юрьев польский монастырь михаило архангельский
Юрьев-Польский. Михаило-Архангельский монастырь.
Вне монастырской территории:
10. Георгиевский собор
11. Собор Троицы Живоначальной
12. Памятник Юрию Долгорукому
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Архангельский монастырь, 3 класса, в городе Юрьеве; упоминается в 1238 году, когда разорен был полчищами Батыя. Соборный храм во имя архангела Михаила построен в 1560 году; здесь находится гробница князя Дмитрия Святославича, скончавшегося в схиме в 1269 году. При монастыре богадельня.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Георгиевский собор, который сейчас стоит немного в отдалении от им же выстроенного Михайло-Архангельского монастыря, был построен по собственному архитектурному проекту князя. А Михайло-Архангельский монастырь появился так. Святослав был женат на Евдокии, дочери Муромских князей Петра и Февронии, но еще в самом расцвете сил, родив сына Димитрия, супруги решили жить для Бога. Евдокию князь отпустил в Борисоглебский Муромский монастырь к родителям, а сам построил в Юрьеве небольшой монастырь, в котором и начал свой монашеский подвиг.
В 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. Такая грамота действительно была выдана.
Соборный храм во имя Архангела Михаила был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города и вскоре снова отстроен. В 1535 году здесь значится деревянная церковь Михаила Архангела с приделом пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича. В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский.
В советское время внутреннее убранство собора было уничтожено, в здании были размещены выставочные залы музея, находящиеся там и по сей день.
Михаило-Архангельский собор передан под совместное использование и в связи с этим была возобновлена монашеская жизнь в обители. В сентябре 2006 года было совершено освящение Михаило-Архангельского собора. Сейчас в храме снова стали проводиться богослужения.
В западной линии ограды расположена Богословская надвратная церковь (1670) со «святыми воротами» в нижнем ярусе (1654; памятник реставрирован в 1963 г. А. Д. Варгановым и В. М. Анисимовым). Он представляет собой своеобразный портик с четырьмя арочными пролетами на мощных восьмигранных столбах-тумбах, двумя сводчатыми въездами и двумя входами. Над ними, во втором этаже,— охватывающая храм с трех сторон паперть с поясом ширинок и украшенными арочными бровками окнами. Пятиглавый храм с широким карнизом и тремя кокошниками на каждом фасаде по сравнению с сочной пластикой паперти несколько беден и сух. Его строитель был мастером менее умелым, чем суздальские зодчие; в его руках тройные угловые полуколонки приобрели вид простых толстых столбиков, разделенных стойками из ромбов. Но в целом он создал достаточно торжественный и красивый центр лицевой стороны ограды и парадный вход в монастырь. Вошедший через низкую полутемную арку «святых ворот», где устроены печуры для сидения богомольцев, попадал на центральный двор монастыря, образованный его главными зданиями. Самый принцип построения ансамбля напоминает расположение зданий Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале: прямо перед входом — собор, по сторонам колокольня и трапезная церковь. Эти постройки различны по своей художественной значимости и возрасту.
Лучшей из них является колокольня XVII века. Она чрезвычайно монументальна и представительна. Широкий и низкий четверик с тремя симметрично расположенными на переднем фасаде окнами несет массивный восьмигранный столп с широкими лопатками на углах и карнизами. Все его плоскости сплошь покрыты квадратными ширинками в нижнем ярусе и фигурными уступчатыми нишками-киотцами во втором. По богатству пластической декоративной обработки колокольня напоминает убранство колокольни Воскресенской церкви в Суздале, но без ее нарядной полихромии. Широким пропорциям восьмерика отвечает обработка устоев аркады звона короткими и толстыми полуколоннами с огромными «бусинами». Над арками звона вздымается величественный шатер с гуртами-выступами на ребрах, тремя ярусами окон-слухов и нарядной главкой из блестящей зеленой черепицы. Всё здание, от его общих сильных пропорций, до деталей проникнуто далеко не аскетическим монастырским настроением; сочная пластичность и богатство убора роднят юрьевскую колокольню с пышными купеческими постройками Мурома XVII века, говорят о всё сильнее наполняющих церковное зодчество «мирских» народных вкусах.
Нарядной архитектуре колокольни отвечает построенный в 1729 г. взамен старого существующий Михайло-Архангельский собор. В общем рядовое произведение провинциальной архитектуры XVIII века, он хорошо связан с окружающими его старыми зданиями ансамбля. Высокий объем нового собора, завершенный динамическим пятиглавием, вторит композиции надвратного храма, а мотив его пояса над кокошниками строитель перефразировал в широком карнизе собора, декоративная отделка которого в целом перекликалась с декоративным богатством колокольни.
С запада к трапезной примыкает келарская палата, выступающая во двор монастыря. На эту парадную сторону зодчий обратил особое внимание, поместив в центре фасада палаты портал входа, к которому вела со двора лестница каменного крыльца. Напротив, обращенные к хозяйственной территории монастыря фасады сделаны с меньшим интересом к ним. Апсиды слились в широкую криволинейную плоскость, очень наивны наличники окон с их завершениями из треугольников, входящих в бедный карниз. Верх здания переделан в позднейшее время. Рядом с колокольней поставлена вывезенная из бывшего Георгиевского монастыря небольшая деревянная Георгиевская церковь XVIII века. По преданию, она первоначально была надвратной, но с ликвидацией монастыря храм был снят с ворот на землю, в связи с чем его кровля сделана более высокой. Все же здание, поставленное почти непосредственно «на пошву», выглядит несколько необычно (вывоз и восстановление памятника осуществлены в 1967-1968 г.г. Л. В. и В. М. Анисимовыми).
Памятниками Михайло-Архангельского монастыря ограничивается художественное наследство, оставленное в городе XVII веком. Оно не идет в сравнение с художественным богатством Суздаля этой поры.
Монастырь и музей под одной крышей
Город Юрьев-Польский начинался с крепости, которую заложили по приказу его основателя — князя Юрия Долгорукова. А вокруг крепость обнесли земляными валами. Крепостные стены не сохранились, а вот земляные валы можно увидеть и сегодня. Они и окружают Михаило-Архангельский монастырь, основанный в ХIII веке внуком Юрия Долгорукова князем Святославом Федоровичем.
Как Петр Барановский спас монастырь
После революции 1917 года обитель в самом центре города была закрыта, новая власть собиралась ее снести. Спас монастырь архитектор и реставратор Петр Барановский, предложивший открыть в монастырских помещениях музей. К тому времени в городе уже был небольшой краеведческий музей, который ютился в двух комнатках местной школы. Его экспонатами были художественные ценности и предметы быта, национализированные у местных помещиков и купцов, а также у церквей и монастырей. Этот музей в 1922 году и переехал в обитель. За прошедшие 90 с лишним лет музейная коллекция значительно выросла, сегодня это свыше 10 тыс. единиц хранения. Многие экспонаты не просто имеют федеральное значение, но и принадлежат федеральной казне. Музейный комплекс включает в себя несколько храмов, часовню, красивейшую шатровую колокольню XVII века, двухэтажный Архимандритский корпус.
Самый же известный «экспонат» юрьев-польского музея — это белокаменный Георгиевский собор ХIII века, последний шедевр церковного зодчества домонгольской Руси, с уникальной каменной резьбой. Его диковинные звери и птицы, святые и ангелы, глядящие со стен, давно разошлись по всем каталогам древнерусской культуры Владимиро-Суздальской земли. Собор построил князь Святослав. Внутри собора хранится еще один уникальный экспонат — Святославов крест, который князь собственноручно вытесал из камня в память о своем чудесном спасении.
Никто не хотел войны
В таком обширном музейном комплексе в стенах Михаило-Архангельского монастыря в 2006 году стала возрождаться монастырская жизнь. Наместникь монастыря игумен Афанасий (Селичев) вспоминает, что с городом Юрьев-Польский и с обителью он познакомился значительно раньше, чем был назначен сюда наместником. В 1995 году он становится наместником другого монастыря — Преподобного Косьмы Яхромского в селении Былое Юрьев-Польского района, в 25 км от нынешнего места служения. По монастырским делам отцу Афанасию приходилось бывать в Юрьев-Польском, поскольку это районный центр. «Приедешь сюда на автобусе, дела переделаешь. а куда еще идти? Пойдешь в музей, а там тебя встречает Надежда Анатольев-на Егорова, которая тогда еще была главным хранителем. Человек верующий. Сядем с ней чаю попить, разговоримся. И в беседе приходили к мысли: как хорошо было бы открыть здесь монастырь.
Это обоюдное желание наместника монастыря и директора музея существовать в одних стенах — главное условие успеха в этой истории. Надежда Егорова проработала в юрьев-польском музее 27 лет. Она — известный в российском музейном сообществе профессионал, и при этом человек церковный. Как замечает отец Афанасий, Егорова не то чтобы свой профессионализм музейного работника подчинила церковности — она просто разумно смотрела на вещи. Она не хотела никакой войны между музеем и монастырем, потому что победителей, на ее взгляд, на этом поле битвы не бывает, все терпят поражение.
В соглашении о совместном использовании музей и монастырь прописали, что для богослужений музей отдает Михаило-Архангельский собор. А там в это время проходила выставка деревянных скульптур. Они занимали много места, мешали проводить службу, да и в большом количестве странно смотрелись в пространстве церкви. Музейщики оставили только несколько скульптур, а остальные убрали. Приехавшие в монастырь сотрудники других музеев назвали это решение директора музея вандализмом и возмутились тем, что большая часть выставки была перенесена в фонды. Даже грозились пожаловаться на Егорову. «Конечно, их тоже можно понять, — пытается объяснить логику поведения своих коллег-музейщиков Надежда Анатольевна. — 90 с лишним лет здесь существует музей. Все его знают и любят. Мы здесь обжились и чувствуем себя хозяевами. Но я говорю всегда, что князь Святослав ведь не строил музей, он возводил княжич монастырь. В храме должна совершаться служба, а не проходить выставка. Мои коллеги из нашего музея меня поддержали».
Плененные святыни
Отец Афанасий, продолжая эту мысль, говорит, что музейщики в советское время спасли очень много святынь Церкви, но сегодня пришло время, когда святыни нужно вернуть для того, для чего они были сотворены, — для поклонения. «Когда я захожу в запасники нашего музея, уж не говоря про Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, и вижу эти темные комнаты со стеллажами, в которых, как в тюрьме, томятся живые для меня образы, мне хочется плакать. Это плененная святыня — очень по ней скорблю. И не один я».
От слов отец Афанасий перешел к действиям. Михаило-Архангельский собор украсился святынями, которые много десятилетий хранились в музейных фондах, — подвесными паникадилами и подсвечниками ХVI века. В притворе была повешена Владимирская икона Божией Матери ХVII века. Надежда Анатольевна вспоминает, что этот образ столь удивительной красоты, что многие люди, входя в собор и видя эту икону, буквально замирали у нее. В музее хранится более 300 частиц мощей, и они были выставлены для поклонения верующих.
Дом-башня для игумена
Готовность прийти на помощь и взаимная выручка помогали музею и монастырю налаживать совместную жизнь. Братия в монастыре небольшая — наместник, иеромонах и два инока, но им тоже надо было где-то жить, вести хозяйство. Свободным помещениям взяться неоткуда. Под проживание монахов были выделены монастырские башни. Отец Афанасий уточняет, что на тот момент эти башни представляли собой полые кирпичные трубы, внизу — земляной пол, сверху — деревянная крыша. За год удалось их сделать пригодными для жизни. В этом помогали и состоятельные благодетели, и музейщики. В башне, где поселился отец-наместник, появились три этажа. На первом этаже расположились прихожая, туалет и кухня, на втором — келья, а на третьем — кабинет с обширной библиотекой старинных и современных церковных книг, которую отец Афанасий собирает уже много лет.
Где-то надо было монахам хранить продукты питания. Тогда монастырь и музей написали заявление в Государственную инспекцию по охране памятников культурного наследия, чтобы разрешили приспособить подклеть колокольни, которая изначально и была для этого предназначена. Нужно было не просто получить разрешение, а сделать проект и согласовать его.
«Нам всем приходилось терпеть, смиряться, — рассказывает Надежда Анатольевна. — Отец Афанасий понимал, что монастырю придется потесниться, что музей переводить некуда и надо уживаться в тех помещениях и на той территории, которые есть. Туристы к нам приезжали и приезжают разные, кто-то в шортах, кто-то с открытыми плечами. Конечно, в такой одежде не приходят в монастырь, но мы же не можем их не пустить, они же в музей пришли. Или дети шумной толпой бегают, когда приходят на экскурсии. И монахам все это приходится терпеть. Но мы всегда старались объяснять нашим посетителям, что у нас не только музей, но и действующий монастырь и что вести себя здесь надо соответствующе».
Замороженная реставрация
Эта налаженная совместная жизнь музея и монастыря осложняется сегодня внезапно замороженной реставрацией. Как рассказывает нынешний директор музея Светлана Борисова (в этой должности она работает больше года), пять лет назад был разработан и утвержден проект комплексной реставрации Михаило-Архангельского монастыря. Тогда были проведены противоаварийные работы в надвратном храме Иоанна Богослова, на стенах и башнях. Но на этом восстановительные работы остановились, так как на их продолжение Министерство культуры не выделило средства.
«Обращались через главу нашего муниципального образования за подписью губернатора Владимирской области в Министерство культуры, лично к Мединскому, с просьбой о выделении финансирования, чтобы завершить реставрацию на начатых объектах и продолжить ее на других монастырских зданиях, которые также в ней сильно нуждаются. В феврале этого года получили ответ на имя губернатора нашей области, что финансирование ограничено и сейчас деньги выделены нашим соседям — Гороховцу, который отмечает свое 850-летие, и Александровской слободе, где тоже проходят юбилейные мероприятия».
На сегодняшний день главный вход в музей через Надвратную церковь закрыт железным забором, сам храм третий год стоит в лесах. Отец Афанасий рассказывает, что из-за проведения противоаварийных работ в башнях монахам пришлось оттуда съехать на квартиры за стенами монастыря. Вернуться обратно в свои монашеские келии они пока не могут, поскольку те разорены. В ближайшее время ни у города Юрьев-Польский, ни у Михаило-Архангельского монастыря не ожидаются громкие юбилеи, под которые Министерство культуры могло бы выделить средства. Так что музею и монастырю опять придется ждать.
Юрьев польский монастырь михаило архангельский
Крепостной вал Юрьев-Польского
Среди находок из слоя домонгольского времени следует отметить железные цилиндрические замки и ключи к ним, ножи, инструменты ремесленников, стеклянные браслеты, перстни, бусы, обломки стеклянных кубков. Найдены также части хороса (подвесного светильника), в том числе детали днища, цепей, кронштейнов для свечей в виде фигур драконов.
Святослав разрушил в 1230 г. постройку деда, так как она, по словам летописи, «обветшала и поломалася». На ее месте к 1234 г. была уже построена новая каменная церковь, которую князь украсил великолепнее других церквей, ибо, как говорит летописец, снаружи всей церкви были резаны из камня святые «чудны велми». Также был украшен резным камнем Троицкий придел собора. Этот храм славился своей красотой и у людей последующего, XIV в.
См. Князь Святослав III Всеволодович.
В те же годы он основывает Михайло-Архангельский монастырь.
Михайло-Архангельский монастырь. Фото нч. ХХ века
В 1238 г. войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении.
В 1252 г. княжество наследует Дмитрий (+1269 г.). Последним юрьевским князем был некто Иван Ярославич, который зимой 1339/1340 гг. вместе с ордынцами ходит на Смоленск, каковое славное деяние было последним упоминанием независимого Юрьевского княжества.
Ок. 1347-1348 гг. оно переходит в состав Великого княжения Владимирского.
В 1382 г., когда Тохтамыш грабит владения Дмитрия Московского, среди них он поджигает и окрестности Юрьева.
Михайло-Архангельский монастырь находится целиком в черте валов, так, что кажется сам кремлем. Монастырь, будучи разрушенным в 1238 г., не восстанавливался до XVI в.
В 1555 г. усердием князя М.И. Кубенского около Михайло-Архангельского монастыря возвели каменную ограду в 40 саженей и «по ней пристроены три башни большие, верх шатровый».
Другая часть ограды построена в 1736 г.
Башни «массивные, в манере» XVI в., с фигурными окнами.
От старины остались лишь три башни, они «массивные, в манере» XVI в., с фигурными окнами.
Прудик на территории монастыря
В 1560 г. благодаря князю М.И. Кубенскому монастыре была отстроена первая каменная двухэтажная соборная церковь с Ильинским пределом. Церковь неоднократно подвергалась переделкам и обновлениям.
В 1685 г. в Юрьев-Польском Михайло-Архангельском монастыре на богомолье были царевна Софья и русские цари Иван V и Пётр I.
В 1792 г. было начато строительство Михайло-Архангельского собора (окончено в 1806 г.).
В 1804 г. юрьевская купчиха Авдотья Васильева выделили деньги на строительство трёхъярусного иконостаса для Михайло-Архангельского собора.
В 1817 г. Акулина Андреевна Пестова пожертвовала средства на золочение иконостасов церкви Знамения Божией Матери и Михайло-Архангельского собора.
Опись древних предметов монастыря нач. ХХ века:
«В иконостасе Архангельского храма – деревянная трехъярусная с колоннами, карнизами и резными украшениями царские врата, резные с шестью изображениями на дсках: Благовещения Пресвятой Богородицы и 4-х Евангелистов и местные иконы – сошествия Иисуса Христа во ад, Вознесения Господня (на Спасителе, Божией Матери и 2-х ангелах венцы серебряные чеканные с цатами, а на 4-х ангелах без цат), Собора Архистратига Михаила, Успения Пресвятой Богородицы, Знамения Пресвятой Богородицы и св. пророка Илии. Все эти иконы одного размера – около 2-х аршин высоты и около 1 аршина ширины; писаны некиим Семеном Стрешневым из города Кинешмы, вероятно, не позднее 1792 г., времен последней перестройки Архангельского храма.
Хоругвь, шитая шелками, с изображением пророка Илии и св. Архангела Михаила XVII в. (хранилась в древлехранилище Братства св. Александра Невского)».
Михайло-Архангельский храм. 1772-1809 гг.
В Михайло-Архангельском храме располагалась выставка «Художественная резьба по дереву».
Храм во имя Знамения Божией Матери
В 1630 г. в монастыре появляется новая клетская церковь, освящённая в честь пророка Ильи.
В 1625 г. была построена одноглавая, двухэтажная трапезная церковь во имя Знамения Божией Матери, в нижнем этаже находились кладовые палатки. Наружный вид этой церкви представлял собой продолговатый четырехугольник – почти без всяких украшений.
В трапезе ее южной стороны в 1792 г. сооружен придел во имя св. пророка Илии, перенесенный сюда из упраздненной церкви.
В 1814 г. с северной стороны пристроен придел во имя Казанской Божией Матери.
Знаменская трапезная церковь
Знаменская трапезная церковь и Архимандритский корпус
В 1809 г. юрьевская купчиха Авдотья Васильева выделили средства на кровлю Знаменской церкви и трапезной палаты Михайло-Архангельского монастыря.
В 1814 г. Акулина Андреевна Пестова пожертвовала средства на церковную утварь для монастыря.
В 1817 г. умер Архимандрит монастыря Иосиф, Инспектор Владимирской духовной семинарии.
В 1860-е годы Архимандрит Гавриил управлял обителью.
В 1763 г. на территории Михайло-Архангельского монастыря возведена Георгиевская церковь.
К храму Знамения Божией Матери примыкает построенный в 1763 г. двухэтажный Архимандритский корпус, в котором помещались настоятельские покои, братские кольи и различные хозяйственные службы.
Архимандритский корпус
В здании Архимандритского корпуса располагаются экспозиции Юрьевского историко-архитектурного и художественного музея:
— Крестьянство и земледелия Владимирского Ополья;
— История «Юрьево-Польской мануфактуры» Юрьев-Польского уезда.
Церковь Иоанна Богослова
В 1654 г. в западной стене монастыря построены «святые ворота».
В 1670 г. на «святыми воротами» Михайло-Архангельского монастыря сооружена пятиглавая Богословская церковь (Иоанна Богослова).
Надвратная церковь Иоанна Богослова (1654-1670 гг.)
Отдельно стоящая, крайне оригинальная колокольня была построена в 1684 г. В 1687 г. был отлит второй по величине колокол для колокольни монастыря. Весил он 109 пудов.
Колокол весом 60 пудов в 1685 г. приложен вдовой Анфисой Печатовой в вечное поминовение мужа ее Феодора Матфиева. Колокол весом 109 пудов, куплен в Москве в 1688 г. на монастырские средства.
Колокольня
В 1804 г. были слиты и повешены колокола усердием Петра Петровича Карцева: в собор в 518 пуд, в Архангельский монастырь в 318 пуд, в Покровский приход в 210 пудов.
В нач. ХХ в. на колокольне было 9 колоколов: 6 больших и 3 малых. Самое большое клепало весило 320 пудов. По воспоминаниям старожилов звон Михайло-Архангельских колоколов выгодно отличался от прочих звонов местных приходских храмов, зачастую послушать колокольный звон «Михаила Архангела» приезжали даже из деревень. Звонарем в то время был иеродиакон Галактион (в последствии – прозорливый старец). Сорока лет, из крестьян, окончил сельскую школу.
После прихода к власти большевиков, колокола были сброшены со звонницы и дальнейшая их судьба неизвестна.
К звонарскому делу во все времена допускались и допускаются верующие (как мужчины, так и женщины), прошедшие соответствующий инструктаж у опытного звонаря или окончившие курсы подготовки церковных звонарей. Так как звонарь является связующим звеном между храмом и небом, его звон предваряет молитву в церкви и становится её продолжением после окончания богослужения. Поэтому звонарь должен знать не только основы православного звона, но и хорошо знать богослужение.
В 1685 г. в монастыре на богомолье были царевна Софья и русские цари Иван V и Пётр I. «Евангелие в лист, печатанное в Москве 1684 г., обложено бархатом, протканным серебром, малинового цвета. На лицевой дске его 5 серебряных вызолоченных клеймах – в середине Спаситель с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, а по углам 4-е евангелиста. Около срединного изображения по бокам вырезаны следующие слова: «Лета … (1685) Iюня в 23 день Божiей милостiю великiе государи цари и великiе князи Iоаннъ Алексеевичъ, Петръ Алексеевичъ, всея великiя и малыя и белыя Россiи самодержцы и сестра ихъ благородная и великая государыня царевна и великая княжна Софiя Алексеевна изволили сiи святое евангелиiе построить въ свое государственное богомолiе Юрьева-Польскаго въ Архенгельскiй монастырь по брате своемъ великомъ государе, царе и великомъ князе Феодоре Алексеевиче всея великiя и малыя и белыя Россiи самодержце въ вечное поминовенiе». На задней дске по углам и в середине 5 серебрянных прорезных небольших клейм. Застежки серебрянные. Весу с листами и крышками 20 ¾ фунта».
«Крест напрестольный серебрянный, чеканный вызолоченный, с частицами св. мощей; внизу рукояти на задней стороне вычеканено «1705 г.» Весу в кресте с деревом 1 фунт и 72 золотники.
Евангелие в большой Александрийский лист, печатанное в Москве 1759 г. Мера его – в длину 15 ¾ верш., в ширину 7 ¼ верш. Обложено чеканным серебром. На лицевой стороне 5 овального вида на финифтях, осыпанных стразами, изображений Спасителя и 4-х евангелистов. Пожертвовано Юрьевским купцом Феодором Ивановым Шевелкиным.
Евангелие в лист, печатанное в Москве 1791 г.; обложено малиновым бархатом. На лицевой дске 5 чеканных клейм с изображением воскресшего Спасителя и 4-х евангелистов. На задней дске медное посеребренное чеканное прорезное изображение древа, при корени коего возлежащий Иисус Христос,- посреди древа Божия Матерь с Предвечным Младенцем. Между ветвями в 10 круглых клеймах – страдания Спасителя и св. апостолов».
В 1764 г. был упразднен Юрьевский Петропавловский монастырь, основанный как мужской митрополитом Суздальским Илларионом. Деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла поступила в ведение Архангельского монастыря. В 1825 г. епархиальное начальство решило Петропавловскую церковь упразднить и отдать в заведование Архангельскому монастырю. В 1830 г. церковь была разрушена.
«Фотиния настроила было и графиню и Фотия сменить Феодоровскаго монастыря игуменью и заменить своею: но я уперся. Иеромонах Юрьевскаго монастыря Арсений был в Переславле вместе с графинею. Я приказал его поймать коли пожалует в другой раз. До зла-горя мне Фотиния…» (Из письма преп. Парфения к митрополиту Серафиму. 18 декабря 1833 года.).
В 1862 г. при Михайло-Архангельском монастыре открылась бесплатная воскресная школа.
В апреле 1888 года высокопреосвященный Феогност поручал Архимандриту Митрофану (1829-1895) управление Юрьевским Архангельским монастырем.
В 1918 г. был закрыт Михайло-Архангельский монастырь.
Юрьевский художественно-исторический и бытовой музей основан в 1919 г. во временном помещении (здании бывших Хлебниковых номеров, после революции занимаемом школой II ступени). В 1922 г. переведен в постоянные помещения Михайло-Архангельского монастыря и открыт для обозрения.
24 ноября 1924 г. Межведомственная комиссия НКП национализировала и закрепила за музейным отделом Главнауки участки территории Георгиевского собора и Архангельского монастыря со всеми постройками.
Георгиевская деревянная церковь (1718 г.) была перевезена из села Егорье в 1968 г. Церковь является образцом древних клетских храмов в основе которых лежит архитектура русской избы. Основной художественный эффект этого сооружения заключается в контрасте между приземистым широким основанием храма и сильно повышенным верхом. Храм был сооружён без применения пилы и гвоздей.
Георгиевская деревянная церковь с. Егорье
Через некоторое время на посада появилась ещё одна старинная деревянная церковь из села Чернокулово, сгоревшая в 1998 году.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из села Чернокулово. 1988 г. Фот. Чеботарь Александр Мирчевич
Надкладезная часовня. XVIII в.
По преданию, источник появился в те времена, когда по очень строгому уставу монахи не имели права выходить за пределы монастырских стен, и после общей молитвы родник вдруг забил прямо в монастыре. Сейчас источник снова освящен и из него можно брать воду.
Комплекс частично вернули церкви, предоставив музею и монастырю делить площади храмов и подсобных построек. В Михаило-Архангельском соборе ведутся службы. Бывшая там уникальная коллекция деревянной православной скульптуры теперь закрыта.
Всего в монастыре 3 монаха, включая настоятеля. Кельи находятся в башнях.
См. Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей.
Воробьёвская-Успенская мужская пустынь
Село Дунилово, Ивановской обл., Шуйского района, при ррч. Тезе и Киселёвке.
Основана в XVII в. боярином Лопухиным, отцом царицы Евдокии Феодоровны.
В 1725 г. приписана к Архангельскому Юрьеву монастырю.
В 1764 г. упразднена и после долгого запустения ветхие храмы её были по обычаю сожжены. В 1819 г. на месте пустыни выстроена единоверческая Покровская (Богородицкая) церковь.
См. Свято-Успенский женский монастырь.
Спасо-Кукоцкий или Спас на Куксе мужской монастырь
Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, с. Сербилово.
Существовал в XVII ст., так как в нём пребывал некоторое время Гришка Отрепьев. По писцовым книгам 1628-1630 гг. имел «церковь Преображение Спасово древяна клетцки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все строение церковное Государево».
В 1700 г. в нём был игумен Александр.
В 1725 г. приписан к Юрьевскому Архангельскому монастырю.
В 1764 г. упразднён.
См. Спасо-Кукоцкий монастырь.
Спасо-Нередицкий или Спас на Городищи мужской монастырь
Основан, вероятно, еще в конце XII в.
Долгое время состоял приписанным к Юрьеву монастырю.
В 1764 г. упразднен.
Церковь Спаса на Нередице, снимок 1900 г.
Церковь Спаса на Нередице
В 2001 г. Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 г. МОНАСТЫРИ Владимирской области
Город Юрьев-Польский.
Юрьевское княжество.
Князь Святослав III Всеволодович.
Георгиевский собор.