югская божья матерь икона
16 июня Югская икона Божией матери. Что НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ в церковный праздник, а что можно?
16 июня и 10 августа, мы, православные христиане, чтим память Югской иконы Божией матери. В начале XVIIвека чудотворная икона явилась преподобному Дорофею, схимонаху Псково-Печорского монастыря.
Богородица указала старцу место, где находится Ее образ, велела взять Его, отнести на земли Ярославской епархии и основать там обитель. Преподобный Дорофей исполнил волю святой Царицы Небесной и отправился в путь с Ее божественным ликом. По дороге старец остановился передохнуть и поставил икону на дереве.
Когда же он собрался идти дальше и хотел снять образ Богородицы, то не смог этого сделать. Тогда он понял, что Богородица хочет остаться в этом месте. Преподобный Дорофей построил здесь хижину, и вскоре сюда для поклонения иконе стали приходить люди со всей округи, которые по своей вере получали помощь Божией Матери.
Спустя время, местным жителям и паломникам удалось собрать средства для постройки обители, которая стала именоваться Югской — по расположению на реке Юг.
С тех пор перед этим образом молятся во время эпидемий, а также о спокойной, мирной жизни и благоденствии.
Что нельзя делать 16 июня в День Памяти Югской иконы Божией Матери
Церковные запреты дня:
1. Не думайте о плохом, не грустите и не жалуйтесь на жизнь. Все ваши негативные мысли могут воплотиться в реальности.
2. Не делитесь переживаниями и сокровенным даже со своими близкими. В этот день лучше побыть «себе на уме».
3. Не ругайтесь с людьми, не сплетничайте и не сквернословьте. Большой грех заниматься такими вещами в такой светлый церковный праздник.
4. Не проявляйте жадность и не отказывайте в помощи тем, кто ее просит. Иначе окружающие тоже отвернутся от вас.
5. Не устраивайте пир на весь мир с плясками и обжорством. Можно накрыть на стол, позвать гостей или посидеть с близкими, но только скромно, без криков и народных гуляний.
Распитие спиртных напитков, мат, жестокое обращение с животными считаются большим грехом в День Памяти Югской иконы Божией Матери.
Что можно делать сегодня 16 июня
1. Посетить Церковь и отстоять службу.
2. Помянуть усопших и поставить свечу за упокой их души. 16 июня наполнено Благодатью и небесной энергией, поэтому искренняя молитва и поминовение могут помочь душам спастись.
3. Просить прощение у близких и всех, кого вы могли обидеть. Большой грех не простить человека, если он искренне кается в своих ошибках.
Также в День Памяти Югской иконы Божией Матери разрешено работать по дому и трудиться на своем участке. Только выполнять работу нужно с хорошим настроением и светлыми мыслями, тогда сама Богородица придет вам на помощь.
Молитвы Югской иконе Божией Матери об исцелении
«Сегодня, как преяркое солнце, воссияла нам в небесах почитаемая всеми икона Твоя, Владычица, просвещая мир лучами милости, которую великая Россия, как некий Божественный дар, приняв благоговейно свыше, прославляет Тебя, Богоматерь, всех Владычицу, и от Тебя родившегося Христа Бога нашего величает радостно. Ему же молись, о Госпожа Царица Богородица, да сохранит все города и страны христианские невредимыми от всех вражеских козней и спасет с верой поклоняющихся Его Божественному и Твоему Пречистому образу, Дева брака не познавшая».
«Соберемся, люди, к Деве и Богородице Царице, благодаря Христа, Бога нашего, и с сердечным сокрушением взирая на Ее чудотворную икону, припадем и воззовем к Ней: о Владычица Мария, оказавшая внимание стране этой чудесным явлением Твоего почитаемого образа, спасай в мире и благоденствии страну нашу и всех христиан, делая их наследниками Небесной жизни, ибо к Тебе с верой взываем: «Радуйся, Дева, спасение для мира».
Югская икона Божией Матери
Этот чудный образ был дарован нам Самой Богородицей через преподобного Дорофея. Почтенный старец был насельником Псково-Печерского монастыря и, как гласит предание, не единожды взывал к Пречистой Деве с вопросом о пути в жизни. Будучи постриженным в схиму, Дорофей скорбел, что обитель посещает множество паломников, и нет желаемого безмолвия для соблюдения иноческих и схимнических обетов. «Угодно ли Богу такое служение — общение с посетителями или полезнее для монаха отправиться в пустыню?» — вопрошал Дорофей. Также сердце святого скорбело от нашествия шведов на землю Печерскую.
5 мая 1615 года на утренней службе старец услышал глас: «Иди и вземши сущую тамо икону Мою, именуемую Одигитрию, гряди с нею на родину твою, тамо бо добр себе покой обрящеши». Дорофею было указано место, где находится чудотворный образ. Обойдя после утрени все церкви обители, святой обнаружил его в одной из них. Икону озарил свет, и на его глазах она обновилась. Переполненный радостью оттого, что услышал волю Пречистой о себе, схимонах рассказал об этом отцу настоятелю. Тогда игуменом обители был архимандрит Иоаким. Он не сразу поверил в услышанное. Однако Божия Матерь явилась ему во сне и спросила: «Зачем ты запрещаешь старцу Дорофею взять образ Мой и возбраняешь ему идти в повеленный Мною путь?» После этого он благословил старца, и на глазах изумленной братии икона вновь просияла.
Отныне Дорофею надлежало принести святой образ в Ростовскую область, откуда он был родом. Неспешно двигался почтенный старец к себе на родину, в село Нижне-Никульское Ярославской губернии, однако спустя месяц странствия в пути случилось непредвиденное. Во время привала Дорофей поместил икону на дерево, а сам присел передохнуть. Когда же он вознамерился двинуться в дальнейший путь, икону не удалось снять с дерева. Раздался глас свыше: «Сие избрано и угодно Мне. На месте сем имеет быть обитель славна в честь и славу Сына Моего; в ней ублажати Мя имуть. Зде будет икона сия, и благодать Моя с нею вовеки». Святой подчинился воле Пречистой Девы и на правом берегу Волги рядом с местом слияния двух рек, Юга Черная и Юга Белая, обрел покой, поселившись в лесу рядом со святыней. Со временем к его хижине стали стекаться люди. Из окрестностей к чудотворной иконе приходили местные жители. Больные возвращались исцеленными, страждущие — успокоенными. Со временем местные богомольцы собрали деньги на постройку часовни возле келлии старца.
В 1622 году преподобный Дорофей отошел ко Господу. Жители села неподалеку сперва хотели перенести Югскую икону Божией Матери в свою церковь, Нижне-Никульскую. Однако дважды чудотворный образ возвращался на свое прежнее место, в часовню, выстроенную святым Дорофеем. Видя, что желание сие неугодно Пречистой Деве, духовенство обратилось к патриарху Филарету, который благословил построить на реке Юге монастырь с храмом в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Слава по всей Руси о построенной обители пошла после того, как по молитвам перед Югской иконой в 1654 году прекратилась эпидемия моровой язвы. Пресвятая Богородица остановила опасность Своим заступлением и в 1771 году, когда моровое поветрие вновь случилось в окрестностях Рыбной Слободы. С тех пор здесь появилась традиция совершать крестные ходы.
Место пребывания святого Дорофея, называемое Дорофеевой пустынью, стало называться Югской обителью. Там действовал строжайший монастырский устав, обитель была одной из самых благоустроенных на Руси.
Образ Пречистой Девы «Югская» написан в стиле Одигитрии. Богомладенец покоится на левой руке Богородицы, Его правая рука сложена для благословения, а в левой изображен свиток. Любящий взор Богоматери одновременно обращен и к Спасителю, и к нам. Ее правая рука протянута ко Христу.
В начале XIX века для иконы был сделан оклад из драгоценных камней. Его несколько раз обновляли, украшая образ. С приходом к власти большевиков драгоценности, в том числе богатая риза иконы, были изъяты, монастырь закрыт. Некоторое время чудотворный образ хранился у одного благочестивого священнослужителя. В 2003 году икона была передана епископу Иосифу, назначенному на служение на Дальний Восток. Ныне чудотворный образ находится в Биробиджане, в величественном храме в честь Благовещения Божией Матери. От иконы по сей день происходит множество чудесных исцелений.
Дни памяти: 16 июня (3 июня по старому стилю), 10 августа (28 июля по старому стилю).
ЮГСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Югская икона Божией Матери Одигитрии |
Югская икона Божией Матери «Одигитрии», чудотворный список Смоленской иконы Божией Матери
Явилась в начале XVII века [2] старцу схимонаху Псково-Печерского монастыря преподобному Дорофею. Богородица, во время нашествия шведов, повелела ему взять Её образ в указанном Ею месте, отнести образ в пределы Ярославской епархии и там основать обитель. Игумену монастыря, не соглашавшемуся поначалу отпустить явленную икону Божией Матери, Она явилась в сонном видении и повелела исполнить Её волю и отпустить Дорофея с иконой.
Приближаясь к указанному ему в видении месту, старец Дорофей остановился отдохнуть, а святую икону поставил на дереве. Когда он хотел продолжать путь, то никакими силами не смог снять с дерева икону Богоматери. Тогда он понял, что Царица Небесная в этом месте хочет остаться. Он построил там небольшую хижину и сам остался жить у этой святыни. Весть о приходе старца стала быстро распространяться по окрестным селам. К нему стали стекаться богомольцы для поклонения святой иконе, от которой стали совершаться исцеления. Усердием местных жителей были собраны средства и положено начало постройки новой обители.
Преподобный Дорофей скончался в 1622 году. Патриарху Филарету духовенство представило данные о совершавшихся чудесах. В ответ они получили благословение на основание на реке Юг обители с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель стала именоваться Югской. В 1654 году заступлением Богоматери в тех местах прекратилась распространившаяся моровая язва.
Богоматерь Югская
Поступила в музей в 1972 году от Е. М. Чуваевой.
Реставрировалась в 1994 году в ЯХМ Т. Л. Шабановой.
Наиболее ранние списки Сказания о чудотворной иконе Богоматери Югской относятся к XVIII веку, но сведения, содержащиеся в них, очевидно, основываются на монастырском летописце Югской Дорофеевой пустыни первой половины XVII столетия. Согласно Сказанию, первое чудо от образа последовало в 1615 году в царствование Михаила Федоровича Романова. Эта икона, принесенная старцем Дорофеем из Псково-Печерского монастыря, стала именоваться «Югской» от названия речки Юги близ Рыбинска, где путник с иконой остановились по велению свыше и где был впоследствии основан монастырь. От образа вскоре начались чудотворения: в монастырских документах записано 33 чуда исцеления от болезней глаз и ног, одержимости и расслабления. Среди исцеленных перечислены крестьяне, дворовые и посадские люди, помещики, монах и жена священника. Как повествует рукописное «Описание Югской Дорофеевой общежительной пустыни» 1849–1850 годов, свирепствовавшая в Рыбной слободе в 1654 и 1771 годах чума прекратилась после принесения в город Югской иконы. В память об этом учреждено ежегодное ношение иконы в Рыбинск в Петров пост и ко дню Воздвижения Креста Господня, а также в города Углич, Мышкин и Мологу. В 1847 году по завещанию благотворителя обители рыбинского купца Сергея Федоровича Тюменева в Петербурге для ношения святыни при крестных ходах изготовили серебряный киот весом 3 пуда 21 фунт и стоимостью 17 тыс. руб. В его навершии было прочеканено Коронование Божией Матери, а на тыльной стороне — вид монастыря с явлением иконы и ее чудесами. В 1849 году для ношения иконы по домам был сделан меньший киотец, обложенный по дереву серебром, весом 18 фунтов 6 золотников. Ношение югской святыни продолжалось и в первые послереволюционные годы.
В остальное время чудотворная икона находилась в Троицком соборе Югского монастыря. В 1810-х годах для нее была сделана серебряная доска и устроена богатейшая жемчужная риза с множеством драгоценных камней. В 1839 году риза перенизывалась с прибавкой жемчуга и камней. Оценивалась она тогда в 50 тыс. руб.
1 ОР ГИМ, Забел., № 466.
Празднование иконе установлено 3/16 июня.
Наряду с Югским образом на мологской земле почиталась еще одна чудотворная икона Богоматери, также близкая по иконографии к Тихвинской. Этой иконой, по преданию, святой ярославский князь Феодор Ростиславич около 1298 года (т. е. задолго до явления Богоматери Тихвинской) благословил своего сына Давида. Икона в жемчужной ризе с драгоценными камнями, имевшая размер 133,5 х 115,7 см, находилась в церкви Сошествия Св. Духа в Афанасьевском монастыре близ Мологи.
В собрании Рыбинского музея хранится семь икон Богородицы Югской, каждая из которых, копируя прославленный первообраз, отражает особенности искусства своей эпохи. В публикуемой иконе явственно видны черты барокко. Удерживаемая рамками канона экспрессия выплескивается в нарочитой контрастности личного, звучности розового хитона и сочной зелени. На фоне сохранилась надпись «ЮЖСКАЯ». Икона имеет оклад 1786 года с клеймами ярославских серебряников Григория Люсинова и Ивана Сергеева Панова.
Икона Богородицы «Одигитрия» Югская
Празднование
История
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Югская, явилась в начале ХVII века старцу схимонаху Псково-Печерского монастыря преподобному Дорофею. Богородица, во время нашествия шведов, повелела ему взять Ее образ в указанном Ею месте, отнести образ в пределы Ярославской епархии и там основать обитель. Игумену монастыря, не соглашавшемуся отпустить явленную икону Божией Матери, Она в сонном видении явилась и повелела исполнить Ее волю и отпустить старца Дорофея с Ее иконой. Старец Дорофей, приближаясь к указанному ему в видении месту, остановился отдохнуть, а святую икону поставил на дереве. Когда он хотел продолжать путь, то никакими силами не смог снять с дерева икону Богоматери. Старец Дорофей понял, что Царица Небесная в этом месте хочет остаться. Тогда он построил небольшую хижину и сам остался жить у этой святыни. Весть о приходе старца стала быстро распространяться по окрестным селам. К нему стали стекаться богомольцы для поклонения святой иконе, от которой стали совершаться исцеления. Усердием местных жителей были собраны средства и положено начало постройки новой обители.
Преподобный Дорофей скончался в 1622 году. Патриарху Филарету духовенство представило данные о совершавшихся чудесах. В ответ они получили благословение на основание на реке Юг обители с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель стала именоваться Югской. В 1654 году заступлением Богоматери в тех местах прекратилась распространившаяся моровая язва.
Богослужения
Молитвы
Днесь, я́ко со́лнце пресве́тлое,/ возсия́ нам на возду́се/ всечестна́я ико́на Твоя́, Влады́чице,/ луча́ми ми́лости мир просвеща́ющи,/ ю́же вели́кая Росси́я,/ я́ко не́кий дар Боже́ственный, свы́ше благогове́йне восприе́мши,/ прославля́ет Тя, Богома́ти, всех Влады́чицу,/ и от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего/ велича́ет ра́достно./ Ему́же моли́ся, о Госпоже́ Цари́це Богоро́дице,/ да сохрани́т вся гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих/ и спасе́т ве́рою покланя́ющихся/ Его́ Боже́ственному и Твоему́ Пречи́стому о́бразу,// Де́во Неискусобра́чная.
Перевод: Сегодня, как преяркое солнце, воссияла нам в небесах почитаемая всеми икона Твоя, Владычица, просвещая мир лучами милости, которую великая Россия, как некий Божественный дар, приняв благоговейно свыше, прославляет Тебя, Богоматерь, всех Владычицу, и от Тебя родившегося Христа Бога нашего величает радостно. Ему же молись, о Госпожа Царица Богородица, да сохранит все города и страны христианские невредимыми от всех вражеских козней и спасет с верой поклоняющихся Его Божественному и Твоему Пречистому образу, Дева брака не познавшая.
Притеце́м, лю́дие, к Де́ве и Богоро́дице Цари́це,/ благодаря́ще Христа́, Бо́га на́шего,/ и, к Тоя́ чудотво́рней ико́не уми́льно взира́юще,/ припаде́м и возопие́м Ей:/ о Влады́чице Мари́е,/ присети́вши страну́ сию́ Твоего́ честна́го о́браза явле́нием чуде́сно,/ спаса́й в ми́ре и благовре́менстве страну́ на́шу и вся христиа́ны,/ насле́дники показу́ющи Небе́сныя жи́зни,/ Тебе́ бо ве́рно зове́м:// ра́дуйся, Де́во, ми́ру спасе́ние.
Перевод: Соберемся, люди, к Деве и Богородице Царице, благодаря Христа, Бога нашего, и с сердечным сокрушением взирая на Ее чудотворную икону, припадем и воззовем к Ней: о Владычица Мария, оказавшая внимание стране этой чудесным явлением Твоего почитаемого образа, спасай в мире и благоденствии страну нашу и всех христиан, делая их наследниками Небесной жизни, ибо к Тебе с верой взываем: «Радуйся, Дева, спасение для мира».
Каноны и Акафисты
Канон Пресвятой Богородице пред иконой «Одигитрия»
Песнь 1
Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.
Радостно, Чистая, ныне наставшее хваление приношаю, радуяся, и тихим гласом, Одигитрие, вопию Ти: радуйся и исполни мя разума, пети начинающа.
Христа родившая, радость нам вечную, о, радуйся, Всепетая, православным надежда, Одигитрие, всепетая Девице, радости исполни мя мирови желанныя.
Ликуют вси человецы и Ангели всегда, согласно вопиюще на Небеси и на земли, Одигитрие: радуйся, Девице, радости бо Рождеством Твоим всяческая исполнила еси.
Радуйся, Одигитрие, со страхом Ти вопиющих радости сподоби, Мати сущия радости, избавляющи скорбей всяческих, и всех помилуй, к Тебе прибегающих.
Песнь 3
Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, Живый и Независтный Источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди, в Божественней Твоей славе венцев славы сподоби.
Христа, Вышняго Царя, о, радуйся, непоколебимая чистая и одушевленная палато! Радуйся, Одигитрие, радуйся: Тобою нерушим наш град сохраняется.
Вместити Егоже не возможе тварь, во утробу неискусобрачную, Одигитрие Девице, телесно вместила еси, темже Ти, радуйся, поем, по долгу величающе.
Радость многопетая мирови, радостно Ти поюще присно, вечнующия, Чистая, радости сподобляемся Твоими Матерними молитвами к Рождшемуся из Тебе, Одигитрие.
Златую Тя стамну, и свещник, и жезл, и трапезу, Чистая, призываем, Одигитрие, и глас, еже радуйся, Тебе присно привношаем с сими же имены.
Седален
Моление теплое и стена необоримая, милости источниче, мирови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари и от бед избави нас, Едина вскоре предстательствующая.
Песнь 4
Ирмос: Седяй в Славе на Престоле Божества во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный Нетленною Дланию и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.
Радуйся, чудо чудесем, Одигитрие Владычице. Радуйся, всем радосте градовом, и весем непобедимое христианское в бедах хранилище, и предградие, и на враги побеждение.
Радуйся, радуйся, людем православным похвало, и христолюбивым воинством покров пребываеши всем, Царице. Радуйся, Одигитрие, прибежище всем нам и утверждение.
Радуйся, всем скорое в бедах избавление. Радуйся, готовое всем скорбящим утешение. Радуйся, Всепетая, радуйся, Одигитрие всеблагословенная, всем немощным Целительнице.
Радуйся, Еяже величия вся тварь славити убо спешит по достоянию, но не возмогает, Одигитрие, и сего ради зовет Ти: радуйся, Владычице, Боговместимое жилище.
Песнь 5
Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая.
Благостыни бездно и щедротам еси, радуйся, Одигитрие Девице, радуйся, всем радость творящи верным. О, радуйся, сущим в бедах и скорбящим пребыстрая Заступнице.
Радуйся, от исполнения величия чудес Твоих зряще, исполняемся, вси незрящии, слышаще же, вернии. Темже, радуйся, Тебе присно всюду и вси, Одигитрие, поем.
Христа Бога нашего, о, радуйся, Одигитрие, жилище и дом неизреченныя и Пребожественныя, Дево, славы Его. О, радуйся, палато преукрашенная, радуйся, граде одушевленный, присно царствующий!
Радость неоскудную Тя разсмотряюще, яко море, Отроковице, Одигитрие Девице, радующеся вси, радуйся, вопием Ти; и поюще, Божественных даров невидимо присно от Тебе ожидающе.
Песнь 6
Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, Богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.
Христа, Чистая, приемлющи, глас, еже радуйся, Одигитрие Девице, слышаше, Егоже неизреченно рождши, радуйся, от всех слышиши всегда.
Радости вся исполнила еси, вышния и нижния Ты совокупила еси, Одигитрие, темже радостно и согласно ныне небо и вся земля зовет Ти.
Вдовам, о, радуйся, Всепетая, и всем сирым, Одигитрие, утешение; радуйся, всем источающи нищим богатство неистощимое.
Злата всякаго блистаема и утра солнечнаго светлейши, жилище Христово, радуйся, Одигитрие, радуйся, Девице, радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Простри длани Твоя, имиже всех Владыку яко Младенца прияла еси, за множество благости; не остави нас, всегда надеющихся на Тя, бодренною Твоею молитвою и неисчетною простынею ущедри нас и подаждь душам нашим милосердие Твое, во веки источающи: Тебе бо имамы, грешнии, Заступницу от находящих на ны бед и зол. Но, яко имущи милосердия щедроты, ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Песнь 7
Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии паче Создавшаго, но, огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.
Радуйся, радуйся, Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному; радуйся, Владычице, Тобою бо присно избавляемся настоящия варварския беды.
Радуйся, радуйся, Одигитрие, бдящи и молящися о нас к Богу, и всякия злобы ходатайством Твоим, всяческих скорбей, Богородительнице, всех людей избавляющи.
Радуйся, радуйся, Пресвятая Одигитрие, Яже прошения наша к пользе нам исполняющи и хотящи всем присно всегда любодружное благое единство, спешное же во изящных.
Радуйся, радуйся, кораблем, Одигитрие, нуждно плавающим, избавляющи верных и всем избавление от всякия скорби и недуги пестротныя и медленныя разрешающи вскоре.
Песнь 8
Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи Рождество Богородичо спасло есть; тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.
Радуйся, Всеблагословенная Марие, из Тебе бо Всеблагословенный Бог одеяся во всего мя, человека, и, одеявся, соедини Своему Божеству неизреченным соединением, Дево Одигитрие, радуйся, Обрадованная, радосте всего мира.
Радуйся, лукавых духов Прогонительнице; радуйся, Богородице Одигитрие. Радуйся, яко Тебе Небесная невидимая воинства славословят всегда и величают яко Матерь Божию бывшую; радуйся, Яже нижняя сочтавши с Вышними.
Радуйся, всех Небесных сил без разсуждения превосходящая; радуйся, Одигитрие. Радуйся, всякия твари Бога рождшая, господствующи ей, Владычице Всепетая; радуйся, яко пребываеши Девою, Чистая, и по рождестве.
Радуйся, женам всем славо, храме преосвященный Бога нашего; радуйся, Одигитрие, радуйся, душеспасительная всей вселенней; радуйся, покрывающий облаче, небес ширшая; радуйся, мироположнице, Божественнаго мира полна.
Песнь 9
Ирмос: Всяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же Безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.
Радуйся, свеще, Свет невечерний понесшая, и в рождестве Твоем многобожия тьму разрушившая, и адовы пропасти избавльшая люди. Радуйся, Одигитрие Богородице, доброт всех Предходатаице.
Радуйся, земле, из неяже клас прозябший Небесный верным, и мира всего душегубнаго глада избави, разумная и одушевленная. О, радуйся, винограде, иже грозд животный рождшая, Богородице Чистая Одигитрие!
Радуйся, тайных цветов прекрасный сущий раю; радуйся, Мати Дево, невидимых разум чистотою страннолепно побеждши, Богородительнице. Радуйся, Отроковице, радуйся, Одигитрие, всемирное чудо и слышание.
Лето живота нашего прочее сохрани невреждено поможением Твоим, Дево Отроковице, и сподоби конец благий получити нам, воспевающим Тя и взывающим: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Одигитрие.
Светилен
Да почтится Всепетая Мати Божия, жизнь сущую рождшая, Христа Бога нашего, райских дверей отверзение, всего мира очищение, к животу возведение. Сей есть пророки глаголанный, Тому поклонимся, Богу и Спасу душ наших.