юрьевский монастырь в великом новгороде часы работы
Свято-Юрьев мужской монастырь
Адрес монастыря: 173007, г. Великий Новгород, Юрьево, Юрьевское шоссе, 10, Свято-Юрьев мужской монастырь.
Наместник: епископ Юрьевский АРСЕНИЙ (Перевалов Д.Ю.).
Тел. привратника: 8(8162) 77-30-20 или 8(911)629-53-04
Заказ экскурсии по тел. 8-906-2016339 Нина Николаевна
Электронный адрес Юрьева монастыря st-yurievo@mail.ru
Свято-Юрьев мужской монастырь запись закреплена
Старые фотографии
Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Из собрания НГОМЗ. Фотография. Видовая. Новгород. Юрьев монастырь [1950-е гг.]
Свято-Юрьев мужской монастырь запись закреплена
Родился в г Самборе, нынешней Галиции.
Показать полностью.
Окончил Киевскую духовную академию, где затем преподавал поэзию.
В 1733 г пострижен в монашество.
Через шесть лет посвящён в сан иеромонаха. И через два года был вызван в Москву, определён проповедником при духовной академии.
В 1743 г перешёл в Новгородскую епархию.
18 февраля 1744 г направлен архимандритом в древний Юрьев монастырь.
23 мая 1758 г хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирскаго с возведением в сан митрополита.
Служение это было сколь высоко, столь и трудно. Суровый климат края и отдаленность от внутренней России.
Тобольская епархия была очень обширной.
Кроме множества беглых и ссыльных, было много старообрядцев, инославных, новокрещенных татар и калмыков, язычников.
С великой ревностью принялся за служение. Открыл высший богословский класс в семинарии, привлёк хороших учителей, в том. ч. из Киевской академии.
В годы его служения было сооружено более 20 каменных храмов и открыто несколько новых приходов.
Святитель Павел управлял Тобольской епархией около 10 лет.
В 1768 г, по крайней слабости здоровья, вернулся на покой в Киево-Печерскую Лавру.
На покое святитель прожил более двух лет. Совершал богослужения, в келье проводил время в молитве, многим помогал советом и наставлениями.
Преставился святитель 4 ноября 1770 г.
Мощи его почивали в Великой церкви. Обретение нетленных мощей состоялось 18 августа 1999 г. Были перенесены в Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры. Святитель Павел причислен к лику святых.
Со всех концов Руси поступают письма, молитвенные прошения в Киево-Печерскую Лавру к святителю.
Святителю отче Павле, моли Бога о нас!
Свято-Юрьев мужской монастырь запись закреплена
В Николо-Дворищенском соборе на хоры попадали по переходу из второго этажа деревянного дворца, а во всех остальных к западному фасаду с севера примыкала лестничная башня. Никольский собор был пятиглавым. Антониев и Юрьев — трехглавые, поскольку их основной объем имел одну главу, вторая венчала башню, а третья была расположена над юго-западным углом, создавая уравновешенную, хотя и несимметричную композицию. Как и в Софийском соборе, строители очень широко использовали местный строительный материал — известняковую плиту, прослаивая кладку рядами кирпичей. Однако в перемычках, сводах и других ответственных участках конструкции использована в основном кирпичная кладка. Во всех этих памятниках очень явно чувствуются киевские традиции — как в композиции и архитектурных формах, так и в строительной технике — применение кирпичной кладки со скрытым рядом. И все же здесь постепенно вырабатываются собственные, специфически новгородские приемы. В особенности это заметно в соборе Антониева монастыря, фасады которого в отличие от остальных упомянутых памятников не имеют декоративных двухуступчатых ниш. Из надписи, имевшейся когда-то на соборе Юрьева монастыря, известно имя строившего собор зодчего — мастера Петра.
В 1127 г. была построена церковь Ивана на Опоках, а в 1136 г. — Успения на Торгу. Обе церкви позднее были полностью перестроены и от древних памятников сохранились лишь самые нижние части. Раскопки дали возможность изучить технику кладки нижних частей стен и фундаментов этих храмов. Выяснилось, что церковь Ивана на Опоках была полностью перестроена в 1184 г., причем новую церковь поставили на основание первоначальной и поэтому планы их полностью совпадают. Однако западная стена церкви конца XII в. была отодвинута на 1,5 м к западу, очевидно, в связи с необходимостью утолстить эту стену для размещения в ней лестницы на хоры. Известная по результатам раскопок церковь Бориса и Глеба в детинце, построенная в 1146 г., приближается по плану к новгородским храмам начала XII в. и имеет квадратную лестничную башню. Она начинает серию не княжеского, а боярского строительства.
К середине XII в. окончательно сложился тип новгородского храма, свидетельствующий о наличии в новгородской земле самостоятельной архитектурной школы, существенно отличающейся от киевской. Новгородские церкви второй половины XII в. — небольшие четырехстолпные трехапсидные. Столбы их не крестчатые в плане, а квадратные. Лопатки на поверхности стен, обращенных внутрь здания, отсутствуют, а снаружи стены расчленены плоскими, хотя довольно сильно выступающими лопатками. Западная стена толще остальных стен, поскольку в ней размещена лестница на хоры. Снаружи обращает внимание почти полное отсутствие декоративных элементов: лишь зубчатый поясок в архивольтах закомар и плоская аркатура по верху барабана. Храмы имеют строгий и лаконичный облик. Широкое применение слабо отесанной плиты, лишь прослаиваемой рядами кирпичей, в большинстве случаев лишает здания геометрической четкости и придает им некоторую мятость форм, что новгородские зодчие явно используют как своеобразный художественный эффект.
Характерными образцами новгородских храмов второй половины XII в. могут служить полностью сохранившиеся Георгиевская (табл. 69, 7) и Успенская церкви (табл. 69, 10) в Старой Ладоге (Мильчик М.И., 1979, с. 101; табл. 70, 3). В интерьере Георгиевской церкви сохранилась значительная часть древней фресковой живописи. Не менее типичным памятником является и церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода (1198 г.) (Штендер Г.М., 1961. с. 169) (табл. 69, 8).
До Великой Отечественной войны церковь эта стояла полностью сохранившейся и, что особенно редко, хранила почти полный ансамбль фресковой росписи интерьера. Во время войны церковь была разрушена, но затем восстановлена по обмерным чертежам. Из зданий, сохранившихся не на полную высоту, к тому же типу относятся церкви Благовещения на Мячине (1179 г.) и Воскресения (1195 г.) в окрестностях Новгорода. Несколько подобных храмов были, кроме того, вскрыты раскопками: церковь Дмитрия Солунского в Пскове (табл. 69, 9), две церкви в Старой Ладоге (Спасская и неизвестная по названию), Успенская в Аркажах под Новгородом (1188 г.). Несколько особое место занимает полностью сохранившаяся церковь Петра и Павла на Синичьей горе в Новгороде (1185 г.); по своим архитектурным формам эта церковь полностью совпадает с остальными памятниками новгородской школы, однако возведена она не из чередующихся рядов плиты и кирпича, а из одних кирпичей в технике кладки со скрытым рядом. Единственным примером здания, продолжающего традиции новгородских памятников первой половины XII в., является церковь Ивановского монастыря в Пскове — шестистолпный трехглавый храм (табл. 69, 5).
Совершенно исключительным явлением в новгородском зодчестве может быть назван собор Мирожского монастыря в Пскове (табл. 69, 6), возведенный, по-видимому, в 40-х годах XII в. В отличие от всех памятников русского зодчества XII в. этот собор имеет явно выраженную извне крестообразную объемную композицию, образуемую высоко поднятыми средними членениями фасадов и резко опущенными боковыми. Впрочем, очень скоро западные угловые членения храма были надстроены. Композиция собора Мирожского монастыря, очевидно, отражающая византийские архитектурные формы, была в 1153 г. повторена в церкви Климента в Старой Ладоге, известной по материалам археологических раскопок. Следует отметить, что в отношении строительной техники и декоративных элементов оба эти храма ничем не отличаются от остальных памятников новгородской архитектурной школы.
Таблица 69. Древнерусские храмы XI–XIII вв.
1 — Новгород, Николо-Дворищенский собор (фасад, реконструкция Г.М. Штендера); 2 — Новгород, церковь Благовещения на Городище; 3 — Новгород, Георгиевский собор Юрьева монастыря; 4 — Новгород, собор Антониева монастыря; 5 — Псков, собор Ивановского монастыря; 6 — Псков, Спасский собор Мирожского монастыря (фасад, реконструкция Г.В. Алферовой); 7 — Старая Ладога, Георгиевская церковь; 8 — Новгород, церковь Спаса Нередицы; 9 — Псков церковь Дмитрия Солунского; 10 — Старая Ладога, Успенская церковь (планы даны в масштабе 1:500).
Свято-Юрьев монастырь
Там, где речка Волхов стекает с озера Ильменского, в далёком 1030 году основал князь Ярослав Мудрый святую обитель. Так как крёстное имя его было Георгий, то назвали её Свято-Юрьевской (Георгий и Юрий разные диалекты одного имени). Так гласят легенды, а в летописных документах первое упоминание о нём датируется 1119 годом. Это один из самых древних монастырей земли русской.
Расположен он недалеко от града Великого Новгорода, в пяти километрах к югу на берегу речки в живописном месте. В былые времена являлся он центром духовным для новгородцев, сейчас — самый крупный в области монастырь. До 1918 года он считался третьим из пятнадцати первоклассных монастырей России.
В первом варианте постройки обители были срублены деревянными, в том числе и главная церковь в честь Святого Георгия, которую построил основатель. Другой богоугодный князь Мстислав дал указ в 1119 году заложить на монастырской территории храм из камня. Искусный умелец Пётр воздвигнул великолепный собор — Георгиевский. По своим масштабам он уступал только Софии Новгородской.
Когда Мстиславу перешёл по наследству киевский престол, и он взял в жёны дочку посадника новгородского, то заимел в своём распоряжении огромные земельные владения. Он щедро наделил Юрьев Монастырь большими угодьями. Документ об этом сохранился в музее Новгорода. Он представляет собой тщательно выписанную на старом листе грамоту, жалованную от имени Светлейшего и сына его. Это самый древний оставшийся юридический документ ушедшей эпохи. В помещении на стенке в одном месте кто-то из монастырских жителей того времени оставил надпись о посещении храма Мстиславом в свои именины. Это было выявлено при реставрационных работах только в 1990 году.
Монастырские стены были сооружены в 1333 году. Это можно прочить в летописных документах: «…на 40 сажень с заборолами…». Он постепенно становится монастырём государственного значения, его глава — юрьевский архимандрит являлся вторым духовным лицом в Великом Новгороде. К концу 15-го века монастырь превратился в крупнейшего церковного феодала. При Екатерине Второй начался процесс уничтожения монастырских вотчин. В это трудное время обитель божья теряет часть своих богатств и владений.
В 1822 на должность главы вступает новый архимандрит Фотий. И, благодаря ему, у монастыря появляются новые благотворители в лице Александра Первого и графини Анны Орлово-Чесменской. Ей досталось в наследство очень большое состояние. Работы по строительству и реставрации закипели с новой силой. Были воздвигнуты собор Спасский, церкви Всех Святых и Неопалимой Купины, здание храма Воздвижения Креста, колокольня и многое другое. Проектировал колокольню известный зодчий Карло Росси
В 20-х годах 20-го века всё монастырское имущество подвергли экспроприации. Сначала оставалось шесть действующих храмов, потом действовал один. В начал 30-х службы ещё проводились в помещении Архимандритского корпуса. В конце концов, монастырь был распущен и обворован. В 1932 году в комплексе построек расположили дом для инвалидов.
В период военных действий монастырь оказался в оккупированной зоне. Здесь располагались различные военные подразделения врага. Кроме немецких солдат были испанские вояки, батальон литовской полиции вермахта… Некоторые постройки монастыря сильно разрушились.
После окончания войны, уцелевшие здания использовались под различные нужды. Здесь жили люди, которые не имели своего жилья, работали почта, музей, образовательное учреждение, магазин для продовольственных товаров, художественный салон.
В 90-х годах все здания бывшего монастыря передали Новгородской епархии. Началось восстановление обители. В 1995 организовали мужскую монашескую общину. В 2005 году здесь открыли духовное училище. Сейчас на территории ведутся службы в четырёх храмах. Пострадавшие здания и корпуса с божьей помощью ремонтируются.
Свято-Юрьев мужской монастырь в Великом Новгороде
Новгородская земля славится своими храмами и обителями, но самая известная религиозная достопримечательность этой территории — это Свято-Юрьев мужской монастырь.
Данная обитель в Средневековье была центром духовной жизни Новгородской волости, во времена Российской империи — высококлассным монастырем и только правление большевиков прекратило деятельность монахов. Обитель была восстановлена в 1995 году и с тех пор является частью культурного наследия области.
История обители
Впервые обитель встречается в документах 1119 года, в них описывается возведение собора СВ. Георгия. По легенде же Юрьев монастырь основали в 1030 году, когда князь Ярослав Мудрый построил несколько храмов по стране в честь своей победы. Георгиевский храм стал усыпальницей великих новгородских деятелей, поэтому всегда был поддерживаем властью финансово и был одним из крупных собственников земли. Монахи вели хозяйство и торговали в Новгороде. Даже в конце XVII века, когда все монастыри стали подвергаться изыманию имущества, во владении Юрьева монастыря остались около 15 мелких обителей, тысяч крестьян и обширные земельные угодья, включая водные и лесные хозяйства.
В XIX веке обитель вновь стала важной фигурой в Новгородской губернии — ее поддерживала местная графиня Анна Орлова-Чесменская. Именно на ее деньги были построены дополнительные здания и отреставрированы старые, были высажены ивовые аллеи и разведены многочисленные цветники.
В 1921 году советская власть отобрала все имущество у обители, а на его территории разместило дом инвалидов. Во время Второй мировой войны немцы располагали свои части в корпусах. После освобождения тут размещались попеременно различные государственные учреждения и только в 1991 году монастырь снова стал частью РПЦ.
Описание
Белые стены монастыря далеко видны над синими водами реки Волхов, а неподалеку раскинулось и озеро Ильмень. Даже сегодня, когда комплекс Юрьева монастыря до конца не отремонтирован и не отреставрирован, но его сооружения смотрятся грандиозно. На территории обители располагается несколько корпусов и высится большая колокольня. Большинство зданий отделано в стиле классицизма и представляют собой традиционные русские храмы.
Георгиевский собор
Он стал центральным собором всего монастыря, а строительство его началось в 1119 году по инициативе князя Мстислава I и под руководством мастера того времени Петра. Руке мастера, по преданию, принадлежит и строительство церкви Благовещения, а также Николо-Дворищенского собора. Храм Св. Георгия строили в течение 11 лет и только летом 1130 года он был освящен. Поскольку это был самое большое строение на территории монастыря, собор стал некрополем для новгородских знатных людей и русских князей.
В 1820-е годы собор был отреставрирован, но при этом пострадали его фрески, датируемые XII веком — они сохранились лишь частично. Во время реставрации оформление собора было проведено заново. В 1902 году отремонтированное здание вновь было освящено.
С приходом большевиков и советской власти в соборе были остановлены богослужения, его сильно повредили военные действия и восстановили лишь в 1951–1952 гг. Сегодня в нем продолжаются работы по восстановлению, хотя богослужения уже активно проводятся.
Крестовоздвиженский собор
Строительство нового собора проходило под руководством архимандрита Фотия и было поистине масштабным. Новый собор имел белые традиционные стены снаружи и внутри, и яркие синие купола со звездами. Главу храма видно издалека, а при ближайшем рассмотрении становится ясно, что украшали их с любовью. Всего на главах насчитывается 208 восьмиконечных звезд.
С приходом советской власти здание было определено вначале под музей, затем почту и склад. В начале 90-х годов тут располагалась галерея местных мастеров-живописцев. Только в 19991 году здание вернулось под руководство РПЦ и началась масштабная реконструкция — в 2004 году деревянные каркасы сменились металлическими, обновилась обшивка глав, система отопления была налажена. Сегодня в соборе проходят службы каждое воскресенье.
Спасский собор
Первая церковь, которая стала затем Спасским собором, была воздвигнута в 1763 году по заказу архимандрита Иоанникия I. Однако через 60 лет произошел сильный пожар, полностью уничтоживший строение. На фундаменте сгоревшего здания был воздвигнут Спасский собор по заказу того же архимандрита Фотия.
Храм имеет четыре придела, которые достраивались на протяжении 100 лет и паперть, которую также построили гораздо позже основного здания (только в 1830 году). Тем не менее общий стиль здания был сохранен, и он величественно сегодня смотрится как цельный комплекс, чему поспособствовали неоднократные реставрации. зданию пристроили паперть, а в 1836 году на цокольном этаже разместилась церковь Похвалы Богородицы. Именно в ней были захоронены тела Фотия и благодетельницы Анны Орловой-Чесменской.
При советской власти здание не использовалось по назначению и было несколько демонтировано — разобрали его купола и барабаны, чтобы они не затмевали главную церковь обители, Георгиевский собор. Здание серьезно пострадало в 1941-1945 годы и было частично восстановлено в 1950-х годах. Только после возвращения собора в РПЦ были отстроены заново купола и храм стал иметь прежний величественный вид.
Мелкие постройки
На территории внимание привлекает колокольня — она датируется 1841 годом воздвижения и имеет 4 яруса и высоту в 52 м. Ее части заметно различаются по параметрам — по легенде Николай I лично внес правки в уже готовый проект так, чтобы итоговое здание не стало выше или лучше колокольни в Кремле. Наверху колокольни ранее были часы с 17 колоколами, которые отбивали время. Самый большой из них весил 33,6 тонны — это был колокол «Неопалимая купина». Сегодня на ее вершине не только купола, но и вышка мобильной связи.
Две церкви на территории обители построены не отдельно, но стали частью больших зданий. Одна из них — это храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Она была заложена как просьба к Богу о защите монастыря от пожаров, поскольку именно от огня он несколько раз полностью сгорал. В 1828 году была заложена церковь, но войти в нее можно только из Южного корпуса.
Внимание! Сегодня там проводят службы для насельников и в праздники. Туристы не могут самостоятельно посетить эти помещения.
Второй храм — это церковь Архистратига Михаила, которая находится в башне с юго-восточной части стены. Башню возвели как часть ограды в 1760 году, а церковь там устроили в 1831 году. Реставрации тут впервые произошла в 2010-2013 гг.
Святыни и праздники
Особенные торжественные богослужения проводятся 4 раза в год, за исключением великих христианских праздников — Рождества, Крещения и Пасхи. Престольные праздники обители приходятся на следующие даты:
Паломники могут приехать в один из праздников, чтобы присутствовать на торжественном богослужении. Но и в обычные дни в обители можно приобщиться к святыням, которые там хранятся:
До революции в обители хранился кусок скалы, на которой была прикована знатная девица — именно ее спас великомученик Георгий. Там же в ризнице сохранялась и драгоценное блюдо, подарок от князя Всеволода-Гавриила. Но после революции эти святыни были утеряны или украдены.
На заметку! На территории расположен большой некрополь, в котором упокоены многие знатные люди Новгорода. Среди них и Анна Алексеевна Орлова-Чесменская — графиня, которая выступала покровительницей монастыря.
Современная деятельность прихода
Монастырь, несмотря на активную деятельность, не насчитывает большое количество братии — в некоторые годы их количество достигало всего 4 человек. Руководит братией архимандрит Лев. На территории 4-х храмов обители регулярно проходят богослужения, некоторые из них не отапливаются и присутствовать на службах в зимнее время года может быть затруднительно.
С 2005 года на территории была открыта Духовная семинария, которая с 2015 года называется «Епархиальные богословские курсы» и управляется архимандритом Львом. На территории обители расположен большой яблоневый сад, за которым ухаживают прихожане и монахи.
Для паломников вход на территорию монастыря бесплатный, но крайне желательны пожертвования, которые идут на реконструкцию и поддержание культурного достояния. Помимо богослужений, паломники могут остановиться в гостинице на территории и исследовать округ несколько дней, тем более окружающие пейзажи к этому располагают (возле обители есть даже пляж). Работает для туристов и трапезная, которая обслуживается братией.
Как добраться
Монастырь находится по адресу Великий Новгород, микрорайон Юрьево, Юрьевское шоссе, д. 10. Проще всего добраться до него на машине — на территории есть парковка и автомобиль позволяет окрестные пейзажи. Чтобы добраться на автомобиле из Новгорода надо выезжать по улице Троицкой, затем по главной дороге и ехать до поворота на Юрьев монастырь.
Свято Юрьев Монастырь в Великом Новгороде
Свято Юрьев Монастырь в Великом Новгороде — уникальное место, совмещающее в себе действующую обитель, памятник древнерусской архитектуры, видовую площадку и изумительную выпечку. По этой причине он и должен быть в вашем списке обязательного к посещению.
Как добраться
Если вы не на своей машине, то проще всего это сделать на автобусе №7 и №7А, которые идут от вокзала
Время отправления и прибытия автобуса (между Юрьевом монастырем и Витославлицами 2 минуты на автобусе или 4 минуты пешком)
Если вы на машине, то у монастыря есть парковка.
Историческая справка
Монастырь Святого Великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия известен больше как Юрьев монастырь. Он расположен в нескольких километрах от Великого Новгорода и стоит в месте, где река Волхов берет свое начало из озера Ильмень.
Изначально все строения были деревянными, первый каменный храм — сегодняшний Георгиевский собор — заложили лишь в 1119 году по приказу князя Мстислава Великого. В XII-XIII веках Юрьев монастырь являлся главным и самым богатым в Новгородской республике. Ему принадлежало 4654 крепостные души и 4416 десятин земли.
Зодчий Петр, который руководил строительством Георгиевского собора, является первым русским архитектором, чье имя зафиксировано в летописях.
В 1611-1617 годах монастырь разорили шведы. В этот период солдаты интервентов раскапывали могилы в поисках драгоценностей. И в 1614 году, вскрыв очередное погребение, они нашли нетленные останки. Шведы вытащили тело из могилы и поставили к крепостной стене. Оно оказалось абсолютно неразрушенным и выглядело как живой человек. Так церковь обрела мощи святого князя Федора Ярославича, которые сейчас хранятся в Софийском соборе.
В XVIII веке в Георгиевский собор перенесли мощи святителя Феоктиста, которые со временем были утеряны. Но во время раскопок в 2015 году гробницу обнаружили. Мощи поместили в Спасский собор.
В начале XIX века при поддержке государя и помещиков монастырь реставрируется, а заодно обзаводиться новыми церквями и корпусами. Но при советской власти обитель закрыли, ценности уничтожили или разграбили. Во время Великой Отечественной войны монастырь занимали немецкие и испанские части. Позже на его территории размещались почта, училище, антирелигиозный музей и приют. Восстановление былого величия началось только в 1990-х годах и длится по настоящее время.
Путеводитель 1974 года называет монастырь «крупнейшим очагом религиозного мракобесия» и сообщает о намерениях открыть гостиницу в кельях монастыря и ресторан в трапезной. Но эти планы не воплотили в жизнь.
Территория
На момент возвращения монастыря в Новгородскую епархию в 1991 году, его территория находилась в удручающем состоянии. Здесь проживали несколько семей, располагалось СПТУ, общежитие и мастерские. В корпусах была проведена перепланировка, сделавшая их непригодными для жизни монахов. В храмах отсутствовали иконостасы, сад больше напоминал свалку. Спасский собор стоял без куполов, а вся колокольня была разрисована вандалами.
Сегодня монастырь является действующей мужской обителью и памятником архитектуры Древней Руси. В его составе 8 основных строений:
Юрьев монастырь соседствует с пляжем, поэтому в жаркие дни рядом с ним много людей, желающих позагорать или искупаться. Это не способствует уединению монахов, но служители относятся с пониманием.
Монастырь строился не только как духовный оплот. Он выполнял еще и защитные функции. Его стены впервые упоминаются в летописях в 1333 году. Если посмотреть на монастырь сверху, то видны очертания крепости с угловыми башнями — церквями. Двухъярусные стены покрыты красной черепичной крышей, под которой находится галерея с чередой узких окон.
Корпусов на территории четыре: Полуденный, Орловский, Северный и Архимандритский. Все, кроме последнего, являются келейными, то есть относящимися к кельям.
Архимандритский корпус был отреставрирован, и с 2004 года в нем размещается Новгородское духовное училище. Оно не уступает по комфорту современным светским школам: имеет просторные классы, библиотеку, трапезную и актовый зал. Здесь постоянно проводят встречи, симпозиумы и чтения по религиозным вопросам. Ученики проходят практику в Спасском соборе, который является частью корпуса.
Орловский корпус занимают кельи монахов и гостиница для паломников. Он расположен прямо в крепостной стене. Внутри длинные изогнутые коридоры с кельями, которые, кажется, совсем не изменились с XVIII века. Есть только кровать с жестким матрасом, стул и столик у окна. На современность намекает лишь тусклая лампочка в углу.
Полуденный (Южный) корпус до конца не восстановлен. Отремонтирована лишь часть с церковью иконы Божьей Матери. Северный корпус выделен под канцелярию и кельи наместника, но реставрация в нем еще идет.
Карта схема Юрьева Монастыря на входе, там вы сможете посмотреть где что находится
Самое высокое здание на территории — четырехъярусная колокольня, построенная в 1838-1841 годы. На то, что она кажется непропорциональной, есть своя причина. По легенде Николай I изменил план конструкции и убрал средний ярус, чтобы сооружение не превосходило колокольню Ивана Великого в Москве. В итоге высота составила 52 метра. Раньше в круглой нише на верхнем ярусе висели часы. Время отбивали связанные с ними 17 колоколов. На втором уровне располагались еще 15. Самый большой колокол монастыря «Неопалимая Купина» весил почти 34 тонны. Зимой 1932 года все 32 колокола сняли и отправили на переплавку.
В петербургских архивах хранится запись перезвона Юрьевских колоколов, записанная за несколько дней до их уничтожения. Этот колокольный набор был самым тяжелым и масштабным в России.
Сейчас в монастыре 13 колоколов, самый большой из которых полутораметровый «Благовестник». Последняя реставрация колокольни проходила в 2009 году.
Сень-часовня над святым источником Юрьева монастыря представляет собой восьмиугольную ротонду, опирающуюся на уцелевшие семь колонн из восьми. Она увенчана большим луковичным куполом с крестом и кокошниками. В центре расположена каменная чаша. Дата основания не известна.
Храмы Юрьева Монастыря
Основной интерес для посетителей представляют Крестовоздвиженский, Спасский и Георгиевский соборы, а также церковь Неопалимой Купины.
Пятиглавый собор Воздвижения Креста Господня расположен в восточной части крепостной стены. Построен на месте сгоревшей безымянной церкви в 1823 году. Он имеет ярко-синие главки, украшенные золотыми восьмиконечными звездами. Их, кстати, насчитывается 208. До захвата власти большевиками собор имел богатое убранство и был украшен сюжетной росписью. На настоящий момент она не восстановлена, стены просто покрашены в белый цвет. Интересно, что в 1921 году собор являлся единственным действующим на территории монастыря, а в 1993 году именно с него началось возобновление служб. Храм отапливается, поэтому богослужения проводятся здесь круглый год.
Спасский собор возвели в начале XIX века на фундаменте сгоревшей церкви Александра Невского и его брата Федора. С тех пор он неоднократно менялся: были построены 4 новых придела и паперть, а в подвале устроена церковь Похвалы Богородицы. В ней похоронены архимандрит Фотий, 16 лет возглавлявший монастырь, и его духовная дочь Анна Орлова-Чесменская, которая являлась благотворителем монастыря. Их союз вызывал множество сплетен, даже А.С. Пушкин описал об этом в одной из эпиграмм: « Благочестивая жена душою Богу предана, а грешной плотию архимандриту Фотию». В 1936 году на храме были разобраны барабаны и сняты купола. Восстановили их только в 2007 году, после чего в 2009 году собор освятили.
При отце Фотии были построены Крестовозвиженский и Спасский соборы, Орловский корпус, колокольня, церкви иконы Божьей Матери и Михаила Архангела, а также проведены огромные реставрационные работы.
Монастырь часто страдал от огня. Поэтому в 1828 году началось строительство церкви в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина», которая считается защитницей от пожаров. Церковь расположена в середине Южного корпуса, поэтому проход внутрь возможен лишь через его коридор. Туристов туда не пускают, но паломникам вход разрешен.
Высота до главы, длина и ширина церкви «Неопалимой Купины» составляют по 10 метров.
На углах крепости есть две небольшие церквушки, которые обычно не вызывают интереса у туристов. Первая — церковь Архангела Михаила, построенная в 1970 году в качестве крепостной башни. Тогда она носила имя Михайловская. Лишь через 71 год в ней устроили церковь, которая была полностью разрушена во время Великой Отечественной Войны. Позже форму башни восстановили, но куполом она обзавелась только к 2013 году. Внутренние помещения пока находятся на реставрации. Вторая — церковь святого Алексия митрополита Московского. Она является построенным в 1850 году приделом Спасского собора и посвящена княгине Орловой-Чесменской.
Трехкупольный Георгиевский собор — главный храм монастыря. Его внешний облик остался близок к первоначальному, хотя храм самый старый в ансамбле. За восемь веков у собора появилось много разных пристроек, но их разобрали при реставрации в 1930-х годах. Однако во время своего появления собор был на метр выше и имел не кровлю, а покрытие, повторяющее форму стен.
В Новгороде Георгиевский собор по размерам уступает только Новгородской Софии.
Внутреннее устройство собора соответствовало званию княжеского храма. В нем специально для княжеской семьи построили просторные палати и два придела— Благовещения Пречистой и святых Бориса и Глеба.
Собор освятили в 1130 году. Перед этим его стены были расписаны, но древняя живопись почти полностью утрачена. Сохранились только фрески маленького храма, который расположен в северо-западном барабане. В восточной части между оконными проемами можно разглядеть изображения Богоматери Оранты, Богоматери Одигитрии и Спасителя. Справа и слева от них написаны фигуры пророков, преподобных и святителей. Потолок украшают изображения евангелистов.
Остатки росписи также можно увидеть в лестничной башне и на оконных откосах. Остальные изображения сбили со стен при реставрации. Часть использовали в строительстве, другие просто выбросили.
Собор расписали заново и установили семиярусный иконостас с серебряными царскими вратами. Иконы одели в позолоченные ризы с драгоценными камнями, повесили огромные светильники. В алтаре поставили кресло, принадлежащее Петру I. Графиня Орлова подарила храму образок Знамения Божьей Матери, выполненный из цельного изумруда и бриллиантов.
В 1929 году монастырь закрыли. Большая часть ценностей была украдена, но часть все же попала в музеи. Разорение продолжалось до 1935 года. Именно тогда уничтожили иконостас. Через 60 лет снова начался ремонт, и роспись в очередной раз заменили. Для работы пригласили знаменитых иконописцев М.Н. Сафонова. Эта настенная живопись сохранилась до наших дней.
Новый иконостас имеет пять ярусов, украшен колоннами и старинной резьбой. Над ним размещены изображения страстей Господних и крест. Конструкция занимает 20 метров в высоту и 15 в ширину. Несмотря на внушительные размеры помещения, внутри храма нет ощущения пустоты. Пространство зрительно сужено и раскрывается вверх.
Храмовая икона Святого Георгия сейчас находится в Третьяковской галерее.
Советы посетителям
Юрьев монастырь считается первым православным монастырем Новгородской земли и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это единственный уцелевший пример ансамблевой исторической застройки, сохранившийся в южных окрестностях города.