле, что пси­хика вообще не явля­ется функ­цией мозга. По мнению Экклза, ни физио­ло­гия, ни теория эво­лю­ции не могут про­лить свет на про­ис­хож­де­ние и при­роду созна­ния, кото­рое абсо­лютно чуждо всем мате­ри­аль­ным про­цес­сам во Все­лен­ной. Духов­ный мир чело­века и мир физи­че­ских реаль­но­стей, вклю­чая дея­тель­ность мозга, — это совер­шенно само­сто­я­тель­ные неза­ви­си­мые миры, кото­рые лишь вза­и­мо­дей­ствуют и в какой-то мере влияют друг на друга. Ему вторят такие круп­ные спе­ци­а­ли­сты, как Карл Лешли (аме­ри­кан­ский ученый, дирек­тор лабо­ра­то­рии био­ло­гии при­ма­тов в Ориндж-Парке (шт. Фло­рида), изу­чав­ший меха­низмы работы мозга) и доктор Гар­вард­ского уни­вер­си­тета Эдвард Толмен.

Со своим кол­ле­гой, осно­во­по­лож­ни­ком совре­мен­ной ней­ро­хи­рур­гии Уайл­де­ром Пен­фил­дом, выпол­нив­шим свыше 10 000 опе­ра­ций на мозге, Экклз напи­сал книгу «Тайна чело­века»5. В ней авторы прямо заяв­ляют, что «нет ника­ких сомне­ний в том, что чело­ве­ком управ­ляет НЕЧТО, нахо­дя­ще­еся за пре­де­лами его тела». «Я могу экс­пе­ри­мен­тально под­твер­дить, — пишет Экклз, — что работа созна­ния не может быть объ­яс­нена функ­ци­о­ни­ро­ва­нием мозга. Созна­ние суще­ствует неза­ви­симо от него извне».

По глу­бо­кому убеж­де­нию Экклза, созна­ние не может быть пред­ме­том науч­ного иссле­до­ва­ния. По его мнению, появ­ле­ние созна­ния, так же как и воз­ник­но­ве­ние жизни, явля­ется высшей рели­ги­оз­ной тайной. В своем докладе нобе­лев­ский лау­реат опи­рался на выводы книги «Лич­ность и мозг», напи­сан­ной сов­местно с аме­ри­кан­ским фило­со­фом-социо­ло­гом Карлом Поппе­ром.

Уилдер Пен­филд в резуль­тате мно­го­лет­него изу­че­ния дея­тель­но­сти мозга тоже пришел к выводу, что «энер­гия разума отли­ча­ется от энер­гии моз­го­вых ней­рон­ных импуль­сов»6.

Ака­де­мик Ака­де­мии меди­цин­ских наук РФ, дирек­тор Научно иссле­до­ва­тель­ского инсти­тута Мозга (РАМН РФ), ней­ро­фи­зио­лог с миро­вым именем д.м.н. Ната­лья Пет­ровна Бех­те­рева: «Гипо­тезу о том, что мозг чело­века лишь вос­при­ни­мает мысли откуда-то извне, я впер­вые услы­шала из уст нобе­лев­ского лау­ре­ата, про­фес­сора Джона Экклза. Конечно, тогда это пока­за­лось мне абсурд­ным. Но потом иссле­до­ва­ния, про­во­ди­мые в нашем Санкт-Петер­бург­ском НИИ мозга, под­твер­дили: мы не можем объ­яс­нить меха­нику твор­че­ского про­цесса. Мозг может гене­ри­ро­вать лишь самые про­стые мысли типа, как пере­вер­нуть стра­ницы чита­е­мой книги или поме­шать сахар в ста­кане. А твор­че­ский про­цесс — это про­яв­ле­ние совер­шенно нового каче­ства. Как веру­ю­щий чело­век, я допус­каю уча­стие Все­выш­него в управ­ле­нии мыс­ли­тель­ным про­цес­сом».

Наука при­хо­дит к выводу, что мозг явля­ется не источ­ни­ком мысли и созна­ния, а самое боль­шее — их ретранс­ля­то­ром.

Про­фес­сор С. Гроф так гово­рит об этом: «пред­ставьте, что у вас сло­мался теле­ви­зор и вы вызвали теле­ма­стера, кото­рый, покру­тив разные ручки, его настроил. Вам же не при­хо­дит в голову, что все эти стан­ции сидят в этом ящике».

Уже в 1956 г. выда­ю­щейся круп­ней­ший ученый-хирург, доктор меди­цин­ских наук, про­фес­сор В.Ф. Войно-Ясе­нец­кий считал, что наш мозг не только не связан с Созна­нием, но и даже мыс­лить не спо­со­бен само­сто­я­тельно, так как пси­хи­че­ский про­цесс выне­сен за его пре­делы. В своей книге Вален­тин Фелик­со­вич утвер­ждает, что «мозг не орган мысли, чувств», и что «Дух высту­пает за пре­делы мозга, опре­де­ляя его дея­тель­ность, и все наше бытие, когда мозг рабо­тает как пере­дат­чик, при­ни­мая сиг­налы и пере­да­вая их к орга­нам тела»7.

К таким же выво­дам пришли англий­ские иссле­до­ва­тели Питер Фенвик из Лон­дон­ского инсти­тута пси­хи­ат­рии и Сэм Парния из Цен­траль­ной кли­ники Саут­гемп­тона. Они обсле­до­вали паци­ен­тов, воз­вра­тив­шихся к жизни после оста­но­вок сердца, и уста­но­вили, что неко­то­рые из них точно пере­ска­зы­вали содер­жа­ние раз­го­во­ров, кото­рые вел меди­цин­ский пер­со­нал, пока те пре­бы­вали в состо­я­нии кли­ни­че­ской смерти. Другие давали точное опи­са­ние про­изо­шед­ших в этот вре­мен­ной отре­зок собы­тий. Сэм Парния утвер­ждает, что мозг, как любой другой орган чело­ве­че­ского тела, состоит из клеток и не спо­со­бен мыс­лить. Однако он может рабо­тать как устрой­ство, обна­ру­жи­ва­ю­щее мысли, т.е. как антенна, с помо­щью кото­рой ста­но­вится воз­мо­жен прием сиг­нала извне. Ученые пред­по­ло­жили, что во время кли­ни­че­ской смерти дей­ству­ю­щее неза­ви­симо от голов­ного мозга Созна­ние исполь­зует его как экран. Как теле­при­ем­ник, кото­рый вна­чале при­ни­мает попа­да­ю­щие в него волны, а затем пре­об­ра­зует их в звук и изоб­ра­же­ние.

Если мы выклю­чаем радио, то это не значит, что радио­стан­ция пре­кра­щает свое веща­ние. То есть после смерти физи­че­ского тела Созна­ние про­дол­жает жить.

Факт про­дол­же­ния жизни Созна­ния после смерти тела под­твер­ждает и ака­де­мик РАМН, дирек­тор НИИ Мозга чело­века, ней­ро­фи­зио­лог с миро­вым именем Н.П. Бех­те­рева в своей книге «Магия мозга и лаби­ринты жизни». Кроме обсуж­де­ния сугубо науч­ной про­бле­ма­тики, в данной книге автор при­во­дит также и свой личный опыт столк­но­ве­ния с посмерт­ными фено­ме­нами.

Ната­лья Бех­те­рева, рас­ска­зы­вая о встрече с бол­гар­ской ясно­ви­дя­щей Вангой Димит­ро­вой, вполне опре­де­ленно выска­зы­ва­ется по этому поводу в одном из своих интер­вью: «Пример Ванги абсо­лют­ным обра­зом убедил меня в том, что суще­ствует явле­ние кон­такта с умер­шими»8, и еще цитата из ее книги: «Я не могу не верить тому, что слы­шала и видела сама. Ученый не имеет права отвер­гать факты (если он ученый!) только потому, что они не впи­сы­ва­ются в догму, миро­воз­зре­ние»9.

Первое после­до­ва­тель­ное опи­са­ние посмерт­ной жизни, осно­ван­ное на науч­ных наблю­де­ниях, было дано швед­ским ученым и есте­ство­ис­пы­та­те­лем Эмма­ну­элем Све­ден­бор­гом. Затем эту про­блему серьезно изу­чали извест­ней­шая врач-пси­хи­атр Эли­за­бет Кюблер Росс, не менее извест­ный пси­хи­атр Рай­монд Моуди, доб­ро­со­вест­ные ученые ака­де­мики Оливер Лодж10, Уильям Крукс11, Аль­фред Уоллес, Алек­сандр Бут­ле­ров, про­фес­сор Фри­дрих Майерс12, аме­ри­кан­ский врач-педи­атр Мелвин Морз. Среди серьез­ных и систе­ма­ти­че­ских иссле­до­ва­те­лей вопроса уми­ра­ния сле­дует ука­зать про­фес­сора меди­цины при уни­вер­си­тете Эмори и штат­ного врача в гос­пи­тале для вете­ра­нов в городе Атланта д‑ра Майкла Сабома, очень ценно также систе­ма­ти­че­ское иссле­до­ва­ние пси­хи­атра Кэн­нета Ринга, зани­мался изу­че­нием этой про­блемы доктор меди­цины врач — реани­ма­то­лог Мориц Роолингз, наш совре­мен­ник, тана­то­пси­хо­лог А.А. Нал­ча­д­жян. Много рабо­тал над пони­ма­нием этой про­блемы с точки зрения физики извест­ный совет­ский ученый, круп­ней­ший спе­ци­а­лист в обла­сти тер­мо­ди­на­ми­че­ских про­цес­сов, ака­де­мик Ака­де­мии Наук Рес­пуб­лики Бела­русь Аль­берт Вейник. Зна­чи­тель­ный вклад в изу­че­ние око­лосмерт­ного опыта внес зна­ме­ни­тый во всем мире аме­ри­кан­ский пси­хо­лог чеш­ского про­ис­хож­де­ния, осно­ва­тель тран­спер­со­наль­ной школы пси­хо­ло­гии д‑р Ста­ни­слав Гроф.

Мно­го­об­ра­зие накоп­лен­ных наукой фактов неоспо­римо дока­зы­вает, что после физи­че­ской смерти каждый из ныне живу­щих насле­дует иную реаль­ность, сохра­няя свое Созна­ние.

Несмотря на огра­ни­чен­ность нашей воз­мож­но­сти в позна­нии этой реаль­но­сти при помощи мате­ри­аль­ных средств, на сего­дняш­ний день суще­ствует ряд ее харак­те­ри­стик, полу­чен­ных при помощи экс­пе­ри­мен­тов и наблю­де­ний ученых, иссле­ду­ю­щих эту про­блему.

Эти харак­те­ри­стики были пере­чис­лены А.В. Михе­е­вым, науч­ным сотруд­ни­ком Санкт-Петер­бург­ского госу­дар­ствен­ного элек­тро­тех­ни­че­ского уни­вер­си­тета в его докладе на меж­ду­на­род­ном сим­по­зи­уме «Жизнь после смерти: от веры к знанию» кото­рый про­хо­дил 8–9 апреля 2005 года в Санкт-Петер­бурге:

И снова о суи­циде

Боль­шин­ство само­убийц верит в то, что их Созна­ние после смерти пре­кра­тит свое суще­ство­ва­ние, что это будет покой, отдых от жизни. Мы озна­ко­ми­лись с заклю­че­нием миро­вой науки о том, что пред­став­ляет собой Созна­ние и об отсут­ствии связи между ним и мозгом, а также о том, что после смерти тела у чело­века нач­нется другая, после­смерт­ная жизнь. Причем Созна­ние сохра­няет свои каче­ства, память, и его после­смерт­ная жизнь явля­ется есте­ствен­ным про­дол­же­нием земной жизни.

А значит, если здесь, в земной жизни, Созна­ние было пора­жено какой-то болью, болез­нью, горем, осво­бож­де­ние от тела не будет осво­бож­де­нием от этой болезни. В после­смерт­ной жизни участь боль­ного созна­ния еще более печальна, чем в земной жизни, потому что в земной жизни мы можем всё или почти всё изме­нить — с уча­стием своей воли, помощи других людей, новых знаний, изме­не­ния жиз­нен­ной ситу­а­ции, — в ином мире такие воз­мож­но­сти отсут­ствуют, и поэтому состо­я­ние Созна­ния более ста­бильно.

То есть само­убий­ство — это кон­сер­ва­ция болез­нен­ного, невы­но­си­мого состо­я­ния своего Созна­ния на неопре­де­лен­ный срок. Вполне воз­можно — навечно. А отсут­ствие надежды на улуч­ше­ние своего состо­я­ния мно­го­кратно повы­шает болез­нен­ность любых муче­ний.

Если же мы дей­стви­тельно хотим отдыха и при­ят­ного мир­ного покоя, то наше Созна­ние должно достичь такого состо­я­ния ещё в земной жизни, тогда после есте­ствен­ной смерти оно сохра­нит его.

Автор хотел бы, чтобы после про­чте­ния мате­ри­ала Вы само­сто­я­тельно попы­та­лись найти истину, пере­про­ве­рить данные, изло­жен­ные в этой статье, про­чи­тать соот­вет­ству­ю­щую лите­ра­туру из обла­сти меди­цины, пси­хо­ло­гии и ней­ро­фи­зио­ло­гии. Наде­юсь, что, узнав об этой обла­сти больше, Вы отка­же­тесь от попытки суи­цида или совер­шите её только в том случае, если будете уве­рены в том, что с помо­щью нее Вы дей­стви­тельно смо­жете изба­виться от Созна­ния.

При­ме­ча­ния:

1 Плотин. «О бес­смер­тии души».

2 Н.И. Кобо­зев. Иссле­до­ва­ния в обла­сти тер­мо­ди­на­мики про­цес­сов инфор­ма­ции и мыш­ле­ния.

3 В.Ф. Войно-Ясе­нец­кий. «О духе, душе и теле».

4 В.Ф. Войно-Ясе­нец­кий. «О духе, душе и теле».

5 Дж. Экклз, У. Пен­филд. «Тайна чело­века».

6 W. Penfield. The mystery of the mind.

7 В.Ф. Войно-Ясе­нец­кий. «О духе, душе и теле».

8 Меня бла­го­сло­вили на изу­че­ние «Зазер­ка­лья». Интер­вью Н.П. Бех­те­ре­вой газете «Волж­ская правда», 19 марта 2005 года.

9 Н.П. Бех­те­рев. «Магия мозга и лаби­ринты жизни».

10 O. Lodge. Raymond or life and death. O. Lodge. The survival of man.

11 W. Crookes. Researches in the phenomena of spiritualism.

12 Myers. Human personality and its survival of bodily death.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *