успенский собор рдейского монастыря
Богородице-Успенская Рдейская пустынь
1. Собор Успения Пресвятой Богородицы
2. Церковь Сретения Господня
Другие постройки и сооружения:
3. Сохранившийся фрагмент кирпичной ограды
4. Фундамент разрушенной монастырской постройки
5. Фундамент разрушенной монастырской постройки
6. Заброшенное кладбище
7. Современная жилая постройка
8. Современная жилая постройка
9. Поклонный крест
10. Утраченная часть ограды
Рдейская пустынь основана в 17 веке и находится на озере, называемом Рдейским, на небольшом, десятин в пять, полуострове. В давние времена поселились здесь отшельники и основали здесь обитель, которая впоследствии и получила название Рдейской пустыни.
И все бы так и оставалось, если бы волей судьбы на монастырь не обратил пристальное внимание богатый купец Александр Николаевич Мамонтов. Он ходатайствует о строительстве в запрятанной посреди болот Рдейской пустыни нового каменного храма на целых 750 человек, на что и выделяет средства. Строительство новой Успенской церкви начинается в 1898 году и заканчивается в 1902-м. Автором проекта являлся академик Каминский.
Заезжать в пустынь можно и с д.Каменки, и с д. Наволок. В зимнее время дорога накатана машинами, но можно угодить и в полынью, и в рытвину. В летнее время только пешочком по кочкам 11 км или же с кем-нибудь из местных на тракторе-вездеходе.
Сегодня из всех прежних монастырских построек сохранились только 50-метровый каменный Успенский собор с остатками величественного в прошлом иконостаса из итальянского мрамора, фрагментов восточной части каменной ограды, нескольких фундаментов каменных построек, одна из которых, как я предполагаю, и была монастырской колокольней, взорванной во время войны. И бывшее монастырское кладбище.
При храме, точно знаю, живет один из отшельников. Рядом с Успенской церковью срублена небольшая Сретенская церковь.
Ну и легенда, а может и нет. Я не проверял, да и другим не советую. Брать ничего из храма нельзя, говорят, Рдей накажет. Об этом свидетельствует недавняя история, когда двое охотников решили отодрать себе в баню плитки с храма, надрали два мешка и привезли домой. Вскоре один трагически погиб, а второй умер от неизлечимой болезни. Плитку собрали и вернули в храм, эти мешки до сих пор стоят в храме.
Загадки удивительного Рдейского монастыря
России есть немало загадочных мест, тайну которых невозможно разгадать, даже обладая багажом всех имеющихся у человечества знаний. Таков, например, Рдейский монастырь, расположенный в малонаселенной и труднопроходимой местности на Новгородчине.
Путь к монастырю, с трех сторон окруженному чудесным Рдейским озером, лежит через болота. Говорят, что с первой попытки дойти до этого места очень трудно: оно словно проверяет человека на крепость веры и силу духа.
В старинной легенде говорится, что место для будущего монастыря указал и благословил сам Андрей Первозванный во время своего путешествия из Киева в Великий Новгород. После этого, как известно из сказаний, данное место долго считалось заповедным и никого к себе не подпускающим.
Первые монахи появились на Рдее в XVII столетии. Они посчитали это место очень подходящим для основания святой обители. Первые ее постройки монахи возвели из дерева, посвятив их преподобным Зосиме и Савватию. Несколько десятилетий спустя был воздвигнут деревянный храм Успения.
У монастыря были и удачные времена
С годами монастырь рос и многие из его зданий перестраивались, а если случались пожары, трудолюбивые монахи восстанавливали все заново.
В 1764г. указом о секуляризации церковной собственности мужскую Рдейскую пустынь упразднили, монастырские земли изъяли в пользу казны, а церковное имущество передали другим монастырям Новгородской епархии.
В 1887г. Святейший Синод своим указом вновь открывает Рдейский монастырь – теперь как женскую обитель. Здешние монахини начинают заниматься обучением малолетних детей. Финансовую поддержку монастырю оказывает известный купец Александр Николаевич Мамонтов: на его деньги ведется строительства Успенского собора. Для этого за территорией болот специально был открыт кирпичный завод.
Соборный иконостас изготовили из итальянского мрамора, плитку для пола доставили из Польши, иконы и роспись создавали кремлевские мастера. Паровой котел, предназначенный для отапливания храма, смастерили на знаменитом уральском Демидовском заводе.
Постройка отличалась одной необычной деталью. Для православных храмов характерно ориентирование алтаря на восток, в Успенском соборе он был ориентирован на северо-запад. Это вряд ли можно объяснить ошибкой, однако тайна сия ушла в вечность вместе с А.Н.Мамонтовым.
В 1902г. на территории монастыря был открыт новый храм, вмещавший до 800 молящихся. Подчеркнем, речь идет не о городском храме, а о стоящем среди болот, в глуши. Несмотря на это, он был всегда заполнен верующими. Многочисленные паломники приходили сюда из самых отдаленных уголков страны, дабы оказаться на месте, которое благословил сам Андрей Первозванный, и поклониться святыням Рдейской обители – холстяной ризе апостола и нескольким чудотворным иконам.
Трудные времена
Безбожные советские времена добавили монастырю проблем, но он по-прежнему оставался действующим. В 1938г. обитель безжалостно ограбили, найти украденные святыни так и не удалось.
В годы второй мировой в этих местах проходили ожесточенные бои. Немцам так важна была победа в них, что они выпустили даже специальные наградные знаки. Фашистам крепко доставалось от здешних партизан, и они считали, что те используют монастырь в качестве наблюдательного пункта: колокольня Успенского храма позволяла осматривать окружающую местность.
Решив избавиться от досаждавшего им монастыря как смотровой площадки, фашисты заминировали всю его территорию. Никто до сих пор не понимает, как Успенский собор уцелел, когда вокруг повсюду взрывались мины.
Монастырь сегодня
Возникает вопрос: чем же полуразрушенный храм, лишившийся всех своих святынь, привлекает сегодня многочисленных паломников, не говоря уже о местных жителях? Причина, скорее всего, в том, что земля, на которой стоит Рдейский монастырь, является местом силы и способна исцелить тело и душу человека.
Мы уже упоминали о том, что эта земля сама выбирает, кого ей можно пустить, а кому лучше дать от ворот поворот. Кроме того, она не прощает людей, нанесших вред монастырю.
По слухам, все, кто осквернил стены обители своими «памятными надписями», ушли вскоре после этого из жизни. Известен случай, когда молодой парень приехал в монастырь, чтобы выполнить предсмертную просьбу отца – стереть со стены надпись, которую тот оставил, однажды побывав в обители.
А вот еще история на эту же тему. Один предприимчивый товарищ зимой приехал к монастырю на машине и снял с пола в храме часть уникальной плитки, чтобы оборудовать ею бани – свою и родственника. Месяц спустя обе бани сгорели, самого похитителя поразил тяжелый недуг, а его родственник сильно травмировался, работая с бензопилой. Осознав свой проступок, вор вернул в храм голубую плитку и после этого пошел на поправку.
Мы можем только предполагать, какую кару понесли грабители, похитившие монастырские иконы, и копатели здешних могил.
О чудодейственной силе монастыря слагаются легенды
В течение нескольких лет энтузиаст Мирон Антипов устраивает на мотодельтаплане воздушные экспедиции к монастырю, дабы привлечь к нему внимание общественности и потихоньку всем миром восстановить.
Сам Мирон – живое подтверждение сверхъестественных возможностей Рдейской обители. Несколько лет назад при посадке мужчина разбился: ему практически оторвало ногу. Была проведена операция, но функции ноги не восстановились, и Мирон не мог ходить без костылей.
Намучившись, он решил однажды попытать счастье в монастыре. С большими трудностями добравшись до него, мужчина провел в Рдейской обители одну только ночь. Когда Мирон вернулся домой, то несколько дней страдал от ужасной боли, однако за месяц функции ноги восстановились полностью. Сейчас Мирон Антипов вспоминает о костылях и своих злоключениях только во время бесед об удивительных чудесах обители.
Паломники, часто бывающие в монастыре, говорят: тот, кто собирается сюда, должен оставить дома все свои расчеты и планы, так как Рдея сама решит, пускать ли ей посетителя. Как же проявляется ее отказ? Человек либо начинает кружить, либо, сам не понимая причины, решает с полпути вернуться. А бывает и так, что на него нападает сильнейший страх, не позволяющий продолжить путь. Чудесная обитель открыта только для «своих», и этих счастливцев она приглашает к себе снова и снова
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!
Про Рдейский монастырь я слышала давно, но решили собраться мы туда только в этом году. Рдейский монастырь находится в Холмском районе Новгородской области. С трёх сторон он окружён Рдейским озером, которое считается святым, а с одной стороны болотом. Добраться до него летом самостоятельно проблемно, если только договариваться с местным предпринимателем, который возит до монастыря и обратно на гусеничном вездеходе «ГТС-ке», живёт он в деревне Каменка. Поэтому мы решили идти до Рдея зимой, когда болото затянется льдом. Идти нам предстояло долго — примерно 12 км в одну сторону.
Мы взяли с собой немного продовольствия и начали наш путь с деревни Наволок (Холмский район). В начале пути, мы прошли рядом с деревней Высокое — она, как и некоторые другие деревни была оставлена жителями после Великой Отечественной Войны.
Вокруг — тишина, снег и болото. По пути иногда проезжали снегоходы — или тоже в монастырь, или на зимнюю рыбалку на Рдейское озеро.
Когда ты понимаешь, что идёшь к святому месту, то путь не кажется таким тяжелым. Мы специально захотели пойти пешком, чтобы пройти своё малюсенькое испытание.
Завалиться на снег и просто полежать дыша свежим зимним воздухом всё-таки мне потребовалось.
Вот и виднеется уже в дали то, ради чего мы идём — наша жемчужинка — Рдейский Успенский монастырь.
Дороги напрямик к монастырю мы не увидели, хотя она там есть — обратно мы шли уже по ней, поэтому мы подошли к монастырю с другой стороны — прошли по льдом затянутому озеру.
Монастырь расположен на территории природного заповедника «Рдейский». Рдейский заповедник расположен на юге Новгородской области, на территориях Холмского и Поддорского районов и охраняет часть Полистово-Ловатской болотной системы.
Всё ближе и ближе мы приближаемся к этой загадочной святыне. В душе радость и спокойствие. Рдейский монастырь был основан в Лазаревском стане (городе) Торопецкого (бывшего Холмского) уезда (района) в 1666 году отшельниками.
Два храма, которые находились на территории монастыря были деревянными. Один из них был освящен во имя Преображения Господня, другой — во имя преподобных Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. Храм во имя преподобных Зосимы и Савватия сгорел в 1700 г. На его месте был заложен каменный двухэтажный храм с шатровой колокольней во имя Успения Пресвятой Богородицы, а внизу — во имя соловецких старцев, освященный в 1710 году. Для храма была написана икона Успения Богоматери — святыня обители, которая содержала в себе частицы мощей святых мучеников.
Храм Преображения Господня был разобран в конце 18 века по ветхости.
В 1764 году мужская Рдейская пустынь, к сожалению, была упразднена и обращена в приход. Через некоторое время приход тоже был закрыт. Неравнодушный человек Александр Андреевич Усинин, в 1880 году написал состоятельным людям просьбу о пожертвовании на восстановление Рдейской обители. Ответная реакция последовала от богатого купца, пережившего тяжелую болезнь и оставившего свои торговые дела — Александра Николаевича Мамонтова. Мамонтов пожертвовал 6 тысяч рублей и в 1883 году приход был восстановлен. Прихожанами стали крестьяне окрестных деревень — Кокачево, Остров, Высокое, Шапково.
Описание монастырских построек 1890 года сообщает, что в это время на территории монастыря находились каменная церковь Успения с колокольней, деревянная часовня, двухэтажный деревянный и трёхэтажный полукаменный жилые корпуса, некоторые хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, каретный двор.
В 1887 году по указу Святейшего Синода монастырь открывается снова. Он является женским и при нем образовано училище для детей.
В 1893 году вокруг монастыря была возведена ограда — восточная сторона каменная, с других сторон — деревянная. В 1897 г. Успенскую церковь разобрали, а в 1902 году на ее месте построили новый каменный Успенский собор. Новый храм был освящён 19 сентября 1902 года архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным). Вместимость его составляла — 750 человек!
Мистика Рдейского монастыря
Есть в России загадочные места, разгадать тайну которых невозможно, даже обладая всем багажом знаний, накопленным человечеством на настоящий момент. Речь пойдет о Рдейском монастыре, расположенном в труднодоступном месте Новгородской области.
Хоть сам монастырь окружен с трех сторон прекрасным Рдейским озером, путь к нему идет через непроходимые болота. Говорят, с первого раза мало кому удается достигнуть этого святого места, которое будто бы проверяет желающего побывать там на веру и упорство в достижении цели.
Одна из загадок монастыря связана с легендой. В ней говорится, что место будущего монастыря было указано самим Андреем Первозванным во время его путешествия из славного города Киева в великий город Новгород. Дойдя до озера, святой благословил это место.
Из сказаний известно, что после посещения Рдей апостолом это место долгое время считалось заповедным, да и слухи о нем шли как о привередливом, которое к себе никого не подпускает.
Первые монахи пришли на Рдею в XVII веке. Затворники были уверены, что это уединенное место очень подходит для вознесения молитв. Первые постройки будущего прекрасного монастыря были возведены монахами из дерева и посвящены преподобным Зосиму и Савватию. Спустя несколько десятилетий на территории монастыря воздвигли храм Успения, тоже деревянный.
Шли годы, монастырь рос, многие строения перестраивались, после пожаров трудолюбивые монахи все возводили заново. У монастыря были удачные и трудные времена.
Несмотря на то что Екатерина II приказала упразднить обитель, в ней продолжали жить монахи, людской поток желающих побывать в монастыре не прекращался ни на день. По болоту проложили надежную дорогу из прочных бревен. По ней безбоязненно продвигались не только паломники, но и кареты. Дорога пролегала от ближайшего поселения до самых стен монастыря.
С 1887 года монахини Рдей занимались обучением детей. Финансовую поддержку монастырь получал от одного из представителей купеческой династии Мамонтовых — Александра Николаевича. Именно он оплатил постройку Успенского собора на территории Рдейского монастыря. Для строительства собора за пределами болота был построен завод по производству кирпичей.
Иконостас собора выполнили из итальянского мрамора, напольную плитку привезли из Польши, а роспись собора и иконы создали кремлевские мастера. С Демидовского завода был доставлен паровой котел, благодаря работе которого отапливался храм.
Постройка имела необычную деталь — алтарь был ориентирован не на восток, как полагается в православных храмах, а на северо-запад. Вряд ли это было ошибкой, но тайна ушла вместе с Мамонтовым.
В 1902 году на территории Рдейского монастыря открыли новый храм, способный вместить около 800 человек! И этот храм стоял не где-нибудь в центре большого города, а в глуши, среди болот, на берегу лесного озера. Несмотря на такую удаленность, храм всегда был заполнен верующими. Многие паломники приходили из самых далеких уголков страны, чтобы побывать на месте, благословленном самим Андреем Первозванным.
Верующие стремились увидеть и преклонить колени перед многочисленными святынями рдейской обители: холстяной ризой апостола Андрея Первозванного и несколькими чудотворными иконами. В 1938 году обитель была безжалостно разграблена.
Долгие годы продолжаются поиски украденных святынь монастыря, но пока безрезультатно. Черные копатели при поиске не пожалели даже могилы.
Во время Второй мировой войны в районе Рдейского монастыря шли ожесточенные сражения. Победа в этой локальной схватке была так важна немцам, что они выпустили специальный наградной знак. Фашистам сильно доставалось от местных партизан. Фашисты считали, что монастырь используется народными мстителями как наблюдательный пункт: с колокольни Успенского храма можно было осматривать всю местность.
Чтобы избавиться от «проблемного» монастыря, немцы заминировали всю территорию. До сих пор никто не может понять, как смог уцелеть Успенский собор, когда вокруг взрывались мины.
Чем же сегодня этот полуразрушенный храм, потерявший все свои святыни, притягивает многочисленных паломников и местных жителей? Скорее всего, причина в том, что территория Рдейского монастыря считается местом силы, которая способна вылечить не только тело, но и душу. К тому же это место само выбирает, кого пустить, а кого нет, и не прощает того, кто наносит ущерб монастырю.
Говорят, что все, кто оставил свои «памятные надписи» на стенах обители, быстро ушли из жизни. Однажды в монастырь приехал молодой парень, чтобы исполнить предсмертную просьбу своего отца и стереть надпись со стены, которую тот сделал «на память», побывав однажды в обители.
То, что монастырь никогда не прощает вандализма, подтверждает еще одна история. Однажды некий предприимчивый товарищ, приехав на машине по зимней дороге к монастырю, снял часть уникальной голубой плитки с пола храма, чтобы использовать ее для оборудования бань — своей и родственника.
Через месяц обе построенные бани сгорели, сам похититель тяжело заболел, а родственник получил тяжелую травму при работе с бензопилой. Только после того, как вор вернул плитку обратно в храм, здоровье его пошло на поправку.
О чудодейственной силе монастыря и сегодня слагаются легенды. Вот одна из них.
Энтузиаст Мирон Антипов уже несколько лет устраивает воздушные экспедиции на мотодельтаплане для того, чтобы привлечь к монастырю внимание и потихоньку восстановить его всем миром.
Кроме того, он сам является живым подтверждением удивительных возможностей монастыря. Несколько лет назад он разбился и практически оторвал ногу при посадке. Ногу пришили, но ее функции не восстановились — без костыля Мирон перемещаться не мог.
Намучившись, Мирон однажды решил попытать счастья в обители. С большим трудом ему удалось добраться до Рдейского монастыря и он провел в обители всего одну ночь. Вернувшись домой, несколько дней он страдал от невыносимой боли, но функция ноги в течение месяца полностью восстановилась.
Сейчас Мирон вспоминает о ноге и костылях лишь при обсуждении темы о различных чудесах.
Паломники, которые часто бывают на службах в Рдейском монастыре, говорят, что те, кто собирается посетить монастырь, должны оставить все свои планы и расчеты дома, поскольку Рдея сама решает, пускать посетителя или нет.
Как выглядит отказ Рдей? Нежелательные для Рдей паломники либо начинают ходить кругами вокруг озера, либо человек, не понимая причины, вдруг решает вернуться с полпути обратно домой, либо на паломника нападает жуткий страх, который не позволяет продолжить путь.
Волшебная обитель разрешает войти только «своим», а потом приглашает их к себе опять и опять.
Путешествие в Рдейский монастырь
Спрятанный посреди бескрайних болот, Рдейский монастырь — одно из самых загадочных мест Новгородской области. Попасть сюда на колесной технике большую часть года практически невозможно, но нам все же удалось сделать это на стандартном Mitsubishi L200.
Посреди самого большого в Европе болота — Рдейского — есть огромное озеро. Формой своей оно похоже на неправильную восьмерку (знак бесконечности?). Перешеек образует два полуострова, на одном из которых и находится Рдейский монастырь, своим масштабом поражающий даже на спутниковых снимках.
Попасть сюда непросто. До ближайшей дороги — 12 километров болотной топи, большую часть времени преодолимой лишь на гусеничном вездеходе или болотоходе. Еще один вариант — идти пешком. Одна надежда — на суровый мороз, сковавший топь ледяными оковами.
450 километров по Новой Риге от Москвы до Торопца — это пять часов. Ледяная трасса Торопец-Холм — чуть больше сотни километров, но этот участок занимает еще почти три часа.
Узкая заснеженная дорога, лед, ямы — все это вытрясает душу и вынуждает быть особенно осторожным.
По сторонам проплывают черными истлевшими островками брошенные избы. Единственная жизнь здесь — в оазисах живых еще деревень и на лесопилках, которые примечаешь по тут и там сваленным в груды бревнам.
Указатель, знаменующий о переезде из Тверской области в Новгородскую — еще один из немногих признаков цивилизации.
От Холма до Наволока, последней «асфальтовой» точки маршрута — всего два десятка километров. Нужно принять решение — стучаться ли в дверь к местному жителю Владимиру, владельцу гусеничного вездехода, или пытаться преодолеть маршрут самостоятельно.
Нам повезло дважды — вездеходчика дома не оказалось, а мороз оказался настолько крепок, что дорога до монастыря стала практически каменной. Доехать можно было хоть на легковушке! Только расположенные повсюду в хаотичном порядке колеи от ГТС-ки, развороченные и покрытые колотым льдом, намекали, насколько нам повезло с погодой.
А вот и он, тот самый Рдейский монастырь.
Песчаный, поросший высокими соснами полуостров, на котором находится монастырь — единственный твердый участок суши на километры вокруг.
Начиная с конца 17 века, на этом месте существовала скромная обитель, основанная монахами-отшельниками. В конце 19 века при финансовой поддержке купца А.Н. Мамонтова, бывшего попечителем приходской церкви в Наволоке, на месте старой каменной церкви начали строить гигантский 50-ти метровый каменный храм, который вмещал бы 750 человек.
Первый вопрос, возникающий в голове – зачем строить такой большой храм посреди болот? Но это сегодня население всего Холмского района составляет менее 5800 человек, а 1897 году, согласно переписи, в Холмском уезде было учтено 88 000 душ населения.
Постройка храма была закончена в 1902 году и обошлась во внушительные 350 000 рублей. В те годы существовал золотой стандарт, и каждый рубль содержал в себе 17,424 доли чистого золота, то есть 0,774235 г в пересчёте на метрические меры. Таким образом, при средней цене покупки грамма золота в 2425,2 рублей, по нынешним временам строительство храма обошлось примерно в 657 186 153 рублей.
При строительстве использовались передовые инженерные решения, например, паровое отопление. Грандиозный иконостас был высечен в Венеции из мрамора, а пол был отделан польской кафельной плиткой.
Как доставляли стройматериалы? В старые времена к монастырю вела неплохая дорога. Использование дренажных каналов позволяло ездить по гати в любое время года.
Строительство было завершено в 1902 году. На территории монастыря были возведены полукаменные жилые корпуса, хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, а также каретный двор. Со стороны суши храм защищала мощная каменная ограда. К сожалению, она не могла защитить от неумолимого колеса истории.
«Разрыв со святыми или, вернее, уничтожение святого может стать всеобщим. Близится не новая революция, а могучее, беспощадное, бесстыдное, безоглядное, надменное преступление. Разве ты его еще не слышишь в раскатах отдаленных громов, не видишь, как небо, тяжелое от предчувствий, молчит и хмурится?»
— Штирнер
Потом случилась революция. Развернутая советской властью компания антирелигиозная компания набирала обороты. Если 1914 году в Российской империи насчитывалось 54 174 православных храма, 25 593 часовни, 1025 монастырей, то к моменту заката СССР в стране оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей, все остальные сооружения были уничтожены, заброшены, переоборудованы под хозяйственные постройки.
«Мы отрицаем Бога, мы отрицаем ответственность Бога; только так мы освободим мир» — Ницше
Благодаря удаленному расположению, службы в Рдейском монастыре продолжались до конца 1937 года, пока не был арестован и расстрелян последний его настоятель.
«Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь, и в самый кратчайший срок.
…
Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.»— Ленин
После расстрела настоятеля, Рдейский монастырь был разграблен и заброшен. Во времена ВОВ, в нем прятались партизаны. Затем позиция была занята немецкими войсками, которые помимо прочего взорвали колокольню, но не тронули сам храм. Но уцелев в войну, храм оказался бессильным перед потомками своих прихожан.
«Вечная радость становления заключает в себе также и радость уничтожения» — Ницше
Непроходимые болота не стали препятствием для местных жителей, окончательно разграбивших храм и «украсивших» его своими «автографами».
«Возложим наше упование на вечный дух, разрушающий и уничтожающий, потому что он есть скрытый и вечно творящий источник всякой жизни. Страсть к разрушению есть страсть творческая!» — Бакунин
Некоторые из них требовали применения альпинистского снаряжения — но ведь всецело вдохновленного идеей разрушения человека не могут остановить никакие трудности!
Мраморный иконостас был разбит.
Кафельная плитка с пола собора отлично подходила для бани, а листовое железо куполов — для кровли сараев.
Черные копатели на славу потрудились на монастырском кладбище.
«Наша цель – ужасное, полное, неумолимое и всеобщее разрушение!» — Бакунин
В тренде разрушения оказались и рыбаки, засыпающие озеро пустыми водочными бутылками и прочим мусором, и даже добропорядочные туристы: джиперы и вездеходчики распахали все окрестности монастыря, нанеся непоправимый вред экосистеме болота.
«Чтобы воздвигнуть новый храм, храм должен быть разрушен — таков закон» — Ницше.
Сегодня в холодных стенах снова горят свечи.
При храме живут несколько отшельников, срубивших небольшую часовенку, и занимающихся консервационными работами.
Скромный ручеек пожертвований — капля в море необходимых средств, так что до серьезной реставрации этого уникального храма пока еще очень далеко.
Да и кому он нужен, этот храм, спрятанный посреди болот — кроме туристов-экстремалов, которых и развалины вполне устраивают? На этот вопрос я получил неожиданный ответ, встретив шагающую по замерзшей гати семью паломников.
Хочется верить, что когда-нибудь Рдейский монастырь будет восстановлен. А до той поры – это еще один памятник двум силам, живущим внутри человека – силе веры и силе разрушения.