1 чем определяется структура рынка
Рынок
Что такое рынок
Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.
Признаки рынка
Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:
Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.
Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.
Функции рынка
Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:
Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.
Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.
Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.
Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.
Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.
Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.
Формы организации
Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.
Популярные формы организации рынка:
Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.
Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.
Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.
Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.
Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).
Виды рынков
Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:
по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;
по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;
по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;
по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;
с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;
по легальности — легальный, нелегальный;
по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;
по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.
Преимущества и недостатки рынка
Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.
Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:
все зависит от случая;
невозможно сделать долгосрочный прогноз;
проблемы с экологией;
Законы рынка
Закон стоимости
Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.
Закон спроса и предложения
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.
Закон конкуренции
Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.
Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.
Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.
Способы регулирования рынка государством
Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:
фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;
акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;
дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;
Условия развития рыночного хозяйства
Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:
свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;
наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.
Заключение
Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.
Раздел 1. Общие основы экономического развития
Цель данной темы – выяснить законы рыночной экономики, сущность и функции рынка.
Оглавление
1.6.1. Экономические законы рыночной экономики
Рыночная экономика, как уже было отмечено ранее, – это сложная специфическая система экономических связей в обществе по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, имеющая в качестве своих основ частную собственность, мотив прибыльности и спонтанно функционирующая в результате действия объективных экономических законов.
Важнейшую роль в рыночной экономике играет закон стоимости. Его суть заключена в том, что в основе цены лежит стоимость, которая определяется общественно-необходимыми затратами. При этом механизм действия данного закона – постоянное отклонение цен от стоимости. В результате закон стоимости выполняет три важнейшие функции в экономике: 1) распределение капитала между отраcлями и видами производства; 2) стимулирование роста производительности труда, применения более совершенных технологий; 3) дифференциацию товаропроизводителей.
Закон стоимости выражает самые глубинные связи и зависимости в рыночной экономике. Конкретизируется он через целую группу экономических законов: закон спроса, закон связи спроса с ценами на другие товары, закон предложения, закон взаимной связи спроса и предложения и др.
Особую группу составляют законы денежного обращения. Важнейший из них – закон количества денег, необходимых для обращения:
где: М – количество необходимых для обращения денег;
PQ – сумма цен проданных товаров;
v – скорость оборота денежной единицы.
И, наконец, в рыночной экономике действуют общие экономические законы: закон роста производительности общественного труда, возрастания потребностей, закон экономии времени и др.
Все экономические законы взаимосвязаны и взаимозависимы и в этом своем взаимодействии образуют механизм функционирования экономики. Рыночный механизм представляет собой систему взаимосвязей, обеспечивающую равновесие цен, баланс произведенных и требуемых количеств продукции через движение спроса и предложения. Это механизм приспособления предложения к спросу, т. е. решения трех основных проблем экономики: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
1.6.2. Преимущества и негативные стороны рыночной экономики
Преимущества рыночной экономики заключены в следующем (см. рис. 1).
Однако рыночная экономика имеет и негативные стороны (рис. 2). К числу важнейших из них относятся следующие.
Отсюда возникает социальная напряженность в обществе, возможность социальных конфликтов. Негативные стороны рыночной экономики порождают стремление создать регулируемую и социально-ориентированную рыночную экономику. Важнейшую роль при этом должно играть государство.
Регулируемая рыночная экономика характеризуется сочетанием рыночных (товарно-денежных) и плановых рычагов хозяйствования (см. рис. 3).
Сравнительная характеристика стихийного
и регулируемого капиталистического рынка
Источник: Бор М. З. История мировой экономики. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 1998. – С. 87.
1.6.3. Рынок, его функции, структура, рыночные индикаторы
Рынок – это неотъемлемая важнейшая часть, «сердце» рыночной экономики. Если в командно-административной системе сигналы идут от государства, то в рыночной экономики – от рынка (см. рис. 4).
В условиях рыночной экономики рынок выполняет ряд следующих важнейших функций (см. рис. 5).
Схему функционирования рынка характеризует модель замкнутого потока деловой активности (см. рис. 6).
Субъекты рынка: домохозяйства и фирмы (основаны на частной собственности) и государство (государственная собственность).
Домохозяйство – «householder» – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая является собственником какого-либо из факторов производства, самостоятельно принимает решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Фирма – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, самостоятельно принимает решения, стремится к максимуму прибыли.
Под государством понимаются правительственные учреждения, имеющие юридическую, политическую и экономическую власть для осуществления контроля над другими хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Структура рынка многогранна. Обычно выделяют 3 основных вида:
Все виды рынка разделяются на субрынки или рыночные сегменты. Их классифицируют по различным признакам (см. рис. 7, 8).
Рынок товаров и услуг
Свою стабильность рынок обеспечивает через рыночные индикаторы. Они выступают элементами рынка как информационной системы.
Главный индикатор – цена. На основе цены потребитель формирует спрос, производитель – предложение.
Следующий индикатор – заработная плата. Она характеризует состояние рынка труда: какие профессии являются дефицитными, какие – избыточными.
Норма ссудного процента – дает информацию, что выгоднее: вкладывать деньги в производство или в ценные бумаги; тратить ли имеющиеся средства сегодня или сберегать.
Важным индикатором выступает валютный курс: цена валюты данной страны, выраженная в денежных единицах других стран.
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 57-83, 138-140.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 106-114.
3. Павлова И. П. Общая экономическая теория: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
4. Павлова И. П. Общая экономическая теория. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 50-56.
Какова структура рынка и значение:
Структура рынка дает вам диалог при чтении рынка. Когда вы следите за структурой рынка, вы можете легко определять поток рынка и размещать сделки в зависимости от направления тренда. Структура рынка формируется и дает вам представление о том, когда рынок останавливается и начинает направленный тренд.
Чтение структуры рынка дает вам представление о том, в каком направлении будет течь цена, и вы можете «торговать по тренду».
На примере рынка USDCHF, так как это один из наиболее знакомых мне рынков, который дает четкое представление о структуре рынка.
Рыночные диапазоны до начала тренда направления.
Рынок будет варьироваться, и тренд направления основан на условиях потока заказа (будет освещен в более позднем уроке) Когда рынок выходит из фазы накопления, за ним всегда следует восходящий тренд, когда рынок выходит из фазы распределения, за ним всегда следует нисходящий тренд.
В приведенном ниже примере рынок находится в четко определенном диапазоне с колебательным максимумом и колебательным минимумом с каждой стороны в большие сроки (еженедельно).
Рынок переходит от трендового к масштабному окружению и от диапазонного к трендовому окружению. Когда рынок колеблется либо накапливаясь до начала тренда вверх, либо распределяясь до начала тренда вниз.
1. Для того, чтобы цена продолжала тенденцию к росту, она должна сделать более высокий высокий смысл, он должен будет сломаться и закрыться за пределами максимума слева.
Цена не достигает более высокого максимума, а вместо этого снижается.
2. Цена входит в нижний предел диапазона и не смогла сделать более высокий минимум, но скорее закрылась за пределами нижнего слева. На этом этапе структура рынка была нарушена, и в настоящее время происходит возможный сдвиг структуры рынка.
3. Цена возвращается на средний уровень диапазона и пытается торговаться выше и вместо этого делает более низкий максимум. Больше признаков того, что произойдет сдвиг в структуре рынка.
C) Сдвиг структуры рынка
2. Хороший пример идеального входа вращался вокруг направленной рыночной структуры. Цены набегают на предыдущий скачок до продолжения тенденции к снижению.
D) Сценарий использования
На примере, приведенном выше, более подробно:
1. Качающиеся высокие формы (Нижний высокий).
Используя наш нижний максимум как наш свинг-максимум, мы выделяем уровень и принимаем к сведению, что цена пришла в него.
2. Качели высоко-стреловидные
Увеличивая временные рамки, которые дают нам больше информации, мы можем видеть, что цена захлестнула/отклонилась от нижнего максимума в попытке сломать рыночную структуру вверх. После инженерной ликвидности с помощью предыдущего скачка максимума (более низкого максимума) мы можем предположить, исходя из тренда направления, что рынок продолжит снижаться после того, как не сможет сдвинуть структуру рынка в сторону роста.
3. После того, как цена ранее прокатилась вверх, мы получаем третий диск, в котором вознаграждение за риск поддерживает шорты, так как тенденция вниз, и цена взлетела на предыдущий максимум.
Что такое рынок?
По определению американского экономиста К.Макконелла, «рынком можно назвать любой институт, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретных товаров и услуг». А вот как объясняет, что такое рынок, журнал Economics: «это система добровольного обмена потребителей и производителей, базирующаяся на использовании денег… это универсальный способ движения жизненных благ от человека к человеку, от государства к государству. Это оптимальное решение экономических проблем».
Неотъемлемая часть любой рыночной системы – это товар. По сути, без товаров не бывает рынков. И наоборот: без рынков не бывает товаров.
Рынок труда
Есть несколько определений этого понятия, предложенных французскими, английскими и американскими маркетологами. Прежде чем перечислить их, отметим: этот вид рынка существует только в тесной связи с другими. Представим, к примеру, что рост инфляции снизил объём инвестиций в производство обуви. Директор обувной фабрики будет вынужден сократить число рабочих мест, а это тут же скажется на уровне безработицы.
Итак, рынок труда можно определить:
Рынок России
Как и в других странах, в нашей стране действуют рынки:
Всемирное внимание в последние годы приковывает к себе фондовый рынок России. Американские аналитики называют его перспективным. Несмотря на свойственные российской экономике высокие риски, доходность от успешно проведённых операций тоже высока. Как отмечает экономический портал UtMag, «Операции с ценными бумагами в Российской Федерации – это перспективный полигон для долгосрочного и краткосрочного инвестирования, позволяющий не только защитить капитал от инфляции, но и приумножить его».
Анализ рынка
Ведение бизнеса в какой бы то ни было сфере рекомендуют начинать с исследования этой сферы. В этом и состоит анализ рынка – то есть, подробное изучение его уникальных особенностей с тем, чтобы в дальнейшем принимать верные бизнес-решения. Данные, собранные в ходе исследования – статистика продаж товаров и услуг, результаты опросов населения – помогают ближе узнать клиента и понять, что конкретно ему нужно. И, конечно, выявить сильные и слабые точки конкурентов, производящих аналогичную продукцию. Только «прощупав почву» таким образом, предприниматель может занять свою рыночную нишу и прочно утвердиться в конкурентной среде.
Рынок услуг
Ещё одна разновидность экономических отношений покупателя и продавца – это рынок услуг. Причём самых разнообразных: образовательных, медицинских, юридических и т.п. Посреднического звена здесь фактически нет, ведь услуга, как правило, потребляется на месте. Она может быть материальной (скажем, ремонт бытовой техники или пошив одежды) и нематериальной (например, репетиторство или консультирование). Предложение быстро находит спрос, так как большинство услуг оказываются не один раз, а регулярно, ведь их нельзя «хранить». В целом, любой сервис призван повысить качество жизни человека.
Цены на рынке
Будь то сфера недвижимости, товаров или услуг, цены на рынке – это инструмент конкуренции. Есть несколько главных ценообразующих факторов, от которых зависит, какую цифру мы увидим на приклеенном к товару ценнике:
Есть и дополнительные факторы, влияющие на решение продавца: себестоимость товара, сезонность, география региона, где реализуется продукт. И ещё: перед тем, как ввести товар или услугу в свой каталог, продавец изучает платёжеспособность своей аудитории.
Рынок финансов
Слово finansia впервые стали применять итальянцы в 13 веке. Оно означало любой денежный платёж. Вскоре этот термин вышел далеко за пределы родной Италии, и теперь он даёт определение целой рыночной системе.
Чтобы экономика развивалась, необходимо, чтобы временно свободные денежные средства постоянно циркулировали между разными экономическими секторами. Для этого-то и нужен рынок финансов. Он включает в себя три сегмента, которые оперируют:
Состояние этих трёх рыночных секторов – показатель «здоровья» экономики как отдельного государства, так и всего мира.
Рынок ценных бумаг
Это часть финансового рынка. Здесь продаётся и покупается нечто особенное – не материальная вещь, не деньги и не услуга. Здесь циркулирует уникальный товар – бумаги, удостоверяющие:
Ценность этих денежных документов – не в них самих, а в правах, которые они способны предоставить своему потенциальному владельцу. Покупатель обменяет свой продукт или деньги на такие документы только в одном случае: если будет уверен, что они равны или даже превосходят по своей ценности предмет обмена. На этом и строится рынок ценных бумаг.
Мировой рынок
Это понятие существует уже несколько веков – с тех пор, как были открыты географические пути сообщения между странами и континентами, развилась морская, наземная и воздушная техника. Постепенно торговля стала глобальной, в товарно-денежный обмен включились все государства, ведь ресурсы Земли распределены неравномерно, и каждая страна ощущает нехватку тех или иных товаров.
Сегодня мировой рынок – это сфера обмена товарами и услугами на коммерческой основе во всемирном масштабе, подкреплённая стабильными товарно-денежными отношениями. Сама торговля при этом может происходить разными путями: на международных биржах, аукционах, торгах, ярмарках.
Функции рынка
Экономисты выделяют такие функции рынка:
Структура рынка
Чтобы понять, какова структура рынка, нужно сперва разобраться в критериях, по которым она определяется:
С точки зрения конкурентных отношений рыночная система может быть смешанной, свободной, монополистической и олигополистической.
По своему механизму рынок может быть свободным, регулируемым, неразвитым или деформированным.
По характеру продаж – оптовым и розничным.
Классификация рынков
Рынок может быть не только местным или национальным. С точки зрения использования товаров он может быть посвящён:
В свою очередь, у каждой из этих групп есть множество разветвлений. Скажем, потребительский рынок можно разделить на рынок одежды, обуви, бытовой техники, электроники и т.д.
Наиболее широким и всесторонне развитым считается рынок услуг. Сюда входит масса видов предложений – страхование, туризм, здравоохранение, транспортные услуги и так далее.
Ещё одна классификация рынков – по способу продаж – делит их на розничные и оптовые.
Инфраструктура рынка
В зависимости от рыночной формы меняется и инфраструктура рынка. Так, в случае с товарным рынком это всевозможные торговые точки, аукционы, ярмарки. Финансовый рынок состоит из валютных и фондовых бирж, банков, фондов и страховых компаний. Что же касается рынка труда, то «кирпичиками», из которых он строится, выступают трудовые биржи, службы занятости, центры повышения квалификации и подготовки кадров.
Но и это ещё не всё. Помимо всего прочего, здоровая рыночная система всегда насыщена рекламой, продвигающей товар, и информацией – то есть, всевозможными статистическими данными о спросе и предложении, позволяющими делать прогнозы на будущее.
1 чем определяется структура рынка
Рынок труда: понятие, функции, элементы. Классификация рынков труда. Конкуренция на рынке труда.
Рынок труда – это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое пространство – сфера трудоустройства, в котором взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труд.
Одновременно, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками и регулирующий его спрос, и предложение.
Рынок труда функционирует только во взаимодействии с другими типами рынков. Нарушение, дисбаланс в любом из них по «цепочке» передается во все другие. От уровня доходов населения зависит степень его трудовой активности: чем ниже доходы, тем, при прочих равных условиях, относительно большее число людей вынуждено выходить на рынок труда, что обязательно скажется на уровне безработицы.
Элементами рынка труда являются:
Первый элемент – субъекты рынка труда. Это наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.
Работодатель – наниматель, который может быть представлен разными «фигурами», в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Это могут быть: государственные предприятия, хозяйственные общества разных типов, общественные организации, частные предприятия, совместные предприятия, частные предприниматели и т.п.
Наемные работники – это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму – главный источник средств существования и индивидуального воспроизводства.
Развитие рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Наиболее массовая организация трудящихся – профсоюзы. Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов (рисунок 1):
Рисунок 1. – Система отношений на рынке труда
Второй элемент рынка труда – правовые акты и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы т.д.
Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.) проведения активной политики занятости, разработки и осуществления государственной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников.
Конъюнктура рынка труда
Конъюнктура рынка труда (третий элемент рынка труда) – это соотношение спроса и предложения труда, определяющее ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения. В каждый данный момент основная часть предложения и спроса на труд удовлетворены, что и обеспечивает функционирование общественного производства. Меньшая его часть в силу естественного и механического движения рабочей силы (выбытие людей из трудоспособного возраста и вступления в трудоспособный возраст, увольнений и переходов на новое место работы, выбытие старых и вывода новых рабочих мест) оказывается свободной и нуждается в соединении предложения и спроса.
Предложение труда – это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе – источника средств существования. Предложение труда на рынке определяют следующие категории людей:
Предложение труда на рынке определяется, в первую очередь, факторами демографическими – уровнем рождаемости, смертности, миграционных процессов, а также темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой, состоянием здоровья, уровнем квалификации и мобильности; зависит от величины заработной платы, от уровня жизни населения, от того, как организована государственная поддержка малоимущих семей и других факторов. Серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают процессы иммиграции в страну, т.к. они увеличивают общее предложение рабочей силы на рынке труда и усиливают на нем конкуренцию.
Спрос на труд – это то количество работников, которое готовы нанять производители на каждый данный момент при заданном уровне зарплаты. Главная особенность спроса на труд в том, что он производный, т.е. нанимателю рабочая сила нужна не сама по себе, а для того, чтобы производить конкретные товары или услуги. Поэтому спрос на труд непосредственно определяется ситуацией на товарном рынке. Рынок чутко реагирует на рост или падение покупательского спроса, а также на изменения производственных технологий.
Спрос на рабочую силу на рынке труда определяется числом и структурой рабочих мест. Рынок рабочих мест, как составная часть рынка труда, складывается из числа вакансий как на действующих, так и на вновь вводимых в действие предприятиях и организациях, и количества рабочих мест, занятых работниками, не удовлетворяющими работодателя, и поэтому ищущего им замену.
В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда различают три типа конъюнктуры рынка труда:
Конъюнктура рынка труда зависит от:
Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экологические и другие факторы.
Инфраструктура рынка труда (четвертый элемент рынка труда) – это его составная часть, включающая государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации и фонды. Сюда же входит нормативно-правовая среда, обеспечивающая эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.
Главная функция инфраструктуры рынка труда состоит в регулировании отношений между работодателем и работником по поводу цены и условий труда, решении социальных проблем работника, урегулировании социально-трудовых конфликтов на основе коллективных договоров.
Основными составляющими инфраструктуры являются:
Функции рынка труда
Под функциями следует понимать род и вид деятельности. Современный рынок труда выполняет следующие функции.