140 указ о льготной растаможке авто до какого действует
Подводные камни Указа №140. Как не надо приобретать авто из США
С момента публикации Указа №140 у большинства автовладельцев, желающих ввезти машину с Запада, обнаружились знакомые многодетные семьи или инвалиды (1-й и 2-й группы). Без 50%-ного возмещения в страну попадают единичные транспортные средства. По законам рынка вместе со спросом растет и предложение. Правда, как оказывается, не все игроки готовы следовать правилам. В одной из столичных профильных компаний уже зарегистрировали случаи обращений с описанием такого рода сомнительных сделок. Onliner попросил специалистов перечислить те самые «стоп-факторы», которые должны заставить потенциального покупателя отказаться от дальнейшего ведения дел с непроверенным автопродавцом, чтобы в итоге не потерять немалые деньги.
Авто из США. Погружение в тему
Дмитрий Больдюсов, руководитель профильной компании по подбору и информационному сопровождению в вопросе приобретения авто из США, утверждает, что для начала нужно смириться со следующим фактом: все машины из Америки приезжают в нашу страну битыми.
— Давайте рассмотрим конкретные модели, ввозимые из РФ и США, — самые популярные Ford Fusion или Mondeo. Последний в России стоит примерно на 20% дороже. Правда, над «американцем» приходится поработать — восстановить после аварии. Но и с такими затратами выходит выгоднее везти из-за океана.
— Попадая даже в легкое ДТП, в Америке авто теряет половину стоимости. В Штатах действует федеральный закон — после повреждений трех категорий машина либо сдается в утиль, либо отправляется на запчасти, либо выставляется на экспорт. Экспортная цена — обычно наполовину меньше актуальной — формируется не за вычетом ущерба после аварии, ее определяет экспортный рынок (то есть мы с вами). Упомянутые три категории следующие: повреждения колесной базы; повреждения несущих конструкций кузова (лонжероны, стойки, задние крылья и другие); сработавшие подушки безопасности. Авто с такими повреждениями не получают чистый техпаспорт (сlean title), больше их нельзя зарегистрировать в американском аналоге МРЭО. Им выдают другой документ — salvage title, с ним можно выставить машину на продажу на экспорт.
— Для американцев, на мой взгляд, это форма работы экономики: побил — отдал в Европу, Азию, Африку, после взял новую модель в кредит. Довольны производитель, дилер, банк и, пожалуй, сам клиент.
— На 100 привезенных автомобилей только 1—2 без аварийного прошлого, но они также имеют место быть. Примером тому может стать Lexus RX 350, купленный не на аукционе аварийных машин, а напрямую у дилера во Флориде. Итоговая цена такого авто на 20% выше средней цены на белорусском рынке даже с учетом льготной таможни. Такова плата за целостность машины.
Реальная история сомнительной схемы
Но, очевидно, белорусы хотят целые машины по цене поврежденных или еще дешевле. Это желание порождает мошеннические схемы. В уходящем месяце сотрудники компании Дмитрия столкнулись с одной из них. Действующие лица: покупатель Николай (имя изменено), автомобиль BMW 328 M 2017 года выпуска, с полным приводом, дизельным двигателем и пробегом в 30 тыс. км, а также неизвестное лицо, пытающееся заполучить деньги.
— Обратился человек с просьбой: я купил машину, есть сомнения — помогите разобраться в ситуации и по возможности осуществите ее вывоз. За вывоз без сопровождения в подборе и приобретении через наши персональные аккаунты мы, как правило, не беремся. Тем не менее общение продолжили, потому как ряд описанных ключевых моментов не мог не заинтересовать наше внимание.
— Выяснилось, что объявление о продаже 3-Series Николай нашел на сайте-агрегаторе, а позже получил уведомление о покупке авто через аукцион Manheim по продаже целых машин. Обратившийся уверял, что для входа в Manheim товарищ якобы передал ему пароль от аккаунта некой латвийской компании.
Со слов Николая, на аукционе сыграла его ставка в 9000 долларов. Мы знаем и понимаем рынок и слабо верим в чудеса. Озвученная цифра была явно заниженной. На самом деле самые крупные площадки — Manheim и Insurance Auto Auctions (iaai занимается битыми авто) работают только с юрлицами, дилерами. Участвовать в торгах физическое лицо может на Copart (на нем также представлены аварийные варианты), но сбор для физлица на 30—50% выше, чем для юрлица. Если на Copart или iaai увидите целую машину — скорее всего, это «кукла», покупка повлечет проблемы.
— Во-первых, аукцион себя так не ведет. Во-вторых, любые принятия / непринятия ставок / отказы должны сопровождаться уведомлениями с аукциона. Это второй звоночек. Третий — все общение происходило через переписку на личный ящик Николая. Хотя он даже не является дилером. Более того, в письме говорилось о русскоязычной поддержке. Как бы неприятно это ни звучало, но разовая сделка с белорусом — совсем не повод повышенного внимания и заботы для многомиллиардного Manheim.
— Николай утверждает, что успел переговорить «со специалистами аукциона» и ему все подтвердили. Но звонил он по номеру, указанному в письме, а не на официальном сайте Manheim. На другом конце трубки ему сказали: пора провести оплату. С момента покупки на все переговоры ушло полтора месяца. И авто, купленное по цене в 30% от рынка, все еще актуально? Как так? Исходя из своего 15-летнего опыта скажу, что при неуплате на третьи сутки после аукциона назначается штраф. Ни один аукцион не будет ждать 50 дней. Становится очевидным, что человека попросту «ведут».
Далее пошли в ход еще более нелепые аргументы и советы: для оформления машины на экспорт нужна справка из полиции, пишите на вот этот e-mail. Чудесным образом «калифорнийские» полицейские в кратчайшие сроки предоставляют нужный документ. Из справки становится ясным: BMW ранее был серьезно разбит. Но как так, если при покупке автомобиль продавался «под зеленым цветом» (зеленая линия говорит о качестве машины, и Manheim очень щепетильно относится к этому вопросу)? Да и CarFax говорит о том, что ДТП с данным авто зафиксировано не было. К тому же что это за обращение за справками? Нелепость какая-то.
— Как мне кажется, Николая специально подводили к тому, чтобы он отказался от покупки «баварца», но оставался «на крючке». Таким образом людей раскручивают на перевод все большей и большей суммы. Еще сильнее убедились в этом предположении, когда изучили инвойс — ни один белорусский банк не провел бы оплату по этому документу.
Выводы. Кратко
Мы не знаем, чем закончится данная история, но хотели бы предостеречь от сомнительных сделок в такой сфере, как приобретение авто из США. Вызвать здоровое сомнение в легальности сделки и честности продавца должны следующие факты:
Синусоида рынка
По словам Дмитрия, каждый подъем интереса сопровождается печальными историями о пропавших в неизвестность деньгах, переведенных якобы за машину:
— Любой рынок имеет периодичность. Есть взлеты и падения, обусловленные теми либо другими факторами: ожидание момента повышения пошлин или обвал российского рубля неминуемо ведут к росту спроса, а значит, и увеличению объема ввоза. Против этого — введение самой пошлины или перенасыщение рынка, что ведет к падению продаж. С ростом рынка активизируются и мошенники.
— Первый показатель возможных проблем — заниженная цена. А наши сограждане постоянно обманываются и продолжают искать вариант с самым низким прайсом. Им еще до удорожания растаможки предлагали такие варианты, правда не существующие в реальности. Таких историй была масса.
— Один из моих близких друзей так же попался: началось с желания купить автомобиль, а закончилось потерянной суммой с пятью нулями.
— С повышением таможенных пошлин в 2011 году серые схемы ввоза авто из США стали непопулярны. В 2014-м произошел обвал российского рубля, люди массово поехали за машинами в Россию. Там тоже было немало обманов на «вторичке», встречались неприятности и в салонах серых неофициальных дилеров. Через два года (это стандартный срок переворота рынка) белорусы поняли, что поездками в РФ добились только увеличения объема металлолома в стране. В конце 2017-го обострился спрос на нормальные авто с прозрачной историей. Начало вновь просыпаться американское направление. В 2019 году добавили льготную таможню, поток покупателей значительно увеличился. А вместе с ним вновь стали появляться уже слегка забытые серые схемы.
140-й указ, дающий возможность инвалидам I и II групп и многодетным семьям растаможивать автомобили со скидкой 50%, вышедший в апреле, стал, пожалуй, самой обсуждаемой автомобильной новостью весны-2019. Экономия, которая исчисляется тысячами евро, сделала пригон авто более выгодным. Эксперты ожидают оживления на рынке, а перегонщики бросились искать льготников.
Мало, но стабильно
Конечно, в целом это хорошо, ведь люди смогут привезти себе машину, сэкономив при этом немалую сумму. Особенно указ хорош для многодетных, которым в первую очередь будут интересны минивэны, а их у нас в продаже практически нет.
На первый взгляд может показаться, что эти изменения на руку перегонщикам, но это только кажется.
Не секрет, что и сейчас свежие машины из ЕС и США оформляют на так называемых «вешалок», но растаможиваются они по обычным тарифам для всех, с уплатой 100 процентов пошлины.
Льготников хватит всем
Льготники звонят сами
Когда говорят, что из-за указа могут возникнуть некие коррупционные схемы по поводу получения базы данных льготников, мне становится просто смешно. Это какая-то бредовая фантазия сотрудников правоохранительных органов или журналистов. Никто не будет «вешать» машину на какого-то совершенно незнакомого человека из базы данных. Не представляю себе перегонщика, который машину за 10-15 тысяч долларов оформит на неизвестно кого. Будут искать родственников, знакомых, знакомых знакомых, соседей и т.д.
Есть обеспеченные люди и среди льготников
Указ поставил перегонщиков в такое положение, что либо ты везешь машину с растаможкой 50 процентов, либо ты вне игры. По-другому никак. Растаможив авто по полной, ты просто не выдержишь конкуренции. Даже если машину по льготной таможне привезет не перегонщик, а просто сам инвалид или многодетный, а потом выставит ее на продажу, цена у него будет ниже. Знаю многих людей, у которых есть родители или родственники-инвалиды. Если они захотят машину пригнать, то, естественно, оформят ее на родственника-льготника. Да и многодетных, которые могут позволить себе привезти авто, не так уж мало. У нас почему-то принято считать, что все многодетные должны быть бедными, но, к счастью, это не так. Да и не все инвалиды живут на одну пенсию.
Кому это выгодно?
Перегонщики обрадовались, но не все
Владимир АПЛЕВИЧ
ABW.BY
Пока все «переваривают» Указ №140, немало достойных вариантов можно найти и внутри страны на вторичном рынке. Более 65.000 объявлений о продаже автомобилей в нашей базе
«Покупал авто как льготник, а остался должен государству». Разбираемся в нюансах растаможки по указу №140
Поскольку в апреле этого года государством было объявлено о послаблении таможенных пошлин на ввоз легковых авто для многодетных семей и инвалидов, многие белорусы решили этим воспользоваться и привезти из Европы и США автомобиль. На самом деле речь пойдет не о каких-либо подводных камнях или «неработоспособности» 140-ого указа. Сегодня мы расскажем историю одной семьи, которая стала жертвой ситуации то ли из-за банальной ошибки таможенных органов, то ли из-за собственной невнимательности, что стоило им почти 1 000 долларов.
В редакцию av.by обратился Валерий, который вместе с супругой столкнулся с нюансами растаможки транспортного средства из Европы в сентябре этого года. «Я часто бываю за границей, и купить там автомобиль для меня не проблема, — сообщает мужчина. — Данный Ford C-MAX с двигателем EcoBoost объемом 999 см куб. и пробегом чуть выше 20 тыс. км был приобретен в немецком автохаусе. У него имелись повреждения по левой стороне кузова, однако на сервисе документально подтвердили, что без нарушения его геометрии. Поскольку в Берлине мне не выдали номера из-за того, что автомобиль аварийный, я вынужден был перевозить его на автовозе. В Литве я должен был оформить страховку и получить временные «транзиты», чтобы пересечь белорусско-польскую границу, иначе меня бы не пропустили. Таков алгоритм действий для перевозки транспортных средств между странами Евросоюза».
Автомобиль стоимостью 6 000 евро оформляли на тещу Валерия, имеющую удостоверение инвалида. Мужчина демонстрирует доверенность, в которой зафиксировано, что от имени тещи и по ее поручению все действия, включая приобретение авто, таможенное оформление и регистрацию в ГАИ, может совершать супруга нашего героя. Валерий заранее проконсультировался по поводу растаможки европейской иномарки с законными льготами и не ждал никакого подвоха.
Со слов белоруса, какая именно дата выпуска у купленного им Ford C-MAX, он не знал, так как в Германии это не указывается. На данный момент Валерий, конечно же, владеет информацией, когда был выпущен его автомобиль, так как именно дата выпуска и стала ключевым фактором разногласий между ним и таможней. Однако обо всем по порядку.
«На красный канал для таможенного оформления в КПП Брузги на границе с Польшей мы въезжаем 16 сентября 2019 года в 21.00, — пытается восстановить хронологию прошедших событий мужчина. — При оформлении таможенной декларации я узнал, что действует заявительный принцип, то есть это значит, что все, что я заявляю в качестве документов, имеет важное значение. С «Белтаможсервисом» мы заключили договор поручения на подготовку и представление пакета документов в таможенные органы при оформлении товаров для личного пользования физлицами».
Валерий рассказывает, что специалист по таможенному декларированию, с которым они заключили договор, видела техпаспорт Ford, где была указана дата выпуска — 05.08.2016 г., и она не вызвала у нее никаких вопросов и подозрений.
В результате таможенные платежи были исчислены и уплачены в отношении автомобиля, с момента выпуска которого прошло более 3, но не более 5 лет и рабочий объем двигателя которого не превышает 1 000 см куб., по ставке 1,5 евро за 1 см куб. рабочего объема двигателя, что составило 3 411,78 руб., а с учетом льготной растаможки — 1 705, 89 бел. руб.
По сути, никаких подводных камней в функциональности 140-го указа Валерий не увидел. На практике оказалось, что 50%-ая скидка на таможенную пошлину вычисляется сразу при оформлении автомобиля, освобождая покупателя от лишней бумажной волокиты. Неожиданная новость прилетела позже и оттуда, откуда ее вовсе не ждали.
Спустя месяц от Гродненской региональной таможни пришло решение о неуплаченных в установленные сроки таможенных платежах. Дело в том, что в документах указали неверную дату выпуска ТС — 05.08.2016 г. вместо 11.11.2016 г., а поэтому принцип растаможки должен быть другим. В отношении ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС Ford C-Max 11.11.2016 г. в. стоимостью 6 000 евро уплате подлежат таможенные платежи в отношении автомобиля, с момента выпуска которого прошло не более 3 лет и стоимость которого не превышает 8 500 евро, по единой ставке 54% от стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 см куб., что составляет 7 376, 83 руб. (с учетом льготной растаможки — 3 688,42). В тексте решения было написано, что «возникла обязанность по уплате таможенных пошлин в размере 1 982, 53 руб.».
В немецком брифе действительно указано «05.08.2016», но это выпуск модельного ряда, а не конкретного автомобиля. Фактически оплачено 1 705,89 руб., а подлежало уплате 3 688,42, то есть нужно доплатить еще почти 1 000 долларов. Кто виноват в данной ситуации?
«Парадокс состоит в том, что ни я, ни таможенные органы еще не знали, что неверно указана дата выпуска, а пеня исчислялась с момента ввоза автомобиля в РБ, то есть с 16 сентября, — возмущен Валерий. — Я звонил в «Атлант-М», официальному дилеру, и по вин-коду узнал, что дата выпуска автомобиля — 11.11.2016 года. Но меня волнует другое: почему тогда, когда я предоставлял таможенные документы на границе, мне не сказали, что есть несоответствие по году выпуска? В таком случае у меня было бы несколько вариантов решения проблемы. Во-первых, возврат на сопредельную территорию в Польшу, где я дожидался бы 11.11.2019 года и въезжал бы по данным нормам. Во-вторых, я мог бы растаможивать автомобиль по ставке 3 688,42 руб., как с нас сейчас требуют. Либо, в-третьих, поставить Ford на склад временного хранения и ждать, когда ему исполнится три года. Мог быть даже четвертый вариант: оформить автомобиль как аварийный, но это нужно было делать до въезда на границу с заключением экспертизы».
Мужчина считает, что были нарушены права его тещи, на которую оформлялось транспортное средство, однако если в Гродненской региональной таможне прикрываются заявительным принципом таможенного декларирования, то в «Белтаможсервисе» ссылаются на то, что владелица предоставила документы не в полном объеме.
Кто-то согласится с этим и скажет: «Сам виноват — зачем сейчас искать крайних?» С другой стороны, Валерий пытается рассуждать немного под другим углом зрения: «Въезжая на таможенную территорию и оплачивая таможенные услуги по оформлению документов в размере 50 евро на возмездной основе, можно ли рассчитывать на правильное оформление данных документов или нет? Когда я задал им вопрос: «А если бы я заявил, что это BMW или Mercedes?», в ответ услышал: «Мы бы это увидели». А почему не увидели, что указана не та дата выпуска? Откуда я мог знать, что нужно было по VIN запрашивать год выпуска? Даже если у меня неполный пакет документов, почему мне оказывают услуги по оформлению?»
«Послушайте, я приезжаю в место, где работают специалисты, которые лучше меня знают, какие нужны документы. Я меняю автомобили в среднем раз в 7 лет, и за это время могут быть разные нововведения, — пытается разобраться в неоднозначной ситуации Валерий. — Почти уверен, что мне придется доплатить эти деньги. Больше 30% от этой суммы я уже внес. Хочется просто понять: в чем мы виноваты? Что мы скрыли? Мы расписались в декларации, которую составил за наши деньги специалист «Белтаможсервиса». Может, я и виноват в том, что не запросил год выпуска у дилера, но я был уверен, что там работают грамотные специалисты. Выводы я, конечно, сделал: нужно все и всегда перепроверять».
Кто несет ответственность в ситуации, когда при оформлении таможенных документов допускаются ошибки (в данном случае неверно указана дата выпуска транспортного средства)? Виновата ли и в чем владелица автомобиля? Почему ошибка была обнаружена после исчисления и уплаты таможенных платежей, а также выдачи удостоверения на ввезенное в РБ ТС? С этими вопросами мы обратились в Гродненскую региональную таможню и РУП «Белтаможсервис» — и вот что нам ответили:
140-й Указ о льготной растаможке авто в Беларуси для многодетных семей и инвалидов 1 и 2 групп
В целях оказания поддержки инвалидам и многодетным семьям 10 апреля 2019 года Президентом Республики Беларусь был подписан Указ № 140 «О возмещение таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе на территорию Республики Беларусь транспортных средств для личного пользования».
На сегодняшний день при льготной растаможке к категориям граждан РБ, на которых распространялся 140 указ, согласно изменений, вступившим в силу 5 июня 2020 года после публикации Указа Республики Беларусь от 2 июня 2020 г. № 188 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» добавились семьи, воспитывающие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, опекуны (попечители) детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.
На кого распространяется льготная растаможка
С учетом внесенных изменений к 140 Указу, возмещение таможенных пошлин и налогов в размере 50% при ввозе на территорию Республики Беларусь транспортных средств для личного пользования, за исключением водных и воздушных судов, предоставляется:
Льгота действует на уплату таможенных пошлин при ввозе одного легкового автомобиля в течение года (срок исчисляется со дня предыдущего ввоза автомобиля с применением 50% льготы). Возмещение производится лицам, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь.
Что является основанием для получения льготы
Для возмещения 50 % льготы на таможенные платежи необходимо предоставить оригинал одного из нижеперечисленных документов:
Какие транспортные средства можно ввести для личного пользования по 140 Указу
В соответствии с Решением Коллегии от 30.05.2017г. №74 к транспортным средствам для личного пользования относятся.
Соответственно, возмещение пятидесятипроцентной растаможки распространяется на все вышеперечисленные транспортные средства и прицепы.
Как пригнать автомобиль из-за границы по доверенности с сохранением льготы на растаможку
Если автомобиль покупает и ввозит третье лицо по поручению, то, кроме стандартного пакета документов:
необходимо предоставить:
1. Обращаем ваше внимание, что при ввозе ТС по 140 Указу, утилизационный сбор уплачивается в полном размере.
2. Льготной растаможкой по 140 Указу можно воспользоваться при ввозе автомобиля из-за границы и в течение года со дня его таможенного оформления.
«Под указ искали льготников среди родственников. А кто поспешил – ох как себе локти кусал!» Два года с льготной растаможкой
10 апреля исполняется ровно два года, как был принят знаменитый 140-й указ о льготной растаможке. Какие возможности он подарил и как повлиял на автомобильный рынок?
Ничто не предвещало
Если чего и ждали с нетерпением автомобилисты весной 2019-го, так это решения вопроса с госпошлиной, привязанной к гостехосмотру. А тут как гром среди ясного неба – Указ Президента РБ от 10 апреля 2019 г. №140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов». Документ этот появился совершенно неожиданно и, несмотря на вроде бы узкое применение (он распространялся лишь на отдельные категории – инвалидов I и II групп, а также родителей (усыновителей, удочерителей) в многодетных семьях), стал подарком для многих. Ведь уже с 13 апреля 2019 года льготники получили возможность ввозить в Беларусь автомобили с 50-процентной «скидкой» на растаможку. И это спровоцировало новый бум пригона автомобилей из Европы и США.
50% – это сколько?
Полная растаможка «проходного» по возрасту автомобиля (здесь и далее подразумеваем 3-5-летние машины, если не указываем иное) с двигателем объемом 1,5 л составляет 2550 евро, стало быть, «льготник» получил возможность сэкономить 1275 евро. Но если говорить о двигателе объемом 1,6 л, получим уже 2000 евро экономии, а в случае с 2,0-литровым – 2700 евро. Ну а, скажем, 3,0-литровый автомобиль 140-й указ позволил растаможивать за 4500 евро против 9000 евро – льготникам, разумеется.
Понятно, что для них же стала дешевле и растаможка более старых машин, но смысла в этом особо не прибавилось. Ведь если автомобиль старше пяти лет, то за тот же 2,0-литровый мотор по полной надо заплатить 9600 евро, а со «скидкой» – 4800 евро. Целесообразность сомнительная. И в этом как раз очень большая проблема для тех, кому собственно и положена льгота.
Инвалидам это все равно не по карману
«Кто хотел бы воспользоваться этим указом, по факту не может это сделать, потому что машина в возрасте 3-5 лет будет стоить более 10 тысяч долларов даже с льготной растаможкой, а у людей таких денег нет, – объясняет Дмитрий, который как раз имеет право на льготу по инвалидности. – У них есть, скажем, 4-7 тысяч, они бы взяли 10- или даже 15-летний автомобиль, уже переоборудованный под управление людьми с ограниченными возможностями (с ручным управлением). Но это нереально, так как на старые машины пошлины очень большие, даже если будет скидка 50 процентов.
Лучшим решением было бы вообще освободить таких людей от пошлины или каким-то другим образом предоставить возможность получить автомобиль за небольшие деньги, пусть даже без возможности продать его в течение 5 лет. Таких, у кого есть 12-14 тысяч долларов, среди моих знакомых, подпадающих под действие указа, мало. А остальные – откуда у них такие деньги?
Да, я слышал, людям предлагали от 300 до 500 долларов, чтобы на себя машину «повесили». Кто-то, наверное, даже соглашался. А мне такого счастья не надо – зачем потом вопросы со стороны таможни или налоговой? Себе я тоже машину не пригонял, хотя по идее мог бы. Но меня пока и старая устраивает, а деньги и так есть на что потратить».
Реальные покупатели среди льготников есть, но все же…
«Как только прошла информация про этот указ, как только механизм более-менее прояснился, сразу стали звонить клиенты (и старые, и новые), уточнять, что да как, кинулись искать знакомых и родственников, подпадающие под льготы, – вспоминает весну 2019-го Александр, работающий в сфере доставки автомобилей из-за рубежа. – Особенно острой тогда оказалась ситуация у тех, кто как раз заказал машину, она уже была в пути, уже на подходе – надо решать, на кого оформлять. Ну а те, кто только недавно пригнал и растаможил, скажем, в конце марта, ох как они локти тогда кусали!
При этом я не могу сказать, что вдруг стали все оформлять на подставных «покупателей». Точно знаю нескольких старых клиентов, которые получили право на льготу, потому что многодетные, – вот им этот указ как раз очень кстати оказался. Один такой семьянин уже лет десять старый Sharan «донашивал», а заменить его толком ничем не мог, так как пригнать и по полной растаможить минивэн уровня того же Sharan или Galaxy с 2,0-литровым мотором все-таки дорого, он и сам по себе «проходного» года недешевый. А так льгота позволила решать транспортный вопрос. Еще несколько человек обновили автопарк, но там были обычные легковушки.
Но что правда, то правда: с принятием указа народ активнее стал интересоваться пригоном, поток машин увеличился. Причем если раньше из Европы и даже Штатов чаще рассматривали модели с кубатурой 1,0 или 1,4-1,5 литра, то сейчас более популярны моторы 1,6-2,5 литра, потому что льготная растаможка обойдется примерно в те же деньги.
И свежепригнанных машин в принципе стало больше – просто посмотрите на улицы или взгляните на объявления. Раньше у нас был провал по ввезенным машинам 2010-2013 годов выпуска, их просто не было на нашем рынке. Почему? Потому что сначала активно возили до 2011-го, затем с новой «таможней» стали брать «проходные» варианты от трех до пяти лет. Потом в конце 2014-го стали гонять машины из России, но там были или новые, или в принципе разного возраста. Брать из Европы и США в те годы стали меньше.
Вернулись к этому как раз года два назад. Даже чуть раньше, чем до 140-го указа, но настоящий бум случился с его принятием. Но к тому моменту 5-летние машины были 2014 года выпуска. Вот теперь самые популярные из свежепригнанных предложений – машины 2015-2017 годов. Они и по цене достаточно интересные – как раз всякие новые Polo и Creta теснят».
Дает возможности для злоупотребления
И в самом деле, если за 15-20 тыс. долларов можно пригнать очень приличный подержанный автомобиль, причем с неплохим оснащением и мощным мотором, возможно, даже с полным приводом, то ряд покупателей предпочтет именно этот вариант, а не куда более скромную по классу и характеристикам модель, пусть даже из числа новых. Особенно если покупать «за свои», а не рассчитывать на кредит, который последние годы был хорошим двигателем продаж для дилеров.
«Сегодня нет ограничений на ввоз и отчуждение автомобилей по 140-му указу, что и порождает злоупотребления. В свое время нами вносились предложения по регулированию этого вопроса, но нас так и не услышали, – отмечает С.Михневич. – К сожалению, нам не представляют цифр по ввезенным на территорию страны подержанным автомобилям, у нас есть лишь экспертное мнение, что это десятки тысяч авто в год. Сегодня мы видим, что налоговые органы занялись законностью схем ввоза, они уже заинтересовались, откуда у малоимущих граждан деньги на покупку дорогих автомобилей Tesla, и мне кажется, что это только начало».
Как бы покупатели
Напомним, что в марте стало известно о том, что налоговая инспекция выявила схему перепродажи дорогих Tesla Model X и Model S, которые «вешались» на инвалидов и безработных. Указ №140 там ни при чем, но эта история показала, что подставными «покупателями» из числа «льготников» тоже со временем могут заняться, если еще не занимаются. И главный вопрос, который будет задан со стороны ИМНС, – откуда деньги на покупку машины, если официальные доходы этому не способствуют?
И мы уже объяснили, чего ждать «временным покупателям». Налоговая инспекция может потребовать подать декларацию о доходах, и если окажется, что расходы превышают доходы, а происхождение потраченной суммы никак не подтверждается, на нее насчитают подоходный налог в размере 16%. Такие вот дела.
Что в итоге?
Как минимум 140-й указ предоставил возможность хотя бы определенной категории граждан снизить расходы при покупке автомобиля за пределами таможенного союза. Правда, для тех, у кого бюджет сильно ограничен, это не решило проблему: недорого растаможить старый автомобиль (потому как на более свежий денег элементарно нет) все равно не получится. Имели ли место «схемы» с использованием льготников, покажет время. Ну а сейчас очевидно: появление указа способствовало повышению интереса к пригону машин из США и Европы, что очередной раз переформатировало наш автомобильный рынок.
Машины под заказ в базе объявлений Автобизнеса