южные ворота исаакиевского собора
Южные ворота исаакиевского собора
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
3. Исаакиевский собор — Большие двери
Запись опубликована С фотоаппаратом по Питеру. Вы можете оставить комментарии здесь или здесь.
В собор ведут, помимо небольших служебных дверей, три большие по размерам парадные двери. Они действительно большие: площадь каждой из них равна 42 кв.м, высота створок — 6.8 м, масса каждой створки по 9.7 т. Изготовлены двери из дуба и покрыты литьём из бронзы с нанесённой декоративной патиной. И снаружи и внутри они украшены многочисленными скульптурами, бюстами и рельефами. Изнутри каждая створка дверей разделена на четыре кессона, в которые помещены рельефы. Тематика художественного оформления дверей была предложена Святейшим Синодом. Авторство всех дверей приписано И. Витали, хотя понятно, что такой объём работы невозможно было выполнить одному и у него были помощники. На это указывает и разный уровень художественного мастерства рельефов и скульптур.
По традиции, главным входом в православный храм является западный, так как в восточной части устанавливается алтарь. Искусствоведы отмечают, что именно западные двери выполнены с наибольшим мастерством.
1. Большие Западные двери.
Над дверями начертано: «Кресту Твоему поклоняемся». Их оформление посвящено эпизодам из бытия апостолов Петра и Павла. На бронзовой табличке на пяти языках написаны основные сведения о Больших Западных дверях.
8 вещей, которые нужно увидеть в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге
В этой статье я расскажу что стоит посмотреть в Исаакиевском соборе, потому что помимо очевидных вещей, есть много скрытых или тех, которые вызывают вопросы “А это тут откуда?”. А в конце дам несколько советов, как сделать поход в Исаакий более комфортным даже в высокий сезон.
Смотровая площадка на колоннаде Исаакиевского собора
Самая высокая смотровая площадка в Петербурге, но подниматься приходится пешком. Стоит ли оно того и насколько это тяжело? Я скажу свое мнение, по поводу того — стоит ли подниматься.
В Санкт-Петербурге был запрет на строительство зданий выше Эрмитажа, поэтому он весь построен примерно одного уровня и каких-то ярких доминант в нем нет.
Поэтому, когда вы смотрите на него с высоты, то перед вами просто плотная череда одинаковых крыш и где-то вдалеке видны торчащие одинокие купола.
Здесь нет вида, от которого захватывает дух, или хотя бы можно было хорошо рассмотреть какую-то старинную архитектуру.
Но при этом разочарованы вы не будете. Поэтому все просто — хотите подниматься — вперед, не хотите — не много потеряете.
Добавлю, что я еще раз приезжал специально ночью, посмотреть огни с обзорной площадки и вид мне не понравился совсем. Днем лучше.
все фото без обработки, просто снимал в движении
вот в такую дверь нужно протиснуться
Раньше чаши в руках ангелов зажигали в ночное время
Отделка Исакия — то, чем гордились русские Цари.
Отделка Исаакиевского Собора внутри — это просто произведение искусства. Серьезно — это просто концентрация роскоши, вкуса и стиля.
Я очень рекомендую зайти внутрь — оно того стоит. Собор строили 40 лет, из них 20 лет — занимались отделкой.
Внешние колонны выдалбливали из мраморных скал целиком и везли в Петербург на кораблях.
Чтобы здешнее болото выдержало такую тяжесть в землю забили 24 000 свай.
Это был главный собор Российской империи и он вмещал 12 000 человек, хотя архитектор говорил про 5000, потому что рассчитывал на знатных дам в пышных юбках.
Говорят, что ворота открываются 1-2 раза в год по большим православным праздникам
Каждую картину в этой двери можно долго рассматривать, все лица очень выразительны
Картинка, как везли цельные колонны из финского гранита
В Рускеале рассказывают, что их гранит мрамор шел на отделку Исаакиевского собора. Он на полу — темные блоки.
Рускеальский мрамор
Малахитовые колонны
У иконостаса стоят колонны сделанные из малахита. Это драгоценный материал из которого сейчас кольца делают — а тут целые колонны.
В основе Малахитовых колонн Исаакиевского собора находятся чугунные цилиндры, прикрепленные к гранитным основаниям. Их окружают медные тамбуры с наклеенными тонкими плитками из ляпис-лазури и малахита. Мастера в каменоломнях с помощью древнеегипетских технологий высекали круглые колонны, после чего их на укрепленных лошадиных повозках везли в Санкт-Петербург. Сегодня такой ручной труд без современных технических приспособлений кажется просто невероятным. Колонны обладают диаметром 1 м и высотой 9,5 м.
После распилки малахита получались тонкие плитки, толщина которых составляла 2,54 миллиметров. Далее начинался их подбор в зависимости от оттенков и жил. Мастера старались, чтобы швов между плитками не было заметно. Уникальная композиция из мозаичных плиток содержала самые причудливые узоры, а зеркальная полировка выделялась высоким качеством.
По сравнению с двумя соседними невыразительными лазуритовыми колоннами малахит выглядит грандиозно. Особенно это можно заметить при освещении колонн солнечными лучами, проникающими в собор через купол. Тогда малахит начинает неповторимо играть своими цветами.
Для колонн Исаакиевского собора заводчиком Демидовым был израсходован весь имеющийся у него малахит, что привело к обвалу рынка и стоимости камня, добывать который стало невыгодно. Согласно одной уральской легенде, использование малахита для строительства православного храма обидело языческую Хозяйку Медной горы и она сбросила все его запасы на недосягаемые глубины. В будущем нигде в мире не появились такие грандиозные малахитовые изделия, как в Исаакиевском соборе.
Витраж
В Исаакиевском Соборе единственный в Петербурге, а может и в России церковный витраж. У нас они были не популярны и пришлось заказывать из Европы.
Витраж, который светится изнутри — это потрясающе красиво.
Занимались им лучшие витражисты Европы: сначала художник Генрих Мария фон Гесс, который использовал специальную краску, потом мастера по изготовлению рамы, потом Макс-Эмануэль Айнмиллер. Я не буду перечислять всех нюансов, но каждый старался добавить что-то интересное с помощью самых передовых технологий своего времени.
Витраж с обратной стороны подсвечен, а я надеялся, что это солнечный свет.
Гобуль под куполом
Под главным куполом можно увидеть серебряного голубя, он кажется совсем маленьким, но на самом деле он 1,5 метра в длину и 2 метра в крыльях.
Для украшения главного купола храма использовали изображение Богородицы, которую со всех сторон окружают святые угодники. Его написал художник Карл Брюллов. Рядом распростер свои крылья голубь, символизирующий Святой Дух.
Вес скульптуры составляет 84 килограмма, длина между хвостом и клювом птицы – 165 сантиметров, а размах крыльев – 206 сантиметров. Высота от пола до голубя – 86,5 метров.
Кажется, что птица будто бы парит под куполом Исаакиевского собора. Эту фигуру в 1850-х годах изготовил мастер Иван Дылев на предприятии Берда. Для этого он использовал медную гальванопластику, а сверху нанес на голубя серебряное покрытие. Крепление двух крыльев к туловищу мастер выполнил с помощью винтов.
В 1931 году скульптуру птицы демонтировали и установили на постамент в храме. Ее реставрацией занялись только в 1989 году, после чего голубь снова «взлетел» под купол собора. В 2017 году скульптуру сняли и хранили в алтаре придела Св. Екатерины. Там ее очистили от пыли, промыли, протерли, высушили, нанесли на птицу специальный защитный состав и отполировали бязью.
Сегодня голубь снова парит под куполом храма
Видишь 2-х метрового голубя? А он там есть
Маятник Фуко
В 1931 году в Исаакиевском соборе состоялось открытие Музея антирелигиозной пропаганды. Ночью с 11 на 12 апреля того же года 7000 зрителям продемонстрировали опыт с использованием маятника Фуко, чтобы доказать факт вращение Земли вокруг своей оси.
В то время это был самый крупный маятник в мире, весом 54 килограмма. Его нить имела длину 93 м. Он мог раскачиваться с размахом 10 м. Одно качание происходило за двадцать секунд. В течение минуты маятник выполнял три качания. За это время начальная черта, как и вращающаяся Земля, отклонялась от плоскости качания маятника на 18 мм. Таким способом наглядно демонстрировалась траектория движения Земли, а наука, по замыслу советских пропагандистов, торжествовала над религиозным невежеством. Каждый день в течении более чем полувека этот эксперимент показывали в соборе.
В 1986 году у маятника сломался подвесной механизм. Его сняли и стали хранить в подвале храма. В данный момент он является экспонатом мемориальной экспозиции «Чтобы помнили», посвященной музейным работникам, совершившим подвиг в блокадном Ленинграде.
В центре собора до сих пор можно увидеть отметину в самом центре, как раз под голубем. Тут стояла платформа маятника.
Центр собора, на нем отмечена точка, куда приходил Маятник
Мозаичные иконы
При строительстве под Собором разместили 24 печи, чтобы сохранять в нем тепло. Но отапливать круглогодично такую огромную площадь не могли, поэтому первоначальные иконы начали портиться.
Тогда их было решено заменить на мозаику, причем сделанную настолько аккуратно, чтобы было неотличимо от росписи.
Сейчас образцы таких гигантских мозаичных икон выставлены в Соборе.
Это не живопись, это идеально отшлифованная мозаика
Собор во время второй мировой войны
Во время второй мировой войны Исаакиевский собор маскировали — все купола были покрашены в белый цвет. А в саду перед ним жители блокадного ленинграда выращивали капусту.
Но такую махину все равно не спрячешь и немцы использовали его как ориентир во время бомбежек.
Памятник Николаю I
Открытие памятника Николаю I состоялось в 1859 году после смерти российского самодержца. Он создан архитектором Монфераном, который построил Исаакиевский собор. На одной оси с памятником Николаю I стоит знаменитый Медный всадник. Они разделены Исаакиевским собором.
Единственной опорой шестнадцатиметровой статуи служат задние ноги лошади. На императоре надета парадная форма, которую носили в Кавалергардском полку.
Украшением пьедестала служат фигуры, символизирующие Правосудие, Веру, Силу и Мудрость.
Существует легенда, связанная с ними, в которой говорится, что эти фигуры лепили с жены и трех дочерей царя, позировавших скульптору. Пьедестал также оформлен горельефами с изображением основных событий эпохи Николая I.
Советы по посещению
Около касс находятся терминалы самообслуживания, где можно купить билеты без наценки.
Такие же терминалы стоят у дверей, поэтому к кассам даже идти не обязательно.
Если на входе вы видите большую очередь, смело обходите ее — скорее всего это собираются китайцы и ждут кого-то, либо организованная группа идет по одному групповому билету, а вы можете пройти в соседний турникет.
Время работы: с 10:30 до 17:30. Но тут какой-то бред. Если купить билет только на колоннаду, то можно подняться до 17:30, а если брать единый билет — то только до 16:30.
Сколько ступеней в Исаакиевском соборе на колоннаду
На колоннаду ведет 262 ступени. Каждая из них пронумерована, но чем выше — тем уже становится лестница. В конец двум людям уже не разойтись.
Как делали колонны Исаакиевского собора
Колонны для Исаакиевского собора выдалбливали целиком на финских карьерах, тогда это была часть Российской Империи, а потом на кораблях доставляли в Санкт-Петербург.
В честь кого назван исаакиевский собор
В честь св. Исаакия Долматского, день памяти которого совпадает с днем рождения Петром I. И именно в этой церкви венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.
Где находится исаакиевский собор
Исаакиевский собор находится в 600 метрах от метра Адмиралтейская в Санкт-Петербурге. От Невского проспекта идти 2,3км. От Василеостровской 2,7км.
Кстати, в здании метро Адмиралтейская находится очень интересный макет Петровской Акватории. Про него мало кто знает, а он заслуживает хотя бы часа вашего времени.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
https://img-fotki.yandex.ru/get/1025106/161887320.565/0_23eb8d_642c34fc_orig.jpg Воланд. Узн.
1. Внешнее аналогично внутреннему. 2. Подобное притягивает подобное. 3. Начинайте обращ.
Нейробиолог Ризолатти: Как мысль ставит больного на ноги Джакомо Ризолатти Ученый, от.
—Новости
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Рубрики
—Музыка
—Интересы
—Сообщества
—Статистика
«Господи, силою твоею возвеселится царь». Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Снаружи здание декорировано серыми мраморными колоннами, а каждый из четырех фасадов украшен неповторимыми скульптурными сюжетами. Общий стиль относится к классицизму позднего периода с элементами неоренессанса, эклектики, византийского направления.
Плеядой зодчих в Невском граде,
В честь императора Петра,
Был возведён с парадным блеском
Храм – покоряющий сердца!
Творенье мысли – Монферана!
И воля батюшки-Царя!
Вдохнули жизнь в созданье храма
Потомкам добрым на века.
© Copyright: Валентин Клементьев, 2010
Исаакиевский собор – самый известный и крупный храм Санкт-Петербурга, выдающийся пример русской религиозной архитектуры.
Это одно из самых значительных и красивых купольных зданий во всем мире.
Масштабы постройки впечатляют: она является четвертой по размеру христианской святыней после римского собора Святого Петра, лондонской церкви Святого Павла и флорентийского храма Святой Марии.
Высота сооружения составляет 101,5 метров, а его вместимость – около 12 тысяч человек.
Сегодня Исаакиевскому собору присвоен статус музея-памятника, но четыре раза в год, по самым значительным праздникам, здесь проводятся религиозные службы.
Официальное название – храм преподобного Исаакия Далматского, в честь которого и была возведена церковь.
Исаакиевский собор. Многие называют этот величественный храм восьмым чудом света.
Его формы совершенны, а уровень исполнения вызывает удивление и восторг.
Можем ли мы сегодня построить нечто подобное? Кажется, что технологии 21 века бессильны перед десятками тысяч тонн гранита, из которых создан Исаакий.
Видео: Исаакиевский собор, Санкт-Петербург / Saint Isaac’s Cathedral, Saint-Petersburg
История строительства
Император Петр I родился 30 мая по юлианскому календарю, в день памяти канонизированного византийского монаха Исаакия Далматского, поэтому монарх всегда с особым почтением относился к фигуре этого святого. В 1710 году император издал указ о строительстве храма в честь Исаакия неподалеку от здания Адмиралтейства. На этом месте была возведена церковь из дерева, вернее, под нее была переоборудована с небольшими достройками чертежная при морском ведомстве. Уже в 1712 году государь обвенчался здесь с женой Екатериной Алексеевной.
Петр I отдал приказ построить церковь во имя Исаакия Далматского для рабочих Адмиралтейских верфей
В 1717 году было решено начать обустраивать город каменными храмами, и по плану первой подвергнуться модернизации должна была именно Исаакиевская церковь.
В этом же году Петр I лично заложил первый камень нового собора. Если первая постройка отличалась простотой, как и большинство зданий в начале правления императора, то вторая уже задумывалась в стиле петровского барокко. Возведение святыни завершилось через 10 лет, а за все это время работами руководили трое разных архитекторов.
Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год
Тогда храм находился на том месте, где сегодня воздвигнут знаменитый «Медный всадник». Это было неудачное место, поскольку
фундамент строения постоянно размывался Невой. Постоянные дорогостоящие ремонты вынудили городской сенат искать новое место для собора. Уже в 1761 году был принят соответствующий указ.
Третий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год
Но закладка третьей Исаакиевской церкви произошла лишь в 1768 году, после одобрения указа вступившей на престол Екатерины II.
Е. А. Плюшар. Портрет архитектора Монферрана. 1834 год.
Усовершенствованный проект Исаакиевского собора был одобрен только к 1818 году, его автором стал француз Огюст Монферран.
Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из камней, использовавшихся при строительстве собора
Главным условием нового императора было сохранение роскошной алтарной части, а также пилонов под куполом. Собор значительно увеличивался в размерах, приобретая совершенно новые очертания: крупный центральный купол с четырьмя более мелкими, высокая колоннада. Со временем проект претерпел некоторые изменения, но его основная часть осталась такой же.
Освящение завершенного храма состоялось в 1858 году.
Вид на Исаакиевский собор с Английской набережной
Богатое украшение фасадов
Снаружи здание декорировано серыми мраморными колоннами, а каждый из четырех фасадов украшен неповторимыми скульптурными сюжетами. Общий стиль относится к классицизму позднего периода с элементами неоренессанса, эклектики, византийского направления.
Северный фасад
Северный фронтон. «Воскресение Христа».
Фраза, помещённая во фризе северного портика, — «Господи, силою твоею возвеселится царь»,— может считаться выражением идеи всего сооружения.
Рельеф фронтона северного портика — это «Воскресение Христа» (1839—1843, скульптор Ф. Лемер).
В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины.
Апостолы Пётр(слева) и Павел (справа)
Апостол Пётр (слева) изображён с ключами от врат царства небесного. По роду своих занятий он был рыбак, и жизнь его с самого начала и до конца была преисполнена всяких чудесных событий, о которых упоминается в евангельских сказаниях. Это, прежде всего, чудесный лов рыбы: рыба шла в таком количестве, что даже «сеть прорывалась», и «ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб»; это буря на Галилейском озере, когда Господь шёл по волнам к своим утопавшим ученикам и повелел Петру также идти по воде. Ревностный проповедник слова христианства, он мог исцелять расслабленных и воскрешать из мёртвых, и веру свою в Христа доказал мученическою смертью: по преданию, при императоре Нероне его распяли вниз головой.
Апостол Павел (справа) изображён с мечом, символом его ревностного служения Иисусу Христу. Вначале он был ярым гонителем христиан, везде их выискивал и истязал, но в один прекрасный день луч с неба поразил его — он ослеп. Он услышал голос Иисуса Христа, проникся его учением и с этого времени совершенно переменился. Зрение вернулось к нему; он стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры, совершил немало чудес, претерпел немало страданий и подтвердил свою веру мученической кончиной: в Риме, при императоре Нероне, ему отрубили голову.
Апостол Иоанн.
Евангелист Иоанн (в центре) изображён с орлом — символом высокого парения его богословской мысли. Он прожил дольше других апостолов, и, по преданию, ученики (следуя его желанию) погребли его живым. Когда же вскоре после погребения могилу его вскрыли, апостола там не оказалось: подобно Иисусу Христу, он воскрес из мёртвых.
Правая ниша «Положение в гроб»
Скульптуры в нишах — «Несение креста» (левая ниша) и «Положение во гроб» (правая ниша) — выполнены скульптором П. К. Клодтом.
Северная дверь собора
Двери: (скульптор Витали) «Вход в Иерусалим», «Се человек», «Бичевание Христа», Св. Николай Чудотворец, Преподобный Исаакий Далматский, Коленопреклонённые ангелы.
Западный фасад
Барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием».
Западный содержит барельефную сцену встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского, что символизирует единение небесной и мирской власти. Также с этой стороны храма присутствуют барельефные изображения чудес Христа, скульптуры апостолов Фомы, Марка, Варфоломея.
фрагмент западного фронтона «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием»
На фронтоне западного портика — барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842—1845 годах скульптором И. П. Витали.
Его сюжетом является единение двух ветвей власти — царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода). Изображённый в центре барельефа Исаакий Далматский с крестом в левой руке другой словно благословляет склонившего голову Феодосия, одетого в доспехи.
Слева от императора — его жена Флацилла. Ещё левее — две фигуры, в первой из которых улавливается сходство с президентом Академии художеств А. Н. Оленина, а во второй — c министром императорского двора и председателя Комиссии по строительству собора князя П. М. Волконского.
В правой части — коленопреклонённые воины[48]. В левом углу барельефа изображена небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках — портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферрана.
Надпись по фризу — «Царю царствующих».
барельеф с изображением Монферрана.
Апостолы Фома(слева) и Варфоломей (справа)
Фома (скульптор Витали) — этот апостол изображён с угольником в левой руке (как архитектор), с протянутой вперёд правой рукой, с удивлённым выражением на лице. Он был склонен к маловерию и в воскресение Христа поверил только тогда, когда дотронулся до него.
Варфоломей (скульптор Витали) — изображён с крестом и скребком. Он проповедовал учение в Аравии, Эфиопии, Индии, Армении, где и принял мученическую смерть: с него скребком содрали кожу, а затем повесили вниз головой.
Апостол Марк.
Западные двери.
Дверь: скульптор Витали: «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление расслабленного», Апостол Пётр, Апостол Павел, Коленопреклонённые ангелы.
Южный фасад
Барельеф «Поклонение волхвов».
На южном фасаде Исаакиевского собора размещен рельеф, сюжетом для которого послужила библейская сцена поклонения волхвов. Ниши и двери украшены известными сценами из Нового Завета, фронтоны венчают скульптуры апостолов Матфея, Андрея, Филиппа.
В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы, среди них выделяются фигуры месопотамского и эфиопского царей.
Справа от Марии склонив голову стоит Иосиф. В левой части изображён старик с ребёнком, в руках ребёнка — небольшой ларец с подношениями. В фигурах старика с ребёнком, месопотамского и эфиопского царей, раба-эфиопа видны индивидуальные особенности; сохранилось свидетельство о том, что их лепили с натурщиков.
Надпись по фризу — «Храм мой храм молитвы наречётся».
Апостолы Андрей (слева) и Филипп (справа)
Андрей (скульптор Витали) — проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, наподобие буквы Х, который с тех пор стали называть Андреевским. В России он считается покровителем флота; при Петре I был учреждён Андреевский флаг, а также Орден Святого апостола Андрея Первозванного.
Апостол Матфей
Южные двери
Двери: скульптор Витали: «Сретение», «Бегство в Египет», «Христос объясняет св. писание в храме», Александр Невский, Архангел Михаил, Коленопреклонённые ангелы.
Восточный фасад
Восточный, выходящий на Невский проспект, декорирован барельефом, изображающим императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель. За это Исаакия связывают цепями и отправляют в тюрьму. Также на фронтонах находятся скульптуры апостолов Луки, Иакова и Симона.
Восточный фронтон «Исаакий Далматский останавливает императора Валента»
На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» (1841—1845, скульптор Лемер).
В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель, опытный воин, царствовавший до Феодосия, был покровителем ариан, учение которых представляло собой попытку пересмотра христианского учения. Исаакий Далматский, последователь христиан, был посажен в темницу (на барельефе изображён момент, когда воины цепями сковывают ему руки), и освободил его лишь Феодосий, последователь христианского учения.
Надпись по фризу: «На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки».
Апостол Иаков
Иаков (скульптор Витали) — брат евангелиста Иоанна, он имел характер деятельный, был решителен и непоколебим в вере, за что и пострадал быстрее прочих. Первый мученик среди апостолов, Иаков был обезглавлен в Иерусалиме.
Апостол Симон.
Симон (скульптор Витали) — изображён с пилой. Этот апостол просветил учением Христовым Африку, по другому преданию — Британские острова, Вавилонию, Персию, и был распят на кресте. Пила — символ мучений, которые довелось испытать всем апостолам.
Апостол Лука.
Крест, венчающий купол Исаакиевского собораКрест, венчающий купол Исаакиевского собора
Архитектура — это азбука гигантов, величайшая система видимых символов, когда-либо созданная. Когда видишь, какие замечательные здания люди строили в старину, невольно думаешь, что они были счастливее нас. Великая архитектура — это величайшее свидетельство человеческого величия.