2 этапы обучения способам передвижения на лыжах
Методичка на тему: » Методика обучения способам передвижения на лыжах»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ
ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ.
Методы обучения техники передвижения на лыжах.
Существуют следующие методы обучения техники передвижения на лыжах: словесный, наглядный и практический методы.
К словесным методам относится рассказ, объяснение, лекция и т.д.
К наглядным методам относится 1) правильное в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, 2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники передвижения на лыжах.
Практический метод предполагает разучивание упражнений в целом и по частям. Разучивание в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений разделение которых на части невозможно. При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части освоения спортивной техники осуществляется по частям. Овладение техникой передвижения на лыжах в процессе обучения осуществляется по следующей схеме:
Терминологически правильно назвать способ передвижения на лыжах;
Показ способа передвижения на лыжах с помощью наглядных методов;
Объяснить технику выполнения способа передвижения на лыжах;
Имитация способа передвижения на лыжах в целом и по частям;
Выполнение изучаемого способа передвижения на лыжах в упрощенных условиях (пологий склон 2-3 градуса, равнина);
Повторение изучаемого способа передвижения в сложных условиях.
Начальное обучение техники передвижения на лыжах.
В период обучения начальной техники следует объяснить занимающимся простейшие правила обращения с инвентарем. Особенно на первых занятиях следует выполнить ряд подводящих и подготовительных упражнений, позволяющих решить задачу по овладению «чувствам» лыж и снега:
Стоя на одной лыже несколько раз поднять вторую ногу изменяя высоту подъема;
Поднимание и опускание носков и пяток лыж;
Перестановка носков лыж в стороны и обратно;
Выполнение маховых движений лыжей вперед и назад;
Переставные шаги вправо, влево;
Повороты вокруг носок, пяток лыж.
Все упражнения выполняются с упором на палки, а при улучшении координации движения и равновесия без опоры на палки.
Последовательность и методика обучения классическим способом передвижения на лыжах.
Учитывая весь комплекс факторов влияющих на последовательность изучения способов обучения на лыжах (взаимодействие навыков, уровень физической и координационной подготовленности занимающихся, уровень сложности и способа передвижения на лыжах, принцип постепенности и другие дидактические принципы) наиболее целесообразно изучать классические лыжные ходы в следующей последовательности:
Попеременно двухшажный ход
Одновременно безшажный ход
Одновременно одношажный ход
Одновременно двухшажный ход.
ПОПЕРЕМЕННО ДВУХШАЖНЫЙ ХОД.
Создать целостное представление техники хода.
б) рассказ о применении хода в реальных условиях и объяснения структуры движения.
2) Необходимо обучить занимающихся технике скользящего шага при ходьбе без палок.
а) передвижение короткими скользящими шагами при большом наклоне туловища, при этом руки опущены или находятся сзади;
б) передвижение длинными скользящими шагами без палок под уклон и на равнине с сохранением одноопорного скольжения;
в) тоже с учетом числа шагов при прохождении отрезков 30-50 метров;
г) коньковый ход без палок под уклон.
3) Обучить толчку ногой и научить синхронно делать маховые движения ногами и руками.
а) маховые маятники образованные движением ногой вперед, назад;
б) по окончанию фазы свободного скольжения на левой лыже, вынос махом правой ноги, выпад и плавный перенос на нее массы тела, с последующим скольжением и синхронной смены рук. Возврат в исходное положение;
в) тоже но справой ногой в качестве опорной.
4) обучение отталкиванию палками в попеременно двухшажном ходе.
а) безшажный ход под небольшой уклон и на равнине с поочередным отталкиванием двумя палками и одной, сначала правой, затем левой;
б) безшажный ход под небольшой уклон и на равнине с поочередным отталкиванием правой и левой рукой.
5) отработать согласованность движения ногами и руками.
а) передвижение скользящим шагом с размахиванием руками держась за середину палок;
б) тоже, но с захватом палок ниже петель и переодической постановкой их на снег;
в) попеременным двухшажным ходом без активных толчков руками.
6) совершенствовать технику хода в целом.
а) передвижение в пологий подъем до 5 градусов
б) передвижение с различной скоростью на отрезках.
ОДНОВРЕМЕННО БЕЗШАЖНЫЙ ХОД.
Создать целостное представление техники хода.
2) Научить занимающихся согласовывать движения ног и рук с помощью имитации хода на месте.
3) Обучить технике одновременно безшажного хода в целом:
а) передвижение безшажным ходом под уклон 2-3 градуса;
4) Совершенствовать технику одновременно безшажного хода.
а) передвижение одновременно безшажного хода под уклон на отрезке 20 метров при минимальном числе отталкивания палками;
б) передвижение на отрезках 50-100 метров на скорость.
ОДНОВРЕМЕННО ОДНОШАЖНЫЙ ХОД.
Создать целостное представление техники хода.
2) Научить занимающихся согласовывать движения ног и рук с помощью имитации хода на месте.
3) Обучить технике одновременно одношажного хода в целом:
а) передвижение одношажным ходом под уклон 2-3 градуса;
4) Совершенствовать технику одновременно одношажного хода.
а) передвижение одновременно одношажного хода под уклон на отрезке 20 метров при минимальном числе отталкивания палками;
б) передвижение на отрезках 50-100 метров на скорость.
ОДНОВРЕМЕННО ДВУХШАЖНЫЙ ХОД.
Создать целостное представление техники хода.
2) Научить занимающихся согласовывать движения ног и рук с помощью имитации хода на месте.
3) Обучить технике одновременно двухшажного хода в целом:
а) передвижение двухшажным ходом под уклон 2-3 градуса;
4) Совершенствовать технику одновременно двухшажного хода.
а) передвижение одновременно двухшажного хода под уклон на отрезке 20 метров при минимальном числе отталкивания палками;
б) передвижение на отрезках 50-100 метров на скорость.
Последовательность и методика обучения подъемам на лыжах в гору, спускам на лыжах с гор, поворотам на лыжах при спусках с гор.
Учитывая весь комплекс факторов влияющих на последовательность изучения способов передвижения на лыжах наиболее целесообразно изучать способы подъемов на лыжах в следующей последовательности:
— подъем скользящим шагом;
— подъем ступающим шагом;
— подъем беговым шагом.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДЪЕМА НА ЛЫЖАХ.
Создать целостное представление о технике подъема на лыжах.
2) обучить технике подъема на лыжах.
а) преодоление подъема 3-5 градуса;
б) увеличить крутизну подъема 5-8 градусов.
3) Совершенствовать технику подъема на лыжах.
а) преодоление подъема 15-20 градусов;
б) преодоление подъема 25 градусов.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СПУСКА НА ЛЫЖАХ
В РАЗЛИЧНЫХ СТОЙКАХ.
Последовательность спусков в стойках:
Создать целостное представление техники спусков на лыжах.
2) Обучить принятию стоек на месте.
3) Обучить техники спуска на лыжах в различных стойках.
а) спуск на лыжах со склона 5-8 градусов;
б) спуск на лыжах со склона 10-15 градусов.
4) Совершенствовать технику спуска на лыжах в различных стойках.
а) спуск на лыжах со склона 15-20 градусов;
б) спуск с преодолением впадин, бугров скрытым выкатом, с поворотами.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ.
Последовательность изучения торможения на лыжах:
Создать целостное представление о технике торможения на лыжах.
2) Обучить имитации положения частей тела при выполнении торможения на лыжах на месте.
3) Обучить технике торможения на лыжах.
а) выполнение способа торможения после разбега с 4-5 шагов;
б) тоже со клона 5-8 градусов.
4) Совершенствовать технику торможения на лыжах.
а) увеличивая крутизну в начале склона;
б) увеличивая крутизну в конце склона;
в) увеличивая крутизну после выката со склона.
Выполняя упражнения необходимо увеличивать крутизну склона.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОВОРОТАМ
Последовательность обучения поворотам на лыжах:
— на параллельных лыжах.
Создать целостное представление о технике поворота на лыжах.
2) Обучать повороту на лыжах переступанием на месте.
3) Обучить повороту переступанием на лыжах в движении.
а) движение по кругу на ровной площадке с сильным отталкиванием ребром наружной лыжи в одну сторону, затем в другую сторону;
б) спуск с горы с переступанием на параллельную лыжню;
в) поворот переступанием к склону из спуска наискось.
4) Совершенствовать технику поворота на лыжах.
а) поворот переступанием вправо, влево на подножие горы;
б) тоже на середине склона.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
КОНЬКОВЫМ СПОСОБОМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Научиться отталкиваться скользящим упором. При освоении скользящим упором можно использовать следующее:
Поочередное отталкивание ногами с внутреннего ребра скользящей лыжи и перенос массы тела на другую лыжу. При спуске с пологого склона широко расставленными лыжами. Расстояние 50-60 сантиметров.
Тоже с подтягиванием толчковой ноги к опорной, после переноса массы тела.
Тоже, но с постепенным переносом к отведению носка толчковой и скользящей лыжи под углом до 24 градусов в направлении движения.
Поворот переступанием на ровной площадке при движении по кругу в одну и другую сторону.
Учитывая весь комплекс факторов влияющих на последовательность изучения способов изучения на лыжах:
— без отталкивания руками;
— одновременно двухшажный ход;
— попеременно двухшажный ход;
— одновременно одношажный ход.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОЛУКОНЬКОВОГО ХОДА.
Создать целостное представление о технике поворота на лыжах.
2) Научить занимающихся согласовывать движение ног и рук с помощью имитации хода на месте.
3) Обучить технике полуконькового хода в целом.
а) передвижение полуконьковым ходом под уклон 2-3 градуса;
в) чередование толчковой ноги через 3-5 циклов.
4) Совершенствовать полуконьковый ход.
а) чередование полуконькового и одновременно безшажного хода через 3-5 циклов;
Теория и методика базовым видам спорта «Лыжный спорт» 2013 г. Сергеев Г.А., Мурашко Е.В.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ
ЛЕКЦИЯ 2
ТЕМА: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ
Овладение разнообразием способов передвижения на лыжах по пересеченной местности, выработка умения использовать эту технику в различных условиях и приобретение специальных знаний – вот основные задачи обучения в лыжном спорте.
Педагог должен не только учить своих учеников технике передвижения на лыжах, развивать их физические способности, но и заботиться о воспитании всесторонне развитого человека.
Методика обучения технике передвижения на лыжах ставит своими задачами:
а) найти правильные пути для овладения отдельными способами передвижения на лыжах, то есть как можно быстрее и лучше научить занимающихся тому или другому способу передвижения;
б) установить наиболее целесообразную последовательность в обучении комплексу необходимых знаний, умений, навыков.
Обучение знаниям и выработка умений и навыков по передвижению на лыжах осуществляется методами, принятыми в современной спортивной педагогике. Выбор того или иного метода в известной мере зависит от подготовленности самого педагога.
На основе объяснений педагога занимающиеся должны составить общее представление о движении, и уяснить, какова основа того упражнения, которым надо овладеть, подметить наиболее ответственные моменты при выполнении упражнений.
К методам наглядности относится, прежде всего, показ изучаемого упражнения самим преподавателем или хорошо подготовленным лыжником. Весьма полезен также просмотр кинокольцовок, учебных фильмов и других наглядных пособий. Для формирования и совершенствования двигательных навыков, умений, развития физических качеств необходимы практические упражнения. Для правильного формирования технических умений и навыков передвижения на лыжах исключительно важную роль играет способность занимающихся контролировать свои движения и сопоставлять их с образцом.
Успешность обучения во многом зависит от умения преподавателя рационально использовать методические приемы: показ упражнения или его элемента на месте, выполнение упражнения по элементам и т. п.
Способы передвижения на лыжах, в зависимости от их сложности, разучиваются целостным или расчлененным методами обучения.
Преимущество целостного изучения способов передвижения в том, что при этом не нарушаются биодинамические связи между отдельными фазами движений.
При изучении и совершенствовании техники следует иметь в виду, что в лыжном спорте нет стандартных условий занятий и соревнований. Поэтому навыки занимающихся должны быть по возможности гибкими, подвижными.
Изучая наиболее сложные приемы техники, следует придерживаться следующей последовательности.
При необходимости как для овладения основами изучаемого способа передвижения, так и для исправления ошибок используют серию подводящих упражнений.
Постановка задач перед каждым этапом позволяет более последовательно и методически правильно строить процесс обучения. Однако следует заметить, что в зависимости от сложности изучаемого способа передвижения, предварительной подготовленности занимающихся, время этапов (особенно второго) может быть уменьшено или увеличено.
Основной задачей обучения в лыжном спорте является формирование у занимающихся навыков в передвижении на лыжах, которые формируются по следующей схеме:
По мере тренировки в различных условиях у лыжника формируются новые динамические стереотипы на внешние воздействия. На основе имеющегося навыка возникают его новые варианты. Все это и определяет высокое техническое мастерство лыжника.
При построении процесса обучения в лыжном спорте рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
Последовательность в обучении поворотам на месте
а) вокруг пяток лыж;
б) вокруг носков лыж.
а) махом правой или левой кругом;
б) махом правой или левой через лыжу назад;
в) махом правой или левой через лыжу вперед.
а) без опоры на палки;
б) с опорой на палки.
Последовательность в обучении способам ходов
Обучение способам спусков осуществляется параллельно с изучением способов подъемов.
Последовательность в обучении способам спусков
Последовательность в обучении способам подъемов
Последовательность в обучении способам торможений при спуске с гор
3) боковым соскальзыванием;
Последовательность в обучении способам поворотов в движении
Последовательность в обучении переходам с хода на ход
Формы проведения занятий.
Структура и типы уроков по лыжной подготовке
На протяжении длительного времени создавались и совершенствовались различные формы проведения занятий. В настоящее время к ним следует отнести:
— прогулки, которые осуществляются в зоны массового отдыха, и катания на лыжах;
— экскурсии к историческим местам, памятникам, спортивным комплексам;
Является основной формой проведения занятий, проводится в рамках точно установленного времени с постоянным составом занимающихся и по установленному расписанию. Во время урока применяются различные методы обучения в соответствии с программным материалом.
Структура урока по лыжной подготовке состоит из трех частей:
Для этого используются средства:
Продолжительность подготовительной части составляет от 7- 8 до 15-20 минут и заканчивается подготовкой места занятия.
3. Заключительная часть. В процессе ее проведения могут решаться следующие задачи и использоваться средства подготовки:
При проведении урока по лыжной подготовке должны решаться воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.
Конкретизацию задач по изучению и совершенствованию способов передвижения можно рассмотреть на примере попеременного двухшажного хода. Изучение этого хода начинается с 4-го класса и продолжается на протяжении всех последующих лет обучения.
Уроки по лыжной подготовке проводятся по учебным программам как обязательные занятия в школе, техникуме, вузе или с группами спортивного совершенствования в ДЮСШ, УОР, в секциях учебных заведений. В соответствии с поставленными задачами в практике работы по лыжным гонкам применяются четыре типа уроков:
Уроки по лыжной подготовке могут проводиться по программам обязательных занятий в школе, в средних и высших учебных заведениях, а также с группами спортивного совершенствования в учебных заведениях, ДЮСШ, УОР, ШВСМ и т. д.
Спортивная тренировка представляет собой организованный процесс воспитания, развития и совершенствования физических качеств и функциональных возможностей спортсмена. Однако эффективное ее воздействие возможно только при соблюдении определенной системы.
Система спортивной тренировки основывается на педагогических принципах воспитания и согласуется с определенными философскими и биологическими законами.
Спортивная тренировка является педагогическим процессом и потому подчинена общим принципам обучения и воспитания.
Воспитание, обучение и тренировка представляют собой единый педагогический процесс, который осуществляется на основе целого ряда закономерностей и принципов. В ходе реализации системы многолетней подготовки в лыжных гонках находит отражение дидактических принципов (сознательности и активности, систематичности и последовательности и др.).
Периодизация тренировочного процесса является основой планирования тренировок. Она должна быть организована так, чтобы при любой схеме сохранилась единая для всех видов спорта закономерность волнообразного изменения физической нагрузки с тенденцией к ее постепенному повышению.
Годичный цикл состоит из подготовительного, соревновательного и переходного периодов.
1. Подготовительный период состоит из трех этапов.
На первом этапе (весенне-летнем) закладываются предпосылки для становления (восстановления) спортивной формы; со второй половины этапа повышается общий уровень функциональных возможностей организма средствами ОФП.
На втором этапе (летне-осеннем) закрепляется спортивная форма средствами специальной физической подготовки, повышаются узкофункциональные возможности организма. На этом этапе следует применять средства, способствующие совершенствованию спортивной техники в бесснежное время года.
На третьем этапе (осенне-зимнем) завершается становление спортивной формы средствами специально-физической подготовки.
Средства тренировки лыжников
Средствами тренировки являются физические упражнения, которые способствуют развитию необходимых качеств и совершенствуют двигательную координацию.
Упражнения, которые служат для быстрейшего усвоения сложных приемов спортивной техники, называются подводящими; упражнения, которые служат для более быстрого снятия усталости и способствуют расслаблению мышц, называются отвлекающими.
Общеподготовительные упражнения содействуют общему развитию и применяются в большей или меньшей мере во всех периодах тренировки.
Соревновательные упражнения предполагают выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, в соответствии с существующими правилами соревнований.
Методы тренировки лыжников-гонщиков
Под методами, применяющимися в лыжном спорте, следует понимать способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества, формируется мировоззрение.
Все методы условно делят на три группы: словесные, наглядные и практические.
К словесным методам, применяемым в лыжном спорте, относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение.
Методы практических упражнений условно могут быть разделены на две группы: 1) методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, т.е. на формирование двигательных умений и навыков, характерных для лыжного спорта; 2) методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств.
В лыжных гонках чаще всего широко используются методы для развития выносливости и работоспособности организма, т.е. методы тренировки, направленные на развитие двигательных качеств. К таковым относятся:
Все охарактеризованные методы тренировки лыжников применяются в определенной последовательности и в различных сочетаниях, например, повторно-восходящий, повторно-убывающий и т.д., с учетом поставленных задач. Применение только одного какого-нибудь метода тренировки не может обеспечить адаптацию энергосистем организма к соревновательным нагрузкам. Кроме этого, монотонная однообразная тренировка неизбежно отрицательно воздействует на психику, следовательно, и на работоспособность лыжника-гонщика.
Методика обучения технике лыжных ходов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Областное государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Болотнинский педагогический колледж
Методика обучения технике лыжных ходов
Болотное, 2008
Рекомендовано к изданию ПЦК преподавателей физвоспитания и дисциплин медико-биологической подготовки Болотнинского педагогического колледжа.
Методика обучения технике лыжных ходов: Методические рекомендации / Сост. Г.А.Куц – Болотное, 2008г. – 15 с.
Предлагаемые рекомендации содержат методический материал для обучения техники лыжных ходов. Рекомендуется использовать студентам 2 и 3 курса во время прохождения практики и начинающим педагогам.
Одной из основных задач физического воспитания в школе, в том числе и уроков лыжной подготовки, является формирование у учащихся двигательных навыков и умений. Одновременно с этим на всех этапах обучения решается задача повышения их технической подготовленности. Успешное решение этой задачи возможно лишь при условии достижения высокой эффективности обучения детей, что позволяет уже в раннем возрасте заложить основы правильной техники, которые в дальнейшем являются предпосылкой совершенствования ее в среднем и старшем школьном возрасте.
Пути начального обучения технике передвижения на лыжах необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями растущего организма. При недостаточном еще физическом развитии современная высшая техника должна быть упрощена так, чтобы потом не приходилось переучивать, чтобы сразу закладывать такие основы техники, которые впоследствии будут все более совершенствоваться.
Применение методики одновременного обучения способам передвижения на лыжах предполагает по мере овладения одним способом переходить к изучению другого, совмещая обучение новому способу с дальнейшим совершенствованием предыдущего.
Подобную методику возможно применять уже с первого класса. Причем, если будут ставиться задачи по овладению не только отдельными способами передвижения, но и связками, т. е. переходами с одного способа на другой, то овладение системой движений будет проходить осознанно, что обеспечит более успешное формирование двигательных навыков, освоение детьми основ рациональной техники различных способов передвижения самого начала обучения.
Словесные методы: рассказ; описание; объяснение; беседа;
разбор; задание; указание.
Методы наглядного воздействия: показ всего способа передвижения в целом или отдельных его деталей.
Практические методы: целостного разучивания упражнения; расчлененного (по частям) разучивания
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЫЖНЫХ ХОДОВ
Лыжные ходы бывают классическими и свободными (коньковыми). При передвижении классическими ходами лыжник отталкивается остановленной лыжей вдоль лыжни вниз-назад. В коньковых ходах отталкивание производится скользящей лыжей и направлено под углом к лыжне в сторону. Ходы подразделяются на попеременные и одновременные в зависимости от движений руками. Если лыжник одновременно выносит руки вперед и отталкивается ими, ход называется одновременным, если поочередно – попеременным. Основа всех лыжных ходов – скольжение на лыжах.
Попеременный двухшажный ход относится к классическим ходам. Этот ход – один из основных способов передвижения на лыжах, применяется на подъемах малой и средней крутизны, а также на равнине при плохих условиях скольжения. Цикл хода состоит из двух скользящих шагов, при которых лыжник дважды поочередно отталкивается руками (рис.1.).
Одновременный бесшажный ход. Передвижение этим ходом осуществляется только за счет одновременного отталкивания руками. Применяется ход на пологих спусках, а также на равнине при хороших условиях скольжения. Цикл хода состоит из свободного скольжения на двух лыжах и одновременного отталкивания руками (рис.2).
Коньковый – современный скоростной ход, применяется на любом рельефе. Основа конькового хода – попеременное двустороннее отталкивание лыжами. В отличие от классического, отталкивание в коньковых ходах происходит скользящим упором. Цикл одновременного двухшажного конькового хода состоит из двух направленных вперед в сторону шагов и одного одновременного отталкивания палками.
Полуконьковый одновременный лыжный ход
Полуконьковый ход используется лыжниками на равнинных участках трассы, на пологих «тягунах» (подъемах) и спусках. В цикле хода одна нога лыжника опорная, другая — толчковая.
Одновременный двухшажный коньковый ход
Основа конькового хода — попеременное двустороннее отталкивание лыжами. Цикл одновременного конькового хода с отталкиванием палками через шаг состоит из двух направленных вперед-всторону шагов и одного одновременного отталкивания палками. Лыжник идет в пологий подъем. Он закончил отталкивание правой ногой под углом в сторону, сделал шаг левой и скользит на левой лыже (рис.5.). Палки вынесены вперед и ставятся на снег (кадр 1). Начинается сильное отталкивание палками и продолжается скольжение на левой лыже (кадр 2). Правая нога подносится к левой. Делается толчок левой ногой скользящим маховым движением в сторону-вперед (кадр 3).
Продолжается мощное одновременное отталкивание палками, усиленное наклоном туловища. Правую лыжу гонщик ставит на снег скользящим движением, развернув носком в сторону-вперед на внутреннее ребро (кадр 4). Заканчивается толчок палками (кадр 5). Делая шаг правой ногой, лыжник полностью выпрямляет толчковую левую ногу (кадр 6). Толчок окончен. Туловище выпрямляется, масса тела переносится на скользящую правую лыжу. Руки начинают вынос палок вперед (кадр 7). Левая нога после окончания отталкивания подносится к правой. С постановкой палок на снег начинается новый цикл хода (кадр 8)
Одновременный одношажный коньковый ход
Цикл этого хода составляют два шага с одновременным отталкиванием палками на каждый из них.
Лыжник закончил отталкивание палками и скользит на правой ноге, подтягивая маховую — левую (кадр 1). Стопа маховой ноги подносится к опорной, лыжник энергично выносит палки вперед, выпрямляет опорную ногу и разгибает туловище (кадры 2, 3). Палки активно ставятся на снег под острым углом, опорная нога сгибается в коленном суставе, и сразу начинается отталкивание палками, похожее на отталкивание палками в классических одновременных ходах (кадры 4, 5). Толчок палками сопровождается активным наклоном туловища. Завершая отталкивание палками, лыжник начинает толчок правой ногой и продолжает его до полного ее выпрямления (кадры 6, 7). Лыжник скользит на левой (опорной) ноге.
После отрыва толчковой лыжи от снега шаг повторяется в противоположную сторону (в направлении правой ноги) с отталкиванием левой. Руки быстрым движением выносят палки вперед в исходное положение для нового одновременного отталкивания.
Одновременный коньковый одношажный ход требует от лыжника хорошей координации движений и развитого равновесия. Самое сложное при освоении этого хода — сохранение равновесия на скользящей лыже при быстром выносе палок вперед. Сложен этот ход не только по согласованию движений. Вместе с увеличением частоты отталкиваний повышается скорость хода, его интенсивность, а поддерживать высокую интенсивность может лишь хорошо тренированный лыжник.
Применяется одновременный одношажный коньковый ход чаще всего на равнинных участках трассы (рис.6.).
Первый этап – обучение общей схеме движений
Цель и задачи: овладение схемой скользящего шага, освоение стойки лыжника, согласованность работы рук и ног, одноопорное скольжение.
Упражнения для изучения стойки лыжника
При изучении стойки нужно обратить внимание на мышечные ощущения, равномерное распределение веса тела на обе ступни. Колени не «накрывают» носки ботинок. Туловище слегка наклонено вперед.
Согнуть ноги в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, опустить согнутые руки вперед-вниз. Многократное повторение.
Из стойки лыжника принять основную стойку и вернуться в и.п. повторить несколько раз.
Сделать шаг вперед и принять стойку лыжника. Проверить положение рук, туловища, ног. Выполнять с правой и левой ноги.
Упражнения для изучения согласованных движений рук и ног
В стойке лыжника поочередные маховые движения рук с фиксацией их в переднем и заднем положении.
В стойке лыжника попеременная работа рук – без палок и спалками, удерживая их за середину, на лыжах и без лыж.
В стойке лыжника, руки за спиной, передвижение шагом.
Ходьба с попеременной работой рук и ног в стойке лыжника.
Стоя на лыжах, попеременные отталкивания руками под уклон.
Попеременная работа рук и ног. Передвижение на лыжах ступающим шагом с попеременной работой рук.
Стоя на одной ноге и держась одновременной рукой за рядом стоящий предмет. Поочередные маховые движения рукой вперед, ногой назад.
Упражнения для развития чувства равновесия и изучения одноопорного скольжения
Перенос веса тела с одной ноги на другую (касаясь носком свободной ноги опоры) в стойке лыжника.
Перенос веса тела с правой ноги на левую (с отрывом свободной ноги от опоры) в стойке лыжника.
Перенос веса тела с правой ноги на левую и наоборот с шагом вперед в стойке лыжника.
Стоя на одной ноге )на низкой и высокой опоре), махи другой с попеременным размахиванием рук.
В стойке лыжника на одной ноге попеременные махи другой с движением рук.
В стойке лыжника перенос веса тела с правой ноги на левую и наоборот с шагом вперед и попеременным выносом рук.
В стойке лыжника перенос веса тела с правой на левую и наоборот с прыжком вперед, руки за спиной. Зафиксировать одноопорное положение.
В стойке лыжника перенос веса тела с правой ноги на левую и наоборот с прыжком вперед и попеременной работой рук. Зафиксировать одноопорное положение.
В стойке лыжника шаговая имитация с попеременной работой рук в медленном темпе.
Прыжковая имитация на месте.
Прыжковая имитация в движении.
Второй этан – углубленное изучение элементов движения
Цель и задачи: овладеть элементами скользящего шага (подседание, отталкивание, махи рук и ног, активная постановка палок).
Упражнения для разучивания подседания и отталкивания ногой
Прыжок вверх толчком обеих ног.
Прыжок вверх толчком обеих ног с предварительным сгибанием.
В стойке лыжника, руки за спиной, шаг левой и правой ногой.
В стойке лыжника, руки за спиной, шаг левой и правой ногой с предварительным подседанием на обеих ногах.
В стойке лыжника, руки за спиной, шаговая имитация с акцентом на подседание.
В стойке лыжника, руки за спиной, шаговая имитация с акцентом на отталкивание ногой.
В стойке лыжника шаговая имитация с попеременной работой рук.
В стойке лыжника, руки за спиной, прыжок вперед-вверх с ноги на ногу с предварительным сгибанием толчковой ноги.(зафиксировать положение после приземления).
В стойке лыжника, руки за спиной, прыжкок вперед-вверх с ноги на ногу.
В стойке лыжника прыжковая имитация с попеременной работой рук (на равнине и в пологий подъем).
В стойке лыжника, руки за спиной, скольжение на одной лыже, многократное отталкивание другой ногой.
В стойке лыжника, руки за спиной, скольжение на одной лыже с отталкиванием 2-3 раза другой ногой.
В стойке лыжника, руки за спиной, скольжение на одной лыже с отталкиванием 2-3 раза другой ногой и попеременной работой рук.
В стойке лыжника, руки за спиной, попеременное скольжение на лыжах.
Попеременный двухшажный ход без палок и с палками.
В стойке лыжника скольжение на одной лыже, многократное отталкивание другой с попеременной работой рук.
Упражнения для изучения постановки палки и отталкивания рукой
В стойке лыжника маховым движением вниз-вперед вынести руки с палкой до уровня плеча. Многократно повторить движение правой и левой рукой.
В стойке лыжника вынести руку с палкой вперед и движением вниз отвести ее назад.
В стойке лыжника вынести руку с палкой вперед, активно вкалывающим движением поставить палку у каблука ботинка.
В стойке лыжника, делая шаг вперед, с силой поставить палку сзади опорной ноги.
Шаговая имитация с попеременным отталкиванием руками.
Прыжковая имитация с попеременным отталкиванием руками (в пологий подъем).
Скольжение на двух лыжах с попеременным отталкиванием руками.
Передвижение попеременным двухшажным ходом.
Третий этап – освоение лыжного хода в целом
Цель и задачи: овладеть ходом в целом, согласованно выполнять элементы движения.
Упражнения для изучения согласованного выполнения поз в граничных моментах скользящего шага
В стойке лыжника, руки за спиной, с шагом вперед оторвать толчковую ногу от опоры и зафиксировать положение.
В стойке лыжника с шагом вперед и попеременной работой рук оторвать толчковую ногу от опоры.
В стойке лыжника поочередно выносить руки вперед и имитировать постановку палки с акцентом опускания кисти.
В стойке лыжника поочередно выносить руки с палкой вперед, поставить её вкалывающим движением. Жим на палку и давление туловищем.
В стойке лыжника вынести руку с палкой вперед активно поставить под острым углом сзади опоры, перенести вес тела на опорную ногу, выпрямить её, сделать быстрое подседание и толком перейти в одноопорное положение.
Передвижение попеременным двухшажным ходом с акцентом:
1.на маховом выносе руки и ноги;
2. на согласованном отталкивании рукой и ногой;
3. на подседании и отталкивании ногой;
4. на отталкивании ногой, маховом выносе ноги и броске туловища.
Специальные упражнения на лыжах
1. Передвижение одновременным бесшажным ходом половина круга с максимальной скоростью, остальная часть круга в средней интенсивности попеременная работа руками. Выполняли по 2-3 подхода.
2. Передвижение одновременно одношажным ходом первую часть круга, а вторую часть одновременным бесшажным ходом в среднем темпе.
3. Передвижение в выше средней интенсивности на отрезках 500 метров, 1000 метров командами в составе по 5, 3, и 2 человека.
4.Передвижение на лыжах в средней интенсивности для развития выносливости от 3-5 км по большому кругу.
Рекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма на уроках лыжной подготовки
Уроки лыжной подготовки проводятся согласно расписанию.
2. Одежда учащихся подбирается в зависимости от температуры воздуха. Лыжные ботинки должны быть свободными, мягкими, сухими.
3. Длина лыж должна соответствовать росту лыжника (пластиковые лыжи короче). Лыжные палки должны быть в исправности и соответствовать росту и весу лыжника (при коньковом ходе длиннее).
4. Занятия должны проводиться организованно под руководством учителя. Передвижение к месту занятий осуществляется на лыжах или с лыжами в руках.
5. При выборе трассы для тренировок, проведения соревнований, приема контрольных нормативов необходимо предусмотреть, чтобы она проходила в защищенном от ветра месте, особенно на спуске, не пересекала замершие водоемы, густой кустарник, шоссейные и грунтовые дороги.
6. Лыжникам не следует обгонять друг друга на узких дорогах и не удобных для обозрения спусках. Не следует останавливаться и стоять на трассах спуска, пересекать трассы спуска, так как это может привести к столкновению.
7. При вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону.
8. Меры предупреждения обморожений во время занятий на лыжах:
одежда лыжника должна соответствовать погоде;
при появлении первых признаков обморожения открытых частей тела следует немедленно накрыть пораженное место сухой мягкой шерстяной тканью и легкими движениями растирать до возобновления кровообращения;
при появлении признаков обморожения ног (пальцев) следует немедленно отправить лыжника на базу и в помещении сухой мягкой тканью растирать ноги до возобновления кровообращения;
нельзя допускать растирание обмороженных участков снегом на улице.