юрьев польский георгиевский собор фото

Георгиевский собор – уникальное собрание домонгольской каменной пластики

Плодородные просторы Юрьева Ополья. Дорога, уходящая за горизонт. Легкие узоры облаков в ослепительно синем небе. С погодой опять повезло! И мы снова держим путь в сторону Юрьева-Польского. Города, откуда пошла княжеская династия, возвысившая нашу малую родину до государственных масштабов, оставившая после себя богатую материальную и духовную культуру, построившая на нашей земле невероятные памятники белокаменного зодчества, которыми, к счастью, мы можем любоваться и сегодня.

юрьев польский георгиевский собор фото

И главным героем очередного выпуска программы «Точка на карте» выступит уникальный белокаменный Георгиевский собор, основанный в 1152 году князем Юрием Долгоруким (сразу оговоримся, что эта версия собора до наших дней не дошла, но об этом позже).

юрьев польский георгиевский собор фото

Почему же этот храм уникальный? Потому что на его стенах можно увидеть самую масштабную в России (после владимирского Дмитриевского собора) коллекцию домонгольской каменной пластики.

юрьев польский георгиевский собор фото

Почему же на стенах Георгиевского собора мифические русалки соседствуют с житием святых, какой святыне храма поклоняются современные верующие, кто и зачем нацарапал кресты на абсидах памятника. Об этом и не только расскажет народный гид Алексей Валентинович в свежем выпуске программы «Точка на карте». Смотрите видео!

Три версии собора

Судьба Георгиевского собора драматична. Впервые он был возведен основателем города Юрьева- Польского Юрием Долгоруким в 1152 году.

юрьев польский георгиевский собор фото

Юрий Долгорукий. Фото: u-static.z-dn.net

Князь посвятил храм своему небесному покровителю Георгию Победоносцу. Он же покровитель земледельцев. Именно так («земледелец») с греческого языка переводится имя Георгий, или Юрий.

юрьев польский георгиевский собор фото

Георгий Победоносец. Фото: avatars.mds.yandex.net

Где располагался этот первый храм, неизвестно. Но в период с 1230-го до 1234 года здание разобрали и построили заново. Такое решение принял внук Долгорукого — князь Святослав Всеволодович. Он получил в удел город Юрьев-Польский в 1212 году после смерти своего отца Всеволода Большое Гнездо. «Святослав князь в Юргеве руши церковь святаго Юрия каменую, тако же бе обветшала и поломалася, юже бе создал дед его Юрги Володимеричь и святил великим священьем», — сообщает об этом событии летопись.

юрьев польский георгиевский собор фото

Современный вид собора – это именно вторая версия белокаменной постройки. Та, которая была заложена во времена правления князя Святослава. Своды нового храма были сложены из пористого туфообразного известняка, стены забутованы булыжником на растворе. Такая технология была традиционной для того времени.

Интересно, что архитектура собора существенно отличалась от того, что строили ранее, в XII веке. Перед нами уже не традиционный романский куб с характерными порталами и византийским убранством. В белом камне был возведен приземистый и устойчивый крестообразный и башнеобразный храм с зальным интерьером.

юрьев польский георгиевский собор фото

Многие исследователи сходятся во мнении, что с момента появления Георгиевского собора уже можно говорить о рождении русского национального стиля в архитектуре. Однако храм Святослава рухнул. Точнее, в 1471 году обрушился верх здания. По велению царя Ивана III Великого собор был реконструирован бригадой московского купца Василия Ермолина. Мастера разобрали каменные руины, максимально сохранив кладку. Далее надстроили стены, используя имеющиеся камни. Понятно, что система резного декора была серьезно нарушена, так как собор собирали по кускам. То есть первоначальная логика рисунка нарушилась. И какой она была, нам уже не узнать. Но что же мы имеем сейчас? Это тоже очень интересно.

юрьев польский георгиевский собор фото

Русалки, хлеб и Георгий Победоносец

Белокаменная резьба храма при близком рассмотрении производит сильное впечатление. Она рельефна, образна и наглядна. Многие сюжеты расположены прямо перед тобой, на уровне глаз. Рука так и тянется прикоснуться к истории, понять, какая она на ощупь….

юрьев польский георгиевский собор фото

Когда рассматриваешь каменные образы, первая эмоция – недоумение. Тут тебе русалки (их очень много), грифоны, славянская птица Сирин, витиеватые растения, которые как будто прорастают сквозь белый камень и возносятся к небесам.

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

Птица Сирин, прообраз русалки (сирены)

И рядом со всем этим мифическим зоопарком — православные святые, образ Святой Троицы, Богородица, сам Георгий Победоносец, Авраам. Почему же стало возможным такое соседство? Кем же были наши предки — язычниками или христианами?

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

И как бы это парадоксально ни звучало, тут нет никакого противоречия. Перед нами — картина мира человека XIII века во всем ее многообразии. И это не двоеверие, как кажется на первый взгляд. На землях Юрьева Ополья жили аграрии, земледельцы. И собор Георгия был построен для них. Наши предки восприняли христианство не через канонические догматы греческой культуры или иудаизма, а через свои представления о мире — через сознание землепашца. Хлеб – это и тело Христово, которое приносится в жертву внутри храма, и символ плодородия, залог безбедной жизни крестьянина. Поэтому каменные растения на соборе – это труд, будни наших предков и показатель их благополучия.

юрьев польский георгиевский собор фото

А вот мифологические существа – это природные силы, которые «отвечают» за богатый урожай. Георгий Победоносец же – покровитель земледельцев и православный святой. Мы помним, что у наших предков было два праздника в году, связанных с Георгием: Юрий Вешний (начало посевных работ) и Юрий Осенний (конец сельхозработ и день расчета крестьянина с помещиком). Поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» именно об этом.

Слон исполняет желания

Однако это далеко не все. На стенах собора можно встретить изображения грифонов, львов и даже слона. Вероятно, князь Святослав Всеволодович зашифровал в своем белокаменном творении послание своим современникам. Если хотите, перед нами своеобразная энциклопедия древнерусской жизни. Грифон, львиные лики – распространенные сюжеты того времени, их можно встретить и на Дмитриевском соборе, и на храме Покрова на Нерли. Это животные мифологические, не относящиеся к славянской культуре, но воспринятые ею вместе с христианством. Вот так раздвигаются границы мира. Ну а слон и вовсе существо диковинное, далекое, непонятное, редкое, но вполне себе реальное. О нем наши предки слышали, вероятно, со слов купцов и путешественников. Почему бы не разместить изображение этого чудесного зверя на стенах главного собора города? Вот он мир во всем его многообразии!

юрьев польский георгиевский собор фото

Кстати, местные жители рассказывают, что тот, кто найдет этого самого слона на стене собора, может загадывать желание, которое непременно сбудется. Не забудьте поискать, когда задумаете посетить Георгиевский собор.

Кресты и крестики

Не обошлось и без народного граффити. На стенах храма можно обнаружить своеобразные кресты и крестики, которые нацарапаны на камне. Это, конечно, неофициальное творчество, к христианской традиции отношения не имеющее. Истоки появления подобных изображений очень понятны (они и сегодня актуальны): оставить свой скромный след на храме Божием, отметиться, так сказать.

юрьев польский георгиевский собор фото

Святославов крест и коллекция камней

Главной святыней Георгиевского собора и города Юрьева-Польского считается Святославов крест. Каменная композиция называется «Распятие с предстоящими» и относится к XIII веку. Реликвию почитают как чудотворную. Этот факт привлекает в белокаменный храм верующих и паломников, а в былые времена – княжеских и царственных особ. «Российские Государи и Великие Князи церковь сию чтуще, ю посещаху», — отмечает одна из летописей. Безусловно, этот артефакт имеет не только религиозную, но и большую историческую ценность.

юрьев польский георгиевский собор фото

Рядом с крестом расположен еще один интересный камень, на котором высечена надпись о проставлении князем Святославом указанного распятия.

юрьев польский георгиевский собор фото

Вообще, в музее храма представлена достаточно большая коллекция резного камня, или так называемый лапидарий. В собрании более 60 разнообразных экспонатов.

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

А вот внутреннее убранство храма относится к более позднему периоду русской истории. Росписи в соборе датируются XIX веком.

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

Привлекает внимание и старинный по. Он был уложен в веке XVIII, о чем свидетельствует надпись на одной из железных плит — 1784 год.

юрьев польский георгиевский собор фото

Музей открыт для посещений

Георгиевский собор – это лишь одна из экспозиций местного музея, ознакомиться с другими можно по ссылке. С начала июля объект вновь открыт для туристов. Территория культурного объекта благоухает. Цветы — повсюду. А еще прямо на улице можно осмотреть интересную коллекцию старинных наличников Юрьева Ополья.

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

Если вы вдохновились нашим примером и у вас появилось желание погрузиться в историю родной земли, совершите это небольшое, но очень интересное путешествие. Кстати, на торговой площади Юрьева-Польского, расположенной неподалеку от музея, продают огромные и очень вкусные пирожки (с капустой – всего 25 рублей), которые мы после нашей насыщенной прогулки с удовольствием умяли, расположившись на очаровательной пешеходной улице.

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

Уезжать из этого милого города не хотелось. Ну что же, будет повод вернуться, чтобы открыть для себя и для вас, дорогие читатели, еще больше интересных мест древнего Юрьева Ополья.

Дарья Ермолина

Съемки и монтаж Дмитрия Киреева

Фото и видео «Призыва»

*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода

Источник

Юрьев польский георгиевский собор фото

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Георгиевский собор Юрьева Польского

юрьев польский георгиевский собор фото

Лучше всего про Георгиевский собор, на мой взгляд, написал Николай Воронин, его и буду цитировать дальше:

юрьев польский георгиевский собор фото

» Обогнув справа новый кирпичный собор, построенный в 1907-1909 годах, мы останавливаемся в невольном изумлении перед странным и прекрасным, удивительным и наивным, единственным в своем роде зданием.
Оно кажется гигантским каменным ребусом, напряженной тайной.
Но дадим улечься своему волнению и вспомним биографию этого из последнего создания владимирских зодчих. Она символично сочетает в себе начало и конец их великого и стремительного в своем движении творчества.

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

Реконструкция А. Столетова.

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

В обоих ярусах помещались высокие окна.

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

По сохранившимся частям стен собора и в особенности главного северного фасада можно составить представление о первоначальной системе резного убранства собора. В отличие от владимирского Димитриевского собора здесь вся поверхность фасадов покрыта резьбой. Она оплетает своим узором не только плоскости стен, но и все архитектурные детали.
( Любопытно провести аналогии между этими капителями и византийскими, которые я показывала)

юрьев польский георгиевский собор фото

Существенным техническим и художественным новшеством декоративной системы Георгиевского собора является соединение отдельных изображений и фигур, выполненных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орнаментом, обтягивающим и свободные плоскости стен и фон вокруг горельефов. О характере этой системы позволяют судить фасады северного и южного притворов, где резные камни, исполненные в высоком рельефе, сочетаются с побегами плоскостного растительного орнамента. Та же система сочетания коврового узора с горельефными фигурами святых, зверей и чудищ распространялась и на второй ярус фасадов над поясом.

юрьев польский георгиевский собор фото

Это сочетание двух манер резьбы на больших плоскостях фасадов было технически весьма сложным. Сначала они украшались горельефными изображениями, которые вытесывались на отдельных камнях на строительной площадке и затем вводились в кладку стены. На этом, первом этапе убор здания напоминал церковь Покрова на Нерли : рельефы выступали на гладкой поверхности стены. Затем начиналась резьба коврового узора, которая велась по уже готовой стене, переходя на её архитектурные детали и оплетая горельефные скульптуры.

юрьев польский георгиевский собор фото

Эта работа требовала от резчиков безупречной точности глаза и руки, безошибочного движения резца, так как малейшая погрешность была бы непоправимой.

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

Кентавры-китоврасы на северной стене западного притвора могли напоминать сказания о сверхъестественном мудром помощнике Соломона в его грандиозном строительстве; этот аспект древнего образа удовлетворял самолюбию Святослава и самих творцов собора — мастеров; но китовраса одели в русский кафтан и шапку-венец, булава и заяц в его руках делают его похожим на княжеского ловчего;

юрьев польский георгиевский собор фото

другой китоврас — в медальоне на правой лопатке южного притвора, в таком же кафтане, с топориком в руке — напоминает княжеского телохранителя.

юрьев польский георгиевский собор фото

Фигуры грифонов, исполненные мастерами с большой любовью и наделенные изысканной горделивой красотой, выступают как добродетельные существа, резко отличные от чудовищных хищников романской пластики.

юрьев польский георгиевский собор фото

Особенно любимо мастерами изображение сирен, превращенных в гордых и изящных полудев-полуптиц (их В.Д.Ермолин собрал на южном фасаде);

юрьев польский георгиевский собор фото

в церковной символике сирин был образом праведника; в «Слове о полку Игореве» может быть родственна сирину крылатая Дева-Обида; но сирины Георгиевского собора скорее просто близкий и понятный народу сказочно-прекрасный образ, своего рода «царь-птица», образ радостного начала жизни.

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

В этой сказочной чаще обитают добрые и сильные звери, птицы и чудища, они предстоят перед изображенными в закомарах чудесами, они охраняют окна и входы храма.

юрьев польский георгиевский собор фото

Декоративная система собора состояла как бы из трех ярусов: нижний представлял «землю», второй — от пояса до закомар — «земную церковь», третий — от закомарных композиций до главы — «небо». Все это, конечно, едва ли входило в заданную мастерам церковно-политическую официальную программу убранства собора. Именно, скорее всего, сами мастера разработали замысел цветущего убора его стен, явившегося не нейтральным «фоном», но полным смысла отражением народного полуязыческого мировоззрения, народного искусства, где еще цвело неувядаемое «древо жизни» — символ «матери земли», «великой богини».

Источник

юрьев польский георгиевский собор фотоlsvsx

Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

юрьев польский георгиевский собор фото

Георгиевский собор — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьеве-Польском Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем. Традиционно считалось, что собор построен на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 году при основании города Юрием Долгоруким.

Археологические исследования последних лет показали, что храм 1152 года находился на другом месте (где именно, пока неизвестно). По всей видимости, первоначальная церковь мало чем отличалась по типу от одноимённого владимирского храма на дворе Долгорукого, Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, Спаса в Переславле-Залесском.

юрьев польский георгиевский собор фото

Присмотримся, однако, ближе к самой резьбе. Существенным техническим и художественным новшеством декоративной системы Георгиевского собора является соединение отдельных изображений и фигур, выполненных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орнаментом, обтягивающим и свободные плоскости стен и фон вокруг горельефов. О характере этой системы позволяют судить фасады северного и южного притворов Георгиевского собора, где резные камни, исполненные в высоком рельефе, сочетаются с побегами плоскостного растительного орнамента. Та же система сочетания коврового узора с горельефными фигурами святых, зверей и чудищ и на втором ярусе фасадов.

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

Это сочетание двух манер резьбы на больших плоскостях фасадов было технически весьма сложным. Сначала они украшались горельефными изображениями, которые вытесывались на отдельных камнях на строительной площадке и затем вводились в кладку стены. На этом первом этапе убор здания напоминал церковь Покрова на Нерли: рельефы выступали на гладкой плоскости стены. Затем начиналась резьба коврового узора, которая велась по уже готовой стене, переходя на ее архитектурные детали и оплетая горельефные скульптуры. Эта работа требовала от резчиков безупречной точности глаза и руки, безошибочного движения резца, так как малейшая погрешность была бы непоправимой. Тончайший узор наносился сперва одним прочерченным контуром: это хорошо видно на южной стене западного притвора, убор которой остался незаконченным. Сочетание этих двух систем резной декорации требовало предварительного детального и точного ее проекта, который заранее учитывал размещение резных камней, чтобы связанный с ними узор мог нормально развертывать свои элементы при подходе к горельефам.

А вот и слон, над колонной спрятался зверь для Руси невиданный. Его можно увидеть на северном фасаде лишь поднявшись на ступеньки соседнего храма из красного кирпича.

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

Правда, история завершилась трагически. В 1570 году разразилась эпидемия чумы, в коей обвинили экзота. И недолго думая сначала отправили в ссылку. А затем и вовсе приговорили к смертной казни.

Но шахи продолжали слать слонов, прощупывая почву для торговых и военных союзов. В начале семнадцатого века несколько слонов прибыли к Михаилу Федоровичу. А в 1713 году личного слона получил и Петр I. Его чучело до сих пор можно увидеть в Кунсткамере.

Вот как описывал слона современник Петра I:

Источник

Юрьев-Польский. Собор Георгия Победоносца.

Георгиевский собор

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

юрьев польский георгиевский собор фото

Карта и ближайшие объекты

юрьев польский георгиевский собор фото

Статьи

Один из самых поздних сохранившихся на Владимирской земле памятников белокаменной архитектуры доордынского нашествия. В неизменном виде сохранилась часть стен, покрытых нарядной резьбой по камню. На фоне плоского коврового узора выделяются исполненные в высоком рельефе изображения фантастических животных и чудовищ, зверей, птиц, людей. Здесь и львы, и кентавры, и райские птицы-Сирин. Их чисто декоративные фигуры обычно зеркально повторяются, естественно сочетаются с завитками орнаментального узора. Наряду с ними в декор введены изображения евангельских сцен, святых воинов, Богоматери, святого Георгия.

В 1238 г. собор пострадал от набега монголо-татар. В XV в. обрушился и в 1471 г. был восстановлен московским архитектором В.Д. Ермолиным, присланным специально для этого Иваном III. Увидев лишь груду белокаменных блоков да остатки стен, Ермолин смог лишь облицевать фасады резными камнями, расположив их как бог на душу положит и превратив собор в каменную загадку. В соборе много исторических памятников. Среди прочих, гробница великого князя Святослава Всеволодовича, скончавшегося в 1252 г.

К списку библиографии статей о Георгиевском соборе, доступных через Интернет: проф. Заграевский С.В.

По материалам книги: «По городам России: Юрьев-Польский», составитель Н.Б. Седова, «Научный Мир», 2009 г.

Интересную информацию о Георгиевском храме можно также найти в книге археолога Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли», М.: «Искусство», 1967, эл.версия книги http://www.rusarch.ru/voronin1.htm

Георгиевский собор ведет свое начало от Суздальского князя Георгия Владимировича Долгорукова, основателя г. Юрьева. Сей князь в 1152 г., по сказаниям летописи, воздвигнул в городе великолепный, из белого камня храм в честь своего ангела – св. вмч. Георгия, и его наружные стены украсил резными изображениям человеческих фигур, зверей, птиц и растений. Собор существовал слишком 80 лет, а в 1234 г., по повелению Святослава Всеволодовича, первого удельного князя Юрьевского, за ветхостью был разобран и из остатков его был построен на прежнем месте новый собор, также во имя вмч. Георгия. По примеру Георгия Долгорукова, князь Святослав Всеволодович наружные стены новопостроенного собора также украсил резными изображениями и к его благоустройству приложил все свое старание…

В феврале 1238 г. Юрьев был взят полчищами Батыя, и во время общего разгрома города собор был разграблен татарами и опустошен. В начале XVII ст. Георгиевский собор вместе с другими церквами подвергся новому разорению от поляков, кои так опустошили собор, что в течение более столетия он находился в самом печальном состоянии.

Суздальский и Юрьевский епископ Афанасий (1735-37 гг.), заботясь об улучшении материального быта собора и его причта, в 1736 г. повелел приписать к собору два городских прихода: Успенский и Благовещенский. Усердием прихожан собор был обновлен и снабжен в достаточном количестве всеми богослужебными принадлежностями. В конце XVIII ст. прихожане своими средствами соорудили 4-ярусную каменную колокольню.

В 1817 г. теплая Троицкая церковь была расширена и в ней устроен другой престол – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В соборе три престола: в холодном – во имя св. вмч. Георгия, в теплом – в честь Св. Живоначальной Троицы и в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Собору принадлежат здания: каменная часовня, построенная в память избавления императора Александра II от угрожавшей ему опасности во время покушения на его жизнь 25 мая 1867 г., и каменная сторожка, находящаяся внутри соборной ограды. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1801 г., исповедные росписи с 1830 г.; опись церковного имущества имеется и хранится в ризнице.

Земли при соборе: огородной, сенокосной и пахотной имеется 45 дес. Причт собора: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. На содержание причта получается: процентов с церковного капитала 552 руб. 17 коп.; от земли 900 руб., за требоисправления и другие церковные службы 2753 руб., а всего до 3652 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. В приходе собора числится 149 дворов, душ муж. пола 725 и жен. 843.

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.

В 1234 году постройка Георгиевского собора была окончена. В. Н. Татищев (1686-1750) на основании документов, найденных впоследствии, писал, что церковь «освятил епископ Митрофан, а при освящении «были князь великий Юрий (старший брат Святослава) и другие, веселилися три дни». Отделочные работы, по всей видимости, продолжились и после освящения. Прекратило их монголо-татарское нашествие, о чём свидетельствует неоконченная, как бы «сходящая на нет» резьба западного портала. Таким образом, Георгиевский собор явился последним памятником домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси. Н. Н. Воронин назвал его «лебединой песней владимиро-суздальского искусства». Но, видимо, уже при татарах, в самых неблагоприятных исторических условиях, Георгиевский собор получил Троицкий придел, где был погребён сначала князь Святослав Всеволодович (1252), а затем и его сын Дмитрий. Этот придел до наших дней не сохранился.

С момента возобновления каменного строительства в Северо-Восточной Руси после татаро-монгольского нашествия Георгиевский собор часто служил образцом для возводимых церквей. В частности, на него ориентировались зодчие первого Успенского собора Московского Кремля (1326; не сохр.) и Успенского собора на Городке в Звенигороде (конец ХIV века). Ермолин не знал (и подсказать некому было) расположения резных сюжетов. Он с уважением отнёсся к древней резьбе, не стесал её с камней; добросовестно пытался угадать, куда именно поместить камень с тем или иным рельефом, и иногда, как показывают плоды его трудов, действительно угадывал. Но чаще ему не удавалось установить связи между фрагментами кладки, и в итоге храма превратился в резную головоломку для грядущих поколений. Дальнейшая история собора вплоть до начала ХVII столетия весьма темна. В то время он подвергся разорению «от поляков и русских изменников» и в ближайшие сто с лишним лет положение его оставалось самым печальным, о чём красноречиво свидетельствовал в ХVIII веке ключарь суздальского Богородице-Рождественского монастыря Ананий Федоров. Он писал: «Собор от долговременства весьма обветшал внутри и вне и во всеконечном бысть презрении. и священнослужители протопоп с братиею в самой нищете находились. в церковных потребах имелась нужда, и многажды утрени и вечерни пелись без свеч». Тем не менее, именно в этот период собор постепенно начали искажать пристройками: над его западным притвором появилась шатровая колокольня. В 1781 году старую шатровую колокольню сменила огромная четырёхъярусная, а в 1817 году тёплый Троицкий придел расширили, превратив в полноценный зимний храм. В 1827 году с южной стороны пристроили ризницу. И едва ли не весь древний корпус собора оказался скрыт этими «полезными добавлениями».

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №33, 2013 г.

Внутри храм просторен и величествен. Это достигается за счет широко расставленных и придвинутых к стенам столбов, на которые опираются своды. Алтарь отделен от основного пространства храма невысокой преградой с каменным резным Деисусом. В соборе сохранилась усыпальница Святослава Всеволодовича, умершего в 1352 году.

В своем первозданном виде Георгиевский храм до наших дней не дошел. В 1460-х годах его верх обрушился. Больше всего пострадал южный фасад, он был разрушен почти целиком. Северный фасад сохранился практически нетронутым. В 1471 году для восстановления собора из Москвы приехал архитектор Василий Ермолин, первый русский мастер-реставратор, восстанавливавший церкви во Владимире. Перед ним стояла труднейшая задача: надо было воссоздать храм так, чтобы фигурные резные блоки снова образовали сплошной каменный узор, объединенный общим замыслом. Никаких рисунков и чертежей не было, а многие блоки в результате обвала разрушились.

Пока еще есть шансы спасти уникальный собор. Но время делает свое дело. На северном фасаде наблюдаются интенсивное отслоение штукатурного слоя, мокрые пятна, множество высолов. В неудовлетворительном состоянии находится одно из полукружий апсиды: разрушена часть штукатурного слоя. На цоколе храма видны биологические отложения, разрушается кирпич. Нуждается в ремонте отмостка.

Усилия инспекции поддерживает общественность. Не первый год за сохранение храма бьется директор Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея Надежда Егорова. Недавно с целью привлечь внимание к судьбе собора Совет народных депутатов Юрьев-Польского принял обращение к министру культуры Владимиру Мединскому. Свое обращение также подготовила общественность Юрьев-Польского и городская молодежь. Нельзя допустить чтобы уникальный собор оказался брошенным на произвол судьбы.

Автор статьи: Евгений Гранкин, и.о. начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия.

Комментарии и обсуждение

Изначально крест был установлен на северном фасаде Георгиевского собора, позже перенесен внутрь. «Святославов крест» всегда пользовался у верующих особым почитанием как чудотворный. Много паломников из разных уголков России приходили, чтобы приложиться к нему и получить исцеление. В их числе были такие правители России, как великий князь Василий III, его сын Иоанн Грозный, первый царь из дома Романовых – Михаил Федорович.

Рядом со « Крестом Святослава» можно увидеть и портрет строителя собора – благоверного князя Святослава Всеволодовича. Почти восемь веков стоит Георгиевский собор. И как в древние времена идут к Кресту отовсюду люди. И как прежде получают исцеления от неизличимых недугов по вере своей.

А в Свято-Покровском храме у раки с мощами святого благоверного князя Святослава по воскресеньям служат молебны о создателе дивного храма и защитнике Отечества, заступнике за всех нас перед Господом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *